Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика
Министерство
общего и профессионального
образования
РФ
Уральский
государственный
технический
университет
Реферат по дисциплине “Международные экономические отношения”
Тема: Место Северной и Южной Кореи в мировых экономических связях. Сравнительная характеристика
Студент 2 курса гр. И-271 Порцев Д.С.
Преподаватель Ямпольская Н.М.
Екатеринбург
2003
Содержание.
Введение
Особенности экономики двух государств.
Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.
Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова.
Экономические показатели Корей, сравнение с уровнем развитых стран.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
В 1945 году, после освобождения Кореи от японских оккупантов происходило формирование: на севере страны просоветского – социалистического типа правления, так как в этом регионе оставались части Красной армии; на юге прозападного типа, так как там в 1945 году высадились военные части США.
В 1950 – 1953 годах имел место вооружённый конфликт между Севером и Югом. Север пытался навязать Югу свой тип и объединить страну. Армии США и ООН защищали Южную Корею от нападок Северной Кореи, которой в свою очередь помогали КНР и СССР.
9 Сентября 1948 года была создана КНДР – Корейская Народная Демократическая Республика на Севере.Она занимает площадь 120,54 тысяч км2.
Население: 21.687.55 тысяч чел.
примечание:
горные районы
изолированы
и скудно
населены
Возрастные
категории:
0-14
лет - 26% (мужчины
2.843.250; женщины
2.705.206)
15- 64 года - 68% (мужчины
7.223.364; женщины
7.502.094)
65 лет и старше
- 6% (мужчины 448.242;
женщины 965.394)
Средняя
продолжительность
жизни: 71 год
мужчины
- 68 лет
женщины
- 74 года
Национальность:
кореец, корейка
(житель, жительница
Северной
Кореи)
Этнические
группы: корейцы
99%, прочие (маленькие
китайские
общины и этнические
японцы) 1%
Религии:
буддизм и
конфуцианство,
чхондоге,
христианство,
традиционные
верования;
Языки: корейский
(официальный),
китайский
Уровень
грамотности:
99 %
Природные
богатства:
уголь, свинец,
вольфрам, цинк,
графит, марганец,
железная руда,
медь, золото,
пирит, соль,
флюорит,
гидроэнергия;
Использование
земли:
пахотная
земля - 12%
под
постоянный
урожай - 2%
под
постоянные
пастбища -
0%
заповедники
и леса - 61%
остальное
- 23%.
Столица: Пхеньян.
Порта и гавани: Чонджин, Хамхунг, Кимчаек, Косонг, Унгсанг, Вонсан.
Экономика КНДР сильно милитаризована и засекречена, поэтому о центрах концентрации производства сложно судить.
После объявления независимости КНДР в 1948 году Республика Корея стала занимать площадь 98,48 тысяч км2.
Столица: Сеул.
Население 47.471 тысяч чел.
Возрастные
категории:
0-14
лет - 22% (мужчины
5.471.520; женщины
4.867.688)
15- 64 года - 71% (мужчины
17.155.401; женщины
16.662.227)
65 лет и старше
- 7% (мужчины 1.274.943;
женщины 2.039.190)
Средняя
продолжительность
жизни: 75 лет
мужчины
- 71 год
женщины
- 79 лет
Национальность:
кореец, корейка
(житель, жительница
Южной Кореи)
Этнические
группы: корейцы
99,9%, прочие (20 тыс.
китайцев)
0,01%
Религии:
христианство
49%, буддизм (махаяна)
47%, конфуцианство
3%, шаманство,
чхондоге 1%
Языки:
корейский
(официальный),
английский
широко используется
и преподается
в средних и
высших учебных
заведениях;
Уровень
грамотности:
98 %
Природные
богатства:
уголь, вольфрам,
графит, молибден,
свинец, потенциальная
гидроэнергия;
Использование
земли:
пахотная
земля - 19%
под
постоянный
урожай - 2%
под
постоянные
пастбища -
1%
заповедники
и леса - 65%
остальное
- 13%
Экономики двух стран сильно отличаются друг от друга, у каждой из них свои особенности.
Особенности экономики двух государств.
Северная Корея.
Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации. Почти вся промышленность находится в собственности государства. Режим продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб легкой и остальным необходимым отраслям.
Основная отрасль промышленности: военная промышленность.
Милитаризация общества неизбежно приводит к контролю над всеми работающими в политической и экономической системах. Милитаризация предусматривает использование людских и материальных ресурсов общества для военных целей. Это можно оценить, сравнивая количество военнослужащих и численность всего населения, также как уровень военных расходов в НВП и государственный бюджет.
В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности населения страны, военные расходы составили 27 % от НВП и 52 % от бюджетных средств. Человеческие, материальные и другие ресурсы Северной Кореи, сосредоточенные в армии и ВПК с избытком перекрывают расходы на существование их в условиях мирного времени. Любое регулирование распределения ресурсов потребует изменений в политике Северной Кореи, опирающейся на военную стратегию, по направлению к политике, ориентированной на восстановление экономики.
Оборонная промышленность является основой военного комплекса страны и развивается в соответствии с изменениями в военных расходах, в то время как изменения в военных расходах связаны регулированием вооружённых сил. Сокращение военных расходов приведёт к падению закупок вооружения, сокращению внутреннего производства и импорта.
Существуют различные мнения по поводу экономического значения военных расходов. Некоторые учёные говорят о том, что инвестиции в оборонную промышленность создают добавочную экономическую стоимость, поддерживает занятость, развивает технологии, которые могут быть применены в частном секторе экономики. Другие полагают, что выгоды от таких инвестиций значительно меньше, чем в том случае, когда инвестируется непосредственно частный сектор. Нынешний уровень дискуссий отдаёт предпочтение последней точке зрения. Эта тенденция игнорирует политическую и военную необходимость инвестирования в оборонную промышленность. Система, которая в качестве приоритета выдвигает военные цели и ценности, делает акцент на оборонных расходах, которые превышают эффективность экономики страны.
Оборонная индустрия Северной Кореи состоит из непосредственно оборонных предприятий и «частных» фирм, вовлечённых в производство объектов, военного назначения. Согласно данным, предоставленным северокорейским перебежчиком Хван Чан Ёпом, Северная Корея продолжает отдавать приоритет производству военной продукции даже после принятия плана «параллельного развития экономики и военного комплекса» на 14-й сессии 4-го Собрания Трудовой партии Кореи в 1967 году.
Вся производимая продукция является объектом военного контроля. В условиях, когда военному производству уделяется первостепенное внимание, возникает дефицит невоенной продукции. Те руководители предприятий, кто отказывается или не выполняет план военного заказа, подвергаются наказанию. В Северной Корее все промышленные предприятия являются действующей частью военно-промышленного комплекса.
Остальные отрасли промышленности: машиностроение, электричество, химическая промышленность, горнодобывающая промышленность (уголь, железная руда, магний, графит, медь, цинк, свинец, драгоценные металлы), металлургия, текстильная промышленность, пищеперерабатывающая, туризм;
Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое, сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии, устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годы улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных недоеданиями.
Южная Корея.
Как один из
Четырех Драконов
Восточной Азии,
Южная Корея
достигла невероятных
экономических
успехов. Три
десятилетия
тому назад,
уровень дохода
на душу населения
можно было
сравнить с
самыми бедными
странами Африки
и Азии, а сегодня
по этому показателю
Южная Корея
превышает в
7 раз Индию, в
13 раз своего
соседа Северную
Корею и находится
на уровне развитых
стран Европейского
Союза. Такой
успех в конце
80-х был достигнут
во многом благодаря
тесным взаимовыгодным
связям между
государством
и бизнесом,
включающим
прямые кредитования,
ограничения
по импорту,
спонсорство
определенных
направлений
промышленности,
и, конечно, благодаря
трудолюбию
нации. Финансовый
кризис 1997 - 1999 годов,
тем не менее,
проявил слабые
стороны экономики
страны, среди
которых большие
иностранные
займы и слабое
управление
в финансовом
секторе. К 1999 году
удалось восстановить
финансовую
стабильность,
превратив
ощутимое падение
1998 года в стремительный
рост в 1999. Сеул
призвал крупнейшие
финансовые
и торговые
группы к сотрудничеству
в укреплении
и переустройству
экономики, а
конгломераты
средних размеров
на осуществление
разных экономических
программ вместе
с банками страны.
Особенностью
экономики Южной
Кореи является
значительная
роль государства
в управлении
экономическими
процессами.
Правительственный
контроль над
развитием
хозяйственной
сферы был
предусмотрен
основным законом
страны. Капиталистические
отношения
«насаждались»
сверху, и одновременно
происходило
их становление
в недрах хозяйственного
механизма при
повышенной
роли внешнего,
эндогенного
фактора. Государство
обеспечивало
централизованное
воздействие
на сферу
социально-экономических
решений, что
проявлялось
в стимулировании
развития крупнейших
объединений,
слияния банковского
и промышленного
капитала, создании
государственного
сектора. Оно
стремилось
не допускать
разорения
мелких предпринимателей,
чтобы избежать
переполнения
рынка труда
безработными.
При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве
Южная Корея пошла по пути заимствования иностранной технологии, что привело страну к достижениям НТП. На данный момент в стране развиты наукоёмкие отрасли промышленности: электроника, автомобилестроение, химическая промышленность, кораблестроение; а также: сталелитейная промышленность, текстильная промышленность, производство одежды, обуви.
Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных групп – чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Примерно 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны, в их число входя «Хёнде», «Самсунг», «Деу».
Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно выше. Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 году, когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности. Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на сбережения. Всё было направлено на мобилизацию ресурсов.
С 1987 года сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования, предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных производителей экономики. Этот процесс получил новый импульс после финансового кризиса 1997 года. Произошли изменения в производственной структуре чеболь. Освободившись от части профильных предприятий, они приблизились по своей структуре к промышленным концернам. Одновременно увеличился непосредственный контроль пяти крупнейших чеболь над кредитной сферой.
Внешние экономические связи Северной и Южной Кореи.
Во внешних экономических связях Южная и Северная Корея также значительно отличаются друг от друга.
Экономическое положение КНДР все годы существования этого государства зависело от иностранной экономической помощи. Сперва ее предоставляли идеологически близкие Китай и СССР. После распада СССР Северная Корея вынуждена была обратиться за помощью к странам, которые северокорейская пропаганда называла и продолжает называть врагами - к Южной Корее, Западной Европе, США и Японии.
СССР и Китай активно поддерживали КНДР в 1950-1960-е годы. СССР рассчитывал оказывать особое влияние на Корею, поскольку Ким Ир Сен одно время носил погоны капитана советской армии, а его сын - нынешний глава КНДР - Ким Чен Ир - родился под Хабаровском и учился в советской школе. В частности, во время Корейской войны на стороне северокорейской армии воевали тысячи советских военных инструкторов и регулярные части армии КНР. Войска КНДР были оснащены советским оружием. В 1950-1970-е годы внешняя политика КНДР заключалась в лавировании между Китаем и СССР, ставшими к тому времени из союзников - врагами. Фактически, КНДР таким образом вымогал у СССР и Китая экономическую, технологическую и военную помощь.
После окончания Холодной войны, валовый внутренний продукт (ВВП) КНДР, который традиционно рос примерно на 2% в год, начал резко снижаться. Причиной этого стало прекращение советской помощи, которая выражалась, в частности, в покупке северокорейских товаров по льготным ценам. К примеру, если в 1990 году объем торговли между СССР и КНДР составлял $2.5 млрд., то в 1991 году упал до $365 млн. Уже в 1990 году ВВП Северной Кореи снизился на 3.7%. Резко вырос объем внешнего долга. Если в 1990 году он составлял $7.86 млрд., что составляло 34% ВВП, то в 1998 году увеличился до $12.1 млрд. или 96% северокорейского ВВП. По различным оценкам, северокорейский долг России составляет $3 - 5 млрд. и не имеет тенденции к погашению.
В 1993 году северокорейское руководство обратилось за помощью к международному сообществу, а также прибегло к шантажу. В 1993 году КНДР вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединилась в 1985 году. США и Северная Корея начали переговоры о предоставлении американской экономической помощи. В результате посреднической миссии экс-президента США Джимми Картера, Северная Корея согласилась заморозить свои военные атомные программы и начать переговоры с США. В результате переговоров был достигнут компромисс: КНДР обязалась заморозить свои ядерные объекты и в перспективе закрыть их. США обязались снабжать КНДР мазутом для отопления населенных пунктов страны (500 тыс. т. ежегодно), а также (совместно с Южной Кореей и Японией) финансировать строительство двух ядерных реакторов на легкой воде, с помощью которых невозможно производить оружейные ядерные материалы. Кроме того, США, Япония и Южная Корея обязались предоставить КНДР продовольственную помощь.
В 1996 году КНДР получила 900 тыс. т продовольствия, в 1997 году - 1.2 млн., в 1998 году - 1.3 млн. Для сравнения, в середине 1990-х годов Северная Корея производила не более 3 млн. т . зерна в год. По данным Агентства США по Международному Развитию The U.S. Agency for International Development, за период с 1994 по 2002 год США оказали помощь КНДР в размере $620 млн. Таким образом, Северная Корея стала крупнейшим получателем американской помощи в странах Азии. Несмотря на то, что в 2001 году в КНДР был собран хороший урожай, в стране продолжает ощущаться недостаток продовольствия. По данным ООН, Северная Корея до сих пор нуждается в иностранной продовольственной помощи - как минимум, она должна составлять 1.5 млн. т зерна ежегодно. По оценкам южнокорейских исследователей, если США прекратят предоставлять КНДР продовольственную помощь, от голода умрут 300-400 тыс. северокорейцев. Некоторые аналитики считают, что нынешний ядерный кризис, спровоцированный КНДР, является очередной попыткой получить экономическую поддержку от США и их союзников.
Северная Корея придерживалась позиции самообеспечения, получая всё остальное, что не производила сама от СССР по льготным ценам. В данный момент такая позиция нежизнеспособна, КНДР имеет партнёров по импорту и экспорту.
Партнёры Северной Кореи по импорту: (нефть, коксующийся уголь, машинное оборудование, товары народного потребления, зерно) Китай 33%, Япония 17%, Россия 5%, Южная Корея 4%, Германия 3%.
Партнеры по экспорту: (минералы, металлургические продукты, промышленные товары, включая вооружение, сельскохозяйственные товары и рыбные продукты) Япония 28%, Южная Корея 21%, Китай 5%, Германия 4%, Россия 1% .
Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением её внешнеэкономических связей.
Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях, до недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта.
Внешняя торговля занимает важнейшее место в системе внешнеэкономических связей страны. Она развивалась высокими темпами. В 80—90-х годах темпы внешней торговли в 1,2—2,7 раза превосходили темпы Прироста ВВП. Так, в 80-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 14,5, в 90-е - 15,6% (60-е - 33,4%, 70-е - 39,8%). Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, 51 том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны.
Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до 1,1 в 1980 г., 1,9 — в 1990 г. и 3,3% — в 1998 г. Увеличилась вовлеченность страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и импортной квот. Экспортная квота достигла 35-41% ВВП (1960 г. - 1,1%; 1980 г. - 30,1%) и несколько уступает соответствующим показателям некоторых малых развитых стран. Импортная зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях значительно сократилась. Экспортно-ориентированное производство усилило зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.
Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной. структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и наукоёмких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги в производстве.
Товарная структура экспорта, в %
Товарные группы |
1980 |
1990 |
1995 |
1998 |
Продовольствие |
6,0 |
3,5 |
2,4 |
,2,0 |
текстиль |
28,2 |
21,4 |
13,8 |
14,4 |
обувь |
5,0 |
6,2 |
1,5 |
0,3 |
химия . |
1,6 |
3,7 |
7,0 |
7,6 |
металлы |
14,5 |
8,7 |
5,4 |
7,5 |
машины и оборудование, транспортные средства . |
— |
39,3 |
52,5 |
49,1 |
Общее машиностроение |
— |
1,5 |
2,3 |
2,4 |
Конторское оборудование |
— |
4,1 |
4,0 |
4,1 |
Телекоммуникационные и музыкальное оборудование |
— |
9,6 |
7,0 |
5,9 |
транзисторы |
— |
8,2 |
15,5 |
14,7 |
электромашиностроение |
— |
22,7 |
18,5 |
11,8 |
автостроение |
— |
5,1 |
8.1 |
9,2 |
судостроение |
— |
5,6 |
4,4 |
6,0 |
Быстрый рост базовых отраслей машиностроения со второй половины 70-х годов позволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида машин и оборудования. наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические изделия (телевизоры, радиоприемники, кассетные магнитофоны, оборудование для дальней связи, оргтехника). Доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта. До середины 80-х годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов. В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с новой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники.
В группе
транспортных
средств помимо
судостроения
важное место
занял вывоз
автомобилей
и запчастей
к ним — свыше
9%
всего экспорта.
По отдельным
товарам южно-корейские
компании
заняли
прочные
позиции на
мировом рынке:
золотые изделия
—23,3%
суда — 18,6%,
транзисторы,
электронные
лампы — 10,3%,
вычислительная
техника — 3%. Но
эти товары
испытывают
растущую
конкуренцию
со стороны
других стран.
В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива превышает треть импорта. По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.
Южно-корейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем ввоза машин и оборудования достигает 37%ого объема импорта. За счет импорта удовлетворялось до спроса на промышленное оборудование.
В основе конкурентных преимуществ южно-корейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины На ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт. На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. Только за 1980— 1993 гг. реальная заработная плата в промышленности увеличилась в 5,4 раза, а выработка на занятого — в 4,8 раза. Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. У южно-корейских экспортеров понизился ценовой фактор. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.
Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров. На долю Японии в 1998 г. приходилось 9,2% южно-корейского экспорта и 18,1% импорта, на долю США соответственно — 17,2 и 21,9%. В связи с укреплением конкурентных позиций южно-корейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.
Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи с КНР, странами АСЕАН. На долю КНР приходится 9% южно-корейского экспорта и 1% импорта.
Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией, Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США..
Внешнеторговый оборот высоко концентрировав. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 25% экспорта страны, который реализуется через торговые компании.
Внешняя торговля до середины 90-х годов сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование иностранного капитала в различных формах, которые значительно отличались в зависимости от периода хозяйственного развития страны.
Важную роль занимал ссудный капитал. Во время индустриализации, особенно в 60-е годы при осуществлении экспортно-ориентированной политики, основное место, занимали государственные займы. С конца 70-х годов доля государственных займов значительно сократилась. .
Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней задолженности, но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне — 15—16%. В 90-е годы абсолютные и относительные показатели внешней задолженности' возросли в результате финансовой либерализации, упразднившей различные ограничения на иностранные заимствования. Ее объем в 1997 г. превысил 158 млрд долл. при высокой краткосрочной компоненте — 2/3, что явилось одной из причин финансового кризиса 1997 г.
С 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных прямых капиталовложений (20,5 млрд долл. в 1999 г.) страна уступает ряду восточно-азиатских и юго-восточных стран. По относительным показателям иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971—1980 гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял 1,34% валовых инвестиций в основной капитал страны, в 1981—1990гг. — 0,54, в 1991— 1998 гг.-3,2%.
Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало бы усвоению новой технологии. С середины 60-х годов приняты законы, согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем. В некоторые секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства информации, нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные банки могли открывать только отделения, но не дочерние компании.
Иностранные капиталовложения в основном были сосредоточены в экспортных зонах, которые были учреждены в 1966 г. для производства товаров на экспорт. На иностранных предприятиях в 1997 г. производилось 6% ВВП (Тайвань — 8,1% ВВП), 22,5% продукции обрабатывающей промышленности. В некоторых отраслях промышленности компании, контролируемые иностранным капиталом, обеспечивали основную долю промышленного производства — в электромашиностроении и электронике —65—73%. В конце 90-х годов в результате финансового кризиса позиции иностранного капитала усилились. Основными инвесторами выступают компании США, Нидерландов, Германии, Японии.
Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом, особенно в экономике АТР. Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические сделки. За 1966—1981 гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций составила только 209 млн долл., с 1981 по 1989 гг, достигла 1,7 млрд, а в 1998 г. — уже 21,5 млрд долл., или 0,5% мирового объем ИПК. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.
Если в 70-е годы южно-корейские компании вкладывали капитал в объекты, продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции стран, то в последние десятилетия 75% зарубежных предприятий экспортируют большинство своей продукции. Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран вложены с целью перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, в развитых странах — приблизить продукцию к рынкам, получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран.
Заметное место в системе международных экономических отношений страны занимают строительные услуги и миграция рабочей силы. В начале 80-х годов доходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений от невидимой торговли. Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных проектов — 6,1% контрактов.
Перспективы и тенденции развития Корейского полуострова.
На данном этапе своего развития Южная Корея значительно приблизилась к уровню развитых стран во многом им не уступает. Но у неё остаются недостатки (цикличность экономики - наступление очередного кризиса, либерализация внешней торговли, меньше вмешательство в национальную экономику и т. д.).
Северная Корея пришла к переломному моменту, об этом свидетельствуют следующие доводы.
Были, впрочем, у северокорейцев и объективные причины для того, чтобы положительно относиться к правящему режиму. Уровень жизни в КНДР повышался до конца 1970-х годов - к тому же, сами корейцы сравнивали свое положение не с жизнью обитателей иных государств, о которой они не имели ни малейшего представления, а со временами японского колониального правления и послевоенной разрухи. Северная Корея начала заметно отставать от Южной только в семидесятые, и в течение долгого времени это отставание удавалось скрывать от населения.
В начале 1990-х годов Северную Корею постигла экономическая катастрофа. Пхеньянская пропаганда десятилетиями твердила о полной экономической самодостаточности страны, но на деле КНДР постоянно получала значительную советскую и китайскую помощь (как прямую, так и косвенную, через несбалансированную торговлю и поставки стратегических товаров по заведомо заниженным ценам). Само существование этой помощи в Пхеньяне замалчивалось или даже прямо отрицалось, но на практике её экономическое значение было огромным.
Наиболее серьёзным ударом для северокорейской экономики стало прекращение субсидируемых поставок нефти. С 1990 года ситуация в КНДР стала быстро ухудшаться. В 1990-1999 гг. страна испытывала «отрицательный экономический рост». За эти годы ВНП КНДР сократился примерно в два раза (более точных данных нет, так как вся экономическая статистика в КНДР засекречена уже почти полвека).
Следствием стал катастрофический голод 1996-2000 гг., который унес множество жизней. По разным оценкам, число жертв голода составило от 200 тысяч до 2 миллионов, то есть от 1% до 10% всего населения страны - это означает, что голод стал крупнейшей гуманитарной катастрофой в Восточной Азии со времен китайского «большого скачка». Официально в Пхеньяне заявили, что голод был вызван небывалым природным катаклизмом - катастрофическими ливнями и наводнениями 1995 г. Доля правды в этом заявлении есть, но те же самые ливни не принесли существенного ущерба сельскому хозяйству Южной Кореи! Куда более важной причиной голода стали эксперименты с террасными полями, начатые по настоянию Ким Ир Сена, а также нежелание режима отказаться от системы кооперативов-колхозов, которая позволяла держать крестьян под надежным контролем.
Однако развал индустрии и Великий Голод 1996-2000 гг. привели к серьёзным изменениям в северокорейском обществе. Во-первых, фактически прекратила своё существование карточная система, которая стала всеобъемлющей ещё в конце 1950-х гг. Во многих районах страны продовольственные карточки перестали отоваривать ещё в 1996 г., а к 1999 г. они повсеместно превратились в бесполезные кусочки плохой шершавой бумаги. Во-вторых, власти перестали контролировать передвижение по стране. До середины 1990-х гг. гражданин КНДР должен был получать специальное разрешение на выезд за пределы своего родного уезда. С началом голода сотни тысяч людей занялись челночной торговлей (в пределах КНДР, само собой), меняя продовольствие на промышленные товары.