Затраты на производство и реализацию продукции

Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции.

Введение

Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определнные цены. Количество какого-либо продукта, который фирма стремиться предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет производиться на рынке, с другой. Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

Затраты играют большую роль в деятельности организации. Цель учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции заключается в своевременном, полном и достоверном определении фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчислении фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции, контроле за использованием ресурсов и денежных средств.

Цель курсовой работы состоит в изучении формирования и планирования затрат на производство и реализацию продукции на предприятии.

Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:

Рассмотреть основные моменты планирования себестоимости производства и реализации продукции предприятия;

Дать характеристику источникам финансирования затрат на производство и реализацию продукции;

Охарактеризовать финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции

Данная курсовая работа состоит из двух частей.

В курсовой работе рассмотрены: сущность, понятие, назначение себестоимости производства и реализации продукции и ее роль в процессе планирования.

1. Теоретические ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ

1.1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия

Процесс производства занимает центральное место в деятельности организации и представляет собой совокупность технологических операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Производство обусловлено взаимодействием трех основных факторов - рабочей силы, средств труда и предметов труда. Участие этих факторов в производстве требует соответствующих расходов: во-первых, для обеспечения непрерывного производственного процесса необходима закупка материальных ресурсов, в результате чего формируются входящие расходы; во-вторых, хозяйственные средства расходуются непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для изготовления продукции и ее продажи - на заработную плату работников, стоимость израсходованных на изготовление продукции предметов труда, амортизацию средств труда, занятых в производстве, обслуживание производства и управление (заработная плата обслуживающего и управленческого персонала, стоимость предметов труда, израсходованных на общепроизводственные и общехозяйственные нужды (отопление, освещение, уборку помещений и т.п.), амортизация зданий и хозяйственного инвентаря цехов и общехозяйственных сооружений и др.).

Затраты на производство и реализацию продукции представляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции.

По экономическому содержанию они выражают затраты общества, поскольку производство ведется в интересах общества, а продукция производится как непосредственно общественный продукт. Затраты различны по составу и структуре в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий. Также они классифицируются по способу отнесения на себестоимость, связи с объемом производства, степени однородности.

В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции они делятся на:

- прямые - связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость (сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);

- косвенные - связанные с производством разнообразных изделий, которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработную плату инженерно-технических работников и др.).

Они включаются в себестоимость с помощью специальных методов, определенных отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости.

В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяют:

- условно-постоянные расходы – это расходы величина которых существенно не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции (затраты на отопление, освещение, заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления, расходы на административно-хозяйственные нужды и др.);

- условно-переменные расходы величина, которых зависит от объема производства, они растут или уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье, основные материалы, топливо, основную заработную плату производственному персоналу и др.).

По степени однородности затраты подразделяются на:

-элементарные;

-комплексные.

Элементы имеют единое экономическое содержание независимо от их назначения. Цель группировки по элементам – выявить затраты на производство продукции по их видам (материальные затраты, амортизационные отчисления и т.д.). Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство продукции.

Комплексные затраты включают несколько элементов, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению. Такими затратами являются общезаводские расходы, потери от брака, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.

Все затраты на производство и реализацию продукции составляют полную себестоимость.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, ус-луг) в настоящее время определяется постановлением правительства.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

По экономическому содержанию затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

1.Материальные затраты включают в себя:

стоимость покупных сырья и материалов, топлива; основных вспомогательных материалов; комплектующие изделия и полуфабрикаты; тару; запчасти для ремонта; МБП и прочие затраты.

Стоимость материальных ресурсов складывается из цен их приобретения.

2. Затраты на оплату труда включают в себя: выплату заработной платы; выплату премий; вознаграждения по итогам работы за год; компенсирующие и стимулирующие выплаты; стоимость бесплатного питания; единовременное вознаграждение за выслугу лет; оплату учебных отпусков; оплату труда внештатных сотрудников и другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.

В затраты на оплату труда не включаются: расходы на оплату труда в виде премий выплачиваемых за счет специальных средств; целевые поступления; материальная помощь; беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий; оплата дополнительных отпусков женщинам воспитывающих детей; надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям; подписки и приобретения товаров для личных нужд работников; оплата проезда к месту работы; оплата путевок, экскурсий, путешествий; другие затраты производимые за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия.

3.Отчисления на социальные нужды включают отчисления в: фонд обязательного социального страхования; Пенсионный фонд; Государственной фонд занятости населения (в настоящее время упразднен); Фонд обязательного медицинского страхования.

4. Амортизация основных фондов включает амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном разделе приводятся амортизационные отчисления на полное восстановление по собственным и арендованным основным фондам.

Прочие затраты включают: некоторые виды налогов; отчисления в страховые фонды (резервы); вознаграждения за изобретения и рацпредложения; затраты на командировки; оплату услуг связи; плату за аренду; амортизацию по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд и др.

Затраты, связанные с капитальными вложениями, учитываются отдельно от текущих затрат - например, затраты на приобретение основных средств возмещаются постепенно путем включения в затраты на производство проданной продукции части их стоимости в виде амортизационных отчислений. В затраты на производство продукции включаются:

1) предпроизводственные, единовременные затраты, осуществляемые до начала производства основной продукции и связанные с его подготовкой и освоением (затраты на наладку оборудования новых цехов, затраты на пробный выпуск предусмотренной проектом продукции);

2) производственные затраты:

- непосредственно связанные с выполнением технологических операций (оплата труда основных производственных рабочих с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды, затраты материальных ресурсов на производство продуктов труда и др.);

- на обслуживание и эксплуатацию производственного оборудования и машин (оплата труда рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования, с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды и стоимость материальных ресурсов, израсходованных на работу оборудования и др.);

- связанные с управлением производством (например, оплата труда начальников цехов с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды);

- управленческие и коммерческие расходы (затраты периода): общие и административные затраты (оплата труда руководителей, специалистов и служащих заводоуправления с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды, затраты материальных ресурсов, израсходованных на общехозяйственные нужды, и др.);

- расходы на продажу, связанные со сбытом продукции (затраты на упаковку продукции, оплату погрузочно-разгрузочных работ, транспортировку продукции, рекламу).

Управленческие и коммерческие расходы (затраты периода) являются накладными, т.е. не относятся к затратам, напрямую связанным с производством продукции. В зависимости от разработанной в организации учетной политики эти затраты могут либо включаться, либо не включаться в себестоимость продукции, что соответствует международной учетной практике.

Затраты на производство продукции (работ, услуг) и их продажу, а также на приобретение и продажу товаров относятся к расходам на обычные виды деятельности. Операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы считаются прочими расходами, состав которых также регламентируется ПБУ 10/99 (п. 11, 12, 13).

Общие правила формирования, классификации, оценки и признания расходов по обычным видам деятельности установлены Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н).

Согласно статье 253 (Расходы, связанные с производством и реализацией)

главы 25 НК РФ расходы организации подразделяются на:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы.

Главой 25 НК РФ определено понятие расходов, применяемых для целей налогообложения. Согласно статье 252 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (статья 253), и внереализационные расходы (статья 265).

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг).

Данная классификация затрат применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

Эта группировка является единой и обязательной для всех отраслей хозяйства. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет определить себестоимость отдельных видов продукции, а также установить объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия. Например, электроэнергию на предприятии используют как в технологическом процессе, так и для освещения офиса предприятия и т.д. Также в технологическом процессе электроэнергию расходуют на изготовление изделий в разных количествах: на одно изделие больше, на другое меньше.

Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям затрат.

Классификация затрат по статьям калькуляции, позволяет определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.

Перечень статей затрат и их состав определяется отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости. Предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности.

Типовая номенклатура статей затрат:

Сырье и материалы;

Возвратные отходы (вычитаются);

Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;

Топливо и энергия на производственные цели;

Заработная плата производственных рабочих;

Отчисления на социальные нужды;

Расходы на подготовку и освоение производства;

Потери от брака;

Общепроизводственные расходы;

Прочие производственные расходы;

Общехозяйственные расходы;

Коммерческие расходы.

Первые 10 статей затрат образуют производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей составляет полную себестоимость производства и реализации продукции (работ, услуг).

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений [15].

Планирование затрат на производство и реализацию продукции важно прежде всего для определения оптимальной ценовой политики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельное планирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичного размера производственных запасов.

При стабильной экономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого труда и осуществляется двумя взаимодополняющими методами:

По эмпирическим нормам расхода на единицу продукции;

По фактическим данным за истекший период о себестоимости продукции.

Установление нормы переменных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определить суммарный объм затрат на объм выпуска. При стабильной стоимости переменных затрат их общая величина может быть определена по формуле:

С=Н*В,

где С - планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении;

Н - норма затрат на единицу продукции в денежном выражении;

В - плановый объм выпуска в натуральном выражении.

Если на момент планирования можно опираться на фактические данные отчтного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:

С=Сф*Впл/Вф,

где Сф – фактическая сумма переменных затрат в отчтном периоде;

Впл – плановый объм выпуска в натуральном выражении;

Вф – фактический объм выпуска в отчтном периоде в натуральном выражении.

Если в отчтном периоде соблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменных затрат, рассчитанная по первому методу, будет идентична плановой величине переменных затрат, рассчитанных вторым методом. Положительная разница между плановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, и плановой величиной затрат, рассчитанных на основе норм расхода, свидетельствует о перерасходе в отчтном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии и соответственно сигнализирует руководству предприятия о возможности пересмотра норм расхода [15].

Если при планировании переменных затрат предприятие должно иметь представление о будущем выпуске продукции, то при фактическом производстве какая-либо корректировка производственной программы не скажется при прочих равных условиях на росте или снижении переменной составляющей себестоимости, поскольку изменения не затрагивают установленных норм расходов.

Постоянные расходы существенно не меняются при уменьшении или увеличении объма выпуска продукции, изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.

Итак, при планировании постоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:

Определение необходимого объма выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат.

Расчт необходимой величины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственными возможностями.

Для определения минимального объма выпуска продукции, ниже которого производство продукции становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, который определяется по следующей формуле:

Постоянные затраты

Порог рентабельности =

Выручка от _ Переменные затраты

реализации в относительном выражении

В отечественной практике все затраты на производство и реализацию продукции по их экономическому содержанию планируются по элементам затрат. Группировка затрат по элементам имеет огромное значение в финансовом планировании, определении взаимоотношений с бюджетом. В рамках внутрифирменного планирования она необходима для целей финансового управления. С получением выручки восстанавливаются производственные запасы в форме текущих активов для обеспечения непрерывного процесса производства. Планирование затрат по элементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.

С планированием затрат по товарному выпуску связано планирование затрат на реализованную продукцию. Плановая величина затрат на реализованную продукцию определяется по формуле:

Зр = Онп + Стп – Окп ,

где Зр – затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости;

Стп – плановая полная себестоимость товарного выпуска;

Онп – остатки готовой нереализованной продукции по фактической производственной себестоимости на начало планового периода;

Окп – остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственной себестоимости на коней планового периода.

Плановый период должен совпадать с отчтным (год, квартал), что позволяет предприятию прогнозировать предстоящие налоговые выплаты и соответственно обеспечивать предстоящие обязательные платежи необходимыми денежными ресурсами. Состав остатков готовой продукции зависит от метода учта выручки от реализации продукции на предприятии. Если моментом реализации считается фактическая отгрузка продукции и выписка платжных документов, то остатки нереализованной продукции на начало планового периода совпадает с фактическими складскими запасами готовой продукции. Оценка остатков на начало планового периода осуществляется по фактической производственной себестоимости отчтного периода.

Однако роль финансовой службы не ограничивается планированием и корректировкой себестоимости выпускаемой продукции. Большое значение имеет работа по формированию производственных запасов, необходимых для обеспечения производства продукции заданного объма.

Хранение и перевозка запасов связаны с дополнительными денежными затратами. Дополнительный ущерб возникает при угрозе устаревания продукции и потери прибыли на капитал. Поэтому важно определить объм запасов, при котором полученная экономия и выгода превышает дополнительные затраты и ущерб от их содержания.

В развитых рыночных странах для определения наиболее экономичного размера заказа на приобретение материальных запасов широко используется формула Уилсона:

,

где З – оптимальный размер заказа; Р – расход запаса; С – стоимость выполнения заказа; В – время расхода заказа.

Если необходимые запасы могут быть заказаны и получены без задержки, то для поддержания бесперебойного производственного процесса предприятию необязательно иметь запасы на весь планируемый объм производства, достаточно, как в нашем примере иметь запас на 10 дней.

Однако для размещения заказа, как правило, необходимо какое-то время. Если, например, время доставки заказа составляет 2 дня, то предприятие должно разместить свой заказ через 8 дней после поставки предыдущего.

Представим оптимальный размер заказа графически (рис. 1.1).

Издержки



Издержки хранения

Х

Размер заказа

Рис. 1.1. Наиболее экономичный размер заказа

Точка Х показывает оптимальный размер заказа, который минимизирует общие издержки, связанные с запасами. Справа от этой точки снижение затрат на выполнение заказа оказывается меньше, чем дополнительные расходы по содержанию запасов.

На практике нельзя достоверно определить точный спрос на товарно-материальные ценности.

Детальный анализ затрат по видам, структуре и типам необходим для внутрифирменного планирования, которое должно быть направлено на достижение максимальных финансовых результатов.[15]

1.2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции

Общие принципы признания расходов для целей налогообложения прибыли изложены в ст. 252 (Расходы. Группировка расходов) НК РФ. При этом под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в ряде случаев и убытки налогоплательщика. Таким образом, в гл. 25 НК РФ понятие "расходы" определяется иначе, чем в ПБУ 10/99 "Расходы организации". В результате при сопоставлении бухгалтерского и налогового учета речь идет не о том, что какие-то расходы, зарегистрированные в бухгалтерских регистрах, признаются для целей налогообложения, а остальные - нет, как это было до принятия гл. 25 НК РФ. В настоящее время в двух этих информационных системах используются различные определения такого базового учетного объекта, как расходы [2].

В налоговом учете приняты следующие критерии признания расходов (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Критерии признания расходов для целей налогообложения прибыли

Критерий Формулировка
Экономическая оправданность Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме
Денежная оценка
Надлежащее документальное оформление Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, удостоверенные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ
Принадлежность к коммерческой деятельности Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода

Критерий экономической оправданности в настоящее время не имеет исчерпывающего определения. Каждая организация самостоятельно оценивает экономическую целесообразность тех или иных бизнес-инициатив, финансово-хозяйственных операций.

Однако произведенные расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли, если они:

- обоснованны (то есть экономически оправданны);

- подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ;

- произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

- не упомянуты явно в ст. 270 НК РФ, содержащей перечень расходов, не учитываемых при налогообложении.

Эти требования к расходам закреплены в ст. 252 НК РФ. И именно они являются основным источником споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Больше всего споров возникает в связи с экономическим обоснованием тех или иных затрат. Одни и те же затраты для одной организации могут быть экономически обоснованными, а для другой - нет. Например, расходы на доставку работников к месту работы. Если организация находится в центре города рядом со станцией метро, то такие расходы трудно признать экономически обоснованными. Если же организация находится в таком районе, куда общественный транспорт не ходит, то картина совершенно меняется, и расходы на доставку работников становятся экономически обоснованными.

Налоговый кодекс РФ не только выдвигает условия признания расходов, но и требует отражать их в налоговом учете в определенной группировке. Причем для разных групп расходов устанавливается различный порядок признания.

Основания для группировки изложены в п. 2 ст. 252 НК РФ: расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика должны подразделяться на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Все расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на четыре элемента:

1) материальные затраты;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

На основании ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Это расходы на содержание арендованного имущества, на выплату процентов по заемным средствам (в пределах норм), на выпуск и обслуживание ценных бумаг, отрицательные курсовые и суммовые разницы, отчисления в резервы по сомнительным долгам, расходы на ликвидацию и консервацию объектов, и другие обоснованные расходы.

Кроме того, на основании п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, исчисление налоговой базы следует начинать с определения выручки от реализации товаров, работ, услуг, которая, будучи уменьшена на величину обязанности по косвенным налогам, представляет собой доходы, которые в свою очередь, будучи уменьшены на величину расходов, трансформируются в прибыль.

Во-вторых, необходимо учитывать наличие Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/ 2002)" суть которого сводится к определению базы по налогу на прибыль с помощью бухгалтерского учета.

Основным документом, которым необходимо руководствоваться при формировании себестоимости продукции на предприятии, является Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации».

Данное положение рассматривает себестоимость продукции, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли [7].

В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций. Расходы на оборудование рабочих мест специальными устройствами, по обеспечению специальной одеждой, обувью, созданию шкафчиков для спец одежды, сушилок, комнаты отдыха и других условий, предусмотренных специальными требованиями, относятся на себестоимость. Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме, т.е. в килограммах, метрах, штуках и т.д. Однако, чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому измерителю, т.е. представить в денежном выражении [16].

Дополнительно в себестоимость промышленной продукции включаются: отчисления на социальное страхование (пропорционально заработной плате), проценты за банковский кредит, затраты по поддержанию основного капитала в работоспособном состоянин, премиальные выплаты, предусмотренные положениями о премировании на предприятиях и другие затраты [18].

Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. В таком порядке финансируются, например, затраты на рекламу, представительские расходы, подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и др.

В себестоимость выпускаемой продукции включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские сады, поликлиники, общежития, школы, клубы и т.п., находящиеся на балансе предприятия), затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, затраты непосрведственно не связанные с участием работников в производственном процессе, единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли [13].

На практике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

1.3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) является важнейшим качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления. Она выступает как исходная база для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного денежного фонда - бюджета.

В «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на е производство и реализацию». Приведнное определение себестоимости относится к производственным затратам и в принятой классификации составляет производственную себестоимость, а с учтом затрат по реализации продукции - полную себестоимость промышленной продукции.

В этих условиях снижение себестоимости в производственной стадии является оптимизационной задачей, которая в общем виде может быть описана системой следующих уравнений

åСiNi®min

åКiNi<=Kл

å tiNi<=Рл

ågmiNi<=Gм.л.

åNi=Nпр.i

где i - вариант технологии и организации производства (i=1,2,...,n);

Сi-себестоимость единицы продукции;

Ni-количество изделий данного варианта;

Кi-удельные показатели капиталовложений (фондоемкости);

ti-трудоемкость единицы продукции;

gmi-удельный расход материала;

Кл ,Рл ,Gм.л.- лимит капитальных вложений, численности работающих, материалов;

Nпр.i-заданный объем производства i-изделий.

В уровне и динамики себестоимости отражаются все стороны деятельности предприятия, производственных и промышленных объединений, научных и проектных организаций. Такая комплексная проблема требует системного подхода и единого управления снижением себестоимости.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются [14].

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех