Реализация государственной политики содействия занятости на примере деятельности центра занятости г. Искитима

предпенсионного возраста 382,0 171,0 403,0 283,0 105,5 Молодежь в возрасте 16-29 лет 2298,0 1598,0 2265,0 1548,0 98,6 Инвалиды 365,0 156,0 378,0 161,0 103,6 Несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет 665,0 313,0 910,0 383,0 136,8 Беженцы и вынужденные переселенцы 8,0 8,0 4,0 4,0 50,0 Уволенные в связи сокращением штатов 309,0 206,0 492,0 359,0 159,2 Получили консультации 20810,0 13425,0 33444,0 14256,0 160,7 Оказаны профориентационные услуги 2878,0 1884,0 2997,0 1968,0 104,1 Оказано консультаций по организации самозанятости 128,0 92,0 173,0 147,0 135,2 Признано безработными 4463,0 3141,0 4507,0 3155,0 101,0 Назначено пособие по безработице 4463,0 3141,0 4507,0 3155,0 101,0 Снято с учета, всего 4128,0 2927,0 4825,0 1986,0 116,9

Нашли работу, доходное занятие:

В том числе трудоустроено:

3334,0 2274,0 3401,0 2259,0 102,0 Постоянную работу 3331,0 1872,0 3401,0 1905,0 102,1 Временную работу 1147,0 621,0 1529,0 842,0 133,3 Ранее не работавшие, ищущие работу 1187,0 751,0 1488,0 869,0 125,4 Лица, освобожденные из мест лишения свободы 29,0 3,0 11,0 0 37,9 Молодежь в возрасте 16-29 лет 1622,0 1114,0 1663,0 1146,0 102,5 Беженцы и вынужденные переселенцы 8,0 8,0 2,0 2,0 25,0 Уволенные в связи сокращением штатов, ликвидации предприятия 258,0 185,0 317,0 230,0 122,9 Инвалиды 202,0 88,0 91,0 91,0 45,0 Трудоустроено в течение 10 дней 642,0 401,0 1136,0 623,0 177,0 Трудоустроено особо нуждающие в социальной защите. 827,0 512,0 1158,0 875,0 140,0 Направлено на профобучение 406,0 319,0 37,01 285,0 91,4 Трудоустроено после обучения 249,0 194,0 287,0 218,0 115,3 Оформлено на досрочную пенсию 93,0 78,0 58,0 39,0 62,4 Граждане, организовавшие собственное дело 6,0 6,0 7,0 6,0 116,7 Численность граждан участвовавших в общественных работах 207,0 142,0 286,0 203,0 138,2 Заявлено вакансий, всего: Из них: 11398,0 - 13384,0 - 117,4 Рабочие профессии 8595,0 - 5500,0 - 64,0 Количество зарегистрированных предприятий ИФНС 1140,0 - 1226,0 - 107,5 Проведено специализированных ярмарок 55,0 - 62,0 - 112,7 Количество граждан принявших участие в ярмарках 746,0 - 1172,0 - 157,1 Трудоустроено граждан во время проведения ярмарки 147,0 - 348,0 - 236,7

Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте,

Из них:

76290,0 - 76290,0 - - Жители Искитимского района 37668,0 - 37668,0 - - Жители г. Искитима 38622,0 - 38622,0 - - Численность безработных на конец отчетного периода 1526,0 - 1625,0 - 106,5 Уровень безработицы на конец отчетного периода 2,0% - 2,13% - 0,13%

Ситуация на рынке труда обуславливается влиянием таких экономических факторов как объем промышленного производства, инвестиционная активность, выпуск сельскохозяйственной продукции, оборот розничной торговли и общественного питания, уровень реальной заработной платы, индекс потребительских цен и т. д., а также демографических, социальных факторов. Проводимые в последние годы реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются увеличением численности занятого населения экономической деятельностью, а также и увеличением численностью трудовых ресурсов.

В таблице 2.3 мы можем посмотреть состав безработных граждан.


Таблица 2.3 Состав безработных граждан

Показатели 2005 г.человек Женщины, человек Проживающие в сельской местности 2006 г.человек Женщины, человек Проживающие в сельской местности
1 2 3 4 5 6 7
Уволенные по собственному желанию 531 375 123 832 382 339
Уволенные по 33 статье, за нарушение трудовой дисциплины 4 1 1 8 4 2
Выпускники общеобразовательных учебных заведений 49 39 2 22 18 1
Выпускники высших учебных заведений 15 5 0 6 6 1
Выпускники средних специальных учебных заведений 42 37 7 46 41 12
Имеющие высшее образование 187 414 30 160 127 30
Имеющие среднее специальное образование 434 351 99 399 330 103
Имеющие начальное профессиональное образование 337 267 100 263 199 101
Имеющие среднее (полное) общее образование 597 429 186 443 327 175
Не имеющего среднего общего образование 383 212 172 359 204 187
Граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе 644 470 278 624 426 294
Дети – сироты, лица оставшиеся без попечения родителей 4 1 1 4 4 0
Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей Из них: 569 492 198 405 356 167
Одинокие 49 49 18 34 34 20
Многодетные 22 22 16 17 16 16

Состояние регистрируемого рынка труда в решающей степени зависит от состояния внутренних рынков труда предприятий, как наиболее весомых источников пополнения рядов безработных. Для рынка труда характерно дальнейшее перераспределение рабочей силы из сферы материального производства в сферу отраслей рыночной инфраструктуры.

2.3 Анализ основной деятельности центра занятости г. Искитима


Ситуация на рынке труда требует усиление роли активных мер политики занятости.

К числу активных действий по регулированию ситуации на рынке труда относятся меры по экономической поддержке занятости, сокращению продолжительности безработицы, скорейшему возвращению безработных граждан к производительному труду.

Рынок труда формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Здесь взаимодействуют работодатели, наемные работники и государство, при этом каждый из них реализует свои интересы.

При осуществлении и содействии государством социальных функций, цель которого – обеспечить каждому человеку достаточный жизненный уровень. В соответствии с международными нормами, неотъемлемой частью экономической и социальной политики любого государства должно быть содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Продуктивная занятость чаще всего понимается как занятость в общественном производстве. Человек вправе выбирать по своему желанию одну из сфер общественно полезной занятости (профессиональный труд, учебу с отрывом от работы, домашнее хозяйство и т. п.), однако основной составляющей является занятость профессиональным трудом.

Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным и максимально продуктивным для общества.

Конституция РФ (ст. 37) устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В свою очередь, государство гарантирует гражданам соблюдения указанных прав.

Принцип свободы труда нашел отражение в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ», в соответствии с которой гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному труду, творческому труду. Современное содержание принципа свободы труда и свободно избранной занятости раскрывается следующим образом. Во-первых, согласно ст. 4 Трудового кодекса принудительный труд запрещен. Четко установлены случаи, при наличии которых труд не является принудительным, что полностью отвечает международным требованиям, зафиксированным в Конвенции МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. Во-вторых, в соответствии со ст. 8 Закона о занятости населения в РФ граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или с помощью организации по содействию в трудоустройстве населения. В-третьих, свободно избранная занятость означает гарантированное содействие в трудоустройстве со стороны органов государственной власти, а именно (в соответствии со ст. 12 Закона о занятости населения в РФ) - при бесплатном посредничестве органов службы занятости.

Проведение активной государственной политики занятости (совокупность правовых, организационных и экономических мер, принимаемых государством в целях снижения уровня безработицы), должно осуществляться путем разработки и финансового обеспечения программ занятости, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, а также включающих бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

К числу пассивных мер относится обеспечение социальной поддержки безработных граждан (ст. 12 Закона о занятости населения в РФ), которая заключается в выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения, по направлению органов службы занятости, возможности участия в оплачиваемых общественных работах, оказании материальной помощи. Основная ее цель - не допустить резкого падения уровня жизни уволенного работника.

В соответствии с международными нормами при осуществлении государственной политики занятости в России применяется дифференцированный подход. Это означает наличие норм, предусматривающих специальные меры для отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой государственной защите в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда (ст. 5 Закона о занятости населения в РФ). Государство обеспечивает для них дополнительные гарантии путем разработки и реализации специальных программ содействия занятости, а также установления квоты для приема на работу инвалидов и др. (ст. 13 Закона занятости населения в РФ).

Согласно новой редакции ст. 7 Закона о занятости населения в РФ, вступающей в силу с 1 января 2007 г., федерация передает органам государственной власти субъектов практически все полномочия, связанные с непосредственной реализацией государственной политики в сфере занятости, в том числе по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приему на работу инвалидов в счет квоты, регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы, реализации территориальных программ по содействию занятости от отдельных категорий граждан, организации профессиональной ориентации и профессионального обучения, осуществлению социальных выплат гражданам, признанным безработными, проведению общественных работ, содействию самозанятости и т.д.

Федеральные органы оставляют за собой только контрольно - надзорные функции, а также функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Финансирование переданных полномочий предусматривается в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых в установленном порядке на счет бюджета субъекта Федерации. Их объем зависит от численности населения и утверждаемый Правительством РФ методики расчета нормативных затрат, которую еще предстоит разработать.

В настоящее время порядок финансового обеспечения обязательств Федерации регламентированным Положением о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социального развития РФ от 29 июля 2005 г. № 485, и осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Финансовое обеспечение обязательств Российской Федерации на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, предусмотренных в установленном порядке Федеральной службе по труду и занятости.

Федеральная служба по труду и занятости является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение обязательств Российской Федерации по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.

Государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости) являются получателями средств федерального бюджета на финансовое обеспечение указанных обязательств Российской Федерации.

Финансовое обеспечение обязательств Российской Федерации по расходованию средств федерального бюджета по содействию занятости населения по разделу «Мероприятия в области занятости населения в Российской Федерации»:

«Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», на котором отражаются расходы на - материальную поддержку несовершеннолетних граждан на период их временного трудоустройства в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше полуторакратной минимальной величины пособия по безработице.

«Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест», на котором отражаются расходы на - подготовку, издание и размещение информационных материалов о деятельности территориальных органов и центров занятости.

«Организация общественных работ», на котором отражаются расходы на - материальную поддержку безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице.

«Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы», на котором отражаются расходы на материальную поддержку безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на период их временного трудоустройства в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице.

«Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда», на котором отражаются расходы:

- на подготовку и издание информационных и методических материалов, изготовление наглядной информации, периодических изданий по вопросам трудоустройства;

- на оказание услуг специалистами, привлекаемыми для реализации мероприятий по социальной адаптации безработных граждан.

«Организация содействия самозанятости безработных граждан», на котором отражаются расходы:

- на предоставление организационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам организации самозанятости безработных граждан (проведение тестирования, содействие в подготовке бизнес-планов, проведение экспертизы, предоставление возможности использования каналов связи и средств оргтехники);

- на оказание финансовой помощи безработным гражданам на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов. Указанные расходы могут производиться до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

«Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые», на котором отражаются расходы на - материальную поддержку безработных граждан данной категории на период их временного трудоустройства в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице.

«Профессиональное обучение безработных граждан», на котором отражаются расходы:

- на оказание образовательных услуг по теоретическому и производственному обучению (производственной практике), стажировке;

- на оплату, при необходимости, стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных территориальным органом или центром занятости на профессиональное обучение в другую местность;

- на оплату за медицинское освидетельствование, при направлении на профессиональное обучение в соответствии с перечнем профессий, специальностей, требующих медицинского освидетельствования.

«Профессиональная ориентация», на котором отражаются расходы:

- на разработку, изготовление, тиражирование профинформационных материалов, разработку и приобретение методического обеспечения профориентационной деятельности, специальной литературы, проведение профориентационных, психологических, социологических обследований;

- на аренду помещения на время проведения мероприятия, мебели, информационных стендов, каналов связи (включая сеть "Интернет"), оборудования (компьютеров, локальных и информационных сетей, аудио- и видеотехники), использование услуг почтовой связи.

Выплата материальной поддержки безработным гражданам, участвующим в общественных работах, безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, безработным гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущим работу впервые, и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период временного трудоустройства, производится Сбербанком России через его филиалы (отделения) в соответствии с договором (соглашением) на основании списков получателей материальной поддержки, подписанных уполномоченными лицами и удостоверенных оттисками печати территориальных органов или центров занятости.

Финансовое обеспечение мер социальной поддержки безработных граждан осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости, включая пособия по безработице.

«Социальная поддержка безработных граждан, включая пособия по безработице», на котором отражаются расходы:

- на выплаты пособий по безработице в период поиска подходящей работы (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного гражданина) и участия безработных граждан в общественных работах;

- на материальную помощь безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством Российской Федерации о занятости населения периода его выплаты, в размере не выше минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на размер районного коэффициента;

- на стипендии в период прохождения безработными гражданами профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению территориальных органов и центров занятости;

- на материальную помощь безработным гражданам в период профессионального обучения в размере не выше минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на размер районного коэффициента;

- на ежемесячное возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно.

- на оплату услуг почтовых отделений связи по доставке пособий по безработице, стипендий и материальной помощи.

Выплаты пособия по безработице, материальной помощи и стипендии производятся в соответствии с договором через филиалы (отделения) Сбербанка России или организации федеральной почтовой связи на основании списков получателей пособий, материальной помощи и стипендий, подписанных уполномоченными лицами и удостоверенных оттисками печати территориальных органов или центров занятости.

Обеспечение выплат пенсий, назначенных безработным гражданам досрочно, производится в порядке ежемесячного возмещения затрат органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан.

Сведение о количестве участников в расходовании средств по мероприятиям содействия занятости мы можем увидеть в таблице 2.4.


Таблица 2.4 Сведения о количестве участников в расходовании средств по мероприятиям содействия занятости 2005 - 2006 гг

Показатели 2005 год, человек Федеральные средства, тысяч рублей Областные средства, тысяч рублей 2006 год, человек Федеральные средства, тысяч рублей Областные средства, тысяч рублей
1 2 3 4 5 6 7
Организация общественных работ 207,0 212,1 100,8 286,0 501,8 396,7
Организация временной занятости несовершеннолетних граждан 453,0 384,6 302,0 760,0 727,8 774,2
Организация трудоустройства безработных испытывающих трудности в поиске работы 35,0 95,0 17,7 73,0 304,7 119,2
Организация профессионального обучения 406,0 948,0 0 371,0 1337,4 0
Организация профессиональной ориентации 2878,0 0 0 277,0 0 0
Социальная адаптация безработных граждан 186,0 3,2 0 237 0 0
Оказание содействия самозанятости безработным гражданам 71,0 22,0 0 173,0 73,1 0
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест 57,0 40,5 0 62,0 19,0 0
Выплата пособий - 18920,0 0 - 19745,0 0
Выплата стипендии - 690,0 0 - 810,5 0
Оплата стоимости проезда - 139,0 0 - 156,0 0
Оплата за медицинское освидетельствование - 45,0 0 - 56,0 0

Одним из активных способов решения проблемы занятости трудоспособного населения является временная занятость населения в проведении оплачиваемых общественных работах.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Цель привлечения безработных и незанятых граждан к общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки (в первую очередь безработным), сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающих трудовую деятельность.

Преимущественным правом на участие в общественной работе пользуются безработные граждане:

- не получающие пособие по безработицы;

- безработные граждане, состоящие на учете свыше 6 месяцев

С это целью создаются дополнительные рабочие места для временного трудоустройства граждан.

Работа проводиться в рамках реализации ежегодно разрабатываемого плана администрацией Искитимского района, администрацией муниципального образования г. Искитима по организации и проведения общественных работ.

Основным документом, используемым органами службы занятости населения в работе по организации и проведения общественных работ осуществляется в соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 г. № 875 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2000 г. № 769.

В 2006 году в общественных работах участвовало 286 человек, в том числе 203 женщины (70,9% от общего числа участников). По сравнению с аналогичным периодом 2005 года число участников увеличилось на 38,2%.

Одной из причин увеличения числа участников общественных работ в 2006 году является изменение категорий граждан, желающих участвовать в общественных работах и имеющих право на получения материальной поддержки из средств федерального бюджета, а также заявлено вакансий на временное трудоустройство.

Для трудоустройства граждан в общественных работах в отчетных периодах 2005-2006 гг. заключено договоров в 2005 г.: 72 договора с работодателями, и 2006 г. 142 договора, в т. ч. 47 договоров за счет средств работодателя.

Наибольшее количество договоров на организацию общественных работ были заключены с государственными предприятиями жилищно – коммунального хозяйства по благоустройству, уборке и озеленению территории района, в учреждениях социальной сферы, некоммерческими организациями, а так же на работу в сельском хозяйстве и др.

Основные виды работ: благоустройство, озеленение и санитарная очистка территории города; сельскохозяйственные работы, прочие работы (оформление документов в паспортных столах и военкоматах, помощь в производстве стройматериалов, помощь и содействие по приведению в порядок воинских мемориалов, работа в торговле и общественном питании).

Анализ данных показывает, что произошло увеличение направленных граждан на общественные работы из категории особо нуждающихся в социальной защите, это женщины на 43,0%, молодежь 16-29 лет 1,0%, граждане предпенсионного возраста на 116,6%, длительно неработающие (более года) на 17,0%, граждане, состоящие на учете свыше 6 месяцев на 100,0%.

Причины сдерживания развития общественных работ продолжают оставаться достаточно традиционными. Основными из них является:

- слабая заинтересованность работодателей в организации данных работ;

- остается низкой заработной платой участников общественных работ и особенно для специалистов со средним и высшим образованием.

Тем не менее, сравнительный анализ организации общественных работ с предыдущими годами показал, что повысилось качество работы органов занятости по реализации данного направления. В перспективе усилия будут сосредоточены на дальнейшем повышения качества общественных работ, а именно:

- повышение эффективности общественных работ;

- закрепление на рабочих местах после окончания периода временных работ;

- увеличение численности участников трудоустроенных с использованием местных бюджетов и средств работодателей без затрат федерального бюджета;

- повышение среднего периода участия в общественных работах;

- расширение видов общественных работ;

- привлечение к общественным работам длительно безработных граждан для сохранения их трудовой мотивации и поддержки доходов.

Для реализации намеченных целей необходимо:

- совершенствование координации действий Территориальной администрации, работодателей, центра занятости, финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования;

- повышения престижности общественных работ за счет расширения видов работ.

В таблице 2.5 мы можем посмотреть участие граждан в общественных работах.


Таблица 2.5 Участие граждан в общественных работах

Показатели 2005 год, человек 2006 год, человек 2006 г. по отношению к 2005 г. (%)
Участвовало в общественных работах всего, в том числе 207,0 286,0 138,2
Женщины 142,0 203,0 143,0
Молодежь 16-29 лет 101,0 102,0 101,0
Граждане предпенсионного возраста 12,0 26,0 216,7
Беженцы и вынужденные переселенцы 2,0 0 0
Граждане, имеющие длительный (более года перерыв в работе) 53,0 62,0 117,0
Граждане, впервые ищущие не имеющие профессии 69,0 41,0 59,4
Граждане, имеющие статус безработного, состоящие на учете свыше 6 месяцев 10,0 20,0 200,0

Содействие занятости несовершеннолетних граждан остается одним из главных направлений деятельности органов государственной службы занятости.

Основной задачей содействия трудоустройству несовершеннолетних граждан на временную работу является их приобщение к труду, получение профессиональных навыков, адаптации трудовой деятельности [15. С. 82].

Основным документом, используемым органами службы занятости о реализации мероприятий по содействию временного трудоустройства граждан осуществляется приказом Федеральной службы занятости России от 26.04.1995 года № 94 «Об утверждении «Положения об организации временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан», с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлений Правительства Российской Федерации от 23.04.2002 года.

В целях приобщения к труду несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет, получения профессиональных навыков и адаптации на рынке труда в период каникул и свободное от учебы время в течение всего учебного года.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан допускается на работу, не наносящую ущерба их здоровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушающего процесса обучения.

Организация работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан осуществляется на основе всестороннего анализа состояния рынка труда, изучения потребности подростков в трудоустройстве и возможностей работодателей в обеспечение их занятости. Изучение потребности подростков в трудоустройстве производится на основе анализа данных о количестве обращений в службу занятости, а также на основе проводимых органами службы занятости населения, политики по делам молодежи, комиссиях по делам несовершеннолетних и других заинтересованными сторонами в работе подростков.

Центр занятости населения строит свою работу таким образом, чтобы совместными усилиями по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан совместно с органами государственной власти и управления муниципальных образований, комитетов (отделов) по делам молодежи, социальной защиты населения, органами внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних оказывать помощь подросткам в их временном трудоустройстве.

При этом основным направлением при организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан относятся:

- изучение потребности несовершеннолетних граждан в трудоустройстве;

- информирование несовершеннолетних граждан о планируемых мерах по организации их временного трудоустройства;

- участие в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан;

- направление несовершеннолетних граждан для трудоустройства на временные рабочие места;

- заключение договоров на проведение работ с работодателями.

Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане:

- из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, а так же лиц, их заменяющих;

- из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей; семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Основными видами работ, на которые направлялись подростки согласно договорам, были: благоустройство территории, сельскохозяйственные работы, слесарные работы, ремонтно-строительные работы, пошивом и ремонтом одежды.

За 2006 год было проведено 20 специализированных ярмарок, тогда как в 2005 году их было на 80 меньше (12 ярмарок), в связи с этим было заключено в 2005 году 56 договоров на трудоустройство подростков.

В соответствии с условиями договоров предприятие отвечали за организацию производственного процесса, обеспечение техники безопасности и оплату труда.

Заключено 130 договоров по организации занятости подростков в свободное от учебы время в 2006 году, в аналогичном периоде 2005 года 102 договора.

В органы службы занятости обратились в 2005 году 665 подростков, из них трудоустроены 607 человек, в 2006 году произошло увеличение обратившихся несовершеннолетних граждан на 245 человек, а трудоустроено на 215 человек больше по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

Произошел рост количества участников программы временной занятости несовершеннолетних граждан на 215 человек. Данный факт свидетельствует о том, что у подростков наблюдается растущий интерес к трудоустройству в свободное от учебы время.

Анализ организации и проведения работ по содействию подростковой занятости свидетельствует о ее социальной направленности.

Сравнительный анализ организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан с предыдущими годами показал, что 2005 год несколько отличается от периода 2006 года. Повысилось качество работы органов службы занятости по реализации данного направления деятельности. Это обусловлено следующим:

- содействие занятости молодежи, в том числе несовершеннолетних граждан, было определено в 2006 году как одно из приоритетных направлений работы органов службы занятости.

- центры занятости населения активизировали работу по взаимодействию с заинтересованными организациями по временному трудоустройству подростков и привлечению дополнительных источников финансирования.

- сформирован и активно использовался специализированный банк вакансий для несовершеннолетних граждан.

Обеспечена организация временного трудоустройства учащихся в течение всего года в свободное от учебы время, в том числе в зимний период.

Расширен перечень видов работ, которые выполняли несовершеннолетние.

Перспективными направлениями работы органов службы занятости по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан являются:

- привлечение большего числа несовершеннолетних граждан к участию во временных работах, увеличение количества подростков, обращающихся в органы службы занятости в целях поиска работы;

- увеличение численности участников, трудоустроенных с использованием областного и местных бюджетов, средств работодателей без затрат федерального бюджета;

- увеличение численности несовершеннолетних граждан, участвовавших в производственных видах труда.

В таблице 2.6 мы видим количество трудоустроенных несовершеннолетних граждан.


Таблица 2.6

Трудоустроено несовершеннолетних граждан в 2005-2006 гг.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2006 г. по отношению к 2005 г. (%)
Обратилось несовершеннолетних граждан, всего (человек) 665,0 910,0 173,0
Трудоустроено несовершеннолетних граждан (человек) 607,0 822,0 135,4

В целях улучшения положения на рынке труда граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сохранения профессиональных навыков в условиях безработицы, увеличения шансов для дальнейшего постоянного трудоустройства и получения материальной поддержки на период активного поиска места работы проводиться работа по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Для участия в мероприятиях по организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите направляются, следующие категории граждан:

- многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов;

- граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

- инвалиды;

- несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет;

- семьи, в которых оба родителя признаны безработными;

- лица, предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии.);

- лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание;

- беженцы и вынужденные переселенцы;

- граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходим уход, помощь или надзор (по заключению уполномоченного на то органа);

- граждане, подвергающиеся воздействию радиации, вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

К основным направлениям деятельности центра занятости были отнесены: информирование населения о планируемых мерах по организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите; подбор и направление этих граждан в организации для трудоустройства; заключение договоров с работодателями. Широко использовались средства массовой информации с целью информирования населения, органов местного самоуправления, организаций по организации трудоустройства данной категории граждан.

В 2006 году на организацию трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите было заключено 48 договоров, тогда как в 2005 году 24 договора.

При содействие центра занятости было трудоустроено на 40,% больше в 2006 году, чем в 2005 году.

В таблице 2.7 мы видим содействие занятости граждан, нуждающихся в социальной защите.


Таблица 2.7

Содействие занятости граждан, нуждающихся в социальной защите

Показатели 2005 год человек 2006 год человек 2006 г. по отношению к 2005 г. (%)
Обратилось ищущих, всего 6836,0 7748,0 113,3

Лица, освобожденные из мест лишения свободы

Трудоустроено

39,0

29,0

25,0

11,0

64,1

37,9

Граждане, уволенные с военной службы

Трудоустроено

14,0

10,0

10,0

4,0

71,4

40,0

Беженцы и вынужденные переселенцы

Трудоустроено

8,0

7,0

4,0

2,0

50,0

28,6

Несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет

Трудоустроено

665,0

607,0

910,0

822,0

136,8

135,4

Лица предпенсионного возраста

Трудоустроено

382,0

108,0

403,0

225,0

105,5

208,3


В отчетном периоде проводились совещания, «круглые столы», на которых рассматривались вопросы трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, изыскивались возможности для привлечения средств из различных источников финансирования, заключались соответствующие договоры.


ГЛАВА 3. Мероприятия по совершенствованию работы ОГУ ЦЗН г. Искитима


3.1 Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест


В целях расширения возможностей трудоустройства граждан и подбора работников для предприятий и организаций центр занятости организует ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, а также мероприятия по взаимодействию с работодателями.

Выступая инициатором проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в процессе их организации центр занятости населения активно проявляет к сотрудничеству заинтересованных лиц: заместителей глав администрации городов (районов) курирующих деятельность служб занятости, руководителей предприятий и организаций.

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест является одним из основных направлений активной политики занятости населения, основной целью которого является содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, снижение социальной напряженности на рынке труда, обеспечение организации кадрами.

На ярмарках вакансий могут подыскать работу и те, кто по каким либо причинам не зарегистрирован в службе занятости и те, кто намерен сменить место работы, выпускники учебных заведений и пенсионеры. Проведение подобных мероприятий позволяет максимально приблизить граждан, желающих трудоустроиться к работодателю.

С целью расширения возможностей в получении выбора профессии, получения профессиональной информации об учебных заведениях г. Новосибирска и области, об условиях приема и учебы в этих учебных заведениях для выпускников школ ежегодно проводятся ярмарки – презентации учебных заведений.

Проведение ярмарок способствует решению нескольких проблем:

- содействие трудоустройству граждан;

- оказание помощи работодателям в комплектовании кадров;

- профориентационная работа среди молодежи;

- консультирование граждан по вопросам труда и занятости;

- информирование граждан о возможностях службы занятости.

Анализ результатов проведения ярмарок и учебных рабочих мест свидетельствует о том, что в центре занятости зарегистрировано достаточное количество вакансий для организации ярмарок.

Преследуя цель оказать выпускникам школ, помощь в выборе будущей профессии, центр занятости населения ежегодно проводит в школах ярмарки-презентации профессиональных учебных заведений. Они дают школьникам выпускных классов, молодёжи информацию об имеющихся профессиональных учебных заведениях и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда. На ярмарках оказываются профориентационные услуги. Да и сами учебные заведения готовятся к проведению такого мероприятия очень серьёзно.

Для участия в ярмарке учебных мест приглашаются учебные заведения (ВУЗы, ССУЗы, ПУ).

За период 2005-2006 года проведено 4 ярмарки учебных мест города и района (по 2 ярмарки в год), где принимают участие 23 учебных заведения.

В 2005 году посетило ярмарку учебных мест около 600 выпускников, тогда как в 2006 году 700 человек.

Основными проблемами, с которыми сталкивались при организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест явилось:

- превышение числа желающих найти работу над числом представленных на ярмарку вакансий;

- несоответствие профессиональной структуры ищущих работу граждан предложенным вакансиям;

- низкая заработная плата;

- транспортная недоступность для жителей отдаленных сел и деревень;

Организаторы ярмарок ставили несколько задач, в том числе оказание эффективной помощи людям в поисках подходящей работы, предоставление гражданам возможности для консультирования по вопросам занятости, трудового законодательства, удовлетворение запросов работодателей в подборе кадров.

Реализация мероприятий по взаимодействию с работодателями способствует:

- укреплению партнерских отношений органов службы занятости с работодателями;

- расширению сферы оказываемых услуг, повышению уровня информационного обслуживания населения;

- сокращению времени поиска работы обратившимися гражданами, предоставлению работодателям возможности в подборе требуемых специалистов;

- увеличению числа вакантных рабочих мест, поступающих в центры занятости населения;

- увеличению числа трудоустроенных граждан.

Для повышения результатов содействия трудоустройству граждан органы службы занятости в дальнейшем планируют привлекать к участию в мероприятиях, в том числе ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, максимальное количество работодателей, располагающих вакансиями с заработной платой, превышающей величину прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с главой 32 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение. Ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти переобучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течении срока, установленного ученическим договором; срок ученичества; размер оплаты во время ученичества. Данный договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон. Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации. Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах. На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда.

В целях