Строительство земляного полотна автомобильной дороги
автомобильной дороги" width="28" height="25" align="BOTTOM" border="0" />- толщина уплотняемого слоя в плотном теле, (примем =0,15 м);- затраты времени на переход к соседнему следу, ч (=0,005 ч);
- число проходов по одному следу, =6 (при доуплотнении необходимо принять число проходов равное 70% от числа проходов при уплотнении, данные по которому приведены в учебнике Тулаева «Строительство городских улиц и дорог», часть 1, таблица 11.3)
- рабочая скорость, =4 км/ч;
– коэффициент использования внутрисменного времени ( =0,75);
– коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной ( =0,75);
62,25 м3/ч
2). Каток самоходный пневмоколесный (4 + 4) BOMAG BW 16R, обладающий следующими техническими характеристиками:
Масса, т: 8,0;
Ширина уплотняемой полосы b, м: 1,98;
Рабочая скорость при уплотнении, км/ч: грунтов – до 8,0; ДСМ: - до 12,0;
Толщина уплотняемого слоя , м: грунтов связных – 0,15; несвязных – 0,20; ДСМ укрепленных – 0,20; неукрепленных – 0,15;
Производительность:
м3/ч
По сравнению с расчетом предыдущего катка изменятся следующие характеристики:
b – ширина уплотняемой полосы за один проход, м: 1,98;
- толщина уплотняемого слоя в плотном теле, (примем =0,15 м);
- рабочая скорость, =8,0 км/ч;
3). Каток самоходный пневмоколесный (4 + 4) HAMM GRW 10, обладающий следующими техническими характеристиками:
Масса, т: 8,8т;
Ширина уплотняемой полосы b, м: 1,74
Рабочая скорость при уплотнении, км/ч: грунтов – до 14,0; ДСМ: - до 20,0;
Толщина уплотняемого слоя , м: грунтов связных – 0,20; несвязных – 0,25; ДСМ укрепленных – 0,20; неукрепленных – 0,15;
Производительность:
157,15м3/ч
По сравнению с расчетом предыдущего катка изменятся следующие характеристики:
b – ширина уплотняемой полосы за один проход, м: 1,74;
- толщина уплотняемого слоя в плотном теле, (примем =0,15 м);
- рабочая скорость, =14,0 км/ч;
Находим максимальный сменный объем для катка самоходного пневмоколесного (4 + 4) HAMM GRW 10, имеющего самую большую производительность:
м3/см
Находим приращение:
3.4 Оптимизация сменных объемов работ на ЭВМ
Подготовка данных для расчета на ЭВМ
№ п/п | Наименование технологической операции | Объем работ | Единица измерения | Количество вариантов машин | Марка машины | Производительность машиным3 /ч | Приведенные затраты, у.е./см |
4 | Доуплотнение основания после снятия растительного грунта |
17,43/ 35,69 |
м3 | 3 |
Каток пневмоколесный ДУ-65 |
62,25 | 50,02 |
Каток пневм.BOMAG BW 16R | 129,75 | 82 | |||||
Каток пневм.HAMM GRW 10 | 156,75 | 95,94 | |||||
5 | Разработка грунта в карьере экскаваторами* | 78,36 | м3 | 3 | Экскаватор АТЭК-851 | 33,1 | 33,62 |
Экскаватор ЭО-4225А | 49,7 | 68,06 | |||||
Экскаватор R924 | 70 | 63,96 | |||||
6 | Транспортировка грунта автомобилем-самосвалом * | 78,36 | м3 | 3 | Самосвал МАЗ – 5551 | 6,72 | 41,82 |
Самосвал Камаз-65115 | 9,45 | 61,5 | |||||
Самосвал МАЗ-551603-023 | 11,55 | 70,52 | |||||
7 | Разравнивание грунта бульдозером, возведение насыпи* | 78,36 | м3 | 3 | Бульдозер Т-4АП2 | 84,56 | 45,1 |
БульдозерДЗ-186 | 158,86 | 54,12 | |||||
БульдозерТ-50.01 | 218,05 | 59,04 |
№ п/п | Наименование технологической операции | Объем работ | Единица измерения |
Количество вариантов машин |
Марка машины | Производительность машины м3 /ч | Приведенные затраты, у.е./см |
8 | Уплотнение грунта насыпи* | 17,43 | м3 | 3 |
Каток пневмоколесный ДУ-65 |
48,93 | 50,02 |
Каток пневм. BOMAG BW 16R |
97,31 | 82 | |||||
Каток пневм. HAMM GRW 10 |
117,34 | 95,94 | |||||
9 | Разработка корыта бульдозером** | 83,71 | м3 | 3 | Бульдозер Т-4АП2 | 157,37 | 45,1 |
Бульдозер ДЗ-186 | 139,64 | 54,12 | |||||
Бульдозер Т-50.01 | 254,71 | 59,04 | |||||
10 | Перемещение и разравнивание грунта на газоне и разделительной полосе** | 83,71 | м3 | 3 | Бульдозер Т-4АП2 | 29 | 45,1 |
БульдозерДЗ-186 | 53,7 | 54,12 | |||||
Бульдозер Т-50.01 | 74,76 | 59,04 | |||||
11 | Уплотнение грунта на газоне и разделительной полосе** | 35,69 | м3 | 3 | Каток пневм.ДУ-65 | 48,93 | 50,02 |
Каток пневм. BOMAG BW 16R |
97,31 | 82 | |||||
Каток пневм. HAMM GRW 10 |
117,34 | 95,94 |
Теперь необходимо распределить операции по этапам и выбрать отряд машин для каждого:
1-й этап: Снятие и транспортировка растительного грунта.
Срез и перемещение растительного грунта за красные линии
Погрузка растительного грунта в автомобили-самосвалы
Транспортировка растительного грунта на место складирования.
Ведущая машина-бульдозер
2-й этап: Возведение насыпи из привозного грунта.
Доуплотнение основания после снятия растительного грунта
Разработка грунта в карьере экскаваторами*
Транспортировка грунта автомобилем-самосвалом *
Разравнивание грунта бульдозером, возведение насыпи*
Уплотнение грунта насыпи*
Ведущая машина-экскаватор
3-й этап: Возведение насыпи из местного грунта.
Доуплотнение основания после снятия растительного грунта
Разработка корыта бульдозером**
Перемещение и разравнивание грунта на газоне и разделительной полосе**
Уплотнение грунта на газоне и разделительной полосе**
Ведущая машина-бульдозер
4-й этап: Придание требуемого профиля насыпи, доуплотнение.
Профилирование поперечного профиля в красных линиях
Доуплотнение грунта земляного полотна
Ведущая машина-пневмокаток
Из графиков и распечаток оптимизации видно, что иногда не удается уложить все операции вместе в 8,2 часа. Поэтому следует разработать более точные графики работы, где распределение по времени идет не по захваткам, а, например, по каждой машине в отдельности. Но так как в этой курсовой такой вопрос не ставится, оставим его без ответа.
4. Контроль качества работ
В практике дорожного строительства введено три вида контроля:
Входной контроль (связан с проверкой качества проектно-сметной документации)
Выполняется на начальной стадии строительства строительной организацией, включает в себя контроль строительных материалов лабораторной службой.
Серьезнейшему контролю должен подвергаться песок, как один из основных строительных материалов, у песков определяются:
Коэффициент фильтрации (1 контрольная проба на 500 кубометров)
Модуль упругости
Грансостав
В итоге лаборатория дает заключение, можно использовать данный материал, или нельзя.
Операционный контроль
Это основное звено в системе контроля земляного полотна. Его цель являются повышения качества сооружения зем. полотна, предупреждение брака, обнаружение и исправление дефектов, а также повышение личной ответственнгости исполнителей за выполненные работы. Ход строительных работ выполняется подрядной организацией (осуществление возлагают на производителей работ и дорожных мастеров с привлечением при необходимости строительной лаборатории и геодезической службы). Плотность и однородность грунтов контролируют в процессе производства земляных работ, пользуясь простейшими приборами операционного контроля, в частности различными пенетрометрами и зондами, а также радиоизотопными или электронными приборами, причем образцы грунта для определения их плотности, влажности и однородности отбирают с учетом коэффициента вариации и соответствующего уровня надежности a. При производстве земляных работ разрешается пробное уплотнение, когда задана технология работ со строгим соблюдением действующих требований к плотности, влажности и однородности грунтов. В этом случае число измерений может быть существенно уменьшено.
Контролю подвергаются:
Геометрический профиль (поперечный уклон, отметки, ширина от оси до бровки земляного полотна)
Физико-химический контроль (коэффициент уплотнения, влажность грунтов, прочность на разрыв геотекстиля, коэффициент фильтрации)
При укладке трубчатых дрен контролю подвергаются:
Дно ровика
Геометрические параметры ровика
Качество стыков
Плотность песка после засыпки и уплотнения ручными трамбовками
4. Окончательно уплотненный песчаный слой
Приемочный контроль
К сдаче зем. полотно предъявляется полностью готовым, включая укрепление откосов и полевую часть, в пределах красных линий, приведенную в состояние, удовлетворяющее экологическим требованиям. Промежуточную приемку водоотводных, дренажных, противооползневых и т.п. обычно производят до сдачи зем. полотна. При приемочном контроле проверяется журнал ведения работ, в котором нумеруют все страницы и их количество регистрируют подписью главного инженера, составляется акт на работу и т.д. Приемк у земляного полотна и входящих в комплекс сооружений проводится на основе визуального освидетельствования в натуре, контрольных замеров, исполнительных чертежей, журнала операционного контроля качества зем. работ и спец. журналов наблюдений и лабораторных испытаний. Члены комиссии должны убедиться в качественном исполнении земляных работ строго в соответствии с проектом и действующими нормами.
Кроме того, члены комиссии проверяют качество уплотнения зем. полотна с учетом его однородности. Следует также убедиться в отсутствии местных просадок грунта, колей и переувлажнения участков. Контрольную проверку выполняют не менее чем в трех местах на каждом километре улицы и дополнительно в местах сопряжения земляного полотна с искусственными сооружениями. Образцы отбираются режущими кольцами. Значение влажности и плотности грунтов определяются в лаборатории стандартными методами.
Более оперативно проводят испытания при помощи операционных методов без отбора образцов. Так, в процессе приемки допускается пользование приборами операционного контроля земляных работ.
При испытании особенное внимание следует обратить на приборы, которыми выполняется контроль:
Режущее кольцо
С его помощью из грунтовой толщи выбирается грунт без нарушения его структуры, и проводятся испытания стандартными способами
Коэффициент уплотнения грунта, который в верхних слоя должен быть наиболее высоким (порядка 1,0 – 0,95), определяется по формуле:
Максимальная плотность грунта находится с помощью прибора стандартного уплотнения ДОРНИИ.
Плотность различных грунтов также можно определить статическим микрозондом РБ – 110.
Испытания проводятся трехкратно. Результаты испытаний практически не превышают 3% по сравнению с методом стандартного уплотнения ДОРНИИ. Длительность одного испытания составляет 2 мин. Разность отчетов по градуированному графику для данного грунта позволяет в течении секунд установить действительное значение К0.
Недостаток прибора, как и всех пенетрометров, связан с необходимостью иметь на нем шкалу значений К0 для различных грунтовых разностей, чтобы не приходилось на объектах строительства каждый раз градуировать пенетрометры или зонды.
Для определения плотности только песчаных или гравелистых грунтов применяют динамический плотномер Д – 51, состоящий из штока, гири весом 2,5 кг и рукоятки. На площадке не менее 40*40 см измеряют показатель условного динамического сопротивления PД 3 -5 раз. По графику определяют факт. плотность грунта. Средняя относительная ошибка 3%, время испытания – 1,1 мин.
Плотномер динамический универсальный КП-150
Радиоизотопные методы контроля плотности м влажности грунтов
Наибольшее распространение получил поверхностный влагомер-плотномер РВПП-1 для измерения плотности и влажности до глубины 30 см. Значение плотности определяют по изменению интенсивности гамма-излучения при прохождении его через грунт. Значение влажности определяют при помощи нейтронного метода, основанного на замедлении быстрых нейтронов ядрами водорода, содержащимися в воде. Два блока источника совмещены в одном корпусе и экранированы защитным контейнером. Погружение источников нейтронного и гамма-излучения осуществляется при помощи двух ручек. При производстве работ особое значение следует уделять радиационной безопасности.
Схема радиотопных влагомеров-плотномеров грунтов: 1- источник излучения;
2 – защитный экран; 3 – детектор импульсов; 4 – траектория частиц;
Литература:
Ю.М. Горячев, Г.А. Копылов, М.Г. Горячев «Строительство автомобильной дороги». - М.: 2007.
М.Г. Горячев, Лугов С.В «Средства дорожной механизации и расчет производительности». – М.: 2003/
СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР, 1986.
ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд. - М, 2001.
Тулаев А.Я., Авсеенко А.А., Малицкий Л.С. Строительство улиц и городских дорог. Ч.1 - М.: Стройиздат, 1987.
Тулаев А.Я. Строительство земляного полотна городских дорог. - М.: Стройиздат,1983.