Система автосервиса как объект экспертизы

кузова для ремонта его деталей осуществляют в объеме, необходимом для обеспечения качественного выполнения всех ремонтных операций.

Сварочно-жестяницкие и арматурно-кузовные работы включают операции по правке и сварке деталей кузова и его механизмов, а также изготовление необходимых для ремонта элементов кузова панелей, вставок, заплат, косынок и др.

Правочные работы в зависимости от характера повреждений заключаются в устранении неровностей на деформированных поверхностях, а также в исправлении искажений геометрических размеров кузова, т.е. перекосов кузова.

Сварочные работы являются неотъемлемой частью жестяницко-рихтовочных работ. Почти все ремонтные операции требуют применения сварки в том или ином объеме.

Окрасочные работы предназначены для восстановления лакокрасочного покрытия кузова со снятием старого лакокрасочного покрытия, подкраски местных повреждений, окраски отдельных деталей кузова и нанесения различного вида защитных слоев.

Общий технологический процесс окраски включает подготовку поверхности под окраску, грунтование, шпатлевание, шлифование, нанесение промежуточных и внешних слоев покрытия, последующую сушку окрашенных поверхностей.

При ТР электрооборудования выполняют разборку приборов и агрегатов на отдельные сборочные единицы и детали; контроль и выявление дефектов деталей; замену негодных деталей; зачистку и проточку коллекторов электродвигателей; восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек; напайку наконечников проводов; сборку и испытание электрооборудования на специализированных стендах.

Для качественного выполнения ТО и ТР СТО оснащается необходимыми постами, устройствами, приборами, приспособлениями, инструментом и оснасткой, технической документацией.


6. Законодательно-нормативная база объектов и систем автосервиса


В связи с переходом российской экономики в русло общемировой рыночной экономики законодательно-нормативная база системы автосервиса, как и всей сферы услуг, находится в стадии становления и перспективного развития. На сегодняшний день в соответствии с государственной системой стандартизации (ГСС) имеет место разветвленная структура фонда нормативных документов, действующих в сфере услуг. Общая структура фонда нормативных документов показана на рисунке 3.

К международным нормативно-правовым и нормативно-техническим актам относятся:

- Рекомендации ООН (например, по перевозке опасных грузов),

- Конвенции (например, о дорожном движении),

- Правила ЕЭК ООН,

- Директивы ЕЭС идр.

Так, Правилами ЕЭК ООН утверждены «Единообразные предписания», касающиеся различных аспектов эксплуатационных свойств и конструктивных параметров автотранспортных средств (АТС), таких как требования к системам освещения, системам пассивной безопасности, выбросам загрязняющих веществ и др.

Например, для новых автомобилей класса М1 (легковые АТС) введены следующие нормы выброса токсичных веществ в составе отработанных газов (таблица 5).



Таблица 5. Нормативы ПДВ токсичных веществ для легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, принятые в ЕЭС.

Нормативный документ

Год

введения

Концентрация, мг/м3


Сажа - частицы NOX CXHY CO
Евро 1* 1993 - / 0,14 0,97 / 0,97** 2,72 / 2,72
Евро 2 1996 - / 0,08 0,5 / 0,67** 2,2 / 1,0
Евро 3 2000 - / 0,05 0,14 / 0,5 0,17 / 0,06 1,5 / 0,6
Евро 4 2005 - / 0,025 0,07 / 0,25 0,08 / 0,05 0,7 / 0,47
Примечания: * - В России введено с 1999 года. ** - (NOX + CXHY). В числителе – для бензиновых, в знаменателе – для дизельных

К законодательным актам РФ на услуги, оговаривающим права и обязанности исполнителя и потребителя услуг, а также содержащие обязательные требования качества, относятся ГК РФ, ФЗ: «О защите прав потребителей», «О безопасности дорожного движения», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и др.

Подзаконные нормативно-правовые акты охватывают:

- Постановления правительства РФ и утвержденные ими «Правила» и «Положения», такие, например, как «Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», «Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ», «Правила бытового обслуживания населения РФ» и др.,

- приказы и постановления отдельных министерств и ведомств РФ, например, «Требования по обеспечению безопасности автобусных перевозок в РФ» – приказ МВД РФ и др.

Рынок услуг представлен значительным числом видом деятельности, способных удовлетворять любые запросы потребителей. По своей направленности эти услуги могут иметь производственный и социально-культурный характер, и для них присущи все признаки услуг: на них влияют условия обслуживания, они носят личностный характер, их нельзя транспортировать и т.д. Существует множество вариантов классификации услуг, например, по степени потребительской ориентации, по трудоемкости, по стоимости.

Сегодня на предприятиях сферы бытовых услуг действует общероссийский классификатор услуг населению ОК 002 – 93. Классификатор построен по иерархическому методу классификации. Уровни иерархии услуг в классификаторе ОК–002-93 показаны на рисунке 4.

Классификатор услуг населению является основой для создания нормативной базы, определяющей качество услуги на всех этапах ее формирования.

Согласно классификации ИСО/МЭК имеются следующие виды стандартов:

- основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области;

- терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины;

- стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор проб и др.);

- стандарт на продукцию содержит требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Различают неполный стандарт, содержащий только часть требований к продукции, например, только к параметрам качества и полный стандарт, который содержит не только все требования к продукции, но и правила или методы испытаний, отбора проб и т.п., например, ГОСТ Р 51709 – 2001 – «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»;

- стандарт на процесс, стандарт на услугу - нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс или услуга, например, ГОСТ 25478 – 91 – «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»;

- стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей. Такой стандарт разрабатывается также на систему в целом, например, на систему сигнализации.

Государственные стандарты (ГОСТ Р) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомедательные.

Потребительские (эксплуатационные) требования и методы их контроля признаются обязательными, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя или исполнителя услуг.


Рис. 4

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются применительно к продукции, работам, процессам, услугам в определенной отрасли экономики. Их требования не должны противоречить ГОСТ Р.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации явлются составляющие элементы организации и управления производством.

Технические условия (ТУ) разрабатывается предприятием на собственную продукцию или услуги в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно.

В соответствии с Законом « О стандартизации» ТУ отнесены к технической, а не нормативной документации. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции или услуг.

Кроме перечисленных нормативных документов на предприятиях используется ряд технических документов, которые носят характер нормативных актов. К ним относят:

- РД – руководящий документ, например, РД 37.00613 – 97 – «Шаровые шарниры автотранспортных средств. Общие технические требования и методы испытаний»;

- РТМ – руководящие технические материалы, например, РТМ 37.00027 – 88 – «приемка легковых автомобилей станциями технического обслуживания. Общие положения»;

- РТ, РК – руководство по текущему, капитальному ремонту,

- Р – руководство по эксплуатации, например, Р 3112199 – 0306 – 89 «Руководство по эксплуатации легкового индивидуального автотранспорта, переоборудованного для работы на сжиженном нефтяном газе» и др.


Библиографический список


Стандартизация и сертификация в сфере услуг [Текст]: учебн. пособие для вузов/под ред. А.В.Ракова. – М.: Мастерство, 2010. – 208 с

Коммерческое товароведение и экспертиза[Текст]: учебн. пособие для вузов/Г.А.Васильев [и др.]; отв. ред. Г.А.Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 135 с.

Товарная экспертиза [Текст]: учебник для вузов / Н.М.Чечеткина, Т.И. Путилина, В.В. Горбунева. – Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 512 с.

Кравец, В.Н. Законодательные и потребительские требования к автомобилям [Текст]/ В.Н. Кравец, Е.В. Горынин.– Н.Новгород, 2009. – 176 с.

Мороз, С.М. Комментарий к ГОСТ Р 51709 – 2001 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию и методам проверки» [Текст]/ С.М. Мороз.- М.: Транспорт, 2008.-240с.

Хазаров, А.М. Диагностирование легковых автомобилей на станциях технического обслуживания [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.М. Хазаров, А.М. Кривенко Е.И.– М.: Высшая школа, 2007. – 146 с.

Андрианов, Ю.В. Оценка автотранспортных средств [Текст]/ Ю.В. Андрианов.– М.: Дело, 2008. – 488 с.

Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок [Текст]/ С.Д. Бешелев, Гурвич С.Ф. – М.: Высшая школа 2010. – 364 с.

Марков, О.Д. Автосервис. Рынок - автомобиль – клиент [Текст]/ О.Д.Марков. – М.: Транспорт, 2009. - 270 с.

Надежность машин [Текст]: учебн. пособие для машиностр. спец. вузов/ Д.Н.Решетов [и др.]; под общ. ред. Д.Н.Решетова. – М.: Высш. шк., 2008. – 238 с.

Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст]: учебник/ Е.П.Голубков. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Финпресс, 2010. – 496 с.

Ротенберг, Р.В. Основы надежности системы водитель – автомобиль – дорога – среда [Текст]/ Р.В. Ротенберг.– М.: Машиностроение, 2007. – 216 с.

Волгин, В.В. Справочник по диагностике неисправностей автомобиля [Текст]/ В.В.Волгин. – М.: Транспорт, 2009. - 140с.

Волгин, В.В. Инструментальный контроль [Текст]/ В.В. Волгин. - М.: Транспорт, 2009. - 95с.

Волгин, В.В. Автосервис и права потребителей [Текст]/ В.В. Волгин.– М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и Ко», 2008. –160 с.

Размещено на


30