Формирование имиджа частного регионального телеканала (на примере телеканала "НТС" "Контакт-Медиа" г. Дивногорска)
памяти людей. Визуальный облик телеканала выражается в определенном телевизионном дизайне.Вербальные компоненты - это текстовые и речевые коммуникации, представляющие некоммерческий информационно-справочный материал, показывающий внутреннюю и внешнюю жизнедеятельность организации, интересующую общественность, и способствующий завоеванию позитивной известности и признания. К ним относятся тексты промо-роликов, различные объявления, анонсы, реклама.
Фирменное название - это слово, группа слов, аббревиатура, которое можно произнести или написать. Например, "Афонтово" или "ТВК".
Логотип - это графический фирменный знак (символ). Например, буква "А" телеканала "Афонтово".
Исполненные вместе, они составляют товарный знак, идентифицирующий его владельца, изготовителя его товара, услуги.
Слоган - это лаконичная формулировка рекламного обращения, лозунга фирмы, который может иметь музыкальное сопровождение.
Фирменный стиль - это художественное решение системообразующих элементов корпоративного имиджа, позволяющее идентифицировать данную организацию. В нем интегрируются визуальные и вербальные составляющие, которые формируют лицо организации, блик, и по которым о ней судит общественность и складывается репутация. К комбинированному фирменному стилю можно отнести:
1) проспекты, буклеты, видеоролики, раскрывающие историю, возможности и перспективы телеканала, спектр его товаров и услуг (используются фото, тексты, цифры и факты);
2) дизайн оформления телевизионных заставок, отбивок, ярмарок, и т. д;
3) публичные мероприятия - специальные события, церемонии, презентации, посещения, встречи, спонсорские акции и т.п., демонстрирующие участие телекомпании в общественной жизни, вклад в благосостояние города. Выполненные в едином стиле, они формируют общую картину корпоративного имиджа, привлекательного и солидного образа телекомпании, ее корпоративной культуры. Фирменный стиль - это и своеобразные стандарты, порядок, унификация служебной информации и деловых отношений: они не могут быть только внешними. Своим единообразием фирменный стиль способствует созданию и внедрению во внутренней среде корпоративной дисциплины и культуры у занятых в данной организации.
Каждая организация формирует, поддерживает и изменяет свой имидж, рассчитывая на благоприятное и доброжелательное ее восприятие и завоевание понимания со стороны общественности. Отсюда вытекает необходимость не только заниматься планированием и конструированием образа, который она хотела бы иметь, но и контролем за его состоянием. За имидж телекомпании все занятые в ней. Однако PR-специалисты в разработке и внедрении управляемого имиджа используют различные специальные технологии, добиваясь нужного эффекта воздействия на общественность. В этом смысле формирование имиджа - это целенаправленный процесс, рассчитанный на перспективу. В качестве типовых можно представить следующие процедуры:
Наличие разработки брэнда - досконального объяснения достоинств фирмы, товара и услуги: их качественного отличия от конкурентов, аналогичной продукции и клиентоориентированности (надежность, честность, инновативность, ответственность и т.п.).
Определение бюджетных и материально-технических средств для разработки имиджа.
Разработка комплексной вербальной и визуальной концепции фирменных стандартов, стиля и их рецензирование.
Учет законов массы и апелляция к бессознательной сфере человека, с привлечением "фокусных", экспертных и других групп общественности.
Конструирование нескольких взаимосогласованных имиджей (расстановка акцентов), учитывающих разные особенности целевых аудиторий.
Создание фона, контекста, деталей, обеспечивающих и усиливающих восприятие имиджа.
Проработка имиджа на предмет "авариоустойчивости" воздействия событий, кризисных ситуаций, способных "снизить" его и, соответственно, готовность к эффективной контррекламе.
Реализация стратегических и оперативных планов: перевод сконструированной модели в реальность.
Мониторинг динамики функционирующего имиджа: при необходимости проводить коррекцию планов и действий, менять акценты.
Сформированный имидж телеканала является ключевым моментом при проектировании престижной рекламы. Цели имиджевой рекламы достигаются с помощью системы взаимосогласованных PR-мероприятий, акций, направленных на завоевание известности, привлечение внимания, создания позитивной репутации телекомпании и сохранения их в кризисных ситуациях. Данные мероприятия не смогут заменить высокие производственные показатели и скорее выявят скрытые недостатки. Вместе с тем частое и регулярное представление телекомпании общественности через соединение фирменного имени, стандартов, стиля с событиями общественной жизни, знаменитыми людьми, спонсорством и т.п., делает хорошую "бесплатную рекламу" и создает позитивное впечатление о телеканале. По сути, - это косвенная реклама, расширяющая и углубляющая всяческие контакты с общественностью в сфере ее деятельности, укрепляющая корпоративный имидж. PR-мероприятия, акции не требуют затрат огромных средств, что характерно для прямой (платной) рекламы. Мероприятия PR могут быть следующими:
Организация приемов и встреч почетных гостей, делегаций партнеров, ветеранов, юбилеев, известных и официальных лиц;
Посещения предприятий, учебных заведений, больниц, театров, детских учреждений и т.п. и освещение их деятельности.
Демонстрация своих возможностей и способностей с помощью проведения презентаций, дней открытых дверей, выставок.
Организация специальных событий, церемоний открытия, конференций, круглых столов, юбилеев, лотерей, конкурсов викторин, вручение грамот, дипломов, памятных медалей, значков и т.п.,
Подготовка и демонстрация престижных кинофильмов, слайд-фильмов, видеопрограмм;
Изготовление, вручение, рассылка фирменных печатных изданий (информационных листов, буклетов, прайс-листов и т.п.);
Участие в общественной жизни (экология, общественная безопасность, консолидация общества, спонсорство, меценатство, патронаж, благотворительность);
Непрямое распространение позитивной информации через поощрение выступлений, публикаций статей известных широкой публике людей, специалистов, знаменитостей, лидеров общественного мнения и т.п.;
Мероприятия, направленные на преодоление кризисных ситуаций, противодействие враждебным акциям конкурентов, неблагоприятным слухам, способствующим минимизации урона и последующего укрепления репутации.
Информационная поддержка мероприятий и событий в жизни региона или города.
Необходимо отметить, что на стартовом этапе развития фирмы, когда финансовые возможности ограничены, имиджевая реклама сравнима с инвестициями: использование PR-технологий для их "раскрутки" дешевле и эффективнее прямой рекламы. Этап последний наступает после проведенных PR-акций. Когда прямая реклама перестает эффективно работать, вновь наступает этап PR-технологий. Действия в них не только позволяют выделиться, но и демонстрируют постоянство организации. Таким образом, имиджевая реклама пересекается с прямой, ориентированной на продвижение и сбыт товаров и услуг и получение прибыли в денежном эквиваленте.
Коммерческая реклама, паблисити корпорации крайне редко затрагивает социальный контекст, связанный с взаимодействием структур и общества в целом. Между тем, как свидетельствуют исследования общественного мнения, именно последнее обстоятельство приобретает особое значение. Отсюда вытекает одно очевидное обстоятельство, а именно, идеологическая окраска концепции имиджа организации, воплощенная в терминах социальной ответственности бизнеса. С помощью имиджа корпорации специалисты по связям с общественностью стремятся укоренить идею социальной ответственности, важности бизнеса в массовом сознании, привить людям чувство если не собственника, то хотя бы ощущение причастности к большому бизнесу, причастности в смысле осознания его необходимости в жизни каждого индивида.
Глава 2. Телеканал и его общественность
2.1 Характеристика телеканала НТС "Контакт-Медиа"
Телеканал НТС начал свою работу 1 июля 2004 года как частный телеканал, бесплатный для телезрителей. До момента появления в городе нового телеканала НТС "Контакт-Медиа" в городе существовал телеканал "Тайм", который работал на устаревшем оборудовании и впоследствии обанкротился.
ООО Независимая телевизионная сеть (НТС)"Контакт-Медиа" входит в ассоциацию региональных телерадиовещателей Красноярского края при краевой администрации. В 2004 году телекомпания заключила договор с телеканалом "Афонтово", согласно которому арендует за определенную плату один час эфирного времени, с 19: 10 до 20: 10 часов.
Часовое вещание телеканала "НТС" представляет собой программа "Телевечер на НТС", которая выходит в эфир в начале восьмого на 9 канале. Зрителями телеканала НТС могут быть только жители г. Дивногорска, так как дальше телевизионный сигнал не идет из-за слишком гористой местности.
Несмотря на то, что телеканал "НТС" существует в Дивногорске уже почти 2 года, многие горожане путают качественно новый телеканал "НТС" (который работает на самом современном оборудовании) с ушедшим в прошлое "Таймом", а некоторые по-прежнему считают, что телеканал "НТС" - это телеканал "Тайм". На основе личных наблюдений в период работы на телеканале, а также фокусного мнения работников телекомпании было выявлены случаи, когда телезрители путали название телеканала "НТС" с "МТС", "НТВ" и т.д. Были даже расшифровки как: НТС - это новое телевидение Сибири. На самом деле НТС - это независимая телевизионная сеть. Это связано с тем, что после смены местного телевидения "Тайма" на НТС "Контакт-Медиа" названия некоторых передач остались прежними, сохранились и музыкальные сопровождения. Почти весь штат работников "Тайма" плавно перешел на новый телеканал "НТС". Те же лица, те же мелодии при выходе передачи в эфир, конечно же, ассоциировались у телезрителей, прежде всего, с привычным "Таймом". Однако телеканал "НТС" постепенно сменил свой телевизионный дизайн. Теперь у него есть фирменные заставки, отбивки, рекламные ролики передач собственного производства, и даже собственноручно изготовленная социальная реклама на тему загрязнения окружающей среды. Реклама призывает население соблюдать чистоту на улицах города ("Спасем наш город!") В продолжение темы родного города, в марте 2006 года вышел на экраны проект под названием "Миг: Мой Интересный Город". Это небольшие зарисовки, смонтированные из остатков отснятого материала (который попросту жалко удалять) с непременно подходящим по теме звуковым сопровождением; например, "Миг: времена года" или "Миг: мужская игра". Цель "Мига" - показать город во всех его проявлениях, как положительных, так и отрицательных. К тому же "Миг" помогает проявить свое творчество режиссерам и операторам монтажа, чьи лица всегда остаются за кадром.
Под формат телеканала НТС "Контакт-Медиа" попадают новостные передачи собственного производства, а также информационного агентства "Новый Регион", новости которого идут в эфире телеканала по понедельникам. В общем, телеканал характеризует себя как познавательное телевидение (именно познавательное, а не развлекательное). С момента появления НТС "Контакт-Медиа" в Дивногорске и до 5 сентября 2005 года, каждый день вещания прямой эфир был сквозным. То есть между передачами и рекламой появлялся ведущий в кадре, который резюмировал сюжеты, анонсировал различные мероприятия, подводил зрителя к следующим передачам, а также рассказывал познавательную информацию из области истории, кино и т.д., в зависимости от того, какой была объявлена тема дня или на усмотрение редактора. С 6 сентября 2005 года сквозной эфир временно отсутствует по техническим причинам: затянувшийся ремонт в студии. Стоит отметить, что идею сквозного эфира подхватил телеканал "Афонтово", в прямом эфире которого с марта 2006 года (по субботам и воскресеньям) между передачами и фильмами появляется ведущий.
Что касается программирования телеканала, в настоящее время эфирный лист формируется на основе программы "Телевечер на НТС", которая вмешает в себя различные передачи, рекламу, музыкальные поздравительные открытки. Мультфильмы и музыкальные клипы входят в эфирный лист в случаях недостаточного заполнения эфира передачами собственного производства.
Под "передачами собственного производства" подразумеваются программы, подготовленные "своими" силами, на собственных технических средствах, на материалах отечественного и иностранного производства, а также сделанные на заказ (оплаченные из собственных средств или клиентом). Определение данного понятия необходимо, так как информационные программы региональных телекомпаний вызывают наибольший интерес именно с той позиции, что являются собственным, а иногда и единственным телепродуктом региональной телекомпании, по которому можно судить о степени развития той или иной местной станции. В случае телеканала "НТС" "Новости" (слоган: "Мы рядом с вами. Мы работаем для вас") не являются единственной передачей. Помимо них, в программе "Телевечера на НТС" присутствуют продукты аналитического ("Своя позиция"), публицистического ("Из первых рук"), познавательного ("Тема дня", "Сезон отдачи"), и рекламного ("Сделано в Дивногорске", "Навигатор", "Клондайк") характера.
Как и на любом другом небольшом региональном телеканале на "НТС" существует проблема нехватки клиентов, которые заказывали бы рекламу. Практика показывает, что стоит только одному предпринимателю заказать рекламный ролик, конкуренты не дремлют: они тут же подхватывают идею рекламы на местном телевидении. Получается некое негласное соревнование. Однако данный эффект носит сезонный характер: в основном рекламодатели "оживляются" перед праздниками. В остальном же местные предприниматели еще не до конца осознают нужность рекламы, даже в масштабе такого маленького города, как Дивногорск.
Телеканал "НТС" имеет свою аудиторию, жителей г. Дивногорска, и конечно же, свою общественность, которая может быть поделена на 5 групп:
1) Персонал телекомпании "НТС"
Сейчас в штате НТС "Контакт-Медиа" 16 человек:
продюсер отдела программ
директор телеканала
заведующий отделом продаж (совмещает свою деятельность с ведущей новостей)
менеджер по продаже рекламных возможностей
4 корреспондента (один из них является еще и ведущим новостей)
заведующий отделом новостей
2 оператора (один из них совмещает свою деятельность с должностью оператора эфира)
режиссер монтажа
2 оператора монтажа (один из них совмещает свою деятельность с должностью оператора эфира)
оператор компьютерной графики (совмещает свою деятельность с должностью оператора эфира)
водитель
Клиенты
Они могут быть поделены на клиентом, потребляющих продукт деятельности телеканала, - то есть зрители, и клиенты рекламного отдела телеканала, которые платят за изготовление рекламной продукции, тем самым принося прибыль организации.
Партнеры
Раньше у "НТС" было достаточное количество партнеров, сейчас их остались единицы. Это связано с тем, что городская администрация во главе с мером города Германовичем Владимиром Николаевичем считает местное телевидение оппозиционным и, используя свой административный ресурс, оказывает давление сверху на уже бывших или потенциальных партнеров НТС "Контакт-Медиа".
В данный момент "НТС" сотрудничает с единственной местной газетой "Огни Енисея", которая всячески поддерживает городское телевидение. В результате сотрудничества в эфирном листе появился новый продукт совместной деятельности партнеров: "Анонс газеты "Огни Енисея", который выходит в эфир дважды в неделю.
Также партнеров "НТС" "Контакт-Медиа" является информационное агентство "Новый регион". Согласно договору, новости агентства совершенно бесплатно выходят в эфире НТС "Контакт-Медиа" по понедельникам.
С городским радио местное телевидение не сотрудничает. Скорее всего, это связано с отсутствием личных контактов.
Конкуренты
Других городских телекомпаний в Дивногорске нет. Единственными конкурентами на телевизионном поприще могут быть "ОРТ", "Афонтово" и "КГТРК", так как в городе вещают только эти три телеканала. Другие СМИ, которые могут быть конкурентами НТС "Контакт-Медиа" - это местная газета "Огни Енисея" и городское радио.
Местные сообщества
Городская администрация, которая считает НТС "Контакт-Медиа" оппозиционным телеканалов, и поэтому всячески противостоит нормальной работе телекомпании. Были случаи, когда журналистов не пускали на открытие заседания, тем самым нарушая закон о СМИ. Другими местными сообществами могут быть названы местные средства массовой информации и некоммерческие организации.
2.2 Исследование отношения различных групп общественности к телекомпании "НТС"
Для того, чтобы узнать, какой образ телеканала складывается в голове у его общественности, необходимо, в первую очередь, знать мнение телеаудитории, которая является и общественностью, и клиентом телекомпании, так как потребляет производимую ей телепродукцию. Анкетирование населения поможет выявить недостатки и упущения, которые, по мнению зрителей, тормозят эффективной работе телекомпании.
Второй этап исследования отношения - опрос клиентов-рекламодателей с целью выявления каких-либо замечаний и пожеланий в адрес телеканала. И, наконец, фокусное мнение самих сотрудников телекомпании покажет, объективно ли они оценивают свою организацию, производственные ресурсы и отношение общественности к телеканалу "НТС". На основе полученных данных можно будет разработать практические рекомендации по улучшению работы телекомпании, и по формированию ее благоприятного имиджа в глазах общественности.
Исследование отношения телеаудитории к телеканалу "НТС".
Для опроса населения, целевой аудитории телекомпании "НТС" была составлена анкета (см. Приложение 1).
Целью опроса было выяснение отношения телезрителей к телекомпании "НТС", выявление недостатков в работе телекомпании и пожеланий аудитории.
В анкетировании приняли участие 100 человек (60 женщин и 40 мужчин). Для повышения достоверности результата исследования была использована квотная выборка:
14-22 | 23-35 | 36-45 | 46-60 | Старше 60 | Итого | |
Ж | 11 | 14 | 15 | 14 | 6 | 60 |
М | 8 | 9 | 8 | 11 | 4 | 40 |
Опрос среди жителей г. Дивногорска проводился с 12 по 16 апреля включительно путем личных бесед с респондентами, а также с помощью телефона (набор случайных номеров и поиск респондента нужной квотной категории).
После обработки анкет были получены следующие результаты:
На первый вопрос "Смотрите ли вы дивногорское телевидение?" 87% опрошенных ответили утвердительно. Люди хотят знать о городе, в котором они живут. К тому же, "НТС" - единственный городской телеканал, и кроме как из него, местные новости можно узнать только из газеты "Огни Енисея".
13% респондентов предпочитают не смотреть местный телеканал по разным причинам: нехватка времени, неудобное время вещания, отсутствие заинтересованности, негативное отношение к самому каналу и его политике.
Второй вопрос "Как называется местный телеканал?" вызвал у респондентов некое затруднение.
Всего лишь 30 % опрошенных знают, что местный телеканал называется "НТС".
18% - зовут его по прежнему "Тайм".
21% уверен, что телеканал "НТС" в своем названии имеет абсолютно другую аббревиатуру или даже слово ("НТВ", "ТНТ", "НТН", "ТВК", "Клондайк").
14% респондентов вообще не знают или не помнят название городского телеканала.
Ответы на данный вопрос подтвердили гипотезу о том, что большинство населения не в курсе, как называется местное телевидение.
Третий вопрос "Как часто вы смотрите местный телеканал?" был предложен лишь тем, кто ответил на первый вопрос утвердительно.
Интерес к телеканалу "НТС" выразился в следующих цифрах:
Смотрят почти каждый день - 15%
Смотрят несколько раз в неделю - 37%
Смотрят, но очень редко - 30%
4% опрошенных смотрят телеканал НТС только из-за объявлений и рекламы.
Четвертый вопрос "Как вы относитесь к телеканалу НТС в целом?" был задан всем респондентам без исключения. По результатам опроса население относится к городскому телеканалу по-разному:
Позитивно - 74% (Люди относятся к телеканалу НТС положительно, потому что это единственный телеканал городского масштаба. Населению охота знать, что твориться в его городе, какие проводятся мероприятия и происходят события. Так как город Дивногорск очень маленький, вероятность увидеть знакомого в очередном выпуске "Телевечера на НТС" очень велика. Эта причина также была названа респондентами).
Негативно - 17% (На просьбу интервьюера подробнее рассказать, почему отношение к телеканалу именно такое, люди в первую очередь указывали на непрофессионализм корреспондентов и чересчур оппозиционное отношение к местной администрации. Стоит отметить, что некоторые люди хоть и относятся к телеканалу НТС негативно, все-таки смотрят его).
Безразлично - 9% (Причина - отсутствие заинтересованности).
Следующие три вопроса анкеты звучали так:
"Какие у вас будут замечания к работе телеканала "НТС"?
"Какие у вас буду пожелания по улучшению работы телеканала?"
"Что еще вы могли бы добавить о телекомпании "НТС" от себя, может быть у вас есть какие-то ценные мысли, пожелания?"
Так как опрос проводился непосредственно с респондентами, интервьюер мог растолковать вопрос и пояснить непонятные моменты. Эти три вопроса, в сущности, помогли понять, что нравиться зрителям в телеканале "НТС", а что бы они хотели в нем изменить. Полученные результаты явились ценным материалом, который в свою очередь послужил опорной точкой для разработки практических рекомендаций по формированию благоприятного имиджа телекомпании "НТС".
Начнем с положительных моментов.
18% полностью устраивает сегодняшний телеканал "НТС", с его техническими характеристиками и эфирным листом.
5% опрошенных заметили явное улучшение качества показа и рост профессионализма среди журналистов "НТС", по сравнению с предыдущей телекомпанией "Тайм".
4% респондентов уважают телекомпанию "НТС" за то, что у нее есть своя позиция и независимость в суждениях.
3% опрошенных согласны с политикой телекомпании по отношению к местной власти и хотят, чтобы журналисты еще больше критиковали депутатов и мэра города В.Н. Германовича.
6% желали бы увеличения времени вещания телеканала "НТС".
2% хотят, чтобы у телекомпании был свой канал.
Однако, несмотря на в общем положительное отношение к телеканалу "НТС", зрители высказали много замечаний в его адрес.
Пожалуй, самое распространенное замечание коснулось внешнего вида ведущих.
Целых 16% опрошенных (5% мужчин и 11% женщин) им недовольны и хотели бы видеть на экранах "девушек посимпатичнее", "покрасивее".
Вторым явным замечанием стала мысль о том, что телекомпания "НТС" недостаточно показывает сюжетов о городе, его достопримечательностях и интересных людях.
14% респондентов хотят видеть на экране больше зарисовок и передач на тему родного города, историй об интересных людях, живущих по соседству.
На третьем месте оказалось недовольство населения избытком рекламы и объявлений на телеканале НТС, - 10%.
Столько же, 10%, выразили свое отрицательное отношение к тому, что в "Новостях НТС" слишком много негатива (несмотря на то, что в целом они относятся к телеканалу положительно), сюжетов, несущих только отрицательные эмоции. По словам жителей, они устали смотреть только плохое по телевизору и им бы хотелось, чтобы местные новости начинались исключительно с хороших, положительно заряженных сюжетов.
9% опрошенных заявили, что в сюжетах "НТС" информация подается недостаточно объективно, а "Новостям" НТС присуща поверхностность в изложении информации. Также эти 9% пожелали видеть больше подробностей в сюжетах.
8% респондентов недовольны тем, что в эфире телекомпании "НТС" слишком мало новостей, несмотря на то, что в жизнь в городе бьет ключом.
8% опрошенных отметили недостаточный уровень профессионализма в изготовлении программ и работе корреспондентов.
7% респондентов пожаловались на помехи со звуком. Особенно не нравится повышение громкости звука в момент включения рекламы на канале.
6% опрошенных отметили плохую дикцию ведущих. Особенно не нравится монотонность начитки текстов и полное отсутствие эмоций.
6% респондентов пожелали телекомпании "НТС" чаще встречаться с народом, а также продолжать снимать передачи типа "Неотложки" и "Ситуации", в которых освещаются не только проблемы населения в целом, но и отдельных граждан.
5% опрошенных пожаловались на недостаточное освещение культурной жизни города.
5% респондентов отметили неграмотность в составлении передачи объявлений "Клондайк" и в речи самих журналистов.
5% опрошенных не устраивает телевизионное изображение в период выхода в эфир "Телевечера на НТС".
Качество съемки и стиль дизайн телевизионных заставок не устраивает всего лишь 3% опрошенных.
Вывод: Некоторая часть населения города считает, что телекомпания "НТС" слишком коммерческая, нет включенности в социальную сферу. Реклама и объявления занимают, по их мнению, слишком много эфирного времени. Несмотря на положительное отношение к телеканалу "НТС", зрители не совсем довольны уровнем профессионализма и внешним видом корреспондентов. Рекомендации по формированию более благоприятного имиджа телекомпании "НТС" будут прописаны в 3 главе дипломной работы.
Исследование отношения рекламодателей к телекомпании "НТС".
Опрос рекламодателей проводился с 10 по 12 апреля 2006 года. Были опрошены 10 рекламодателей, в основном те фирмы и организации, с руководителями которых удалось встретиться или поговорить по телефону. Некоторые оказались в рабочих командировках, с остальными так и не удалось побеседовать.
Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 2).
Цель опроса была выяснить отношение рекламодателей к телекомпании "НТС", выявить возможные недостатки и упущения в работе телекомпании именно с клиентами отдела рекламных продаж, а также узнать пожелания по повышению эффективности работы телеканала "НТС".
На первый вопрос "Как часто вы размещаете рекламу на телеканале "НТС?" респонденты отвечали по-разному. Крупные фирмы, такие как "Электрик-Сити" или "Dixis" пользуются услугами рекламного отдела практически каждый месяц. Отделы торговых комплексов предпочитают размещать рекламу исключительно перед праздниками (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля). Уже раскрученные торговые точки и имеющие небольшую конкуренцию в городе рекламу размещают крайне редко.
Второй вопрос "Как вы относитесь к телеканалу НТС?" большого разброса во мнениях не получил. Всего двое рекламодателей ответили, что их отношение негативное по причине непрофессионализма работников телекомпании "НТС" и низкого уровня изготовлении рекламы. Один рекламодатель пожаловался на грубость со стороны менеджера по продаже рекламных возможностей.
В основном же отношение рекламодателей к телеканалу "НТС" позитивное, так как это, по их словам, - единственный городской телеканал, и рекламная информация доходит именно до их целевой аудитории.
20% опрошенных отметили повышение уровня исполнения рекламных заказов по сравнению с предыдущей городской телекомпанией "Тайм", а также оперативность и мобильность съемочной группы телекомпании, которая своевременно выезжает на место съемки.
Третий вопрос звучал так: "Насколько эффективно для вас размещение рекламы на телеканале НТС?" Руководители торговых точек по продаже продовольственных товаров отметили низкую эффективность. Так как, по их словам, у большинства местного населения просто не хватает средств часто ходить в их магазины (даже не смотря на постоянно идущую рекламу по телевидению), а более обеспеченные слои населения отправляются за покупками в Красноярск. Владельцы крупных торговых точек, например, по продаже строительных материалов, сотовых телефонов или бытовой техники, отметили высокую эффективность размещения рекламы на местном телевидении, так как их магазины являются практически монополистами в городе.
Завершающие три вопроса были поставлены следующим образом:
"Какие у вас будут замечания к работе телеканала НТС?"
"Какие у вас будут пожелания по улучшению работы телеканала НТС?"
"Что еще вы бы могли добавить о телеканале НТС от себя, может быть у вас есть какие-то мысли, пожелания?"
Ответы на эти вопросы были призваны помочь выявить не только отношение к телекомпании "НТС" как к масс медиа, но и выявить недостатки в его работе с клиентами, а также узнать пожелания рекламодателей по улучшению работы рекламного отдела телекомпании "НТС".
40% респондентов отметили непрофессионализм работников телекомпании "НТС".
30% опрошенных рекламодателей (частные предприниматели города, имеющие небольшие торговые точки) отметили слишком высокие расценки прейскуранта рекламного отдела. Они пожелали немного снизить стоимость размещения рекламы, а также иметь возможность пользоваться накопительными скидками.
20% пожаловались на неумение работников телекомпании "НТС" работать с клиентами.
20% респондентов не нравится тот факт, что в объявлениях "Клондайка" периодически проскальзывают орфографические и грамматические ошибки, что, по их словам, абсолютно недопустимо для телевидения, даже местного.
Вывод: Рекламодатели отметили повышение уровня изготовления рекламы, однако, почти половина респондентов отмечают непрофессионализм в работе телекомпании "НТС". Треть рекламодателей желает небольшого снижения расценок на размещение рекламы на телеканале "НТС".
Опрос персонала телекомпании "НТС".
Опрос самих работников телекомпании "НТС" (10 человек: корреспонденты, операторы, руководство, менеджер по рекламе) проводился 10 апреля путем личной беседы и заполнения анкеты, с содержанием которой можно ознакомиться в приложении №3.
На первый вопрос "Как на ваш взгляд телезрители относятся к телеканалу "НТС"?" разброс ответов был следующим:
Позитивно - 40% (так как "НТС" единственный городской телеканал, в который население часто обращается за помощью).
Негативно - 0%
По-разному - 60%
Второй вопрос был таким: "Насколько эффективно для рекламодателей, по вашему мнению, размещение рекламы на телеканале "НТС?"
40% уверены в высокой эффективности размещения рекламы на телеканале "НТС".
30% ответили, что эффективность довольно средняя, в зависимости от категории рекламируемого товара или услуги.
30% признали довольно низкую эффективность размещения рекламы на телеканале "НТС" именно для самих рекламодателей.
Ответы на третий вопрос анкеты "Какие чувства и эмоции вашей точки зрения преобладают в освещении действительности в "Новостях" "НТС"?" были следующими:
Агрессия - 40% (Почти половина персонала телекомпании признала, что в сюжетах "Новостей" слишком много отрицательных эмоций, негатива)
Положительные чувства - 20%
Остальные респонденты затруднились ответить на этот вопрос.
Последний вопрос "Какие на ваш взгляд недостатки есть в работе телекомпании "НТС"?" был призван выяснить мнение самих работником телекомпании по поводу наличия упущений в их деятельности.
Основные недостатки в работе телекомпании, по мнению ее персонала, таковы:
Слабая организованность (архив, съемки, реакция на звонки населения) - 50%
Недостаточное техническое оснащение (единственная видеокамера) - 40%
Совмещение должностей, порождающее нехватку времени - 30%
Вывод: Персонал достаточно объективно оценивает свои ресурсы и возможности, а также допускает тот факт, что некоторая доля населения скептически относиться к телекомпании "НТС". Слабая организованность в работе телекомпании в некоторой степени связана с отсутствием второй видеокамеры, недостаточным техническим оснащением в целом. Также некоторые работники телекомпании "НТС" согласны с тем, что в "Новостях" "НТС" преобладает агрессия и негатив. Треть персонала критически отнеслась к своей деятельности и отметила довольно низкую эффективность размещения рекламы на телеканале "НТС" для рекламодателей.
2.3 Анализ заполнения эфирных листов и новостной ленты
Для того, чтобы определить долю рекламы и новостей в эфирном времени телекомпании "НТС", были проанализированы эфирные листы за 2 недели, с 27 марта по 7 апреля 2006 года.
Дата эфира | Количество эфирного времени, потраченного на новости, мин. | Количество эфирного времени, потраченного на рекламу и объявления |
27.03.06 | 5 | 11 |
28.03.06 | 4 | 19 |
29.03.06 | 15 | 18 |
30.03.06 | 10 | 14 |
31.03.06 | 18 | 13 |
03.04.06 | 8 | 9 |
04.04.06 | 6 | 13 |
05.04.06 | 17 | 20 |
06.04.06 | 9 | 18 |
07.04.06 | 17 | 19 |
Итого, мин | 109 | 154 |
Общее количество минут эфирного времени за 10 дней - 600.
Чтобы узнать средний процент новостных сюжетов в эфире телекомпании "НТС" следует воспользоваться простейшим уравнением. За Х возьмем процент эфирного времени, затраченного на новости. Получаем:
Х= (109 мин *100%): 600 мин (минуты сократились)
Х=18,1 (6) %
Значит в среднем около 18% эфирного времени телекомпании "НТС" заняты "Новостями".
Для расчета процента рекламного эфирного времени воспользуемся этой же формулой. За Х возьмем процент эфирного времени, затраченного на рекламу и объявления. Получаем:
Х= (154 мин *100%): 600 мин (минуты сократились)
Х=25 (6) %
Значит в среднем ј эфирного времени телекомпании "НТС" занято рекламой и объявлениями коммерческого характера.
Из этого следует, что рекламы на телеканале "НТС" на 7% больше, чем "Новостей". Остальное эфирное время занято передачами собственного производства, музыкальными клипами, новостями ИА "Новый Регион", мультфильмами. Стоит отметить, что мультфильмы попадают в эфирный лист по причине недостаточного заполнения эфира передачами собственного производства. Исходя из исследования мнения аудитории и анализа эфирных листов, можно сделать вывод, что зрители оказались правы: на телеканале "НТС" слишком много рекламы и недостаточное количество новостей, передач о городе. Также по результатам исследования мнения аудитории выяснилось: некоторое количество населения считает, что в "Новостях" "телекомпании "НТС" слишком много негатива, а именно: нападок на городскую администрацию, в частности, на мэра Дивногорска В.Н. Германовича. Чтобы проверить это мнение, анализу подверглась новостная лента телекомпании в период с 28 марта по 17 апреля. Результаты представлены в таблице ниже: