Организация текущего содержания пути
d – плотность снега, принимаемая 0,3 т/м3;104 – переводной коэффициент от размерности см2 к м2.
Скорость ветра, общая продолжительность ветра и расчёты по определению объёма снежного вала выполняются в таблице 12.
Таблица 12 – Определение объёма снежного вала
Направление ветра (румб) | Скорость ветра, м/с | Общая продолжительность ветра, мин. | Интенсивность снего-ветрового потока, г/см | Количество снега, задерживаемого защитой, г/см | Общее количество снега, задерживаемого защитой, г/см | Объём снежного вала для данного румба, м3/м | Проценты от общего количества по всем румбам, % |
С С С |
12 14 8 |
450 300 450 |
22,46 35,67 6,66 |
10107 10701 2997 |
23805 | 7,94 | 5,90 |
С-В С-В С-В |
9 9 16 |
2000 1000 950 |
9,48 9,48 53,25 |
18960 9480 50588 |
79028 | 26,34 | 19,57 |
В В В |
12 12 9 |
1800 1200 1100 |
22,46 22,46 9,48 |
40428 26952 10428 |
77808 | 25,94 | 19,27 |
Ю-В Ю-В Ю-В |
11 16 9 |
400 550 800 |
17,30 53,25 9,48 |
6920 29288 7584 |
43792 | 14,60 | 10,85 |
Ю Ю Ю |
8 8 8 |
300 450 1000 |
6,66 6,66 6,66 |
1998 2997 6660 |
11655 | 3,89 | 2,89 |
Ю-З Ю-З Ю-З |
14 14 8 |
2000 300 1800 |
35,67 35,67 6,66 |
71340 10701 11988 |
94029 | 31,34 | 23,28 |
З З З |
8 10 14 |
1200 900 330 |
6,66 13,00 35,67 |
7992 11700 11771 |
31463 | 10,49 | 7,79 |
С-З С-З С-З |
8 9 10 |
3000 1250 800 |
6,66 9,48 13,00 |
19980 11850 10400 |
42230 | 14,08 | 10,45 |
Всего | 134,62 | 100 |
Угол между направлением север-юг и рассматриваемым участком пути составляет 52є. Расчётная схема участка пути для определения его снегозаносимости представлена на рисунке 11.
Расчёт объёма приносимого к пути снега по румбам с учётом угла атаки с обеих сторон приведён в таблице 13.
Таблица 13 – Расчёт объёма приносимого к пути снега по румбам с учётом угла атаки с обеих сторон
Румб | Объём снежного вала, м3 | Восточная сторона | Западная сторона | ||||
Угол атаки | Sin α | Объём снега, подлежащий задержанию, м3/м | Угол атаки | Sin α | Объём снега, подлежащий задержанию, м3/м | ||
С С-В В Ю-В Ю Ю-З З С-З |
7,94 26,34 25,94 14,60 3,89 31,34 10,49 14,08 |
52 97 38 7 - - - - |
0,79 0,99 0,62 0,12 - - - - |
6,27 26,08 16,08 1,75 - - - - |
- - - - 52 97 38 7 |
- - - - 0,79 0,99 0,62 0,12 |
- - - - 3,07 31,03 6,50 1,69 |
50,18 | 42,29 |
Таким образом, участок пути с обеих сторон относится к слабозаносимым.
3.2 Выбор средств снегозащиты и их расстановка
3.2.1 Ограждение выемки снегозащитными щитами и заборами
Снегозащитные средства должны быть такой мощности, чтобы задерживать весь подносимый снег и тем самым сводить к минимуму расходы по зимнему содержанию пути.
До включения защитных лесонасаждений в работу для защиты пути используют снегозащитные щиты и заборы.
С восточной стороны, снегозаносимость которой составляет 50,18 м3/м, защита пути от снега может осуществляться переносными щитами с разреженной нижней частью, снегосборность которых без перестановки составляет 90 м3/м. Щиты устанавливают на расстоянии 50 м от бровки откоса выемки.
С западной стороны, снегозаносимость которой составляет 42,29 м3/м, защита пути от снега также может осуществляться такими же переносными щитами.
3.2.2 Ограждение выемки естественными лесонасаждениями
Общая ширина лесопосадки В может быть определена по формуле
,
где Q – объём снежного вала, собираемого данной защитой в наиболее метелевую зиму, м3/м; Нр – расчётная высота рабочей части лесонасаждения, м, принимаемая 3 м.
Ширина лесозащитных
насаждений
с восточной
стороны пути
должна составлять
м.
Принимаем
защиту пути
от снега однополосными
лесонасаждениями
с 10 рядами главных,
сопутствующих
пород деревьев
и кустарников
общей шириной
м.
Ширина лесозащитных
насаждений
с западной
стороны пути
должна составлять
м.
Принимаем
защиту пути
от снега однополосными
лесонасаждениями
с 10 рядами главных,
сопутствующих
пород деревьев
и кустарников
общей шириной
м.
3.3 Уборка снега на перегонах и станциях
3.3.1 Общие положения
На всей сети железных дорог с наступлением зимы осложняется работа железнодорожного транспорта. Поэтому на всех предприятиях железных дорог проводится тщательная подготовка к борьбе в зимних условиях, которая осуществляется в соответствии с инструкцией по подготовке путевого хозяйства к зиме.
К зиме стараются полностью укомплектовать штат бригадиров и монтёров пути с таким расчётом, чтобы имелась возможность выделять опытных монтёров для руководства временной рабочей силой, привлекаемой на снегоборьбу. Проверяют укомплектованность штата механизаторов, обслуживающих снегоочистители, снегоуборочные машины и устройства механизированной очистки стрелочных переводов. При необходимости пополняют недостающих штат за счёт механизаторов путевых машинных станций или других транспортных организаций.
Для обеспечения безопасности высокой производительности работ снегоочистителей и выпадение снега с пути удаляют все препятствия, лежащие в пределах рабочего габарита снегоочистителей и устанавливают временные сигнальные знаки, обозначающие места препятствий ("Поднять нож, закрыть крылья", "Опустить нож, открыть крылья" и "Подготовиться к поднятию ножа и закрытию крыльев").
Также для беспрепятственной работы снегоочистителей станционные пути и междупутья необходимо очистить от мусора и грязи, частей подвижного состава, оставленных после ремонтов вагонов, неубранных материалов верхнего строения пути и т.д.
Снегоборьба осуществляется по оперативному плану, разрабатываемому для каждой дистанции пути, крупной станции, отделения дороги и железной дороги. Оперативный план предназначается для организации действия всех служб, обеспечивающих бесперебойное движение поездов в любых погодных условиях. Основу оперативного плана составляет схема дистанции пути с указанием на ней заносимых участков и защитных средств.
Откорректированный оперативный план, согласованный с начальником отдела движения, локомотивного хозяйства и пути, утверждает начальник отделения дороги до октября. В этот же срок начальник утверждает оперативный план снегоборьбы по важнейшим станциям.
Графики работы снегоуборочной техники должны быть увязаны с графиком движения поездов.
Выписки из оперативного плана очистки и уборки снега на станции вывешивают в помещениях дежурных по станции, станционных и маневровых диспетчеров, дежурных по горкам и паркам, дорожных мастеров и в кабинах управления снегоуборочных машин.
3.3.2 Уборка снега на перегонах
Очистка пути от снега на перегонах должна производиться, как правило, снегоочистителями. Ручная очистка допускается в тех местах, где нельзя пропустить снегоочиститель в рабочем состоянии, а также во всех случаях, когда пропуск снегоочистителя задерживается.
Снегоочиститель назначается на работу по требованию начальника дистанции пути, старшего дорожного мастера или дорожного мастера. Начало работы снегоочистителей и снегоуборочных поездов устанавливается приказом начальника отделения в адреса начальников отделов движения, локомотивного хозяйства и пути, начальника дистанции пути, локомотивного депо и всех начальников станций по маршрутам работы снегоочистителей и снегоуборочных поездов.
В период сильных снегопадов и метелей снегоочистителем производится очистка от снега в первую очередь главных путей по всему участку обслуживания, после чего очищаются приемоотправочные и другие станционные пути на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях. Снегоочистители сопровождает руководитель работ от дистанции пути по должности не ниже дорожного мастера. При следовании со снегоочистителем в рабочем состоянии руководитель обязан постоянно следить за свободностью впереди лежащего пути, показаниями сигналов.
Эффективным способом очистки пути от снега является работа снегоочистителей "челноком". В этом случае формируется сплотка из двух снегоочистителей и установленного между ними локомотива. При таком способе работы исключается потеря времени на перестановку локомотива. Снегоочистители направляются с той стороны перегона, с которой снег может быть переброшен за один заезд с одного на другой путь, а затем под откос косогора. Во всех случаях отправление снегоочистителей на перегон осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах. В данном случае на дистанции пути имеются 2 снегоочистителя СДП. Один СДП обслуживает однопутное направление и узел, второй соответственно Двухпутное направление.
3.3.3 Определение объёма убираемого снега на станциях
Очистка путей и уборка снега на станциях организуется по разработанным оперативным планам, в которых предусматриваются способы защиты станций от снежных заносов, технология очистки и уборки снега, организация работы снегоуборочной техники по специальным графикам в полной увязке с поездной и маневровой работой и без нарушения её ритма. Все станционные пути очищаются от снега в определённой последовательности.
Площадь очистки снега по одному пути определяется по формуле
,
где а – коэффициент, учитывающий доступность территории станции для работы снегоочистительных машин, равный 0,8;
– полная длина
пути, м;
В – средняя ширина междупутья, м.
Объём неуплотнённого снега, подлежащего уборке с одного пути, определяется по формуле
,
где h – толщина убираемого с пути снега, принимаемая 0,42 м.
Определяем объёмы снега для каждого пути, а результаты расчётов сводим в таблицу графика снегоуборочных работ (рисунок 15).
Общий объём
неуплотнённого
снега, подлежащего
уборке с путей
приёмоотправочного
парка, составил
м3.
Объём неуплотнённого снега, убираемого с одного стрелочного перевода:
,
где Qп, Qб – объём снега, подлежащий уборке соответственно по прямому и боковому пути, м3;
,
– длина стрелочного
перевода с
подходами к
нему, 75 м;
S – ширина очищаемой полосы, равная 5,10 м;
h – толщина выпавшего снега, принимаемая 0,42 м;
.
При толщине
снега
м
вычисляем,
какой объём
снега приходится
на 1 стрелочный
перевод:
м3;
м3.
Объём неуплотнённого снега со всего стрелочного перевода составит
м3.
Общий объём неуплотнённого снега, подлежащего уборке СМ-4 со всех стрелочных переводов
,
где n –
количество
стрелочных
переводов, шт.;
м3.
Общий объём
неуплотнённого
снега, находящийся
в приемоотправочном
парке составит
м3.
Число рейсов снегоуборочного поезда, необходимых для очистки группы путей или парка от снега, вычисляются по формуле
,
где Qп – объём неуплотнённого снега, подлежащего уборке с путей приёмоотправочного парка, м3;
γ – коэффициент уплотнения снега, принимаемый 0,4;
q – погрузочная вместимость снегоуборочного поезда, м3;
кз – коэффициент заполнения полувагонов СМ снегом, принимаем равным 0,8.
Погрузочная вместимость снегоуборочного поезда:
СМ-2 –
м3;
СМ-4 –
м3.
Следовательно,
число рейсов
снегоуборочного
поезда СМ-2 составит
рейс.
3.3.4 Определение времени очистки парка
Продолжительность одного цикла работы снегоуборочного поезда без учёта простоев, связанных с маневровой и поездной работой станции, определяется по формуле
,
где t1,
t5 – время,
необходимое
для согласования
и подготовки
маршрута
соответственно
к месту работы
и после загрузки
к месту выгрузки
снега, мин.,
мин.;
t2 – время следования к месту работ, мин.;
t3 – время
на установку
рабочих органов
машины, мин.,
мин.;
t4 – время загрузки снегоуборочного поезда, мин.;
t6 – время следования снегоуборочного поезда к месту выгрузки, мин.;
t7 – время
на установку
разгрузочного
устройства
концевого
полувагона
в рабочее положение
для выгрузки
снега и в транспортное
положение после
разгрузки
снега,
мин.;
t8 – время
разгрузки
снегоуборочного
поезда в снеговом
тупике или на
перегоне,
мин.
Время загрузки снегоуборочного поезда:
,
где Пз –
производительность
загрузочного
устройства
снегоуборочной
машины,
м3/ч;
мин.
Время следования снегоуборочного поезда к месту выгрузки и к месту работ:
,
где L –
среднее расстояние
от места погрузки
до места выгрузки
снега,
км;
Vтр –
средняя скорость
движения поезда
на разгрузку,
км/ч;
мин.
Тогда при
известных
значениях
получаем
мин.
Общая продолжительность
уборки и вывоза
снега со станции
или парка для
одной машины,
в сутках:
суток.
Продолжительность цикла работы машины СМ-4 определяется аналогично.
Время загрузки
машины СМ-4:
мин.
Тогда при
всех известных
параметрах
получаем время
цикла
мин.
Число рейсов
для уборки
снега в горловине
машиной СМ-4:
рейсов.
Продолжительность
очистки горловины
от снега составит
суток.
Более точная продолжительность уборки снега в парке устанавливается после разработки графика работы снегоуборочного поезда, который представлен на рисунке 15.
3.3.5 Определение потребного числа снегоуборочных машин
Потребное количество машин СМ-2 устанавливается по формуле
,
где Тз –
заданный срок
очистки путей
от снега, принимаем
сутки;
.
Количество
снегоуборочных
машин для очистки
стрелочных
переводов
определяется
соответственно
по формуле
,
где Тнорм
– заданная
продолжительность
очистки стрелочных
переводов,
стрелочных
улиц, горловин
станций,
мин.
.
Таким образом, принимаем две машины СМ-2 и две машины СМ-4.
Литература
Лизогуб И. Г. И др. Комплексное планирование и организация содержания пути. Часть I. – Гомель: БелИИЖТ, 1987. – 45 с.
Лизогуб И. Г. И др. Комплексное планирование и организация содержания пути. Часть II. – Гомель: БелИИЖТ, 1989. – 56 с.
Лизогуб И. Г. И др. Комплексное планирование и организация содержания пути. Часть III. – Гомель: БелИИЖТ, 1992. – 47 с.
Матвецов В. И. и др. Проектирование снегозащиты и организация снегоборьбы на дистанции пути. – Гомель: БелИИЖТ, 1993. – 103 с.
Новая система ведения путевого хозяйства // Путь и путевое хозяйство, М., 1994, №11.