Производственный потенциал

заключается в умножении фондового аналога единицы запасов на общее количество полезных ископаемых месторождения, находящихся в отработке - вскрытые запасы (3):


ПР = Фа· З (4)


Для природных ресурсов показателем использования будет коэффициент реализации К2, характеризующий отношение годовой добычи предприятия к величине имеющихся вскрытых запасов. Таким образом природный потенциал рассчитывается так:


ПрП = ПР · К2 (5)


и включается в состав производственного потенциала.


ПП = ( Ф + ТРП) · К1 + ПР · К2 (6)


Возможный алгоритм расчета производственного потенциала предприятий добывающей промышленности выражен блок-схемой (рис. 2).


Рис. 2. Последовательность определения производственного потенциала отрасли


6. ЗАДАЧИ


Задача 1

В таблице приведена концентрация на рынке молочной продукции региона.


Предприятие Объем реализации, тыс. руб.
1 17081
2 10499
3 4396
4 2260
5 4196

Определите концентрацию на рынке молочных продуктов (индексы CR-3 и Герфиндаля – Гиршмана для молочной отрасли). Сделайте выводы.

Решение

Коэффициент концентрации (CR) рассчитывается по формуле:


, (1)


где di – доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка.

Индекс концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) рассчитывается по формуле:


, (2)


где n – число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

d 2i – доля i-го хозяйствующего субъекта (в%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).

HHI – варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).


CR-3 = 44,44%+27,32%+11,44%=83,2%

HHI = 1974,91+746,38+130,87+119,25+34,57=3005,98


Вывод: полученные значения CR-3 и HHI попадают в промежутки: 70% < СR3 < 100%; 2000 < HHI< 10000 – следовательно, рассматриваемые хозяйствующие субъекты работают на высококонцентрированном рынке со слабой конкуренцией.


Задача 2

Определить степень диверсификации деятельности станкостроительного предприятия по данным, представленным в таблице. Сделать выводы об изменении диверсификации.


Продукция Объем выручки, тыс. руб.

2007 г. 2008 г.
А 8,9 8,5
Б 41,3 49,6
В 55,4 106,1

Решение

В качестве показателя диверсификации удобно рассматривать индекс энтропии:


, i=1…n, (3)


где Р – доля реализации продукта в общей выручке фирмы.

В 2007 году: Е=0,25+0,09+0,07=0,41

В 2008 году: Е=0,32+0,11+0,06=0,49

Вывод: в 2008 году в два раза увеличился выпуск продукции типа В, соответственно, возросла зависимость предприятия от потребителя данной продукции. За счёт этого индекс энтропии в 2008 году стал больше. Следовательно, можно сказать, что степень диверсификации предприятия в 2008 году повысилась по сравнению с аналогичным показателем 2007 года.


Задача 3

Определите экономическую эффективность от специализации продукции. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений – 0,15.

Исходные данные представлены в таблице.


Показатель До специализации После специализации
Выпуск изделий в год, шт. 41500 44000
Себестоимость изделия, руб. 43 39
Удельные капитальные вложения, тыс.руб. 120 170
Транспортные расходы по доставке единицы продукции потребителю, руб. 9 10,3

Решение

Для определения экономической эффективности специализации производства используются следующие показатели:

Экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям, рассчитываемая по следующей формуле:


Э = [(С1 + Т1 ) – (С2 + Т2 )] * В, (4)


где Э – условно-годовая экономия на текущих затратах от проведения специализации;

С1 и С2 – полная заводская себестоимость единицы продукции до и после специализации;

Т1 и Т2 – транспортные расходы по доставке готовой продукции потребителям, приходящиеся на единицу продукции до и после специализации;

В – годовой выпуск продукции после проведения специализации.

2 Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости, рассчитываемый по формуле:


, (5)


где Т – срок окупаемости капиталовложений, необходимых для осуществления намеченной специализации;

К – объем капиталовложений в основные производственные фонды и средства для пополнения оборотных фондов;

Э – условно-годовая экономия в связи с проводимой специализацией.

3 Годовой экономический эффект от специализации, который можно определить по формуле:


Ээ = Э – Ен *К, (6)


где Ээ – годовой экономический эффект от специализации производства продукции;

Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений;

К – капиталовложения, необходимые для осуществления капитализации.

Для заданных условий:

1 Э = [(43 + 9) – (39 + 10,3)] * 44000 = 118800 руб./год

2 Ток = = 1,43 года

3 Ээ = 118800 – 0,15*170000 = 93300 руб.


Задача 4

Определить уровень кооперирования на тракторном заводе, если стоимость покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий в себестоимости 4361,4 руб., а себестоимость трактора 40900 руб.

Решение

Доля покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий в общей стоимости продукции составит: 4361,4/40900=0,11 (11%).

Задача 5

В таблице приведены данные о мощности перерабатывающих предприятий России. Рассчитать показатели концентрации на рынке, считая, что мощность компаний используется на 65%. Как изменится концентрация, если использование производственной мощности 3-мя крупнейшими производителями повысится на 25%, а остальных – понизится на 35%. Сделать соответствующие выводы. Данные для расчета приведены в таблице.


Предприятие Мощность, млн. кВт
1 33,7
2 21,4
3 16,9
4 12,0
5 12,1
6 3,6
7 3,3
Всего в отрасли 103,0

Решение

Предприятие Мощность, млн. кВт
1 21,91
2 13,91
3 10,99
4 7,80
5 7,87
6 2,34
7 2,15
Всего в отрасли 66,97

Уровень концентрации определяется следующими показателями:

Доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли

Доля предприятия на рынке продаж

Объем выпуска продукции, приходящейся в среднем на одно предприятие

Показатели рыночной концентрации

Доля предприятия на рынке рассчитывается по следующей формуле:


, (7)


где di – доля i-го предприятия на рынке;

qi – объем продаж i-го предприятия;

q – совокупный объем продаж участников рынка.

Доли рынка для предприятий соответственно:

d1 = 0,33; d2 = 0,21; d3 = 0,15; d4 = 0,12; d5 = 0,12; d6 = 0,04; d7 = 0,03.

Показатели концентрации на рынке – это коэффициент концентрации (CR) и индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитываемые по формулам (1) и (2) соответственно.

CR-3 = 33%+21%+15%=69%

HHI = 1089+441+225+144+144+16+9=2068

Вывод: полученные значения CR-3 и HHI попадают в промежутки: 45% < СR3 < 70%; 2000 < HHI < 10000– следовательно, рассматриваемые хозяйствующие субъекты работают на умеренно концентрированном рынке со слабым уровнем конкуренции.

При изменении степени использования производственных мощностей (согласно условию) получим следующее.


Предприятие Мощность, млн. кВт
1 27,39
2 17,39
3 13,77
4 5,07
5 5,12
6 1,52
7 1,40
Всего в отрасли 71,66

Доли рынка для предприятий соответственно составят:

d1 = 0,38; d2 = 0,24; d3 = 0,19; d4 = 0,07; d5 = 0,07; d6 = 0,02; d7 = 0,02.

Показатели концентрации на рынке: коэффициент концентрации (CR) и индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) соответственно будут равны:

CR-3 = 38%+24%+19% = 81%

HHI = 1444+576+361+49+49+4+4 = 2487

Вывод: полученные значения CR-3 и HHI попадают в промежутки: 70% < СR3 < 100%; 2000 < HHI< 10000– следовательно, рынок станет высококонцентрированным, а конкуренция – слабой.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Кузьбожев Э.Н. Экономика отрасли: конкуренция, конкурентноспособность и отраслевой потенциал [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч.1/Э.Н.Кузьбожев, О.А. Сухорукова, Н.Е. Цуканова; Курск. Гос. Техн. Ун-т. Курск, 2006. 292 с.

2. Кузьбожев Э.Н. Экономика отрасли: конкуренция, конкурентноспособность и отраслевой потенциал [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч.2/Э.Н.Кузьбожев, О.А. Сухорукова, Н.Е. Цуканова; Курск. Гос. Техн. Ун-т. Курск, 2006. 144 с.

3. Кудина О.В. Конспект лекций