Внутренний рынок в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине "Экономическая история"


студента экономического факультета

группы Из-181


Мусиенко Михаила Владимировича


Вариант № 13


Луганск-1998

Содержание:


1. Внутренний рынок в России, развитие торговли

государственного финансирования и кредита в 18 веке. 3 стр.

2. Возрождение экономики германии после 1-й мировой войны. 8 стр.

3. Политика Голизма во Франции. 13 стр.

1. Внутренний рынок в России, развитие торговли государственного

финансирования и кредита в 18 веке.

1.1. Экономическое развитие России в XIII веке.


К началу XIII Россия продолжала отставать в экономическом развитии от главных западноевропейских государств. Объем производства промышленной продукции был ниже, чем в Англии, Голландии, Франции. Капиталистические предприятия среди мануфактур в России составляли незначительное меньшинство. Негативным фактором в экономической политики было то, что Россия фактически не имела выхода к морю, так как путь в Европу через Белое море был сезонным и далеким.

Экономическое отставание России и связанная с ним военная слабость грозили ей потерей национальной независимости. Для ликвидации этой угрозы предстояло срочно осуществить ряд экономических и политических реформ: еще более укрепить государственную власть, провести европеизацию государственного управления, создать регулярную армию и военно-морской флот, построить торговый флот, добиться выхода к морю, быстрыми темпами двинуть вперед мануфактурное производство, вовлечь страну в систему мирового рынка, подчинить этим задачам всю налоговую и кредитно-денежную систему.

Экономические предпосылки реформ начала XVIII в. были созданы всем ходом развития России в XVIII в. (рост производства и расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции, успехи ремесла и возникновение мануфактур, развитие торговли и рост экономической роли купечества), главным политическим условием реформ XVIII в. явилось значительное укрепление самодержавия. Более решительный и целеустремленный характер приобрели преобразования в первой четверти XVIII века при Петре І- была создана мощная регулярная армия, построен военный и торговый морской флот, реорганизован государственный аппарат, создан целый ряд новых мануфактур, преобразована денежная система, достигнуты значительные успехи в развитии культуры, завоеван выход к Балтийскому морю, ликвидирована изоляция России, вырос ее международный престиж. В 1703 г. Началось строительство новой столицы России- Санкт-Петербурга и за короткий срок он превратился в крупный промышленный, торговый и культурный центр, насчитывающий в начале 60 годов XVIII В. около 150 тыс. жителей. Здесь были созданы верфи, арсенал, пороховые заводы, полотняные мануфактуры, прядильный и канатный дворы, кожевенный, кирпичный и черепичный заводы.

В С.-Петербурге были основаны различные школы, типографии, Академия наук, музей, с 1711 г. начала печататься газета «Ведомости». Петровские реформы объективно способствовали усилению в России новых, буржуазных отношений, зародившихся еще в предыдущий период.

Первая половина XVIII века в социально экономическом развитии России характеризовалась полным господством крепостничества. Вместе с тем значительный рост производственных сил, появление крупных промышленных предприятий готовили почву для принципиально новых явлений. Начиная с 60-70 г. возникают признаки разложения феодально-крепостнической системы, формируется капиталистический уклад: появляется наемная рабочая сила в промышленности, дальнейшее развитие получает мелкотоварное производство, углубляется процесс формирования всероссийского рынка.

Во второй половине XVIII в. Россия была уже сильнейшей державы Восточной Европы. Значительно выросла ее территория- были присоединены Крым, Северное Причерноморье, Приазовье и Предкавказье, Правобережная Украина, Белорусия, Литва и Курляндия, а также Колымские степи, Аляска и Курильские острова. К концу XVIII века территория Российской империи составляла 16,8 млн. кв. км. а численность населения до 36 млн. человек. Увеличились экономическое ресурсы, расширился всероссийский рынок, ускорялся процесс первоначального накопления капитала, в том числе за счет колониальной эксплуатации отсталых национальных стран.

Обострение противоречий между производственными силами и феодальными производственными отношениями приводит к началу формирования капиталистического уклада: расширение сферы товарно-денежных отношений, дальнейшему накоплению капитала, широкому применению вольнонаемного труда в промышленности и сельском хозяйстве, расширению вложений капиталов в промышленность.

1.2. Денежное обращение и государственные финансы в XVII веке

Русская денежная система на рубеже XVII XVIII в.в. не соответствовала росту товарного производства, промышленности и торговли. Поэтому в 1700-1704 г.г. Петром I была проведена реформа монетного дела. Чеканка монет стала монополией государства. В основу первой в мире десятичной монетной системы был положен рубль, делившийся на 100 копеек. С 1704 г. систематически выпускаются рубли весом около 28 г. (вес западноевропейского талера, а также 100 копеек). В 1764 г. содержание серебра в рубле было снижено до 18 г. (4 золотника и 21 доля). До 1718 г. чеканилась серебряная копейка весом 0,28 г., которая была заменена медной копейкой, введенной Петром I в 1704 г. В 1701 г. был введен в обращение серебряный гривенник (до 1796 г.), позднее название монеты было изменено на "10 копеек". Со второй половины XVIII в. гривенник чеканился также из меди. С 1700 г. до 1810г. чеканилась медная полушка (1/4 копейки), с 1707 г. серебряный полтинник (50 копеек), а также медные 1, 2, 5, и 10 копеек. С 1755 г. с перерывами в России чеканили золотую монету- империал, содержащую 11,61 г. чистого золота и по стоимости равную 10 руб, а также полуимпериал (5,85 г. золота) равнявшийся 5 руб.

Впервые при Екатерине II в 1769 г. для покрытия расходов на войну с Турцией были выпущены русские бумажные деньги- ассигнации достоинством 100, 75, 50 и 25 руб. а в 1786 в 10 и 5 руб. Эмиссию и обмен ассигнаций производили ассигнационные банки в Петербурге и Москве. Ассигнации обеспечивались медными монетами.

1.3. Государственные финансы в XVIII веке.

При Петре I в России сложилась финансовая система русского абсолютизма, которая оставалась неизменной и после него. При Петре I стало составление общегосударственной росписи доходов и расходов. Меркантильные тенденции экономической политики абсолютизма нашли отражение в запрете вывоза драгоценных металлов, золота и серебра а также вывоза денег. Иностранцы обязывались обеспечивать русские товары золотом или немецкими талерами, которые перечеканивались в монету русского образца.

В 1718-24 г.г. для выяснения фискальных возможностей была проведена всеобщая перепись населения, по результатом которой в 1724 г. была введена подушная подать о помещичьих и посадских крестьян, посадских людей, а также на детей с 12-летнего возраста. Налоговый пресс достиг невиданных ранее размеров- в стране насчитывалось более 30 налогов, в т.ч. ледокольный, трубный, с мостов и переправ, с судов, с лавок и т.д. Широко использовалась система монополий на сбыт вина, соли, табака. В 1724 г. был введен первый таможенный тариф, защищавший молодую отечественную промышленность от иностранной конкуренции путем обложения высокими пошлинами ввозимых и низкими вывозимых товаров. В 1701 г. государственный налог составил 3 млн. рублей (вдвое больше чем в 1680г.). Расходы государства составили 2500 тыс. рублей в том числе 964 тыс. (38,5%) на армию и флот. Северная война, строительство флота требовали все больше средств и в 1710 году только военные расходы составили 3010 тысяч руб. из общей суммы расходов 3834 тыс. руб. (т.е. 80%). Расходы покрывались в основном возрастанием налогового бремени крестьянства, так как при замене подворного обложения подушным от податей освободилось дворянство и духовенство.

Подушная подать оставалась основой финансов и с 1763 по 1796 г. общая сумма подушной подати выросла в 4.5 раза и составляла 33,7% государственных доходов. Далее или винные откупа- 28,6%. Косвенные налоги составляли 44,4%.

Государственные расходы в следствии войн, роста государственного аппарата и расточительности царского двора постоянно увеличивалась, резко ухудшая состояние государственных финансов. С 1763 г. по 1796 г. расходы государства возросли с 17 млн. руб. до 78 млн. Структура государственных расходов отражала сущность дворянской диктатуры. В 1796 г. на народное образование выделялось только 1.7% бюджетных ресурсов, на армию и флот- 35,5%, чиновничество и государственное хозяйство- 46,3%. Дефицит бюджета составлял 200 млн. руб.

Для покрытия дефицита правительство прибегало к выпуску бумажных денег- В России эти деньги (ассигнации) были впервые выпущены в 1769 г. Впоследствии эмиссия бумажных денежных знаков все возрастала, в результате чего курс ассигнаций пал, а серебро исчезло из обращения. К концу XVIII в. рубль ассигнациями приравнивался к 68 коп- серебра. Обесценивание ассигнаций означало дезорганизацию денежного обращения.

Налоговый гнет обрекал народные массы на нищету и разорение; освобождение от уплаты налогов духовенства и дворянства резко сокращало бюджетные доходы. Наконец, царизм прибегал к внутренним и внешним займам. Внутренние займы правительство делало, «заимствуя» деньги в своих же банках. Первый внешний займ был сделан в Амстердаме в 1769 г., а в конце XVIII в. сумма внешних займов составляла уже 41 млн. руб., т. е. более половины государственного долга России. Уплата процентов по долгам поглощала ежегодно свыше 5% бюджета.

Государственный долг разорял народные массы. Однако он был одним из средств первоначального накопления капитала в России.

В России XVIII в. уже существовал капиталистический кредит. В 1754 г. в Петербурге был создан Купеческий банк, который выдавал подтоварные ссуды.

В этом же году был создан Дворянский банк, который за 13 лет выдал дворянам ссуды на 3,6 млн. руб. В 1781 г. вклады банка достигли 4,5 млн. руб. Кроме того для дворянства были созданы ссудные и сохраненные кассы (1772 г.), приказы общественного признания (1775 г.), а в 1976 г. последовало учреждение Государственного заемного банка. Дворянский заемный банк выдавал дворянам под 6% годовых ссуды не более чем на три года под залог земли и крестьянских «душ». Помещики сплошь и рядом не возвращали долга, сроки возврата ссуд неоднократно продлевались. Новый заемный банк, выдавал дворянам ссуды уже на 20 лет. Кредитование феодальным государством дворянства ложилось дополнительным бременем на народные массы.

Купеческий банк был создан, чтобы повысить роль русского купечества в финансировании внешнеторговых операций, которые в значительной степени находились в руках иностранного торгового капитала. Однако эта уступка русской буржуазии со стороны феодального государства была половинчатой и неудачной: в распоряжении купеческого банка поступил слишком незначительный капитал (всего 500 тыс. руб.), а ссуды давались на чрезвычайно короткий срок (всего до 6 месяцев). К тому же часть капитала купеческого банка правительство перевело в дворянский банк — для кредитования крепостников. Поэтому купеческий банк просуществовал недолго. Однако он сыграл известную роль в укреплении русского торгово-промышленного капитала.


2. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ 1-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ.


2.1. Последствия первой мировой войны для германского хозяйства.

І мировая война тяжело отразилась на развитии производительных сил Германии, которая потеряла на фронтах 1,800 тыс. чел. убитыми и 900 тыс. чел. погибшими в тылу от голода и эпидемий. Кроме того около 500 тыс. человек было покалечено.

Война подорвала немецкую финансовую систему. Германия израсходовала на военные нужды 150 млрд. марок. Материальные ресурсы страны в связи с непроизводительным расходованием для нужд войны черных и цветных металлов, топлива, продуктов химической промышленности, средств транспорта были истощены. Значительно снизилась производительность труда. Оборудование промышленности серьезно износилось. Общий объем промышленного производства 1918 г. по сравнению с 1913 г. снизился на 43%.

Германия по условиям Версальского мирного договора потеряла все свои колонии, Эльзас и Лотарингию и передала на 15 лет Франции право эксплуатации ресурсов Саарскои области, лишившись 75 % годовой добычи железной руды, 25 % добычи каменного угля, 35% выплавки стали. Кроме того, Германия должна была выплатить странам-победительницам 'репарации в сумме 132 млрд. золотых марок.

Сокращение промышленного производства и демобилизация вызвали массовую безработицу. Реальная заработная плата сократилась по сравнению с довоенным уровнем на 25%, значительно возросли цены на товары. В полный упадок пришла финансовая система. Правительство Германки пыталось нормализовать экономическое положение путем инфляции. Для покрытия государственных расходов были выпущены вскоре обесценившиеся бумажные деньги.

От инфляции выиграли крупные капиталисты, которые обеспечили прибыли за счет фактического снижения заработной платы рабочих и продажи своих товаров на заграничных рынках по цепам ниже мировых, скупки за бесценок имущества обанкротившихся мелких и средних предпринимателей.

2.2. Восстановление экономической мощи монополии и экономический кризис 1929—1933 гг.

Тяжелое экономическое положение усилило позиции немецких монополий. В стране широко проводится капиталистическая рационализация производства: модернизируется оборудование, ликвидируются мелкие предприятия, повышается интенсивность труда.

Несмотря на ущерб, нанесенный войной, и тяжелые условия Версальского мирного договора, Германия сравнительно быстро восстановила свой экономический потенциал. .США и Англия, стремясь использовать Германию в войне против СССР, оказывали германским монополиям значительную финансовую помощь. В 1924 г. на Лондонской конференции стран Антанты был принят разработанный США план Дауэса, определивший курс на восстановление военно-экономического потенциала Германии, Ежегодные репарационные платежи Германии уменьшались, прекращалась оккупация Францией Рурского угольного бассейна. Только за 1924—1928 гг, Германия получила 20 млрд. марок. Усиливается проникновение американского капитала в промышленность Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. Около 70 % долгосрочных займов приходилось на долю США.

В 1923—1924 гг. в стране началась экономическая стабилизация, достигнутая за счет повышения эксплуатации трудящихся и финансовой помощи Англии и США. В 1923 г. была проведена денежная реформа, в результате которой стабилизировалась марка. В 1924 г. отменено военное положение. К концу 20-х годов объем промышленного производства на 8 % превысил довоенный уровень. Оживление отмечалось в электротехнической промышленности, в ряде отраслей машиностроения. Итоговая стоимость германского экспорта в 1929 г. превысила довоенную почти на 3 млрд. марок, а положительное сальдо торгового баланса составило 34 млн. марок.

Оживление промышленности прервал мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Объем промышленного производства резко сократился. В 1933 г. он был ниже уровня 1929 г на 28,7 %. Добыча каменного и бурого угля сократилась за эти годы на 30—40 %, производство стали и чугуна упало более чем вдвое. Резко сократился внешнеторговый .оборот. В 1932 г. мощности машиностроения были загружены на 27 %, автомобильной промышленности—на 25 %, строительства—на 20 %. .Резко .возросло .количество безработных, достигшее в 1932 г. 7 млн. человек. Промышленный кризис переплетался с аграрным. За 1928—1932 гг. было продано с торгов 560 тыс. га крестьянской земли. Разрушительные последствия экономического кризиса в Германии усугублялись прекращением притока иностранного капитала, и наличием еще до кризиса значительной безработицы, вызванной капиталистической рационализацией производства. Германские монополии стремились выйти из кризиса путем резкого усиления милитаризации экономики и осуществления вновь политики завоевания мирового господства сделал ставку на установление открытой военной диктатуры фашистской партии во главе с Гитлером. Придя к власти благодаря поддержке финансового капитала (1933 г.), национал-социалистическая партия установила открытую террористическую диктатуру.

2.3. Милитаризация экономики и создание военного хозяйства

В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, согласно которому запрещались стачки и переход рабочих с предприятия на предприятие. В Германии официально закрепилась система принудительного труда, снизилась заработная плата, почти полностью уничтожилось социальное страхование. В угоду монополиям насильно концентрировать производство. В 1933 г. был претят закон о принудительном синдицировании, согласно которому отдельные предприятия должны были входить в состав существующих картелей или синдикатов. Согласно закону об «органическом построении германского хозяйства» (1934 г.), хозяйство разделялось на группы, объединявшие отдельные отрасли и районы. Этим законом руководство экономикой передавалось непосредственно монополистическому капиталу. Экономическая политика фашистской Германии была : открыто направлена на подготовку к войне. В широких масштабах велось строительство предприятий военной индустрии. Объем капитальных вложений в перевооружение в 1933—1934 гг. составил 46 млрд. марок (более половины валовых капитальных вложений). Милитаризация экономики обусловила выход из кризиса и значительный рост объема продукции. За 1929—1938 гг. общий объем промышленной продукции возрос на 25 %. Прежде всего возросло производство военной техники—самолетов, танков, артиллерии. В то же время объем производства легкой промышленности снизился.

Используя финансовую поддержку американских монополий, фашистская Германия возродила и обновила тяжелую индустрию и значительно увеличила военный потенциал,, создав мощную военно-экономическую базу агрессии. Перед второй мировой войной производство угля, чугуна, стали, электроэнергии в Германии резко превысило уровень 1929 г.

В целях укрепления военного хозяйства и проведения политики автаркии (самообеспечения) гитлеровское правительство осуществляло меры по развитию государственно-монополистического капитализма в его наиболее реакционном фашистском варианте, когда крупный монополистический капитал Германии оказывал все более активную поддержку и сращивался с наиболее оголтелой человеконенавистнической верхушкой фашистского государства. Правительство содействовало дальнейшему процессу концентрации капитала, проводя политику насильственного картелирования (объединения) мелких и средних предприятий. Германские монополии, в свою очередь, деятельно способствовали милитаризации страны и снабжению гитлеровской захватнической армии необходимым вооружением и боеприпасами.

Благодаря политике умиротворения агрессоров, проводимой США, Англией и Францией, фашистская Германия аннексировала в 1938 г. Австрию и Чехословакию и, напав 1 сентября 1939 г. на Польшу, развязала вторую мировую войну. Оккупировав и ограбив почти всю Западную Европу, фашистская Германия резко увеличила свой военный потенциал (табл. 15 приложения).

Аннексировав в 1938 г. Австрию и Чехословакия, разведав (сентября 1939 г. вторую мировую войну и оккупировав и ограбив почти всю Западную Европу, фашистская Германия резко увеличила свой военный потенциал (см. таблицу 3.1))

Таблица 3.1

Показатели Германия С учетом оккупированных стран

Население, млн. чел

Промышленные рабочие млн. чел

Добыча угля, млн. т.

Добыча нефти, млн. т.

Выплавка стали, млн. т.

69

10

235

0,7

22

290

28

400

7,5

45


В годы войны основой экономики Германии была военная промышленность, удельный вес которой в общей стоимости валовой продукции в 1939 г. составил 80%. Численность занятых в военной промышленности за 1939—1943 гг. возросла вдвое и достигла 5 млн. человек.

Растущую потребность в рабочей силе Германия удовлетворяла за счет принудительного труда военнопленных, насильственной депортации миллионов рабочих из оккупированных стран. За 1940—1944 гг. численность иностранных рабочих и военнопленных возросла с 1 млн. до 7,5 млн. человек.

В период войны пришло в упадок сельскохозяйственное производство. Сократились посевные площади, не хватало горючего, химических удобрений, рабочих рук. Снизилась урожайность, сократились поголовье скота, валовой сбор зерновых. Продовольственную проблему Германия решала путем непрекрытго грабежа оккупированных территорий.

Однако несмотря на милитаризацию, германская военная экономика не могла полностью удовлетворить возрастающие потребности фронта. Под влиянием серьезных военных поражений производство стало сокращаться. Рос бюджетный дефицит, который правительство пыталось ликвидировать путем инфляции. Резко снизился выпуск потребительских товаров. С каждым годом ухудшалось положение трудящихся масс.

В итоге второй мировой войны фашистская Германия потерпела не только военное, но и экономическое поражение и была сокрушена под влиянием могучих ударов Советской Армии совместно с силами антигитлеровской коалиции.


3. Политика Голизма во Франции.

Политическая ситуация во Франции в конце 50-х годов резко осложнилась. Четвертая республика подходила к концу своего существования в состоянии кризиса и раскола. Разрушительное влияние на экономику и внутреннее положение во Вьетнаме (1946-1954), в Алжире (1954-1962 г.г.). Выступления демократических сил сопровождались активизацией реакции, которая пыталась создать неофашистское движение в стране.

В мае 1958 г. реакционные генералы и правые политики подняли мятеж в Алжире с целью подавления освободительного движения алжирского народа и "укрепления власти" в сомой Франции: ликвидации парламентского строя и переходе к диктатуре фашистского толка.

В этих условиях генерал де Голль, находившийся в отставке, предложил свое посредничество, обещая уступки и правым (создать крепкое правительство), и демократическим силам (потушить реакционный мятеж в Алжире). 1 июня 1958 г. было создано правительство де Голля, которому парламент предоставил неограниченные полномочия.

Осенью 1958 г. голлисты законодательно оформили режим Пятой республики- была принята новая конституция, усиливающая власть президента; де Голль был избран президентом.

Де Голль был искренним патриотом Франции и являясь буржуазным политиком, он и его партия дистанцировались от крайне правых, фашистских сил. Началось формирование нового режима "президентского" или "режима личной власти"

Первым шагом правительства де Голля была попытка добиться мира в Алжире. Мятежи были, наконец, подавлены. Начались переговоры, закончившиеся подписанием мира в Эвиане в 1962 г. По Эвианскому соглашению Алжир получал независимость, одержав таким образом победу в долгой и трудной 8-летней войне. В тесной связи с алжирской войной происходил общий распад Французской колониальной империи, особенно активный в 1958 и 1960 гг. (см. атлас, с. 13, 1,9).

Во внешней политике де Голль провозгласил своей задачей «вернуть стране величие и престиж". Один из путей к этому правительство видело в увеличении военной мощи страны. В 1960 г. была испытана первая французская атомная бомба, затем появились французские спутники, атомные подводные лодки. Использовался и другой, значительно более эффективный путь — уменьшение зависимости от США, некоторый отход от «политики атлантизма». В марте 1966 г. Франция объявила, что она выходит из военной организации НАТО (оставаясь членом этого союза во всех других областях его деятельности).

В 1964 г. было заключено советско-французское торговое соглашение на пять лет, предусматривавшее рост товарооборота в полтора раза. В 1966 г. де Голль побывал в СССР, и была опубликована совместная декларация о совпадающих в ряде вопросов позициях двух стран, а также о развитии экономического и культурного сотрудничества.

Внутриполитическая ситуация в Пятой республике характеризовалась ростом государственно-монополистического регулирования. Введением планов хозяйственного развития страны (они, однако, не имели обязательной силы для частных фирм и компаний), укрупнением в целях введения новейшей техники как мелкой промышленности, так и сельского хозяйства (план ликвидации за 10 лет около 800 тыс. мелких крестьянских хозяйств).

Государственное вмешательство в сочетании с научно-технической революцией и воздействием Европейского экономического сообщества привело к определенному ускорению экономического

развития. Возникли новые отрасли, промышленное производство утроилось по сравнению с уровнем 1939 г. Однако темпы роста были ниже, чем в ФРГ, Италии и других странах, так что доля Франции в мировом производстве оставалась на уровне 1913 г. Сохранялась безработица, быстро росли цены, недостаточны были расходы на образование. В то же время быстро увеличивались доходы «Юзинор», «Пежо» и- др. Ставленники монополий занимали ключевые посты в государственном аппарате и финансах.

Внутренняя политика голлизма направленная на слияние всех классов в единый средний класс оказалась неэффективной. Начала нарастать оппозиция, возникли массовые движения против экономической политики государства.

Все это вылилось в политический кризис 1968-1969 г.

Майско-июньские события 1968 г. начались с массовых выступлений студентов, . требовавших улучшения условий жизни, перестройки всей системы образования, при которой дети рабочих составляли лишь 10% студенчества, обновления программ и оборудования. Выдвигались и общеполитические лозунги, направленные против империализма и расизма, войны во Вьетнаме, против «общества наживы» в целом.

Три главных профсоюзных центра призвали рабочих начать ' всеобщую забастовку с экономическими требованиями, 24-часовая забастовка 13 мая 1968 г. стала центральным событием развивавшегося в стране подъема. Необычным был ее огромный масштаб, небывалый со времени Народного фронта 1936 г.,— 10 млн. участников (из 19 млн. лиц наемного труда). Остановились поезда,' - закрылись аэродромы, прекратили работу почта, телеграф, телефон, Французский банк. С окончанием всеобщей стачки забастовочное движение продолжалось во многих отраслях.

Оправившись, от первого испуга, государство и монополии начали принимать меры. С одной стороны, они пошли на уступки трудящимся, объявив о повышении зарплаты, увеличении отпусков до трех недель, сокращении рабочего дня и об обязанности предпринимателей признавать права профсоюзов. Это был большой успех трудящихся, который не случайно сравнивали с достижениями 1936 г.

Благодаря всем этим мерам правящей группировке удалось восстановить положение. Однако в ходе проведенного де Голлем в апреле 1969 г. референдума за предложенную президентом административную реформу и тем самым фактически за де Голля было подано лишь 47,5% голосов. На следующий же день де Голль. ушел со своего поста, а вскоре последовала смерть основателя Пятой республики (ноябрь 1970 г.).

В последующие годы преемники де Голля на посту президента, Жорж Помпиду (1969-1974) и Жискар д`Эстен (1974-1981) продолжили политику государственно-монополистического регулирования. Однако голлицы постепенно утратили свои позиции. Жискар д`Эстен стал президентом, являясь кандидатом от "независимых республиканцев"

В 1981 г. произошла значительная передвижка в пользу левых сил, президентом Франции стал представитель Социалистической партии Франсуа Миттеран. С избранием президентом Франции Жака Шарля политика голлизма получило новое развитие в настоящее время.

Список использованной литературы:


  1. Чунтулов В.Т., Сарычев В.Г. Экономическая история капиталистических стран.

  2. Чунтулов В.Т., Кривцова Н.С., Чунтулов А.В., Тюшев В.А. Экономическая история СССР.

  3. Жамин В.А. Экономическая история социалистических стран.

  4. Попова Е.И., Татаринова К.Н. Новая и новейшая история.