Управление затратами

заказ по мере его прохождения через процесс производства. В зависимости от потребностей компании форма ведомости может быть различной.

При позаказной калькуляции затраты отслеживаются следующим образом: прямые материалы и прямой труд относятся непосредственно на конкретный вид работ, а затраты, прямо не прослеживаемые (такие как заводские накладные расходы) относят на отдельные работы с использованием заданной ставки (распределения) накладных расходов.

Сравнение отнесенных накладных расходов с фактическими, позволяет определить в каких случаях в течение года на производственную себестоимость было отнесено слишком мало накладных расходов (недопоглощенные накладные расходы), а в каких слишком много (избыточно поглощенные заводские расходы).

В конце года разница между фактически отнесенными накладными расходами и отнесенными накладными расходами, если она существует и несущественна, исчерпывается в себестоимости реализованной продукции. Если же эта разница существенна, то тогда затраты на незавершенное производство, себестоимость готовой и реализованной продукции на конец года корректируются, соответственно в единицах продукции или денежных единицах, пропорционально величине отклонения фактических накладных расходов от распределенных.

Попроцессный метод учета производственных затрат аккумулирует затраты по одинаковым продуктам производства. При попроцессной калькуляции производственные затраты группируются по подразделениям или по производственным процессам. Полные производственные затраты аккумулируются по двум основным статьям – прямым материалам и конверсионным затратам (сумме прямых затрат на оплату труда и отнесенных на себестоимость готовой продукции заводских накладных расходов). Удельная себестоимость получается путем деления полной себестоимости, относимой на счет центра затрат, на объем производства этого центра затрат. В этом смысле удельная себестоимость есть усредненный показатель.

Особенности попроцессного метода калькулирования:

аккумулирование производственных затрат по подразделениям, безотносительно к отдельным заказам;

списание затрат за календарный период, а не за время, необходимое для выполнения заказа:

открытие отдельных аналитических счетов «незавершенное производство» для каждого подразделения в отдельности.

Попроцессная калькуляция удобна для тех компаний, где производство является серийным массовым и осуществляется поточным способом. В общем плане попроцессная калькуляция используется в таких отраслях как нефтяная, угольная, химическая, текстильная, бумажная и т. д.

Попередельный учет затрат применим в том случае, если сырье и материалы проходят несколько законченных стадий обработки, и после окончания каждой стадии получается не продукт, а полуфабрикат. Полуфабрикаты могут быть использованы как в собственном производстве, так и реализованы на сторону. Затраты на остатки незавершенного производства распределяют по плановой себестоимости определенной стадии производственного процесса.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции может быть:

бесполуфабрикатным – контроль за движением полуфабрикатов осуществляется бухгалтером оперативно в натуральных величинах и без записи на счетах.

полуфабрикатным – себестоимость рассчитывается по каждой стадии производства изделия.

Выводы по главе I: первая глава дипломной работы содержит теоретические основы управления затратами. Раскрывается понятие процесса управления затратами, обозначены цель, задачи и принципы управления затратами; рассмотрена система бюджетирования; описаны современные методы управления затратами (стандарт-кост, директ-костинг, метод управления производством “точно в срок”, функционально-стоимостной анализ, стратегический анализ затрат, учет затрат по работам). Далее дается понятие затрат и их классификация, применительно для управленческого учета. В завершении первой части рассмотрены методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции на промышленных предприятиях: нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный.

Для оптимизации учета затрат можно предложить КЗ «Ремпутьмаш» разработать и применить систему бюджетирования (планирования, учета и контроля затрат) по центрам возникновения затрат. Технологии бюджетирования позволяют управлять материальными и финансовыми потоками, принимать решения на основе структурированной информации, снижать затраты предприятия, совершенствовать систему мотивации персонала. Это повышает экономическую эффективность деятельности предприятия и дает ему дополнительные конкурентные преимущества.

Глава 2. Организация управления затратами

на КЗ «Ремпутьмаш» - филиале ОАО «РЖД»


2.1. Характеристика Калужского завода «Ремпутьмаш»


10 августа 1944 г. Приказом Народного комиссариата путей сообщения № М-1828/ЦЗ был создан Калужский ремонтно-механический завод № 12 (Калужский ПРМЗ-12) в целях обеспечения потребности эксплуатационных нужд железных дорог. Профиль завода – изготовление противоугонов, ремонт и изготовление путевого инструмента и инвентаря, ремонт путевых машин и механизмов.

31 июля 1987 г. Генеральным директором ПО «Ремпутьмаш» утвержден Устав Калужского путевого ремонтно-механического завода (Калужский ПРМЗ), который находится в ведении МПС России и подчинен ПО «Ремпутьмаш». На завод возложены задачи по «удовлетворению отрасли в капитальном ремонте путевой техники и производство запасных частей для нее, товаров народного хозяйства и услуг населению, производство продуктов сельского хозяйства с высоким качеством работ и материальными затратами, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития отрасли и обеспечение на этой основе роста благосостояния коллектива и его членов». В состав Калужского ПРМЗ входит филиал, находящийся в Самарском районе города Днепропетровск. Калужский ПРМЗ по уставу возглавляет «начальник завода».

12 мая 1997 г. Государственное предприятие Калужский путевой ремонтно-механический завод МПС России переименован в Государственное унитарное предприятие «Калужский завод «Ремпутьмаш» МПС России. Одновременно реорганизованы государственные предприятия: Абдулинский ПРМЗ, Верещагинский ПРМЗ, Свердловский ПРМЗ, Пермский МРЗ, Ярославский ВРЗ, Московский ОЗПМ, Московский МЗ «Красный путь»

путем присоединения их к ГУП Калужский завод «Ремпутьмаш» в качестве филиалов.

Целью создания ГУП КЗ «Ремпутьмаш» МПС России являлось оснащение железных дорог современными технологическими комплексами путевой техники, обеспечение их ремонта и сервисного обслуживания, ремонт подвижного состава, поставка запасных частей к выпускаемым изделиям, изготовление путевого инструмента и элементов верхнего строения пути. Для достижения этих целей завод на основе кооперации, единой технологической и финансово-экономической системы производства указанной продукции успешно осуществлял все разрешенные для государственных предприятий виды деятельности.

18 сентября 2003 г. Постановлением Правительства РФ «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» утвержден устав ОАО «РЖД» и перечень филиалов ОАО «РЖД», в составе которых Калужский завод «Ремпутьмаш» – филиал ОАО «РЖД».

В настоящее время КЗ «Ремпутьмаш» осуществляет:

производство на основе отечественных разработок и по кооперации с ведущими фирмами Европы высокопроизводительных путевых машин, обеспечивающих современные ресурсосберегающие технологии капитального ремонта и текущего содержания верхнего строения железнодорожного пути, такие, как: санационные, щебнеочистительные, кюветоочистительные, рельсошлифовальные, стабилизирующие, снегоуборочные и другие;

проведение капитального ремонта эксплуатационного парка путевых машин с приданием им новых функциональных возможностей, повышением надежности, производительности, продлением срока службы;

производство запасных частей к путевым машинам;

сервисное обслуживание путевых машин;

обучение и переподготовка машинистов путевой техники.

Калужский завод «Ремпутьмаш» имеет возможность создавать с учетом пожеланий специалистов железных дорог новые машины, запускать их в эксплуатацию в короткие сроки, обеспечивать их сервисное обслуживание.

Основными направлениями деятельности завода являются:

производство на основе отечественных разработок и по кооперации с ведущими фирмами Европы высокопроизводительных путевых машин, обеспечивающих современные ресурсосберегающие технологии капитального ремонта и текущего содержания железнодорожного пути;

проведение капитального ремонта эксплуатационного парка путевых машин с приданием им новых функциональных возможностей, повышением надежности, производительности, продлением срока службы;

производство запасных частей к путевым машинам;

сервисное обслуживание путевых машин;

обучение и переподготовка машинистов путевой техники.

Продукция КЗ «Ремпутьмаш»:

В номенклатурный перечень входят техника и оборудование, которые могут быть сгруппированы следующим образом:

путевая техника (выправочно-подбивочно-рихтовочные машины: Duomatic 09-32 GSM, ПМА-1 (Ариадна); рельсошлифовальные поезда РШП-48К; РШП-16К; щебнеочистительные машины для глубокой очистки балласта: ЩОМ-1200, СЧ-601, СЧУ-801; снегоуборочные поезда: ПСС-1; кюветоочистительные машины: КОМ-300, СЗП-600; хоппер-дозатор ЦНИИ ДВЗ/ВПМ-770;

оборудование (комплекс для правки и шлифовки рельсов КПШ-1; вагонозамедлитель КЗ-3 (КЗ-5); гайковерт-автомат СДГ-05; Автотопливозаправщики 3616, 3628.

Завод планирует расширение номенклатуры производства, оказываемых услуг по капитальному ремонту и модернизации, а также проведение работ, позволяющих устранить наиболее узкие места, выявленные в процессе эксплуатации техники и оборудования, повысить их производительность и качество работы. Завод проводит активную работу в области разработки и конструирования.

Силами специального конструкторского бюро путевых машин (СКБ) разработана конструкторская документация на следующие машины:

щебнеочистительные: СЧ-601, ЩОМ-1200, СЧ-1200, МОБ-1, СЧУ-801;

вакуумные: «Фатра», ТВМ-1;

машина для вырезки балласта АХМ-801;

рельсошлифовальные поезда РШП-48К, РШП-12С и РШП-16К;

подбивочные – ПМА-1, «Duomatic 09-32 GSM», «08-275 Unimat 3S»;

тяговые модули УТМ-1, УТМ-2, УТМ-2М, ТЭС-1000, ТЭС-1200;

рельсосварочные машины МТС, МСК;

Ежегодно завод выпускает 3-5 единиц новой техники. Некоторые путевые машины не имеют аналогов в России (например, рельсошлифовальный поезд РШП-48К, комплекс КШП-1, подбивочная машина ПМА-1).

Рынок сбыта продукции.

Рынком сбыта продукции завода является как внутренний рынок (84% продукции и услуг завода), так и внешний рынок (16 %), к которому относятся как российские, так и зарубежные потребители.

На российском рынке основными потребителями производимой заводом продукции и оказываемых услуг являются компании, имеющие на своем балансе железнодорожные пути и соответствующую технику и оборудование. К таким компаниям относятся:

ОАО «РЖД»;

2,5 тысячи частных российских компаний, обеспечивающих около 26% грузооборота, в т.ч. в значительной части нефте- и газопродуктов, химикатов, цветной руды и другого сырья. Этим компаниям принадлежит примерно 30% вагонного парка3.

Горно-обогатительные комбинаты;

Металлургические комбинаты;

Нефтяные компании;

Добывающие компании;

Другие крупные промышленные предприятия.

Объем потребления товаров и услуг ОАО «РЖД» в 2004 году на рынке путевой техники для капитального ремонта и текущего содержания железнодорожного пути и капитального ремонта путевой техники составил 3,5 млрд.рублей (по данным ОАО «РЖД»), около 40,3% товаров и услуг поставил Калужский завод «Ремпутьмаш».

Внутренний рынок в настоящее время испытывает недостаток в качественных услугах по ремонту и изготовлению путевых машин по умеренным ценам (дорогую импортную продукцию готовы поставлять зарубежные изготовители). В ближайшие годы ожидается рост внутреннего рынка и увеличение спроса на качественную путевую технику, и ее ремонт по умеренным ценам со стороны ОАО «РЖД» и сторонних внутренних потребителей.

Анализ конкуренции.

Основными конкурентами КЗ «Ремпутьмаш» являются:

«Тулажелдормаш»;

«Калугапутьмаш»;

«Кировский машзавод 1-го мая»;

«Plasser&Theurer» (Австрия);

«MTH Praha a.s.» (Чехия);

«Speno» (Швейцария);

«Compel» (Словакия);

Matiza (Франция).

Преимущество продукции КЗ «Ремпутьмаш» перед ее основными конкурентами заключается в следующем:

высокая производительность путевых машин, позволяющая обеспечить современные ресурсосберегающие технологии ремонта и содержание верхнего строения железнодорожного пути;

пригодность к тяжелым условиям эксплуатации;

обширный перечень номенклатуры;

предоставление хорошего уровня сервисного обслуживания;

соотношение цены-качества продукции и услуг; при лучшем или сопоставимом качестве продукция КЗ «Ремпутьмаш» имеет цены на 10…30% ниже отечественных и на 50…70% ниже западных конкурентов при производительности на 20…30% выше основных конкурентов. (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Сравнительная стоимость отдельных видов продукции КЗ «Ремпутьмаш»

и основных конкурентов (1 $USD=28,62 руб. по курсу ЦБ РФ на 17.05.05)

Наименование

Европейская фирма-производитель

Стоимость машины европейских производителей на мировом рынке ($USD) (с учетом таможенных платежей)

Стоимость машин КЗ «Ремпутьмаш» ($USD) в действующих условиях (без НДС)

Ценовая разница

($USD)

Выправочно-подбивочные машины

«Plasser&Theurer»

Австрия

2 046 000 927 651 1 118 349

Щебнеочистительные

машины

«МТH Praha a.s.»

Чехия

1 980 000 936 867 1 043 133
Рельсошлифовальный поезд «Speno» Швейцария 7 700 000 2 583 550 5 116 450
Динамические стабилизаторы

«Plasser&Theurer»

Австрия

620 000 335 800 284 200

Таким образом, основные конкуренты завода не способны полностью удовлетворить потребность потребителей по номенклатуре, объемам, качеству техники и оборудования и ценовому ряду.

2.2. Структура экономической службы КЗ «Ремпутьмаш»


Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением КЗ «Ремпутьмаш», создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

Отдел подчиняется непосредственно директору по финансам А.В.Петрушину. Отдел возглавляет главный экономист И.В. Мусикаева, назначенная на должность приказом директора. Главный экономист имеет двух заместителей:

зам. главного экономиста по планированию;

зам. главного экономиста по труду и з/плате.

Структуру и штат отдела утверждает генеральный директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работ и особенностей производства. Работники отдела назначаются на должность и освобождаются от должности приказом директора предприятия по предоставлению главного экономиста.

В состав планово-экономического отдела входят:

бюро технико-экономического планирования (7 чел.);

бюро организации труда и заработной платы (4 чел.);

сектор бюджетного планирования и экономического анализа (3 чел.);

Планово-экономическому отделу предоставляют отчетные документы установленной формы цеховые экономисты, деятельность которых регламентируется должностными инструкциями.

В своей деятельности отдел руководствуется инструкциями Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли, Федерального агентства по промышленности, законодательством РФ, уставом предприятия, положением, ГОСТом РВ 15.002.-2003 и Р ИСО 9001-2001 г., методическими рекомендациями по планированию и учету


себестоимости продукции в машиностроении.

Задачи планово-экономического отдела:

Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей результативности в деятельности предприятия.

Организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства.

Разработка проектов оптовых и розничных цен на реа­лизуемую продукцию и утверждение внутризаводских планово-расчетных цен.

Организация труда и заработной платы, результативности использования трудовых ресурсов и правильного расходования фонда оплаты труда.

Основные функции планово-экономического отдела:

1. В области планирования:

организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятий в соответствии с прямыми заказами потребителей продукции (работ, услуг);

планирование производственно-хозяйственной деятельности цехов и служб на основе утвержденного плана предприятия;

внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.

2. В области организации планово-экономической работы:

подготовка необходимых материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов;

разработка системы показателей оценки деятельности цехов и служб в соответствии со спецификой их работы;

организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии.

3. В области анализа и оперативно-статистического учета:

контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных планов и заданий;

организация и руководство работой по комплексному экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

составление совместно с бухгалтерией пояснительной записки к годовому отчету, подготовка материалов и участие в балансовой комиссии по итогам деятельности предприятия;

организация статистической отчетности предприятия; сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по установленным формам.

4. В области нормирования и организации труда:

контроль за разработкой и внедрением норм затрат труда во всех звеньях производства, обеспечение применения технически обоснованных норм выработки и норм обслуживания для рабочих, специалистов и служащих, повышение удельного веса этих норм в общей трудоемкости выпускаемой продукции;

привлечение широкого круга рабочих, специалистов и служащих к решению вопросов организации труда и заработной платы;

участие в разработке проектов заданий по снижению трудоемкости продукции (совместно с техническими и другими экономическими службами предприятия), контроль за их выполнением;

организация и проведение систематического изучения использования рабочего времени всеми категориями работников предприятия путем применения фотографий и самофотографий рабочего дня, хронометражных наблюдений и других методов изучения рабочего времени;

участие в разработке рациональных режимов работы, графиков сменности работы бригад, участков, цехов и осуществление контроля за их выполнением.

5. В области организации заработной платы:

изучение эффективности применения действующих сис­тем оплаты труда, разработка мероприятий по совершенствованию организации заработной платы всех категорий работников предприятия; разработка положений о премировании работников;

осуществление контроля расходования фонда оплаты труда;

подготовка и утверждение в установленном порядке пе­речня профессий рабочих, для которых при повременной оплате труда применяются тарифные ставки сдельщиков, а также отдельных рабочих, которым устанавливаются месячные оклады взамен тарифных ставок;

проведение анализа организации и структуры заработной платы по подразделениям предприятия, отдельным категориям и профессиям работников.

6. В области планирования труда и заработной платы:

разработка предложений по совершенствованию планирования трудовых показателей по участкам, цехам и предприятию в целом в направлении более полного использования рабочего времени, правильного и экономного использования фондов заработной платы и снижения трудовых затрат на изготовление продукции;

проведение анализа причин отклонений от запроектиро­ванных показателей трудозатрат.

7. В области условий и режимов труда и отдыха:

подготовка и утверждение в установленном порядке пе­речня работ и профессий рабочих, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам в связи с тяжелыми и вредными условиями труда, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда;

контроль за соблюдением в производствах, цехах, бригадах постановлений и приказов по вопросам доплат за тяжелые условия труда;

подготовка предложений по установлению продолжительности дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем.


2.3 Учет затрат на КЗ «Ремпутьмаш»


На КЗ «Ремпутьмаш» преобладает мелкосерийное и единичное производство. Для предприятий с такими типами производства характерно применение позаказного метода учета затрат на калькуляцию себестоимости продукции.

При позаказном методе объектом учета себестоимости и калькулирования продукции является отдельный произ­водственный заказ, который открывается на отдельное изделие или на определенный вид работ. Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, нормативы, рабочие наряды, доплатные листки, извещения о браке и др.) оформляется с указанием номеров заказов.

После заключения договора на изготовление какого-либо вида продукции завода, планово-диспетчерский отдел пишет служебную записку с поручением открыть заказ в планово-экономический отдел. На каждую стадию изготовления путевых машин разработаны нормы времени, нормы расхода материалов, нормы трудоемкости, расценки. Исходя из этого, после открытия заказа в планово-экономическом отделе происходит составление бюджета расходов на данный заказ, составляется плановая калькуляция себестоимости, утверждаются контрольные сроки готовности продукции.

Устанавливается единая система шифровки заказов, обеспечивающая механизированную обработку данных о затратах на производство и группировку их, исходя из требований планирования, учета и отчетности.

Себестоимость продукции включает следующие виды затрат:

затраты на подготовку и освоение производства;

затраты, связанные непосредственно с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;

затраты на оплату труда;

затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции;

затраты по обслуживанию производственного процесса (текущий, средний и капитальный ремонт);

затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

расходы, связанные с управлением производством;

отчисления по обязательному социальному страхованию;

затраты по гарантийному обслуживанию;

расходы, связанные со сбытом продукции (упаковка, хранение, транспортировка);

затраты на воспроизводство основных производственных фондов (амортизация на полное восстановление);

износ (амортизация) по нематериальным активам;

потери от брака.


Таблица 2.2

Калькуляция на путевую машину ПМА-1 заказ N 04 (в тыс. руб.)


Статьи затрат План Факт Отклонения
1. Сырье и материалы 2559213 2522488 36725
2. Покупные и комплектующие изделия 19829914 20354568 524654
3. Основная зарплата 2103565 1737552 366013
4. Дополнительная зарплата (13 % от стр.3) 273463 225881 47582

5. Отчисления на социальные нужды (30,2 %4 от стр. 3+4)

717862 592956 124906
6. Общепроизводственные расходы (233 % от стр. 3) 4901306 4048496 852810
7. Общехозяйственные расходы (157 % от стр. 3) 3302597 2727955 574642
8. Производственная себестоимость 33687920 32209896 1478024

9. Расходы на продажу (0,50 % от

стр. 8)

168439 161050 7389
10. Полная себестоимость 33856359 32370945 1485414

На КЗ «Ремпутьмаш» для обеспечения эффективного управления затратами в штате производственных цехов существует должность цехового экономиста. В его должностные обязанности входит:

подготавливать исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли;

выполнять расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции;

осуществлять экономический анализ хозяйственной подразделения, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции;

определять экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений;

участвовать в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов;

участвовать в проведении работ по ресурсосбережению;

участвовать в совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления;

участвовать в совершенствовании плановой и учетной документации;

осуществлять контроль за ходом выполнения плановых заданий по подразделению, использованием внутрихозяйственных резервов;

вести учет экономических показателей результатов производственной деятельности подразделения;

подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки.

На КЗ «Ремпутьмаш» установлена форма отчетности цехового экономиста, которую он предоставляет в планово-экономический отдел, содержащая информацию о выполнении производственного плана за месяц по каждой номенклатуре и выполнении плана по труду и заработной плате (информация по нормам выработки всего и на одного рабочего, фонд з/пл рабочих сдельщиков, рабочих повременщиков, инженерно-технических рабочих), средней заработной плате в цеху.

Пути снижения себестоимости.

Для снижения затрат на производство продукции можно предложить следующее: рассмотреть структуру заработной платы. Предлагается снизить трудоемкость производства продукции за счет сокращения ручного труда и внедрения процессов механизации. В частности, применять гайковерты и шуруповерты в процессе сборке узлов и изделий.

Снизить трудоемкость можно и за счет стандартизации и унификации узлов на изготавливаемой продукции. Это позволит увеличить партии изготовления деталей и сократить подготовительно-заключительное время на каждой операции.

Калужский завод «Ремпутьмаш» является филиалом ОАО «Российские Железные Дороги». В структуре ОАО «РЖД» существует служба снабжения «Росжелдорснаб», которая поставляет все необходимые сырье, материалы и комплектующие заводу. Нужно заметить, что цены «Росжелдорснаба» зачастую на порядок выше, чем у его конкурентов на открытом рынке. Необходимо отойти от принципа корпоративности и отказаться от пользования услугами «Росжелдорснаба», а найти более выгодных поставщиков.

Снизить затраты поможет оптимизация структуры управления путем выявления функций, которые дублируются различными отделами. Например, функция управления качеством “анализ отказов” на сегодняшний день осуществляется отделом управления качеством, отделом главного технолога и отделом вычислительной техники и электроники. В данном случае затраты можно сократить в три раза.

На КЗ «Ремпутьмаш» были выявлены большие непроизводственные затраты, связанные с неритмичностью производства. Вследствие этого завод имеет потери, т.к. есть частые простои, а затем рабочие работают сверхурочно, что бы уложиться в календарный план выпуска продукции. Достижение ритмичности производства позволит экономить на простоях и внеурочных.

На заводе существует проблема неэкономного расходования электроэнергии. В целях снижения затрат на ее оплату предлагается установить счетчики по каждому производственному участку, а не по корпусам, как это происходит сейчас.

Глава 3. Совершенствование управления затратами предприятия посредством внедрения процессов бюджетирования.


3.1. Внедрение бюджетирования на КЗ «Ремпутьмаш»


Как уже говорилось в первой главе, в настоящее время в системе управления затратами важное место отводится бюджетированию. Под бюджетированием понимают совокупность технологий бюджетного планирования (составления планов предприятия) и бюджетного управления, т.е. управления ресурсами предприятия на основе отклонений фактических показателей бюджетов от плановых.

Внедрение процедуры управления затратами по каждому подразделению предприятия, ежемесячный расчет финансовых результатов, сумм стимулирования и мер, которые необходимо осуществить в следующем месяце для корректировки полученных результатов – все это позволяет сделать вывод об актуальности внедрения системы бюджетирования на КЗ «Ремпутьмаш» для оптимизации управления затратами, их детализации и упрощения контроля.

Для внедрения системы бюджетирования на КЗ «Ремпутьмаш» необходимо решить следующие задачи:

разработать финансовую структуру завода;

выделить центры ответственности (ЦО);

разработать бюджеты ЦО;

разработать структуру бюджетов;

разработать систему планирования и план-фактного контроля.

Разработка финансовой структуры.

Финансовая структура предприятия представляет собой состав и взаимосвязь центров ответственности. Выделение центров ответственности необходимо для учета затрат и доходов по местам их возникновения и определения ответственности за соответствующие расходы или доходы. Основой для ее создания является организационная структура предприятия.

Рассмотрим отдельные части организационной структуры с целью выявления в структуре КЗ «Ремпутьмаш» центров ответственности (ЦО) – а именно, центров затрат, центров прибыли, центров инвестиций и центров дохода (см. табл. 3.1).


Таблица 3.1

Центры финансовой ответственности

Наименование и структура подразделения

Ответственность

подразделения

Вид

ЦО

0

Калужский завод «Ремпутьмаш»

За инвестиции;

За прибыль

ЦИ

ЦП

1

Управление кадрами

Отдел кадров

Дворовое хозяйство


За затраты ЦЗ
2

Коммерческое управление

Отдел маркетинга и рекламы

Отдел снабжения

Склад

Транспортный цех

за доход


за затраты

ЦД


ЦЗ


3

Техническое управление

Отдел технического контроля

Служба главного инженера

Служба главного технолога

Служба главного механика

Служба главного энергетика

Служба главного энергетика

за затраты ЦЗ
4

Производственное управление

Промплощадка №1

Промплощадка №2

Производственно – диспетчерский отдел

за затраты ЦЗ
5

Финансово-экономическое управление

Планово-экономический отдел

Бухгалтерия

Финансовый отдел

За затраты ЦЗ
6

Административная служба

Юридический отдел

Секретарь

Канцелярия

За затраты ЦЗ

Центр ответственности “КЗ «Ремпутьмаш»” является центром прибыли и центром инвестиций, ответственность за его деятельность лежит на генеральном директоре завода. На уровне предприятия в целом определяется прибыль и инвестиционная политика.

ЦО “Коммерческое управление” - является центром дохода, его руководитель отвечает за доходы от сбыта продукции. В структуре этого центра есть также центры затрат это отдел маркетинга, отдел снабжения, склад и транспортный цех их руководители отвечают за затраты своих подразделений.

Техническое управление является центром затрат, в котором учитываются затраты на техническое обеспечение производства, по статьям: отдел технического контроля; служба главного инженера, служба главного технолога, служба главного механика, служба главного энергетика. Ответственными за исполнение статей являются руководители соответствующих подразделений, а за бюджет всего ЦО – технический директор.

ЦО финансово-экономическое управление, управление кадрами и административная служба имеют структуру аналогичную ЦО техническое управление.

Центр затрат “Производственное управление” подразделяется на три независимых центра затрат более низкого уровня – промплощадка №1, промплощадка №2, производственно-диспетчерский отдел. Промплощадки в свою очередь делятся на восемь цехов, которые являются центром возникновения затрат. Это необходимо для определения затрат по каждому цеху отдельно и определения ответственных за эти затраты начальников соответствующих производств. Общее отнесение этих центров ответственности к производственному управлению позволяет сосредоточить затраты на производство в целом, в одном бюджете за который отвечает заместитель генерального директора по производству. Это позволяет с одной стороны получать детальные отчеты о затратах на производство по каждому виду продукции, а с другой предоставлять высшему руководству консолидированную информацию не перегруженную подробностями ненужными на стратегическом уровне управления.

Разработанную в данной работе структуру центров ответственности КЗ «Ремпутьмаш» с целью более наглядного представления можно изобразить в виде схемы представленной на рисунке 3.1 “Выделение центров ответственности на КЗ «Ремпутьмаш»”.



После выделения центров ответственности на КЗ «Ремпутьмаш» необходимо разработать бюджеты этих центров ответственности, назначить ответственных за исполнения бюджетов и определить бюджетную структуру предприятия, отражающую взаимосвязь бюджетов.

Для увязки деятельности центров финансового учета с деятельностью предприятия в целом необходимо распределить ответственность между ЦФУ при формировании бюджетов генерального плана.

Матрица распределения ответственности между центрами финансового учета (ЦФУ) на КЗ «Ремпутьмаш».

При формировании частных бюджетов, ответственность подразделений на КЗ «Ремпутьмаш» может быть распределена, как представлено в таблице 3.2, где по вертикали - подразделения предприятия, по горизонтали - частные бюджеты Генерального плана.

“С” - подразделение, которое занимается формированием бюджета.

“И” - подразделение, предоставляющее всю необходимую информацию для подразделения, составляющего бюджет.


Таблица 3.2.

Матрица распределения ответственности между центрами финансового учета

Бюджеты

Генерального

плана

Бюджеты ЦФУ

О

К

Д

Х

О

М

и

Р

О

С

С

к

л

а

д

Т

Ц

О

Т

К

С

Г

И


С

Г

Т


С

Г

М

С

Г

Э

П

Л

1

П

Л

2

П

Д

О

Ф

И

Н

О

Т

Б

У

Х

П

Э

О

С

Е

К

Р

К

А

Н

Ц

Ю

Р

О

Т

Д

Бюджет

продаж



И










И
И


План-график поступлений денежных средств













И
И


Бюджет производства










И И И И
И


Бюджет производственных запасов


И






И И И И




Бюджет прямых затрат и материалов


И






И И


С


План-график оплаты материалов


И









И
С


Бюджет затрат на оплату труда С









И И


И


План-график погашения задолженности по оплате труда И












С




Бюджет общепроизводственных накладных расходов




И И И И И И И И И

С


Бюджет общех. Накладных расходов И И И И И И И И И И И И И И И И И И И И
Бюджет коммерческ. расходов И И И












И


Инвестиционный бюджет

И И


И И И И И И


И


Налоговый бюджет













С И



Бюджет доходов и расходов














С И


Отчет о движении денежных средств














И С


Проект баланса предприятия














С И



Каждое подразделение разрабатывает отдельный бюджет, как совокупность доходов и расходов, за которые несет руководитель данного ЦФУ. Бюджеты Генерального плана и система бюджетов ЦФУ являются взаимодополняющими (вложенными), поскольку часть бюджета подразделения входит в раздел общего бюджета.

Вложенность бюджетов КЗ «Ремпутьмаш» можно отразить в матрице (табл.3.3), где по вертикали можно видеть какие бюджеты Генерального плана составляют бюджет отдельного ЦФУ, по горизонтали отражаются бюджеты каких ЦФУ формируют соответствующий бюджет Генерального плана.

Таблица 3.3

Вложенность бюджетов на КЗ «Ремпутьмаш»

Бюджеты

Генерального

плана

Бюджеты ЦФУ

О

К

Д

Х

О

М

и

Р

О

С

С

к

л

а

д

Т

Р

Ц

О

Т

К

С

Г

И


С

Г

Т


С

Г

М

С

Г

Э

П

Л

1

П

Л

2

П

Д

О

Ф

И

Н

О

Т

Б

У

Х

П

Э

О

С

Е

К

Р

К

А

Н

Ц

Ю

Р

О

Т

Д

Бюджет производства
















Бюджет производственных запасов
















Бюджет прямых затрат на материалы
















Бюджет затрат на оплату труда

















Бюджет общепроизводственных накладных расходов












Бюджет коммерческ. расходов
















Инвестиционный бюджет


















Налоговый бюджет

















Отчет о прибылях и убытках

















Отчет о движении денежных средств
















Баланс предприятия













Бюджетное управление предполагает наличие взаимосвязи и взаимодействия между бюджетами, которую можно представить в виде схемы (рис 3.2)



Схема показывает информация каких бюджетов служит основой для составления бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, и прогнозного баланса.

Система управленческого учета предполагает наличие план-фактного контроля за результатами деятельности, который осуществляется в форме периодического сравнения плановых показателей с фактически достигнутыми, поэтому важным элементом управленческого учета является система планирования, позволяющая создавать прогнозные бюджеты для ЦО различного уровня. В прогнозных бюджетах имеются те же статьи что и в операционных, только показатели плановые, а не фактические.

Управленческий учет можно назвать системой управления предприятием, включающей регистрацию фактов хозяйственной деятельности, сбор информации, формирование отчетов, а так же систему планирования и контроля. Схема, по которой можно осуществлять бюджетное управление, представлена на рис. 3.3.

Как видно из схемы сначала формируются планы и после согласования они становятся нормативными документами, определяющими деятельность ЦО на определенный период. В нижней части схемы показано управление ходом исполнения бюджетов. Центральное место как видно из схемы занимает план-фактный контроль отклонений. Для осуществления которого руководству необходимо своевременно получать информацию о ходе производственного процесса. Процесс производства на КЗ «Ремпутьмаш» связан с осуществлением значительных ежедневных материальных затрат, бывают случаи возникновения отклонений в переделах, происходит перерасход сырья, а контроль за выполнением норм расхода материалов ведется лишь по месяцам, плюс к этому данные для контроля поступают в двадцатых числах месяца следующего за отчетным. Из чего можно сделать вывод, что за то время пока управленческое воздействие запаздывает, возможно, возникновение существенных потерь материалов. Существующая же система управленческого учета позволяет осуществлять


Рис.3.3. Схема бюджетного управления


ежемесячный контроль выполнения производственной программы, чего не достаточно для контроля за затратами.

Поэтому необходимо введение на КЗ «Ремпутьмаш» ежедневного контроля материальных затрат по местам возникновения затрат, данные ежедневного контроля будут предоставляться начальникам ЦО промплощадка № 1, промплощадка № 2 и планово-диспетчерского отдела для оперативного контроля ежедневно, заместителю Генерального директора по производству еженедельно, Генеральному директору завода ежемесячно. Для этого необходимо изменить систему документооборота, которая сначала предоставляет данные в бухгалтерию, а затем для анализа. По моему мнению, примерная схема документооборота, касающегося движения материалов в производстве, отвечающая вышеперечисленным требованиям может иметь следующий вид (см. рис.3.4).



Рис. 3.4. Схема документооборота для обеспечения оперативности учета материальных затрат предприятия

Представленная схема движения отчетности позволяет осуществлять ежедневный план/фактный контроль отклонений от норм расхода материалов, который осуществляется начальниками соответствующих производств. Данные поступают в АСУУ (автоматизированную систему управленческого учета) от начальников участков, которые отвечают за нормальный ход производственного процесса в пределах своего участка, и передают данные о количестве годных полуфабрикатов вышедших из соответствующего участка.

Еженедельный контроль отклонений осуществляется заместителем генерального директора по производству, а ежемесячные отчеты о выполнении бюджета передаются генеральному директору через центр консолидации, в качестве которого выступает планово-экономический отдел.

Автоматизированная система управленческого учета позволяет получать отчетность сразу после окончания отчетного периода, что обеспечивает руководство различных уровней управления информацией в экспресс режиме. Разделение отчетов на ежедневные, еженедельные и ежемесячные позволяет руководству получать информацию с необходимой для каждого уровня управления детализацией и периодичностью. Это позволяет с одной стороны иметь детальную отчетность на уровне начальника производства, и в случае выявления отклонений оперативно вмешиваться в ход производственного процесса, не допуская длительной работы в режиме повышенного расхода ресурсов, а с другой стороны, генеральный директор и его заместитель не перегружаются дополнительной информацией и могут решать вопросы более соответствующие их компетенции.

Такая схема движения отчетности позволяет создать саморегулирующуюся систему управления материальными затратами и качеством. Управлять затратами эта система