Производственный потенциал
заключается в умножении фондового аналога единицы запасов на общее количество полезных ископаемых месторождения, находящихся в отработке - вскрытые запасы (3):ПР = Фа· З (4)
Для природных ресурсов показателем использования будет коэффициент реализации К2, характеризующий отношение годовой добычи предприятия к величине имеющихся вскрытых запасов. Таким образом природный потенциал рассчитывается так:
ПрП = ПР · К2 (5)
и включается в состав производственного потенциала.
ПП = ( Ф + ТРП) · К1 + ПР · К2 (6)
Возможный алгоритм расчета производственного потенциала предприятий добывающей промышленности выражен блок-схемой (рис. 2).
Рис. 2. Последовательность определения производственного потенциала отрасли
6. ЗАДАЧИ
Задача 1
В таблице приведена концентрация на рынке молочной продукции региона.
Предприятие | Объем реализации, тыс. руб. |
1 | 17081 |
2 | 10499 |
3 | 4396 |
4 | 2260 |
5 | 4196 |
Определите концентрацию на рынке молочных продуктов (индексы CR-3 и Герфиндаля – Гиршмана для молочной отрасли). Сделайте выводы.
Решение
Коэффициент концентрации (CR) рассчитывается по формуле:
, (1)
где di – доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка.
Индекс концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) рассчитывается по формуле:
, (2)
где n – число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);
d 2i – доля i-го хозяйствующего субъекта (в%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).
HHI – варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).
CR-3 = 44,44%+27,32%+11,44%=83,2%
HHI = 1974,91+746,38+130,87+119,25+34,57=3005,98
Вывод: полученные значения CR-3 и HHI попадают в промежутки: 70% < СR3 < 100%; 2000 < HHI< 10000 – следовательно, рассматриваемые хозяйствующие субъекты работают на высококонцентрированном рынке со слабой конкуренцией.
Задача 2
Определить степень диверсификации деятельности станкостроительного предприятия по данным, представленным в таблице. Сделать выводы об изменении диверсификации.
Продукция | Объем выручки, тыс. руб. | |
2007 г. | 2008 г. | |
А | 8,9 | 8,5 |
Б | 41,3 | 49,6 |
В | 55,4 | 106,1 |
Решение
В качестве показателя диверсификации удобно рассматривать индекс энтропии:
, i=1…n, (3)
где Р – доля реализации продукта в общей выручке фирмы.
В 2007 году: Е=0,25+0,09+0,07=0,41
В 2008 году: Е=0,32+0,11+0,06=0,49
Вывод: в 2008 году в два раза увеличился выпуск продукции типа В, соответственно, возросла зависимость предприятия от потребителя данной продукции. За счёт этого индекс энтропии в 2008 году стал больше. Следовательно, можно сказать, что степень диверсификации предприятия в 2008 году повысилась по сравнению с аналогичным показателем 2007 года.
Задача 3
Определите экономическую эффективность от специализации продукции. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений – 0,15.
Исходные данные представлены в таблице.
Показатель | До специализации | После специализации |
Выпуск изделий в год, шт. | 41500 | 44000 |
Себестоимость изделия, руб. | 43 | 39 |
Удельные капитальные вложения, тыс.руб. | 120 | 170 |
Транспортные расходы по доставке единицы продукции потребителю, руб. | 9 | 10,3 |
Решение
Для определения экономической эффективности специализации производства используются следующие показатели:
Экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям, рассчитываемая по следующей формуле:
Э = [(С1 + Т1 ) – (С2 + Т2 )] * В, (4)
где Э – условно-годовая экономия на текущих затратах от проведения специализации;
С1 и С2 – полная заводская себестоимость единицы продукции до и после специализации;
Т1 и Т2 – транспортные расходы по доставке готовой продукции потребителям, приходящиеся на единицу продукции до и после специализации;
В – годовой выпуск продукции после проведения специализации.
2 Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости, рассчитываемый по формуле:
, (5)
где Т – срок окупаемости капиталовложений, необходимых для осуществления намеченной специализации;
К – объем капиталовложений в основные производственные фонды и средства для пополнения оборотных фондов;
Э – условно-годовая экономия в связи с проводимой специализацией.
3 Годовой экономический эффект от специализации, который можно определить по формуле:
Ээ = Э – Ен *К, (6)
где Ээ – годовой экономический эффект от специализации производства продукции;
Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений;
К – капиталовложения, необходимые для осуществления капитализации.
Для заданных условий:
1 Э = [(43 + 9) – (39 + 10,3)] * 44000 = 118800 руб./год
2 Ток = = 1,43 года
3 Ээ = 118800 – 0,15*170000 = 93300 руб.
Задача 4
Определить уровень кооперирования на тракторном заводе, если стоимость покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий в себестоимости 4361,4 руб., а себестоимость трактора 40900 руб.
Решение
Доля покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий в общей стоимости продукции составит: 4361,4/40900=0,11 (11%).
Задача 5
В таблице приведены данные о мощности перерабатывающих предприятий России. Рассчитать показатели концентрации на рынке, считая, что мощность компаний используется на 65%. Как изменится концентрация, если использование производственной мощности 3-мя крупнейшими производителями повысится на 25%, а остальных – понизится на 35%. Сделать соответствующие выводы. Данные для расчета приведены в таблице.
Предприятие | Мощность, млн. кВт |
1 | 33,7 |
2 | 21,4 |
3 | 16,9 |
4 | 12,0 |
5 | 12,1 |
6 | 3,6 |
7 | 3,3 |
Всего в отрасли | 103,0 |
Решение
Предприятие | Мощность, млн. кВт |
1 | 21,91 |
2 | 13,91 |
3 | 10,99 |
4 | 7,80 |
5 | 7,87 |
6 | 2,34 |
7 | 2,15 |
Всего в отрасли | 66,97 |
Уровень концентрации определяется следующими показателями:
Доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли
Доля предприятия на рынке продаж
Объем выпуска продукции, приходящейся в среднем на одно предприятие
Показатели рыночной концентрации
Доля предприятия на рынке рассчитывается по следующей формуле:
, (7)
где di – доля i-го предприятия на рынке;
qi – объем продаж i-го предприятия;
q – совокупный объем продаж участников рынка.
Доли рынка для предприятий соответственно:
d1 = 0,33; d2 = 0,21; d3 = 0,15; d4 = 0,12; d5 = 0,12; d6 = 0,04; d7 = 0,03.
Показатели концентрации на рынке – это коэффициент концентрации (CR) и индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитываемые по формулам (1) и (2) соответственно.
CR-3 = 33%+21%+15%=69%
HHI = 1089+441+225+144+144+16+9=2068
Вывод: полученные значения CR-3 и HHI попадают в промежутки: 45% < СR3 < 70%; 2000 < HHI < 10000– следовательно, рассматриваемые хозяйствующие субъекты работают на умеренно концентрированном рынке со слабым уровнем конкуренции.
При изменении степени использования производственных мощностей (согласно условию) получим следующее.
Предприятие | Мощность, млн. кВт |
1 | 27,39 |
2 | 17,39 |
3 | 13,77 |
4 | 5,07 |
5 | 5,12 |
6 | 1,52 |
7 | 1,40 |
Всего в отрасли | 71,66 |
Доли рынка для предприятий соответственно составят:
d1 = 0,38; d2 = 0,24; d3 = 0,19; d4 = 0,07; d5 = 0,07; d6 = 0,02; d7 = 0,02.
Показатели концентрации на рынке: коэффициент концентрации (CR) и индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) соответственно будут равны:
CR-3 = 38%+24%+19% = 81%
HHI = 1444+576+361+49+49+4+4 = 2487
Вывод: полученные значения CR-3 и HHI попадают в промежутки: 70% < СR3 < 100%; 2000 < HHI< 10000– следовательно, рынок станет высококонцентрированным, а конкуренция – слабой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кузьбожев Э.Н. Экономика отрасли: конкуренция, конкурентноспособность и отраслевой потенциал [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч.1/Э.Н.Кузьбожев, О.А. Сухорукова, Н.Е. Цуканова; Курск. Гос. Техн. Ун-т. Курск, 2006. 292 с.
2. Кузьбожев Э.Н. Экономика отрасли: конкуренция, конкурентноспособность и отраслевой потенциал [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч.2/Э.Н.Кузьбожев, О.А. Сухорукова, Н.Е. Цуканова; Курск. Гос. Техн. Ун-т. Курск, 2006. 144 с.
3. Кудина О.В. Конспект лекций