Развитие Османской империи
Лямии (ум. 1531). Латифа были одним из наиболее распространенных в то время жанров городской литературы, поскольку откликались на самые животрепещущие вопросы, волновавшие горожан. В сборник Лямии впервые включены рассказы о Ходже Насреддине. Сельский имам, живший на рубеже XIII-XIV вв. и прославившийся своим вольнодумством и острословием, превратился в дальнейшем в легендарную фигуру "возмутителя спокойствия". Его образ стал собирательным и вместил в себя многих героев народных рассказов и шуток о мудрецах, глупцах, веселых плутах и шутах, прикидывавшихся простаками.Значительного расцвета в XV-XVII вв. достигла архитектура, развивавшаяся на основе использования опыта, накопленного мастерами-ремесленниками, вывезенными из различных стран. Султаны, светские и духовные феодалы стремились прославить себя возведением великолепных дворцов и мечетей и поэтому поощряли строительное искусство.
Созданием замечательных архитектурных ансамблей стяжал известность архитектор Коджа Синан, грек по происхождению, взятый по девширме на султанскую службу. За свою долгую жизнь (1489-1588) он построил свыше 360 различных архитектурных сооружений - мече-тей, медресе, дворцов, караван-сараев, библиотек, фонтанов, бань, мостов. Вершиной его творчества и шедеврами мирового зодчества являются мечети Шахзаде и Сулейманийе в Стамбуле и мечеть Селима в Эдирне.
Возводимые дворцы и мечети стали украшаться богатым декоративным убранством, что способствовало расцвету резьбы по камню и дереву орнаментальной живописи, керамики, а также каллиграфии. Благодаря живому интересу Мехмеда II к европейскому и восточному искусству, в частности кживописи, получает большое развитие турецкая миниатюра, отмеченная стремлением к конкретизации образов, портретному сходству и раскрытию внутреннего мира человека. Таков знаменитый портрет Фатиха с розой, выполненный Наккаш Синан-беем в стиле мастеров итальянской школы, портреты Нигярн (ум. 1577), жанровые картины крупнейшего мастера миниатюрной живописи XVI в. Османа. При активном участии Мехмеда II складывается многоступенчатая система образования ) медресе, где наряду с изучением арабского и персидского языков, теории мусульманского права (фикх), богословия (калам) велось обучение логике, арифметике, астрономии, медицине. Тогда же открыла первая математическая школа. Ее основатель - ученик великого астронома Улугбека Али Кушчу. Не меньшей известностью пользовались труды астронома и математика Лютфи То-катлы, казненного в 1494 г. по обвинению в ереси. С успехами в мате-матике и астрономии связано и накопление географических знаний.21
Мировое значение обрели труды турецкого мореплавателя Пири Рейса (ум. 1554) - его мошкой атлас "Бахрийе", который содержит полное описание Средиземного и Эгейского морей, и карта мира, выполненная в 1517 г. При составлении последней Пири Рейс использовал карты итальянских и португальских мореплавателей, в том числе не сохранившуюся карту Колуиба.
На рубеже XV-XVI вв., стала складываться османская историография, чье развитие находилось под пристальным вниманием султанского двора. Основным видом исторических сочинений того времени были хроники, где описывались события мировой истории и излагалась турецкая история от легендарного Огуза до правящего султана. Хроники вбирали в себя не только исторический материал, но и сюжеты житийной литературы, легенды и предания. Летописцы стремились утвердить престиж правителей империи, доказать легитимность сул-танской власти и превосходство Османидов над другими мусульманскими государями. Среди наиболее известных исторических сочинений можно отметить "Джихан-нкма" ("Зерцало мира") Мехмеда Нешри (ум. 1520), "Хешт-и бехишт" ("Восемь парадизов") Идриса Битлиси (ум. ок. 1523), многотомную Османскую историю" Ибн Кемаля (ум. 1534).
С великими географическими открытиями завершается средневековье и начинается Новое время. Наступление новой исторической эпохи означает становление принципиально иных, капиталистических, отношений, опирающихся не на силу политического диктата, а на экономические возможности. Начинается утверждение нового ("западного") цивилизационного порядка с присущими ему духовными ценностями и культурными достижениями. Для Османской империи, как и для всего азиатско-африканского мира, вступление в эпоху Нового времени означает прежде всего переход к другим ролям во всемирно-историческом процессе: странам Востока предстоит включиться в мировую капиталистическую систему в качестве периферийных ее элементов. Это включение предполагало не просто приобщение в тех или иных формах к новой цивилизации, но насильственное изменение направления собственной исторической эволюции восточных обществ, которые не были готовы к подобным переменам. Сравнение различных стран мира в переходный период XV-XVI вв. позволяет увидеть явную неравномерность процесса общественного развития. В то время как в ряде стран Западной Европы уже начался генезис капитализма, в Османской империи заново воспроизводились феодальные порядки, а само общество демонстрировало прочную приверженность к традиционным духовным ценностям ислама.22
Характер аграрных отношений в складывавшейся империи, уровень развития ремесленного производства и торговой активности, система ее политических институтов и состояние культурной жизни позволяют утверждать, что Османская держава была довольно типичным выражением восточного средневековья. Более того, в экономике и в социально-политической жизни турков-османцев обнаруживается много общего с тем, что уже было пережито в сельджукскую эпоху и в период бейликов.
Вместе с тем начавшаяся османская эпоха имеет важные отличия. Отмечаемое в XIII - первой половине XV в. складывание турецкого народа как отдельного этноса сменяется формированием общества имперского типа. Последнее выступает как гетерогенный социум, который включает народы и племенные коллективы, различающиеся по уровню социально-экономического и политического развития, по языку, религии и историческому наследству. Соединение таких разнородных элементов возможно лишь с помощью сильной центральной власти. Отсюда столь пристальное внимание османских султанов - начиная с Мехмеда II и до Сулеймана Кануни - к созданию эффективно действующего аппарата управления и повышению военного потенциала империи. Отсюда и желание упрочить позиции самих властителей, толкнувшее Мехмеда II ввести кровавый обычай казни всех возможных претендентов на престол в момент прихода к власти очередного султана.
Однако одними усилиями правителей вряд ли можно объяснить быстрый взлет могущества Османской империи, превратившейся к середине XVI в. в подлинно мировую державу. Успеху султанских властей способствовали заметные изменения в расстановке политических сил в Средиземноморье: упадок средневековых государств, определявших ранее ситуацию в регионе, и новая волна экспансии христианских государств (испано-португальская Реконкиста). В силу сложившихся обстоятельств вызов, брошенный инициаторами Реконкисты, смогли принять лишь турки, представлявшие наибольшую силу на мусульманском Востоке. Напомним, что к этому времени завершался процесс их этнической и политической консолидации, а прежний лидер исламского мира - мамлюкский Египет - оказался в состоянии глубокого кризиса. К тому же стремление османских султанов развивать свою внешнеполитическую активность прежде всего в сторону христианского Запада способствовало как более быстрому восприятию достижений позднесредневековой Европы (огнестрельное оружие и др.), так и повышению престижа предводителей газавата в глазах мусульман.
Завоевание Константинополя дало Мехмеду II и его преемникам полное основание претендовать на верховенство в исламском мире и на роль единственных наследников власти византийских императоров. Авторитет султанов был признан большинством мусульманских правителей. Благодаря последующим военным успехам османцев это признание превратилось в устойчивую традицию, сохранявшую свою значимость на протяжении нескольких последующих столетий.
Заключение
ОСМАНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ НА БАЛКАНАХ. В 1352 году турки переправились через Дарданеллы и укрепились на западном берегу пролива. В 1354 г. они овладели разрушенной землетрясением крепостью Галлиполи. Началось завоевание балканских стран. В 1362 г. турки завладели Адрианополем (по-турецки Эдирне) и перенесли в него свою столицу. Теперь они окружили Константинополь со всех сторон и вскоре сделали императора своим данником.
Османские войска двинулись на Сербию. В 1389 г. в кровавом сражении на Косовом поле они разбили сербов и подчинили их своему господству. Вскоре было завершено завоевание Болгарии: в 1393 г. пала болгарская столица Тырнов, а в 1396 г.- последний болгарский город Видин. Османское завоевание сопровождалось неимоверными жестокостями и грабежами. Турки увозили имущество, угоняли скот, а местных жителей обращали в невольников-рабов. На Балканы переселялось из Малой Азии турецкое население.
Завоевав Сербию и Болгарию, турки стали угрожать Венгрии. В 1396 г. в битве у болгарского города Никополя войско турок (имевшее численный перевес) разбило крестоносное войско, которым командовал венгерский король Жигмонд. Султан Баязид готовился к завоеванию Константинополя и блокировал его окрестности. Но в это время в Малую Азию вторглись полчища Тимура; многие анатолийские бей перешли на сторону завоевателя. В битве под Анкарой в 1402 г. турки потерпели жестокое поражение, и Баязид попал в плен к Тимуру, откуда он и не возвратился. Тимур разделил Османское государство на уделы между сыновьями Баязида. На некоторое время в стране наступили междоусобия. В Западной Анатолии вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Бедреддина ('1416 г.). Эти события отсрочили завоевание турками Константинополя.
Султан Мурад I (1421-1451), укрепив свою власть в Малой Азии, начал новые завоевательные походы в придунайские страны. В 1444 г. турки разгромили под Варной венгеро-чешское войско, сражавшееся под командованием Яноша Хуньяди.
ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ. В начале XV в. от Византийской империи сохранились только жалкие остатки - Константинополь с узкой полосой побережья Босфора, несколько островов Эгейского моря, часть Средней Греции (где еще оставались осколки латинских княжеств) и полунезависимый Морейский деспотат. В Константинополе не прекращалась междоусобная борьба, несмотря на смертельную опасность со стороны турок. Часть знати придерживалась турецкой ориентации, надеясь получить за свою измену милости от завоевателей. Разгорелся конфликт вокруг Флорентийской церковной унии с католической церковью. Если правящая верхушка видела в унии спасение, то народные массы и часть духовенства отвергали унию в принципе.
Предпринятые против турок походы венгров, трансильванцев и поляков окончились провалом. В 1452 г. султан Мехмет II начал готовиться к решающему штурму Константинополя. Турки построили крепость на Босфоре и блокировали город. На помощь Запада надежд не было. Только Венеция и Генуя прислали по нескольку военных кораблей с небольшим количеством воинов. Но генуэзцы вели двойную игру, надеясь выговорить у турок торговые привилегии и сохранить свою базу в Галате.
Против огромного турецкого войска, оснащенного мощной артиллерией и флотом, город защищало, не более 6 тыс. византийских воинов. Но благодаря героизму защитников и помощи населения было отбито несколько атак противника. Однако туркам удалось переправить по настилу в обход цепных заграждений Золотого Рога свои корабли и войти в залив. 29 мая 1453 г. янычары ворвались в город, и начались уличные бои. Император Константин XII Палеолог погиб в сражении. Константинополь пал. Турки подвергли его страшному разграблению, обратив в рабство десятки тысяч людей. Константинополь был переименован в Истанбул (Стамбул) и стал столицей Османской империи. В течение нескольких лет турки завоевали всю территорию Византии. Последним сдался Трапезунд.
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XV ВЕКЕ. Во второй половине XV в. Турция занимала большую территорию, включая Малую Азию и почти весь Балканский полуостров. В Малой Азии к концу XV в. турки составляли подавляющую часть населения. Отдельные разрозненные племена слились уже в основном в единую тюркскую народность. В 1475 г. Турция завоевала Крымское ханство . Султан превратил крымского хана в своего вассала н стал полным хозяином Черного моря. Турецкое господство на Черном море нанесло некоторый ущерб торговле европейских государств, в частности торговле с Востоком.
В Османском государстве сложились военно-феодальные порядки, в основе которых лежала система условного землевладения. Султан являлся верховным собственником всей завоеванной земли. Военная знать и конные воины (сипахи) получали в условное владение лены - зеаметы и тимары, дававшие право на присвоение ренты-налога с населения. Доход с зеамета составлял от 20 до 100 тыс. акче (серебряная монета), доход с тимара равнялся 3-20 тыс. акче. Родственники султана, а также везиры и бейлер-беи владели большими ленами - хассами, поступления с которых превышали 100 тыс. акче. Значительная часть земли принадлежала феодалам по праву мюлька (полная собственность) и мусульманскому духовенству (вакфы). Господствующий класс существовал преимущественно за счет эксплуатации крестьянства. Крестьяне (раайа) получали от земельных собственников наделы в размере от 6 до 16 га и должны были вносить ренту-налог в натуральной и денежной форме. В Турции не было частной крепостной зависимости, так как феодальные землевладельцы не заводили барских хозяйств и не нуждались в барщинных повинностях крестьян. Барщина практиковалась только на Балканах, где она существовала до завоевания. Некоторые трудовые повинности население выполняло в пользу султана. Турецкое население занималось большей частью полукочевым скотоводством.
Во времена турецкого завоевания пришли в упадок города в Малой Азии и особенно на Балканах. Многие из них были разрушены, другие запустели. Во второй половине XV в. наблюдалось некоторое оживление городской жизни, ремесла и торговли. Султаны, нуждаясь в изделиях ремесла, переселяли в Истанбул ремесленников из провинциальных городов. В столице и отдельных крупных городах развивалось производство тканей, ковров, керамических изделий как для внутренних нужд, так и на экспорт. Торговлей и в значительной части ремеслом занималось не турецкое, а покоренное население (армяне, греки, болгары, евреи и др.). Многие товары для нужд двора и знати ввозились из-за границы. Турецкое завоевание отрицательно сказалось на развитии экономики и культуры покоренных народов, вызвав застой и упадок.
По политическому устройству Османская империя представляла феодальную деспотию. Султан обладал неограниченной государственной и духовной властью над подданными. Вторым лицом в государстве был великий везир, выполнявший функции главы правительства. Отдельными отраслями управления ведали везиры, составлявшие под главенством великого везира Высочайший совет (диван). Главой мусульманского духовенства был главный муфтий (шейх уль ислам), пользовавшийся большим политическим влиянием. Без его санкции изданные султаном законы считались недействительными. В системе политического устройства важное место занимали религиозные общины мусульман и других вероисповеданий. Они не только ведали делами культа, но и осуществляли юрисдикцию над единоверцами (кроме уголовной), а также собирали поборы с населения, в том числе и ридельные государственные поступления. Система немусульманских общин сыграла положительную роль: она способствовала сохранению порабощенными народностями своих национальных, религиозных и культурных традиций.
ТУРЕЦКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ 1-Й ПОЛОВИНЫ XVI В. XVI век был временем наибольшего военно-политического могущества Османской империи. В первой половине XVI в. она присоединила к своим владениям значительные территории на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Разгромив в Чалдыранской битве 1514 г. персидского шаха Исмаила, а в 1516 г. в районе Алеппо войска египетских мамлюков, османский султан Селим I (1512-1529) включил в состав своего государства юго-восточную Анатолию, Курдистан, Сирию, Палестину, Ливан, Северную Месопотамию до Мосула, Египет и Хиджаз со священными городами мусульман Меккой и Мединой. С завоеванием Египта турецкая традиция связывает легенду о передаче турецкому султану титула халифа, т.е. заместителя, наместника пророка Мухаммеда на земле, духовного главы всех мусульман-суннитов. Хотя сам факт подобной передачи является более поздним измышлением, теократические притязания османских султанов стали проявляться более активно именно с этого времени, когда империя подчинила себе огромные территории с мусульманским населением.
Продолжая восточную политику Селима, Сулейман I Кануни (Законодатель, в европейской литературе к его имени принято добавлять эпитет Великолепный) (1520-1566) овладел Ираком, западными областями Грузии и Армении (по мирному договору с Ираном в 1555 г.), Аденом (1538 г.) и Йеменом (1546 г.). В Африке под власть османских султанов перешли Алжир (1520 г.), Триполи (1551 г.), Тунис (1574 г.). Была сделана попытка завоевания Нижнего Поволжья, но Астраханский поход 1569 г. окончился неудачей.
В Европе, захватив в 1521 г. Белград, османские завоеватели предприняли на протяжении 1526-1544 гг. пять походов на Венгрию. В результате Южная и Центральная Венгрия с городом Будой была включена в состав Османской империи. Трансильвания была превращена в вассальное княжество. Турками также был захвачен остров Родос (1522 г.) и отвоеваны у венецианцев большая часть островов Эгейского моря и ряд городов Далмации.
В результате почти непрерывных агрессивных войн сложилась огромная империя, владения которой находились в трех частях света - Европе, Азии и Африке. Главный противник Османской империи на Ближнем Востоке - Иран был значительно ослаблен. Постоянным объектом ирано-турецкого соперничества был контроль над связывающими Европу с Азией традиционными торговыми путями, по которым шла караванная торговля шелком и пряностями. Войны с Ираном велись еще около столетия. Они имели религиозную окраску, так как господствующей религией в Иране был ислам шиитского толка, османские же султаны исповедовали суннизм. На протяжении всего XVI века шиизм представлял для османских властей и значительную внутреннюю опасность, поскольку в Анатолии, особенно восточной, он был весьма распространен и стал лозунгом борьбы с османским владычеством. Войны с Ираном в этих условиях требовали от османских властей большого напряжения сил.
Второй соперник Османской империи в контроле над торговыми путями - Египет перестал существовать как самостоятельное государство, его территория была включена в cocтав империи. Южное направление торговли через Египет, Хиджаз, Йемен и далее в Индию полностью оказалось в руках осман. Контроль над сухопутными торговыми путями с Индией, в значительной мере перешедший к Османской империи, сталкивал ее с португальцами, закрепившимися в ряде пунктов на западном побережье Индии и пытавшимися монополизировать торговлю пряностями. В 1538 г. была предпринята турецкая морская экспедиция из Суэца в Индию для борьбы с засильем португальцев, но успеха она не имела. Установление османского господства над множеством стран и районов, различавшихся по уровню социально-экономического и политического развития, культуре, языку и религии, оказало значительное влияние на исторические судьбы завоеванных народов.
Велики были разрушительные последствия османского завоевания, особенно на Балканах. Османское владычество замедлило темпы экономического и культурного развития этого региона. Вместе с тем нельзя не учитывать и того факта, что завоеванные народы оказали свое влияние на экономику и культуру завоевателей и внесли определенный вклад в развитие османского общества. В состав империи входили и платившие ежегодную дань христианские княжества, своеобразные буферные пограничные территории, во внутренние дела которых Высокая Порта (правительство Османской империи) не вмешивалась. Такой статус имели Молдавия и Валахия, Трансильвания, а также Дубровник и некоторые районы Грузии и Северного Кавказа. На особом положении находились Крымское ханство, шерифат Мекки, Триполи, Тунис, Алжир, также сохранявшие особые привилегии пограничных провинций.
Характерной особенностью османской социальной структуры было то, что османская чиновная аристократия пополнялась либо наследственным путем, либо за счет так называемых капыкулу - "рабов султанского двора". Последние происходили либо из бывших военнопленных, попавших в плен в раннем возрасте, либо были взяты по девширме. Девширме - налог крови, принудительный набор мальчиков, проводившийся в ряде христианских районов империи. Христианских мальчиков 7-12 лет отрывали от родной среды, обращали в ислам и отправляли на воспитание в мусульманские семьи. Затем их обучали в специальной школе при султанском дворе и формировали из них отряды войск, получавших жалованье от султанов. Наибольшую известность и славу в Османской империи приобрело пешее войско этой категории - янычары. Из этой же среды формировалось и османское чиновничество разных рангов, вплоть до великого везира. Как правило, эти лица выдвигались на высшие должности известными феодальными родами, иногда самими султанами или их родственниками, и были послушными проводниками их воли.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XVI - 1-Й ПОЛОВИНЕ XVII ВВ. Османская империя все еще была сильной державой, проводившей активную внешнюю политику. Турецкое правительство широко использовало не только военные, но и дипломатические методы борьбы со своими противниками, главным из которых в Европе являлась империя Габсбургов. В этой борьбе сложился военный антигабсбургский союз Османской империи с Францией, оформленный особым договором, получившим в литературе название "капитуляция" (главы, статьи). Переговоры с Францией о заключении капитуляции шли с 1535 г. Оформлены капитуляционные отношения были в 1569 г. Принципиальное значение их состояло в том, что султанское правительство создало французским купцам льготные условия для торговли в Османской империи, предоставило им право экстерриториальности, установило низкие таможенные пошлины. Эти уступки являлись односторонними. Они рассматривались османскими властями как не столь важные в сравнении с установлением военного взаимодействия с Францией в антигабсбургской войне. Однако в дальнейшем капитуляции сыграли отрицательную роль в судьбах Османской империи, создав благоприятные условия для установления экономической зависимости империи от западно-европейских стран. Пока же в этом договоре и в последовавших за ним аналогичных договорах с Англией и Голландией еще не было элементов неравноправия. Они давались как милость султана и были действительны лишь в период его правления. У каждого следующего султана европейские послы должны были снова добиваться согласия на подтверждение капитуляций.
Первые дипломатические контакты с Россией были установлены Османской империей (по инициативе турок) еще в конце XV в. В 1569 г. после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств произошел первый военный конфликт России с турками, желавшими воспрепятствовать присоединению Астрахани к России. В последующий период более 70 лет между Россией и Османской империей не было крупных военных столкновений.
Войны с Ираном шли с переменным успехом. В 1639 г. были установлены границы, существенно не менявшиеся в течение длительного времени. В составе Османской империи оставались Багдад, Западная Грузия, Западная Армения и часть Курдистана.
Длительные и упорные войны вела Османская империя с Венецией. В результате к османским владениям были присоединены острова Кипр (1573 г.) и Крит (1669 г.). Именно в войне с Венецией и Габсбургами в 1571 г. турки потерпели первое серьезное поражение в морской битве при Лепанто. Хотя этот разгром и не имел серьезных последствий для империи, он явился первым внешним проявлением начавшегося упадка ее военной мощи.
Война с Австрией (1593-1606), австро-турецкие договоры 1615 и 1616 гг. и война с Польшей (1620-1621) привели к некоторым территориальным уступкам Османской империи Австрии и Польше.
Продолжение бесконечных войн с соседями ухудшило и без того сложное внутреннее положение страны. Во второй половине XVII в. внешнеполитические позиции Османской империи значительно ослабли.
Список литературы
1. Непомнин О.Е. Живая история Востока. М., 1998 г.
2. Гасратян М.А., Орешкова С. Ф. Очерки истории Турции. М., 1983 г.
3. Еремеев Д.Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г.
4. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990 г.
5. Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира до Блистательной порты. Пермь 1998 г.
6. Всемирная история. Т. 3 М., 1957 г.
7. Алькаева Л.О. Очерки по истории турецкой литературы. М., 1959 г.
8. Кепрголю М.Д. Происхождение османской империи М., 1939 г
9. Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г.
10. Горулевский В.А. Государства Сельджукидов в Малой Азии М., 1941 г.
11. История стран зарубежной Азии в средней века. М., 1970 г.
Приложение
Период правления | Правитель |
Династия Османидов | |
Турецкие Султаны | |
1299 - 1324 | Осман I |
1324 - 1359 | Орхан |
1359 - 1389 | Мурад I Худавендигяр |
1389 - 1402 | Баязид I Йилдырым |
1402 - 1410 | Сулейман I Челеби |
1410 - 1413 | Муса Челеби |
1413 - 1421 | Мехмед I Челеби |
1421 - 1444 | Мурад II |
1444 - 1446 | Мехмед II Фатих |
1446 - 1451 | Мурад II |
1451 - 1481 | Мехмед II Фатих |
1481 - 1512 | Баязид II |
1512 - 1520 | Селим I Явуз |
1520 - 1566 | Сулейман I Кануни |
1566 - 1574 | Селим II |
1574 - 1595 | Мурад III |
1595 - 1603 | Мехмед III |
1603 - 1617 | Ахмед I |
1617 - 1618 | Мустафа I |
1618 - 1622 | Осман II |
1622 - 1623 | Мустафа I |
1623 - 1640 | Мурад IV |
1640 - 1648 | Ибрахим I |
1648 - 1687 | Мехмед IV |
1687 - 1691 | Сулейман II |
1691 - 1695 | Ахмед II |
1695 - 1703 | Мустафа II |
1703 - 1730 | Ахмед III |
1730 - 1754 | Махмуд I |
1754 - 1757 | Осман III |
1757 - 1774 | Мустафа III |
1774 - 1789 | Абдул-Хамид I |
1789 - 1807 | Селим III |
1807 - 1808 | Мустафа IV |
1808 - 1839 | Махмуд II |
1839 - 1861 | Абдул-Меджид I |
1861 - 1876 | Абдул-Азиз |
1876 | Мурад V |
1876 - 1909 | Абдул-Хамид II |
1909 - 1918 | Мехмед V Резшад |
1918 - 1922 | Мехмед VI Вахедеддин |
С 1922 Турция - республика | |
1922 - 1924 | Абдул-Меджид II (халиф) |
1 Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 89
2 Непомнин О. Е. Живая история Востока. М., 1998 г.; Гасратян М. А., Орешкова С. Ф. Очерки истории Турции. М., 1983 г.; Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г.; Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990 г.; Ирмияева Т. Ю. История мусульманского мира до Блистательной порты. Пермь 1998 г. и др.
3 Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 87
4 Кепрголю М. Д. Происхождение османской империи М., 1939 г с. 34
5 Непомнин О. Е. Живая история Востока. М., 1998 г. Стр. 45
6 Кепрголю М. Д. Происхождение османской империи М., 1939 г с. 54
7 Кепрголю М. Д. Происхождение османской империи М., 1939 г с. 59
8 Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 124
9 Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990 г. Стр. 98
10 Непомнин О. Е. Живая история Востока. М., 1998 г. Стр. 49
11 Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 85
12 Кепрголю М. Д. Происхождение османской империи М., 1939 г с. 89
13 Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 124
14 Непомнин О. Е. Живая история Востока. М., 1998 г. Стр. 49
15 Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 129
16 Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 87
17 Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990 г. Стр. 102
18 Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 88
19 Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 123
20 Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 78
21 Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 87
22 Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 182