Системная Энергетика
солнечных дней.Во – вторых, солнечные электростанции требуют больших участков земли и значительных капиталовложений.
В – третьих, существенная зависимость поступления солнечной энергии от климатических условий и длительности зимы и лета. К тому же полученная энергия не постоянна по мощности и требует специальных установок по накоплению энергии и выдачи в соответствии с графиком нагрузки.
Кроме солнечной энергии используется энергия биомассы, гидроэнергия, ветровая, океанских отливов и приливов, температурных градиентов между слоями воды в океане и других природных явлений.
Технический потенциал перечисленных источников с учётом экологических и экономических ограничений приведён в таблице 3.2
Таблица 3.2
Источники энергии | Потенциал Гвт.год/год |
Биомасса Гидроэнергетика Ветровая энергия Геотермальная энергия Тепловая энергия океана Энергия приливов, течений и волн Солнечная энергия малой мощности |
6 3 3 2 1 0,045 2,2 |
Всего 17,245
Общий потенциал энергоресурсов малой энергетики вдвое превышает величину мирового потребления в 1975 году. Но он меньше потенциала ядерной энергии или возможностей больших систем солнечной энергии. Соответственно малая энергетика может иметь вспомогательную, но не менее важную роль в мировом энергетическом балансе.
Основную роль на ближайшие 50 лет в мировых энергоресурсах будут иметь органические (уголь, нефть, газ), ядерные (урановые, термоядерные) источники. И в настоящее время основной задачей энергетической науки является экологичность и эффективность использования данных источников.
В 1998 году в г.Иркутске проходила международная конференция / /, где были приведены результаты последних исследований по энергетике мира и отдельным регионам.
Прогноз населения мира по регионам.
Таблица 3.3
Год | NA | EU | JK | AZ | SU | LA | ME | AF | CH | AS | W |
1990 2025 2050 2075 2100 |
276 358 370 376 378 |
554 587 565 542 541 |
170 175 161 150 148 |
21 26 26 26 26 |
289 295 294 292 296 |
448 684 800 855 874 |
271 536 985 771 803 |
502 1092 1487 1776 1903 |
1205 1663 1752 1786 1814 |
15562409 2847 3081 3179 |
5292 7825 8987 9655 9962 |
Примечание: NA – Северная Америка; EU – Европа; JK – Япония;
AZ – Австралия и Новая Зеландия; SU – Страны на территории бывшего СССР; LA – Латинская Америка; ME – Ближний Восток и Северная Африка;
AF – остальная часть Африки; CH – Китай, включая Тайвань, Северную Корею и Монголию; AS – Южная и Юго–Восточная Азия; W – весь мир.
Оценка перспективных межрегиональных
перетоков энергоресурсов, ТДж/год
Таблица 3.4
Год | NA | EU | JK | AZ | SU | LA | ME | AF | CH | AS | W |
Жидкое Топливо 1990 2025 2050 2075 2100 |
14,4 9,8 12,9 -1,8 0,0 |
19,4 28,6 16,2 19,8 0,0 |
13,9 13,7 6,1 3,5 1,2 |
0,4 0,3 0,0 -7,7 -21,2 |
-4,9 -14,9 -25,2 -30,5 -63,4 |
-6,6 -11,7 -14,8 0,0 5,5 |
-38 -56,2 -76,1 -78,7 9,3 |
-2,6 -1,8 -9,2 -1,7 0,0 |
0,6 12,8 28,3 17,2 0,0 |
1,7 19,5 61,8 79,9 68,6 |
50,4 88,1 125,3 120,3 84,6 |
Газ + Гидро-энерге-тика 1990 2025 2050 2075 2100 |
0,6 -6,6 -1,9 -25,0 -11,1 |
4,0 6,3 10,1 8,7 1,2 |
2,2 1,4 9,3 11,3 12,2 |
-0,2 -0,5 -0,9 -2,5 -7,2 |
-3,5 -12,5 -45,7 -54,0 -82,6 |
-0,4 -4,0 0,0 0,0 0,0 |
-2,5 -12,1 -22,2 -37,1 -44,2 |
0,0 -1,0 -2,6 0,0 0,0 |
0,1 29,0 33,5 36,1 40,3 |
-2,8 0,0 20,3 62,5 91,5 |
6,9 36,7 73,3 118,6 145,2 |
Уголь 1990 2025 2050 2075 2100 |
-3,0 -7,0 0,0 0,0 0,0 |
3,2 0,0 0,0 0,0 0,0 |
3,8 2,2 2,2 0,0 0,0 |
-3,3 -3,0 0,0 0,0 0,0 |
-0,6 -11,9 0,0 0,0 0,0 |
-0,4 4,0 0,0 0,0 0,0 |
0,1 6,4 0,0 0,0 0,0 |
-0,7 0,0 -2,2 0,0 0,0 |
-0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 |
0,6 9,3 0,0 0,0 0,0 |
7,7 21,9 2,2 0,0 0,0 |
Примечание: (+) -импорт, (-) -экспорт.
Авторы работы / / оценивают газовое топливо как основное для поддержания энергопотребления в дефицитных регионах, а возможности перетоков угля практически (по разным причинам, включая экологические) исчерпаются уже лет через 20-25.
Располагаемые энергоресурсы по регионам мира.
Таблица 3.5
Ресурсы |
NA |
EU |
JK |
AZ |
SU |
LA |
ME |
AF |
CH |
AS |
W |
нефть млн.Тдж |
25465 |
3374 |
0 |
5750 |
10740 |
24600 |
24915 |
2638 |
11020 |
2276 |
110778 |
в т.ч с ц<44д/Гдж |
999 |
521 |
0 |
55 |
2100 |
1756 |
5326 |
517 |
755 |
374 |
12403 |
природный газ |
|||||||||||
млн.Тдж в.ч с |
267125 |
34587 |
12 |
67856 |
189684 |
197035 |
16783 |
18052 |
22150 |
26203 |
839487 |
ц<4.4 дол/Гдж |
1752 |
924 |
0 |
143 |
6262 |
1235 |
4120 |
740 |
537 |
848 |
16561 |
уголь млн.Тдж |
37044 |
17598 |
23 |
19003 |
121170 |
1932 |
630 |
6468 |
54432 |
4116 |
262416 |
в т.ч с ц<2.8дол/Гдж |
10878 |
5754 |
0 |
9156 |
5628 |
420 |
0 |
3108 |
17304 |
2436 |
54684 |
ядерное топливо |
|||||||||||
млн.Тдж в.ч с |
1421,2 |
162,2 |
17 |
1596,2 |
1113,2 |
452,1 |
22,8 |
684,6 |
1655,9 |
55,7 |
7181,8 |
ц<130 дол/кг |
1266,3 |
118,2 |
2,2 |
300,7 |
957,7 |
393,9 |
17,7 |
310,3 |
533 |
33,5 |
3973,5 |
возобновляемые |
|||||||||||
млн.Тдж/год |
120,3 |
21,8 |
5,7 |
38,6 |
65,4 |
78,2 |
79,5 |
79,2 |
26,9 |
51,5 |
567 |
Сопоставляя эти данные с различным оптимальным потреблением энергоресурсов на всей планете располагаемых энергоресурсов хватит как минимум на XXI век, но экономически доступных на 50-60 лет.
Не равномерность ТЭР по регионам мира, а также их населённость, делят регионы на страны импортёров и экспортёров энергоресурсов. Но к концу XXI века возможности перемещения энергоресурсов значительно снизятся.
4. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.
Современные политические и экономические условия выдвигают новые приоритеты в развитии России для сохранения её роли в мировом экономическом пространстве. Эффективное выполнение этой задачи возможно лишь при условии разумного и рационального использования природных ресурсов и в первую очередь «топливно – энергетических».
Россия располагает громадными энергетическими ресурсами – 36% мировых запасов газа, 13% - нефти и более 30% запаса угля. Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) производит более четверти всей продукции России, обеспечивая около 60% поступлений в бюджет страны от промышленности.
Однако слабое инвестирование в ТЭК, катастрофическое финансовое состояние предприятий ТЭК, недостаточно эффективная ценовая политика привели к ситуации, когда состояние энергетики в целом в России и отдельных регионах имеет реальную угрозу национальной безопасности. Разумное использование энергоресурсов и производственного потенциала в целях надёжного энергоснабжения потребителей и эффективного воздействия на экономику страны – важнейшая государственная задача, требующая не только оперативных решений, но и формирование энергетической политики на перспективу. Основные цели, приоритеты, направления и механизмы реализования государственной энергетической политике отражены в «Энергетической стратегии России» [ 1].
Главной целью Энергетической стратегии определено эффективное использование топливно – энергетических ресурсов и производственного потенциала ТЭК для социально – экономического возрождения страны. К важнейшим целям стратегии определены:
существенное снижение техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду;
сохранение и укрепление энергетической независимости страны, использование энергетических систем как действительного средства интеграции районов России и стран СНГ;
поддержание и расширение экспорта продукции ТЭК страны.
В энергетической стратегии сделан сценарный прогноз энергопотребления России, даны оценка энергоресурсов и варианты энергосбережения.
Оптимистический сценарий – замедление спада производства в 1975 году; восстановление экономики к 2000 году; последующий прирост с темпами 3.5-4% в год. Уровень жизни восстановлен в 2000-2002 г, и к 2010 году - достигнет современных показателей стран Европейского Союза.
Вероятный сценарий – в 1997- 1998г. г – преодоление экономического спада; в течение следующих 7-8 лет- восстановление экономики с последующим приростом 3-3.5% в год. Соответственно развитие экономики и уровень жизни населения произойдёт на 3-4 года позднее.
Пессимистический сценарий – продолжение экономической ситуации до 2000 года, а с отставанием восстановления жизненного уровня населения на срок жизни целого поколения.
Для этих сценариев экономики разработаны прогнозы развития ТЭК в России. Главным приоритетом в добычи и исследовании топлива рассматривается газ, который должен обеспечивать свыше половины производства энергоресурсов страны.
Согласно стратегии спад добычи газа необходимо приостановить в 1996-1997годах; восстановить её докризисный уровень и осуществить добычу до 660-740 млрд.м3 к 2000г. и до
740-860 млрд.м3 к 2010 году за счёт развития и освоения новых месторождений севера Тюменской области, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В эти же годы намечено остановить спад нефти добычи на уровне 270-300 млн.т в год. В дальнейшем экономически оправданный её добычи в России составляет 310-320 млн.т при низких мировых ценах на нефть и до 350 млн.т в год – при высоких.
Угольная промышленность по-прежнему будет играть главную роль в ТЭК России. Во всех сценариях развития ТЭК добыча угля будет снижаться до 2005 г. особенно быстро в европейских регионах страны. Увеличение добычи угля планируется на разрезах Кузнцкого и Канско-Ачинского бассейнов для снабжения топливом от Урала до Приморья. Но здесь потребуются большие инвестиции в реконструкцию и развитие отрасли (обогащение, освоение новых месторождений и т.д.). В ядерной энергетики – единственной отрасли ТЭК, сохранивший объём производства в условиях кризиса, главной задачей является техническое перевооружение и модернизация АЭС, возможно завершение строительства законсервированных АЭС большой степени готовности. В последующем десятилетии должен решаться вопрос о плановом выводе или продлении срока службы действующих АЭС с соответствующим освоением реакторов повышенной безопасности. Ввод АЭС экономически оправдан в центральных регионах и на дальнем востоке России.
Значительное внимание в стратегии уделено энергосбережению, при максимальном достижении которого можно обойтись без ввода новых КЭС и АЭС до 2010 года, а развитие энергетики обеспечить за счёт ввода ТЭС малой и средней мощности, ГТУ, ПГУ с использованием газа.
Главным регионом, обеспечивающим поставку энергоресурсов на Российский рынок, является Сибирь. Она обладает 85% запаса газа, 75% - угля и 65% - нефти России, в том числе 91% добычи газа 69%-нефти, 61%- угля и 27%- электроэнергии. От эффективного функционирования ТЭК Сибири зависит не только экономическое развитие Сибири, но и ТЭК России в целом. Здесь необходимо сочетание федеральных и региональных интересов с учётом безопасности энергоснабжения всех участников процесса развития России.
4.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
При централизованной системе управления народным хозяйством вопросы экономии топлива и энергии решались директивным заданием показателей снижение удельных расходов на производство продукции.
Переход к рыночной экономике разрушил систему государственного воздействия на энергосбережения. В настоящее время спад производства сопровождается сокращением энергопотребления. Однако темпы снижения энергопотребления в
3-4 раза ниже темпов спада производства, что обусловлено не столько большой долей постоянной части расходов ТЭР, сколько отсутствием реального энергосбережения в отраслях народного хозяйства. В результате удельные расходы ТЭР на производство почти всех видов продукции возросли. Энергоёмкость национального дохода увеличилась за 3 года в 1.4 раза и составила в 1993г. 4.06 кг. у.т./руб., что соответствует перерасходу более млн.т. у. т. в год. На единицу выпускаемой продукции в России расходуется энергоресурсов в 2.3 больше, чем в США (1990г.- в 1.6 раза), и в 3 раза больше, чем в странах Западной Европы. При сохранении такого положения беспродуктивный спрос на энергоресурсы в ближайшие 5 лет возрастёт на 400 млн.т. у.т., что составляет около 1/3 всего нынешнего энергопотребления в стране.
Расходы ТЭР с 1992г. возросли по производству кокса на 6%, глинозёма – 5%, пластмассы –5.4%, стальной прокат – 4.9%, добыча нефти – 4.4%, железная руда – 3.3% и т.д. Дальнейший спад производства (до уровня 45 - 50%) даже при действующих ценах на энергоносители приведут к массовому снятию с производства энергоёмких видов продукции.
Негативное влияние на процесс энергосбережения в современных условиях оказывают следующие основные факторы:
-слабое обновление парка энерго - и топливопотребляющего оборудования, износ которого во многих отраслях составляет
50-60%;
-низкий удельный вес оборудования, соответствующего мировому уровню потребления ТЭР – в целом по стране в пределах 13 – 18%;
-не своевременное материально-техническое обеспечения предприятий;
-отсутствие экономического механизма рационального использования ТЭР;
- отсутствие на всех уровнях управления производством законодательных актов и нормативной документации, нацеленной на энергосбережение;
- отсутствие обоснованных территориальных программ по экономии ТЭР, исследовательские и опытные работы не обеспечены финансовой поддержкой, отсутствует экспертиза энергосбережения новых проектов;
- снижение технологической и производственной дисциплины.
Научно-исследовательские работы по энергосбережению ведутся в России уже давно, но нужна единая система политических и экономических решений от уровня правительства страны до производителя, нацеленных на энергосбережения ТЭР.
4.2 ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНОВ.
Энергетическая безопасность (ЭБ) – это состояние защищённости жизненно важных “Энергетических интересов” личности, общества и государства о внутренних и внешних угроз. Указанные интересы сводятся к бесперебойному обеспечению потребителей экономически доступными ТЭР приемлемого качества: в нормальных условиях – к обеспечению в полном объёме обоснованных потребителей; Чрезвычайных ситуациях – к гарантированному обеспечению минимально необходимого объёма потребностей, т.е. это уверенность в том, что энергия будет у потребителя в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях [ ].
Для стран, обладающих незначительными собственными ТЭР, ЭБ сводится к надёжности и гарантированности внешних поставок; для среднеобеспеченных – к энергетической независимости и способности обойтись в критических ситуациях собственными ТЭР. Решающими для обеспечения ЭБ России являются два внутренних фактора:
а) ощутимое превышение на внутреннем рынке потенциального предложения над спросом;
б) высокий уровень живучести систем энергоснабжения и энергопотребления, их устойчивость к возмущающим воздействиям при реализации потенциальных угроз.
В настоящее время ЭБ России в основном обеспечивается, не смотря на низкую надёжность энергооборудования и малый ввод мощностей, не компенсирующий их выбитие. Основная причина – значительное снижение спроса в результате спада производства и резкого сокращения объёма строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры. Но с этой причиной связано основное опасение за ЭБ в ближайшие годы: как только спад сменится оживлением, а далее устойчивым ростом производства, глубоко изношенный, не имеющий достаточных заделов, технически отсталый производственный аппарат отраслей ТЭК окажутся не в состоянии удовлетворить спрос на ТЭР. К этому следует добавить, что потребители ТЭР “запустили” энергосбережение. Всё это является причинами превращения ЭБ в одну из актуальнейших проблем ТЭК России и отдельных регионов.
Вторая причина проблемы ЭБ состоит в том, что бюджетное финансирование резко сократилось, а возможности самофинансирования и привлечения внешних источников слабы. Это привело к отставанию ввода мощностей от необходимого
Некоторые показатели развития ТЭК России в 1981-95г.г.
Таблица 4.1
Показатель |
ГОДЫ |
|||||||||
1981-85 |
1986-90 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
|||
Суммарные инвестиции ТЭК |
29,5 |
- |
34,8 |
28,9 |
26,5 |
22,6 |
17,4 |
,,,, |
||
в млрд.рублей |
||||||||||
Ежегодный ввод энергомощностей |
6 |
4,2 |
3,7 |
2,1 |
0,04 |
1,7 |
1,6 |
2,27 |
||
Миллионов киловатт |
||||||||||
Выбытие энергомощностей млн/кВт |
- |
- |
- |
- |
1,3 |
0,62 |
0,84 |
,,,, |
||
Ежегодный ввод мощностей по добыче |
5 |
11 |
3 |
5,3 |
7,7 |
7,1 |
2,4 |
8 |
||
Угля млн.т |
||||||||||
Выбитие мощностей по добыче угля |
- |
- |
- |
- |
23,7 |
27,1 |
17,1 |
19,1 |
||
Годовой ввод газо- и нефтепроводов т.км |
,,,, |
5,01 |
3,3 |
2,6 |
1,5 |
2,4 |
2,4 |
,,,, |
1 – 1895г.
2 – по другим данным: в 1992г. – 0,66; 1993г. – 2,4; 1994г. – 2,4.
3 – по другим данным: в 1992г. – 7,3; 1993г. – 7,2; 1994г. – 3,1.
4 – только газопроводы.
Третьей причиной нестабильности ЭБ следует считать финансовую не стабильность предприятий и неплатежи, а также нестабильность поставок ТЭР.
Четвёртая причина – радикальное расширение круга угроз устойчивости энергоснабжения: к традиционным возмущающим воздействиям природного и технического характера добавляются воздействия экономического, политического и социального характера.
Среди экономических угроз ЭБ следует выделить высокий уровень монополизации ТЭР на федеральном и региональном уровнях и способность государственного регулирования естественных монополий в ТЭК. Монополисты диктуют уровень цен и товаров на ТЭР, навязывают потребителям уровень устойчивости энергопотребления, препятствуя зачастую проникновению на рынок альтернативных производителей.
К угрозам социально – политического характера относятся:
1.Трудовые и другие социальные конфликты и забастовки на предприятиях ТЭК и обеспечивающих ТЭК отраслях. Весьма опасной с позиции ЭБ является одностороннее прекращение поставок топлива, электрической и тепловой энергии потребителям, в том числе в рамках реагирования на неплатежи.
2. Региональные, этнические и другие политические конфликты, военные действия, диверсионно-террористические акты в районах размещения объектов ТЭК.
3. Экологические общественные движения в виде блокировок эксплуатации и пуска энергообъектов без тщательного обоснования и экспертизы данного объекта и соблюдения норм и законов. Примерами могут служить блокирование строительства Северо-Западной ТЭЦ в Москве, Катунской ГЭС на Алтае, ИТЭЦ-8, а также мощное пост-чернобыльское движение за полное прекращение строительства и эксплуатации всех АЭС.
Вышерассмотренные аспекты ЭБ относятся к России в целом, а для отдельных регионов эта проблема трансформируется в две региональные:
а) надёжность межрегиональных топливно-энергетических связей и поставок по ним;
б) самообеспеченность региона по ТЭР. К таким регионам относятся Дальний Восток, Забайкалье, Европейский Север.
Для другой группы регионов важнейшими угрозами ЭБ, включая и экологическую, рассматриваются аварии на трубопроводах газа и нефти, “перенасытивших” эти территории: Урал, Поволжье, Тюменская область.
Следует отметить особо регионы со значительными природными угрозами ЭБ. К ним относятся регионы, обеспечиваемые ТЭР Северным морским путём, а также частые землетрясения и наводнения в большинстве регионов Дальнего Востока.
Основные угрозы ЭБ и их последствия.
Таблица 4.2
Угроза |
Основная форма реализации |
Основное последствие |
Экономическая Социально политическая Техногенная Природная |
Дефицит инвестиций финансовая дестабилизация, рост неплатежей Слабость хозяйственных связей Высокий монополизм Высокая энергоёмкость экономики, слабость энергосберегающей деятельности Срыв партнёрами договорных поставок оборудования, и др. материалов для сооружения и эксплуатации ТЭК Дискриминационные меры в отношении российских ТЭР на внешних рынках и их транзитах Трудовые конфликты и забастовки Диверсии, терроризм, политические конфликты Общественные движения антиэнергетические направленности Крупные аварии объектов массовые аварии в СЭ Стихийные бедствия Сильные проявления нормальных природных процессов |
Недостаточный ввод мощностей техперевооружение СЭ Задержка выплаты зарплаты, трудности с приобретением ТЭР и материалов, снижение возможности самофинансирования Перебои в поставках оборудования Запчастей, топлива Диктат в ценах, тарифах на ТЭР Качество и перебои поставок Напряженность энергоблоков, дефицит ТЭР, сниженная величина резервов и запасов Замедление ввода мощностей, недовыроботка ТЭР Снижение дохода от экспорта ТЭР и источников инвестиций в ТЭР Нарушение стабильности энергоснабжения, ремонтных циклов, дефицит ТЭР Аварии выход из строя объектов ТЭР, перебои в поставках ТЭР Ограничения строительства и функционирования объектов ТЭР Снижение производственного потенциала, запаса и резервов, ограничения их отключения потребителей Выход из строя объектов ТЭК на обширной территории, отключения и ограничения потребителей Ограничения потребителей |
4.3 ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Энергетическая стратегия РФ предусматривает широкое внешнеэкономическое сотрудничество, как фактора стабилизации ТЭК страны. Особый приоритет придаётся связям со странами ближнего зарубежья несколько сложившиеся за долгие годы традицией, сколько продиктован «самой природой», так как большинство этих стран слабо обеспечены собственными ТЭР. Страны ближнего зарубежья можно разделить на 3 категории:
имеющие активный баланс ТЭР (Россия, Казахстан, Туркмения); частично обеспечивающие свои потребности в ТЭР (Азербайджан, Украина, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан); Уровень обеспеченности ТЭР не превышает 5-10% (Армения, Беларусь, Грузия, Молдова).
Новые энергетические стратегии стран СНГ обосновывают состав антикризисных мер оздоровления ТЭК этих стран. Активизировались поиски собственных ТЭР и открыты небольшие месторождения нефти и угля в Армении и Молдове, вовлекаются гидроресурсы малых рек (Таджикистан), изучаются возможности не традиционных источников энергии в республиках Средней Азии.
Однако проблема энергоснабжения большинства стран СНГ остаётся острой, даже в благополучных странах. Так, в Туркменистане на внутренние нужды используется до 25% добываемого газа, а 75% передаётся в страны СНГ. В тоже время, в связи с отсутствием собственного угля в республику поставляется до полутора млн.т Киргизских, Таджикских и Узбекских углей. Потребность в нефти собственными ресурсами обеспечивается на 30% и по этому предусматривается поставка нефти из России.
В Казахстане объем добычи экибастузского угля ограничен трудностью его использования на ТЭС, отсутствием специального оборудования, обеспечивающего достижение экологических норм при сжигании данного топлива. При наличии ограничений добычи природного газа на Карагагонакском месторождении имеются большие возможности при освоении Тенгизского нефти газового месторождения. Казахстан может вывозить рядовой уголь и нефть, но остаётся дефицит по газу (до 50 млн.т.у.т. на перспективу), топочному мазуту (до 2-3млн.т.у.т.) и сортовому углю. Следовательно, даже для указанных стран возникли трудности самобаланса и требуются энергетические связи с другими странами СНГ, прежде всего с Россией.
Основные тенденции развития энергетики стран ближнего зарубежья направлены на формирование национальных, экономически и экологически допустимых топливно-энергетических балансов (ТЭБ), состоят в следующем.
Социальная направленность развития энергетики, заключённая в достижении заданных ориентиров потребления топлива и энергии на душу населения, повышением доли расходов ТЭР в коммунально-бытовом и сельском хозяйстве и снижении в промышленности, применении экологически чистых источников.
Усиление политики энергосбережения, поскольку почти третья часть всех добываемых энергоресурсов в настоящее время не используется (теряется), что приводит не только к экономическому, но и к экологическому ущербу. Так, в Белоруссии с помощью низких налогов стимулируются энергосберегающие технологии, разработан план обеспечения приборами учёта ТЭР, вводятся стандарты на бытовую технику, что позволит уменьшить потребление ТЭР на 20%. В Азербайджане за счёт энергосбережения предусматривается удовлетворить потребности в ТЭР на 25%.
В то же время для внедрения энергосбережения необходимо разработать согласованную между странами СНГ программу по выпуску энергосберегающего оборудования, принять законодательные акты, механизмы формирования тарифов и цен, порядок взаимоотношения и т.п.
Вовлечение в ТЭБ местных энергоресурсов, включая нетрадиционные.
Возрастание роли природного газа во всех странах СНГ, что, в основном, связано с невозможностью вовлечение в ближайшее время в ТЭБ по требованиям экологичности и снижения поставок мазута.
Коренная реконструкция теплового хозяйства и электроэнергетики на базе совершенных ГТУ и ПГУ на газе.
Ввиду снижения добычи нефти в России, объём её переработки уменьшится, осложнится обеспечение стран СНГ бензином, дизельным топливом и мазутом (Украина, Армения, Грузия, Белорусь). В то же время избыток нефти в Казахстане позволит практически обеспечить страны СНГ в нефтепродуктах, а некоторые страны рассчитывают на собственные ресурсы (Азербайджан, Туркменистан и, возможно - Узбекистан.
Существенное снижение атомной энергетики в ТЭБ европейских стран ближнего зарубежья и, прежде всего на Украине. В то же время трудности в обеспечении электроэнергией заставляют некоторые страны пересматривать своё отношение к строительству АЭС. Так, в Белоруссии предполагается сооружение к 2010 г. АЭС мощностью 1000 МВт с энергоблоками нового поколения. В Армении осуществляется пуск законсервированной АЭС.
Усиление энергетических связей между странами: по газу – РФ и Туркменистан, по электроэнергии – практически со всеми странами, по углю – РФ с Казахстаном и др. странами.
4.4 ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В ТЭК РОССИИ.
Ядерная энергетика играет заметную роль в ТЭБ – на АЭС вырабатывается 17% электроэнергии; в 15 странах мира эта доля превосходит 30%. По прогнозам МАГАТЭ установленная мощность АЭС может возрасти к 2015 году примерно в 1.5 раза, т.е. до 390-530 ГВт. Рациональные масштабы использования ядерной энергетики определяется большим количеством факторов с особым учётом развития данной страны.
В СЭИ проведён ряд исследований экономических и экологических аспектов развития ядерной энергетики России и некоторых других регионах мира. Даже представлены кратко некоторые результаты этих исследований.
В связи с дискуссией по проблемам обеспечения безопасности российских АЭС была выполнена работа по оценке экономических последствий для страны от досрочного вывода из эксплуатации в 1995 – 1997годах АЭС с реакторами ВВЭР – 440 первого поколения и РБМК общей мощностью 12.8 ГВТ. Вывод такой мощности серьёзное возмущение для ЭБ России и требует не только ввода новых ТЭС на органическом топливе, но дополнительного развития топливных баз и транспортных коммуникаций.
Последствия определены путём составления двух вариантов развития ядерной энергетики (ЯЭ) – «базового», при котором АЭС работают до окончания своего проектного срока службы, и варианта досрочного вывода указанных АЭС.
Характеристики составленных вариантов
Таблица 4,3
ХАРАКТЕРИСТИКА |
1990г. |
Базовый |
Досрочный |
||||
2000г |
2010г |
2000г |
2010г |
||||
Энергопотребление |
|||||||
(по России в целом) |
1072 |
1008 |
1253 |
1008 |
1253 |
||
млрд.КВт |
|||||||
Добыча природного газа |
641 |
710 |
800-830 |
725 |
800-830 |
||
млрд.м3 |
|||||||
Установленная мощность АЭС |
20,3 |
24,3 |
23,8 |
10,6 |
16,7 |
||
ГВт |
|||||||
в том числе за 10 лет |
|||||||
ввод |
- |
4 |
7,8 |
3 |
7,8 |
||
вывод |
- |
8,3 |
12,7 |
1,7 |
Для каждого варианта оценивались следующие составляющие затрат: а) капиталовложения в ТЭС; б) дополнительные капиталовложения в развития топливных баз, транспортировка топлива и электроэнергии; в) затраты на вывод АЭС из эксплуатации; г) затраты на повышение безопасности работающих АЭС; д) дополнительные затраты на ядерное и органическое топливо;
В таблице 4,4 приведены разности основных показателей развития ТЭК рассматриваемых вариантов: «базовый» - «досрочный».
Разность характеристик вариантов
Таблица 4.4
ХАРАКТЕРИСТИКА |
2000г |
2010год |
|||
I |
II |
||||
Установленная мощность |
|||||
ГВт |
|||||
АЭС |
-13,7 |
-7,1 |
-7,1 |
||
ТЭС |
0,5 |
7,1 |
6 |
||
в том числе |
|||||
КЭС на кузнецком угле |
0 |
2,1 |
6,8 |
||
КЭС на КАУ |
0 |
5 |
0 |
||
КЭС на газе |
0,5 |
0 |
-0,3 |
||
капиталовложения в новые |
|||||
ТЭС, млрд.дол. |
0,39 |
10,7 |
9,8 |
||
Расход топлива на ТЭС, |
|||||
млн.ту.т./год |
19,5 |
14,1 |
15 |
||
в том числе: |
|||||
природный газ |
14/3 |
0/0 |
1/-1 |
||
кузнецкий уголь |
0/2,5 |
6,4/-1,3 |
0/15 |
||
КАУ |
0/0 |
7,7/1,3 |
0/0 |
||
затраты на топливо |
|||||
млрд.дол./год |
1,03 |
0,94 |
0,82 |
– I – пониженный и II – повышенный уровень добычи газа,
– числитель – европейская часть РФ, знаменатель – Урал.
Из приведённых данных видно, что из-за снижения электропотребления ввода новых ТЭС для замещения АЭС не потребуется до 2000г. Но для компенсации недовыработки электроэнергии приходится считать на действующих ТЭС ежегодно 19.5 млн. т у.т. в основном природного газа. В дальнейшем потребуется дополнительный ввод мощностей на ТЭС на газе и углях.
В таблице приведены суммарные затраты, связанные с досрочным снятием АЭС с эксплуатации по сравнению с базовым вариантом. Анализируя приведённые результаты, можно сделать вывод, что дополнительные затраты довольно большие. Поэтому экономически целесообразно принять базовый вариант с повышением безопасности АЭС и сохранить их в эксплуатации до расчётного срока.
Суммарные дополнительные затраты, млрд.дол.
Таблица 4.5
Затраты |
1995-2000г. |
2001-2010г. |
1995-2010гг. |
|||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|||
1.Капиталовложения, |
5,3 |
4,3 |
15,2 |
11,7 |
20,5 |
16 |
||
в том числе: |
||||||||
-ТЭС |
0,4 |
0,4 |
10,3 |
9,4 |
10,7 |
9,8 |
||
-топливн. база и транспорт |
3,8 |
2,8 |
3,2 |
0,6 |
7 |
3,4 |
||
-повышение безопасности АЭС |
-0,8 |
-0,8 |
- |
- |
-0,8 |
-0,8 |
||
-вывод АЭС из эксплуатации |
1,9 |
1,9 |
1,7 |
1,7 |
3,6 |
3,6 |
||
2.Затраты на топливо |
6,7 |
6,7 |
10,4 |
7,9 |
17,1 |
14,6 |
||
в том числе: |
||||||||
-органическое |
8,1 |
8,1 |
12 |
9,5 |
20,1 |
17,6 |
||
-ядерное |
-1,4 |
-1,4 |
-1,6 |
-1,6 |
-3 |
-3 |
I – пониженный и II – повышенный уровень добычи газа.
Наряду с экономической оценкой важным фактором выбора варианта развития ядерной энергетики является экологический критерий. При этом на специальной модели ТЭК страны определены районы размещения КЭС; замещающие АЭС: КЭС на газе размещаются в тех же районах, а угольные КЭС мощностью 11 ГВт – в Европейской части России и 9 ГВт – на Урале.
Далее был проведён анализ и систематизация районов размещения электростанций по отношению:
климатических поясов (областей) для расчётов процессов атмосферной диффузии примесей;
природных зон растительности и почв для оценки их устойчивости к загрязнителям;
существующих уровней загрязнения атмосферы населённых пунктов, на которые будут накладываться выбросы новых КЭС.
Затем выполнены расчёты выбросов вредных веществ (окислов серы и азота, оксида углерода и золы) в атмосферу при сжигании органического топлива и диффузии примесей при различных метеорологических ситуациях и интенсивность выпадания твёрдых частиц на землю. В итоге выполнена оценка суммарных ущербов для природы и здоровья людей с учётом всех стадий топливного цикла при мощности электростанций 20 ГВт (таблица).
Ущербы для здоровья людей при различных стратегиях развития энергетики (смертность за 10 лет).
Таблица 4.6
Население | Топливный цикл | ||
ЯТЦ | Газ | Уголь | |
Персонал | 200 | 40 | 1375 |
Население | 120 | 1400 | 2430 |
Всего | 320 | 1440 | 3805 |
Из таблицы видно, что угольный топливный цикл с точки зрения здоровья людей наиболее