Доходность и прибыльность коммерческого банка
в объеме 100 млн синг.долларов со ставкой купона 4,25 %, в марте 2006 года еврооблигаций в евро на сумму 300 млн евро по ставке 5,125 % сроком на 5 лет, в ноябре 2006 года на сумму 500 млн долларов США со ставкой 7,5 % сроком на 10 лет. Средний объем выпущенных долговых ценных бумаг за 2006 год вырос на 170,5 млрд тенге, или на 70,3 %, по сравнению со средним объемом за 2005 год.Несмотря на снижение доли процентных расходов по счетам клиентов за 2006 год, сумма расходов увеличилась на 72,2 % (на 8,4 млрд тенге) и составила 20,132 млн тенге, по сравнению с 11,689 млн тенге за 2005 год.
Увеличение обусловлено ростом среднего объема счетов клиентов за 2006 год на 63,7 % в сравнении со средним объемом за 2005 год и увеличением средней стоимости данных обязательств с 4,46 % за 2005 год до 4,75 % за 2006 год.
За 2006 год процентные расходы по займам и средствам банков возросли в 2 раза и составили 21,287 млн тенге в сравнении с 10,572 млн тенге за 2005 год. Это объясняется увеличением в течение 2006 года среднего объема заимствований о банков и финансовых институтов на 87,8 % (или на 163,5 млрд тенге) в сравнении со средними объемами за 2005 год, при одновременном увеличении средних процентных ставок с 5,71 %за 2005 год до 6,24 % за 2006 год.
Процентные расходы по прочим привлеченным средствам выросли за 2006 год в 5,6 раза и составили 4,450 млн тенге по сравнению с 789 млн тенге за 2005 год. Это обусловлено, прежде всего, выплатой процентов по секьюритизированным облигациям, выпущенным Банком в размере 300 млн долларов США в декабре 2005 года, в размере 200 млн долларов США в июне 2006 года, а также ростом среднего объема прочих привлеченных средств за 2006 год в 4,7 раза в сравнении с 2005 годом.
В таблице 5 представлена информация о расходах на резервы на обесценение процентных активов.
Таблица 5 – Расходы на резервы на обесценение процентных активов, млн.тенге
Показатель | 2006 | 2005 |
Изменение, % |
Ассигнования в резервы на потери по ссудам клиентам | 33277 | 17121 | 94,4 |
Ассигнование в резервы на потери по ссудам банкам | -390 | 712 | -154,8 |
Всего | 32887 | 17833 | 84,4 |
Показатели качества кредитов | |||
Ассигнования в резервы на потери по ссудам клиентам на средний объем ссуд клиентам (брутто) | 3,3% | 2,95% | |
Ассигнования в резервы на обесценение процентных активов (операционный доход до формирования резервов на обесценение) | 35,3 | 32,4 |
Таким образом, согласно таблице 5, в 2006 году ассигнования в резервы на обесценение процентных активов составили 32,887 млн тенге против 17,833 млн тенге в 2005 году (рост — 84,4 %).
За 2006 год расходы на формирование резервов на возможные потери по ссудам клиентам составили 33,277 млн тенге в сравнении с 17,121 млн тенге за 2005 год. Рост на 94,4 % обусловлен в первую очередь значительным увеличением объема ссудного пор феля (брутто)—по состоянию на 31 декабря 2006 года в 2,2 раза (или на 945,8 млрд тенге)в сравнении с объемом по состоянию на 31 декабря 2005 года.
Несмотря на рост объемов ссуд, выданных клиентам, эффективная ставка резервирования снизилась до 4,3 % по состоянию на 31 декабря 2006 года по сравнению с 5,5 %на конец 2005 года. Это обусловлено улучшением общего экономического положения в Казахстане, а также общим улучшением качества ссудного портфеля АО «Казкоммерцбанка».
Средний объем сформированных резервов на возможные потери по ссудам клиентам за 2006 год составил 50,192 млн тенге в сравнении с 32,840 млн тенге в течение 2005 года. Рост на 17,352 млрд тенге, или на 52,8 %, произошел за счет увеличения средних объемов действующих ссуд на 436,9 млрд тенге, или на 78 %. Доля среднего объема просроченных ссуд в общем среднем объеме ссудного портфеля за 2006 год составила 1,8 %против 3,5 % в 2005 году.
За 2006 год восстановление резервов на потери по ссудам, предоставленным банкам, составило 390 млн тенге в сравнении с начислением расходов в сумме 712 млн тенге за 2005 год. Это стало возможным в связи с тем, что в учетной политике Банка произошли некоторые изменения по начислению провизий по ссудам, предоставленным банкам — членам ОЭСР. В 2005 году на данные ссуды начислялось 2 % провизий, в 2006 году — ноль.
Далее рассмотрим чистые непроцентные доходы (таблица 6).
Таблица 6 – Чистые непроцентные доходы АО «Казкоммерцбанк» за период 2005-2006 года (млн.тенге)
Таким образом, по данным таблицы 6 видно, что чистые непроцентные доходы за 2006 год составили 28,967 млн тенге и возросли на 98,9 %,с 14,567 млн.тенге за 2005 год. Основной составляющей чистых непроцентных доходов продолжают оставаться чистые комиссионные доходы. Их доля в 2006 году составила 54,8 % в сравнении с 64,6 %в 2005 году. Увеличилась доля доходов от финансовых активов по справедливой стоимости через прибыли и убытки, с 5,8 % за 2005 год до 15,7 %за 2006 год. Доля доходов от операций с иностранной валютой, ценными бумагами и драгоценными металлами также увеличилась — с 10,9 % за 2005 год до 18,7 % в 2006 году.
Комиссионные доходы увеличились на 64,1 %, с 10,684 млн тенге в 2005 году до 17,537 млн тенге в 2006 году. Это увеличение произошло в результате расширения спектра банковских продуктов и увеличения общего объема операций АО «Казкоммерцбанк». Кроме того, на увеличении комиссий в 2006 году сказались результаты работы Пенсионного фонда и Компании по управлению пенсионными активами за счет взимаемых ими комиссионных взносов. Структура комиссионных доходов по сравнению с 2005 годом не изменилась, по-прежнему основная сумма комиссий получена за расчетное обслуживание клиентов и за проведение кассовых и документарных операций, их доля составила 58,8 % в 2006 году в сравнении 69,2 % в 2005 году. Также в 2006 году выросли комиссии от операций с пластиковыми картами на 54 %в сравнении с 2005 годом, что связано с дальнейшим развитием карточного бизнеса.
Комиссии за проведение операций с валютой и ценными бумагами увеличились на 86,8 %, или в 1,9 раза, в сравнении с 2005 годом. Рост вызван увеличением объема операций с безналичной валютой.
Прочие комиссии Казкоммерцбанка увеличились в 4,5 раза, с 592 млн тенге в 2005 году до 2,678 млн тенге в 2006 году. Такой рост обусловлен получением доходов дочерней компанией «АО Грантум НПФ» в виде комиссионных вознаграждений от пенсионных активов —879 млн тенге и инвестиционного дохода —292 млн тенге в 2006 году. А также был получен доход Москоммерцбанком от организации синдицированного кредитования, который составил 907 млн тенге.
Комиссионные расходы увеличились на 31,8 % — с 1,269 млн тенге в 2005 году до 1,672 млн тенге в 2006 году. Наибольшую долю (41,4 %,или 692 млн тенге) в общей сумме комиссий уплаченных составляют комиссии по обслуживанию банковских карточек, которые по сравнению с 2005 годом возросли на 47,9 % за счет увеличения объема операций по банковским карточкам. Кроме того,28,3 % от общих комиссионных расходов составляют расходы по страховой деятельности, которые по сравнению с 2005 годом возросли на 28,8 %, что связано с требованиями страховой деятельности по дополнительным издержкам. Прочие уплаченные комиссии уменьшились на 1,4 %, с 141 млн тенге в 2006 году до 139 млн тенге в 2005 году, основную долю которых составляет оплата рейтинговых услуг (92,5 %).
Чистая прибыль от финансовых активов по справедливой стоимости через прибыли и убытки увеличилась в 5,4 раза, с 849 млн тенге в 2005 году до 4,545 млн тенге в 2006 году.
Данный рост произошел по операциям с производными финансовыми инструментами в иностранной валюте. В первом квартале 2006 года Банк осуществил заимствования в евро и сингапурских долларах. В результате значительного укрепления евро и сингапурского доллара в течение 2006 года образовался значительный объем дохода от переоценки этих производных финансовых инструментов.
За 2006 год чистая прибыль по операциям с иностранной валютой, ценными бумагами и драгоценными металлами увеличилась в 3,4 раза — с 1,591 млн тенге в 2005 году до 5,403 млн тенге в 2006 году. В чистом доходе от дилинговых операций доля дохода от операций с иностранной валютой составляет 99 %, или 4392 млн тенге из 4435 млн тенге. Дилинговый доход от операций с иностранной валютой вырос в 2,2 раза, или увеличился с 2019 млн тенге до 4392 млн тенге. Рост объема этих доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом объясняется увеличением объема дилинговых операций в 3,9 раза.
В 2006 году Банк получил дивиденды по акциям торгового портфеля ценных бумаг на сумму 83 млн тенге (акции Казахтелекома, Казцинка, УКТМК), по сравнению с 10 млн тенге в 2005 году (акции Казахмыса).
Чистая прибыль от выбытия инвестиций, имеющихся в наличии для продажи, возросла в 2,4 раза, с 12 млн тенге в 2005 году до 29 млн тенге в 2006 году.
Рассмотрим прочие доходы банка. Прочие доходы отражаются в консолидированном отчете о прибылях и убытках по завершении соответствующих сделок. В 2006 году Банк получил прочие доходы на сумму 3,042 млн тенге, против 2,690 млн тенге в 2005 году, рост составил 13,1 %. Страховые премии АО «Казкоммерц Полис» являются основной статьей прочих доходов, несмотря на то что их доля в прочих доходах снизилась и составила в 2006 году 80,6 % в сравнении с 89 % в 2005 году.
Страховые премии увеличились с 2,394 млн тенге в 2005 году до 2,451 млн тенге в 2006 году (рост на 2,4 %),что является результатом продолжающегося развития страхового рынка Казахстана.
Таблица 6 – Прочие доходы АО «Казкоммерцбанк» за период 2005-2006 года (млн.тенге)
Показатели | 2006 | 2005 |
Страховые премии | 2451 | 2394 |
Штрафы и пени полученные | 89 | 109 |
Доходы от продажи основных средств и нематериальных активов | 28 | 28 |
Прочее | 474 | 159 |
Итого прочие доходы | 3043 | 2690 |
Банк продолжает быстро развиваться и совершенствовать свою деятельность в соответствии с международными стандартами, что требует значительных вложений в развитие филиальной сети, штат, информационные системы, в развитие и внедрение новых банковских продуктов.
Операционные расходы Банка выросли на 34,9 % в 2006 году по сравнению с 2005 годом (с 13,368 млн тенге до 18,039 млн тенге соответственно). Однако в результате опережающего роста операционных доходов коэффициент операционных расходов к операционным доходам после начисления резервов на возможные потери по ссудам в 2006 году уменьшился до 30,0 % в сравнении с 35,9 % в 2005 году (рисунок 3).
Рисунок 3 – Эффективность операционных расходов
При этом процентная доля операционных расходов от средних активов сократилась с 1,7 % до 1,3 % соответственно за анализируемые периоды. Основной частью операционных расходов Банка являются расходы на персонал Банка, которые в 2006 году составили 50,7 % от общих операционных расходов по сравнению с 48,8 % в 2005 году. Увеличение обусловлено ростом численности (+40 % к прошлому году, в основном за счет расширения филиальной сети) и повышением размеров должностных окладов сотрудников в соответствии с рыночной конъюнктурой. В 2006 году амортизационные отчисления увеличились на 17,2 % и составили 1,833 млн тенге при 1,564 млн тенге в 2005 году. Данное увеличение связано с инвестициями Банка в сеть обслуживания клиентов. Так, объем средних основных и нематериальных активов в 2005 году увеличился на 49,3 % по сравнению с объемами за 2004 год.
Текущие расходы на содержание основных средств, которые включают расходы на содержание и ремонт собственных и арендованных зданий, мебели, компьютерной и прочей техники, на поддержку программного обеспечения, расходы на страхование имущества, аренду и охрану помещений, в 2006 году составили 2,183 млн тенге при 1,475 млн тенге в 2005 году, увеличившись на 48 %. Налоги и сборы, уплаченные Банком за 2006 год, больше прошлого года на 33,8 %. В общей сумме данных расходов 52,5 % — налог на добавленную стоимость, 33 %—взносы в Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов и 14,5 %— прочие налоги и сборы. Расходы на рекламу выросли на 76,8 %, с 587 млн тенге в 2005 году до 1,038 млн тенге в 2006 году, в связи с активной рекламной кампанией по про- движению банковских продуктов в течение года. Увеличение операций на рынке капитала, а также региональное развитие вызвали рост коммуникационных, командировочных расходов на 28,2 % по сравнению с предыдущим годом.
Таким образом, в данном пункте был проведен анализ динамики абсолютных показателей доходности банка. В целом по банку за истекший период 2005-2006 года наблюдается значительный рост всех абсолютных показателей, но тем не менее, темп роста доходов превышает темп роста расходов банка, что характеризует банк как доходное предприятие.
2.2 Анализ показателей рентабельности банка
Для проведения анализа относительных показателей прибыльности и рентабельности Казкоммерцбанка необходимо привести основные балансовые показатели за период 2004-2005 года в табличной форме. (Приложение 1)
На основании полученных данных по итогам деятельности АФ АО Казкоммерцбанка, а также на основании консолидированных отчетов о прибылях и убытках за 2004, 2005 годы (Приложение 2), можно будет провести анализ относительных показателей прибыльности и рентабельности.
Рентабельность капитала (ROA), определяемая отношением прибыли (ЧП) к капиталу банка (СК):
- в 2006 году
- в 2005 году.
Таким образом, рентабельность капитала снизилась в 2006 году по отношению к 2005 году.
Прибыльность акционерного капитала (RAK), определяемая как отношение прибыли банка (п) к сумме акционерного капитала банка:
- в 2006 году.
- в 2005 году.
Таким образом, прибыльность акционерного капитала повысилась в 2006 году по отношению к 2005 году.
Для анализа качества поступлений можно использовать, так называемый коэффициент возврата (отдачи) на среднюю стоимость активов. Рентабельность всех активов (ROA), определяется отношением чистой прибыли (ЧП) к средним активам банка (СА). Данный показатель рассчитывается следующим образом:
- в 2006 году.
ROA = 2,6% - в 2005 году.
Этот показатель также снизился по отношению к 2005 году.
Эти показатели отражают внутреннюю политику банка, профессионализм его персонала в поддерживании оптимальной структуры активов и пассивов с точки зрения доходов и расходов.
Показатель общей (совокупной) рентабельности деятельности коммерческого банка определяется отношением операционных расходов к сумме операционных доходов банка:
Rs = 35,9% - в 2005 году.
Rs = 30% - в 2006 году.
Таким образом, в результате проведенного анализа прибыльности и рентабельности АО «Казкоммерцбанка» можно сделать вывод, о том, что этот банк имеет устойчивый рост прибыльности банковской деятельности, что характеризуется повышением всех абсолютных показателей доходности, но, тем не менее, относительные показатели рентабельности активов, собственного капитала, акционерного капитала, операционной деятельности и т.д. снижаются в 2006 году
Следовательно, АО «Казкоммерцбанк» можно признать доходным, но не рентабельным, а тенденции роста его доходности – положительными. В следующей главе рассмотрим политику банка, направленную к увеличению банковской прибыли.
Глава 3 Политика увеличения банковской прибыли АО «Казкоммерцбанк»
В последние годы наблюдается положительная динамика роста показателей доходности активов и собственного капитала в целом по банковской системе [14].
На 1 октября 2006 года банками второго уровня был получен совокупный чистый доход в размере 88,1 млрд. тенге, что по сравнению с началом 2003 года больше в 4,3 раза (по состоянию на 1 октября 2005 года – 53,1 млрд. тенге). Совокупный размер доходов на ту же дату составил 613,0 млрд. тенге, увеличившись в 2,5 раза по сравнению с суммой дохода на 1 января 2003 года (на 1 октября 2005 года – 334,6 млрд. тенге). Совокупный размер расходов за период с начала 2003 года по сентябрь 2006 года вырос в 2,3 раза до 524,9 млрд. тенге (на 1 октября 2005 года – 281,5 млрд. тенге ) (Таблица 7).
Следует отметить, что за 9 месяцев 2006 года банками был получен чистый доход после уплаты подоходного налога на 65,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Таблица 7 – Доходность банковского сектора
млрд.тенге
Источник : АФН
В структуре совокупного размера доходов наибольшую долю занимают доходы, связанные с получением вознаграждения. Так, на 1 октября 2006 года доля доходов, связанных с получением вознаграждения, составила 69,0%, увеличившись с 41,6% по состоянию на 1 января 2003 года, что говорит о росте зависимости доходов банков второго уровня от процентных доходов.
В структуре процентных доходов наибольшую долю занимают доходы, связанные с получением вознаграждения по займам, предоставленным клиентам (83,32% или 117,4 млрд. тенге), а в структуре процентных расходов - расходы, связанные с выплатой вознаграждения по требованиям клиентов (70,38% или 42,8 млрд. тенге).
В период с начала 2005 года произошло увеличение коэффициентов доходности банковского сектора. Так по состоянию на 1 октября текущего года, отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупным активам (ROA) рассчитанное в годовом выражении, составило 2,3% (по состоянию на 01.01.2005 г. – 1,8%), отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к собственному капиталу (ROE) – 23,9% (по состоянию на 01.01.2005 г.-16,9%). При рассмотрении доходности банков важно учитывать спрэд процентных ставок, как один из факторов, влияющих на доход банков второго уровня (Таблица 7).
Таблица 7 – Спрэд вознаграждения по выданным кредитам и выплаченным депозитам (в %) [15]
* свободно-конвертируемая валюта
Источник: НБРК
По операциям с физическими лицами (депозитные и кредитные операции) в среднем за 2001-2006 гг. разрыв по инструментам в тенге составил 10,5%, в СКВ -9,6%. По небанковским юридическим лицам - 9,8% в тенге и 7,1% в СКВ соответственно.
В целом динамика спрэда процентных ставок по операциям в национальной валюте, оказываемых небанковским юридическим лицам, имеет тенденцию снижения, а по физическим лицам – тенденцию роста (Рисунок 4). Необходимо отметить, что рост спрэда по операциям с физическими лицами начинается с 2003 года и продолжается в течение 2006 года, что скорее отражает увеличение роли банковских продуктов с более высоким уровнем риска, а также адекватное восприятие и отражение их в цене услуг. Спрэд по операциям с небанковскими лицами, наоборот, с 2003 года начинает снижаться и поддерживает данную тенденцию в течение 2006 года
Рисунок 4 – Спрэд между ставками вознаграждения по кредитам и депозитам (в % в национальной валюте)
Источник: АФН
Тенденция снижения СПРЭДА доходности свидетельствует об усилении конкуренции в банковском секторе. Снижение отношения операционных расходов к нераспределенному доходу говорит о повышении эффективности управления данной статьей расходов банков. Несмотря на фактический рост доходов, связанных с получением вознаграждения, с 46,1 млрд. тенге за 2000 год до прогнозных 563,3 млрд. тенге на 2006 год, спрэд доходности имеет устойчивую тенденцию к снижению (Таблица 8). Это связано в большей мере со снижением ставок вознаграждения по выданным займам. Банки страны все активнее кредитуют население, предлагают новые продукты и технологии. Все это происходит на фоне увеличивающейся конкуренции не только между банками на внутреннем, но и на внешнем финансовом рынке, а также с развитием альтернативных источников финансирования.
Таблица 8 - СПРЭД доходности [15]
млн. тенге
Источник: АФН
Несмотря на снижение спрэда доходности, прибыльность банков увеличивается, об этом свидетельствует рост ROE с 9,0 за 2000 год до прогнозных 23,9 на 2006 год. На базе этого можно сделать вывод об оптимизации операционных расходов. Данный вывод подтверждается отношением операционных расходов к нераспределенному доходу (Таблица 9). Так, за 2000 год данное отношение составляло 18,1, а за 3 квартала 2006 года – 6,0.
Таблица 9 - Эффективность управления операционными расходами
млн. тенге
Таким образом, согласно проведенному исследованию, банковская прибыль коммерческих банков Казахстана характеризуется динамикой повышения как абсолютных показателей, так и относительных: рентабельность и эффективность деятельности.
Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа банков по снижению себестоимости банковских услуг, а, следовательно, - росту дохода. Дело в том, что развитие банковской деятельности за счет экономии ресурсов намного дешевле, чем разработка новых видов банковских продуктов.
Снижение себестоимости должно стать главным условием роста доходности и рентабельности банковской деятельности.
Поиск резервов для повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одна из важнейших задач любого банка. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа. Существуют резервы увеличения чистого дохода и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема банковских услуг, снижение их удельной себестоимости и повышение качества.
Казкоммерцбанк предоставляет самые разные продукты и услуги преимущественно средним и крупным казахстанским и международным компаниям, осуществляющим свою деятельность в Казахстане, включая торговое и проектное финансирование, финансирование инвестпроектов, управление активами, а также краткосрочное кредитование и другие общие банковские услуги. В соответствии с политикой Банка по поддержанию высокого уровня ликвидности, он обычно предоставляет кредиты со средними сроками до 18 месяцев для корпоративных клиентов, а также предоставляет долгосрочное финансирование в зависимости от доступных в настоящее время ресурсов. Банк также организовывает синдицированные кредиты с иностранными банками для своих основных корпоративных клиентов в Казахстане и предоставляет финансирование крупным корпоративным клиентам в России и Кыргызстане.
Кроме собственно банковских услуг, Казкоммерцбанк оказывает и прочие финансовые услуги. Являясь одним из основных участников рынка ценных бумаг и валютного рынка Казахстана, он предоставляет компаниям услуги управления денежными ресурсами, включая валютно-конверсионные операции, операции на денежных рынках, операции с ценными бумагами. Согласно генеральной Банковской лицензии, Банк имеет право проводить сделки (продажу, покупку и хранение) с ценными металлами, включая золото и серебро. С 2001 г. Банк предоставляет своим корпоративным и розничным клиентам трастовые услуги, преимущественно, доверительное управление денежными средствами и активами.
Стратегия Казкоммерцбанка включает в себя удерживание позиций лидирующего банка и провайдера финансовых услуг, увеличивая при этом доходность через управляемый рост и увеличенную операционную эффективность. Для осуществления этой стратегии Банк намерен сосредоточиться на следующем:
1. Расширение банковских услуг. Банк также будет фокусироваться на расширении спектра своих услуг. Банк намерен расширить свою корпоративную клиентскую базу и улучшить качество своего ссудного портфеля. С целью диверсификации своего портфеля, Банк будет стремиться увеличивать кредитование предприятий малого и среднего бизнеса.
Также в качестве расширенных банковских услуг может выступить система интернет-банкинг, т.е. система предоставления банковских услуг не в банковском офисе, при непосредственном контакте клиента и банковского служащего, а на дому, на работе, в библиотеке, короче - везде, где это удобно клиенту. Иными словами, для нас это ещё один канал доступа к своему банку и к