Подход к обоснованию долей возможных инвестиций в профессиональное образование

Камакина О.В. – аспирант кафедры экономики Рыбинской государственной авиационно-технологической академии, к. эк. н., Саксонова Е.Л. - доцент кафедры экономики Рыбинской государственной авиационно-технологической академии, Трунова И.В. – н.с. лаборатории “Развития профессионального образования” Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Система профессионального образования (в частности НПО) создает образовательный результат разных уровней. Логично, что подготовка профессий различных ступеней профессионального образования должна идти различными путями и с использованием различных педагогических средств, как чаще всего бывает в различных педагогико-экономических условиях.

Мы опираемся на следующие уровни образовательного результата, которые соответствуют 4-м ступеням профессионального образования, описанным в работах В.П.Беспалько, М.И.Скаткина, В.В.Давыдова, И.Я.Лернера, В.В.Юдина, а именно:

Формальный - со знаниями-копиями как ключевым элементом опыта и послушным поведением, мотивированным на исполнение приказа. Освоившего такой уровень профессиональной деятельности работника можно назвать формальным исполнителем.

Сущностный или деятельностный. Ключевой элемент опыта - умения, а поведение характеризуется критичностью, убежденностью в целесообразности действий, это - грамотный исполнитель.

Творческий. Ключевой элемент образовательного результата - творческое мышление, это - творческий работник, мотивом деятельности которого является возможность самовыражения, саморазвития.

Личностный уровень - постижение личностных смыслов профессиональной деятельности, которые и движут человеком, определяют стиль его работы - всегда индивидуальный, не отчужденный от жизни, готовые отвечать за принимаемые решения.

Отметим, что несмотря на то, что результат может быть различным, несомненно одно - он является благом.

Ценность данного подхода не только в педагогически корректном описании образовательного результата, который можно использовать для деления профессий на ступени стандарта, но и в том, что для каждого уровня можно предложить технологию его достижения, педагогико-экономические условия под эту технологию и как следствие стоимость образовательной услуги различных уровней будет не одинакова.

Какова стоимость требуемого образовательного результата в профессиональном образовании?

На этот вопрос отвечает предложенная ранее методика расчета цены на образовательную услугу в профессиональном образовании. Задачей нашего исследования является - определение долей различных субъектов в инвестировании в профессиональное образование.

Эффективность результата профессионального образования, в том числе и экономическая, в период перехода к рыночным отношениям будет наиболее высока, если каждый участник педагогического процесса будет оплачивать ту часть профессионального образования, в котором он заинтересован: государство - ту часть образования, в котором заинтересовано общество в целом, негосударственный заказчик - свою, личность и семья - свою и т.п. Иными словами, ориентация на баланс интересов - личности, семьи, образовательного учреждения, общества, работодателя, государства (гипотеза баланса интересов).

В рамках системы НПО обеспечивается подготовка по I - IV ступеням, что соответствует диапазону от простого исполнителя конкретного набора операции - " оператора", до работника, способного выполнять обязанности, четко регламентировать которые невозможно, да и не нужно.

Как отмечают авторы этого подхода, результатом образования на каждой ступени являются не только определенный уровень профессиональных знаний и навыков, но и определенный тип личности выпускника (т.е. 2 основные составляющие).

Воспитательная работа в учебном заведении НПО (если это не краткосрочные курсы) тесно переплетается с учебным процессом и лишь очень небольшая ее доля может быть отражена в виде отдельных мероприятий и, следовательно, каким-то образом оценена. Поэтому, скорее всего, вопросы воспитания и формирования личностных установок не найдут в явном виде отражения в экономических расчетах.

Так как получаем образовательный результат с разным уровнем профессиональных знаний и умений, то далее открывается следующие направления анализа:

определение распределения затрат на образовательный процесс по ступеням;

выявление интересов участников рынка (государство, учащиеся, предприятие) по содержательным элементам подготовки и распределение в соответствие с этим затрат на подготовку;

собрать воедино эти два распределения и получить общую структуру затрат.

Распределение затрат по ступеням

При распределении затрат по ступеням необходимо учесть следующие особенности образовательного процесса:

основным источником данных расчета бюджета учебного времени по контингенту и трудоемкости учебного плана групп являются учебные планы по профессиям

Компоненты содержания образования, всего (0)
Общее Общепрофессиональное Специальное Конкретное
Общеобразовательный цикл (1.0) Профессиональный цикл (2.0)
J –полугодие (1,2) Теоретическое обучение (2.1) Обучение в учебных мастерских (2.2) Производственное обучение на предприятии (2.3) Производственная практика (2.4)
Группы (K)

аннотация к учебному плану свидетельствует о том, что II ступень соответствует периоду обучения - 2 года, III ступень - 3 года, IV ступень - 4 года;

образовательный результат более высоких ступеней может быть получен только на основе предыдущей ступени;

основные различия в образовательном результате обусловлены прежде всего более продолжительным сроком обучения, а прирост расходов, связанный с более высокой квалификацией персонала, с особенностями в проведении занятий оказывается незначительным (т.к. в учебном заведении при подготовке учащихся по первой ступени и по четвертой ступени работают одни и те же преподаватели, используется одно и тоже оборудование).

Распределение учебного времени по ступеням в разрезе содержательных компонентов выполнено на примере учебных планов по двум профессиям  "Станочник (металлообработка) со знанием основ предпринимательской деятельности" и "Продавец, кассир-контролер со знанием бухгалтерского учета и основ предпринимательской деятельности". Результаты представлены ниже в таблицах 1, 2 и диаграммах.

1. Распределение часов по ступеням и содержательным компонентам

Профессия: " Станочник (металлообработка) со знанием основ предпринимательской деятельности"

Специальности: токарь, фрезеровщик

Уровни подготовки: II ступень - токарь 2 разряда, фрезеровщик 2 разряда;

III ступень - токарь 3 разряда, фрезеровщик 3 разряда, оператор станков с программным управлением 2 разряда;

IV ступень - токарь 4 разряда, фрезеровщик 4 разряда, мастер участка металлообработки со знанием основ предпринимательской деятельности.

Таблица 1

II ступень III ступень IV ступень
1. Общеобразовательное 1417 51,10% 1633 37,41% 1689 29,56%
2. Общепрофессиональное 325 11,72% 450 10,31% 642 11,24%
3. Специальное 926 33,39% 980 22,45% 1621 28,37%
4. Конкретное 105 3,79% 1302 29,83% 1762 30,84%
5. Всего 2773 100,00% 4365 100,00% 5714 100,00%

Профессия: "Продавец, кассир-контролер со знанием бухгалтерского учета и основ предпринимательской деятельности"

Уровни подготовки: II ступень - продавец продовольственных товаров, кассир-контролер;

III ступень - продавец широкого профиля, кассир-контролер;

IV ступень - продавец широкого профиля, кассир-контролер со знанием бухгалтерского учета и основ предпринимательской деятельности

Таблица 2

На диаграммах хорошо видно, что примерно 50% времени на II ступени занимают общеобразовательные дисциплины, а затем к IV ступени их доля снижается до 30% за счет расширения блока специальных дисциплин. Первая ступень в данном случае не рассматривалась, но подготовка на этом уровне может представлять собой  программу II ступени за вычетом общеобразовательного блока; небольшие по объему часов курсы, ориентированные на дополнительную узкую специализацию; небольшие курсы переподготовки, позволяющие сформировать минимальные профессиональные навыки работы и получить соответствующий документ.

2. Распределение затрат между инвесторами

В данной модели выделено четыре типа участников рынка образовательных услуг: государство (на федеральном уровне), регион, предприятие, учащиеся. Каждая группа проявляет интерес к разным дисциплинам в составе учебного плана. Следовательно, можно привлечь их к финансированию. соответствующей доли расходов, сложившихся в учебном заведении (этот уровень затрат может изменяться в диапазоне от заработной платы преподавателей до возмещения всех текущих затрат и использования оборудования).

Рассмотрим, какие элементы образовательного результата интересуют каждого из этих участников.

Государство (федеральный уровень): С помощью системы НПО государство решает следующие задачи:

удерживает энергию молодежи, которая еще не востребована в обществе от негативных проявлений, по существу обеспечивая социальную защиту и занятость их в определенных временных рамках;

в процессе обучения вне зависимости от прилежания формируется личность более высокого уровня (это применительно для всех ступеней, кроме первой), следовательно, общество получает граждан уже более приспособленных к самостоятельной жизни;

обеспечивает профессиональную ориентацию и минимальные профессиональные навыки.

Так как трудовая деятельность выпускников учреждений НПО связана с экономикой региона, финансирование минимальной профессиональной подготовки можно отнести к сфере интересов региона, а на федеральном уровне финансировать лишь те элементы учебного плана, которые повышают уровень общего образования граждан.

В сферу интересов государства на федеральном уровне попадают

общеобразовательные дисциплины,

культурно-образовательные и оздоровительные мероприятия.

Регион: С помощью системы НПО решает задачи обеспечения занятости и социальной защиты очень неустойчивой категории населения (молодежи в возрасте 15-18 лет), обеспечения профессиональной ориентации и минимальных профессиональных навыков, которые бы давали человеку право заниматься профессиональной деятельностью, согласования потребностей регионального рынка труда и возможностей регионального рынка образовательных услуг.

Следовательно, этим интересам соответствуют:

некоторый минимум общеобразовательных дисциплин, связанных с региональной спецификой;

дисциплины обще-профессионального блока, обеспечивающие базовые знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин;

специальные дисциплины в объеме, предусмотренном II ступенью обучения.

Предприятие: Предприятие (или работодатель) видит в лице выпускника будущего работника, следовательно, для него важно, чтобы работник мог решать те производственные задачи, которые возникают на соответствующем рабочем месте. Хотя способность работника выполнять свои трудовые обязанности определяется не только знаниями и практическими навыками, но и личностными качествами, которые сформировали у выпускника, но предприятия в основном ориентируются на наличие у выпускника нужной специализации, практического опыта работы в условиях предприятия.

Поэтому основным критерием выбора элементов затрат и времени должно быть максимальное приближение знаний и умений выпускника к требованиям будущего места работы. Исходя из этого, в центре внимания оказываются следующие моменты:

прохождение практики в условиях данного предприятия;

дисциплины по специализации.

Учащийся: Учащийся, принимая решение о том, чтобы пойти учиться по данной профессии, руководствуется самыми разными соображениями:

получить профессию, которая бы позволила в будущем зарабатывать и обеспечивать свое существование;

получить документ, который бы свидетельствовал об определенном уровне квалификации и давал право заниматься определенным видом деятельности;

соображениями престижа данного вида деятельности;

наличием склонностей или интереса к определенному виду деятельности и т.д.

Экономически значимым является только первый пункт, это обусловлено тем, что полученные знания будут генерировать доход в виде заработной платы, гонорара, прибыли или в других формах, позволяет рассматривать обучение как эффективное вложение денег.

Как правило, учащиеся не отдают себе отчет в том, что при получении образования соответствующей ступени меняется характер мышления, расширяются возможности занять достойное место и в других сферах, не связанных с профессиональной деятельностью. Поэтому совокупность предметов, которые расширяют кругозор, учат понимать окружающий мир (будь то город, регион, страна в целом), обычно не представляют для них ценности. Аналогичное представление и о предметах, которые создают основу для глубокого усвоения специальных дисциплин. Отношение к узкой специализации как правило настороженное, что обычно мотивируется сужением перспектив трудоустройства.

Основным критерием выбора является ориентация на то, что дает знания и практические навыки по специальности. Поэтому в центре их внимания оказываются :

специальные дисциплины;

возможность прохождения практики на предприятии;

иногда и получение дополнительной специализации.

На основе такого анализа интересов каждой группы участников рынка образовательных услуг, которые рассматриваются как потенциальные инвесторы в систему НПО, можно предложить следующее распределение интересов в рамках учебного плана. При этом используются условные обозначения:

, Гф - государство (федеральный уровень);

, Р – регион;

, У - учащийся;

, П – предприятие.

В результате распределения предметов учебного плана по интересам инвесторов оказалось, что в отношении ряда предметов их интересы пересекаются. Разграничение этих моментов было выполнено, исходя из следующего:

а) ситуация Гф+Р возникает возникла в отношении предметов - физкультура и основы безопасности жизнедеятельности. Так как эти предметы касаются здоровья граждан, формируют навыки безопасного поведения в жизненных и аварийных ситуациях, то распределение расходов можно выполнить в пропорции 1:1;

б) ситуация Р+У+П разрешалась следующим образом

дисциплины общепрофессионального блока в рамках базовой специальности (станочник, продавец) отнесены к группе интересов региона;

Учебный план

по профессии " Станочник (металлообработка) со знанием основ предпринимательской деятельности"

дисциплины специального блока в рамках II ступени в равных долях распределяются между регионом и учащимся;

дисциплины специального блока для III и IV ступеней по базовой специальности, обеспечивающие повышенную квалификацию, в равных долях распределяются между интересами учащегося и предприятия;

дисциплины из блока "конкретное" (в существующих учебных планах относятся практики в условиях предприятия)  в рамках II ступени это соответствует интересам учащегося, в рамках III и IV ступени это распределяется в равных долях между учащимся и предприятием;

специальные и общепрофессиональные дисциплины, обеспечивающие дополнительную специализацию (например, основы предпринимательской деятельности для станочника. Понятно, что предприятие нанимает станочника, в крайнем случае механика, поэтому блок по предпринимательской деятельности явно соответствует интересам учащегося, так как дает дополнительную возможность трудоустройства) отнесены к интересам учащегося.

Пропорции учебного времени по ступеням в разрезе групп участников представлены

в таблицах 5, 6.

Таблица 5

Структура учебного времени для профессии

"Станочник (металлообработка) со знанием основ предпринимательской деятельности"

II ступень III ступень IV ступень
Государство фед. уровень 1163 42,23% 1358 32,79% 1386 25,72%
Регион 1023 37,15% 1121 27,06% 1229 22,81%
Учащийся 568 20,62% 1115,5 26,93% 1796,5 33,34%
Предприятие 0 0,00% 547,5 13,22% 977,5 18,14%
Всего 2754 100,00% 4142 100,00% 5389 100,00%

Таблица 6

Структура учебного времени для профессии

"Продавец, кассир-контролер со знанием бухгалтерского учета"

II ступень III ступень IV ступень
Государство фед. уровень 1248 47,22% 1443 36,47% 1470 27,78%
Регион 825 31,21% 967 24,44% 1065 20,12%
Учащийся 750 21,57% 1058,5 26,75% 1728 32,65%
Предприятие 0 0,00% 488,5 12,35% 1029,5 19,45%
Всего 2643 100,00% 3957 100,00% 5292,5 100,00%

Структура затрат учебного времени с учетом обоих факторов, представленная на диаграммах ниже, отражает и структуру затрат на подготовку выпускника.

Структура затрат учебного времени по профессии " Станочник (металлообработка) со знанием основ предпринимательской деятельности" с