Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный экономический
университет»
Кафедра бюджета и финансов внешнеэкономической деятельности
Курсовая работа
на тему: Государственный долг Республики Беларусь и управление им на современном этапе
Студент
ФФБД, 4 курс, ДФЗ-1
Е.В. Каминская
Руководитель
Ассистент: Н.К. Салата
Минск 2006
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 с., 1 рис., 3 табл., 31 источник.
ВНУТРЕННИЙ, ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАЙМ
Объектом и предметом исследования является государственный долг как финансовая категория и управление государственным долгом.
Цель работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и определить его роль в бюджетном процессе, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
В процессе работы проведен анализ роли государственного долга с учетом реализации его функций, исследованы методы и способы управления государственным долгом, а также освещены проблемы управления как внутреннего, так и внешнего долга Республике Беларусь на современном этапе. Преведены возможные наиболее рациональные пути решения этих проблем.
Содержание
Введение
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
2. Способы и методы управление государственным долгом на современном этапе
3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современное рыночное хозяйство, при всем многообразии его моделей, известных в мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой смешанную экономику, где инструменты рыночного механизма дополняются государственным регулированием, финансовой базой которого является бюджет. В этих условиях особое значение приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности, их структуре и возможности регулирования. Одним из таких источников (наряду с налогами и доходами от эксплуатации государственной собственности) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии (другими словами, финансирование за счет государственного долга или дефицитное финансирование).
В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Популярность использования методов дефицитного финансирования самыми различными правительствами, придерживающимися подчас диаметрально противоположных взглядов на роль государства в экономическом процессе, объясняется прежде всего тем, что:
1) с помощью государственной задолженности удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств;
2) как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, государственный долг может являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;
3) финансирование дополнительных государственных расходов посредством государственного долга связано обычно с меньшими негативными последствиями как для функционирования экономики (например, по сравнению с практикой использования эмиссионных источников), так и для правящей политической элиты (позволяя избежать или отсрочить повышение налоговых ставок);
4) стратегия управления государственным долгом и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита госбюджета выступают главными элементами, балансирующими всю схему бюджетной политики в целом.
В тоже время, необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой Центральных банков имеют серьезные дестабилизирующие последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.
Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
В качестве источников для написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий (таких как «Экономика» А.Г.Грязновой, «Введение в макроэкономику» Матвеевой Т.Ю., «Мега,- мета,- макроэкономика» Э.А.Лутохиной, «Финансы» Ханкевич Л.А. и др.) и периодических изданий (такие статьи, как, например, «Роль государственного долга в рыночной экономике» А.Ю.Шигаева, «Функции государственного долга Республики Беларусь» С.Н.Ильина, «Управление государственным долгом» Т.В.Грицюк, «Государственный долг и макроэкономическая стабилизация» А.Раков и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернет.
1. Государственный долг: его понятие, сущность, основа возникновения
Государственный долг - явление в экономике далеко не новое. В разные общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах, т.е., перефразировав, можно сказать, что правительства начали занимать средства для удовлетворения различных целей с момента появления государства и денег.
Основной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:
- во-первых, осуществление крупных государственных программ развития экономики. Например, ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета;
- во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту;
- в-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами;
- в-четвертых, резкое увеличение государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено приобретать по более высоким ценам);
- в-пятых, расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других популярных мер в определенные периоды жизни государства (например, в предвыборные годы и т.п.).
При выявлении дефицита госбюджета в первую очередь следует установить: его экономическую природу, количественную оценку, возможные экономические источники покрытия, социально-экономические последствия.
Формально размеры дефицита бюджета определяют путем уравнения объема доходов и расходов. При этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются.
Поэтому для отражения степени дефицита бюджета принято использовать относительные показатели. Например, сопоставляют:
а) дефицит бюджета и общую сумму расходов (процент покрытия);
б) дефицит бюджета и объем ВВП.
Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники для его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками.
1. Сокращение расходов госбюджета. Это самые элементарные действия, которые можно предпринять в случае дефицита. Но этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.
2. Увеличение налогового бремени. Также как и первый вариант, этот путь наиболее прост, но его реализация на практике приведет, в конечном счете, к уменьшению инвестиций, снижению деловой активности и в итоге - к сокращению объема производства.
3. Эмиссионный способ финансирования дефицита бюджета. Эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит тогда, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (долгохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме. Кроме того, рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Однако, главный недостаток, который делает этот способ погашения бюджетного дефицита наиболее опасным, состоит в том, что увеличение денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Однако главный недостаток, который делает этом способ погашения бюджетного дефицита наиболее опасным, состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования. Государство прибегает к нему в случае невозможности или неумения использовать иные источники.
4. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Этот способ заключается в финансировании дефицита госбюджета за счет:
а) внутреннего и б) внешнего займа.
Использование в качестве источника покрытия бюджетного дефицита внутреннего займа представляет собой выпуск государством ценных бумаг (государственных облигаций и казначейных векселей), продажу их населению и использование полученных средств для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинствами этого способа являются:
- он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном порядке это неинфляционный способ финансирования;
- это достаточно оперативный путь, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.
Однако у данного способа имеются и значительные недостатки:
- в первую очередь это то, что по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать ценные бумаги, если они не будут приносить дохода, те. если по ним не будет выплачиваться процент (выплата процентов по государственным ценным бумагам представляет собой обслуживание государственного долга). Чем больше государственный долг (чем больше выпущено ценных бумаг), тем больше суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по ценным бумагам государства является частью расходов госбюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается замкнутый круг: государство выпускает ценные бумаги для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов, по которым провоцирует еще больший дефицит.
Кроме того, доказано, что данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном он может обусловить достаточно высокую инфляцию (государство, используя такой способ, рефинансирует долг).
Финансирование дефицита бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран ими международных финансовых организаций, представляет возможность получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита бюджета эмиссионным путем создает угрозу высокой инфляции. Однако вместе с тем при обращении и внешнему долгу по истечении срока займа происходит утечка национального дохода за границу, так как долг надо возвращать и выплачивать проценты по нему (обслуживать), что ведет к сокращениям внутреннего объема производства и спаду в экономике.
Таким образом, все пять способов финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки и требуют глубокого и тщательного изучения экономической ситуации сложившейся в данный конкретный момент в стране, и возможностей последней. В результате использования последних двух способов (внутреннего и внешнего займа) образуется государственный долг.
В настоящее время можно выделить 3 основные точки зрения на то, является ли дефицит государственного бюджета и государственный долг отрицательным или положительным явлением.
Первая из них, получившая название монетаристкой, исходит из того, что бюджетный дефицит - явление негативное, так как он усиливает инфляционные процессы, вытесняет частные инвестиции и сдерживает развитие производства и народного хозяйства в целом. Дефицит госбюджета - это своего рода «бомба замедленного действия», врыв которой разрушает экономическую систему необоснованной эмиссией денег и, как следствие, гиперинфляцией. Кроме того, он ложится тяжким бременем на будущие поколения, если займы на покрытие берутся за границей.
Вторая точка зрения - кейнсианская - появилась во времена мирового экономического кризиса 1929 – 1933гг., когда рост государственных займов рассматривался как средство подъема покупательной способности нации, предотвращения кризисов и устранения безработицы. Такие займы становятся важным источником инвестиций, когда другие их источники (например, иностранные инвестиции, доходы от приватизации) отсутствуют или незначительны.
Третья точка зрения - эклектическая, основана на объединении разнородных принципов и взглядов. Одни сторонники эклектизма утверждают, что рост дефицита бюджета поддерживает высокий уровень процентных ставок даже при уменьшении темпов инфляции, а также завышает обменный курс национальной денежной единицы на внешних ранках. Другие считают, что рост бюджетного дефицита не обязательно сведется к повышению процентных ставок. Они полагают, что государственный долг подразумевает под собой его покрытие через будущие налоги. А ожидания налогоплательщиков относительно того, что грядущее увеличение налогов уменьшит их располагаемый доход, приведет к сегодняшнему росту сбережений как защитной мере, направленной на сохранение определенного уровня жизни. [19, с. 34]
Таким образом, исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. В бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран, которые признали его объективность и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.
Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов сверх имеющихся у государства и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [22,с. 250]
Необходимо также отметить, что, не смотря на существенное мнение о положительном влиянии бюджетного дефицита на развитие экономики, все же мировая практика подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на состоянии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2,3% от ВВП, 8 – 10% расходной части бюджета (по официальным данным консолидированный бюджет РБ за 2004 год исполнен с профицитом в 35,7 млрд. руб., что составило 0,1 % к ВВП. По данным Минфина дохода консолидированного бюджета по отношению к ВВП за 2004 год составили 44,6%, расход - 44,5 % [24, с.17]). В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» предельный размер дефицита республиканского бюджета был установлен в сумме 910000 млн.руб. [13, ст.20]
Итак, мы установили, что дефицит госбюджета является исходной причиной, основой формирования государственного долга страны: его образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями держава в финансировании своих расходов и ее возможностями. Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. Поэтому перед государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с одной стороны, и эффективного и действенного их использования - с другой. Таким источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.
Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде:
Дефицит бюджета |
Дефицитное финансирование |
Государственный долг |
||
|
||||
|
||||
обслуживание государственного долга | ||||
|
||||
Рисунок 1. Формирование государственного долга
Примечание. Источник: [11, с.329]
Так что же представляет собой государственный долг? Существует множество определений данного явления, каждое из которых по-своему отражает его суть.
Например, существует определение государственного долга как суммы задолженности государства по кредитным операциям. [20, с.39]
Распространенным является понятие государственного долга как суммы задолженности страны своими и (или) иностранными юридическими и физическими лицами, правительствам других государств. [2, с.25]
Государственный долг также определяется и как сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за определенный период времени, за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране. [15, с.428]
В соответствии с законодательством Республики Беларусь государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств страны, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате. [17, ст.30]
Таким образом, в самом широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный долг - это все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам (в т.ч. и иностранным) вне государственного сектора, а также иностранным государствам.
По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных органов, как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основании займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
Однако данное определение экономической сущности государственного долга нуждается в некотором уточнении. Наличие государственного долга - это явление, которое не обязательно относится к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Совсем наоборот, в современном мире нет ни одного государства, которое в своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Однако источники государственного долга могут быть различные: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики, т.е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов (сюда же будет целесообразно отнести долги, возникающие в результате чрезвычайных обстоятельств - войны, стихийные бедствия, - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам финансирования особого рода), а с другой стороны, - значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
Таким образом, причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).
Соответственно различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг - это долг государства в лице его правительства перед физическими и юридическими лицами (населением и субъектами хозяйствования), связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Исходя из приведенного определения следует, что внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.
Большинство экономистов утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе.
Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:
- снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
- наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала;
- усиливается неравенство в доходах;
- создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;
- дефицит госбюджета может стать хроническим явлением;
- необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
Таким образом, внутренний государственный долг - задолженность государства перед своими гражданами - образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита госбюджета и требует большой осторожности в своем использовании.
Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранными гражданами, другими государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат заимствований за пределами государства.
Внешний долг может появиться по двум основным причинам:
- в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и
- путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.
Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса.
Таким образом, в связи с серьезными негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит (в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» лимит внешнего долга страны составляет 2 млрд. USD [6, ст.33]).
Для измерения государственного долга, оценки его влияния на экономику, а также возможности международного сравнения в мировой практике существует ряд показателей и индикаторов государственного долга.
Одним из наиболее употребляемых показателей совокупного госдолга является его процентное отношение к ВВП.
Особое значение имеют показатели, основанные на оценке расходов по обслуживанию и оплате внутреннего и внешнего долга. Сюда, прежде всего, относятся: 1) коэффициент обслуживания государственного долга, определяемый как соотношение суммы погашения долгов и процентных платежей в данном году (объем текущего госдолга) и ВВП (объему экспорта товаров и услуг или общей сумм полученных государством в этом же году кредитов), 2) коэффициент обслуживания процентных платежей, определяемый как процент от совокупных государственных расходов (иногда как процент от суммы налоговых поступлений в бюджет или от объема ВВП). [1, с.51]
Наиболее употребительными для измерения бремени внешнего долга являются два показателя: снижение 1) размера внешнего долга или 2) расходов по обслуживанию внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг.
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости обслуживания, т.е. отчисления процентных платежей, возникающих как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию госдолга по отношению к ВВП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. [3, с.44] Границей опасности для процентных платежей считается отношение к экспорту 15 – 20%, границей повышенной опасности - 25 – 30%. [3, с.44]
Государственный долг - как внутренний, так и внешний - можно рассматривать с точки зрения срока заимствований как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). При этом наиболее обременительным является краткосрочный долг, ибо дата его погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие.
Различают также государственный долг капитальный, представляющий собой всю сумму непогашенных обязательств, и текущий, равный сумме погашаемых долгов и процентных платежей по ним в данном году.
Государственный долг является сравнительно новой правовой категорией и выполняет следующие основные функции:
1) Распределительная функция - позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономического развития.
С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо использование на принципах возвратности, срочности и платности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями, государственные займы, как уже отмечалось, стали в последнее время заметным инструментом финансирования расходов бюджета. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет госдолга, но при погашении задолженностей идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.
2) Регулирующая функция - выражается в том, что государство, вступая в долговые отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на денежном рынке капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
Таким образом, используя государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
3) Контрольная функция - реализуется в контроле за целевым и эффективным использованием заимствованных средств, соблюдением сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов.
Следует также отметить, что государственный долг отличается от долговых (кредитных) отношений, возникающих в банковской деятельности. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что 1) госдолг не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также в 2) непроизводительном использовании средств (чаще всего они идут на покрытие дефицита бюджета), тогда как характерной чертой банковских отношений является производительное использование капитала, позволяющее не только погашать долг, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.
Перемещение проблемы, связанной с таким явлением в жизни государства, как его долг, в центр насущных проблем развития современной экономики ставит вопрос о месте и роли государственного долга в системе рыночных отношений, складывающейся в стране.
К сожалению, единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, применяемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Среди современных развитых стран с наиболее крупной экономикой тенденции к полному погашению государственной задолженности не выявлено. Правительства этих стран, скорее всего, не рассматривают государственный долг как явление негативное.
Отрицательные стороны государственной задолженности достаточно хорошо изучены, отдельные из них мы рассмотрели в предыдущем разделе. Однако роль государственного долга в развитии экономики страны необходимо также рассматривать и с позиции полезности использования его механизма.
Таким образом, самой главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).
Двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга, являются размер сальдо бюджета и объем реального ВВП. В зависимости от состояния данных факторов можно условно выделить два подхода к определению роли государственного долга в рыночной экономике.
1. Классический подход. Заключается в использовании государственных займов в качества субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к госдолгу как инструменту стабилизационной макроэкономической политики. Данный подход заключается в следующем.
В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство в этот период заинтересовано в сокращении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. Принято считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет государственных займов. Государственный долг становится, таким образом, субститутом (заменителем) налоговых поступлений.
В фазе же увеличения деловой активности поступления в бюджет увеличиваются, объем займов сокращается или становится отрицательным (т.е. имеет место досрочное погашение долга), за счет чего относительный размер долга снижается до первоначального уровня.
Однако существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Дело в том, что правительство сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, казалось бы, государственный долг и должен сыграть роль субститута налогов. Но практика показывает, что в такой ситуации рост объема долга нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности усиливается риск долгового кризиса (образуется, своего рода, порочный круг, о котором мы говорили ранее).
Таким образом, госдолг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста, который в свою очередь состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние, как на государственные финансы, так и на экономику в целом.
Итак, классический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании последнего в качестве субститута (заменителя) налогов и заключается в том, что объем государственных займов увеличивается в фазе снижения деловой активности и уменьшается в фазе ее увеличения. В фазе экономического спада и в период, предшествующий ему, объем займов минимизирует или досрочно погашают государственный долг.
Недостатком данного подхода служит вероятность риска ошибочного планирования объемов займов. Нужно точно знать, чем закончится фаза снижения деловой активности - фазой оживления или экономическим спадом. В случае, если фаза снижения деловой активности перерастает в фазу экономического спада, наращивание объемов займов ведет к ошибке.
Вместе с тем классический подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество данного подхода.
2. Альтернативный подход. Основан на