Внутренняя и внешняя среда туристского предприятия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра управления туризмом


Курсовая работа

на тему: Внутренняя и внешняя среда туристического предприятия


Студентка

ВШТ, 4 курс, ЗТТ-2

Руководитель:

1.03.2008

Л.В. Апейкина

Н.М. Берицкая


МИНСК 2008

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1.Характеристика туристических предприятий

2. Внутренняя среда туристического предприятия

3. Внешняя среда туристического предприятия

3.1 Среда прямого воздействия

3.2 Среда косвенного воздействия

4. Пути снижения отрицательного влияния внешней среды на деятельность туристического предприятия

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ


В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.

В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.

Любая организация, в том числе и туристическое предприятие, находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

Цель курсовой работы – рассмотреть внешнюю и внутреннюю среду туристского предприятия на примере деятельности СОДО «Визит-тур».

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

  • дать характеристику туристским предприятиям;

  • рассмотреть внутреннюю среду туристского предприятия;

  • рассмотреть внешнюю среду туристского предприятия;

  • рассмотреть среду прямого воздействия;

  • рассмотреть среду косвенного воздействия;

  • разработать направления по снижению отрицательного влияния внешней среды на деятельность туристского предприятия.

В процессе написания курсового проекта были использованы учебные пособия по менеджменту и стратегическому менеджменту отечественных и зарубежных авторов: Гольдштейна Г.Я., Зайцева Л.Г., А.Мескона, Дж.Уокера; по экономике и управлению туризмом: Горбылевой З.М., Кабушкина Н.И., Дуровича А.П. и др.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Туристским предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфере туризма в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли[9, c. 141].

Все туристские предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам: по «природе» услуг, по размерам, региону деятельности, ширине и глубине программ, экономическим целям. Основным количественным параметром выступает численность работников, по которой предприятия подразделяются на крупные, средние и малые.

Следует отметить, что основная доля туристских предприятий Беларуси относится к малому бизнесу. Именно малый бизнес играет довольно значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин «малое предприятие» характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления о ее организа­ционно-правовой форме.

Среди качественных параметров классификации туристских предприятий можно назвать следующие: тип собственности; характер и содержание деятельности; объем и ассортимент производимого товара; способы и методы ведения конкурентной борьбы; способ вхождения в различные союзы и объединения; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Туристское предприятие, как и всякий другой субъект хозяйствования, представляет собой относительно независимую составную часть национальной экономики. Это подтверждается следующими признаками:

  • предприятие является формой организации жизнедеятельности каждого человека и общества в целом; на предприятии изготовляется продукция, выполняются работы, услуги, составляющие материальную основу жизнедеятельности человека и общества;

  • предприятие выступает главным субъектом производственных отношений, которые складываются между участниками процесса производства и реализации продукции;

  • на предприятии переплетаются интересы общества, собственника, коллектива, работника [12, c. 93].

Туристское предприятие как единица общехозяйственного процесса множеством нитей связано со своей экономической средой, находится с ней в отношениях обмена, направленного на решение его главной задачи. Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, подразумевающая получение прибыли для удовлетворения социальных и эко­номических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Туристское предприятие осуществляет виды деятельности (организация досуга, рекреации, отдыха и лечения населения, посещение знакомых и родственников и др.), которые не запрещены законом и соответствуют уставу.

Туристическая деятельность подразделяется на туроператорскую и турагентскую.

Право юридического лица на занятие туристической деятельностью возникает с момента получения лицензии и прекращается по истечении срока ее действия. По сути, срок действия лицензии - это период функционирования туристского предприятия, за который юридическое лицо приобретает статус туроператора или турагента. Разделение туристских предприятий на туроператоров и турагентов основано на их функциональных различиях.

Согласно статьи 1 Закона Республики Беларусь « О туризме» от 9 января 2007г:

«Туроператорская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию и реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия.

Турагентская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия».

Туроператор - организация, генерирующая стандартный пакет услуг (тур) в составе комплексных туристских услуг. При подготовке и реализации турпакета туроператор заключает разнообразные контракты с перевозчиками, предприятиями средств размещения, питания, службами (предприятиями) туристско-экскурсионного обслуживания и другими, участвую­щими в производстве и реализации тура. Кроме этого, в задачи туроператора входит определение цены на туристский продукт, организация его продвижения на рынок и реализация через собственную сбытовую сеть или через посредников.

В данной курсовой работе мы будем рассматривать деятельность СОДО «Визит-тур» по адресу: г.Бобруйск, ул.Советская,153.

СОДО «Визит-Тур» имеет центральный офис в г. Бобруйске, а также офисы в г. Минске, Могилеве, Осиповичах.

Туристическое агентство «Визит-тур» основано в 2001 году и за последние годы сумело занять прочные позиции на белорусском туристическом рынке. Свою деятельность на рынке туристических услуг агентство осуществляет на основании лицензии № 02310/0277592 от 26.04.2006г., выданной Министерством Спорта и Туризма Республики Беларусь.

«Визит-Тур» предлагает следующие автобусные туры:

  • Беларусь

  • Польша

  • Венгрия

  • Чехия

  • Словакия

  • Германия

  • Франция

  • Великобритания

  • Италия

  • Литва

  • Австрия

«Визит-Тур» предлагает следующие авиатуры:

  • Египет

  • ОАЭ

  • Таиланд

  • Болгария

  • Франция

  • Италия

  • Куба

  • Турция

Дипломы туристкой фирмы СОДО «Визит-Тур»:

  • сертификат соответствия

  • диплом "За партнерство и сотрудничество в развитии выставки" 9-я весенняя ярмарка туристических услуг ОТДЫХ-2006

  • диплом "За партнерство и сотрудничество в развитии выставки" 12-я Международная туристическая биржа ТУРБИЗНЕС 2005

  • диплом "За активную позицию в представлении туристических услуг" 8-я Весенняя ярмарка туристических услуг Отдых' 2005

  • диплом "Лучшее агентство г. Минска по продаже туров TEZ TOUR на отдых на Эгейском побережье Турции"

  • диплом "За профессиональный подход к презентации фирмы" 11-я Международная туристическая выставка Турбизнес' 2004

  • диплом "За творческий подход к участию в выставке" 7-я весенняя ярмарка туристических услуг ОТДЫХ-2004

  • диплом "За продвижение туристических услуг" 6-я весенняя ярмарка туристических услуг ОТДЫХ-2003

Миссия СОДО «Визит-Тур»: «Продажа качественного туристского продукта поможет занять нам лидирующее положение на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию нашего общего дела и общества, в котором мы живем и работаем».

Цели СОДО «Визит-Тур»:

  • увеличение доли рынка;

  • повышение объемов продаж туристского продукта;

  • увеличение темпов роста чистого дохода;

  • увеличение доли собственного капитала;

  • повышение качества туристской продукции;

  • обеспечение безопасности труда и развитие коллектива предприятия.

Цель перспективного развития СОДО «Визит-Тур» на период до 2010 г.: внедрение комплексной разносторонней культуры обслуживания клиентов туристской индустрии, а также завоевание высоких конкурентных позиций среди фирм, работающих в основных промышленно-экономических центрах республики и ориентированных на клиентов с уровнем доходов от 250 дол. США на человека в месяц.

Этапные задачи перспективного развития:

1. Разработка и закрепление на рынке уникальной комплексной технологии обслуживания клиентов на обозначенных туристских направлениях, включающей в себя:

  • комплексное многостороннее информирование клиентов о приоритетах стран и направлений, реализуемых фирмой;

  • обслуживание клиентов на стадии приобретения путевок во всех удобных для них режимах: при очном контакте в фирме, в режиме телекоммуникаций, с помощью сети Интернет;

  • обслуживание клиентов по всему комплексу необходимых сопутствующих аспектов в максимально удобном режиме и в самые короткие сроки;

  • экспресс-обучение клиентов нормам и правилам поведения в стране пребывания, заучивание ими ключевых речевых оборотов и фраз на языке страны;

  • сопровождение клиентов в стране пребывания с соблюдением психоло­гической комфортности и в целях безопасности, а также обеспечение перемещения в пункты назначения, предусмотренные программой пребывания;

• проявление внимания к клиентам фирмы вне времени отдыха: предоставление информации об изменениях в работе компании, поздравления с праздниками, приглашения на семинары, презентации и клубные заседания.

  1. Создание системы профессионально-психологического тестирования, отбора и расстановки кадров, а также их обучения и повышения квалификации с учетом требований туристского бизнеса мировых стандартов.

  2. Отработка механизма контроля за социально-психологическим климатом в компании и разработка методов преодоления возникающих профессиональных и психологических проблем.

  3. Разработка имиджа и реализация рекламно-презентационной стратегии информирования широких слоев населения о преимуществах комплексной технологии, уникальности продукта, а также о специфике товарной марки и социальных приоритетах компании СОДО «Визит-Тур».

  4. Завоевание высоких позиций среди конкурирующих фирм посредством налаживания партнерских отношений с ними и создание корпоративных условий реализации схожих направлений по единым правилам и в рамках единых оговоренных ценовых коридоров.

  5. Завоевание позиций на региональных рынках Беларуси: организация представительств и партнерских объединений в основных промышленно-экономических центрах, характеризующихся наиболее интенсивной динамикой роста платежеспособности населения. Проведение региональной рекламной кампании по продвижению имиджа, фирменной символики и продукции фирмы на региональные рынки.

  6. Разработка новых инновационных и креативных проектов, направленных на привлечение все более широких слоев населения к сотрудничеству с компанией, а также на расширение поля партнерского взаимодействия с туристскими компаниями равного ранга.

2. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них [17, c. 49].

Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).

Рассмотрим следующие составляющие внутренней среды СОДО «Визит-тур»:

  • менеджмент;

  • маркетинг;

  • финансы;

  • кадры


1. Менеджмент


1.1 Уровень управленческой подготовки руководителей организации


Руководитель предприятия, а также руководители всех подразделений имеют высшее образование. Высокий образовательный уровень работников руководящего звена обеспечивает высокий профессионализм и компетентность управленцев в любых вопросах, касающихся деятельности СОДО «Визит-тур»


1.2 Организационная структура


Организационная структура СОДО «Визит-тур» достаточно простая. Штат состоит из 4-х человек:

  • директор

  • главный бухгалтер

  • менеджер по выездному туризму

  • менеджер по въездному туризму

Все сотрудники фирмы высококлассные специалисты, имеющие профессиональный опыт деятельности, высшее образование и стаж в отрасли – не менее 5 лет.

Директор фирмы – является главой туристического предприятия СОДО «Визит-тур». В его обязанности входят: разработка стратегии и тактики фирмы, маркетинговые исследования, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, планирование рекламной компании и анализу отдачи от рекламы, управленческие функции, формирование имиджа фирмы, деловая переписка.

Главный бухгалтер СОДО «Визит-тур» выполняет функции заместителя директора, а также в его обязанности входят: разработка финансовой стратегии фирмы, составление финансовых планов, обеспечение деятельности фирмы (осуществление денежных переводов, подготовка финансовых отчетов) и своевременное информирование руководства о финансовых результатах деятельности фирмы, проводит экономический анализ финансово – хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета, ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, организует учет финансовых, расчетных и кредитных операций, занимается страхованием фирмы и юридическими аспектами, принимает управленческие решения. Подчиняется директору фирмы.

Менеджер по въездному туризму – работает непосредственно с клиентами, разрабатывает туры и экскурсии по Республике Беларусь. В его обязанности входит: анализ туристского рынка, формирование папок с предложениями, заключает договора с гидами, переводчиками и автохозяйствами, бронирует места в гостиницах, а так же билеты на ж/д транспорт, проводит визовую поддержку туристов, составляет программы пребывания туристов, вместе с директором занимается рекламной компанией.

Менеджер по выездному туризму – разрабатывает туры и экскурсии по странам ближнего и дальнего зарубежья. В его обязанности входит: анализ зарубежного туристского рынка, формирование папок с предложениями, бронирование билетов авиа и ж/д транспорта, страхование туристов выезжающих за рубеж, визовая поддержка, рекламная компания.


1.3 Мотивация и стимулирование труда


СОДО «Визит-тур» использует оплату труда как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы. Индивидуальные заработки работников турфирмы определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда, результатами производственно-хозяйственной деятельности фирмы и максимальным размером не ограничиваются. В качестве базы используется тарифная система оплаты труда.

Заработная плата работников складывается из: должностного оклада, доплат, премий. Заработная плата выплачивается в сроки: 5 числа каждого месяца.

При оплате труда работников применяется повременная оплата, согласно окладам, утвержденных в штатном расписании, размер которых зависит от сложности выполняемой работы и тарифных разрядов.

К должностным окладам работников СОДО «Визит-тур» установлены следующие доплаты:

  • доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ в размере, устанавливаемом по соглашению между администрацией и работником;

  • доплата за работу в вечерние и ночные часы - в размерах и порядке, предусмотренных законодательством о труде;

  • доплата за сверхурочную работу;

  • доплата за выходные и праздничные дни.

Конкретные размеры доплат устанавливаются администрацией исследуемого туристского предприятия в зависимости от конкретных условий (степени тяжести работ, объема работы, ее важности для турфирмы, уровня профессионализма работника и др.)

Премирование работников осуществляется ежемесячно и имеет своей целью поощрение за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей, инициативности и предприимчивости в труде. Основным условием начисления премий работникам является безупречное выполнение трудовых функций и обязанностей, предусмотренных законодательством о труде, правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями и техническими правилами, своевременное выполнение мероприятий по охране окружающей среды, строгое соблюдение санитарного режима цехов и территорий.

Размер премии составляет:

  • для служащих - 80% должностного оклада;

  • для руководителей высшего звена управления - до 100% должностного оклада, согласно заключенным договорам.

На СОДО «Визит-тур» применяются социальные формы мотивации и социальной карьеры, составляющие оп­ределенную подсистему стимулирования, непосредственно связаны с потреб­ностями работников в самоутверждении, с их стремлением повысить профессиональный статус. Эти формы выражаются, во-первых, в перспективах про­движения работников в профессиональной карьере и, во-вторых, - в их воз­можности участвовать в управлении предприятием и принятии решений.

Рассмотрим коллективные формы мотивации труда на СОДО «Визит-тур». В мотивации труда используются коллективные стимулы. В качестве таких стимулов применяются материальные денежные стимулы, та­кие как различные денежные фонды: фонд заработной платы, специальные фонды премирования за экономию материалов, разработку и внедрение рацио­нализаторских и изобретательских предложений и др. Но по своему экономиче­скому содержанию эти фонды, в основном, ориентированы на учет индивиду­альных результатов труда.

На СОДО «Визит-тур» коллективные неденежные формы мо­тивирования представлены не слишком широко:

  • финансирование культурно-массовых мероприятий предприятия;

  • финансирование спартакиад работников предприятия;

  • частичное финансирование путевок в детские оздоровительные лагеря детям сотрудников предприятия.

Говоря о мотивации в целом как о системе стимулирования труда, нельзя не отметить тот факт, что помимо позитивных форм повышения эффективности труда, существуют и негативные, обычно они представлены различного вида наказаниями или штрафами. Как правило, применение таких отрицательных форм оправдано только в комплексе с позитивными формами. В управлении процессами мотивации труда должна использоваться система поощрений и наказаний.


1.4 Имидж предприятия в глазах общественности и персонала


СОДО «Визит-Тур» на туристском рынке уже 7 лет и за последние годы сумело занять прочные позиции на белорусском туристическом рынке. За это время компания успела зарекомендовать себя как надёжный деловой партнёр, имеющий обширный опыт работы, строго выполняющий все свои обязательства, работы и услуги в короткие сроки на самом высоком уровне.


2. Маркетинг


2.1 Сегменты, на которые ориентируется предприятие


СОДО «Визит-тур» работает на различных сегментах:

  1. по географическому признаку: потребители туристских услуг г. Бобруйска:

  2. по поведенческому признаку: любители активного отдыха, любители спокойного отдыха; любители пешеходных экскурсий, любители транспортных экскурсий и т.д.;

  3. по социально-демографическому признаку: с низким уровнем дохода, со средним уровнем дохода; с высоким уровнем дохода.

2.2. Маркетинговая деятельность предприятия

Рассмотрим организацию рекламной деятельности на исследуемом предприятии.

Рекламной деятельностью на исследуемом предприятии занимаются менеджеры по въездному и выездному туризму. СОДО «Визит-тур» использует следующие виды рекламы: реклама в СМИ, рекламные щиты и рекламные сувениры: фирменные календари (настенные настольные, карманные); изделия с надпечаткой (различные предметы утилитарного назначения: карандаши, ручки, записные книжки, брелоки).

Продвижение торговой марки СОДО «Визит-тур» осуществляется через областную прессу, теле- и радиовещание Республики Беларусь.

СОДО «Визит-тур» использует рекламные щиты в Бобруйске. Это позволяет выйти на все сегменты потребителей.

Задачи данной рекламной кампании:

  1. Напоминать людям о необходимости комфортного, надежного отдыха.

  2. Удерживать старых клиентов.

  3. Сделать случайных посетителей своими постоянными клиентами.

СОДО «Визит-тур» освоило новый вид рекламы в Беларуси - рекламу на пластиковых поручнях в метро. Преимуществами данного вида рекламы является: непосредственный контакт с потенциальным клиентом (расстояние модуля от 20 до 50 см), обособленность модуля по отношению к другим информационным средствам.

К Public Relations как одному из средств комплекса коммуникаций СОДО «Визит-тур» обращается в целях создания и поддержания своего имиджа, популяризации отдельных конкретных услуг, идей и лиц, а также опровержения неправильной информации о фирме. Руководство СОДО «Визит-тур» установило тесные контакты с соответствующими работниками средств распространения информации.

На СОДО «Визит-тур» при определении общего объема средств на рекламу учитывают ряд факторов, основными из которых являются:

  • объем и размер предполагаемого рынка (сегмент, регион, страна);

  • роль рекламы в общем комплексе маркетинга туристского предприятия;

  • специфика рекламируемого туристского продукта и стадия его жизненного цикла;

  • предполагаемые объемы продаж и прибыли;

  • затраты на рекламу конкурентов;

  • собственные финансовые возможности.

  1. Финансовое состояние СОДО «Визит-тур».

Проведем анализ финансового состояния СОДО «Визит-тур». При этом отметим важность данного анализа и умение менеджеров туристского предприятия определять и проводить финансово-экономическую стратегию развития на несколько лет. Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия за ряд лет является определяющим при работе с инвесторами. Даже при наличии прекрасных деловых предложений, дающих в перспективе хороший экономический эффект и имеющих спрос на рынке, серьезные инвесторы не будут работать с предприятиями, имеющими низкие финансовые показатели на текущий момент или негативную тенденцию изменения последних. В тоже время роль данного анализа возрастает также за счёт растущей ответственности предприятия перед совладельцами, работниками, банками и другими кредиторами

Финансовое состояние является результатом хозяйственной деятельности предприятия и характеризуется финансовой устойчивостью, платёжеспособностью и ликвидностью.

Основным источником информационного обеспечения анализа финансового состояния является балансовый отчёт, включающий форму 1 - баланс предприятия и форму 2 - отчёт о финансовых результатах.

В данной курсовой работе рассчитаем и охарактеризуем лишь основные финансовые показатели, характеризующие деятельность рассматриваемого предприятия, так как глубокий экономический анализ не является целью нашей работы, а есть прерогатива финансового менеджмента.


Таблица 1. Анализ финансового состояния предприятия СОДО «Визит-тур» по состоянию на 01.07.2007 г.

№ пп Наименование показателя На начало периода (01.01.2007г)

На конец

периода (01.07.2007)

Норматив коэффициента
1 Коэффициент текущей ликвидности 0,658 0,772 К1 >= 1,1
2 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,520 -0,295 К2 >= 0,15
3 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами 0,945 0,958 К3 <= 0,85
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка на основе данных СОДО «Визит-тур»

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации.

Коэффициент текущей ликвидности СОДО «Визит-тур» на 1 июля 2007 г. составил 0,772, что не соответствует нормативу коэффициента (К1 >= 1,1).

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами СОДО «Визит-тур» на 1 июля 2007 г. составил -0,295, что отрицательно характеризует обеспеченность собственными оборотными средствами СОДО «Визит-тур».

Таким образом, можно сделать вывод, что СОДО «Визит-тур» имеет отрицательную структуру баланса.

Также по располагаемым нами данным бухгалтерской отчетности отметим увеличение удельного веса расходов за отчетный период ( 01.01.2007-01.07.2007), что может свидетельствовать о нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, либо быть вызвано другими объективными причинами.

Отметим незначительный рост дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, с учредителями по вкладам в уставный фонд, разными дебиторами и кредиторами, что показывает, что СОДО «Визит-тур» использует товарные ссуды для потребителей своих услуг.

Проведем анализ платежеспособности предприятия, данные представим в виде таблицы 2

Таблица 2. Оценка платежеспособности СОДО «Визит-тур» и оборачиваемости его оборотных средств в январе-июле 2007 г.

№ пп Наименование показателя

На начало

периода

(январь 2007г.)

На конец периода (июль 2007 г.) Норматив коэффициента
1 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,06 0,01

Кабсл >= 0,2

2 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 4,28 2,30

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка на основе данных СОДО «Визит-тур»

Коэффициент абсолютной ликвидности СОДО «Визит-тур» на конец отчетного периода (июль 2007 г.) составил 0,01, что ниже норматива коэффициента.

Убыточная работа организации показывает отсутствие источника пополнения собственных средств для ведения эффективной хозяйственной деятельности.

По данным, приведенным в таблице 2 следует, что коэффициент оборачиваемости оборотных средств уменьшается и составил на 1 июля 2007 г. – 2,30. Уменьшение коэффициента, рассчитанного на конец отчетного периода, по сравнению с коэффициентом, рассчитанным на начало отчетного периода, показывает замедление оборота оборотных средств.

Прибыль СОДО «Визит-тур» за 6 мес. 2007г. составила 7900 тыс.руб., что незначительно. выше, чем в январе-июле 2006 г.

Рассчитаем систему показателей рентабельности СОДО «Визит-тур» в 2006-2007 гг. в таблице 3.

Таблица 3. Расчет показателей рентабельности СОДО «Визит-тур» в 2006-2007гг.

Показатели Формула Расчет


Январь-июль 2006 г Январь-июль 2007 г.

Итоговая рентабельность, рассчитанная:

по прибыли

Прибыль за отчетный период / совокупный объем деятельность * 100% 7900/8533 = 0,9 5000/7726= 0,6
по прибыли от реализации Прибыль от реализации/совокупный объем деятельности * 100% 7200/8533 = 0,8 4700 /7726= 0,6
по чистой прибыли Чистая прибыль / совокупный объем деятельности * 100% 6100/8533= 0,7 2700/7726 = 0,3

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка на основе данных СОДО «Визит-тур»

Как видно из расчетов, приведенных в таблице 6, рентабельность продаж в 2007 г. снизилась на 0,2 % и составила 0,6 %.

Подсчитаем влияние изменения уровня рентабельности на прибыль по формуле:


ΔП = (Р1-Р0)Т1 / 100

ΔП = (0,6-0,8)*7726 / 100 =-15,5 тыс.руб.


Таким образом, снижение уровня рентабельности в январе-июле 2007 г. повлияло на уменьшение суммы прибыли на 15,5 тыс.руб.

Сделаем выводы в результате проведенного анализа финансового состояния СОДО «Визит-тур» за период январь-июль 2007 г.

Рассчитанные и представленные выше коэффициенты и основные экономические показатели на конец отчетного периода свидетельствуют о необеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, о замедлении оборота оборотных средств, о росте расходов предприятия, и как следствие снижение уровня рентабельности.

4. Кадры


4.1 Возрастной и образовательный уровень работников предприятия


Всего на СОДО «Визит-тур» работает 4 человека, из них:

- высшее образование имеет 3 человек (75,0%)

- незаконченное высшее – 1 чел. (25,0%)

Рассмотрим возраст сотрудников СОДО «Визит-тур».

20-25 лет – 1 человек (25,0%)

26-35 лет – 1 человек (25,0%)

36-45 лет - 2 человек (50,0%)

Для повышения профессионального уровня своих работников предусмотрено регулярное обучение персонала по основным и смежным секторам всей технологической цепочки трудовой деятельности по фирме.


4.2 Умение работников работать в команде


Умение работников работать в команде является одним из наиболее важных условий эффективного функционирования предприятия. Именно согласованные действия всех сотрудников обеспечивают достижение предприятием своих целей.

Следует отметить, что путь к нынешнему успеху предприятия проложен трудом, интеллектом, терпением, смекалкой и сплочённостью коллектива высококвалифицированных специалистов. Это главная гордость фирмы и основной ее потенциал. Коллектив компании – это одна команда, работающая в сфере туризма.

В своих сотрудниках компания в лице её директора ценит в первую очередь творческий потенциал, неординарность мышления и инициативность, а также именно умение работать в команде.

4.3 Степень допуска исполнителей к принятию решений


Реализация управленческих решений на СОДО «Визит-тур» состоит из следующих этапов:

1. составление организационного плана реализации решения;

2. подбор исполнителей и доведения до них решения;

3. организации и координации работы персонала по реализации принятого решения;

4. организации учета и контроля выполнения;

5. оценка результатов реализации принятого решения и обобщения накопленного опыта.

После принятия решения разрабатывается четкий план действий с конкретными мероприятиями, сроками по его реализации решения. Для принципиальных решений, разрабатывают план-график их реализации, четко выделив в нем основные этапы, ответственных за каждый этап и выполнения решения в целом. Когда решение носит частный, текущий характер, руководителю составляет для себя краткий план-график, учитывая в нем лишь главные моменты работы.

Если реализация принятого решения будет осуществляться длительное время, то его оформляют в виде распоряжения или приказа, указав исполнителей. Единовременные, срочные задания даются в устной форме. Распоряжения и указания должны быть ясными, определенными, четко сформулированными, с тем, чтобы каждый исполнитель точно знал, что ему необходимо делать и за что он лично отвечает. Целесообразно по планам реализации различных решений вести картотеку, в которой указывать контрольные сроки выполнения тех или иных мероприятий.

Разбив общий объем на отдельные направления и этапы, директор СОДО «Визит-тур» подбирает конкретных исполнителей. Исполнение решений возлагается обычно на группу работников соответствующих специальностей, руководителей отделов, предприятий.

Контроль за выполнением решений на СОДО «Визит-тур» осуществляется путем: глубокой проверки положения дел на месте, бесед с исполнителями, получение от них необходимых справок (информации); регулярного заслушивания отчетов ответственных за исполнение лиц (менеджеры и специалисты) на совещаниях; регулярной и систематической информации на совещаниях с руководящими работниками о ходе выполнения планов работы, осуществление анализа статистических данных о деятельности коллектива, критических замечаний и предложений работников, писем и заявлений.


4.4 Наличие системы аттестации кадров


Основным методом оценки персонала в СОДО «Визит-тур» является аттестация кадров. Аттестация кадров в фирме представляет собой: метод оценки персонала организации, т.е. руководитель периодически оценивает эффективность выполнения должностных обязанностей с помощью стандартных критериев; кадровые мероприятия, призванные оценить уровень труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой работы; процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых качеств работника и установления степени их соответствия занимаемой должности.

Цель аттестации персонала в СОДО «Визит-тур» – повышение эффективности использования кадрового потенциала туристской организации; по ее результатам принимается решение о сохранении или изменении аттестуемому должности или системы мотивации его труда, необходимости дополнительной подготовки.

Процесс аттестации кадров в СОДО «Визит-тур» разделен на четыре основных этапа:

  1. Подготовительный этап: подготовка приказа о проведении аттестации, утверждение аттестационной комиссии, подготовка и размножение документации, информирование трудового коллектива о сроках и особенностях аттестации.

  2. Основной этап: организация работы аттестационной комиссии по подразделениям фирмы, оценка индивидуальных вкладов работников, заполнение анкет, компьютерная обработка результатов.

  3. Заключительный этап: подведение итогов аттестации, принятие персональных решений о продвижении работников, направлении на учебу, перемещении или увольнении сотрудников, не прошедших аттестацию [6, c. 121].

Среди работников СОДО «Визит-тур» проводится разъяснительная, работа о задачах аттестации, ознакомление с методикой проведения, порядком подготовки необходимых документов. Аттестационный лист содержит объективную информацию о работнике: образование, стаж работы по специальности на предприятии, в должности и т.д. Данная информация готовится менеджером по персоналу.


4.5 Наличие системы обучения кадров


Важнейшим средством профессионального развития персонала на туристском предприятии СОДО «Визит-тур» является профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.

В настоящее время СОДО «Визит-тур» предпринимаются меры по проведению жесткой конкурентной стратегии на занимаемом рынке. Следовательно, необходимо пересмотреть кадровый состав персонала и обучать его умениям и навыкам, необходимым для реализации стратегии предприятия. Примером, такого обучения на СОДО «Визит-тур» служат курсы по изучению новой компьютерной программы для бухгалтера (внедренной полгода назад), финансовый курс для высшего управленческого аппарата компании, переподготовка персонала в соответствии с занимаемой должностью, курсы управленческих кадров, курсы повышения квалификации и многое другое.


Таблица 7. Анализ внутреннего потенциала СОДО «Визит-тур»

Область компетентности фирмы Экспертная оценка

1 2 3 4 5
Менеджмент



*
Маркетинг
*


Финансы

*

Кадры


*

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

Вывод:

Проведенный анализ показывает, что внутренний потенциал компании СОДО «Визит-тур» довольно высок. Сильны позиции предприятия в менеджменте, кадрах, хотя наблюдается недостаточная мотивация сотрудников.

Особенно высок уровень руководства компанией.

В настоящий момент предприятие использует современные информационные технологии, вся документация и учёт ведутся автоматизировано.

Несмотря на отсутствие маркетинговой службы, в этом направлении позиции СОДО «Визит-тур» также довольно сильны. Однако недостатком является то, что не проводятся исследования, слаба ценовая политика, философия маркетинга очень слабо развита.

Слабой стороной деятельности предприятия являются финансы и маркетинг.

3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


Внешняя среда организации определяется как факторы ее внешнего окружения, которые имеют непосредственное отношение к функционированию организации.

В наше время внешняя среда изучается не менее тщательно, чем внутренняя. Менеджер знать состояние внешней среды и уметь реагировать на ее изменения, будь то действия конкурентов, изменения технологии и др.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других (рисунок 1).