Особенности развития ТНК на современном этапе

Введение.

По мере ослабления межстрановых барьеров на пути движения товаров, услуг и факторов производства и распространения частнопредпринимательских принципов организации хозяйственной деятельности в мировом пространстве все более важным фактором развития промышленных фирм становились внешнеэкономические операции - экспорт и импорт товаров и услуг, зарубежное инвестирование, различные формы сотрудничества с компаниями иностранных государств. О повышении роли внешнеэкономических факторов в развитии мирового рыночного хозяйства свидетельствуют темпы развития мировой торговли и экспорт капитала в форме прямых частных инвестиций.

В настоящее время главным фактором мировой экономики стало непосредственное международное производство хозяйственных объединений, базирующееся на международном движении предпринимательского капитала. Капиталу свойственна высокая степень международной мобильности, его движение происходит в процессе перемещения финансовых потоков между кредиторами и заемщиками различных стран, между собственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом.

Эффект международного перемещения капитала принципиально не отличается от последствий внешней торговли или миграции рабочей силы. Международные потоки капитала устремляются туда, где реализация инвестиционных проектов обеспечивает большую отдачу.

Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе международного движения капитала.

Цель данной работы состоит в изучении ТНК как субъекта мирового экономического процесса и определении их роли в движении международного капитала.

Объектом исследования курсовой работы являются ТНК, а предметом – место и роль ТНК в движении международного капитала.

Предмет и цель курсовой обусловили следующие задачи исследования:

рассмотрение основных моментов деятельности ТНК; анализ механизма влияния ТНК на экономические процессы в развивающихся и промышленно развитых странах; рассмотрение международно-правовых механизмов урегулирования деятельности ТНК; определение роли ТНК в международном движении капитала.

Для достижения цели исследования использованы следующие методы:

  • метод статистического отбора;

  • метод экономического анализа.


Глава 1.

Крупнейшие транснациональные корпорации в мировом хозяйстве.

Международные корпорации последней четверти XX века являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики. Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные (транснациональные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Существует несколько определений транснациональных корпораций. ТНК - это предприятия (финансово-промышленные объединения), которым принадлежат или которые контролируют комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами той страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара. Но в СССР, например, давали другое определение ТНК. ТНК – международные монополии, национальные тресты и концерны капиталистических стран с зарубежными активами.

Отличительным чертам международных корпораций относят фирмы, годовой оборот которых превышает 100 млн. долл., имеющие филиалы более чем в шести странах. Также о международном статусе фирмы свидетельствует такой показатель, как размер процента ее продаж, ее товаров, реализуемых за пределами страны происхождения компании. Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% активов за рубежом. Выделим положительные и отрицательные черты в деятельности ТНК.

Позитивные черты деятельности ТНК: 1) Повышение налоговых поступлений в результате деятельности ТНК; 2) Организация филиалов, дочерних компаний там, где они «больше всего нужны». Растёт занятость населения, рынок наполняется продукцией, необходимой потребителю, и т.д.

Отрицательные черты деятельности ТНК: 1) ТНК, имея сильное влияние на экономику страны, может в ряде случаев противодействовать ей, отстаивая свои интересы; 2) Часто ТНК стараются «обойти» закон (укрытие доходов, перекачивание капитала из одной страны в другую); 3) Установление монопольных цен, позволяющих извлекать сверхприбыли; 4)Диктат условий, которые ущемляют интересы страны.

Роль ТНК мирохозяйственных связях. Для ведущих промышленно развитых стран именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер их внешнеэкономических связей. Так, до 40% стоимости имущества 100 крупнейших ТНК (включая финансовые) находится за пределами их страны базирования. Если сопоставить объем зарубежного (международного) производства ТНК с объемом экспорта, очищенного от внутрифирменной торговли, то в конце 80-х гг. это соотношение для США, Японии и ФРГ составляло соответственно: 4,1:1; 2,6:1; 1,5:3.

В 90-е гг. в среднем 45% общего объема продаж ТНК приходится на экспорт. ТНК охватывают 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом и железной рудой, 85% - медью и бокситами, 80% - чаем и оловом, 75% - натуральным каучуком и нефтью.

Велика в экспорте этих стран роль поставок и услуг от отечественных компаний своим зарубежным филиалам. Во второй половине 80-х гг. на подобную внутрифирменную торговлю приходилось 14 до 20% экспорта США; 23 – 29% - Японии и 24 – 28% - ФРГ. На протяжении двух последних десятилетий ежегодно примерно половина американского экспорта приходится на американские и иностранные ТНК, в Великобритании эта доля достигает 80%, в Сингапуре – 90%.

Приоритетность сфер приложения капитала меняется под воздействием научно-технического прогресса. В последние десятилетия усилилась активность транснациональных корпораций в сфере услуг, на их долю в

конце 80-х годов приходилось свыше 40% прямых капиталовложений. Сфера обрабатывающей промышленности отошла на второй план. Основная часть промышленных активов сосредоточена в четырех отраслях: нефтяной, автомобильной, химической и фармацевтической. Деловая активность корпораций в первичном секторе (т.е. в добывающей промышленности) резко сократилась.

Отличительные характеристики крупнейших ТНК (Таблица 1)

Компания Отрасль Доля иностранных активов в общих активах (%) Годовые продажи за рубежом в общем объеме продаж (%) Число занятых за рубежом в общей численности персонала (%)

Royal Dutch/Shell


Ford


General Electric


Volkswagen


IBM


Toyota


Nestle



Энергетика


Автомобилестроение


Автомобилестроение


Автомобилестроение


Производство ЭВМ


Автомобилестроение


Пищевая промышленность


67,8


29


24,9


84,8


51,9


30,5


86,9


73,3


30,.6


29,2


60,8


62,7


45,1


98,2


77,9


29,8


33,9


44,4


50,1


23


97


Наиболее интернационализированной компанией среди крупнейших транснациональных корпораций является швейцарская «Nestle». Объем ее зарубежных продаж составляет 98% их общего размера, у «Philips» этот показатель составляет 88%, у «British petroleum» - 75%. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных операций треть мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.

Экспорт капитала осуществляется не только ведущими в промышленном отношении странами. Он вывозится также из продвинувшихся в промышленном отношении стран Азии и Латинской Америки (Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Бразилия). Крупнейшие компании этих стран экспортируют капитал с целью расширения сфер своей деятельности, использования трудовых ресурсов или научно-технических достижений принимающих стран для извлечения более высоких прибылей.

К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которой ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85 – рынка меди и бокситов, 80 – чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80, а в Сингапуре 90%. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК: в США их доля составляет 80%, в Великобритании – 90.Ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 ТНК, обладающих практически неограниченной экономической властью. При этом в развитых странах в каждой отрасли доминирующее положение занимают всего два-три супергиганта, конкурирующие между собой на рынках всех стран. По оценкам журнала «Экономист», 5 крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, а также самолетов, электронного оборудования, автомобилей и другой продукции. Особенно значительна степень концентрации в отраслях, связанных с информационными технологиями. Например, 2-3 компании контролируют практически всю международную сеть телекоммуникаций. Экономическая мощь крупных транснациональных корпораций сравнима с ВВП средних государств, и они диктуют свою волю многим странам. На развивающемся рынке гражданского самолетостроения, объем которого в начале следующего тысячелетия вырастет до 1 трл. долл. и 16 тыс. новых самолетов в год, господствовали в основном три компании: «Эйрбас индастри», «Боинг» и «Макдоннел Дуглас». Они контролировали соответственно 30-35%, 60-70 и 3% рынка. Происшедшее в августе 1997г. слияние «Боинг» и «Макдоннел Дуглас», стоившее 15 млрд. долл., усилило позиции американского капитала и оставило на рынке лишь две основные компании. К числу крупнейших по величине зарубежных активов относятся следующие ТНК: «Ройал-Датч-шелл»(Великобритания – Голландия, основная сфера деятельности - нефтепереработка); «Эксон» (США, нефтепереработка); «IBM» (США, компьютерная техника); «Дженерал моторз» (США, автомобилестроение); «Хитачи» (Япония, электроника). Среди 20 ведущих нефинансовых ТНК по этому показателю преобладают 6 американских корпораций, 3 представляют Японию, 3 - Германию, 3 - Великобританию(из них 2 совместно с Голландией), 3 - Голландию(2-совместно с Великобританией), 2-Францию, 2-Швейцарию. Однако по объему продаж лидирующие позиции в мировой экономике до начала кризиса 1997 года сохраняли японские ТНК: «Иточи», «Мицуи», «Мицубиси», «Сумимото», «Марубени». За ними следовали американские ТНК: «Дженерал моторз», «Форд», «Эксон». Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной электроники и химии, 95 % фармацевтики, 76% продукции машиностроения.


Крупнейшие компании мира. (Таблица 2)

Позиция в рейтинге Global 500 за 1997 г.

(1996 г.)

Корпорация Страна Рыночная капитализация (млн. $)

1 (1)


2 (2)


3 (11)


4 (5)


…91 (421)


…224


225

General Electric


Royal Dutch/Shell


Microsoft Corp.


Exxon Corp.


РАО «Газпром»


ЛУКОЙЛ


РАО ЕЭС

США


Нидерланды/Великобритания


США


США


Россия


Россия


Россия

222 748,3


191 002,3


159 659,6


157 970,4


31 947,.1


16 437,5


16 375,7


Причиной зарубежного инвестирования часто становится интерес к природным ресурсам различных стран с целью обеспечить гарантированное снабжение своих предприятий сырьем. Так, на базе зарубежных инвестиций США получают все импортируемые страной фосфаты, медь, олово, 75% марганцевой и железной руды; Япония – 40% бокситов, 50% никеля, 60% медной руды. При этом поставки с зарубежных предприятий ТНК осуществляются по трансфертным ценам, уровень которых ниже мировых.

При освоении зарубежных источников сырья на основе прямых инвестиций учитываются различия в экологических нормах и стандартах между странами. Развитые государства стремятся перемещать в развивающиеся такие производственные мощности, которые в значительной степени ведут к загрязнению окружающей среды. Эта тенденция наиболее отчетливо стала проявляться в последние два десятилетия.

Капиталовложения в иностранную экономику – активное средство стимулирования спроса на отечественную продукцию. Это достигается за счет того, что, во-первых, за рубежом создаются новые рынки; во-вторых, часть экспорта ТНК постоянно идет в адрес их зарубежных филиалов, и эта гарантированная доля составляет свыше 1/3 экспорта Канады, Германии, Франции, Швеции, до 1/2 экспорта США.

Наконец, инвестиции, будучи размещенными внутри хозяйственной территории иностранных государств, позволяют фирме обойти тарифные и нетарифные барьеры.

Транснациональные корпорации осуществляют свои капиталовложения преимущественно в долгосрочных целях. Хотя они нередко быстро перебрасывают огромные финансовые ресурсы из одного региона земного шара в другой, что может дестабилизировать финансовые рынки в отдельных регионах, нельзя забывать, что ТНК – это прямые инвестиции, вкладываемые в многолетние проекты. Поэтому деятельность ТНК может быть оценена как преимущественно способствующая стабилизации мировых рынков капитала. Ведь это крупные компании, которым нужна стабильная хозяйственная среда, в том числе финансовая.


Глава 2.

Диверсификация деятельности ТНК: основные причины.

Развитое рыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства.

Пионерное исследование диверсификации и интеграции американских компаний в 1962 г., осуществил М.Горт, японских предприятий - в 1979 г. Е.Есинара.

Вопросы стратегии диверсификации в эпоху массового потребления были главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующим этапом, а с другой - стремлением фирм устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития.

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

Способствовало разработке стратегии диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство.

Причины переориентации предприятий на стратегические вопросы, по мнению Р.Кунца, не поддаются однозначному определению. Такого же мнения придерживаются и другие исследователи. Авторы выдвигают ряд наиболее распространенных обоснований, определяющих ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, необходимость расширения сфер приложения капитала. Утверждения справедливы не потому, что свидетельствуют о недостаточной теоретической и практической проработке вопроса, а потому, что, во-первых, цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и возможностей предприятия (схема 1) и, во-вторых, привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Так, финансовые возможности убыточных, средних и преуспевающих предприятий диктуют различные стратегии от "просто выжить" до образования стратегических альянсов. Выделение средств на социальные цели и благотворительную деятельность свидетельствует о том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются в сторону формирования доброго имени и марки фирмы.

Диверсификация прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. В таблице показана эволюция соответствующих идей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран.

Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности.

Анализ результатов англоязычных исследований позволяет нам выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов предпринимательской деятельности.

На предприятиях отечественной промышленности и в отраслях экономики в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации производства. Поэтому в России мы будем наблюдать не эволюционный характер развития явления, что имело место в мировой практике, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах.

Инвестиционная привлекательность отраслей и сфер деятельности. Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, "советская экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике. (Табл. 3)

В целях сокращения издержек на поиск сфер приложения капитала и разработку перспективных стратегий диверсификации необходимо ответить на вопрос: почему равновеликие инвестиции, вложенные в различные отрасли и сферы деятельности, присваивают различные массы прибыли? Самое простое объяснение разницы потенциальной эффективности отраслей состоит в том, что исторически в различные отрасли экономики вложено неодинаковое количество и качество совокупного общественного труда. Накопленный капитал - основной, финансовый, интеллектуальный - в отраслях с высоким производственным потенциалом позволил удовлетворить потребительский спрос и свел норму прибыли к среднеотраслевой.

Ярким примером, подтверждающим это объяснение, может быть автомобилестроение.

Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался. Для данной отрасли характерна высочайшая структурная конкуренция в основном цен и качества выпускаемых автомобилей. Вопрос лидерства в отрасли мог бы быть предметом долгой дискуссии, однако определенно можно выделить в числе лидеров японских производителей, автомобили которых отличаются высоким качеством и невысокой ценой. Важной характеристикой автомобилестроения является относительно низкая норма прибыли. Таким образом, высокая степень конкуренции, существование барьеров и самое главное - невысокая норма прибыли делают эту отрасль малопривлекательной для потенциальных инвесторов.



В связи с этим возникает проблема определения совокупности признаков, отличающих отрасли друг от друга и влияющих на эффективность диверсификационных программ. Выделяются пять основных факторов, воздействующих на потенциал эффективности отрасли: конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию; возможность появления новых конкурентов; производство товаров-заменителей; позиции поставщиков сырья и материалов и положение покупателей на рынке.

В связи с этим возникает проблема определения совокупности признаков, отличающих отрасли друг от друга и влияющих на эффективность диверсификационных программ. Выделяются пять основных факторов, воздействующих на потенциал эффективности отрасли: конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию; возможность появления новых конкурентов; производство товаров-заменителей; позиции поставщиков сырья и материалов и положение покупателей на рынке.

Не отрицая важности перечисленных факторов, характеризующих привлекательность диверсификации производства, укажем те, которыми руководствуется предприятие при выборе того или иного вида деятельности: экономическая эффективность, уровень предпринимательского риска, продолжительность оборота капитала, уровень ликвидности.

С точки зрения эволюции предприятия совокупность и величина признаков отличия остаются неизменными в определенный период времени. По мере удовлетворения потребностей, насыщения спроса, изменения вкусов и предпочтений потребителей меняются приоритеты в обществе. Ситуация заставляет предприятия адекватно приспосабливаться к изменившейся ситуации и искать новые товары, технологии, перспективы существования. Циклы диверсификации, следующие за циклическими колебаниями экономической конъюнктуры, в долговременном периоде порождают два разнонаправленных процесса.

Посредством постоянного перелива и распределения между различными сферами в зависимости от понижения и повышения нормы прибыли капитал обусловливает такое соотношение между спросом и предложением, что всегда существует стремление развивать отрасли с высокой рентабельностью и тормозить с низкой. В ходе этого достигается не просто равновесие между спросом на товары и предложением, а более существенное равновесие между производственным потенциалом каждой отрасли и потребностями в продукции этой отрасли. Отсюда можно сделать вывод, важный как для определения направлений реструктуризации экономики, так и для распределения ресурсов: уровень потребностей обратно пропорционален уровню производственного потенциала отрасли, удовлетворяющей эту потребность.

Следует отметить еще один аспект проблемы поиска потенциально привлекательных сфер деятельности. Анализ публикаций позволил выделить два противоположных направления такого поиска. Первое направление характеризуется последовательным проведением линии на диверсификацию на базе основного вида деятельности, т.е. той отрасли специализации, которая первоначально была положена в основу создания предприятия. Иногда ее называют ключевой сферой либо основным профилем фирмы. Более того, предлагаются различные показатели и методы измерения связей.

Второму направлению свойственно, наоборот, другое утверждение - стратегия диверсификации необязательно связана с главным производством. Между двумя крайними позициями, по нашему убеждению, нет противоречия. Существо различных подходов состоит в том, что стратегические направления диверсификационной политики также зависят от финансового состояния и тенденции эволюции предприятия. Анализ наших эмпирических исследований, направленных на проверку этой гипотезы, дал положительные результаты.


Таблица 4


Традиционное производство

Новое производство (диверсификация)

Падение нормы
прибыли
Извлечение капитала

Высокая норма
прибыли
Вложение капитала

Снижение объема традиционного производства Увеличение объема производства новой продукции
Отрицательный эффект масштаба производства Положительный эффект масштаба производства
Уменьшение предложения Увеличение предложения

Повышение цены
товара

Снижение цены товара
Увеличение прибыли Снижение прибыли
Ликвидация убытков Ликвидация прибыли

Связь между финансовым положением предприятия и диверсификацией производства является достаточно простой, поскольку первое определяет направления и эффективность второго. Так, направления диверсификации, характерные для начальных этапов развития, опирались на объективную основу - альтернативное использование отходов, производственных мощностей, торгово-коммерческой сети и были тесно связаны с финансовыми возможностями традиционного производства.

Отличие следующих этапов диверсификации состояло в уменьшении роли основного производства, не ограничивалось экспансией в свои или сопряженные отрасли и сопровождалось полным отрывом финансовых интересов от интересов производства. По мере развития, как фирм, так и собственно диверсификации цели извлечения прибыли достигались путем расширения возможностей миграции капиталов за пределы отрасли, региона, национальные экономики. Поэтому два направления в развитии предпринимательской деятельности нетрудно объяснить эволюцией процесса от связанной диверсификации к автономной.

Рассматриваемые вопросы не претендуют на бесспорность. Мы ставим своей целью обратить внимание, во-первых, на их актуальность. Необходимо перейти от изучения зарубежного опыта и проверки академических гипотез к разработке и экспериментальной проверке русскоязычных программ диверсификации отечественных предприятий. Субъекты рыночных отношений, на наш взгляд, пока не владеют методами управления набором видов деятельности, и диверсификационный портфель формируется методом проб и ошибок. Во-вторых, стратегия диверсификации является важным средством реструктуризации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Поиск направлений структурной перестройки гораздо выгоднее осуществлять путем оценки инвестиций в отрасли экономики и сферы предпринимательской деятельности, которые обладают потенциалом высокоэффективной диверсификации производства.


Глава 3.

ТНК и мелкий бизнес в индустриально развитых странах.

Для того чтобы охарактеризовать связь крупных ТНК и мелкого биз­неса, дадим определения таковых. Транснациональные корпорации – это акционерные компании, которые, сосредоточив в своих руках капиталы собственников из многих стран, соз­дают с их помощью в десятках государств отделения и дочерние предприятия, осуществляя координацию их деятельности. Материнская компания центра­лизованно контролирует все отделения, разрабатывая общую стратегию в распределении ресурсов между ними, делит рынки сбыта, т. е. родительская компания и ее отделения – единый экономический организм.

Что касается малого бизнеса, то в западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «... малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники - менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений. Употребляется также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и в сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие малому бизнесу:

а) возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структур принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

б) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

в) поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.

г) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.

д) небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

е) экономическая эффективность производства в малых предприятиях.

ж) инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Но одной из главных функций мелкого бизнеса по отношению к крупному является - выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям-субкооператорам. Кроме того, некоторые функции крупных предприятий обладают спецификой, затрудняющей их выполнение силами тех же или иных крупных фирм (например, эпизодическая рассылка рекламно-информационных материалов от производителя потенциальным или действующим его клиентам). Эта область деятельности также принадлежит малым предприятиям.

Существуют также и качественные характеристики мелкого и крупного бизнеса (табл. 7).

Крупные ТНК могут иметь и имеют огромное влияние на мелкий бизнес в индустриально развитых странах. Вместе с тем сегодня было бы неверным представлять дело так, что по­вышение роли ТНК привело к полному вытеснению мелких и средних ком­паний из международной торговли. Мелкий и средний бизнес продолжает играть в ней зачастую довольно значительную роль. Однако деятельность такого бизнеса все чаще оказывается под влиянием ТНК. Это проявляется:

  • Во-первых, в том, что многие небольшие специализированные компании выступают подрядчиками ТНК и их экспортные по­ставки представляют собой детали и узлы для конечных продук­тов, собираемых на предприятиях ТНК;

  • Во-вторых, все чаще мелкие и средние компании прибегают к ус­лугам торгового аппарата ТНК для реализации своей продукции на внешних рынках и служб технического сервиса ТНК для обслуживания своей техники и т. д.;

  • В-третьих, даже если мелкие и средние фирмы выступают вполне независимо на мировом рынке, они учитывают профиль деятельности ТНК и могут рассчитывать на успех только в тех секторах мирового рынка, на которых не представлены товары ТНК. Другими словами, они заполняют те «ниши», которые по тем или иным причинам не интересуют ТНК.


Крупные компании используют мобильность малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться к происходящим на рынке измене­ниям. При этом они взаимодействуют с ТНК на контрактной основе (снабжение, финансирование, проведение НИОКР).

Многие слияния происходят между фирмами и транснаци­ональными корпорациями, предоставляющими последним кон­сультационные, транспортные услуги, связь. Такие слияния спо­собствуют формированию глобальных сетей в разных сферах экономики. Трансграничные слияния и поглощения происходят преимущественно между фирмами, базирующимися в развитых странах.

Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран. Это подтверждается количественным соотношением предприятий «малой экономики» к общему числу фирм, действующих на рынке той или иной страны. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики.

Итак, как показывает анализ форм, профиля и организационных структур малого предпринимательства, значительная их часть органически связана с работой крупных производственных структур. Малые предприятия либо взаимодействуют с ними в режиме устойчивого кооперирования, либо формируют инфраструктуру функционирования всех видов предприятий, находящихся на одной территории. В этих условиях выбор направлений развития и обоснования профиля малых предприятий в большей мере зависит от сложившейся общей организационно-производственной структуры и в первую очередь от крупных предприятий. Такая взаимосвязь крупного и мелкого бизнеса требует создания прогрессивных организационных структур.


Глава 4.

Помимо прямых зарубежных инвестиций важным фактором расширения ТНК стали слияния с фирмами-партнерами в единое предприятие и поглощение конкурентов. Европейские инвестиции в США происходили главным образом именно в такой форме. Стратегические альянсы разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок кон­курентных задач в той или иной области, но позволя­ющие продолжать соперничество в других сферах.

Стратегические семьи являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не кон­курируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достиже­ния успеха на рынке.

В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик-поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающи­ми их банками.

В качестве конкретных целей создания стратегичес­ких альянсов можно выделить следующие сгруппиро­ванные по нескольким основным позициям:

1) технологические альянсы, предполагающие меж­дународное сотрудничество фирм в сфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;

2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов ориенти­руются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях