Экономические показатели развития предприятия ООО "Аквамарин"

ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей.

За совершение дисциплинарного проступка Работодатель применяет следующие дисциплинарные взыскания:

- замечание;

- выговор;

- увольнение.


1.5 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии


Удовлетворить запросы потребителей - непростая задача. Известен закон Парето, согласно которому 20% потребителей обеспечивают 80% продаж. Поэтому, основной задачей плана стимулирования сбыта является увеличение оборачиваемости товаров на месте их продажи. Его исполнение возлагается на ответственного за сбыт товара.

План стимулирования сбыта включает следующие статьи:

а) место товара на рынке. Кратко излагаются основные исходные данные, относящиеся к товару, рынку, потребителю и конкурентной продукции;

б) цели на предстоящий год. Указываются выполненные в течение предыдущего года мероприятия по стимулированию сбыта товара и изучению конкурирующей продукции; анализируются результаты этой деятельности; описываются проблемы и возможности, которыми следует воспользоваться:

качественные задачи (улучшение имиджа товара в глазах торговой сети за счет ускорения его оборачиваемости);

количественные задачи (увеличение продаж на 20% к концу периода стимулирования).

в) программа действий:

цель: увеличение сбыта в универсальных магазинах;

средства: изучить ситуацию в универсальных магазинах, предложив скидку с цены на период "утверждения" товара;

обоснование: сбыт товара переживает застой, в то время как объем продажи по данному каналу распределения растет.

Вся политика маркетинга сводится к воздействию именно на потребителя. Широкий спектр приемов стимулирования сбыта был создан с единственной целью - самым эффективным образом привлечь потребителя к товару и удовлетворить его запросы.

Цели стимулирования потребителей сводятся к следующему:

увеличить число покупателей;

увеличить число товаров, купленных одним и тем же покупателем, которые представлены в таблице 14.


Таблица 14 - Цели стимулирования

Стратегические Специфические Разовые

Увеличить число

потребителей.

Увеличить количество товара, потребителем.

Увеличить оборот до

показателей, намеченных в плане маркетинга.

Выполнить показатели плана продаж

Избавиться от излишних запасов:

-придать регулярность сбыту сезонного товара;

- оказать противодействие возникшим конкурентам;

- оживить продажу товара, сбыт которого переживает застой.

Воспользоваться отдельной благоприятной возможностью (годовщина создания фирмы, открытие нового

филиала и т.п.).

Поддержать рекламную компанию.


Выбор средств стимулирования зависит от поставленных целей. Все средства можно объединить в три большие группы:

- ценовое стимулирование (продажа по сниженным ценам, льготные купоны, дающие право на скидку);

- предложения в натуральной форме (премии, образцы товара);

- активное предложение (конкурсы покупателей, игры, лотереи).

Основные средства стимулирования сбыта товаров даны в таблице 15.


Таблица 15 - Основные средства стимулирования сбыта товара

Сбытовой аппарат Посредник Потребитель
Целевая премия: конкурсы, игры.

Талон на продажу со скидкой.

Продажа по сниженным ценам

Талоны на продажу со скидкой

Продажа по сниженным ценам:

Образцы товаров

Дополнительное количество товара.

Упаковка, для дальнейшего пользования

Испытание товара, дегустация, премии, конкурсы, лотереи


Применительно к торговому предприятию различные виды стимулирования можно классифицировать по их происхождению и воздействию на клиентов:

А. Общее стимулирование применяется на месте продажи и служит инструментом общего оживления торговли.

Этот вид стимулирования одновременно объединяет продажу по сниженным ценам, демонстрацию товара, дегустации, игры, использование ряженых, праздничное убранство торговых залов, афиши, таблички с пояснениями, броские рекламные объявления, а так же рекламную компанию в прессе (распространение листовок с купонами, дающими право на покупку со скидкой, вручение подарков в случае приобретения определенного количества товара, конкурсы, игры).

Б. Избирательное стимулирование - размещение товара вне мест общей выкладки на выгодной позиции.

Товар может быть сосредоточен также в каком-либо месте торгового зала, например, выставка-продажа товаров для сладкоежек.

Этот вид стимулирования включает также размещение товаров на выносных лотках. При этом реклама используется в меньшей степени. Используются только рекламные планшеты и указатели;

В. Индивидуальное стимулирование - осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило, исходит от производителя.

Рекламная афиша, указатель, планшеты, показывают, что в отношении определенного товара и группы товаров осуществляется стимулирование в виде снижения цен, конкурсов, игр, премий.

В настоящее время эти операции по стимулированию сбыта носят более мягкий характер (игры, конкурсы покупателей и пр.). Они более эффективны в создании позитивного имиджа товара.


Таблица 16 - Рекламные и маркетинговые акции

Размещение в торговом зале рекламных плакатов

Размещение стенда с рекламными буклетами


Проведение презентаций и консультаций


Распространение пробных образцов (в торговом зале)


Розыгрыши призов производителей товаров

Таким образом, анализ общей характеристики предприятия показал, что ООО «Аквамарин» создано с целью извлечения прибыли и обеспечения населения г. Ижевска продовольственными товарами.

Ведущими товарами магазина ООО «Аквамарин» являются хлебобулочные и кондитерские изделия, ликероводочные изделия, кисломолочные и мясные продукты.

Основные экономические показатели в 2005 г. заметно улучшились по сравнению с 2004 г. Прирост товарооборота составил более 5%. Производительность труда работников возросла на 17%.

Анализ структуры розничного товарооборота показал, что за исследуемый период произошли изменения и в структуре товарооборота. Увеличился удельный вес отдельных товарных групп, таких как хлебобулочная продукция, виноводочные изделия, пиво. При этом наблюдается и уменьшение доли гастрономических, бакалейных товаров, молочной продукции, фруктов и овощей.

Все эти сведения подтверждают, что в отдельные периоды года продажа товаров имеет свои особенности и обнаруживает значительные колебания.

ООО «Аквамарин» необходимо продолжать работу по следующим направлениям: изыскивать пути снижения издержек обращения. Можно выделить следующие направления деятельности по дальнейшему снижению издержек обращения:

- возможно сокращение годового фонда оплаты труда за счет совмещения функции или сокращения численности персонала;

- дальнейшее снижение транспортных расходов путем заключения договоров с поставщиками, предусматривающих доставку товаров за счет поставщика;

- снижение потерь при хранении товаров.

Важным звеном в системе мероприятий направленных на улучшение положения торгового предприятия является увеличение объёма закупок и продаж с использованием выездной торговли; расширение ассортимента реализуемых товаров.


2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1 Анализ имущественного положения предприятия


Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота.

В процессе деятельности предприятия происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Устойчивость и стабильность зависят от результатов его коммерческой деятельности.

Задачи анализа финансового состояния предприятия определяются главной целью и предметом исследования экономического состояния предприятия, они связаны с поиском причин, обусловивших реальное экономическое состояние исследуемого субъекта.

Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре активного и пассивного капиталов, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа баланса.

Горизонтальный анализ означает сопоставление статей баланса и исчисляемых по ним показателей на начало и конец одного или нескольких отчетных периодов; он заключается в рассмотрении основных показателей в динамике, помогает выявить отклонения, требующие дальнейшего изучения.

Вертикальный (структурный) анализ характеризует удельный вес показателей в общем итоге баланса предприятия. При проведении вертикального анализа валюта баланса приравнивается к 100 % и исчисляется удельный вес каждой статьи агрегированного баланса.

Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга.

Укрупненная номенклатура статей баланса показана в таблице 17.

Таблица 17 - Динамика и структура баланса. В тыс.руб.; %

Наименование статей баланса 2004 г. 2005 г Изменение

Сумма Уд.вес Сумма Уд.вес Абсолют. Относит.
АКТИВ
1.Внеоборотные активы 15222 61,1 15631 52,1 -9,0 102,7
2.Оборотные активы 9692 38,9 14354 47,8 8,9 148,1
2.1. Запасы 5370 21,6 11680 38,9 17,3 217,5

2.2.Дебиторская

задолженность

3546 14,2 1261 4,2 -10,0 35,6
2.3.Денежные средства 2 0,008 3 0,01 0,002 150,0

2.4.Прочие оборотные

активы

774 3,1 1410 4,7 1,6 182,2
ПАССИВ
1.Капитал и резервы 15525 62,3 18373 61,3 -1,0 118,3
2.Долгосрочные пассивы - - - - - -
3.Краткосрочные пассивы 9389 37,7 11612 38,7 1,0 123,7
3.1.Кредиторская задолженность 9389 37,7 11612 38,7 1,0 123,7
Баланс 24914 100 29985 100 - 120,3

Из данных таблицы 17 видно, что валюта баланса изменилась, ее рост по сравнению с 2004 г. составил 1,8 раза, с 2005 г. - 1,2 раза, увеличение валюты баланса вызваны приростом оборотного капитала, изменение которого к концу отчетного периода составило 48 %.

Отсутствуют «больные» статьи, к которым относятся непокрытые убытки прошлых лет и отчетного года, в современных рыночных условиях оцениваются только положительно.

Увеличение оборотных активов вызвано ростом материальных запасов и прочими оборотными активами, что не является негативным явлением.

Сократилась дебиторская задолженность (с 4,6 до 10 %%). Это говорит о том, что предприятию не грозит инфляционная потеря стоимости произведенных работ.

Пассивы баланса в основном состоят из капитала и резервов, которые в структуре баланса составляют 61,3 %. Краткосрочные пассивы в основном состоят из кредиторской задолженности. За отчетный период кредиторская задолженность возросла на 23 %, что может снизить инвестиционную привлекательность предприятия.

В целом по вертикальному и горизонтальному анализу баланса можно сделать заключение, что каких-либо существенных отрицательных изменений, как в активной, так и в пассивной частях баланса не наблюдается.


2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности


Потребность в анализе ликвидности баланса возникают в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности активы предприятия подразделили на следующие группы:

А1 - Наиболее ликвидные активы - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

А2 - Быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и прочие активы.

А3 - Медленно реализуемые активы - материальные запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты долгосрочные финансовые вложения.

А4 - Трудно реализуемые активы - статьи раздела I актива баланса, за исключением долгосрочных финансовых вложений.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1 - наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность;

П2 - краткосрочные пассивы - краткосрочные кредиты и займы, прочие краткосрочные пассивы;

П3 - долгосрочные пассивы - долгосрочные кредиты и займы, прочие долгосрочные пассивы;

П4 - постоянные пассивы - собственные средства за минусом расходов будущих периодов.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу пассиву. Степень ликвидности баланса характеризуют следующие соотношения [6]:

- абсолютная ликвидность:


А1 і П1; А2 і П2; А3 і П3; П4 і А4, (1)


выполнение первых трех неравенств влечет за собой выполнение и четвертого неравенства. Четвертое неравенство носит балансирующий характер, и в тоже время оно имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости - наличия у предприятия собственных оборотных средств;

- текущая ликвидность - свидетельствует о платежеспособности или неплатежеспособности организации на ближайший к рассматриваемому периоду промежуток времени:


А1 + А2 і П1 + П2; П4 і А4, (2)

- перспективная ликвидность:


А1 + А2 < П1 + П2; А3 і П3; П4 і А4, (3)


- недостаточный уровень перспективной ликвидности:


А1 + А2 < П1 + П2; А3 < П3; П4 і А4, (4)


- баланс организации неликвиден:


П4 < А4 (5)


Таблица 18 - Агрегированный баланс для расчета ликвидности. В тыс.руб.

Показатель 2004 г. 2005 г.
АКТИВ
Наиболее ликвидные активы 2 3
Быстро реализуемые активы 3546 1261
Медленно реализуемые активы 6142 12966
Трудно реализуемые активы 15222 15631
Итого 24912 29918
ПАССИВ
Наиболее срочные обязательства 9389 11612
Долгосрочные пассивы - -
Постоянные пассивы 15523 18306
Итого 24912 29918

Из данных таблицы 18 видно, что бухгалтерский баланс предприятия имеет перспективную ликвидность, но это недостаточно для рыночных отношений.

Таблица 19 - Показатели ликвидности баланса в абсолютном выражении. В тыс.руб.

Показатель 2004 г. 2005 г.

Разность между наиболее ликвидными активами

и наиболее срочными обязательствами

-9387 -11609

Разность между быстро реализуемыми активами

и краткосрочными пассивами

3546 1318

Разность между медленно реализуемыми активами

и долгосрочными пассивами

6142 12966
Разность между постоянными пассивами и трудно реализуемыми активами 301 2675

Таблица 20 - Показатели ликвидности баланса в относительном выражении. В тыс.руб.

Изменение 2004 г. 2005 г.
{(А1 - П1) : А1} х 100 % - 469350 - 386966
{(А2 - П2) : А2} х 100 % 100 100
{(А3 - П3) : А3} х 100 % 100 100
{(П4 - А4) : П4} х 100 % 1,9 14,6

Показатели таблицы 20 указывают, что уровень перспективной ликвидности не ухудшается, уровень абсолютной ликвидности значительно снижается.

Для расчета коэффициентов необходимо подготовить информационный материал к анализу и свести его в таблице 21.


Таблица 21 – Показатели для расчета рыночных коэффициентов ликвидности и платежеспособности. В тыс.руб.

Показатель Сумма

2004 г. 2005 г.
Материальные запасы 6142 12899
Денежные средства 2 3
Дебиторская задолженность 3546 1261
Краткосрочные обязательства 9389 11612
Собственный капитал 15525 18373

При подготовке выводов руководствуются следующими факторами и особенностями:

Коэффициент текущей ликвидности показывает платежные возможности организации, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с кредиторами, но и продажи, в случае нужды, прочих элементов материальных оборотных средств. Он характеризует ожидаемую платежеспособность организации на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств. Его критическое значение должно быть не менее 2,00.

Коэффициент срочной ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Коэффициент срочной ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность на период равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Оптимальное значение коэффициента должно быть близким к единице, а критическое - не менее 0,80.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время и характеризует платежеспособность на дату составления баланса, его оптимальное значение 0,20 - 0,25.

Коэффициент общей платежеспособности организации характеризует перспективную платежеспособность, т. е. способность организации погасить всю внешнюю задолженность (долгосрочную и краткосрочную) за счет собственного капитала. Его критическое значение должно быть не менее 1,00.

Выше указанные коэффициенты отвечают интересам различных внешних пользователей информации. Так для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Банк и прочие кредиторы больше внимания уделяют коэффициенту срочной ликвидности. Покупателей и держателей акций и облигаций в большей мере интересует показатели текущей ликвидности, а также коэффициент платежеспособности при условии ликвидации организации.


Таблица 22 - Коэффициенты рыночной ликвидности и платежеспособности

Показатель Значения коэффициентов

2004 г. 2005 г.
Коэффициент текущей ликвидности 1,032 0,113
Коэффициент срочной ликвидности 0,378 0,109
Коэффициент платежеспособности при условии ликвидации организации 1,653 1,582

Если коэффициент текущей ликвидности Ктл< 2 или коэффициент обеспеченности собственными средствами Ко.сос< 0,1, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности: [7]


Квп= Ктлф+6/Т*(Ктлф-Ктнл)/2, (6)


где Ктлф - коэффициент текущей ликвидности в фактическом периоде;

Ктлн - коэффициент текущей ликвидности в базисном периоде на начало года;

Т – число месяцев в анализируемом периоде.

Если Квп< 1, то структура баланса признается неудовлетворительной, а само предприятие неплатежеспособным.

Если Квп > 1, то признание структуры баланса неудовлетворительной откладывается на 6 месяцев.

Если Ктл > 2 и Ко.сос > 0,1, то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности: [7]


Кут=Ктлф+3/Т* (Ктлф-Ктлн)/2, (7)

при Кут < 1, то организация на 3 месяца ставится на соответствующий учет.

Рассчитаем коэффициент восстановления платежеспособности: [7]

Квп = 0,113+6/12 (0,113-1,032) = - 0,1732

Коэффициенты текущей и срочной ликвидности указывают на то, что предприятие 2004 г. имело низкую платежеспособность, в 2005 г. положение еще ухудшилось;

- коэффициент абсолютной ликвидности характеризует, что предприятие на дату составления баланса не имело свободных денежных средств на расчетном счете. Это может затруднить налаживание деловых связей без предварительной оплаты.

Если принять во внимание ликвидацию предприятия, то оно способно расплатиться со всеми кредиторами, т.к. коэффициент платежеспособности при условии ликвидации выше критического значения.


Таблица 23 - Состав дебиторской и кредиторской задолженности. В тыс.руб.

Виды задолженности 2004 г. 2005 г. Абсолют изменение
Дебиторская задолженность краткосрочная 3546 1261 -2285
Кредиторская задолженность краткосрочная 9389 11612 +2223

По данным таблицы 23 можно сделать вывод, что за 2005 г. сократилась дебиторская задолженность. Это говорит о том, что предприятие имеет стабильного платежеспособного заказчика.

Кредиторская задолженность увеличилась на 2223 тыс.руб. или на 123,68%. Рост кредиторской задолженности снижает инвестиционную привлекательность предприятия.

По показателям таблицы 23 можно сказать, что на конец 2005 г. кредиторская задолженность превышает дебиторскую задолженность в 2004 г. в 2,6 раза.

2.3 Анализ финансовой устойчивости


По состоянию источников формирования материальных запасов можно определить внутреннюю финансовую устойчивость организации.

Наличие излишка или недостатка источников средств для формирования материальных запасов является обобщающим показателем внутренней финансовой устойчивости.

Состояние источников формирования материальных запасов представим в таблице 24.

Анализ обеспеченности чистыми активами проведем в 2 этапа:

- Расчет стоимости чистых активов.

- Оценка уровня обеспеченности чистыми активами.

Первый этап:

а) определяется стоимость активов, которые участвуют в расчетах чистых активов;

б) определяется стоимость пассивов, которые участвуют в расчете чистых активов.

Суммируем:

- целевое финансирование и поступления,

- заемные средства,

- кредиторская задолженность,

- расчеты по дивидендам,

- резервы предстоящих платежей,

- прочие пассивы;

в) определяется стоимость чистых активов.


Таблица 24 - Состояние источников формирования материальных запасов. В тыс.руб.

Показатели 2004 г. 2005 г.
Материальные запасы 5370 11680
Собственные оборотные средства 303 2742
Функционирующий капитал 303 2742
Расчеты с кредиторами по товарным операциям 6656 9031
Общая сумма источников формирования материальных запасов 6959 11773
Отклонение суммы собственных оборотных средств от материальных запасов -5067 -8938
Отклонение суммы функционирующего капитала от материальных запасов -5067 -8938
Отклонение общей суммы источников формирования материальных запасов от наличия материальных запасов 1286 43

Показатели таблицы 24 указывают на недостаточный уровень внутренней финансовой устойчивости. Вывод сделан на основании того, что разность между функционирующим капиталом и материальными запасами является величиной отрицательной, но общая сумма источников формирования материальных запасов превышает их фактическую величину.


Таблица 25-Показатели для расчета стоимости чистых активов. В тыс.руб.

Показатель 2004 г. 2005 г.
Нематериальные активы 98 93
Основные средства 15124 15538
Запасы 5370 11680
Дебиторская задолженность 3546 1261
Денежные средства 2 3
Итого активы 24140 28632
Кредиторская задолженность 9389 11612
Чистые активы 14751 17020

Второй этап:

Оценку уровня обеспеченности чистыми активами проведу путем расчета следующих относительных показателей:

а) удельный вес чистых активов в стоимости имущества: отношение чистых активов к валюте баланса;

б) коэффициент соотношения чистых активов и уставного капитала: отношение чистых активов к уставному капиталу;

в) коэффициент соотношения статей актива взятых для исчисления чистых активов к аналогичным пассивам;

г) коэффициент соотношения чистых активов и собственного капитала.


Таблица 26 - Расчет стоимости чистых активов. В тыс.руб.

Показатель 2004 г. 2005 г.
Чистые активы 14751 17020
Уставный капитал 915 915
Собственный капитал (собственные средства) 15525 18373
Валюта баланса 24914 29985
Удельный вес чистых активов в стоимости имущества 0,592 0,567
Коэффициент соотношения чистых активов и уставного капитала 16,121 18,601
Коэффициент соотношения статей актива, взятых для исчисления чистых активов к аналогичным пассивам 2,571 2,465
Коэффициент соотношения чистых активов и собственного капитала 0,950 0,926

По данным таблицы 26 можно сказать следующее: удельный вес чистых активов в стоимости имущества несколько уменьшился, но пока остается выше критического значения. В целом обеспеченность чистыми активами находится на среднем уровне.

Коэффициент соотношения чистых активов и собственного капитала свидетельствует о высоком качестве собственного капитала.

Для расчета коэффициентов рыночной финансовой устойчивости представим исходную информацию в таблице 27.


Таблица 27 – Показатели для расчета коэффициентов рыночной финансовой устойчивости. В тыс. руб.

Показатель 2004 г. 2005 г.
Остаточная стоимость основных средств 15124 15538
Запасы 5370 11680
Сырье, материалы 4957 11613
Спецодежда и инструмент 411 -
Оборотные активы 9692 14354
Краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность 3546 1261
Собственные средства 15525 18373
Долгосрочные и краткосрочные обязательства 9389 11612
Собственные оборотные средства 303 2742
Собственные оборотные средства с учетом долгосрочных заемных источников 303 2742
Налог на добавленную стоимость 774 1353
Валюта баланса 24914 29985

Коэффициент автономии - отношение собственного капитала к валюте баланса.

Удельный вес заемных средств в стоимости имущества - отношение суммы привлеченной задолженности к валюте баланса.

Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества - отношение дебиторской задолженности к валюте баланса.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств - отношение суммы привлеченной задолженности к валюте баланса.

Доля дебиторской задолженности в текущих активах - отношение дебиторской задолженности ко всем оборотным средствам.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами - отношение собственного оборотного капитала к сумме материальных запасов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – отношение чистого оборотного капитала ко всей сумме оборотных средств.

Коэффициент маневренности - отношение собственного оборотного капитала ко всей сумме собственного оборотного капитала.

Коэффициент реальной стоимости имущества - отношение остаточной стоимости основных средств, производственных запасов, незавершенного производства к валюте баланса.

По результатам расчетов можно определить:

а) динамику изменения коэффициентов финансовой устойчивости, как в целом, так и по каждому показателю в отдельности;

б) степень соответствия коэффициентов своим нормативным или рекомендованным (оптимальным) значениям;

в) в целом уровень рыночной финансовой устойчивости (высокий, средний, низкий).

При этом:

- оптимальное значение коэффициента автономии оценивается на уровне 0,50 - 0,60. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска, повышает гарантированность предприятия перед кредиторами;

- критическое значение удельного веса заемных средств в стоимости имущества не должно превышать 0,40;

- значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств должно быть не ниже 1,00. Если удельный вес заемных средств в стоимости имущества больше 0,40, а коэффициент соотношения заемных и собственных средств выше 1,00, то такие соотношения представляют высокую степень риска для кредиторов, банков и лиц. Если при высоком удельном весе заемных средств (более 0,40), коэффициент соотношения заемных и собственных средств ниже 1,00, то сумма задолженности пока не представляет серьезной опасности, как для самой организации, так и для кредиторов;

- удельный вес дебиторской задолженности в валюте баланса не должен превышать 40 %, так как при высоком уровне этого показателя организация лишается возможности оперативно маневрировать своими средствами;

- коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами должен быть близким к единице, это указывает на то, что при формировании материальных запасов организация не зависит от внешних источников финансирования. Критическое значение показателя должно быть не ниже 0,50;

- коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Высокое значение коэффициента положительно характеризует финансовое состояние. Оптимальное значение коэффициента 0,50 - 0,60;

- коэффициент реальной стоимости имущества равный 0,50, может служить ориентиром необходимого производственного потенциала. Оптимальное значение его 0,50 - 0,60; больше или меньше не желательно.

Коэффициенты рыночной финансовой устойчивости представим в таблице 28.

Из данных таблицы 28 можно сделать вывод, что коэффициент автономии в 2005 г. уменьшился по отношению к 2004 г., но остался в пределах высокого положительного соотношения, что говорит о высоком производственном потенциале.


Таблица 28 - Коэффициенты рыночной финансовой устойчивости

Показатель Значение коэффициентов

2004 г 2005 г
Коэффициент автономии 0,623 0,613
Удельный вес заемных средств в стоимости имущества 0,377 0,387
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,605 0,632
Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества 0,142 0,042
Доля дебиторской задолженности в текущих активах 0,336 0,087
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами 0,049 0,210
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,031 0,191
Коэффициент маневренности 0,020 0,149
Коэффициент реальной стоимости имущества 0,823 0,905

Коэффициент маневренности очень мал, следовательно, предприятие не имеет собственных средств в мобильной форме, которыми могло бы относительно свободно маневрировать, также низкое значение коэффициента отрицательно характеризует финансовое состояние. Коэффициент реальной стоимости имущества выше оптимального значения, что не желательно.

Удельный вес заемных средств в стоимости имущества не превышает критического значения и коэффициент соотношения заемных и собственных средств ниже единицы, то сумма задолженности пока не представляет серьезной опасности, как для самой организации, так и для ее кредиторов.

Невысокий удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества, а также их доля в текущих активах не превышает критического значения.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов ниже критического значения, а это означает, что предприятие зависит от внешних источников краткосрочного финансирования.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за отчетный период улучшился и это указывает, что структура баланса может быть признана удовлетворительной.

В целом можно сказать, что финансовая устойчивость анализируемого предприятия находится на уровне ниже среднего.


2.4 Анализ прибыли и рентабельности


Наиболее важные показатели деятельности предприятия – это деловая активность, прибыль и рентабельность. Совокупность значений этих показателей и тенденций их изменения характеризуют эффективность работы предприятия и его основные проблемы. Каждый из показателей имеет большое значение.

Рост коэффициента оборачиваемости совокупных активов означает ускорение кругооборота средств или инфляционный рост цен (в случае снижения коэффициента оборачиваемости совокупных активов).

Рост коэффициента оборачиваемости текущих активов характеризуется положительно, если сочетается с ростом коэффициента оборачиваемости материальных запасов, и отрицательно, если оборачиваемость материальных запасов уменьшается.

Рост коэффициента оборачиваемости материальных запасов характеризуется положительно. Но иногда этот рост может оцениваться отрицательно, например, при снижении производства продукции, работ и услуг.

Снижение коэффициента оборачиваемости собственного капитала отражает тенденцию к бездействию части оборотных средств. Этот коэффициент должен быть не менее 2,00.

Увеличение коэффициента оборачиваемости производственных средств указывает на повышение эффективности их использования.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятиям.

Снижение или увеличение данного коэффициента означает сокращение продаж в кредит или увеличение объема предоставляемого в кредит. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности считается хорошим, если его уровень не ниже 12,00, критическим - 4,00, при расчете его за год.

Увеличение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности означает увеличение скорости оплаты задолженности организации, снижение - рост покупок в кредит. Критическое и оптимальное значения коэффициента такие же, как и по дебиторской задолженности.


Таблица 29 - Исходная информация для расчета показателей деловой активности. В тыс. руб.

Показатель 2004 г. 2005 г.
Выручка от реализации продукции 22309 31830
Себестоимость реализованной продукции 21357 30931
Средняя стоимость совокупных активов 20886 27450
Средняя стоимость текущих активов 7059 12023
Средняя стоимость собственного капитала 14727 16949
Средняя стоимость производственных средств 17698 23865
Средняя стоимость дебиторской задолженности 2518 2404
Средняя стоимость кредиторской задолженности 6019 10501
Средняя стоимость материальных запасов 3962 8525
Остаточная стоимость основных средств 13736 15331

Прибыль отражает учетные денежные и не денежные доходы в течение определенного периода.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

Чем меньше операционный цикл, тем выше эффективность производства и уровень работы коллектива организации и наоборот.

Чем меньше финансовый цикл, тем выше эффективность работы руководства организации, т. к. рациональная работа с дебиторами и кредиторами зависит в основном от этой категории работников.

С увеличением операционного и финансового циклов понижается эффективность производства и уровень работы коллектива.


Таблица 30 - Показатели деловой активности. В тыс.руб.

Показатель 2004 г. 2005 г.
Коэффициент оборачиваемости совокупных активов 1,07 1,16
Коэффициент оборачиваемости текущих активов 3,16 2,65
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 1,51 1,88
Коэффициент оборачиваемости материальных запасов 5,39 3,63
Коэффициент оборачиваемости производственных средств 1,26 1,33
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 8,86 3,24
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 3,71 3,03
Продолжительность оборота дебиторской задолженности, дней 40,63 7,19
Продолжительность оборота кредиторской задолженности, дней 97,04 118,81
Продолжительность оборота материальных запасов, дней 66,79 99,17
Продолжительность операционного цикла, дней 107,42 126,36
Продолжительность финансового цикла, дней 204,46 245,17

Анализируя данные таблицы 30, хотелось бы отметить увеличение таких коэффициентов как оборачиваемость совокупных активов, собственного капитала и производственных средств.

Таким образом, показатели прибыли становятся важными для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Для анализа состава, динамики и структуры прибыли составим таблице 31 и определим увеличение (снижение) прибыли (убытка).


Таблица 31 - Анализ состава, динамики и структуры прибыли. В тыс. руб.; %

Показатели Сумма Структура

Темп роста

к 2004 г.


2004 г. 2005г. 2004 г. 2005 г.
Выручка от реализации 22309 31830 100 100 142,68
Себестоимость реализованной продукции 21357 30931 95,73 97,18 144,83
Валовая прибыль 952 899 343,73 306,83 94,43
Прибыль (убыток) от продаж 952 899 343,73 306,83 94,43
Внереализационные доходы 521 684 186,74 233,45 131,29
Внереализационные расходы 1194 1290 427,96 440,27 108,04
Прибыль (убыток) до налогообложения 278 293 100 100 105,02

По данным таблицы 31 можно сказать, что за исследуемый период предприятие получило прибыль: в 2004 г.- 279 тыс.руб., в 2005г.- 293 тыс.руб.

Темпы роста прибыли в 2005 г. по отношению к 2004 г. составили 105,02%.

Отрицательные моменты в финансово-хозяйственной деятельности предприятия–за исследуемый период увеличены себестоимость реализованной продукции (на 44,83%), внереализационные расходы (8,04%).

Положительные моменты в финансово-хозяйственной деятельности предприятия – увеличились темпы роста выручки от реализации продукции по отношению к 2004 г. на 42,68% .

Удельный вес себестоимости реализованной продукции к выручке от реализации продукции в 2004 г. составил 95,73%, в 2005 г.- 97,18%, что выше 2004 г. на 1,45%.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) за исследуемый период уменьшилась: его темп роста по отношению к 2004 г. составил 94,43% .

Для того чтобы оценить в целом, насколько прибыльна деятельность организации, проанализируем коэффициенты рентабельности. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Наиболее часто используемыми показателями являются коэффициенты рентабельности всех