Маркетинг рынка пива
VALIGN=TOP>000
00
00
Причины отказа
от потребления
пива завода
«ТАПИ» в различных
группах потребителей
Рис. 0.0
0.0. Рейтинг марок пива завода «ТАПИ»
Самым популярным пивом Завода «ТАПИ» является «Тагильское», его употребляют 00% респондентов (см. Таблицу 0.0).
Второе место - у марки «Акинфий Демидов» (00%).
На третьем месте - «Спасатель» (00%).
«Каменный цветок» пьют 00% респондентов.
«Исетское» - 00%.
«Московское» - 00%.
«Старый соболь» - 00%.
марки «Рижское», «Портер», «Юбилейное» объединены и составляют - 0%.
Все эти марки (кроме «Темного») чаще других категорий респондентов пьют мужчины, люди старше 00 лет, лица со средним образованием, респонденты с доходом ниже 0000 рублей (см. Таблицу 0.0).
Графически рейтинг марок пива представлен на Рис. 0.0.
Рейтинг марок пива завода «ТАПИ»
Таблица 0.0
Рейтинг марок пива завода «ТАПИ» в различных группах потребителей (% от ответивших по строке)
Каменный цветок |
Тагильское |
Исетское |
Спасатель |
Старый соболь | Акинфий Демидов | Московское | Рижское Портер Юбилейное | Не упо требляю | Затруд. Ответ. | ||
Пол |
Мужской | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 0 |
00 |
0 |
Женский | 0 | 00 | 0 | 00 | 0 | 00 | 0 | 0 | 00 | 0 | |
Возраст |
<00 |
00 |
00 | 0 | 00 | 0 |
00 |
00 | 0 | 00 | 00 |
00-00 |
00 | 00 | 0 | 00 | 0 |
00 |
00 |
0 | 00 | 00 | |
00-00 |
0 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 00 | 0 | 00 | 0 | |
00-00 |
00 |
00 | 00 | 00 |
00 |
00 | 00 | 0 | 00 | 0 | |
00-00 |
00 | 00 | 00 | 00 | 0 |
00 |
00 |
0 | 00 | 0 | |
00-00 |
00 |
00 |
00 |
00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 0 | |
>00 |
00 | 00 | 00 | 00 |
00 |
00 |
00 |
0 | 00 | 0 | |
Образование | Высшее | 00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 0 | 0 | 00 | 0 |
Среднее | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 |
00 |
|
Сред. Спец. | 00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 00 | 0 |
00 |
0 | |
Неп. Сред. | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | - | 00 | 00 | |
Средне душевой доход |
<0000 руб. |
00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 0 |
0000-0000 |
00 | 00 | 00 | 00 |
00 |
00 | 00 | 0 | 00 | 0 | |
0000-0000 |
00 | 00 |
00 |
00 |
00 |
00 | 00 | 0 | 00 | 0 | |
0000-0000 |
00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 00 | 0 | 00 | 00 | |
0000-0000 |
00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 00 | 00 | 0 |
00 |
00 | |
>0000 |
0 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | - | - | 00 | 0 | |
Активность потребления пива | Мало активные | 0 |
00 |
0 | 00 | 0 | 00 | 0 | 0 | 00 | 0 |
Средне активные | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 0 | |
Высоко активные | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 0 | |
Какое пиво пьют | Светлое | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 0 |
Темное | 0 | 0 | 00 | 00 | 0 | ||||||
И то, и другое | 00 | 00 | 00 | 00 | 0 | 00 | 0 | 00 | 00 | 00 | |
Всего |
00 | 00 | 00 |
00 |
00 |
00 | 00 | 0 | 00 | 0 |
0.0. Социально-демографический портрет потребителей пива завода «ТАПИ»
По сравнению с респондентами, употребляющими другие марки отечественного пива, среди потребителей продукции Завода «ТАПИ» больше мужчин и лиц с невысокими доходами, меньше людей с высшим образованием, служащих и специалистов (см. Таблицу 0.0).
Таблица 0.0
Причины отказа от потребления пива завода «ТАПИ» в различных группах потребителей (% от опрошенных)
Социально-демографические характеристики |
Потребители пива завода «ТАПИ» |
Всего | |
Пол |
Мужской | 00 | 00 |
Женский | 00 | 00 | |
Возраст |
<00 |
00 | 00 |
00-00 |
00 | 00 | |
00-00 |
0 | 00 | |
00-00 |
00 | 00 | |
00-00 |
00 |
00 | |
00-00 |
00 |
00 |
|
>00 |
0 | 0 | |
Образование |
Высшее | 00 | 00 |
Среднее | 00 | 00 | |
Среднее специальное | 00 | 00 | |
Неполное среднее | 0 | 0 | |
Род занятий |
Служащий, специалист, инженер | 00 | 00 |
Рабочий | 00 | 00 | |
Предприниматель | 0 | 0 | |
Военный | 0 | 0 | |
Студент | 0 | 00 | |
Пенсионер |
00 |
0 | |
Временно не работаю |
00 |
0 | |
Другое | 0 | 0 | |
Среднедушевой доход |
<0000 руб. |
00 |
00 |
0000-0000 руб. |
00 | 00 | |
0000-0000 руб. |
00 |
00 |
|
0000-0000 руб. |
00 | 00 | |
0000-0000 руб. |
0 | 0 | |
>0000 руб. |
0 | 0 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования настоящей курсовой работы являлось - «Маркетинговое исследование рынка пива г. «ХХХ» производства Нижнетагильского завода «ТАПИ». В целях раскрытия темы маркетингового исследования мной решался ряд задач:
Объект маркетингового исследования - продукция завода «ТАПИ»: общая характеристика предприятия изготовителя; анализ ассортимент выпускаемой продукции, характеристика потребительских свойств.
Изучение особенностей покупательского поведения «ХХХ» потребителей отечественного пива: сегментирование рынка исследования; анализ объема и частоты покупки пива завода «ТАПИ»; изучение объемов покупок в месяц; частота покупки; места покупки пива; основные критерии отбора определенной марки пива; цвет пива; крепость; вкус пива; производитель; известность марки; упаковка; этикетка; цена.
Анализ рыночной позиции пива завода «ТАПИ», изучение мнений потребителей: имидж продукции завода «ТАПИ» в глазах потребителей пива; причины приверженности пиву (или неприятия пива) завода «ТАПИ»; причины приверженности пиву завода «ТАПИ»; причины отказа от употребления пива завода «ТАПИ»; рейтинг марок пива завода «ТАПИ»; социально-демографический портрет потребителей пива завода «ТАПИ».
Среди уральских производителей пива, завод «ТАПИ» занимает особое место. Один из главных принципов работы, принятых здесь - строгое соблюдение технологии, жесткий контроль качества, как исходных компонентов, так и конечного продукта и принципиальный отказ от искусственных добавок и ферментов, которые помогают ускорить процесс производства, в ущерб качеству готового пива. Сегодня «ТАПИ» производит пиво марок: «Тагильское», «Жигулевское», «Рижское», «Спасатель», «Старый Соболь», «Каменный цветок», «Акинфий Демидов», «Портер», «Каменный цветок», «Московское», «Исетское», «Юбилейное».
Проходящая сейчас на предприятии реконструкция направлена на решение нескольких важных задач: повышение качества продукции, увеличение объемов производства и снижение трудоемкости производственного процесса.
В свете технических изменений и реконструкции предприятия проблема изучения рынка становится для «ТАПИ» наиболее актуальной, г. «ХХХ» рассматривается руководством завода, как один из благоприятных рынков. Существенное влияние в этом вопросе оказывают аспекты географической приближенности города (00 км.), наличие большого количества магазинов, стабильное экономическое положение города (территория МО ««ХХХ» является ведущим донором бюджета Свердловской области).
В ходе проведенного исследования, возможно, сделать следующие выводы:
00% респондентов предпочитают продукцию производства «ТАПИ», что говорит о доле рынка предприятия в картине общего спроса на продукцию рассматриваемой товарной группы;
светлого пива покупается потребителями примерно в 0-0 раза больше (по разным социально-демографическим группам), чем темного; потребители пива Завода «ТАПИ» отличаются от прочих потребителей пива несколько меньшей частотой покупок, обычная частота покупок светлого пива, как для большинства покупателей светлого пива, так и для тех, кто покупает оба вида пива – несколько раз в неделю;
самыми популярными местами покупки светлого пива являются продовольственные магазины и торговые павильоны. В таких точках приобретают пиво более 00% респондентов, в продовольственных магазинах особенно активно покупают пиво люди в возрасте от 00 до 00 лет, респонденты с высшим образованием, люди с доходом от 0000 до 0000 и свыше 0000 рублей, что говорит о покупательском сегменте рынка – люди устоявшихся предпочтений с наиболее высоким доходом;
подавляющее большинство опрошенных обращают внимание при покупке на цвет пива. При этом 00% респондентов предпочитают приобретать светлое пиво;
00% предпочитают покупать некрепкие сорта пива (крепостью до 0%);
00% респондентов предпочитают покупать пиво с ярко выраженным пивным вкусом;
при покупке пива 00% респондентов ориентируются на российского производителя, 00% опрошенных предпочитают покупать пиво свердловских производителей. Чаще других так поступают лица со средним и средним специальным образованием, люди с доходом до 0000 рублей, а также потребители пива Завода «ТАПИ»;
00% респондентов предпочитают пиво в стеклянной таре;
половина опрошенных (00%) стараются выбирать пиво с привлекательной этикеткой;
большинство опрошенных (00%) предпочитают покупать не самое дорогое, но и не самое дешевое пиво – по цене от 00 до 00 рублей за бутылку объемом 0,0 литра.
около половины опрошенных (00%) не смогли определить, к какому классу следует отнести пиво Завода «ТАПИ», 00% респондентов считают, что пиво Завода «ТАПИ» относится к средним маркам отечественного пива, только 0% опрошенных считают, что тагильская продукция относится к лучшим маркам отечественного пива:
главной причиной приверженности потребителей пиву завода «ТАПИ» является, на их взгляд, удачное соотношение «цена – качество» (00%), устраивающий потребителя вкус пива (00%), приемлемая цена (00%).
значительная часть опрошенных (00%) практически не пила пиво Завода «ТАПИ», причиной отказа от употребления пива Завода «ТАПИ» является неудовлетворенность его вкусом (00%), 0% респондентов считают неадекватным соотношение «цена – качество», никто из респондентов не назвал в качестве причины отказа от употребления продукции Завода «ТАПИ» не устраивающую цену.
На основании проведенного исследования можно заключить, что Нижнетагильский пивзавод «ТАПИ» грамотно позиционирует себя на «ХХХ» рынке, что свидетельствует о близком расположении производителя и потребителя продукции и возможности изучения рынка. В отличии от других торговых марок «Балтика», «Очаково» и.т.д., представленных на «ХХХ» рынке «ТАПИ» использует все преимущества своего соседства:
потребителю предлагаются разнообразный ассортимент светлых сортов пива различной крепости и вкуса;
продукция расфасована как в стеклянную тару по 0,0 литра, так и в пластиковые бутылки емкостью 0,0 литра.
К недостаткам маркетинга «ТАПИ» на «ХХХ» рынке можно отнести практически полное отсутствие рекламной компании. Рекламы нет на телевидении и радио, отсутствуют акции в виде дегустаций, подарков и др. В отличие от конкурирующих фирм, активно ведущих рекламу своей продукции в электронных СМИ «ТАПИ» проигрывает, вероятно руководство завода считает, что деньги сэкономленные на рекламе можно направить на реконструкцию предприятия и удержание цены в приемлемом конкурентном диапазоне.
В заключении мне хотелось бы порекомендовать заводу активизировать свою рекламную деятельность на территории нашего района с целью завоевания новых потребительских сегментов и ниш рынка, возможно порекомендовать проект рекламного буклета «Пейте пиво пенное, будет здоровье отменное» см. Приложение 0.
ВЫ ЕЩЕ НЕ ПРОБОВАЛИ ТАПИ? ТОГДА НЕПРЕМЕННО ПОПРОБУЙТЕ. И ВСЕ БУДЕТ ТИП - ТАПИ.
Тема изучения покупательских предпочтений фундаментальна и многоаспектна, сегодня мы говорим о все большей нужде российских предпринимателей в качественном маркетинге производимой продукции, о научном подходе и грамотном использовании мировой практики маркетинга, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Изучение рассмотренной темы может быть продолжено на основании библиографического списка в конце работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., Финпресс, 0000.
Дашкова Т.Е. Введение в маркетинговые исследования: Учебное пособие по дисциплине «Маркетинг». Екатеринбург .:УГТЦ, 0000. 00 с.
Багиев Г.Л., Богданова Е.Л. Сегментация рынка и диагностика конкурентной среды в системе маркетинга marketing.spb/read/m0/00.htm
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., Финпресс, 0000.
Гольцов А.В. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии / Маркетинг. 0000. № 0. С. 00–00.
Карпов В.Н. Выбор целевого рынка /Маркетинг. 0000. № 0. С. 00–00.
Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс. 0000. 000 с.
Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб: Наука. 0000. 000 с.
Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Санкт-Петербург, Наука, 0000.
Методические указания по оформлению дипломных и курсовых работ, Днепропетровск 0000
Попов Е.В. Продвижение товара. Екатеринбург: Наука. 0000. 000 с.
Попов Е.В. Теория маркетингового исследования. Екатеринбург: Изд-во УГТУ. 0000. 000с.
Попов Е.В., Попова Л.Н. Искусство маркетинга. Екатеринбург: Терминал Плюс. 0000. 000 с.
Приложение 0
Анкета «Изучение потребителей пива»
|
Уральский Государственный технический университет УГТУ-УПИ в научных целях проводит изучение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на примере пивоварения. Согласившись ответить на приведённые ниже вопросы, Вы поможете научному исследованию причин кризисной ситуации, в которой оказались российский рынок и российские потребители. |
0. Любите ли Вы пиво? (выбранный Вами ответ обведите):
да; скорее да, чем нет; нет; затрудняюсь
0. Где Вы чаще всего предпочитаете покупать пиво
Социально-демографические характеристики | Прод. магазин | Киоск, палатка | Универсам | Спец. магазин | Оптовый рынок | С лотка | Другое | Затрудн. ответ. |
Светлое пиво | ||||||||
Мужчины | ||||||||
Женщины | ||||||||
Темное пиво | ||||||||
Мужчины | ||||||||
Женщины | ||||||||
Пиво Н.Тагильского завода «ТАПИ» | ||||||||
Мужчины | ||||||||
Женщины |
0. Как часто Вы покупаете пиво? (выбранный Вами ответ обведите):
редко; 0 раз в неделю; несколько раз в неделю; каждый день
0. Укажите, пожалуйста, сколько бутылок в среднем Вы приобретаете за раз?______________________
0. Светлое или темное пиво Вы предпочитаете покупать, пить, «Пропущен текст…Удалена ключевая цитата…»
Какое пиво Вы предпочитаете покупать | Только светлое | |
Только темное | ||
И темное, и светлое | ||
Какое пиво Вы предпочитаете пить |
Только светлое | |
Только темное | ||
И темное, и светлое |
0. Пиво какого производства Вы предпочитаете? (выбранный Вами ответ обведите):
иностранное
отечественное
безразлично
0. Какая упаковка пива Вам кажется наиболее привлекательной? «Пропущен текст…Удалена ключевая цитата…»
0. Какие сорта пива Вам больше нравятся? (выбранный Вами ответ обведите):
светлые
темные
безразлично
0. Какие конкретно сорта пива Вы предпочитаете? (выбранный Вами ответ обведите):
«Пропущен текст…Удалена ключевая цитата…»
00. Какой именно сорт пива является Вашим любимым и почему? (он дешевле, его чаще можно найти в продаже, мне нравится вкус, мне нравится качество и т.д.) ____________________________________________________________________________________________
00. Вы предпочитаете данный сорт пива, потому что Вас устраивает (выбранный Вами ответ обведите):
качество; цена; патриотические чувства; другое_________________________________________________
00. Оцените, пожалуйста, по 0-балльной шкале приведенные в таблице сорта пива по четырем показателям — уровню известности, предпочтения, качества, цены:
«Пропущен текст…Удалена ключевая цитата…»
, впишите их, пожалуйста, в пустые графы с указанием производителя и оцените.
Марка пива | Известность | Предпочтение | Качество | Цена |
«Тагильское» | ||||
«Рижское» | ||||
«Акинфий Демидов» | ||||
«Портер» | ||||
«Каменный цветок» | ||||
«Спасатель» | ||||
«Старый соболь» | ||||
«Московское» | ||||
«Исетское» | ||||
«Юбилейное» | ||||
«Балтика» № 0 |
||||
«Балтика» № 0 |
||||
«Балтика» № 0 |
||||
«Балтика» № 0 |
||||
Bavaria | ||||
Holsten | ||||
Faxe | ||||
00. Каким, по Вашему мнению, должен быть объем упаковки? (выбранный Вами ответ обведите): «Пропущен текст…Удалена ключевая цитата…»
00. Какой по вашему должна быть тара упаковки (выбранный Вами ответ обведите), стеклянная бутылка, пластиковая бутылка, жестяная банка, другое ______________________________________________________
00. Согласны ли Вы с утверждением, что чем выше цена, тем выше качество? (выбранный Вами ответ обведите): да, всегда; иногда; редко
00. Напишите, пожалуйста, что для Вас означает понятие «качественное пиво»? _____________________________________________________________________________________________
00. Как часто Вам попадается пиво, которое не устраивает Вас? (выбранный Вами ответ обведите): практически никогда; иногда; довольно часто.
00. Попавшееся Вам некачественное пиво было сделано на:
«ТАПИ», Ярпиво, Клинское, Очаково, «Балтика, других предприятиях (укажите, пожалуйста, сорт пива) _____________________________________________________________________________________________
00. Отметьте, пожалуйста, наиболее распространенные дефекты пива, с которыми Вы встречались:
«Пропущен текст…Удалена ключевая цитата…»
00. Укажите, пожалуйста, какими характеристиками должно обладать пиво, способное доставить Вам максимальное удовольствие:
«Пропущен текст…Удалена ключевая цитата…»
00. Расскажите, пожалуйста, о себе поставьте галочку или другой знак в строке предпочтений
Пол | Мужской | |
Женский | ||
Какой у Вас возраст |
<00 |
|
00-00 |
||
00-00 |
||
00-00 |
||
00-00 |
||
00-00 |
||
>00 |
||
Какое образование | Высшее | |
Среднее | ||
Среднее специальное | ||
Неполное среднее | ||
Род занятий | Служащий, специалист, | |
Рабочий | ||
Предприниматель | ||
Военный | ||
Студент | ||
Пенсионер | ||
Временно не работаю | ||
Другое | ||
Средне душевой доход в месяц |
Менее 0000 руб. |
|
0000-0000 руб. |
||
0000-0000 руб. |
||
0000-0000руб. |
||
0000-0000 руб. |
||
Более 0000 руб. |
Приложение 0