Оценка туристических ресурсов Владимирской области

нему обращаются как туристские организации, формирующие туристский продукт, так и конечные потребители, т.е. непосредственно сами туристы. Владимиро-Суздальский музей-заповедник включает в себя музеи, картинные галереи, выставочные залы и т.п. г. Владимира, а также Суздальского и Гусь-Хрустального районов (табл. 2.9). В Александровском районе экскурсионным обслуживанием туристов занимается музей-заповедник «Александровская слобода» (федерального подчинения), в других районах Владимирской области – сотрудники историко-художественных, историко-архитектурных, мемориальных и краеведческих музеев муниципального подчинения [15].


Таблица 2.9. Посещаемость экскурсантами городов Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Наименования показателей Годы Владимир Суздаль Гусь-Хрустальный Итого
Количество групп 2007 5 174 2 467 634 8 275

2003 4 147 2 539 417 7 103

2004 3 992 2 350 426 6 768

2010 4 923 ЗОН 394 8 328

2006 4 972 3 821 328 9 121
Всего человек 2007 223 183 186 185 23 502 432 870

2003 237 680 178 011 18 482 434 173

2004 213 039 202 950 17 492 433 481

2010 217 108 232 811 24 325 474 244

2006 229 058 278 414 18 173 525 645
В том числе одиночные 2007 93 477 128 223 8 298 229 998

2003 102 777 120 691 8 805 232 273

2004 105 238 155 026 7 152 267 416

2010 104 223 158 456 14 934 277 613

2006 115 935 188 264 10351 314 550
Иностранных групп 2007 1207 541 47 1795

2003 935 474 42 1451

2004 928 342 21 1291

2010 744 1074 33 1851

2006 1 138 1 090 10 2 238
Количество иностранных туристов 2007 18 046 7 639 354 26 039

2003 12 729 6 492 328 19 549

2004 12 957 4 658 201 17 816

2010 13 379 15 519 426 29 324

2006 15 138 15 504 162 30 804

География иностранных туристских потоков Владимирской области представляет собой следующую картину: Франция, Германия, Италия, США, Испания, Япония, Тайвань, Голландия. По сравнению с предыдущим периодом 70–80-х годов «география» иностранных туристских потоков претерпела существенные изменения: во-первых, вообще прекратился поток туристов из так называемого бывшего «социалистического лагеря»; во-вторых, появились туристы, ранее практически никогда не приезжавшие во Владимирскую область, например, Тайвань. Значительно увеличился поток иностранных туристов из Испании и Италии, что заставило Владимиро-Суздальский музей-заповедник подготовить квалифицированных экскурсоводов со знанием соответствующих языков [16].

Вызывает интерес тот факт, что 7% французов, 12% немцев и 11% итальянцев приехали во Владимирскую область вторично, есть один и совершенно уникальный случай – начиная с 1956 года, один голландский турист посетил Россию 50 раз [6].

Большой интерес представляет вопрос, предложенный иностранным туристам в ходе опроса об источниках информации о Г. Владимире и г. Суздале: 10% американцев, 15% французов, 23% немцев и 50% голландцев узнали о Владимире и Суздале от своих друзей и родственников и приехали по их рекомендации; 8% французов и 1,3% немцев приняли решение приехать во Владимирскую область после посещения выставок, организованных Владимиро-Суздальским музеем-заповедником в Монт ля Жоли, Ла Вале и Сенте – во Франции и Эрлангене – в Германии; 24% французов и 20% итальянцев узнали о Владимире и Суздале из книг; один турист из Испании почерпнул информацию по системе Internet. 100% опрошенных иностранных туристов обращались за дополнительной информацией об организации туристских поездок в туристские агентства [7].

Одним из важнейших инструментов привлечения туристских потоков во Владимирскую область является реклама. Поэтому, на взгляд автора, необходимо организовать широкую рекламную кампанию с учётом принятия следующих мероприятий: производство продукции с рекламной аббревиатурой, открытие в сети Internet познавательной рекламной страницы о туристских центрах Владимирской области, освещение и реклама основных туров и маршрутов по Владимирскому краю в столичных и местных средствах массовой информации, что обеспечит пропорциональное развитие туристского производства во Владимирском регионе.

Для привлечения отечественных и иностранных туристских потоков во Владимирскую область следует:

удерживать цены на современном уровне, предоставляя разнообразные льготы и скидки;

усилить рекламу туристских фирм Владимирской области;

реконструировать гостиницы, доводя их уровень до среднеевропейского с разной степенью комфортности;

разнообразить программу туров, включая театрализованные представления из быта, традиций русского народа;

повышать качество обслуживания;

повысить безопасность поездок, например, путём создания туристской полиции;

значительно повысить качество обслуживания за счет строительства или реконструкции малых гостиниц (на группу);

разнообразить сценарии поездок, повысить качество кухни;

подготовить квалифицированные кадры, особенно среднего и низшего звеньев.

Реализация указанных мер позволяет, на взгляд автора, повысить привлекательность Владимирской области как для россиян, так и для иностранных путешественников, а следовательно увеличить туристские потоки во Владимирскую область, тем самым создать в этом регионе современный, высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс как источник валютных поступлений, как средство обеспечения занятости населения и возможности расширения международных контактов.


3. Предложения по повышению эффективности использования туристических ресурсов Владимирской области


3.1 Основные направления распространения туристских услуг как конечного результата реализации туристических ресурсов области


Развитие туристических ресурсов Владимирской области может, по-видимому, считаться одним из индикаторов уровня благосостояния и развития экономики и потенциала данного региона России.

Учитывая актуальные задачи переходного периода развития российской экономики в целом и туристических ресурсов в частности, большую пользу должна принести двусторонняя связь: поддержание паритетных отношений между государственными органами управления, общественными организациями и отраслевыми объединениями производителей, частью которых являются предприятия туристской индустрии. Предприятия (дополнительной и приграничной туристской индустрии) всегда интегрированы в общую систему туристской индустрии. Составными частями такой системы и исполнителями тех или иных функций управления являются государство, местные органы власти, национальные и местные (региональные) туристские организации и, наконец, непосредственно предприятия.

Многосложная структура субъектов хозяйствования в регионе образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на их основные связи и процессы. Это достигается управленческой деятельностью, которая представляет собой сочетание функций или видов деятельности, каждая из которых направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными предприятиями, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий.

Если в системе или её частях имеются специализированные элементы, способные воспринимать воздействие от объектов системы и внешней среды в качестве информации об их состоянии, накапливать эту информацию, перерабатывать её и на этой основе вырабатывать сигналы, существенно влияющие на поведение системы и использующие это влияние для достижения определённых целей, осуществления желательной линии развития или повышения жизнеспособности и эффективности системы, то система называется управляющей.

Объектом управления любой системы всегда выступает определённый (производственный, экономический, социальный) процесс, в данном конкретном случае – процесс развития потенциала в составе туристской индустрии. Предметом исследования прежде всего являются отношения между элементами системы и отношения элементов системы с внешней средой.

К субъектам управления процессом развития народных художественных ремёсел, промыслов и художественной в составе туристской индустрии Владимирской области следует относить представительные и исполнительные органы власти на местах.

Целевой установкой управления является создание оптимальных условий для реализации комплексного экономического и социального развития региона за счёт управляющих воздействий на показатели использования туристских ресурсов и их дальнейшего развития, обеспечение необходимого инвестиционного климата, повышение уровня деловой активности и экономики, обоснование деловой сбалансированности в рамках туристской специализации, полная занятость, экономическая безопасность.

В конце марта 2006 г. в Ярославле проходил чемпионат России по волейболу, что увеличило туристский поток в рассматриваемом регионе, а в 2008 году в данном областном центре планируется провести чемпионат мира по хоккею, что привлечёт не только отечественных, но и иностранных туристов [18].

В данном аспекте можно позаимствовать опыт у «соседей», т.е. обеспечить привлекательность Владимирской области на международном и межрегиональном уровне.

Для осуществления федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» на региональном уровне необходимо обеспечение мер государственной поддержки.

Меры государственной поддержки строятся на следующих принципах:

объектами поддержки являются не сами предприятия, а производимая ими продукция или услуги;

государственная поддержка предоставляется предприятиям независимо от форм собственности и строится на контрактной основе;

привлечение предприятий к деятельности, связанной с государственной поддержкой, осуществляется на конкурсной основе при наличии технико-экономического обоснования инвестиционной деятельности;

государственная поддержка распространяется на ограниченный круг важнейших производств в соответствии с экономическими и социальными приоритетами программы, в первую очередь на мероприятия, связанные со строительством объектов недвижимости, имеющих длительную окупаемость, но важную социальную значимость, и с образованием и переподготовкой кадров по международным стандартам.

Экономическая заинтересованность участников программы в реализации программных мероприятий обеспечивается:

целевым финансированием (полным или частичным) программных мероприятий;

приданием статуса зон наибольшего благоприятствования с различным набором льгот;

аккумуляцией налогов в инвестиционном фонде;

льготным налогообложением участников программы;

льготным государственным кредитованием;

установлением гарантий в различных формах для получения кредита, а также погашения задолженности участников программы;

введением гарантий сбыта продукции по свободным и фиксируемым ценам;

введением целевого государственного страхования коммерческого риска для частных инвесторов;

стимулированием создания новых и сохранения действующих рабочих мест.

При решении проблем социально-экономического и культурного возрождения Владимирского региона учитываются интересы не только местных органов власти, но и субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности, расположенных на данной территории. В результате появляется выработанная концепция, которая отвечает новым целям и задачам процесса развития туристических ресурсов на региональном уровне.

Необходимость решения проблемы программными методами связана с тем, что регион не может самостоятельно преодолеть экономический кризис и поэтому в ситуации «без» программы, оставляющей регион наедине со своими проблемами, можно прогнозировать длительный процесс стагнации (порядка 5–7 лет) и медленный экономический рост, позволяющий экономике региона восстановить уровень производства 2003 г. примерно к 2018–2020 гг. Выбор правильных стратегических решений (ситуация «с» программой) и проведение детального планирования программных мероприятий, с точки зрения специалистов, позволит в течение 5 лет выйти на уровень производства 2003 г., а затем – в течение 10 лет – к 2018 г. повысить эффективность экономики до мирового уровня [16].

В соответствии с федеральной целевой программой «Золотое кольцо России» для Владимирской области система программных мероприятий по развитию туристических ресурсов охватывает основные направления туризма. Программа предусматривает расширение географии туристских поездок, развитие маршрутов (туров), основанных на более полном использовании выдающегося историко-культурного и природного потенциала региона и способных удовлетворить потребности отечественных и иностранных граждан с различным уровнем дохода и духовными запросами (познавательные, деловые, религиозные, научные и учебные, экологические, специализированные по интересам).

На I этапе (2005–2008 гг.) предлагается сконцентрировать усилия на сохранении и закреплении стабилизации туристской сферы, выходе к ранее существовавшим параметрам потока (2004 г.) на качественно новом уровне, создании условий для дальнейшего развития туризма в основном путём совершенствования проведения первоочередных работ по реконструкции и функциональной перестройке существующей базы одновременно с изменением её структуры, в том числе и за счёт нового строительства гостиниц, туристских деревень, клубных отелей, мотелей и кемпингов на основных маршрутных трассах Владимирской области [12].

На II этапе (2009–2013 гг.) с учётом ожидаемых положительных изменений в состоянии туристского рынка Владимирской области предусматривается значительное увеличение туристского потока, изменение его структуры, прежде всего за счёт развития наиболее доходных видов туризма: делового, специализированного, иностранного, автотуризма и т.д., завершение процесса реконструкции и модернизации существующих объектов размещения, активизация нового строительства туристских объектов в соответствии с тенденциями спроса на туристских рынках [12].

Результаты ретроспективного анализа современной ситуации на туристском рынке позволяют сделать вывод, что туристские потоки Владимирской области будут в среднем увеличиваться на 8% ежегодно. Однако существуют и другие прогнозы. Так, по оценкам ВТО средние темпы роста туристского потока составят 3% ежегодно (пессимистический прогноз).

Итак, к 2008 году объём обслуживания туристов и экскурсантов во Владимирской области (при ежегодном росте 8%) составит 422,75 тыс. человеко-дней в год (250,68 тыс. чел. в год), что больше существующего уровня в 1,3 раза. Доля иностранных туристов составит около 20% – 93,09 тыс. человеко-дней в год (48,88 тыс. чел. в год).


Таблица 3.1. Расчётные параметры потока туристов

Категории туристов и экскурсантов 2005 г. (факт.) 2008 г. (прогноз) 2013 г. (прогноз)


при 3% при 8% при 3% при 8%

тыс. чел. % тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел.

тыс. чел.-дн.
тыс. чел.-дн. тыс. чел.-дн тыс. чел.-дн. тыс. чел.-дн
I. Внутренний поток, в т.ч. 160.2 261,7 80.5 100 175.05 285,96 201,80 329,66 202,94 331,50 296,51 484,38
– экскурсанты (однодневные туристы) 123.3 123,3 77 134,73 134,73 155.32 155,32 156,19 156,19 228.22 228,22
– туристы 35.2 132,0 22 38.46 144,24 44.34 166,28 44.59 167,21 65.15 244,32
– путешествующие на теплоходах 12 6,4 1 1.86 6,99 2.14 8,06 2.16 8,10 3.14 11,84
II. Международный поток, в т.ч. 38.8 73,9 19.5 100 42.40 80,75 48.88 93,09 49.15 93,61

71.82

136,77

– экскурсанты (однодневные туристы) 15.4 15,4 40 16.83 16,83 19.40 19,40 19.51 19,51 28.50 28,50
– туристы 23.4 58,5 60 25.57 63,92 29.48 73,69 29.64 74,10 43.32 108,27
Итого: 199.0 335,6 100 217,45 366,71

250,68

422,75

252,09 425,11 368,33 621,15

При пессимистической оценке (при ежегодном росте 3%) объём обслуживания к 2008 году составит 366,71 тыс. человеко-дней в год (217,45 тыс. чел. в год), что больше существующего уровня (по состоянию на 1.01.98) в 1,1 раза. Доля иностранных туристов составит 80,75 тыс. человеко-дней в год (42,4 тыс. чел. в год).

К 2013 году объём обслуживания туристов и экскурсантов возрастёт:

при средних темпах роста (ежегодно 8%) – до 621,15 тыс. человеко-дней в год (368,33 тыс. чел. в год), что больше существующего уровня в 1,85 раза, из них иностранные туристы – 136,77 тыс. человеко-дней в год (71,82 тыс. чел. в год); при низких темпах роста (ежегодно 3%) – до 425,11 тыс. человеко-дней в год (252,09 тыс. чел. в год), что больше существующего уровня в 1,27 раза, из них иностранные туристы – 93,61 тыс. человеко-дней в год (49,15 тыс. чел. в год).

Намеченные темпы роста туристского потока на территории Владимирской области соответствуют средним прогнозным темпам развития туризма в России (8–9% ежегодно), утверждённым федеральной целевой программой «Развитие туризма в России».

Средневзвешенная оценка туристических ресурсов Владимирской области по результатам анкетирования ведущих специалистов туристских фирм, проведённого автором, приведена в таблице 3.2.

Одним из основных направлений системы программных мероприятий является реконструкция, модернизация и функциональная перестройка существующей материальной базы туризма.

Федеральная целевая программа «Золотое кольцо России» предполагает программно-целевой подход к управлению туризмом, что позволяет концентрировать денежные средства на наиболее значимых объектах, учитывать возможности и потребности Владимирского региона, объединять усилия отраслевых и региональных органов управления.


Таблица 3.2. Средневзвешенные оценки туристических ресурсов


Владимирской области (результаты анкетирования)
Виды и направления Внутренний туризм Внешний туризм
туризма 2005 г. фактически 2008 г. прогноз 2013 г. прогноз 2005 г. фактически 2008 г. прогноз 2013 г. прогноз
1. По целям:





1.1. Деловой 4,4 5,9 6,0 14,1 12,5 12,0
1.2. Познавательный 70,1 59,4 57,3 46,9 44,8 44,5
1.3. Спортивный 9,8 8,4 8,1 3,0 0,7 0,9
1.4. Охотничий 0,4 6,5 1,1 0,2 0,7 0,7
1.5. Лечебный 4,2 0,3 5,7 2,4 3,4 4,6
1.6. Экологический - 1,3 1,5 24,8 25,4 23,9
1.7. Религиозный 2,9 4,8 6,7 2,6 4,4 5,3
1.8. Учебный 8,3 14,2 14,2 6,0 8,0 8,0
2. По формам участия





2.1. Индивидуальный 17,4 18,2 19,7 12,7 14,6 14,2
2.2. Групповой 82,6 81,8 80,3 87,3 85,4 85,8
3. По продолжительности





3.1. Однодневный 30,1 27,4 27,0 - - -
3.2. Многодневный 69,9 72,6 73,0 100 100 100
4. По возрасту





4.1. Зрелый (взрослый) 19,4 20,1 23,0 34,6 36,0 33,3
4.2. Молодёжный 12,9 13,8 14,2 9,9 11,8 12,2
4.3. Детский 39,2 27,5 27,8 6,8 7,9 9,5
4.4. Смешанный 28,5 38,6 35,0 48,7 44,3 45,0

Анализ ситуации показал, что потребность в реконструкции объектов размещения во Владимирской области составляет не менее 2 889 мест из 5 814 существующих (50%), в том числе 462 места на I этапе (8%) [10].

Для обеспечения прогнозируемого роста потока туристов и превращения туризма в одно из основных направлений деятельности на территории Владимирской области необходимо увеличить вместимость средств размещения туристов до 5 940 мест к 2008 г. и до 6 091 места к 2013 г. [5].

В соответствии с прогнозными показателями предусматривается создать к 2013 г. 324 места в новых туристских объектах, в том числе 194 места к 2008 г. [10].

Важным фактором реализации программы станет комплекс мер по подготовке и изданию пакета материалов о туристских возможностях Владимирской области, специализированных каталогов, дающих исчерпывающую информацию о туристских фирмах, предприятиях, о достопримечательностях, организация рекламных кампаний в средствах массовой информации, открытие рекламно-информационной страницы в Internet.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в целом туризм во Владимирской области имеет положительную тенденцию своего развития при улучшении качества материальной базы и обслуживания. Кроме того, при анализе современной ситуации на туристском рынке Владимирской области была выявлена заинтересованность потребителя в приобретении товаров художественной промышленности и промыслов.

Это подтверждают и данные, полученные при анкетировании менеджеров, директоров, главных специалистов туристских фирм Владимирской области.

Привлекательность Владимирского региона как места проведения отдыха заключается, по мнению экспертов, в следующем:

богатое историческое и культурное наследие;

высокий потенциал природных ресурсов;

гостеприимство и дружелюбие российских людей;

сравнительно низкие цены на медобслуживание и внутренний транспорт (автобусы и поезда).

Среди основных слабых сторон были отмечены следующие:

высокие цены;

низкое качество услуг;

нестабильность сервиса.

Однако внедрение современных туристских технологий приведёт к стабильности оказываемых услуг и гарантированному стандарту обслуживания при доступных ценах.

В прогнозе на 2008–2013 гг. специалистами Владимирской области отмечается возможность увеличения доли учебного туризма на 6%, религиозного – на 4%, а также делового и лечебного туризма по внутреннему рынку.

Тенденции развития внешнего туризма на 2008–2013 гг. связаны с ростом религиозного направления на 2,7%, лечебного – на 2,2% и учебного – на 2%.

Таким образом, прогнозируемые результаты подтверждают, что для Владимирской области туристская индустрия может рассматриваться как точка роста экономики региона. Реализация выявленного потенциала наращивания объёмов производства, а, следовательно, дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней, подтверждает целесообразность участия Владимирской области в федеральной программе «Золотое кольцо России».


3.2 Инвестирование наиболее приоритетных проектов


Методология маркетингового подхода, предусматривает анализ привлекательности рынка туристских товаров и услуг, конкурентных преимуществ региона, анализ источников и объёмов инвестирования необходимых мероприятий, а также осуществление прогнозных оценок экономического и социального эффекта от реализации проектных решений.

Динамика роста рынка определена динамикой туристических ресурсов, на основе данных, предоставленных Владимиргражданпроектом. В предположении, что информация о предпочтительных видах туризма, формах проведения экскурсий и наиболее значимых для ознакомления объектах отсутствует, автором было проведено анкетирование и применены соответствующие экономико-статистические методы обработки полученных данных.

Конкурентные преимущества региона рассмотрены через призму рекреационных преимуществ, связанных с уникальными историко-культурными памятниками, природными ресурсами, традиционными ремёслами и промыслами.

В предположении, что туристский бизнес находится на подъёме, а Владимирская область входит в Золотое кольцо России, стратегия развития предполагает координацию всех направлений деятельности со стороны областной администрации, а региона в целом – со стороны Правительства. В связи с изложенным в качестве объекта исследования принята вся совокупность отраслей и производств, занятых обслуживанием потока туристов, т.е. регион в рамках федеральной программы.

Рассмотрение мероприятий по развитию туристского комплекса, включая развитие художественной промышленности, ремёсел и промыслов, а также оценка эффективности инвестиций проведены в интервале 2005–2013 гг. последовательно для федерального, регионального и местного уровней. Объёмы инвестиций и приоритеты по видам туризма и объектам инвестирования определены экспертным путём в рамках работы научного коллектива по разработке территориальной части федеральной целевой программы «Золотое кольцо России». Расчёты выполнены в неизменных ценах 2006 года.

Анализ источников и объёмов инвестирования федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» на региональном уровне осуществляется с целью определения бюджетной, экономической и социальной эффективности.

Итак, показатели бюджетной эффективности отражают финансовые последствия осуществления Программы для федерального, регионального или местного бюджета.

Экономический эффект заключается в увеличении дохода с позиции трудоспособного населения, предприятий частного бизнеса, федерального, областного и местного бюджетов, с позиции общества в целом.

При расчётах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей продукции); сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензии на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления Программы;

социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников Программы на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

прямые финансовые результаты;

– кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм. Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты,

обусловленные осуществлением Программы, – изменение доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты при нанесении ущерба природным ресурсам и имуществу от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народно-хозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и государственной поддержки Программы.

В состав затрат Программы включаются предусмотренные в Программе и необходимые для её реализации текущие и единовременные затраты всех российских участников осуществления Программы, исчисленные без повторного счёта одних и тех же затрат и без учёта одних участников в составе результатов других участников. В связи с этим не включаются в расчёт:

– затраты предприятий-потребителей продукции (услуг) на приобретение её у изготовителей – других участников Программы;

амортизационные отчисления по основным средствам, созданным одними участниками Программы и используемым другими участниками;

все виды платежей российских предприятий-участников в доход госбюджета, в том числе – налоговые платежи;

проценты по кредитам ЦБ РФ, его агентов и коммерческих банков, включённых в число участников реализации Программы;

затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участниками в процессе осуществления Программы, учитываются в расчёте одним из следующих способов:

остаточная стоимость основных средств на момент начала их использования включается в единовременные затраты;

на момент прекращения использования единовременные затраты уменьшаются на величину остаточной стоимости этих средств;

арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.

При расчётах показателей экономической эффективности на уровне региона в состав результатов Программы включаются:

региональные производственные результаты – выручка от реализации продукции (услуг), произведённой участниками Программы – предприятиями региона, за вычетом потреблённой ими же продукции;

социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе;

косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона.

В состав затрат при этом включаются только затраты предприятий-участников Программы, относящихся к соответствующему региону также без повторного счёта одних и тех же затрат и без учёта затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчётах показателей экономической эффективности на уровне предприятия в состав результатов Программы включаются:

производственные результаты – выручка от реализации произведённой продукции (услуг), за вычетом потреблённой на собственные нужды;

социальные результаты в части, относящейся к работникам предприятия и членам их семей.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия без повторного счёта (в частности, не допускается одновременный учёт единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

Итак, показатели экономической эффективности учитывают затраты и результаты, связанные с реализацией Программы, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускают стоимостное измерение.

Размер инвестиций формируется под действием двух факторов: с одной стороны – потребности в инвестициях, с другой стороны – возможностей источников инвестирования.

Исходя из выбранных программных мероприятий и укрупнённых показателей капитальных вложений, по каждому из направлений рассчитана следующая потребность в инвестициях на реализацию федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» для Владимирской области: общая потребность в финансовых ресурсах оценивается в размере 1 238 851,3 тыс. руб. (табл. 3.4). При этом доля средств федерального уровня составила 9,5%, областного уровня – 8,5%, местного уровня – 82% (табл. 3.4) [10].


Таблица 3.4. Источники финансирования федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» для Владимирской области

Наименование источников финансирования Всего

тыс. руб. %
1. Средства федерального уровня

1.1. Федеральный бюджет 117 188,1 9,5
2. Средства областного уровня

2.1. Областной бюджет 4 000,0 0,3
2.2. Гарантия областного бюджета 5 449,9 0,4
2.3. Фонд поддержки предпринимательства 8 000,0 0,6
2.4. Налоговые льготы 88 000,0 7,1
Итого по областному уровню 105 449,9 8,5
3. Средства местного уровня

3.1. Городской (районный) бюджет 245 862,2 19,8
3.2. Инвестиционный фонд 118 377,7 9,6
Итого по местному уровню 364 239,9 29,4
4. Собственные средства 651 973,4 52,6
Всего инвестиций 1238 851,3 100

Расчёт реальных инвестиций осуществляется на основе следующих предпосылок:

1. Финансовые ресурсы федерального уровня.

Федеральный бюджет. Доля федеральных инвестиций в условиях ограниченности ресурсов предусмотрена в виде прямых ассигнований из бюджета в размере 9,5% общей величины потребности, что составляет 117 млн. руб., в том числе на I этапе – 19,6 млн. руб. [10].

Кредиты международных организаций. В качестве одного из потенциальных источников финансирования региональной части Программы рассматривается заём НБРР и ЕБРР в рамках внешних заимствований, утверждаемой в составе федерального бюджета РФ на соответствующий год, предположительно под 8% со сроком погашения 2 года. Поскольку процедура обоснования необходимости предоставления займа занимает в среднем 2 года, поступление средств планируется с 2008 года [10].

Для обеспечения реализации Программы предусмотрены стартовые инвестиции в размере 0,9 млн. руб., включающие затраты на прединвестиционные исследования, научно-исследовательскую работу, информативно-правовое обеспечение, разработку и уточнение технико-экономических обоснований и бизнес-планов инвестиционных проектов, капитальные вложения на реализацию отдельных проектов, расходы на управление Программой и прочие расходы [10].

Средства федерального уровня преимущественно направляются на реконструкцию исторических сёл, монастырей и усадеб, реставрацию памятников, на поддержку религиозного туризма (паломничества), реставрацию экспозиций музеев. 2. Финансовые ресурсы областного и местного уровней.

Областные и местные бюджеты. Доля ассигнований на финансирование Программы из областного и местных бюджетов составляет 37,9%. При этом в качестве источников финансирования областного бюджета предлагаются целевые ассигнования в размере 4 млн. руб., кредиты из областного фонда поддержки предпринимательства -8 млн. руб., гарантии областной администрации на сумму 8 млн. руб. [10].

Предприятиям, участвующим в реализации Программы в соответствии с законом о предоставлении льгот юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Владимирской области, предусматриваются льготы в сумме 40 млн. руб. [10].

Основная доля средств областного уровня направляется на развитие художественных ремёсел и промыслов, ремонт объектов размещения областного значения, на выполнение общепрограммных мероприятий, т.е. НИОКР, непредвиденные расходы.

Ассигнования из местных бюджетов предусмотрены в виде целевых инвестиций в размере 364 млн. руб. [10].

Средства местных бюджетов идут на благоустройство городов и на реконструкцию и благоустройство исторических сёл, монастырей, усадеб, на поддержку экспозиций музеев, помощь развитию художественных промыслов и ремёсел, реставрацию памятников и ремонт муниципальных объектов размещения.

Территориальные и дорожные фонды. За счёт этих источников финансирования планируется осуществлять строительство площадок и подъездных путей с последующей сдачей их в аренду под устройство торговых точек или дальнейшее строительство гостиниц, кафе и иных предприятий придорожного сервиса.

Инвестиционный фонд. В соответствии с Программой предусматривается создание регионального инвестиционного фонда с отделениями в каждой из пяти областей (включая Владимирскую) для финансирования мероприятий Программы путём замораживания налоговых поступлений в федеральный бюджет на уровне поступлений 2004 года с последующей их индексацией. Инвестиционный фонд принят в размере 118,4 млн. руб., что составляет 9,6% всех капитальных вложений Программы [10].

Собственные средства предприятий и частных инвесторов. Доля собственных средств предприятий и частных инвесторов в структуре финансирования составляет 52,6% от суммы всех требуемых инвестиций [10].

В силу того, что спектр услуг туристской индустрии очень разнообразен, имеет смысл, по-видимому, говорить о туристском продукте в узком смысле применительно к каждому конкретному сектору туристических ресурсов (например, туристский продукт объектов размещения, туроператоров, турагентов, предприятий художественных промыслов и промышленности и т.д.).

В данной работе при анализе источников и объёмов инвестирования федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» для Владимирской области особое внимание уделено такому сектору туристических ресурсов, как художественные промыслы и промышленность (табл. 3.5) [10].


Таблица 3.5. Источники финансирования федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» по Владимирской области для предприятий художественных промыслов и промышленности

Источники финансирования на всех уровнях Объёмы финансирования (цены 2006 г.)

2008 г. 2013 г. Всего

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

1. Средства областного уровня

1.1. Областной бюджет

Итого по областному бюджету


27 300 27 300


30,6 30,6


62 000

62 000


69,4 69,4


89 300

89 300


41,1


2. Средства местного уровня

2.1. Городской (районный) бюджет

2.2. Собственные средства

Итого по местному уровню


11000

44 000 55 000


20,0 60,3 43,0


44 000

29 000

73 000


80,0 39,7 57,0


55 000

73 000 128 000


58,9

Всего 82 300 - 135 000 - 217 300 100
Доля по этапам в общем объёме финансирования, % - 37,9 - 62,1 - 100

Однако системный сбыт туристского продукта предполагает не реализацию потребителю отдельных единичных услуг и товаров, а решение проблемы в её совокупности.

Поэтому прогнозную оценку экономического и социального эффекта будем производить, учитывая системный подход, в целом от реализации федеральной целевой программы «Золотое кольцо России» для Владимирской области.


Заключение


В ходе выполнения работы «Оценка туристических ресурсов Владимирской области» автором определён уровень интеграции туристской индустрии и дана экономическая оценка перспектив развития отдельных видов промышленности Владимирской области в составе туристского комплекса, что позволило получить следующие основные научные результаты:

Туризм рассмотрен как сложная социально-экономическая система, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией, является лишь одним из составных компонентов. Экономические проблемы анализируются в контексте взаимодействия составляющих данного многоотраслевого комплекса, включая промышленность, т.е. производственный аспект в сочетании с общественным и экологическим аспектами. Разработана системная модель туристических ресурсов.

Проведённый в работе анализ позволяет сделать вывод, что строгое разграничение туризма и инфраструктур туризма не целесообразно, т. к. они являются составными элементами туристской индустрии. Системное мышление и комплексный анализ проблем становится необходимым условием как успешной деятельности предприятий, так и успеха научных исследований и практической реализации последних.

Системный подход находит проявление в программно-целевом методе, содержание которого заключается в определении закономерностей и путей развития туристской индустрии в регионе и на этой основе – в разработке взаимоувязанных мероприятий, охватывающих экономическую, производственную, социальную и другие сферы деятельности, ориентированные на достижение производственных и социально-экономических целей.

В исследовании теоретически обосновано, что на фоне становления и запуска рыночных механизмов хозяйствования в Российской Федерации дальнейшее развитие туристской индустрии является одним из путей получения валютных поступлений, наращивания объёмов выпуска и реализации отечественных товаров и услуг. Туризм должен составлять часть комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами экономики. Определена необходимость решения проблем туристических ресурсов в общем контексте проблем социально-экономического развития страны.

Исследована туристско-рекреационная среда Владимирского региона, выявлены её конкурентные преимущества и определена базовая стратегия развития туристской индустрии как стратегия интенсивного роста производственных и экономических показателей отдельных видов промышленности региона.

Выполнен анализ современного состояния туристской индустрии Владимирской области, который показал тесную взаимосвязь туристской отрасли с организациями региона, позволил выявить проблемы, решение которых возможно на региональном уровне программными методами.

Обоснована точка зрения, согласно которой туризм может стать активным источником развития производственной базы инфраструктуры туризма, включая выпуск художественно-сувенирной продукции, так же как и последнее следует рассматривать как один из важнейших факторов развития самого туризма. Такая же ситуация взаимовыгодных отношений складывается у предприятий промышленности с другими сферами туристской индустрии.


Список литературы


Азар В.И. Гостиничные объединения: динамика развития // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. – №1.

Азар В.И. Структурная перестройка туристского рынка России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2005. – №3.

Анализ статистических данных международного туризма в Российской Федерации // Российская туристская газета. – 2007. – №5.

Баскаков А.С. Общая ситуация на российском туррынке. – М.: ОНЛАЙН, 2005.

Берне П. Отчет международных экспертов. Развитие туризма в Российской Федерации. – М.: ОНЛАЙН, 2005.

Воронин Н.Н. Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. (Спутник по древним городам Владимирской земли) – М.: Искусство, 1993.

Воскобойникова Н.Н. Экологические проблемы в туристском районе «Золотого кольца» Ярославской области // Труды Академии Туризма. Выпуск 1. – СПб.: ТОО «ОЛБИС», 2008.

Выезд российских граждан за рубеж и прибытие иностранных граждан в Россию в 2007 году // Туринфо. – 2007. – №№7, 8, 9.

Выезд российских граждан за рубеж в 2004 году // Туринфо. – 2005. – №9.

Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья в 2004 году // Туринфо. – 2005. – №9.

Выезд российских граждан за рубеж в 2005 году // Туринфо. – 2006. – №7.

Выезд российских граждан за рубеж в 2006 году // Туринфо. – 2007. – №5.

Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2004.

Деловой туризм в России // Туристская деловая газета. – 2008. – №7.

Инвестиционный рейтинг российских регионов, 2005–2006 годы. Консалтинговое агентство Эксперт-РА, рейтинговое агентство Эксперт-география // Эксперт. -2006. – №39.

Как реализуется Федеральная программа «Развитие туризма в РФ» // Туринфо. -2005. – №15.

Концепция развития международного туризма в Москве до 2013 года // Туринфо. – 2007. – №15.

Край Владимирский. Сост. Двинский Т.Я. – М.: Планета, 1997.

Краткий анализ социологических исследований, проведённых среди иностранных туристов музеем-заповедником в 2006 г. – Владимир: Владимиро – Суздальский музей-заповедник, 2007.

Область в цифрах 2004 г. Статистический сборник. – Владимир: Госкомстат РФ, 2005.

Попадайкин В.И., Струков В.В. Золотое кольцо. – М.: Физкультура и спорт, 1995.

Постановление главы администрации Владимирской области от 29.06.02 №442 «О комплексе мер по государственной поддержке развития туризма во Владимирской области в 2002–2008 гг.»

Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России (сборник научных трудов) / Российский НИИ культурного и природного наследия. – М., 2008.

Статистика в туризме // Туристская деловая газета. – 2004. – №4.

Стронгина М. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики. – 2007.