Анализ валового дохода
Размещено на /
КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ
МУРМАНСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика общественного питания»
Тема «Анализ валового дохода»
Введение
В условиях формирования рыночной экономики одним из основных требований успешного функционирования предприятия является безубыточность хозяйственной деятельности, способность возместить расходы собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Одним из основных показателей, который характеризует финансовые результаты деятельности предприятий общественного питания, является валовой доход. Поэтому, тема, выбранная для написания курсовой работы несомненно является актуальной.
Являясь специфической отраслью народного хозяйства, общественное питание выполняет три основные функции – производство, реализацию и организацию потребления. Предприятия общественного питания участвуют в создании национального дохода общества. В них совершается процесс производства, в ходе которого создаются новые материальные блага. Если рассматривать деятельность предприятий общественного питания с экономической точки зрения, то их можно одновременно отнести к сферам материального производства, обращения, услуг и потребления.
Функции, которые осуществляют предприятия общественного питания – производства, реализация и организация питания – как правило совпадают во времени и пространстве и удовлетворяют одну из основных потребностей человека – потребность в пище. Объектами реализации на рынке являются готовая к потреблению пища и услуги.
Сочетание в деятельности предприятий общественного питания трех функций, их взаимосвязь и влияние друг на друга обусловливают наличие общих и отличительных особенностей с предприятиями сельского хозяйства, пищевой промышленности и торговли.
Наличие производственных функций указывает на общность предприятий общественного питания и отраслей продовольственного комплекса. Однако готовая продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности поступает к потребителю через предприятия торговли и общественного питания.. Общественное питание реализует произведенную им продукция через свои предприятия, организуя личное потребление.
Предприятия общественного питания имеют схожие им отличительные черты с предприятиями розничной торговли.
Общим в работе предприятий общественного питания и розничной торговли является реализация продукции.
По своему экономическому содержанию платное питание является сферой товарного обращения, так как продукция реализуется потребителям в порядке обмена на их денежные доходы. Поэтому общественное питание входит в систему торговли, а его оборот по реализации пищи и других товаров является частью всего розничного товарооборота.
Однако в отличие от предприятий торговли продовольственными товарами, предприятиям общественного питания присуща еще одна функция – организация потребления, обусловленная двумя обстоятельствами: с одной стороны, предприятия общественного питания производят готовый, предназначенный для немедленного потребления продукт, с другой стороны, они удовлетворяют существующую у потребителей потребность в общественно организованном питании.
Наряду с тремя специфическим функциями в производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания имеют место следующие особенности:
- неравномерная загрузка производства, обусловленная потоком потребителей;
- наличие большого ассортимента готовой кулинарной продукции для полного удовлетворения спроса отдельных потребителей;
- готовая продукция и сырье – в основном скоропортящиеся. Имеет место небольшая продолжительность во времени между изготовлением и реализацией продукции;
- влияние сезонных факторов, определяющих ассортимент продукции;
- постоянная необходимость строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил.
Целью написания курсовой работы являлся анализ валового дохода на конкретном предприятии и разработка рекомендаций, позволяющих увеличить валовой доход предприятий общественного питания, в том числе предприятий, относящихся к потребительской кооперации.
Исходя из цели работы, были поставлены и решены следующие задачи:
- выявлена сущность валового дохода и источников его формирования;
- охарактеризована информационная база для анализа валового дохода;
- определена схема и методика анализа валового дохода;
- проанализирован валовой доход конкретного предприятия.
При написании работы были использованы труды таких авторов как Т.В. Емельяновой, В.П. Кравченко, Е.С. Стояновой, О.П. Ефимовой, Г.И. Бабушкиной, Донцовой Л.В. и т.д.
1. Сущность валового дохода, источники его формирования
Получение доходов является одним из необходимых условий развития предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей. В соответствии с принципами самоокупаемости и самофинансирования доходы должны обеспечивать возмещение всех расходов (включая расходы на оплату труда работников) и образование прибыли, необходимой для производственного и социального развития предприятия.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» доходом организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Основную часть доходов, получаемых предприятием общественного питания, составляют доходы от реализации продукции собственного производства и покупных товаров.
За услуги, которые предприятия общественного питания оказывают населению по производству, реализации и организации потребления, взимается плата, которую можно назвать ценой услуг. В эту плату можно включить наценку на продукцию общественного питания, а также торговую надбавку к цене закупленных товаров и сырья.
Поэтому сущность валового дохода можно охарактеризовать как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию. Как экономическая категория, валовой доход представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначена для покрытия издержек производства и обращения предприятия общественного питания, уплаты всех видов косвенных налогов и платежей и образования прибыли.
Если рассматривать значение и роль валового дохода, как экономического показателя, то можно выделить следующее:
- валовой доход является источником формирования прибыли;
- за счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения предприятий общественного питания;
- за счет валового дохода пополняются собственные оборотные средства предприятий общественного питания;
- валовой доход является источником формирования различных бюджетных фондов (целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и т.д.)
- за счет валового дохода предприятия общественного питания уплачивают акцизы, т.е. участвуют в формировании бюджета страны.
Одним из источников формирования валового дохода предприятий общественного питания является торговая надбавка. Механизм формирования торговых надбавок должен регулироваться исполнительными органами власти страны. Величина торговой надбавки должна покрывать величину издержек обращения предприятий общественного питания.
Если рассматривать опыт работы зарубежных стран, то можно сказать, что там используется более 20 видов различных скидок и надбавок. Самые распространенные из них – бонусные скидки или скидки за оборот, которые представляются постоянным партнерам; дилерские скидки, представляемые производителям своим постоянным покупателям или посредникам по сбыту; сезонные скидки; скидки на количество изделий в заказанной партии; скрытые скидки в виде оказания бесплатных услуг и пр.
Торговые надбавки предприятия рассчитывают самостоятельно, исходя из издержек, установленных налогов и неналоговых платежей и прибыли.
Как правило для расчета торговой надбавки складывают плановый уровень издержек обращения, кроме процентов за кредит (ИО), налоги и отчисления в процентах к товарообороту (Н), отчисления на пополнения собственных оборотных средств в % к товарообороту (СО), проценты за кредит в % к товарообороту (К); рентабельность в % к товарообороту (Р)
Тн = ИО + К + Р + Н + СО (1)
валовой доход общественный питание
Вторым элементом формирования валового дохода предприятий общественного питания является наценка на продукцию. Торговые наценки должны устанавливаться в процентах к розничной цене, т.е. к отпускной цене без входного НДС с торговой надбавкой. Предельные размеры наценок на собственную продукцию дифференцируются в зависимости от категории объекта общественного питания, вида блюд (массовые и заказные). Выделяют шесть категорий наценок:
- супер-люкс;
- люкс;
- высшая;
- первая;
- вторая;
- третья.
Самый высокий уровень наценок на предприятиях категории люкс, самый низкий соответственно на предприятиях третьей оценочной категории.
2. Экономическая характеристика предприятия
Для написания курсовой работы было выбрано предприятие общественного питания кафе «Юность», которое является акционерным обществом, находится в городе Мурманске в самом центре города, по адресу пр. Ленина 86. Так как центр нашего города является не только жилищно-административной зоной, но и зоной отдыха мурманчан, кафе пользуется заслуженной популярностью. Кафе «Юность» занимает первый этаж жилого дома. Режим работы с девяти часов утра до восьми часов вечера, без обеда и выходных дней. Количество посадочных мест – 56.
Кафе относится к предприятиям общественного питания, однако оказывает и услуги розничной торговли. Ассортимент реализуемых услуг довольно разнообразен, так как кафе включает в себя бар с барной стойкой, реализующей алкогольные и безалкогольные холодные и горячие напитки, десерты, мучные изделия, гриль, холодные и горячие закуски.
Основным ассортиментом реализуемой продукции являются кондитерские изделия, торты и пирожные, пользующие большим спросом у жителей и гостей нашего города.
Не так давно кафе «Юность» отметило юбилей – 45 лет со дня основания.
Однако, что касается экономических показателей работы, то за 2006 год предприятие сработало себе в убыток. Убыток по итогам года составил 6053 тыс.руб., тогда как за 2005 год чистая прибыль предприятия составила 216 тыс.руб. (таблица 1), т.о. чистая прибыль за 2006 год уменьшилась на 6269 тыс.руб.
Таблица 1 - Динамика показателей работы АО «Юность»
Показатель |
2005 год |
2006 год |
Изменение + - |
Темп роста, % |
Выручка | 58471 | 61893 | 3422 | 105,8 |
Себестоимость | 20958 | 22780 | 1822 | 108,7 |
Коммерческие расходы | 36317 | 44756 | 8439 | 123,2 |
Прибыль (убыток) от продаж | 1196 | - 5643 | -6839 | - |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 319 | -7871 | -8190 | - |
Чистая прибыль (убыток) | 216 | -6053 | -6269 | - |
Рисунок 6 - Динамика показателей
Выручка за анализируемый период увеличилась на 3422 тыс. руб или 5,8%, себестоимость возросла на 1822 тыс.руб. или 8,7%.; на 23,2 % возросли коммерческие расходы, что в сумме составило 8439 тыс. руб. Что касается прибыли от продаж, то ее снижение составило 6839 тыс. руб., снижение прибыли до налогообложения – 8190 тыс.руб. Поэтому предприятию необходимо приложить все усилия, что бы исправить сложившееся положение и в первую очередь сократить коммерческие расходы, так как их увеличение опережает динамику всех показателей.
Проведем анализ динамики баланса предприятия (таблица 2).
Таблица 2 - Анализ динамики баланса
Показатели |
2005 год |
2006 год |
Изменение + - |
Темп роста,% |
1.Внеоборотные активы | ||||
1.1Основные средства | 7261 | 15004 | 7743 | 206,6 |
1.2Незавершенное строительство | 100 | - | -100 | |
1.3Долгосрочные фин.вложения | 1498 | 1498 | - | |
1.4Отложенные фин.активы | 47 | 1873 | 1826 | 3929,8 |
Итого по разделу 1 |
8906 |
18375 |
9426 | 206 |
2.Оборотные активы | ||||
2.1 Запасы | 4394 | 6388 | 1994 | 145,4 |
2.2 НДС | 239 | - | -239 | |
2.3.Дебиторская задолженность | 482 | 943 | 461 | 195,6 |
2.4.Краткосрочные фин.вложения | 760 | - | -760 | |
2.5 Денежные средства | 745 | 483 | -262 | 64,8 |
2.6 Прочие | 183 | - | -183 | |
Итого по разделу 2 |
6804 |
7814 |
1011 | 114,8 |
Стоимость имущества |
15709 |
26189 |
10480 | 166,7 |
3. Капитал и резервы | ||||
3.1 Уставной капитал | 40 | 40 | - | 100 |
3.2 Добавочный капитал | 259 | 259 | - | 100 |
3.3 Резервный капитал | 10 | 10 | - | 100 |
3.4 Нераспределенная прибыль (убыток) | 5215 | -838 | -6053 | |
Итого по разделу 3 |
5524 |
-529 |
-5063 | |
4. Долгосрочные обязательства | ||||
4.1 Займы и кредиты | 8189 | 8189 | ||
4.2 Отложенные налоговые обязательства | 20 | 28 | 9 | 140 |
Итого по разделу 4 | 20 | 8218 | 8197 | 41085 |
5. Краткосрочные обязательства | ||||
5.1 Займы и кредиты | 6760 | 12322 | 5562 | 182,3 |
5.2 Кредиторская задолженность | 3405 | 6178 | 2773 | 181,4 |
Итого по разделу 5 |
10165 |
18500 |
8335 |
182 |
Баланс |
15709 |
26189 |
10480 |
166,7 |
За 2006 год сумма внеоборотных активов возросла на 9469 тыс.руб. или 106% за счет роста основных средств на 7743 тыс.руб или 206,6% и роста отложенных финансовых активов на 1826 тыс.руб или 3829,8%. На конец года сократилась статья незавершенное строительство, это может быть связано со вводом в постоянную эксплуатацию объектов капитального строительства, или получением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости.
Внеоборотные активы возросли на 1011 тыс.руб или 14,8%. За счет роста запасов на 1994 или 45,4% и роста дебиторской задолженности на 461 или 95,6%. По остальным статьям этого раздела произошло снижение показателей.
Статья «капитал и резервы» снизилась на 4995 тыс.руб за счет за счет сокращения нераспределенй прибыли на 4377 тыс.руб.
Появились долгосрочные обязательства на сумму 8189 тыс.руб., краткосрочные обязательства выросли на 5562 тыс.руб или 82,3%, кредиторская задолженность – 2773 тыс.руб или 81,4%.
Рисунок 6 - Динамика разделов баланса
Таблица 3 - Анализ структуры разделов баланса
Показатели |
2005 год |
2006 год |
Структура 2005 год 2006 год |
Изменение |
|
1.Внеоборотные активы | |||||
1.1Основные средства | 7261 | 15004 | 81,5 | 81,6 | 0,1 |
1.2Незавершенное строительство | 100 | - | 1,1 | - | -1,1 |
1.3Долгосрочные фин.вложения | 1498 | 1498 | 16,8 | 8,2 | -8,6 |
1.4Отложенные фин.активы | 47 | 1874 | 0,6 | 10,2 | 9,6 |
Итого по разделу 1 |
8906 |
18375 |
100 | 100 | 0 |
2.Оборотные активы | |||||
2.1 Запасы | 4394 | 6388 | 64,6 | 81,8 | 17,2 |
2.2 НДС | 239 | - | 3,5 | - | -3,5 |
2.3.Дебиторская задолженность | 482 | 943 | 71 | 12,0 | 4,9 |
2.4.Краткосрочные фин.вложения | 760 | - | 11,2 | - | -11,2 |
2.5 Денежные средства | 745 | 483 | 10,9 | 6,2 | -4,7 |
2.6 Прочие | 183 | - | 2,7 | - | -2,7 |
Итого по разделу 2 |
6804 |
7814 |
100 | 100 | 0 |
3. Капитал и резервы | |||||
3.1 Уставной капитал | 40 | 40 | 0,7 | 0,7 | 0 |
3.2 Добавочный капитал | 259 | 259 | 4,7 | 4,7 | 0 |
3.3 Резервный капитал | 10 | 10 | 0,2 | 0,2 | 0 |
3.4 Нераспределенная прибыль (убыток) | 5215 | -838 | 94,4 | - | -94,4 |
Итого по разделу 3 |
5524 |
-529 |
100 | - | - |
4. Долгосрочные обязательства | |||||
4.1 Займы и кредиты | 8189 | - | 99,6 | 99,6 | |
4.2 Отложенные налоговые обязательства | 20 | 29 | 100 | 0,4 | -99,6 |
Итого по разделу 4 | 20 | 8218 | 100 | 100 | 0 |
5. Краткосрочные обязательства | |||||
5.1 Займы и кредиты | 6760 | 12322 | 66,5 | 66,6 | 0,1 |
5.2 Кредиторская задолженность | 3405 | 6178 | 33,5 | 33,4 | -0,1 |
Итого по разделу 5 |
10165 |
18500 |
100 |
100 |
- |
В структуре внеоборотных активов наибольший удельный вес (81,5% и 81,6%) занимают основные средства как на начало так и конец года. На 9,6% возросла доля отложенных финансовых активов, доля долгосрочных финансовых вложений снизились на 8,6%
В структуре оборотных средств наибольший удельный вес занимают запасы, увеличение их доли к концу года составило 17,2%. Повысилась так же доля дебиторской задолженности на 4,9%. Доля статей «НДС» и «краткосрочные вложения» снизились соответственно на 3,5% и 11.2%.
Общую структуру баланса проанализируем, составив таблицу 4
Таблица 4 - Анализ общей структуры баланса
Показатели |
2005 год |
2006 год |
Структура 2005 год 2006 год |
Изменение |
|
1.Внеоборотные активы | 8906 | 18375 | 56,7 | 70,2 | 13,5 |
2.Оборотные активы | 6804 | 7814 | 43,3 | 29,8 | -13,5 |
Стоимость имущества |
15709 |
26189 |
100 |
100 |
0 |
3. Капитал и резервы | 5524 | -529 | 35,2 | -2,3 | -37,2 |
4. Долгосрочные обязательства | 20 | 8518 | 0,1 | 31,4 | 31,3 |
5. Краткосрочные обязательства | 10165 | 18500 | 64,7 | 70,6 | 5,9 |
Баланс |
15709 |
26189 |
100 | 100 | 0 |
Рисунок 6 - Структура актива за 2005 год
Рисунок 6 - Структура актива за 2006 год
В структуре актива доля внеоборотных и оборотных активов на начало года практически одинакова, однако к концу года доля внеоборотных резко возрастает до 70,2%, т.е. на 13.5%, соответственно доля оборотных активов снижается на 13.2% и составляет на конец года 29,8%.
В структуре пассива как на начало, так и на конец года большую часть занимают краткосрочные обязательства.
Рисунок 6 - Структура пассива за 2005 год
Рисунок 6 - Структура пассива за 2006 год
3. Информационная база, задачи и подготовка анализа валового дохода в общественном питании
Основными документами, которые служит для анализа валового дохода предприятий общественного питания, являются следующие источники:
- баланс предприятия, в котором содержится информация о капитале предприятия, для расчета критических величин и точки безубыточности;
- приложения к бухгалтерскому балансу форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», в котором содержится информация о валовом доходе и его использовании;
- приложение к бухгалтерскому балансу № 3 «Отчет о издержках обращения», в котором отражается динамики валового дохода и текущих затрат»;
- форма № 4-торг. «Отчет по общественному питанию». С помощью отчета этой формы производят расчет доходности по видам оборота, оценку среднего уровня наценки;
- нормативные документы по ценообразованию, организации общественного питания;
- реестры цен, калькуляционные карточки и т.д.
Подготовительный этап служит важным звеном в проведении качественного анализа валового дохода предприятий общественного питания. На этом этапе общая сумма валового дохода разбивается по источникам и оценивается сумма и уровень валового дохода по видам оборота. Информация об общей сумме валового дохода содержится в отчете формы № 2 приложения к балансу, об общей сумме наценок – во втором разделе статистической отчетности формы № 4 «Отчет по общественному питанию». Суммы реализованных торговых надбавок и скидок получают путем вычитания из общей суммы дохода суммы наценок.
ТСН = ВД – Н (2)
Где ВД – общая сумма валового дохода
Н – сумма наценок.
Затем делят сумму реализованных торговых надбавок по собственной продукции и покупным товарам. В этом случае используется информация о сумме реализации собственной продукции по категориям объектов и размере применявшихся наценок. Зная оборот по собственной продукции (СП) по какой-либо категории объекта и процент наценки (%Н), сумму наценки (Нсп) можно определить по формуле:
Нсп = СР %Н : (100 + %Н) (3)
Сумма наценок по покупным товарам (Нпт) получается вычитанием из общей суммы наценок (Н) суммы наценок по собственной продукции (Нсп)
Нпт = Н - Нсп (4)
4. Общая схема и методика анализа валового дохода
Целью анализа доходов предприятий общественного питания является выявление резервов увеличения доходов и повышения доходности.
Анализ валового дохода предприятий общественного питания носит комплексных характер и состоит из следующих этапов:
- определение выполнения плана по доходам как в целом, так и по их видам;
- сравнение структуры образования валового дохода с планом и с прошлым периодом;
- расчет динамики за несколько последних лет;
- оценка факторов, влияющих на валовой доход;
- анализ каждого фактора в отдельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов и устранению недостатков.
Валовой доход изучают как по сумме, так и по уровню ( в % к обороту). Определяют степень выполнения плана по валовому доходу, анализируют его динамику, измеряют влияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок.. Общая сумма валового дохода находится в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом абсолютных разниц. Отклонение от плана или в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода, делят на 100, а отклонение от плана или данных прошлого периода по среднему уровню реализованных торговых надбавок умножают на фактический товарооборот отчетного года и делят на 100. Наибольшее влияние на валовой доход оказывает изменение розничных цен. При повышении цен соответственно растет сумма торговых надбавок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок и разделит на 100.
Определяют и анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия. Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок. Сумма валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной - от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода.
Большое влияние на валовой доход оказывает изменение структуры товарооборота. Увеличение в доли товарооборота доли товаров с более высокими размерами торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот.
По покупным товарам средний размер наценок обычно ниже, чем на продукцию собственного производства, так как большинство из них ( кроме товаров, продаваемых на разлив) реализуется предприятиями общественного питания по розничным ценам ( без наценок).
Анализ валового дохода должен проводится не только сравнением данных отчетного года с показателями прошлого периода, но и в динамике за ряд лет.
Анализ валового дохода проводится также по полугодиям, кварталам и месяцам.
Изучается влияние факторов на изменение уровней валового дохода от реализации собственной продукции и продажи покупных товаров. Эти уровни изменяются в связи со структурными сдвигами в реализации продукции собственного производства и покупных товаров, изменением места и времени продажи, звенности и товародвижения, размеров торговых наценок и других факторов.
В пользу розничной торговой сети при оптовом отпуске продукции предприятия общественного питания предоставляют торговую скидку. Следовательно, уровень валового дохода по розничному товарообороту выше, чем по оптовому.
5 Анализ использования валового дохода
Также анализу подлежит использование валового дохода на предприятии. При таком анализе рассчитываются удельный вес чистой продукции в валовом доходе, удельный вес хозрасчетного дохода в валовом доходе, удельный вес прибыли в валовом доходе, удельный вес налогов и других обязательных платежей в валовом доходе.
Окончательная оценка динамики развития доходов может быть сделана только после изучения динамики изменения издержек и прибыли, т.е. анализа использования валового дохода.
Валовой доход служит источником формирования прибыли, используется на покрытие текущих издержек обращения, уплату налогов и обязательных платежей.
Проведем анализ доходов исследуемого предприятия, используя форму 2 приложения к балансу «отчет о прибылях и убытках» (таблица 5)
Таблица 5 - Анализ доходов АО «Юность»
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Динамика |
Отклонения |
|||||
Сумма |
Уровень % к выручке |
Уд. вес. % |
Сумма |
Уровень % к выручке |
Уд. вес. % |
Уровня |
Уд. веса |
||
Доходы от реализации | 37513 | 64,16 | 99,94 | 39113 | 63,19 | 99,96 | 105,9 | -0,97 | 0,02 |
Доходы от участия в др.орг. | 35 | 0,06 | 0,06 | - | - | - | - | -0,06 | -0,06 |
Прочие доходы | 1 | - | 0 | 27 | 0,04 | 0,04 | 2700 | 0,04 | 0,04 |
Всего | 37549 | 64,22 | 100 | 39140 | 63,23 | 100 | 105,8 | -0,99 | 0 |
Выручка | 58471 | 61893 |
За отчетный год доходы от реализации возросли на 5,9% или 1600 тыс.руб., их удельный вес в общих доходах составляет 99,94% на начало отчетного периода и 99,96% на конец отчетного периода, т.е. эта статья доходов занимает основную долю в общих доходах. По отношению к выручке доходы от реализации составляют 64,16% на начало года и 63,19 на конец года.
Доходы от участия в других организациях составляли на начало года 35 тыс.руб. или 0,06% в общей сумме доходов и 0,06% к выручке. На конец года доходов от участия в других организациях нет.
Прочие доходы составляли на начало года 1 тыс.руб., на конец года 27 тыс.руб. или 0,04% в общем объеме доходов и 0,04% по отношению к выручке. Динамика этих доходов составила 2700%. По статье «прочие» доходы отражается прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности, сумма вознаграждений за переданное в общее владение или пользование имуществом или возврат имущества при его разделе сверх величины вклада (в части денежных средств), прибыль от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты).
Проведем более подробный анализ доходов и расходов АО «Юность», составив таблицу 6.
Таблица 6 - Анализ доходов и расходов АО «Юность»
Показатели |
2005 |
2006 |
Изменения |
В % к выручке |
изменение |
||
2005 |
2006 |
||||||
+ - |
% |
||||||
Выручка | 58471 | 61893 | 3422 | 105,8 | |||
Себестоимость | 20958 | 22780 | 1822 | 108,7 | 25,8 | 36,8 | 1,0 |
Валовая прибыль | 37513 | 39113 | 1600 | 104,3 | 64,2 | 63,2 | -1 |
Коммерческие расходы | 36317 | 44756 | 8439 | 123,2 | 62,4 | 71,3 | 9,2 |
Прибыль (убыток) от продаж | 1196 | -5643 | -6839 | - | 2,0 | - | - |
Проценты к уплате | 568 | 1660 | 1092 | 292,2 | 1,0 | 2,7 | 1,7 |
Прочие доходы | 35 | - | -35 | - | 0,0 | - | - |
Прочие расходы | 345 | 595 | 250 | 172,5 | 0,6 | 1,0 | 0,4 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 319 | -7871 | -8190 | - | 0,5 | - | -0,5 |
Отложенные налоговые активы | 22 | 1827 | 1805 | 8304,5 | 0,0 | 2,9 | 2,9 |
Отложенные налоговые обязательства | 12 | 9 | -3 | - | 0,0 | 0,0 | |
Чистая прибыль (убыток) | 216 | -6053 | -6269 | - | 0,4 | - | -0,4 |
По отношению к выручке самую большую долю занимают коммерческие расходы 62,1% и 71.3% на начало и конец отчетного периода соответственно. Изменение их доли составило 9,2%. В статью «коммерческие расходы» включаются затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения. Следовательно, руководству предприятия необходимо запланировать мероприятия, которые позволили бы сократить эту статью расходов.
Себестоимость проданных отваров изменилась на 1822 тыс.руб. или 8,7%, ее доля в выручке составляет на начало года 35,8%, на конец 36,8. изменение доли составило 1,0%. В статью «себестоимость продукции включаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг.
Прочие расходы, которые отражают расходы, связанные с реализацией основных средств и других активов, с оплатой услуг, оказываемыми кредитными организациями, расходы по содержанию законсервированных производственных мощностей, а также отражаются суммы, причитающиеся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов возросли на 250 тыс.руб., или 72,5%, а их доля в выручке выросла с 0,6% до 1%
Возросла сумма процентов к уплате на 1092 или 192,2%. Доля процентов к уплате в сумме выручки выросла на 1,7% с 1,0% до 2,7%.
Возрастание всех статей расходов повлекло за собой получение отрицательного результата по итогам анализируемого периода, т.е. сокращение всех видов прибыли. Результат от продаж снизился на 6839 тыс. руб и представляет собой убыток в размере 5643 тыс.руб., прибыль до налогообложения снизилась на 8190 тыс.руб. и представляет по итогам года убыток в сумме 7871 тыс.руб., поэтому конечным результатом работы предприятия АО «Юность» за 2006 год явилось получение убытка в размере 6269 тыс.руб.
6. Пути повышения доходов в общественном питании
Одной из главных составляющих системы управления доходами предприятия, обеспечивающей приоритеты экономического развития, является ценовая политика. Она оказывает значительное влияние на объемы деятельности и финансовое состояние предприятия, формирование его имиджа, конкурентоспособность. Коммерческих успех предприятия во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования. Разработка ценовой политики предполагает определение целей, которых предприятие собирается достичь с помощью установления цен на товары (максимизация рентабельности продаж, увеличение темпов роста объемов продаж и др.).
Основным источников доходов от реализации на предприятиях питания является наценка на сырье и продукты для производства собственной продукции и на покупные товары.
Оптимизация валового дохода представляет собой сложный и многоплановый процесс, имеющий целью направить развитие общественного питания, в том числе и потребительской кооперации к наилучшему состоянию, обеспечивающему не только надлежащее торговое обслуживание, но и достижение прогнозных показателей валового дохода, прибыли и издержек обращения.
Задача оптимизации валового дохода на практике должна отвечать следующим требованиям:
- стабильное получение положительных финансовых результатов;
- наличие научного, достаточно надежного и принятого практикой методического обеспечения;
- постоянное и эффективное управление, которое сводится к совокупности управляющих воздействий посредством использования научно обоснованных средств преодоления налагаемых на деятельность потребительской кооперации социальных и экономических ограничений рынка.
Действенным стимулом для увеличения получаемых доходов может быть организация экономического соревнования между предприятиями общественного питания потребительской кооперации.
В общественном питании экономическое соревнование выполняет ряд важных функций, основными из которых являются экономическая, социальная и воспитательная.
Экономическая функция соревнования находит свое выражение в росте трудовой активности работников предприятий, направленной на достижение функциональной цели общественного питания - совершенствования обслуживания населения.
Социальная функция соревнования проявляется посредством его влияния на улучшение условий труда и быта работников общественного питания, на повышение их социальной активности, на укрепление морально-психологического климата трудового коллектива и и.д.
Воспитательная функция соревнования выражается в том, что в ходе экономического соревнования у работников отрасли формируются такие качества, как сознательная дисциплина труда, бережное отношение к материальным ресурсам, творческий подход к выполнению своих обязанностей.
Экономическое соревнование в общественном питании, как и в других отраслях кооперативного хозяйства направлено на достижение высоких конечных результатов, максимизацию доходов и, в конечном счете, на повышение социально-экономической эффективности деятельности кооперативной организации и потребительской кооперации в целом.
Литература
Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятия) Учебное пособие.- М.: Изд-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
Емельянова Т.В.»Экономика общественного питания: Учеб. пособие/ 2-е изд.- Мн.: Выш. шк., 2004.
Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: Учебное пособие.- М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
Ефимова О.П. Экономика общественного питания / Под ред. Н.И. Кабушкина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
Раицкий К.А. Экономика организаций (предприятий): Учебник.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: Изд-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. Учебно-практическое пособие. – Мн.: ФУА-Информ, 2003.
Размещено на