История календаря
количеством дней: януариус – 29, фебрариус – 28.Таким образом, год, содержащий 355 дней, делился на 12 месяцев. Число дней в месяцах наглядно показывает следующая таблица:
-
Название месяца
Число дней
Название месяца
Число дней
Название месяца
Число дней
Мартиус 31 Квинтилис 31 Новембер 29 Априлис 29 Секстилис 29 Децембер 29 Майус 31 Септембер 29 Януариус 29 Юниус 29 Октобер 31 Фебрариус 28
Такова была общая структура римского календаря в середине I в. до н.э. Он представлял собой весьма сложную и неудобную систему счисления времени. Установленная продолжительность года в 355 дней очень близко подходила к продолжительности лунного года, состоящего из 12 лунных месяцев. Такое совпадение не является случайным. Оно объясняется тем, что римляне в то время привязывали календарь к изменению фаз Луны. Начало каждого месяца определялось всякий раз по первому появлению лунного серпа после новолуния, и по приказу жрецов каждый раз глашатаи оповещали римлян о начале нового месяца или года, что было большим недостатком древнеримского календаря.
Большие сложности вызывало также то, что римский год был более чем на 10 дней короче тропического года. С каждым годом календарные числа все менее соответствовали явлениями природы. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы, и, чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 24 и 24 февраля «вклинивали» попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли просто вставочным месяцем – интеркалярием (intercalis). Само слов «мерцедоний» происходит от «merces edis» - «плата за труд»: это был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.
В результате вставок каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, то есть была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы избегнуть расхождения между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени увеличивать или уменьшать длину добавочных месяцев. Все эти исправления и изменения в календаре, а также общее наблюдение за его правильностью были поручены верховному жрецу.
Право изменять продолжительность добавочного месяца с 191 г. до н.э. принадлежала только понтификам, во главе которых стоял верховный жрец. Но они часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме. Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой.
Реформа Юлия Цезаря. Хаотичность римского календаря стала столь значительной, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 – 44 гг. до н.э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.
В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток, поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом – 366 дней. Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год стали называть annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.
Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный – 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном – 30 дней.
К моменту реформы календарь (и связанные с ним праздники) ушел вперед от смены времен года на 90 дней, так что 1 января календарного года должно было выпасть на 3 октября. В связи с этим в последнем году старого календаря были вставлены три месяца: мерцедоний из 23 дней и два безымянных месяца (33 и 34 дня) между новембером и децембером. Кроме того, Юлий Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.
В новом календаре почти на каждый день года было дано указание, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го – захода Арктура, 7-го – заход Плеяд и Ориона и т.д. Тем самым календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и, следовательно, с циклом земледельческих работ, начала которых приурочивались к определенному положению созвездий на вечернем или утреннем небе.
Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года. Таким образом, Юлий Цезарь является автором широко распространенной традиции начинать отсчет нового года с первого января.
В благодарность за реформу, а также учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус. Вскоре, однако, римские жрецы то ли по неграмотности, то ли с целью скомпрометировать календарь, вновь запутали его, объявляя високосным каждый третий год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9. Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет – с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. – високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели, которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы – нундиды. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц секстилис в месяц августус. Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней. Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Юлию Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу. Так февраль остался с 28 или 29 днями.
Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Это опять не устраивало суеверных римлян. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, решили один день септембера передать октоберу. Одновременно перенесли одни день новембера на децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго. Стоит отметить, что и после Августа некоторые императоры стремились увековечить свое имя в календаре. Так, во время правления Тиберия (14 – 37 гг. н.э.) сенат переименовал месяц Септембер в Тибериус, при Антонии Пие (138 – 161 гг.) – тот же месяц – в Антониус, при Аврелии Коммоде (176 – 192 гг.) – в Коммодус. Октобер во времена Домициана (81 –96 гг.) получил название Домицианус. Но это переименования не прижились.
Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась практически без изменений вплоть до XVI века. С принятием христианства на Руси также стали пользоваться юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.
Реформа папы Григория XIII. В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Никейский собор, проходивший в 325 г. в городе Никее (теперь это г.Извик в Турции) закрепил эту дату, решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходиться на это число. Тем не менее, средняя продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года. В результате за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался за это время на одни сутки назад – от марта к февралю. В свою очередь все праздники, связанные с определенными датами календаря, передвигались «вперед»: весенние – на лето, летние – на осень и т.д. К концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта.
Таким образом, если полнолуние в XVI в. имело место между 11 и 21 марта, то согласно церковным правилам оно весенним не считалось, и пасха праздновалась лишь через 30 дней, после следующего полнолуния. В результате этот типично весенний праздник передвигался в сторону лета, что не могло оставаться не замеченным. Так как даты весеннего равноденствия пасхальных полнолуний, принятые в качестве основы для расчета пасхи, уже не соответствовали реальным астрономических явлениям, проблема календарной реформы обсуждалась католической церковью на Базельском (1437 г.), Латеранском (1512 –1517 гг.) и Тридентском (1545 –1563 гг.) соборах.
Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио. В специальной булле «Inter gravissimas» («Среди важнейших…») от 24 февраля 1582 г. папа говорит следующее: «Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского собора оно отступило на десять дней приблизительно, и луне вернуть ее место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и луна со своих мест никуда не сдвигались»1.
Угрожая отлучением от церкви всякому, кто откажется принять календарную реформу, папа Григорий XIII в своей булле предписал, что после 4 октября 1582 г. следует 15, а не 5 октября. Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. А чтобы ошибка не накапливалась в дальнейшем, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток. Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. будет високосным. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а 3323.
Такая календарная система получила наименование григорианской или «нового стиля». В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название «старого стиля».
Календарная реформа 1582 г. не была сразу же единодушно принята и вызвала бурю протестов и ожесточенную полемику. Против нее высказались почти все университеты Западной Европы, причем особенно категорично Парижский и Венский. Многие ученые того времени утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован и является лишь искажением юлианского. В ответ на папскую буллу появился целый поток памфлетов, анонимных писем, слухов о близком «конце света». Особенно содействовали их распространению протестанты, считавшие, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой»2. Тем не менее, страны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 – 100 лет. Одной из последних стран, принявшей григорианский календарь в 1928 г., стал Египет.
Реформирование календарной системы России было сильно задержано. Православная церковь изначально отказалась ее принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском соборе признала неточность юлианского календаря. Дело в том, что в григорианском календаре довольно часто христианская пасха приходится вместе с еврейской или даже раньше ее, что запрещено «Апостольскими правилами»: «если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, Святой День Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина»3.
Позиция церкви по этому вопросу была такой долгое время и, можно констатировать факт, не изменилась даже к концу XX в. Однако проблема реформы календаря в России поднималась неоднократно, особенно в XIX в. В тридцатых годах прошлого столетия Петербургская Академия наук выступила с предложением о введении нового стиля, но Николай I под влиянием министра народного просвещения князя К.А.Ливена и под давлением церковников отклонил нововведение. В 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей научных учреждений и некоторых министерств. Перед комиссией ставилась задача подготовить проведение календарной реформы. Эта попытка также окончилась неудачей.
Вопрос о календарной реформе в России получил окончательное решение только после Октябрьской социалистической революции. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., подписанным В.И.Лениным, в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Поэтому декретом Совнаркома РСФСР предписывалось в 1918 г. после 31 января считать не 1 февраля, а 14-е.
Сейчас григорианский календарь стал международным, поскольку в международных отношениях невозможно обойтись без единого календаря.
Календарь будущего
Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.
В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30, 31 день; длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого начинался, а каждый новый год начинается с другого дня.
На протяжении последних 160 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.
Хотя проектов существует очень много, выбирать приходится только из двух: 13-месячный календарь или 12-месячный – только они отвечают критерию практической реализации. Первый из них был предложен в 1849 г. французским философом Огюстом Контом (1798 - 1857). В этом календаре каждый месяц начинается в воскресенье и заканчивается в субботу. Один день в году не имеет названия и вставляется после субботы последнего, XIII месяца, перед Новым годом, как дополнительный день отдыха. В високосном году такой же день отдыха вставляется также после субботы VI месяца.
Однако 13-месячный календарь имел бы ряд существенных недостатков хотя бы потому, что при делении года на кварталы пришлось бы делить и месяцы. Поэтому главное внимание уделяется другому варианту календаря, предложенному в 1888 году французским астрономом Гюставом Армелином. Согласно этому проекту календарный год состоит из 12 месяцев и делится на 4 квартала по 91 дню в каждом. Первый месяц квартала имеет 31 день, два остальных - по 30. Первое число года и квартала приходится на воскресенье, каждый квартал заканчивается субботой и имеет 13 недель. В каждом месяце 26 рабочих дней. В простом году один день, как Международный праздник мира и дружбы народов, вставляется после 30 декабря, в високосном году праздничный день високосного года вставляется еще после 30 июня. Вводить же календарь Армелина удобно вводить с того года, в котором 1 января приходится на воскресенье.
Проект этого календаря был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и рядом других государств. Однако Генеральная Ассамблея ООН откладывала его окончательное рассмотрение и утверждение, а сейчас проблема вечного календаря будущего признана неактуальной и решение ее отложено на неопределенный срок. Скорее всего, ныне действующий и признанный большинством стран григорианский календарь просуществует без изменений еще очень долго.
Заключение
История календаря, берущая свое начало в глубине тысячелетий, - это неотъемлемая часть истории цивилизации человеческого общества. По мере накопления знаний об окружающем мире и все большим развитием производительных сил происходило усовершенствование календаря. Простой подсчет дней и наблюдения за Луной в каменном веке постепенно развиваются в законченную календарную систему, которая у каждого народа, хотя и отличается своими специфическими чертами, имеет схожую структуру.
Условно григорианский календарь можно считать вершиной развития календаря. Пройдя долгий путь развития от примитивного лунного календаря древних римлян через несколько коренных реформ, он на данный момент является одним из самых точных и, что более важно, признан большинством стран мира, использующие его в международных отношениях. Популярности его, несомненно, способствовали и обширные завоевания древних римлян, и широкое распространение христианства по всему миру, и относительная простота подсчета дней.
Человечество настолько сжилось с григорианским календарем, что даже перестало замечать некоторые его недостатки. После Второй Мировой войны деятельность по его реформированию замерла, а введение единого календаря отложено на неопределенный срок, что автор данного реферата считает абсолютно правильным и выражает желание, чтобы ничего не менялось и впредь.
Исследование данной темы доставило автору огромное удовольствие.
Список используемой литературы:
В.В.Цыбульский «Календари и хронология стран мира», М., «Просвещение», 1982
Н.Николов, В.Харлампиев «Звездочеты древности», М., «Мир», 1991
Н.Моисеева «Время в нас и время вне нас», Л., «Лениздат», 1994
Н.В.Володомонов «Календарь: прошлое, настоящее, будущее», М., «Наука», 1987
И.А.Климишин «Календарь и хронология» М., «Наука», 1985
А.П.Пронштейн, В.Я.Кияшко «Хронология: учебное пособие для исторических вузов», М., «Высшая школа», 1981
С.И.Селешников «История календаря и его предстоящая реформа», Л., «Лениздат», 1959
С.Куликов «Нить времен: малая энциклопедия времени с заметками на полях газет», М., «Наука», 1991
О.Р.Бородин «Человек и время: возникновение современной хронологии», М., «Зание», 1991
Л.С.Хренов, И.Я.Голуб. «Время и календарь», М., «Наука», 1989
Е.К.Дулуман «Календари, летоисчисление и дата рождения Иисуса Христа» (lgg/~atheism/DulAth1.html).
В.Губанов «Почему Юлианский календарь точнее Григорианского»//«Жизнь вечная», № 9 (12), 1995 г. (orthodoxy/tropinka/Kalendar/pocemu_u.htm)
И.Г.Менькова «Наше время истекло»// «Московский журнал», № 3, 1999 г. (rusk/Rus_magazine/Mosk_jour/MosJour3/mj3_2.htm)
С.В.Цыба «Древнерусское времяисчисление в «Повести временных лет» (arw.dcn-asu/~sokol/server/resours/article/cyb.html)
1 Весеннее равноденствие – астрономическое начало весны (21.03); осеннее равноденствие – астрономическое начало осени (21.09). В эти дни продолжительность светлой и темной части суток примерно равны. Зимнее солнцестояние – астрономическое начало зимы (22.12), точка восхода (захода) Солнца в этот день максимально смещена к югу относительно среднего положения, продолжительность дня начинает увеличиваться. Летнее солнцестояние – астрономическое начало лета (22.06), точка восхода (захода) Солнца в этот день максимально смещена к северу относительно среднего положения, продолжительность дня начинает убывать.
2 Мегалиты (от мега… и lithos – камень) – сооружения из больших блоков дикого или грубого обработанного камня. Распространены повсеместно, кроме Австралии, и относятся к эпохам неолита и энеолита. (БСЭ, т.15)
3 Н.Николов, В.Харлампиев «Звездочеты древности», с.70
1 Тропический год – промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца; точно соответствует циклу смены времен года и равен 365,2422 суток.
1 Н.Моисеева «Время в нас и время вне нас», с.82
1 По И.А.Климишину «Календарь и хронология», с.216
2 Там же, с.217
3 По В.Губанову «Почему Юлианский календарь точнее Григорианского»// "Жизнь вечная", № 9 (12), 1995 г. (orthodoxy/tropinka/Kalendar/pocemu_u.htm)