Системная Энергетика

худший вариант.

В условиях России эффективность АЭС существенно зависит от региона из-за различий стоимости органического топлива и наличия гидроресурсов. Дальний Восток – один из перспективных регионов развития ядерной энергетики.

Для оценки эффективности строительства АЭС на Дальнем Востоке проведены расчёты топливно-энергетических балансов региона на перспективу до 2010 г., а также учитывалась возможность экспорта электроэнергии в Китай и Южную Корею.

В регион включены: Амурская область, Хабаровский и Приморский край. Для этого региона рассмотрены четыре сценария развития энергетики:

  1. Сценарий оптимального развития, когда предполагается ввод новых энергоисточников Ургальского ТЭК, ГЭС (Бурейской, Нижнебурейской, Гилюйской), Дальневосточной и Приморской АЭС.

  2. Исключается возможность строительства Дальневосточной АЭС в Хабаровском Крае.

  3. Исключается возможность строительства обеих АЭС (Дальневосточная и Приморская).

  4. Исключается строительство АЭС, но ускоренно вовлекается баланс электростанций сахалинского газа.

В таблице представлены основные характеристики ТЭК Дальнего Востока при четырёх сценариях развития.


Развитие ТЭК Дальнего Востока.

Таблица 4,7

ХАРАКТЕРИСТИКА


1990г.

2010г.


2020г.







факт

1

3

1

2

3

4

Производство электроэнергии

30,7

52,5

52,5

70,5

70,5

70,5

70,5

млрд. кВт.ч









в том числе: ГЭС


6,2

13,5

13,5

16,3

10,3

16,5

16,5

КЭС



8,5

8,6

17,2

11

18,6

27,2

27,2

ТЭЦ



16

21,8

21,8

26,8

26,8

26,8

26,8

АЭС



-

8,7

-

16,4

8,6

-

-

Установленная мощность








электростанций, млн.кВт

6,5

11,7

11,6

15,6

15,6

15,6

15,6

ГЭС



1,3

3,7

3,7

4,6

4,7

4,7

4,7

КЭС



2

1,9

3,2

2,6

3,6

4,9

4,9

на уральском угле


-

-

-

-

1,1

1

2,3

на КАУ



-

-

1,3

-

-

1,3

-

Дальневосточная АЭС

-

0,2

-

1,2

-

-

-

Приморская АЭС


-

1,1

-

1,3

1,3

-

-

Добыча энергетического угля








млн.т



24,7

28,5

30

35

36,5

36,5

36

в том числе:









Амурская область


6,7

6,5

7

8

8

8

8

Хабаровский край


2,1

5,5

5,5

10,5

12

12

11,5

Приморский край


15,9

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

Расход топлива на ТЭС








млн.т у.т










в том числе:









газ



0,88

1,2

1,2

1,6

1,5

1,6

6

мазут



2,7

1,4

1,4

1,4

1,5

1,5

1,5

уголь



8,4

11,6

14,3

14,6

17,1

19,7

15,1

Ввоз топлива млн.т у.т








в том числе









газ



1,1

3

3

3,7

3,7

3,7

8,2

мазут



3,94

2,3

2,3

1,2

1,2

1,2

1,3

уголь



6,6

11,2

13,8

11

12,3

14,9

10,5

из него КАУ


1,1

1,3

3,6

-

1,3

3,9

-


Анализ результатов проведённых расчётов показывает, что обе АЭС (Дальневосточная и Приморская) как курируют на угле в Хабаровском крае. Наибольшую эффективность представляет строительство АЭС в Приморье.

Строительство обеих АЭС позволит к 2020г. полностью отказаться от ввода КАУ, а также уменьшить суммарные затраты в развитие энергетики примерно на 200 млн дол/год.

Отказ от обеих АЭС (3-ый сценарий) приведёт существенному увеличению расхода угля на ТЭС; ввод КАУ возрастёт к 2020г. до 4 млн т.у т. Дополнительные поставки сахалинского газа (4-ый сценарий) практически не влияют на конкуренцию АЭС и КЭС на угле, они лишь позволяют заменить уголь газом на ТЭЦ и отказаться от ввода КАУ.


Экономическая эффективность АЭС кроме местных условий значительно зависит от коэффициента дисконтирования капиталовложений, т.е. реальной банковской ставки при инвестировании развития энергетики Дальнего Востока

Рис 1


Зависимость приведённой стоимости электроэнергии от коэффициента дисконтирования и стоимости топлива для Дальневосточной и Приморской АЭС в сравнении с ГРЭС.

При составлении вариантов по стоимости электроэнергии за весь срок службы объекта (АЭС или ГРЭС) учитывались диапазоны отклонений стоимости условного топлива – от 60 до 70 дол./т у.т. Результаты показывают эффективность Дальневосточной АЭС при коэффициенте дисконтирования 6–7 %, что можно считать приемлемой при стабильной экономике. Эффективность Приморской АЭС обеспечивается при банковской ставки до 10%.

Эффективность ввода АЭС на Дальнем Востоке возрастает при осуществлении экспорта электроэнергии в Китай и Южную Корею за счёт валютных поступлений в федеральный и местный бюджеты.


К концу ХХI века основой энергетики мира станут уголь и ядерная энергия, суммарная мощность быстрых реакторов достигнет 10000 ГВт. Из них 46% составляет АЭС для производства водорода, используемого для производства теплоты и пиковой электроэнергии.

Большие перспективы развития имеет ядерная энергетика в регионах мира, для которых прогнозируется быстрый рост населения и электропотребления при ограниченных ресурсах органического топлива (Япония, Корея, Африка, Южная и Юго-Восточная Азия, Латинская Америка). В отличие от указанных регионов, Россия имеет значительные ресурсы органического топлива. В связи с этим для неё прогнозируется более умеренный рост ядерной энергетики в первой половине XXI века. Однако по мере истощения дешевых энергоресурсов, уран – 38 в выработке электроэнергии начнёт конкурировать с дорогим углём, а с учётом экологических ограничений к концу XXI века почти полностью вытеснят его; к 2100 году мощность АЭС с быстрыми реакторами в России может достигнуть 240 ГВт.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

1.Региональные аспекты энергетической политики России.

Становление и развитие России как самостоятельного государства в условиях перехода к рыночной экономики потребовало, кроме всего прочего, и разработки новой энергетической политики – энергетической стратегии России, одобренные Комиссией по оперативным вопросам Правительства Р.Ф. в 1994г. В 1995г. вышел Указ Президента Р.Ф. №472 (Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки энергетического комплекса Р.Ф. на период до 2010года).

Одним из важнейших отличий энергетической стратегии от разрабатываемых ранее энергетических программ и концепций стало детальная разработка региональных аспектов. Росси конфедеративному государству с её огромными пространствами и значительным разнообразием природно-климатических и экономических условий, исторических и социальных традиций без разработки и реализации региональной политики просто не выжить.

Основной задачей региональной энергетической политики является обеспечение социально экономического развития территории любого уровня путём эффективного, надёжного и безопасного энергоснабжения при минимальных затратах общества и при приемлемом уровне техногенного воздействия на окружающую среду. Эта задача постоянна независимо от изменений, вызванных самыми различными экономическими, политическими, социальными, техническими и другими факторами.

Большинство регионов России не обеспечено в достаточном объёме энергоресурсами и со временем их дефицитность будет возрастать. Энергоизбыточными в будущем останутся только несколько регионов – север Западной Сибири, Центральная Сибирь, ряд районов Восточной Сибири и север европейской части России. Соответственно региональная политика должна учитывать принципиальные различия условий энергообеспечения и структуры ТЭБ макро регионов.

Вторым объективным фактором необходимости решения региональной энергетической политики является федеративное устройство России, когда властные функции, права собственности и ответственности за топливо и энергообеспечение разделены между федеральными органами и субъектами федерации. В этих условиях региональная политика должна обеспечить реализацию стратегии развития энергетики России в интересах как государства, так и субъектов федерации.

И, наконец, появились новые приграничные районы, изменились условия выхода продукции России на мировой рынок. Ряд областей и регионов России оказались связанными между собой линиями электропередач и газопроводами, проходящими через территорию других государств. Это относится к местным связям ЛЭП 500-1150 кВ между Уралом и Сибирью, проходящими по Казахстану связям Северного Кавказа, Псковской и Калининградской областей по газу и электроэнергии, проходящим через Украину, Эстонию и Литву.

В энергетической стратегии России сформированы следующие основные цели региональной энергетической политики:

  • достижение консенсуса между интересами федеральных и региональных органов власти, предприятий ТЭК и потребителей энергоресурсов с учётом экологии путём сочетания стремления регионов к самообеспечению ТЭР и сохранения ТЭК России;

  • чёткое разделение обязанностей, прав и ответственности по управлению энергетикой между органами власти, передача из центра в регионы всех тех полномочий, которые необходимы для надёжного энерго- и топливоснабжения территорий. Задачи федеральных органов, в первую очередь, создать регионам такие условия, которые бы обеспечивали им выполнение этих функций, и осуществить координацию межрегиональных энергетических связей внутри России;

  • рациональное использование местных и поставляемых в регионы ТЭР, обеспечивающие повышение эффективности отраслей и предприятий народного хозяйства и подъём жизненного уровня населения.

Опыт зарубежных развитых стран свидетельствует, что основными условиями проведения эффективной национальной промышленно-энергетической политики считается:

  • интернациональный характер ТЭК, когда на передний план выступают два равноправных принципа: конкуренция и кооперация;

  • антимонопольное законодательство, позволяющее государству использовать весь научно-промышленный потенциал;

  • прогрессивное налоговое законодательство.

Энергетическая стратегия России предусматривает следующие разграничения порядка управления энергетикой в центре и на местах: федеральные государственные органы в директивном порядке контролируют деятельность федеральных энергетических систем и атомную энергетику; управляют стратегическими запасами энергоресурсов; разрабатывают стандарты и нормативы безопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок, организовывают государственный надзор за их соблюдением; ведут лицензирование экономической деятельности субъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативной базы, а также путём владения акциями компаний и акционерных обществ.

К совместному ведению федеральных органов и субъектов федерации относятся; лицензирование деятельности предприятий по освоению месторождений природных ресурсов, предприятий, действующих в составе федеральных энергетических систем, а также объектов атомной энергетики; определение условий лицензирования деятельности энергетических предприятий, ответственных за надёжное топливо- и энергоснабжение потребителей и контроль за соблюдением выданных лицензий; организация энергоснабжения в условиях чрезвычайных обстоятельств.

В исключительном ведении субъектов РФ находятся; порядок функционирования объектов, не входящих в состав федеральных энергетических систем; выдача лицензий на строительство новых и расширение действующих топливно-энергетических объектов и отвод земель для них; принятие дополнительных требований к экологической безопасности и энергоэффективности объектов на подведомственной территории.

Опыт зарубежных стран показывает, что по мере совершенствования рыночных структур прямое государственное регулирование во многом заменяется разнообразными косвенными регуляторами. Но при этом роль государства в выработке стратегии промышленно-энергетического развития возрастает через совместную энергетическую политику государства, бизнеса и отдельных энергетических компаний. Бесплановое развитие России последних лет убедительно показало, что, когда рухнула административно-командная система и одновременно не была разработана стратегия постепенного перевода экономики на рыночные рельсы, произошёл обвал. Сегодня стало очевидным, что государство не может сосредоточиться только на «монетарном» регулировании – финансовой стабилизации – бездефицитного бюджета, чисткой кредитно-финансовой политики, укрепления курса рубля и т.д. Это прозрение даётся слишком дорогой ценой: валовая продукция России в 1995г. составила около 45% от уровня 1990г.

Региональные аспекты энергетической политики России рассмотрим на примере ТЭК Сибири и Иркутской области.

2. Основные приоритеты и проблемы перестройки ТЭК Сибири.

Сибирь обладает огромным потенциалом ТЭР (табл.), определяющим будущее энергетики и экономики самой Сибири, России, а также масштабы и эффективность их экспорта на международные рынки. На долю Сибири приходится 85% разведанных в России запасов природного газа (или около 1/3 мировых), 65% нефти (4%), 75% угля (16%).

Таблица.

Роль Сибири в ТЭК России (1994г.)

Доля разведанных запасов, %

Природный газ 85

Уголь 75

Нефть 65

Гидроэнергетические ресурсы 40

Добыча, производство и потребление ТЭР.

Производство ТЭР, млн. т у. т ( % ) 1200 (83)

Потребление ТЭР, млн. т у. т ( % ) 235 (25)

Добыча нефти и конденсата, млн. т ( % ) 218 (69)

Добыча газа млрд. м3 (%) 550 (91)

Добыча угля, млн. т (%) 166 (61)

Производство электроэнергии, млрд. кВт*ч (%) 235 (27)

Производство централизованной тепловой энергии, млн. Гкал.(%) 345 (19)


Для ТЭК Сибири завершился длительный этап форсированного количественного роста. Максимальный уровень добычи и производства ТЭР в Сибири был достигнут в 1988 г. и составил 1914 млн. т у. т(20% мирового уровня). На 1994 г. данные приведены в таблице, откуда видно, что за 7 лет падение производства энергоресурсов составило более 700 млн т у.т или 37%. При этом добыча нефти сократилась почти в 2 раза, угля – на 1/3,производство электроэнергии –на 15%, добыча газа –на 6% несмотря на кризис в отраслях ТЭК, Сибирь и в настоящее время остаётся главной топливо- энергетической базой России и многих её регионов, обеспечивая почти половину валютных поступлений за счёт экспорта энергоресурсов. В новых формируемых условиях хозяйствования оказались нарушенными принципы комплексного прохода к прогнозированию и управлению развитием страны, регионов и отдельных территорий. Часто принимаются отраслевые и локальные решения без учёта энергетической стратегии России и согласования с регионами. Так, без должной взаимосвязи принимаются отдельные решения по освоению ямальского газа и созданию Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса, развитию КАТЭКа и завершению строительства Богучанской ГЭС. Отсутствие комплексного решения проблем энергетики Сибири приводит к избыточности реализуемых проектов, их несогласованности по срокам и масштабам , распылению финансовых и трудовых ресурсов.

В результате, в ТЭК Сибири не разрешаются, а усиливаются кризисные явления в его развитии:

1). Имеет место нерациональный баланс котельно-печного топлива (КПТ). Если в европейских регионах России основу КПТ составляют газ и мазут, то в Сибири теплоэнергетика по-прежнему остаётся «угольной» отраслью (табл.).

Таблица.

Структура топливоснабжения электростанций России, %.

Регион

Топливо





газ

мазут

уголь

прочие

Северный

32

30

34

4

Северо-западный

48

40

8

4

Центральный

76

10

12

2

Центрально-Чернозёмный

79

18

2

1

Волго-Вятский

56

34

8

2

Поволжский

80

18

1

1

Уральский

69

4

26

1

Западно-Сибирский

48

5

46

1

Восточно-Сибирский

13

4

80

3

Дальневосточный

10

15

74

1

Россия в целом

56

13

29

2

В результате такой структуры КПТ во многих городах и промышленных центрах Сибири сложилась тяжёлая экологическая обстановка: загрязнение воздушного бассейна в ряде городов превышает ПДК по пыли в 4-18 раз, по окислам серы-до 4 раз, по окислам азота-до 6-7 раз, а концентрация тяжёлых металлов в почве в десятки раз. При этом доля теплоэнергетики в загрязнении воздушного бассейна достигает 60-70%. Это связано с низким техническим уровнем многих энергетических объектов, в Сибири продолжает действовать свыше 30000 мелких котельных. В ОЭЭС Сибири доля агрегатов со сроком службы более 30 лет составляет около 11% и со временем рост доли устаревшего оборудования имеет экспоненциальный характер.

Таблица.

Возрастной состав агрегатов ТЭС России, % (1994г.)

ОЭЭС

Установленная

Срок службы, лет



мощность млн.кВт

>40

>30

>20

>10

Северо-Запада

15,2

7,2

17,1

34,9

77,6

Центра

57,5

2,1

13,4

35,7

71,8

Северного Кавказа

11,6

1,7

9,5

45,7

82,8

Средней Волги

24,8

0,4

13,7

37,9

62,1

Урала

42

2,1

14

38,1

71,4

Сибири

46,2

0,6

10,6

48,5

77

Дальнего Востока

7,2

"-

5,6

25

47,2

Изолированные ЭЭС

4,2

"-

2,4

23,8

59,5

Всего по России

208,7

1,9

12,5

39,2

71,7

2). Нарушены пропорции в структуре элетро- и теплогенерирующих мощностей, что приводит к нерациональным режимам работы энергосистем, появлению избыточных и дефицитных районов по электроэнергии. Так, в Сибири в настоящее время имеются избытки электроэнергии в Красноярском крае, Тюменской и Иркутской областях и дефицит на юге Западной Сибири и Бурятии (табл.)

Таблица.

Самообеспеченность регионов Сибири, млрд.кВт*ч (1993г.)

РЭЭС

Электропот-

Производство

Дефицит (-)


ребление

электроэнергии

Избыток (+)

Омская

12,3

8,9

-3,4

Новосибирская

15,6

9,2

-6,4

Барнаульская

13,1

6,1

-7

Томская

5,9

1

-4,9

Кузбасская

34,7

24,4

-10,3

Красноярская

49,3

68,8

19,3

Иркутская

50,8

62,6

11,8

Бурятская

5,8

4,4

-1,4

Читинская

7,4

5,1

-2,3

ОЭЭС Сибири

194,9

190,3

-4,6

3). Расстроены межтерриториальные связи, что привело к использованию неэффективных источников топлива и энергии, росту цен на них. Рост железнодорожных тарифов привёл к тому, что цены на восточносибирские угли на Дальнем Востоке оказались сопоставимыми с ценами на австралийский уголь