Двухпролетный балластер ЭЛБ-3ТС
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра « Механизация путевых, погрузочно-разгрузочных и строительных работ »
Двухпролетный балластер ЭЛБ-3ТС
Курсовой проект по дисциплине «Устройство и основы расчета путевых машин»
Пояснительная записка
ПМ.М411.07.00.00.00 ПЗ
2008
Содержание
1 Назначение, работа и устройство машины ЭЛБ-3ТС
2 Электрическая схема механизма прикрытия крыла машины ЭЛБ-3ТС
3 Определение основных параметров машины и рабочего оборудования
3.1 Производственно-технологические требования к рабочему оборудованию
3.2 Геометрические параметры дозатора
3.3 Кинематические параметры дозатора
3.4 Силы, действующие на дозатор машины ЭЛБ-3ТС
3.5 Конструирование частей дозатора машины ЭЛБ-3ТС
4 Проектирование механизма прикрытия крыла дозатора
4.1 Определение мощности привода
4.2 Расчет передачи винт-гайка
4.3 Расчет ползуна и направляющей механизма прикрытия крыла
5 Исследовательская часть проекта
6 Меры безопасности при работе машины
Список использованных источников
1 Назначение, работа и устройство машины ЭЛБ-3ТС
Электробалластер ЭЛБ-3ТС предназначен для подъемки железнодорожного пути с рельсами всех типов на деревянных и железобетонных шпалах, сдвижки пути одновременно с подъемкой, подборки щебня с обочин пути, перемещение его к концам шпал и формирования плеч и откосов балластной призмы.
Электробалластер ЭЛБ-3ТС применяется для строительстве как двухпутных, так и однопутных участков новых линий, при сооружении вторых путей, а также при капитальном ремонте действующих линий.
Устройство электробалластера ЭЛБ-3ТС приведено на рисунке 1.
1-передняя тележка; 2- будка машинного отделения; 3, 6, 11, 16-щетки: рельсовая, шпальные, шпально-рельсовые; 4-дозатор; 5-пульт управления дозатором; 7-четырехосная тележка; 8-направляющая ферма; 9-междуферменный шарнир; 10 – центральный пульт управления; 12 – механизм подъема и сдвига пути с электромагнитами; 13 – балластерная рама; 14 – рабочая ферма; 15- компрессор; 17 – задняя двухосная тележка; 18 - хозяйственная будка
Рисунок 1 – Электробалластер ЭЛБ-3ТС
Электробалластер ЭЛБ-3ТС состоит из двух ферм: рабочей 14 и направляющей 8. Фермы соединены междуферменным шарниром 9, опираются на тележки 1, 7, 17. На рабочей ферме расположены рабочие органы: механизм подъема, сдвига и перекоса пути 12, балластерная рама 13, шпальные щетки 11, шпально-рельсовые щетки 16, центральный пульт управления 10, хозяйственная будка 18 и компрессор 15; на направляющей ферме – дозатор 4, пульт управления 5, рельсовые щетки 3 и 6, будка 2 с установленной в ней электростанцией.
Краткая техническая характеристика электробалластера ЭЛБ-3ТС приведена в таблице 1.
Таблица 1– Техническая характеристика электробалластера ЭЛБ-3ТС [2]
Параметры | ЭЛБ-3МК |
Скорость, м/с: при подъемки пути при дозировке пути транспортная |
1,39-2,78 1,39-4,17 22,2 |
Подъемная сила электромагнитов, кН | 431 |
Высота подъема, мм | 400 |
Ход механизма сдвига, мм | 250 |
Мощность электростанции, кВт | 100 |
Масса машины, т | 122 |
На рисунке 2 приведены этапы работы электробалластера ЭЛБ-3ТС.
1 – ВСП после прохода основных машин; 2 – ВСП после выгрузки балласта в путь; 3 - дозировка балласта в путь; 4 – подъемка и частичная сдвижка пути
Рисунок 2 – Этапы работы машины электробалластера ЭЛБ-3ТС
Первый этап показывает состояние пути после прохода основных машин, перед проходом хоппер – дозатора, для выгрузки балласта в путь. Второй этап показывает ВСП после прохода хоппер – дозатора, после выгрузки балласта в путь. Третий этап – после дозировки выгруженного ранее в путь балласта. Четвертый этап показывает состояние ВСП после прохода пути электробалластера ЭЛБ-3ТС. На четвертом этапе произведена подъемка пути и частичная сдвижка в проектное положение.
2 Электрическая схема механизма прикрытия крыла машины ЭЛБ-3ТС
Если выключатель QS1 включен, то для пуска двигателя достаточно нажать кнопку SB2. При этом получает питание катушка контактора KMВ, замыкаются главные контакты в силовой цепи, и статор двигателя присоединяется к сети. Одновременно в цепи управления закрывается замыкающий вспомогательный контакт КМВ, блокирующий кнопку SB2, после чего эту кнопку не нужно больше удерживать в нажатом состоянии, так как цепь катушки контактора КМВ остается замкнутой. Кнопка за счет действия пружины возвращается в исходное положение.
В схеме предусмотрена защита двигателя плавкими предохранителями от коротких замыканий и тепловыми реле КК от перегрузок.
Для реверсирования необходимо нажать кнопку SB1, а затем SB3, что приведет к отключению КМВ и включению КМН, а дальше по тому же принципу что и при пуске вперед с помощью размыкающих вспомогательных контактов КМВ и КМН, что так же исключает возможность одновременного включения контакторов КМВ и КМН.
3 Определение основных параметров машины и рабочего оборудования
3.1 Производственно-технологические требования к рабочему оборудованию
- дозатор должен обеспечивать работу с любым видом балласта;
- дозатор должен повторять форму балластной призмы;
- механизмы дозатора должны быть подвижными, чтобы обеспечить требуемый угол наклона;
- приводы механизмов дозатора должны обеспечивать скорость прикрытия, наклона и подъема крыльев из условия безопасного производства работ.
3.2 Геометрические параметры дозатора
Расчет и выбор параметров дозатора производят с целью обеспечения возможности формирования балластной призмы в соответствии с заданным типом верхнего строения пути. К геометрическим параметрам относят: параметры, определяющие расположение частей и элементов дозатора относительно рельсошпальной решетки или поверхности балластной призмы; размеры частей; параметры, определяющие взаимное расположение частей и элементов дозатора.
Требуемая
толщина слоя
балласта
,
м [1]:
,
(1)
где
–
толщина слоя
балласта по
заданию,
=0,35
м;
– высота
подъема РШР,
м.
Для определения
высоты подъема
построены
схемы: а – схема
для определения
объема дозировки;
б – схема для
определения
объемов шпалы
и подъемки.
а)
б)
а - схема для определения объема дозировки; б – схема для определения объемов шпалы и подъемки
Рисунок 3 – Схемы для определения высоты подъема РШР
По заданию даны условия, при которых необходимо разработать дозатор электробалластера ЭЛБ-3ТС:
а) шпалы деревянные:
;
;
.
б) рельсы Р50:
(в
расчете учитываем
высоту подкладки
).
в) плечо
.
Для определения
рассматривается
равенство
объема балласта
подъемки
и разности
объема балласта,
задозированного
над РШР
,
и объема шпалы
[1]:
,
(2)
где
- объем балласта
подъема РШР;
- объем балласта,
задозированного
над РШР;
- объем шпалы.
;
.
.
Требуемая
толщина слоя
балласта
,
м:
.
Размеры щита дозатора определяют вписыванием его в подферменное пространство с учетом нижнего очертания габарита подвижного состава.
Длина щита
дозатора
,
м [1]:
,
(3)
.
Наибольшая
высота щита
,
м [1]:
,
(4)
где
- расстояние
от нижнего
уровня головки
рельса до нижнего
пояса фермы,
м (
по прототипу);
- расстояние
от уровня головки
рельса до самой
нижней части
дозатора, м (
из условия
безопасности).
.
Рисунок 4 – Схема для определения высоты щита
На рисунке 5 представлена конструктивная схема дозатора машины электробаллаастер ЭЛБ-3ТС. По этой схеме проектируется щит, корень крыла, крыло и подкрылок.
Боковое крыло проектируют с учетом поперечного профиля пути и размеров балластной призмы и щита.
Высота корня
крыла принята
по прототипу:
.
Длина корня
крыла определяется
по конструкционной
схеме.
,
т.е. длина корня
крыла соответствует
длине между
точками 1 и 2 в
горизонтальной
плоскости, где
- в натуральную
величину.
.
Длина основной
части крыла
,м
[1]:
,
(5)
где x,y,z – координаты точек 1 и 2, мм [1].
;
;
;
;
;
.
.
Определение положения шарниров механизма прикрытия крыла [1]:
мм;
мм;
мм.
По прототипу
принимаем
=625
мм;
.
3.3 Кинематические параметры дозатора
Условия
расчета: на
крыло действуют
нагрузки от
сил сопротивления
балласта резанию,
производится
прикрытие крыла
от
до
с целью обхода
препятствия
или уменьшения
объема захватываемого
балласта.
Рисунок 6 – Схема для определения скорости прикрытия крыла
Скорость
прикрытия крыла
определяется
из условия
безопасного
производства
работ: крыло
должно быть
прикрыто от
до
на расстоянии
25м [1]:
или
,
(6)
где
- рабочая скорость
машины;
- ход ползуна
(
=1,1м);
=25м
– из условия
безопасного
производства
работ.
.
Предварительные
расчеты показали,
что при такой
скорости необходим
двигатель
большой мощностью.
Поэтому необходимо
уменьшить
скорость прикрытия
крыла. Принимаем
скорость прикрытия
крыла
=0,06
м/с.
3.4 Силы, действующие на дозатор машины ЭЛБ-3ТС
Дозатор режет балласт и перемещает его вдоль и поперек пути. При этом могут быть два случая. Первый – машина перемещается на прямом участке, два крыла раскрыты симметрично на рабочий угол. Второй случай – машина перемещается на кривом участке пути расчетного радиуса, одно из крыльев открыто на максимальный рабочий угол, другое – на минимальный рабочий угол.
Для определения сил, действующих на части дозатора, составлена расчетная схема, изображенная на рисунке 7.
Рисунок 7 – Схема для определения сил, действующих на дозатор
Сила сопротивления
балласта резанию
для корня крыла
,
Н [1]:
,
(7)
где к – коэффициент
сопротивления
балласта резанию,
кПа (для гравия
)
[2];
– глубина
резания щебня
корнем крыла,
м (
=0,15м);
– длина режущей
части корня
крыла, м (
=0,9м).
.
Сила сопротивления
балласта волочению
для корня крыла
,
Н[1]:
,
(8)
где
– плотность
балласта,
(
для гравия
)
[2];
- высота корня
крыла, м (
)
[2];
- ускорение
свободного
падения,
(
);
- коэффициент
внутреннего
трения балласта
(
)
[2].
.
Сила сопротивления
балласта резанию
подкрылка
,
Н [1]:
,
(9)
где
– глубина резания
щебня подкрылком,
м (
=0,15м);
– длина режущей
части подкрылка,
м (
=0,75м).
.
Сила сопротивления
балласта волочению
для подкрылка
,
Н [1]:
,
(10)
где
- высота подкрылка,
м (
)
[2];
.
Сила сопротивления
балласта резанию
щита
,
Н [1]:
,
(11)
где
– глубина резания
щебня щитом,
м (
=0,15м);
– длина режущей
части щита, м
(
=2,2м).
.
Сила сопротивления
балласта волочению
для щита
,
Н [1]:
,
(12)
где
- высота щита,
м (
)
[2];
.
Сила сопротивления
балласта резанию
для основной
части крыла
,
Н [1]:
,
(13)
где
– глубина резания
щебня основной
частью крыла,
м (
=0,15м);
– длина режущей
части основной
части крыла,
м (
=2,044м).
- коэффициент
сопротивления
балласта резанию
с учетом прижатия
режущей кромки
крыла к обрабатываемой
поверхности,
кПа (
)[1].
.
Сила на перемещение
призмы волочения
основной части
крыла
,
Н [1]:
,
(14)
где
,
,
,
-
средняя высота
откосной части
крыла, м.
Подставляя
в формулу (14),
получим [1]:
(15)
;
;
;
.
Сила трения
балласта вдоль
крыла
,
Н [1]:
,
(16)
где
-
коэффициент
трения балласта
о сталь (
=
0,35) [2].
.
3.5 Конструирование частей дозатора машины ЭЛБ-3ТС
При разработке металлоконструкций частей дозатора и узлов их соединений рассматривают характерные случаи нагружения дозатора при реализации полной силы тяги локомотива.
Первый случай – машина перемещается под уклон, оба крыла раскрыты на рабочий угол. Второй случай – машина перемещается на прямом горизонтальном участке, одно крыло раскрыто на наибольший рабочий угол, второе полностью прикрыто; третий случай – машина на прямом горизонтальном участке, одно крыло раскрыто на минимальный рабочий угол, второе полностью прикрыто.
Первые два случая рассматриваются при расчете крыла на прочность. При расчете крыла на прочность в первом приближении принимают расчетную схему: крыло как балка на двух опорах с одной консолью; по длине балки действуют равномерно распределенные нагрузки [1]:
;
,
(17)
где
,
-
силы, рассчитанные
для конкретного
случая, кН;
-
длина крыла
без учета длины
подкрылка.
Суммарные силы резания и волочения, действующие на крыло дозатора:
;
.
.
Распределенные нагрузки от сил резания и волочения, действующие по длине крыла:
;
.
Рисунок 8 – Схема для определения изгибающего момента, действующего на крыло
Реакции опор в шарнирах С и Е:
:
;
.
:
;
.
Для определения опасного сечения строится эпюра изгибающего момента:
1 участок (0)
;
;
;
;
;
;
.
2 участок (0)
;
;