Управление персоналом на стадиях жизненного цикла и стратегиях развития организации
персоналом на стадиях жизненного цикла и стратегиях развития организации" width="96" height="54" align="LEFT" />Матричная структура управления (МСУ). Основополагающим принципом здесь становится не совершенствование работы отдельных подразделений с точки зрения иерархии подчинения, а улучшение их взаимодействия в процессе бюджетного управления. При управлении бюджетным процессом при матричной структуре управления параллельно создаются специальные органы (проектные группы) для решения конкретных производственных задач.
Матричная структура управления очень сложна в организации, но позволяет детализировать бюджетные показатели. Вместе с тем она не исключает дублирование функций управления, нарушается система взаимосвязей между подразделениями, обусловленная технологией производства. Матричная структура удовлетворяет требованиям крупных предприятий холдингового типа со множеством бизнес-процессов.
Достоинства:
эффективное использование производственного потенциала, и прежде всего - кадрового;
оптимизация коллективов исполнителей путем подбора их по профессионально-квалификационным и психологическим качествам;
возможности динамичной перестройки структуры коллектива при постановке и решении новых задач (гибкость и адаптивность).
Недостатки:
необходимость периодического разрушения структуры первичных групп, возможный рост конфликтности;
сложность планирования: необходимость совмещения начала и завершения работ по отдельным проектам;
необходимость периодической и весьма радикальной переквалификации работников в связи с изменением программ;
чрезвычайно высокая дороговизна структуры.
Область применения:
необходимость освоения ряда новых технически сложных, наукоемких изделий в сжатые сроки, внедрение технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка;
предприятия, отражающие экономические, политические и оборонные интересы государства. Например, КБ по созданию различных видов военной техники и вооружения, космические программы и др.
2.2 Анализ трудового потенциала работающего в организации.
Анализ трудового коллектива будем проводить по нескольким критериям: по возрастному признаку, по степени образованности, по количеству человек занимающих непосредственно каждую из должностей из штатного расписания. Данный анализ приведен в таблице 6.
Таблица 3. Анализ трудового коллектива
№ п/п | Профессия | Половой признак | Возрастной признак | Образованность персонала | Количество персонала |
1 | Ген. директор | муж. | 43 | высшее | 1 |
2 | Комерческий директор | Жен. | 40 | высшее | 1 |
3 | Заместитель ген. директора | муж./жен. | 35-43 | высшее | 5 |
4 | Юрисконсульт | муж. | 32 | высшее | 1 |
5 | Главный бухгалтер | жен. | 56 | высшее | 1 |
6 | Бухгалтер материальной группы | жен. | 28–35 | высшее | 10 |
7 | Прораб | муж. | 45–55 | ср.-тех. | 6 |
8 | Мастер | муж. | 25–35 | ср.-тех./среднее | 5 |
9 | Рабочие | муж./жен. | 20–50 | ср.-тех./среднее | 108 |
Данную таблицу можно представить в графическом виде.
Соотношение количества персонала по половому признаку представлено на рис. 2.
Рисунок 2 – Процентное соотношение персонала по половому признаку
Из данной диаграммы наглядно видно, что количество персонала мужского пола превышает количество персонала женского пола. Это объясняется тем, что сфера предоставления услуг подразумевает затрат больших сил, на что женский пол не всегда готов.
На следующей диаграмме можно схематично изобразить количество персонал по степени образованности рис. 3.
Рисунок 3 – Количество персонала по степени образованности в процентном соотношение
Из диаграммы видно, что состав персонала данной организации состоит в основном из образованных людей, имеющих средне-техническое образование. Руководящий состав, конечно, состоит из образованного персонала, имеющего высшее образование каждый в своей отрасли.
Диаграмма представленная на рисунке 4 демонстрирует соотношение персонала по возрастному признакам:
Рисунок 4 – Соотношение персонала по возрастному признакам
Директор в своем непосредственном подчинении имеет 3 человека: исполнительный директор, главный бухгалтер, юрисконсульт.
Организационная схема предприятия является линейно-функциональной. Данная структура характеризуется наличием линейных руководителей, специализирующихся на функциональных подсистемах. По моему мнению, данный тип организационной структуры является оптимальным для данного предприятия. Численность организации достаточно большая, но основную ее часть составляют рабочие.
Директор в данном предприятии занимается общим руководством фирмы, но и не только. Также он влияет на все подразделения и может принимать решения помимо непосредственных начальников подразделений.
Коммерческий директор занимается организационными вопросами в сфере обслуживания жилищного фонда.
Прорабы являются непосредственными начальниками рабочих, занимающихся проведением капитального и текущего ремонта.
Мастера непосредственно руководят рабочими, занятыми обслуживанием жилого фонда.
Юрисконсульт занимается всеми юридическими вопросами связанными с деятельностью фирмы.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности в организации и в ее подразделениях на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля.
Таким образом, на основе представленных данных можно сделать вывод о том, что предприятие на рынке развивается средними темпами несмотря на то, что оно на рынке предоставления услуг совсем недавно. В последнее время прослеживается тенденция стабильного роста объема работ, численности персонала, что приводит к росту прибыли организации.
Увеличение прибыли является следствием увеличения количества персонала, что ведет к увеличению объема предоставляемых услуг, что в свою очередь является следствием улучшения системы управления персоналом на предприятии.
Выявление возможных проблем в процессе деятельности организации
Для проведения SWOT анализа необходимо, проанализировав предприятие, выявить все слабые и сильные стороны, а также все возможные угрозы и возможности (PEST и ПРиМ-анализы).
ПРиМ – анализ.
Перечень сильных сторон организации
Наличие постоянных клиентов, ведет к наличию постоянных заказов;
Качество выполняемых работ, приводит к увеличению объема заказов на выполнение тех или иных услуг;
Высокий технологический уровень производства, способствует качеству предоставляемых услуг;
Соответствие предоставляемых услуг стандартам, способствует увеличение объема потребительских заказов;
Широкий спектр деятельности, приводит к увеличению объема заказов и выплатам зарплат без задержек.
Перечень слабых сторон организации
Большая текучесть рабочего персонала, приводит к непостоянству перечня выполняемых работ;
Отсутствие высококвалифицированных работников, ведет к большому количеству отказов от выполнения тех или иных заказов;
Малый руководящий состав, ведет к отсутствию должного контроля за выполнением конкретных работ и действиями персонала;
Отсутствие маркетинговых исследований, влияет на отсутствие завоевания новых рынков предоставления услуг;
PEST – анализ.
Угрозы внешней среды:
1. Низкая покупательная способность большей части населения, что может привести к снижение спроса;
2. Ухудшение демографической ситуации ведет к снижению клиентов;
3. Недостаточно продуманная политика в области внедрения новых технологий, может привести к потери возможности овладения новых сегментов рынка предоставления услуг.
Возможности внешней среды
1. Конкуренция в незначительном ее проявлении, влечет не явное установление цен на предоставление услуг;
2. Перспективный и быстро развивающийся сектор экономики, дает возможность осваивания новых сегментов рынка;
3. Высокий и стабильный спрос, приводит к возможному повышению цен на предоставление услуг;
4. Рост деловой активности, приводит к привлечению новых клиентов;
5. Рост благосостояния отдельных категорий населения, влечет увеличение числа постоянных клиентов;
6. Применение новых технологий, повышает качество выполнения работ;
Сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы внешней среды были проанализированы и самые значимые из них в нынешних условиях были вынесены в табл. 4.
Таблица 4. Проранжированные результаты SWOT-анализа
№ п/п | Наименование характеристик анализа | |
Сильные стороны | Слабые стороны | |
1 | Наличие постоянных клиентов, ведет к наличию постоянных заказов | Отсутствие высококвалифицированных работников, ведет к большому количеству отказов от выполнения тех или иных заказов |
2 | Качество выполняемых работ, приводит к увеличению объема заказов на выполнение тех или иных услуг | Большая текучесть рабочего персонала, приводит к непостоянству перечня выполняемых работ |
Возможности | Угрозы | |
1 | Конкуренция в незначительном ее проявлении, влечет не явное установление цен на предоставление услуг | Недостаточно продуманная политика в области внедрения новых технологий, может привести к потере возможности овладение новых сегментов рынка предоставления услуг |
2 | Рост благосостояния отдельных категорий населения, влечет увеличение числа постоянных клиентов | Низкая покупательная способность большей части населения, что может привести к снижению спроса |
Таким образом, в 2004 году организация только начинала занимать позиции в сфере отделки, поэтому этот период был для нее убыточный. В следующем периоде уже не было затрат, которые не окупали бы себя и в этом периоде организация уже получала непосредственную прибыль от предоставления своих услуг. В 2006 году организация взяла на себя сферу по предоставлению услуг ЖКХ и стала управляющей компанией. Что позволило ей выйти на новый уровень оказания услуг населению и охватить еще один сектор на рынке предоставления услуг. Это объясняет резкое увеличение расходов и доходов в этом периоде.
К концу 2006 года улучшилась экономическая ситуация и условия работы на предприятии, уменьшение внешних угроз и увеличение числа возможностей, что привело к уменьшению текучести персонала и как следствие повышение качества выполняемых работ.
Как отмечалось выше, предприятие может успешно работать только при наличии рациональной системы управления. Существующая система управления должна претерпеть изменения в некоторых направлениях. Для этого необходимо решить некоторые вопросы:
определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития организации, товарооборота;
формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);
кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
система общей и профессиональной подготовки кадров;
адаптация работников в организации;
оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;
система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры;
межличностные отношения между работниками, между работниками, администрацией и общественными организациями.
Целями управления персоналом организации «ТД Краспан»должны быть:
повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Успешное выполнение поставленных целей в рассматриваемой организации требует решения таких задач, как:
обеспечение потребности организации в рабочей силе, в необходимых объемах и требуемой квалификации;
достижение обоснованного соотношения между организационной структурой коммерческого потенциала и структурой трудового потенциала;
обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
закрепление работника в организации, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижениям т.п.;
повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Выявленные проблемные моменты в деятельности организации необходимо свести в матрицу решений, которая будет представлена в следующей главе.
Все выявленные недостатки актуальны при действии фирмы на рынке предоставления услуг, но из выявленных недостатков можно выделить основную проблему, которая имеет большое влияние на деятельность организации на рынке предоставления услуг. Этой проблемой является отсутствие мотивации персонала. Решения по этой проблеме будут рассмотрены в главе 3.
3. Предложения по совершенствованию системы управления персоналом
3.1 Формирование системы управления персоналом организации
Для более эффективной кадровой политики в организации «ТД Краспан»необходимо внести существенные изменения в практику управления персоналом, в первую очередь создать службу управления персоналом, которая бы смогла проводить кадровую работу в соответствии со стратегией развития организации в современных условиях.
По итогам работы выделим основные мероприятия по развитию трудового потенциала в организации «ТД Краспан»в таблице 5.
В результате предложенных мероприятий по развитию трудового потенциала в организации «ТД Краспан»создадутся условия для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, у работников выработается привычка к взаимодействию и сотрудничеству.
Таблица 5. Мероприятия по развитию трудового потенциала в организации «ТД Краспан»
№ п/п | Мероприятие | Результат |
1 | Определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг | Достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала |
2 | Формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка) | Обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации |
3 | Организация общей и профессиональной подготовки кадров | Повышение квалификации персонала, производительности труда и качества продукции (услуг) |
4 | Адаптация работников на предприятии | Полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом |
5 | Повышение оплаты и стимулирования труда, улучшение системы материальной и моральной заинтересованности | Обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству |
6 | Оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия | Повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу. |
7 | Система развития кадров - их подготовка и переподготовка | Повышение гибкости в использовании работника на производстве, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры |
8 | Улучшение межличностных отношений между работниками, между работниками, администрацией и общественными организациями | Закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала) |
9 | Повышение социальной защиты работников | Обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижениям т.п. |
3.2 Экономическая эффективность предложений
Решение проблем в Таблице 5 будут частью экономического эффекта.
Также, наиболее часто используют показатель производительности
труда, который может быть использован руководством как критерий эффективности работы с персоналом на стадиях стабилизации и спада.
Одна из методик расчета показателя производительности труда может быть представлена формулой:
ПТ= ОП/Р
(где, ОП - объем продукции, Р - численность работников).
Если известны производительность труда и объем выпускаемой продукции можно рассчитать оптимальную численность персонала компании для достижения поставленных целей.
В кризисной ситуации или ситуации спада руководитель компании может также получить данные о необходимой (оптимальной) численности персонала в условиях снижения объемов продукции (оказываемых услуг). Рассчитав численность персонала, который будет высвобожден в результате снижения объема выпускаемой продукции (оказываемых услуг) менеджер по персоналу сможет подготовить программу высвобождения персонала, рассчитать необходимые бюджеты для реализации этих программ, просчитать стоимость рисков при реализации этих программ.
Своевременное принятие управленческих решений на основании данного показателя позволяет компании существенно сократить издержки и оптимальным образом использовать собственные ресурсы,показатель производительности труда является важным индикатором при определении штатной численности персонала компании и разработке программ по работе с персоналом (увеличение/сокращение штата).
Еще одна не мало важная проблема – в период экономического кризиса произошел резкий спад спроса на строительные материалы и услуги. Компания оказалась на стадии спада. На этой стадии, как всем известно происходит сокращение персонала, увольнение, отпуска без содержания и т.д. Чтобы этого не происходило необходимо, чтобы стадии жизненного цикла компании выглядели примерно следующим образом:
Где:1 - формирование организации, 2 - интенсивный рост, 3 - стабилизация, 4 - кризис.
Для внедрения этой системы, компании необходимо использовать диверсифицированное производство, т.е. выпуск дополнительной продукции на новые рынки.
Также, я предлагаю включить систему мотивации персонала путем материального стимулирования сотрудников.
Расчет:
Среднегодовая заработная плата:
СЗПў = 15,06 х 1,05 = 15,8 тыс. руб
Объем предоставленных услуг
V’т=Vр = 53,998 х (1 + 0,1 + 0,15 + 0,5) = 94,5 млн. руб
Численность АУП
ЧўАУП = 18 + 2 = 20 человек
Общая численность ППП
ЧўППП = 120 человек.
6. Годовой фонд заработной платы АУП:
ФЗПўАУП = СЗПў х ЧўАУП.
ФЗПўАУП = 15,8 х 20 = 316 тыс. руб.
7. Начисление на заработную плату АУП:
НўАУП = ФЗПўАУП х 0,38 = 120,1 тыс. руб.
8. Годовой фонд заработной платы рабочих:
ФЗПўраб = (ЧўППП – ЧўАУП) х СЗПў.
ФЗПўраб = (120 – 20) х 15,8 = 15,8 млн. руб.
Годовой фонд заработной платы:
ФЗПў = ФЗПўАУП + ФЗПўраб.
ФЗПў =0,316 + 15,8 = 16,116 млн. руб.
10. Экономический эффект:
Э = Vўтов х Т – Сў.
Э = 94,5 х 0,94 – 53,998 = 34,8 млн. руб.
11. Затраты на один рубль:
Тў = Сў: Vўтов.
Тў = 53,998: 94,5 = 0,57 руб.
17. Производительность труда одного работающего ППП:
ПТў = Vўтов: ЧўППП.
ПТў = 94,5: 120 = 0,79 млн. руб.
12. Прибыль от предоставления услуг:
Пў = Vўр – Сў.
Пў = 94,5 – 53,998 = 40,5 млн. руб.
13. Рентабельность предоставления услуг:
Рў = Пў: Vўр х 100.
Рў = 40,5: 94,5 х 100 = 18,8%.
Таким образом, в систему управления персоналом была введена система мотивации персонала путем повышения заработной платы за счет выхода на новые рынки предоставления услуг, и как следствие увеличение объема предоставляемых услуг и введения премий и поощрений в конце года за высокие показатели работы.
Это приведет к уменьшению, а возможно и к прекращению текучести кадров. У персонала появиться стимул для выполнения качественной работы в срок, а возможно и преждевременное окончание работ.
Впоследствии этот шаг может привлечь внимание высококвалифицированного персонала к данной организации с последующим их трудоустройством, что приведет к повышению качества работ и проявления новых методов выполнения работ.
Заключение
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть ключевые моменты, затронутые в данной работе, а также и сделанные выводы по рассматриваемой теме.
Среди общих факторов, влияющих на систему управления персоналом, можно выделить мотивацию, групповую структуру и объективные условия.
Мотивационные теории позволяют выявить наиболее эффективные методы воздействия на отдельного индивида и социальную группу, указывая как на приоритет в системе потребностей управляемых объектов, так и на способы, которые воспринимаются объектом как наиболее адекватные, соответствующие его системе внутренних стандартов.
Ключевыми факторами, воздействующими на всю систему управления персоналом, являются следующие:
фактор опоры фирмы на высококвалифицированные кадры, требующего не только проведения строгого отбора данных кадров, но и создание им соответствующего социальным стандартам данной группы условий работы;
фактор высокой текучести кадров;
фактор индивидуальной ценности каждого сотрудника (из этого следует необходимость индивидуального подбора средств управления);
В то же время, показательными моментами в сфере выработки методик управления персоналом является также и то, что несмотря на необходимость присутствия материальных рычагов управления, материальные методы воздействия занимают не основное место в управленческом инструментарии.
В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к процессу формирования стратегии развития персонала в организации, рассмотрена сущность кадровой политики и мероприятий.
Во второй главе представлена характеристика исследуемой организации, проведена оценка трудового коллектива исследуемой организации «ТД Краспан», проведен анализ эффективности мероприятий по повышению квалификации персонала фирмы.
С целью повышения эффективности работы организации в 3 главе были предложены основные мероприятия по формированию стратегии развития персонала в организации «ТД Краспан».
В ходе анализа системы управления организации «ТД Краспан» было выявлено, что одной из перспективных является стратегия в проведении необходимых маркетинговых исследований для поиска новых рынков сбыта и выпуска новой продукции на стадии спада организации. Прежде всего, необходимо уделить должное внимание маркетинговой деятельности, то есть провести необходимые маркетинговые исследования для поиска новых рынков сбыта.
Необходимо создать в организационной структуре управления организацией новый маркетинговый отдел, который бы отслеживал динамику внешней среды и вырабатывал способы адаптации предприятия к этим изменениям
Успешное выполнение поставленной стратегии развития персонала в рассматриваемой организации требует решения таких задач, как:
обеспечение потребности организации в рабочей силе, в необходимых объемах и требуемой квалификации;
обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
закрепление работника в организации, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижениям т.п.;
повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Таким образом, в условиях рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления развитием коллектива, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Список литературы
Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/ Под общ. ред.В.И. Стражева. – Мн.: Высш. шк., 2001. – 398 с.;
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - 2-е изд., испр. и доп. / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М., ИНФРА-М, ФОРУМ, 2005. – 288 с.;
Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебно-методическое пособие. / И.А. Налетова. - М., ИНФРА-М, ФОРУМ, 2006. - 128с.;
Афанасьев, В.Г. Об эффективности социального управления / В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул // Вопросы философии. – 2000. - №7. – с.60-69.;
Балобанов, А.Е. Управление персоналом органов МСУ в рамках стратегического планирования / А.Е. Балобанов // Управление персоналом. - 2001. - №9. – с.18-23.;
Баканов, М.И. Теория экономического анализа. / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 456 с.;
Батяева, Т. Безработица среди специалистов - российский феномен. / Т. Батяева, М. Гарсия-Исер, А. Касаткина, Н. Кутепова. // Человек и труд. - 2003. - № 11. С.15-19.;
Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин, - М.: «Триада, ЛТД», 2003. - 345 с.;
Вишнякова, М.В. Руководитель, персонал и эффективность труда / М.В. Вишнякова // Энергия. – 2000. – № 8. – с.53-58.;
Волков, И.П. Руководителю о человеческом факторе. / И.П. Волков. - М., 2002. - 380 с.;
Галенко, О.А. «Управление персоналом и эффективность предприятий». / О.А. Галенко, С.И. Страхова, О.И. Файбушевич. - М.: 2002. - 276 с.;
Гусов, К.Н. Трудовое право России: Учебник / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. М.: Юристъ, 2003г. - 349 с.;
Голенкова, З.Т. Безработные: особенность российского бытия. / З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян. // Социологическое исследование. - 2004. - №5. - С.12-15.;
Деготь, Б.А. Российской законодательство о социальной защите населения. / Б.А. Деготь. - М., 2002г. - 452 с.;
Дунаева, Н. Молодежь на рынке труда. / Н. Дунаева // Вопросы экономики. - 2005. - №1. - С.81-86.;
Егоршин, А.П. Управление персоналом /