Экономические показатели развития предприятия ООО "Аквамарин"
активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевыми коэффициентами.
Коэффициент рентабельности реализации определяется как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной продукции. В итоге узнаем, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.
Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками.
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании.
Рентабельность совокупных активов указывает на эффективность использования всего имущества организации. Снижение показателя свидетельствует о падающем спросе на продукцию организации и о перенакоплении активов.
Рентабельность текущих активов указывает на эффективность использования мобильных активов, от их эффективности во многом зависит быстрый успех организации.
Рентабельность материальных активов (производственных средств). Это один из важнейших показателей в российской практике на сегодняшний день, так как уменьшение этого показателя указывает на снижение эффективности производственного потенциала, что в дальнейшем может привести к банкротству или в лучшем случае очень негативно изменить инвестиционную привлекательность организации.
Увеличение или снижение рентабельности собственного капитала в акционерных обществах оказывает существенное влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах.
Таблица 32 - Исходная информация для расчета показателей рентабельности. В тыс.руб.
Показатель | 2004 г. | 2005 г. |
Прибыль от реализации продукции | 952 | 899 |
Прибыль до налогообложения | 278 | 293 |
Чистая прибыль | 176 | 205 |
Существуют две группы коэффициентов рентабельности; рентабельность капитала и рентабельность продаж.
В таблице 33 проведем расчет коэффициентов рентабельности.
Условные обозначения:
- БП – балансовая прибыль;
- ССА – средняя стоимость совокупных активов;
- СССК – средняя стоимость собственного капитала;
- В – выручка от продаж товаров;
- ПД – прочие доходы (от операционных и внереализационных операций);
- ЧП – чистая прибыль;
- V - объем продаж.
Таблица 33 - Коэффициенты рентабельности предприятия
Показатель | Формула расчета | 2004 г. | 2005 г. |
Абсолют. изменение |
Рентабельность всех активов | БП : СССА | 0,013 | 0,011 | -0,002 |
Коэффициент рентабельности собственного капитала | Б (Ч)П : СССК | 0,019 | 0,017 | -0,002 |
Коэффициент рентабельности всех видов деятельности | БП : (В + ПД) | 0,013 | 0,009 | -0,004 |
Коэффициент рентабельности основной деятельности | Б(Ч)П : V | 0,007 | 0,007 | - |
По данным таблицы 33 можно отметить, что показатели рентабельности незначительно снизились, что свидетельствует о снижении спроса на деятельность предприятия, неэффективности использования активов предприятия
Таким образом, низкая платежеспособность, невысокие показатели деловой активности, низкая рентабельность использования активов, недостаточный уровень внутренней финансовой устойчивости, ухудшение рентабельности производственных средств указывает на снижение производственного потенциала и инвестиционной привлекательности. С предприятием рискованно вести деловые связи, т.к. коэффициенты текущей и срочной ликвидности ниже критического значения.
3. УКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Проблемы финансового состояния предприятия
Проблемой предприятия является недостаточная финансовая устойчивость.
Проблема финансовой устойчивости многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, т. е. низкая квалификация большинства руководителей, как среднего, так и высшего звена.
Для современного руководителя характерны:
- стабильное стремление к повышению эффективности производства;
- широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений;
- постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
- ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности предприятия;
- использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
- изменение функции планирования - от текущего к перспективному;
- упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
- оценка управления работой в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;
- максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
- привлечение всех сотрудников фирмы к управлению ею;
- осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
- опора на инновации, нововведения в каждом сегменте работы предприятия, нестандартные решения;
- проведение глубокого экономического (решения) анализа каждого управленческого решения;
- способность разумно рисковать.
Руководитель объединяет работников различных специальностей - инженеров, проектировщиков, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров, финансистов и других специалистов, действующих под его руководством, выступая, таким образом, в качестве процесса воздействия на деятельность каждого отдельного работника, группы, организации в целом с целью достижения максимальных конечных результатов. Основная задача руководителя - обеспечить нормальное существование предприятия на рынке при любых изменениях ситуации.
Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются ныне профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют контроль за выполнением намеченных планов.
В ООО «Аквамарин» применяется линейно-функциональная структура управления. Она строится на основе сочетания и взаимодействия линейной и функциональной структур.
Это такая система управления, при которой исполнители непосредственно или через руководителей подразделений подчинены по всем вопросам своей деятельности одному руководителю. Линейно-функциональная структура является наиболее стройной, но наименее гибкой.
Основные преимущества такой структуры управления:
- ясно выраженная ответственность;
- быстрота реакции в ответ на прямые указания сверху;
- однозначность команд и приказов;
- чёткая система взаимных связей.
Основными недостатками этой структуры являются — излишняя ее централизация. Выражается в сосредоточении ресурсов в одних руках, недостаток полномочий для принятия решений сотрудниками среднего звена, зависимости в определении задач и способах выполнения. Многие работники мало инициативные, работа ведётся по принципу решения проблемы, а не её предвидения. Происходит дублирование работы одной службы другой. Некоторые службы не видят результатов своей работы. Поэтому для улучшения управляемости и организованности структуры, сокращению необоснованных расходов, необходимо пересмотреть функциональные обязанности руководителя и подчиненных ему работников.
Если предприятие намерено не только лишь выжить, но и проявлять активность в направлении развития своего производства, изменив принципы управления деятельностью предприятия, то ему необходимо пересмотреть в целом структуру управления предприятия.
Рассматриваемому предприятию рекомендуется создать такую структуру управления, при которой в основе права на принятия решений лежит компетентность, а не занятие официального поста.
В обстановке роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней, а также и исполнителей, происходит развитие так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. При этом, заметим, сокращается необходимость и в вертикальной координации.
Как уже упоминалось раньше, руководителю предприятия необходимо уделить особое значение подбору кадров, но в силу того, что управляющий не в силах осуществить данную работу, эти функции возлагаются на работников отдела кадров, которые в свою очередь должны быть подготовлены для выполнения данной работы на высоком профессиональном уровне. Для выполнения этой работы они нуждаются не только в специальных знаниях в своей области, но и должны быть осведомлены о нуждах руководителей не только высшего и среднего звена, но и низшего звена управления. Высококвалифицированные и инициативные работники составляют интеллектуальный потенциал предприятия, имеющий огромное значение для его успешного развития. Каждый работник должен понимать, что производительность труда зависит от квалификации самих работников очень во многом, а не только от совершенной технологии и организации рабочих мест.
Поэтому для обеспечения высокой производительности труда работников, руководству предприятия необходимо формировать и реализовывать программы систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия их возможностей.
Определив потребности предприятия в кадрах, руководителю рекомендуется разработать программу, удовлетворяющую данную потребность, которая может включать график мероприятий по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей предприятия. Также в качестве рекомендации можно предложить руководству формирование кадров производить на базе собственного персонала, т. к. данное мероприятие обходится дешевле, чем привлечение работников извне. Кроме того, повышается заинтересованность собственных работников в достижении лучших результатов деятельности, улучшается моральный климат, усиливается привязанность работников к предприятию. Руководству необходимо прислушаться к данным рекомендациям, т. к. на сегодняшний день это предприятие испытывает большие трудности в управлении трудовыми ресурсами, это связано с большой текучестью кадров, что не может положительно влиять на общее благополучное развитие предприятия. В то же время желательно, чтобы на предприятие приходили и люди со стороны с новыми идеями, предложениями и свежими взглядами.
Положительные стороны системы участия персонала в управлении очевидны.
Во-первых, участие персонала в управлении делает производственный процесс более демократичным. На предприятиях, где применяется данная система, как правило, легче разрешаются конфликтные ситуации.
Во-вторых, осознание работниками факта своего участия в управлении предприятием служит стимулом к повышению качества своего труда и укреплению трудовой дисциплины. Следствием этого как раз и является снижение текучести кадров на предприятии.
В-третьих, участие в управлении повышает у работников чувство ответственности за качество выполняемых работ, а как известно, уровень качества строительства мостов и является одной из определяющих конкурентоспособности предприятия в целом.
Руководству предприятия необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом. Для этого необходимо:
- по возможности максимально масштабно участвовать в государственных программах развития и производства товаров и услуг, датируемых за счет бюджетных ассигнований;
- вести постоянный поиск заказчиков на услуги, которые могут быть оказаны предприятием;
- проводить активную коммерческую деятельность (например, сдача в аренду пустующих помещений и территорий) и т. п.
Многие организации в России сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.
Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит: изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке; исследование продукта (услуг); анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объема товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; выявление особенностей рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение своей «ниши» на рынке (имеется ввиду область деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами).
Если предприятие намерено получать прибыль, нужно продавать товар, а для этого необходимо искать покупателя, выявлять его нужды, договариваться о ценах.
Одним из важных компонентов финансовой устойчивости предприятия является наличие у него финансовых ресурсов, необходимых для развития производства. Сами же финансовые ресурсы могут быть сформированы в достаточном размере только при условии эффективной работы предприятия, обеспечивающей получение прибыли.
В рыночной экономике именно рост прибыли создает финансовую базу, как для самофинансирования текущей деятельности, так и для осуществления расширенного воспроизводства. За счет прибыли предприятие не только погашает свои обязательства перед бюджетом, банками, страховыми компаниями и другими предприятиями, но и инвестирует средства в капитальные затраты.
Кроме того, прибыль является основным источником, за счёт которого
Проведенный анализ финансового состояния показал, что имущество предприятия на конец исследуемого периода увеличилось на 13127 тыс.руб. в результате роста запасов (на 117,5%), денежных средств (на 50%), кредиторской задолженности (на 23,7%), капитала и резервов (на 18,3%).
Оборотные средства предприятия по отношению к 2004 г. увеличились на 3713 тыс.руб. При этом коэффициент оборачиваемости оборотных средств уменьшился по отношению к 2005 г. на 2,129 оборота, продолжительность одного оборота увеличилась на 46,49 дней.
Краткосрочные обязательства в 2004 г. увеличены почти в 4,5 раза.
Рентабельность в 2005 г. снизилась в 2 раза.
Коэффициент текущей ликвидности уменьшился с 1,65 до 0,113. Этот коэффициент, должен быть не менее 2. Такое значение показателей свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса предприятия, ему необходимо принять меры по восстановлению платежеспособности. Рассчитанный коэффициент восстановления платежеспособности показал, что предприятие за 6 месяцев может восстановить свою платежеспособность до нормативного значения.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса. У экономического субъекта на начало исследуемого периода коэффициент составил -0,049, на конец исследуемого периода – 0. Нормальным значением для этого коэффициента является 0,2 .
Анализ коэффициентов рыночной финансовой устойчивости показал, что коэффициент финансирования (соотношения заемных и собственных средств) за исследуемый период меньше единицы, т.е. большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств. Это свидетельствует об опасности неплатежеспособности и затруднении возможности получения кредита.
Соотношение собственных и заемных средств зависит от многих факторов. Так, В.Я.Горфинкель [8] отмечает: «В ряде случаев доля собственных средств в их общем объеме может быть менее половины, и тем не менее, такие предприятия будут сохранять достаточно высокую финансовую устойчивость. Это в первую очередь касается предприятий, деятельность которых характеризуется высокой оборачиваемостью активов, стабильным спросом на реализуемую продукцию, низким уровнем постоянных затрат. В то же время для капиталоемких предприятий с длительным периодом оборота средств, имеющих значительный удельный вес активов целевого назначения, доля заемных средств 40-50% может быть опасной для их финансовой стабильности».
Значение коэффициента обеспеченности собственными средствами является одним из критериев оценки финансового состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса. В нашем случае, по показателю коэффициента обеспеченности собственными средствами, предприятие укладывается в установленный норматив, равный 0,1: на начало периода он был равен 0,338, на конец периода – 0,191, следовательно, структуру баланса предприятия можно отнести к удовлетворительной.
Увеличение продолжительности операционного цикла с 107,42 до 126,36 дней, а также финансового цикла с 204,46 до 243,17 дней, означает снижение эффективности использования собственного капитала.
3.2 Мероприятия по оздоровлению финансового благополучия предприятия
Выявление резервов повышения прибыли, и рентабельности является наиболее важным и ответственным моментом в работе финансово-экономической службы любого предприятия, и особенно важным для предприятия.
Улучшить положение предприятия можно с помощью мероприятий, которые представлены на рисунке 3.
По данным рисунка 3 можно сказать, что основными источниками резервов увеличения объёма продаж является стимулирование сбыта и расширение ассортимента наиболее выгодных товаров.
Основной задачей плана стимулирования сбыта является увеличение оборачиваемости товаров на месте их продажи. Его исполнение возлагается на менеджера по продажам, работающего в сотрудничестве с директором.
Рисунок 3 - Резервы роста прибыли предприятия
План стимулирования сбыта включает следующие статьи:
- качественные задачи (улучшение имиджа товара в глазах торговой сети за счет ускорения его оборачиваемости);
- количественные задачи (увеличение продаж на 10% к концу периода стимулирования).
Таблица 34 - Стимулирование сбыта товаров
Стратегические | Специфические | Разовые |
Увеличить товарооборот до 10%. |
Ускорить продажу наиболее «ходовых» товаров – молочные, колбасные и хлебобулочные изделия; Оказать противодействие конкурентам – работать круглосуточно без перерыва на обед. |
Извлечь выгоду из ежегодных событий (Рождество, Новый год и майские праздники, годовщина создания фирмы, открытие нового филиала и т.п.). |
По данным таблицы 34 можно сказать, что стимулирование сбыта товаров предприятия направлено на потребителей.
Выбор средств стимулирования зависит от поставленных целей. Все средства можно объединить в три большие группы:
- ценовое стимулирование (предоставление купонов, дающее право на 2% скидку;
активное предложение (конкурсы покупателей, игры, лотереи).
Основные средства стимулирования можно объединить в таблице 35.
Таблица 35-Основные средства стимулирования сбыта товара
Потребитель |
Купон на продажу товаров с 2% скидкой |
Предоставление упаковки, которую можно использовать в дальнейшем |
Проведение лотерей |
Также можно использовать различные виды стимулирования, которые можно классифицировать по их происхождению и воздействию на клиентов:
а) общее стимулирование. Применяется на месте продажи. Служит инструментом общего оживления торговли.
Этот вид стимулирования одновременно объединяет демонстрацию товара, дегустации, игры, использование ряженых, праздничное убранство торговых залов, афиши, таблички с пояснениями, броские рекламные объявления, а так же рекламную компанию в прессе (распространение листовок с купонами, дающими право на покупку со скидкой, вручение подарков в случае приобретения определенного количества товара, конкурсы, игры);
б) избирательное стимулирование - размещение товара вне мест общей выкладки на выгодной позиции.
Товар может быть сосредоточен также в каком-либо месте торгового зала, например, выставка-продажа товаров к Пасхе, к Дню Победы и т.д..
Этот вид стимулирования включает также размещение товаров на выносных лотках или в тележках, расположенных в проходах или на пересечении торговых линий.
При этом реклама используется в меньшей степени. Используются только рекламные планшеты и указатели;
в) индивидуальное стимулирование - осуществляется в местах общей экспозиции товаров.
Рекламная афиша, указатель, планшеты, показывают, что в отношении определенного товара и группы товаров осуществляется стимулирование в виде снижения цен, конкурсов, игр, премий. Стимулирование влияет на поведение потребителя, превращая его из потенциального в реального покупателя. Есть операции по стимулированию сбыта, которые относятся к жесткому типу - существенное снижение цен, продажа дополнительного количества товара при неизменных ценах. Это эффективно, если речь идет о коротком отрезке времени, но дорого обходятся производителю. В настоящее время эти операции по стимулированию сбыта носят более мягкий характер (игры, конкурсы покупателей и пр.). Они более эффективны в создании позитивного имиджа товара.
Таблица 36 - Рекламные акции
Распространение рекламной продукции (кульков, ручек, блокнотов и др.) |
Установка рекламных манекенов, героев рекламных сюжетов |
Проведение дегустации |
Розыгрыши призов |
Для того, чтобы рассчитать какой эффект получится от выявленных резервов, необходимо предварительно определить цель, к которой стремится предприятие.
Главной целью предприятия является получение прибыли за счет увеличения товарооборота на 10% (факторы, увеличивающие товарооборот ООО «Аквамарин», представлены на рисунке 3), то есть с 31830 тыс.руб. (фактический объем товарной продукции в 2005 г.) до 35013 тыс.руб. при намечаемом ускорении оборачиваемости оборотных средств на 12 дней (фактическая сумма оборотных средств на конец 2005 г. составила 12023 тыс.руб.).
Условия для увеличения товарооборота имеются: объём торговых запасов позволяет это сделать. При этих условиях оборачиваемость оборотных средств составит 138 дней.
Cумма оборотных средств, исходя из объема товарной продукции в предстоящем году и оборачиваемости в текущем году, определена в 13237,79 тыс.руб.
Сумма оборотных средств, исходя из объема товарной продукции в предстоящем году с учетом ускорения их оборачиваемости, составит 12086,68 тыс.руб.
Относительное высвобождение оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости в предстоящем году будет равно 1151,11 тыс.руб.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств и высвобождение в результате этого оборотных средств в любой форме позволяют предприятию направлять их по своему усмотрению на развитие предпринимательской деятельности и обходиться без привлечения финансовых ресурсов.
Увеличение прибыли предприятия возможно также в результате сдачи в аренду складских помещений (60 кв.м.). При этом предприятие получит доход 108 тыс.руб.
Рассчитаем прибыль предприятия после внедрения предложенных выше мероприятий.
Таблица 37 - Оценка прибыли предприятия. В тыс. руб.
Показатель | До внедрения мероприятий | После внедрения мероприятий |
Абсолют. изменения |
Выручка от продаж товаров |
31830 |
35121 | + 3291 |
Себестоимость реализации | 30931 | 30931 | - |
Прибыль от продаж |
899 | 4190 | + 3291 |
Прочие расходы | 606 | 606 | - |
Балансовая прибыль | 293 | 3584 | + 3291 |
Чистая прибыль | 205 | 2724 | + 2519 |
Рассчитаем деловую активность предприятия (таблица 38).
Таблица 38 - Расчет показателей деловой активности предприятия. В тыс.руб.
Показатель | Формула расчета | Результат |
1 | 2 | 3 |
Выручка от реализации (V) | - |
V до внедр.= 31830; V после внедрения = 35121 |
Чистая прибыль (Рr) | - |
Рr до внедр =205 Рr после внедрения =2724 |
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (Ок) | Ок = V/Вср; |
Ок до внедрения 3 = 1,16 Ок после внедрения 4 = 1,17 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ооб) | Ооб = V/Rаср; |
Ооб до внедрения = 2,647 Ооб после внедрения = 2,912 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Ок/з) | Ок/з = V/Rрср |
Ок/з до внедрения = 3,03 Ок/з после внедрения = 3,3 |
Продолжительности оборота кредиторской задолженности (Ск/з) | Ск/з = 365/Ок/з; |
Ск/з до внедрения = 118,81 Ск/з после внедрения = 110,61 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Оск) | Оск = V/Исср; |
Оск до внедрения = 1,88; Оск после внедрения = 2,07 |
Продолжительность операционного цикла (Цо) | Цо = Сд/з + Смср |
Цо до внедрения = 126,36 Цо после внедрения =124,15 |
Продолжительность финансового цикла (Цф) | Цф = Цо + Ск/з |
Цф после внедрения = 245,17 Цф до внедрения =234,76 |
Коэффициент устойчивости экономического роста (Кур) | Кур = Рр/Исср |
Кур до внедрения = 0,01 Кур после внедрения = 0,16 |
Условные обозначения:
Вср – средний итог баланса;
Rаср – средняя величина оборотных активов;
Zср – средняя величина запасов и затрат;
Rрср – средняя кредиторская задолженность;
Исср – средняя величина собственного капитала;
Рр – чистая прибыль.
Данные таблицы 38 показывают, насколько эффективно предприятие будет использовать свои средства. Все показатели коэффициентов увеличиваются.
Уменьшение продолжительности операционного цикла с 126,36 до 124,15 дней, финансового цикла с 243,17 до 234,76 дней, означает повышение эффективности деятельности предприятия и используемого собственного капитала.
Рассчитаем рентабельность предприятия в таблице 39.
Таблица 39 - Система и расчет показателей рентабельности предприятия
Показатель | Формула расчета | Результат |
Рентабельность основной деятельности (Rод) | (Б(Ч)П : V) |
Rод до внедрения = 0,007 Rод после внедрения =0,10 |
Рентабельность капитала предприятия (Rк) |
(Б(Ч)П : СССК) |
Rк до внедрения =0,019 Rк после внедрения =0,21 |
Рентабельность всех видов деятельности | (БП : (В+ПД) ) |
Rк до внедрения = 0,013 Rк после внедрения =0,10 |
Данные таблицы 39 показывают, что все показатели рентабельности предприятия значительно увеличились.
Таким образом, основные мероприятия по укреплению финансового состояния ООО «Аквамарин» были выбраны следующие мероприятия:
- увеличение товарооборота и объемов продаж (усиление рекламы;
расширение ассортимента наиболее выгодных товаров; стимулирование сбыта).
В качестве обоснованности внедрения данных мероприятий был произведен расчет прибыльности и рентабельности по результатам внедренных предложений (таблицы 38,39).
В результате внедрения мероприятий наблюдается рост экономических показателей: коэффициентов деловой активности, прибыльности и рентабельности. Это видно из таблиц 38 и 39.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе проведен анализ финансового состояния предприятия за два года.
Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на улучшение финансовых показателей.
Различные специалисты в области анализа приводят различные методики оценки финансового состояния предприятия.
Методики, разработанные разными авторами: В.В. Ковалев, И.Т. Балабанов, Е.С. Стоянова и др., основаны на дескриптивных моделях, различаются подходом к анализу, набором коэффициентов, последовательностью их расчета, системой связи между собой. Однако основные принципы и последовательность процедурной стороны анализа являются практически одинаковыми с небольшими расхождениями.
В первом разделе дипломной работы дается общая характеристика исследуемого предприятия.
Основной деятельностью предприятия является розничная торговля продуктами питания.
Проведенная оценка экономической деятельности предприятия показала, что на конец отчетного периода практически все показатели увеличились. Так, товарооборот увеличился на 5,25%, выручка от реализации работ и услуг увеличилась на 11,77%, прибыль отчетного периода увеличилась на 16,14 %.
Показатель рентабельности продаж вырос на 4 %.
Во втором разделе проводится анализ финансового состояния предприятия за 2004-2005 гг. В ходе анализа было установлено реальное положение дел на предприятии, выявлены изменения.
Проведенный анализ финансового состояния показал, что имущество предприятия на конец исследуемого периода увеличилось на 13127 тыс.руб. Имущество предприятия увеличилось в результате роста производственных запасов на 117,5%, денежных средств на 50%, кредиторской задолженности на 23,7%, капитала и резервов на 18,3%.
Оборотные средства предприятия увеличились на 3713 тыс.руб. При этом коэффициент оборачиваемости оборотных средств уменьшился на 2,129 оборота, продолжительность одного оборота увеличилась на 46,49 дней.
Коэффициент текущей ликвидности уменьшился с 1,65 до 0,113. Коэффициент абсолютной ликвидности на начало исследуемого периода составил -0,049, на конец исследуемого периода – 0. Нормальным значением для этого коэффициента является 0,2.
Коэффициент финансирования (соотношения заемных и собственных средств) за исследуемый период увеличился с 0,19 до 0,63, но он меньше единицы, то есть большая часть имущества предприятия, сформирована из заемных средств. Это свидетельствует об опасности неплатежеспособности и затруднении возможности получения кредита.
Значение коэффициента обеспеченности собственными средствами является одним из критериев оценки финансового состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса. В нашем случае, по показателю коэффициента обеспеченности собственными средствами предприятие укладывается в установленный норматив, равный 0,1: в 2004 г. он был 0,338, в 2005 г. – 0,191, следовательно, структуру баланса предприятия можно отнести к удовлетворительной.
Увеличение продолжительности операционного цикла с 107,42 до 126,36 дней, финансового цикла с 204,46 до 243,17 дней, означает снижение производственного потенциала предприятия.
Низкая платежеспособность, невысокие показатели деловой активности, низкая рентабельность использования активов, недостаточный уровень внутренней финансовой устойчивости, ухудшение рентабельности производственных средств указывает на снижение производственного потенциала и инвестиционной привлекательности.
Главная цель предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу предприятия. Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.
В третьем разделе рассмотрены проблемы финансового состояния предприятия и мероприятия по их устранению.
Предложенные мероприятия позволили увеличить все показатели рентабельности предприятия.
Изложенные рекомендации представляют собой лишь общие направления по улучшению финансового состояния предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ).
Бадаш Х.3. Экономика предприятия. Учеб. пособие, 2-е изд., доп. Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 2004.- 448 с.
Балабанова И.Т. Теория экономического анализа.- М.:Экономика, 2000.- 400 с.
Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 398 с.
Брен И.Л., Митрофанов Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. - Киев: Высшая школа, 2002.- 448 с.
Гиляровская Л.Т. Практикум по теории анализа хозяйственной деятельности. - Воронеж, изд-во Воронежского ун-та, 2000.- 191 с.
Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг выбор лучшего решения.- М.: Экономика, 2003.- 516 с.
Горфинкель В.Я.Экономика предприятия - М.: Экономика, 2002.- 718 с.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.- Ростов - на - Дону, 2001.- 706 с.
Жиделяева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Дело, 2001.- 287с.
Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.- М.: Центр экономики и маркетинга,2000.- 314с.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.,2000.- 599 с.
Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 654с.
Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния предприятий –М.:ИНФРА-М,2004.- 535 с.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. - М.: Дело, 2005.- 169 с.
Любушин Н.П.; Лещева В.Б.; Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 756 с.
Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.- 391 с.
Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учебное пособие.- М.: «Экономический проект»,2003.- 432 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 444 с.
Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.- 322 с.
Севенков Г.Р. Экономический анализ деятельности предприятия. Мн.:Высшая школа, 2000.- 435 с.
Теория экономического анализа. Учебник./Под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 194 с.
Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник – 2-е изд.- М.: Изд. «Маркетинг», 2002.- 226 с.
Федотова М.А. Доходы предпринимателя.- М.: Финансы и статистика,2003.- 736 с.
Финансовый менеджмент/ Под ред. Е.С. Стояновой.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.- 565 с.
Финансы: Учебное пособие/ Под ред.проф. A.M. Ковалевой.-3-е изд..перераб. и доп. -- М.: Финансы и статистика,2000.- 588 с.
Финансовые документы ООО «Аквамарин» за 2004-2005 годы.
Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С., Негошев Е.В. Методика финансового анализа. - 3-е изд.. перераб. и доп. - М.: ИНФРА -М, 2001.- 634 с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА-М., 2001.- 599 с.
Шеремет А.Д. Методика финансового анализа предприятия.-М., Финансы и статистика, 2004.- 400 с.
Экономика предприятия: Учебное пособие /Под ред. акад. В.М. Семенова - М.:ИНФРА – М., 2001.- 636 с.
Экономика промышленного предприятия./Под ред. В.Д.Зайцева. - М.: Экономика, 2003.- 297 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Бухгалтерский баланс