Развитие координационных способностей у детей с детским церебральным параличом

ДЦП для восстановления основ управления движениями (15). Эти упражнения способствуют свободному переключению состояния мышцы (покой, напряжение, расслабление, сокращение), восстановлению реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов и их совместной статической работы для фиксации суставов; нормализации «схемы тело и движений»; овладению сложными сочетаниями работы мышц различных частей тела при формировании двигательных стереотипов.

Упражнения в равновесии способствуют улучшению координированных движений, воспитанию правильной осанки, выработке многих двигательных навыков, тренировке и нормализации функций вестибулярного анализатора(11). Упражнения в равновесии играют большую роль в восстановительном лечении. Они способствуют нормализации опороспособности, развитию реакций равновесия в разных условиях – при передвижении по разной почве, на различной по высоте и по форме поверхности опоры, с разной ее устойчивостью, с использованием статических поз и передвижений, в сочетании со специальной тренировкой вестибулярного анализатора.

Прикладные упражнения включают различные способы передвижения – ползание, ходьбу, бег, а также прыжки, лазание метание, т.е. те естественные движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни.

В тяжелых случаях ДЦП ходьба является жизненно необходимым навыком, так как владение или невладение им в решающей мере определяет степень инвалидности больного, также как и тяжелые поражения рук, сжимающие его возможности самообслуживания.

Для больных, передвигающихся с помощью костылей или тростей, необходима тренировка в разных условиях, приближенных к повседневным, чтобы повысить уровень социальной реабилитации.

Подвижные игры как средство лечебной физкультуры имеют большое воспитательное значение как эмоциональный способ закрепления двигательных навыков (12). В программе занятий они должны широко применяться при всех формах заболевания, с разной степенью тяжести в разных возрастах, начиная от индивидуальных игровых занятий до сложных командных и некоторых спортивных игр, проводимых по упрощенным правилам.

Спортивные упражнения применяются в лечебной физкультуре. Они являются одним из средств создания положительных эмоций, укрепления воли для достижения поставленной цели, закаливания организма больных. Спортивные упражнения с включением соревновательного метода должны использоваться при детском церебральном параличе, с учетом возможностей и возраста. Хорошими средствами для укрепления здоровья детей, закаливания организма, коррекции патологических расстройств и совершенствования координации движений являются плавание, катание на санках, ходьба на лыжах.


Выводы


Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание.


ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ДЕТЕЙ С ДЦП ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1 Характеристика групп исследуемых детей с ДЦП


Государственное учреждение здравоохранения «Детский психоневрологический санаторий для лечения ДЦП «Автозаводский» рассчитан на 100 коек круглосуточного пребывания детей и 50 коек дневного пребывания с учетом с учетом открытия филиала в здании, переданном распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода В.Е.Булавинова № 1967 от 30.12.2003 года по ул. Плотникова, 38. Филиал не функционирует ввиду реконструкции здания под медицинское учреждение.

Санаторий круглогодичный, круглосуточный, подчинен Департаменту здравоохранения Нижегородской области и находится на его бюджете.

Адрес санатория: 603101, Нижний Новгород, Автозаводский район, ул. Ватутина, 10а. Главный врач – Вереш Лариса Александровна.

В санаторий принимаются дети из Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Отбор детей в санаторий проводится санаторно-курортной отборочной комиссией. Продолжительность каждого заезда в санатории – 2,5 месяца.

Особое внимание в санатории уделяется лечебной и адаптационной работе с детьми. Сохраняется связь с НИИТО (консультант – старший научный сотрудник Пахомова Н.П.). Поддерживается связь с кафедрой «Неврологии и психиатрии», возглавляемой доктором медицинских наук, профессором Густовым А.В. (консультант – доктор медицинских наук Халецкая О.В.). Сохраняется преемственность в работе с 1-й детской городской больницей, с роддомами № 7 и № 3, а также участковыми неврологами.

Лечение и адаптация детей проводится с использованием медикаментозной терапии, массажа, ЛФК.

В санаторий принимаются дети со всеми формами ДЦП, в том числе и с самой тяжелой – двойной гемиплегией. В 2006 году принимались в основном дети с тяжелыми формами ДЦП.

С 1 марта по 1 апреля 2007 года были организованы занятия адаптивно-физической культурой с детьми, больными разными формами ДЦП, и наблюдение за ними.


Состав исследуемой и контрольной групп

Исследуемая группа

1. Дмитрий Б. Возраст – 5 лет.

Диагноз санатория: ДЦП: двойная гемиплегия, ЗПМР, ЗРР.

Назначение ЛФК: увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей. Развитие пространственных представлений.

2. Александр А. Возраст – 5 лет.

Диагноз санатория: ДЦП: спастическая диплегия, ЗПМР. Церебрально-стеническое состояние.

Назначение ЛФК: развитие ручной умелости. Обучать навыкам самообслуживания. Работа с костюмом «Адель».

3. Алексей Г.. Возраст – 5 лет.

Диагноз санатория: ДЦП: спастическая диплегия, ЗПМР. Церебрально-стеническое состояние.

Назначение ЛФК: развитие ручной умелости. Обучать навыкам самообслуживания. Работа с костюмом «Адель».

4. Михаил С. Возраст – 5 год.

Диагноз санатория: ДЦП: спастическая диплегия

Назначение ЛФК: лечебный комплекс упражнений.

5. Надежда Г.. Возраст 6 лет.

Диагноз санатория: ДЦП: гиперкинетическая форма

Назначение ЛФК: лечебный комплекс упражнений.

6 Светлана С. Возраст – 6 лет.

Диагноз санатория: ДЦП: спастическая диплегия, ЗПМР. Церебрально-стеническое состояние.

Назначение ЛФК: развитие ручной умелости. Обучать навыкам самообслуживания. Работа с костюмом «Адель».

7. Лена А. Возраст – 4 года.

Диагноз санатория: ДЦП: спастическая диплегия, ЗПМР. Церебрально-стеническое состояние.

Назначение ЛФК: развитие ручной умелости. Обучать навыкам самообслуживания. Работа с костюмом «Адель».

8. Вера А. Возраст – 4 года.

Диагноз санатория: ДЦП: гиперкинетическая форма.

Назначение ЛФК: лечебный комплекс упражнений.

9. Люда С.. Возраст 6 лет.

Диагноз санатория: ДЦП: атонически-остотическая форма.

Назначение ЛФК: лечебный комплекс упражнений.

10. Алла Д.. Возраст 6 лет.

Диагноз санатория: ДЦП: атонически-остотическая форма.

Назначение ЛФК: лечебный комплекс упражнений.


2.2 Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП

и принципы коррекционной работы


Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми   это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные.

Вторую группу составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям.

Для более детальной проработки основных коррекционных задач сформулируем более частные вспомогательные задачи, которые будет решать методист в процессе физического развития:

1. Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба).

2. Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.

3. Улучшение подвижности в суставах (профилактика и разработка контрактур).

4. Нормализация тонуса мышц (коррекция познотонических реакций).

5. Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений.

6. Формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной).

7. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

8. Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук).

9. Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве.

10. Формирование различных опорных реакций рук и ног.

11. Общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей.

Следует отметить одну из важнейших особенностей двигательного развития детей, на которую давно обратили внимание крупнейшие отечественные [19] и зарубежные [26] ученые. Было убедительно доказано, что двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная, а также в широком смысле, на их поведение.

При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений следует проводить в игровой форме (17).

Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей: опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, ходьба босиком по песку и т.д.), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры, локальное использование льда), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами).

На всех занятиях у ребенка формируют способность воспринимать позы и направления движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь.

Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития (14).

Теперь о важнейших принципах коррекционной работы.

1. Ребенок, больной ДЦП, должен быть адаптирован к семье и окружающей среде, и ни при каких обстоятельствах не должен быть изолирован.

2. Нужно учитывать конкретные и реальные цели. Надо принимать во внимание усилие пациента, его намерения должны осуществляться. Все попытки пациента к активным действиям должны поддерживаться.

3. Любое общение с ребенком с ДЦП предлагает щадящий, индивидуальный образ действий. Важным условием является готовность помочь в любой ситуации. Почти каждое движение предполагает демонстрацию (показ). При этом попутно в подробностях объясняются и показываются все движения, а затем просят детей их повторить.

4. Состязания могут также влиять положительно на больных ДЦП.

5. Намеки и знаки детей не должны быть незамеченными. На них тоже надо обращать внимание.

6. Каждое движение требует минимума способности к движениям. Как и лечебная физкультура, терапия игры требует следовать принципам специальных лечебных упражнений. Лечебные упражнения при ложных двигательных примерах могут привести лишь к неправильному развитию или фиксации прежних ошибок. Неверные формы движений откладываются в памяти и отрицательно влияют на дальнейшее развитие.

Для того чтобы добиться хороших результатов, занятия физическими упражнениями у детей с ДЦП должны быть ежедневными и проходить в течение всего дня.

В сложный комплекс восстановительной терапии ДЦП входят: медикаментозная терапия, работа по восстановлению познавательной деятельности и речи, лечебная физкультура, массаж, ортопедический режим и протезирование, при необходимости хирургическое лечение, а также физиотерапевтическое лечение и трудотерапия.

Умелое сочетание всех форм восстановительной работы на всех стадиях заболевания, правильное использование всех видов массажа и ЛФК в этом комплексе являются залогом эффективной реабилитационной терапии ДЦП.


2.3 Организация и методы исследования: педагогические,

функциональные, психологические, статистические


Степень тяжести заболевания больных варьирована от легкой до тяжелой.

В работе использованы педагогические, функциональные, психологические, статистические методы.

Педагогическое наблюдение проводилось с целью определения двигательных возможностей больного и его зависимости от вспомогательных средств передвижения. С целью выбора оптимальных исходных положений для выполнения упражнений лечебной гимнастики определен индивидуальный двигательный стереотип больного.

Педагогический эксперимент состоял в проведении занятий лечебной физической культурой в специализированном санатории и сопоставлении положительной динамики двигательных возможностей и психологического состояния больных ДЦП группы, занимавшихся по разработанной программе.

При осмотре больного оценивалась длина нижних конечностей, состояние суставов, степень деформаций опорно-двигательного аппарата и выраженность патологических рефлексов.

Речевые функции больных исследовались по методике специалистов-логопедов санатория ДЦП (Нижний Новгород), включавшей оценку произвольных движений лицевой и мимической мускулатуры, возможностей артикуляционного аппарата, уровня речевой коммуникации.

На первом этапе (ноябрь 2006 г. - март 2007 г.) проведен анализ научной литературы по теме работы; определены цели, задачи и методы исследования.

На втором этапе (март 2007 г.) сформирована группа, проведен педагогический эксперимент.

На третьем этапе (апрель 2007 г.) выполнена обработка результатов исследования, осуществлено оформление квалификационного сочинения.

Кроме того, проведен комплекс упражнений с детьми. Занятия проводились индивидуально под контролем сотрудников санатория. См. Приложение.

Статистические данные являются основой терапии, и отсюда исходят целевые указания. Они должны обобщить все действия, происходящие в течение дня, такие практические вещи, как сидение, продвижение вперед, еда, одевание и раздевание. При этом инструкции всегда направлены на формирование новых функций или способностей.

Если действовать таким образом, то становится возможным обмен наблюдениями, констатациями и исследованиями родителями и терапевтами.

Все лечебные мероприятия, цели и достижения, а также неудачи должны быть зафиксированы письменно. На занятиях с детьми использована методика Н.Н. Ефименко и Б.В. Сермеева. [8]


2.4 Методы оценки достоверности изменений


Наибольшей популярностью при проверке гипотез о равенстве генеральных средних (математических ожиданий) пользуется t-критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента был разработан английским химиком У.Госсетом, когда он работал на пивоваренном заводе Гиннеса и по условиям контракта не имел права открытой публикации своих исследований. Поэтому публикации своих статей по t-критерию У.Госсет сделал в 1908 г.

t-Критерий Стьюдента относится к параметрическим, следовательно, его использование возможно только в том случае, когда результаты эксперимента представлены в виде измерений по двум последним шкалам — интервальной и отношений. Нам необходимо выяснить эффективность коррекционных занятий с детьми с ДЦП по определенной методике. С этой целью проводится сравнительный педагогический эксперимент, где группа, состоящая из 10 человек, занимается по новой предлагаемой методике. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая, предлагаемая методика окажется более эффективной. Нужно рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы.


ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ


3.1 Динамика состояния детей с ДЦП, за которыми велось наблюдение


Таблица № 1

№ п/п Исследуемые дети походка di (di – dcp)

2

(di – dcp)



До исследования После исследования


1 Дмитрий Б. 5 л 0 0 0,0 -0,4 0,16
2 Александр А. 5 л 0 0 0,0 -0,4 0,16
3 Алексей Г. 5 л 0 1 1,0 0,6 0,36
4 Михаил С. 5 л. 1 2 1,0 0,6 0,36
5 Надежда Г. 6 л 1 1 0,0 -0,4 0,16
6 Светлана С. 6 л 1 1 0,0 -0,4 0,16
7 Лена А. 4 г 0 1 1,0 0,6 0,36
8 Вера А. 4 г 1 1 0,0 -0,4 0,16
9 Люда С. 6 л 1 1 0,0 -0,4 0,16
10 Алла Д. 6 л 1 2 1,0 0,6 0,36
Х ср 0,6 1,0
Средняя арифметическая разностей (d cp) 0,4
Сумма квадратов разностей (Е (di – d cp)2) 2,04
Дисперсия (б2) 0,23
Стандартное отклонение (б) 0,47
Стандартная ошиб-ка среднего арифметического (m) 0,15
tкритерий 2,67
p 0,05
tтабл 2,26

Статистические показатели

Статистические показатели Среднегрупповые значения
М 1 0,6
М 2 1,0
М 0,4
М (%) 66,6

1)

2)

3)

4)

5)

6)


Таблица № 2

№ п/п Исследуемые дети Мышечный тонус di (di – dcp)

2

(di – dcp)



До исследования После исследования


1 Дмитрий Б. 5 л 1 2 1 0,2 0,04
2 Александр А. 5 л 1 1 0 -0,8 0,64
3 Алексей Г. 5 л 0 1 1 0,2 0,04
4 Михаил С. 5 л. 1 2 1 0,2 0,04
5 Надежда Г. 6 л 1 2 1 0,2 0,04
6 Светлана С. 6 л 2 2 0 -0,8 0,64
7 Лена А. 4 г 1 2 1 0,2 0,04
8 Вера А 4 г 0 1 1 0,2 0,04
9 Люда С. 6 л 1 2 1 0,2 0,04
10 Алла Д. 6 л 2 3 1 0,2 0,04
Х ср 1,0 1,8
Средняя арифметическая разностей (d cp) 0,8
Сумма квадратов разностей (Е (di – d cp)2) 1,6
Дисперсия (б2) 0,18
Стандартное отклонение (б) 0,42
Стандартная ошиб-ка среднего арифметического (m) 0,13
tкритерий 6,15
p 0,05
tтабл 2,26

Статистические показатели Среднегрупповые значения
М 1 1,0
М 2 1,8
М 0,8
М (%) 80,0

d1 = xпосле – хдо = 1,8 – 1,0 = 0,8


Таблица № 3

№ п/п Исследуемые дети Моторика рук di (di – dcp)

2

(di – dcp)



До исследования После исследования


1 Дмитрий Б. 5 л 1 1 0,0 -0,6 0,36
2 Александр А. 5 л 1 2 1,0 0,4 0,16
3 Алексей Г. 5 л 0 1 1,0 0,4 0,16
4 Михаил С. 5 л. 0 1 1,0 0,4 0,16
5 Надежда Г. 6 л 1 1 0,0 -0,6 0,36
6 Светлана С. 6 л 1 1 0,0 -0,6 0,36
7 Лена А. 4 г 1 2 1,0 0,4 0,16
8 Вера А 4 г 1 2 1,0 0,4 0,16
9 Люда С. 6 л 1 2 1,0 0,4 0,16
10 Алла Д. 6 л 1 1 0,0 -0,6 0,36
Х ср 0,8 1,4
Средняя арифметическая разностей (d cp) 0,6
Сумма квадратов разностей (Е (di – d cp)2) 2,4
Дисперсия (б2) 0,27
Стандартное отклонение (б) 0,51
Стандартная ошиб-ка среднего арифметического (m) 0,16
tкритерий 3,75
p 0,05
tтабл 2,26

Статистические показатели Среднегрупповые значения
М 1 0,8
М 2 1,4
М 0,6
М (%) 75,0

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Вывод


Проанализировав таблицы, можно сделать следующий вывод.

По большинству показателей положительная динамика в исследуемой группе после проведения занятий ЛФК по предложенной методике становится выше.

Заключение


Данную работу можно использовать как научно-методическое пособие при реабилитации детей с ДЦП, так как в ней описаны наиболее распространенные методы физической реабилитации и наиболее эффективные.

По данной теме было проанализировано 26 источников научно-методической литературы и выбраны наиболее эффективные и относительно дешевые, простые в применении методы физической реабилитации детей с ДЦП.

Все описанные средства физической реабилитации дают положительные результаты и хорошо сочетаются друг с другом.

Результаты реабилитации будут намного выше, если детям с ДЦП будут оказывать внимание 24 часа в сутки. Поскольку методистов физической реабилитации очень мало, а детей с ДЦП так много, то активное участие в их лечении должны принимать и родители. Для этого их нужно специально обучить и объяснить, что, когда и как нужно делать, чтобы помочь своим детям.

Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича получила за последнее десятилетие, так как заболевание это стало встречаться значительно чаще. К изучению этой патологии приковано внимание многих ученых не только у нас, но и за рубежом. Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича. Данные литературы о распространенности заболевания не дают сведении о возрастно-половой структуре, распределении больных по формам заболевания. Отсутствие этих данных затрудняет определение нормативов потребности больных с детским церебральным параличом в сети специализированных учреждений.

Объект исследования: дети в возрасте от 1 года до 6 лет, страдающие ДЦП, проходящие лечение и адаптацию в санатории Автозаводского районного отдела здравоохранения г. Нижнего Новгорода.

Предмет исследования: изменение двигательной способности детей с ДЦП под влиянием средств и методов АФК.

Выводы.

В ходе работы над квалификационным сочинением были решены следующие задачи.

Проанализировано 26 научно-методическую литературу по данной теме.

Изучены формы ДЦП.

3. Дана достаточно подробная характеристика средствам физической реабилитации, используемым при ДЦП.

4. Проанализированы изменения двигательной способности детей с ДЦП под влиянием средств и методов АФК (в группах, проходящих лечение и адаптационные мероприятия в санатории Автозаводского районного отдела здравоохранения г. Нижнего Новгорода).

Методы исследования.

В данной работе используется метод анализа научно-методической литературы. Организован педагогический эксперимент с двумя группами детей с ДЦП.

Проведено наблюдение за двумя группами детей (по 10 человек в каждой), больных ДЦП, проходящих лечение в санатории Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.

Теоретическая значимость. На основании анализа научно-методической литературы выявлены наиболее распространенные средства и методы физической реабилитации при ДЦП.

Практическая значимость. Использованный автором квалификационного сочинения комплекс упражнений может быть эффективно использован для детей, больных ДЦП.

Основные положения, выносимые на защиту.

Представленный комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие двигательных способностей детей с ДЦП (равновесие, ориентация в пространстве, быстрота реагирования, мелкая моторика). Применение АФК положительно влияет и на эмоциональную сферу, и на психический статус ребенка.

Структура и объем квалификационного сочинения. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 26 наименований работ отечественных авторов. Материал изложен на страницах, содержит таблицы, диаграмм и 10 страниц приложения.


Библиография


Барашнев Ю.И. Болезни нервной системы новорожденных детей. М., 1971.

Болезни нервной системы. Руководство для врачей в двух томах. Том 2. Под редакцией Н.Н.Яхно, Д.Р.Штульмана, П.В.Мельничука. Издательство «Медицина», М.: 1995.

Большая медицинская энциклопедия. Главный редактор академик Б.В.Петровский. Том 7. Издание третье. Издательство «Советская энциклопедия, М., 1977.

Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. «Медицина», 1971.

Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л. «Медицина», 1974.

Гусев Е.И., Гречко В.Е., Бурд Г.С. Нервные болезни. Учебник. М.: Медицина, 1988.

Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. Академия медицинских наук СССР, институт полиомиелита и вирусных энцефалитов. М.: 1969.

Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М.: «Советский спорт», 1991.

Жуховицкий М.С., Айзиков Г.С., Трудотерапия в лечении детских церебральных параличей.  В кн.: Проблемы восстановления при паралитических заболеваниях у детей. М., 1964.

Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. М., 1995.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2001.

Макович З.Х. Природа двигательных нарушений при детских церебральных параличах и некоторые особенности восстановительной терапии.  Материалы 10-й сессии Ин-та полиомиелита и энцифалита. М. 1964.

Макович З.Х., Дементьева Р.К. Основные принципы лечебной физкультуры при детском церебральном параличе.  В кн.: Детские церебральные параличи (Тр. конф., посвящ. дальнейшему улучшению помощи детям, страдающим церебр. параличами). М.,1971.

Макович З.Х., Жуховицкий М.С., Дементьева Р.К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. М., «Советская Россия», 1969.

Массаж и гимнастика для самых маленьких. Методическое пособие для родителей. Нижний Новгород, 1991.

Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение. Киев, «Здоровъя», 1966.

Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2007.

Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. Методические рекомендации для родителей. Издательство «Медицина», Ленинградское отделение, 1977.

Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А.Н. Обросова, Т.В. Карачевцевой. М., 1987.

Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М., «Медицина», 1968.

Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Н. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., «Медицина», 1972.

Справочник по физиотерапии / Под ред. В.Г. Ясногородского. М., 1992.

Техника и методики физиотерапевтических процедур / Под ред. В.М. Боголюбова. М., 1983.

Улащик В.С., Лукомский И.В. Основы общей физиотерапии. Мн., 1997.

Физическая реабилитация. Учебник. Под ред.. проф. С.Н. Попова. Издание второе, Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004.

Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., Изд. АПН РСФСР, 1959.


Приложение


Комплекс основных упражнений, используемых при занятиях с детьми с различными формами ДЦП

I. Упражнения для формирования вертикального положения головы.

И. п. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелкания пальцами стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибание и разгибание головы.

То же, но с подложенным под плечевой пояс валиком.

И. п. лежа на спине в позе «эмбриона (ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс ребенка приподнимается руками методиста и выносится вперед – стимулируется подъем ребенком головы.

И. п. лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи – создаются условия для подъема головы.

То же, но тягу производить за предплечья или кисти – это способствует подъему головы и затем туловища.

И. п. лежа на животе: пассивные повороты головы ребенка в обе стороны.

И. п. лежа на животе, голова повернута в одну из сторон: потряхиванием погремушки со стороны затылка ребенка вызывать попытки самостоятельного поворота головы в сторону звукового раздражителя.

И. п. лежа на животе, голова несколько выступает за край топчана – данное положение содействует подъему и стабилизации головы.

То же, но подъем и повороты головы достигаются за счет привлечения внимания ребенка к звукам (голоса, погремушки) или яркой игрушке.

И. п. лежа на животе, подкладыванием рук методиста под грудь ребенка вызывается реакция выпрямления головы.

II. Упражнения для формирования контроля за положением головы и развития реакций опоры и равновесия рук.

И. п. лежа на животе: пассивное подкладывание под грудь согнутых в локтевых суставах рук ребенка – формируется ощущение опоры.

То же, но протягиванием ребенку игрушки стимулируется вынос вперед поочередно левой и правой руки с сохранением опоры на противоположной руке.

То же, но опора выполняется на более пораженной руке, которая предварительно выводится несколько в сторону – вперед: противоположной рукой ребенок манипулирует с игрушкой.

И. п. лежа на животе, руки параллельны туловищу, полусогнуты (или выпрямлены) и расположены ладонями на опоре: методист надавливает на плечевой пояс ребенка по направлению осей плеч.

И. п. лежа на животе: производится пассивное выставление опоры на плечи, предплечья параллельны, ладонями кверху (фиксация данного положения достигается при помощи рассматривания ребенком вложенной в его руки игрушки).

Упражнения с использованием предметов и приспособлений

И. п. лежа на спине: методист накатывает или набрасывает на грудь ребенка большой легкий надувной мяч, формируя отталкивающе-выпрямительные движения руками.

И. п. лежа на спине: меняя ритм движений и усилие надавливания, методист опускает на грудь ребенка конец «надувного бревнышка», вызывая отталкивающе-выпрямительные движения руками.

И. п. лежа на спине: методист опускает на грудь ребенка подвесную «грушу» (мяч, набивной мяч, мешочек с песком и др.), вызывая у него защитно-отталкивающие движения руками.

И. п. лежа на спине: методист оказывает плавное давление на руки (ладони ребенка) при помощи специального «пресса» (в виде дощечки, фанеры и др.) – этим вызывается активное сопротивление ребенка в виде разгибания рук вверх.

И. п. лежа на животе: с опорой на согнутые предплечья на наклонной поверхности (10-45о), начиная с небольшого угла и заканчивая более крутым, - формируется реакция