Перспективы иностранного инвестирования в России

до 1998 г., снижение в 1999 г., а затем снова значительный рост доли прочих иностранных инвестиций (с 55,1% в 1999г. До 77,4% в 2003г.), хотя к 2007 г. эта доля сократилась до 69,4%, она тем не менее остается существенно большей долей прямых и портфельных инвестиций, в 2009 г. прочие инвестиции снизились на 21,3% - до 11 млрд 547 млн долларов по сравнению с 2008. [1, 3]

Современный финансовый кризис 2009 года в российской экономике повлек за собой как общее сокращение всех видов инвестиционных поступлений в страну, так и свертывание, и замораживание конкретных инвестиционных программ. Данные, приводимые в таблице, скорее всего, дают основания говорить о массовом уходе иностранных инвесторов с российских рынков капитала. Как прежде, в целом сохраняется пропорция привлекаемых капиталов – основная их часть представлена прочими инвестициями, за которым следуют прямые и портфельные инвестиции.[22]

По состоянию на конец 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 264,6 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 51,6% (на конец 2008г. - 50,2%), доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных - 2,1% (3,1%).

Основные страны-инвесторы в 2009г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.(приложение, табл. 3)[ 17]

В 2009г. в экономику России поступило 103,8 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2008 году. В I квартале 2009г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд.долларов США (меньше на 15,2 %).[18]

В настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления). В последние годы резко возрос интерес к развитию средств связи и телекоммуникаций. По количеству крупных проектов, инвестируемых в этих отраслях, наша страна является одним из мировых лидеров. (приложение, табл. 4)[22]

В российскую нефтегазовую отрасль вложено больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании – очень крупные предприятия «стратегического» значения. Кроме того, существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы.

С участием американских фирм "Conoco", "Exxon", "Underman Smith", "Oxidental", "Fibro Energy", "Petrohunt", "O'Connor", "Bintone Oil&Gaz", французской фирмы "Total", немецкой фирмы "Deminex", канадской фирмы "Canadian Frackmaster" и ряда других уже создано более 30 совместных предприятий по добыче нефти.

Консорциумом из 27 немецких фирм и европейских банков, РАО "Газпром" и фирмой "Wintershall" подписаны кредитные соглашения на общую сумму более 2 млрд. немецких марок на строительство системы газопроводов Ямал – Европа (Ямал – Торжок – Минск – Белосток – Берлин).

К перспективным крупным проектам относится проект с участием южнокорейских фирм, входящих в корпорацию "Pep Co.", по разработке месторождений природного газа в Республике Саха (Якутия) с последующей транспортировкой в Южную Корею через территорию КНДР.

Другая южнокорейская компания "Hunbo Group" разрабатывает проект транспортировки природного газа месторождений Иркутской области в Южную Корею через территорию Монголии и КНДР.[22]

Тюменская область по итогам работы в 2008 году входит в восьмерку регионов-лидеров по объему привлеченных иностранных инвестиций. В регионе был значительно увеличен объем инвестиций в основной капитал (приложение, диаграмма 1,2). Возросло количество реализуемых инвестиционных проектов и участников внешнеэкономической деятельности. Основными направлениями областной целевой программы стали: развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, поиск инвесторов, государственная поддержка инвестиционных проектов.

В 2007 г. объем инвестиций (за исключением бюджетных) в расчете на одного человека составил 22,1 тыс. руб., что в 1,2 раза превышает аналогичный среднероссийский показатель. При этом инвестиции от частной формы собственности выше среднего уровня по России в 1,8 раза и составляют 19,4 тыс. руб.

Тюменская область вызывает все больший интерес у представителей бизнеса. За последний год были проведены встречи с потенциальными российскими и иностранными инвесторами по стратегическому развитию аэропорта Рощино, по строительству логистического комплекса, организации переработки рапса и изготовлению биодизельного топлива, по развертыванию производства безалкогольных напитков, деревопереработке, производству стеклопластиковых труб и арматуры. Начинается реализация проекта, связанная со строительством металлургического комбината, которое будет осуществлять Уральская горно-металлургическая компания, объем инвестиций превысит 350 млн евро. Турецкая компания «Месса Ималат» налаживает изготовление опалубки для монолитного домостроения на сумму 10 млн евро. Немецкая компания «Баухими» планирует открытие производства сухих смесей, компания «Провими» организует выработку премиксов для комбикормов, немецкая компания «Дина Энерджетикс» изучает вопрос создания производства продукции для нужд нефтегазового сектора.

Крупные международные финансовые структуры также проявляют неослабевающий интерес к региону, так в Тюмени открылся филиал Райффайзенбанка, в течение ближайшего времени откроются представительства Банка Сосьете Женераль Восток и Международного Московского банка.

Было запущено в эксплуатацию российско-германское предприятие ЗАО «Перфолайн», завод «Пластика-Тюмень». Расширяется металлургическое производство свинца на Тюменском аккумуляторном заводе. Ждет реализации проект строительства металлургического комбината. Завод на 550 тыс. т проката в год планируется сдать в эксплуатацию в 2009 г. Запуск предприятия такой мощности позволит удвоить объемы машиностроительного производства юга области.

В настоящее время на территории области работают такие известные фирмы, как Schlumberger, KCA Deutag, большой интерес к региону проявляют компании Bentec Drilling and Oilfield Systems, National Oilwell Varco, Harvest Natural Resources и другие.[22]

Schlumberger уже построила в регионе заводы по производству электропогружных центробежных насосов и комплектующих для перфораторного оборудования. На стадии завершения находится строительство предприятия по выпуску оборудования для интенсификации работы скважин - в настоящее время начаты работы по внутренней отделке и оборудованию производственных помещений. Пока производство ведется с привлечением субподрядных организаций и с использованием их производственных площадей.[20]


2.3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Пути повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий


После резкого падения курсов акций наших предприятий в 2009 г. и предложенных российским правительством условий реструктуризации внутреннего долга, в результате чего иностранные инвесторы потеряли значительную часть своих денег, ожидать от них значительных портфельных инвестиций не стоит.

Перспектива привлечения прямых иностранных инвестиций более реальна, но только в случае, если российские власти прислушаются к предложениям потенциальных инвесторов:

снизить им налоговое бремя, как и российским производителям (те же изменения по НДС и социальным выплатам, требования по переоценке ценных бумаг и имущества, реализуемых ниже себестоимости);

продолжать работу по приведению российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, что позволяет потенциальным инвесторам более достоверно оценивать деятельность и балансовые показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними.;

принять законопроекты, регламентирующие работу иностранных инвесторов в России в сфере торговой политики, движения товаров и капиталов (соглашение с ВТО, меры по поддержанию российских экспортеров в условиях антидемпинговых ограничений и т.п.), а также концепцию страхования и гарантий иностранных инвестиций в России;

Важно также предлагать инвесторам те проекты, которые им интересны. Пока интересы зарубежной и российской сторон совпадают нечасто. Первая хотела бы вкладывать деньги в телекоммуникации, производство бытовой техники, парфюмерии, косметики. Иностранные инвесторы, которым предоставляют налоговые и таможенные льготы в обмен на гарантированно высокий объем капиталовложений, уже участвуют в совместных проектах.

Иностранные промышленные компании, работающие в России, инвестировали в рамках своих проектов свыше 10 млрд. долларов. Причем более охотно они вкладывают средства в те предприятия, которые сами контролируют. Так, западные инвестиции в российские табачные предприятия, контрольные пакеты которых принадлежат крупным иностранным производителям, составляют 620 млн. долларов. Американская фармацевтическая компания "Ай-Си-Эн", владеющая пятью крупнейшими российскими заводами по выпуску лекарств, намерена к 2003 г. завершить программу их развития стоимостью 300 млн. долларов. Для реализации проекта создания сборочного производства легковых автомобилей в Москве создано совместное российско-французское предприятие ОАО «Автофрамос». Инвестиционное соглашение между Минэкономики России и ОАО «Автофрамос» подписанное в июле 1999 года, предусматривает привлечение инвестиций в размере примерно 350 млн. долларов.[11, с. 16]

Контроль над предприятиями, т.е. право назначать администрацию, позволяет западным инвесторам обойти "российскую специфику", прежде всего хищение директорами средств предприятий через расчеты "черным налом", бартер, товарный кредит подставным фирмам и т.д. Западных инвесторов, которые привыкли судить о работе предприятий на основе прибыли, сбивает с толку наша реальность, в которой предприниматели уходят в теневую экономику, прячут доходы, искусственно раздувая себестоимость, когда прибыль может быть крайне малой, но предприятия развиваются, проводят реконструкцию, строят цеха, открывают филиалы.

Подобная практика увеличивает риски иностранных инвесторов, так как чревата потерей репутации, а то и самого бизнеса. Ведь налоговая полиция может арестовать представителей не только российской, но и западной стороны. Впрочем, эта "российская специфика" вызвана условиями бизнеса в России – пробелами в корпоративном и контрактном праве, запутанностью налоговой системы, слабой работой правоохранительных органов по защите собственности. Без устранения этих причин вряд ли удастся существенно увеличить приток прямых инвестиций на российские предприятия.

И все же находятся зарубежные предприниматели, которые готовы вкладывать деньги не только в крупные промышленные проекты, строительство новых перерабатывающих мощностей или совместную эксплуатацию сырьевых ресурсов, но и в сферу малого и среднего бизнеса. С этой целью, например, глава американской компании "Проктер энд Гэмбл" предложил создать инвестиционный фонд в 5 млрд. долларов, доходы которого пойдут на субсидии и займы западным предпринимателям, готовым инвестировать в производство товаров и услуг в России.

Аналитики считают, что, если в полной мере заработает законодательство об иностранных инвестициях, концессионной деятельности, соглашениях о разделе продукции, это позволит увеличить прямые зарубежные капиталовложения за год в 1,5 раза.

Среди множества способов направленных на консолидацию экономики страны и повышение ее конкурентоспособности на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционной привлекательности, наиболее перспективным представляется создание инвестиционных корпораций (ИК) на базе отдельных муниципальных образований. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:

низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала и государственной собственности;

высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков;

"завалы" на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;

отсутствие четко отлаженного механизма привлечения инвестиций.

В основе этого метода лежит идея о необходимости реформирования существующей системы хозяйственного управления.

Необходимо также решить проблему низкой финансово-хозяйственной дисциплины предприятий и развязать узлы взаимных задолженностей, в том числе связанные с бюджетными долгами и долгами энергетикам.

Консолидация производственного потенциала в рамках совокупности инвестиционных корпораций региональных уровней позволит предприятиям улучшить систему планирования и взаимодействия, повысить свою инвестиционную привлекательность, реализовывать совместные проекты по развитию транспортной и социальной инфраструктуры, ресурсосбережению и экологии.

В рамках ИК для достижения общих целей должны объединиться средства государства, предпринимателей и населения. Финансовые пирамиды уходят в прошлое. Основу стабильного развития должны составить вложения в реальный сектор экономики..[13, 22]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы – производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки национальных компаний стремящихся внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена, прежде всего, на защиту так называемых «государственных интересов», а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.

Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы: иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное позитивное воздействие на экономику; создание преференциального режима для прямых иностранных инвестиций достаточно активно способствует их привлечению. Тем не менее федеральное законодательство не было и в настоящий момент не является достаточно благоприятным, «либеральным» для такого рода вложений; частичная коррекция сложившегося положения происходит за счет принятия законодательных актов регионального уровня.

В настоящее время в России происходит уменьшение притока прямых иностранных инвестиций, в связи с экономическим кризисом. В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства.

Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.

В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.

Тем не менее, можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. При нормальном развитии процессов реструктуризации национальной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока прямых иностранных инвестиций.

В этой связи необходимы, с одной стороны, выявление точек взаимодействия и взаимовлияния участников инвестиционного процесса, и, с другой стороны, выработка эффективного механизма государственного регулирования деятельности иностранных инвесторов. В частности, в интервью журналу «Эксперт» вице-премьер правительства РФ, министр финансов Михаил Касьянов среди прочих приоритетных направлений деятельности назвал улучшение инвестиционного климата в стране. В своей статье «Россия на рубеже тысячелетий» Председатель Правительства Владимир Путин отмечает «… На первое место следует … поставить повышение инвестиционной активности… Мы выступаем за проведение инвестиционной политики, сочетающей как чисто рыночные механизмы, так и меры государственного воздействия. Одновременно мы будем и далее вести работу по созданию в стране инвестиционного климата, привлекательного для зарубежных инвесторов…».

Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а, следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Табл. 1

20 крупнейших регионов России по объему иностранных инвестиций

Регионы Место в 2004 г. Место в 2003 г. Прирост инвестиций, %
г. Москва 1 1 64.5
Тюменская обл. 2 9 735.6
Сахалинская обл. 3 6 194.8
Омская обл. 4 2 -28.5
Свердловская обл. 5 3 -3.0
Московская обл. 6 7 82.3
Челябинская обл. 7 5 28.9
г. Санкт-Петербург 8 4 -21.0
Росл. Саха (Якутия) 9 12 104.9
Самарская обл. 10 11 35.9
Краснодарский край 11 16 60.8
Вологодская обл. 12 40 807.4
Ленинградская обл. 13 19 61.6
Архангельская обл. 14 13 -14.0
Ростовская обл. 15 21 99.8
Новгородская обл. 16 29 245.2
Красноярский край 17 10 -42.6
Республика Татарстан 18 8 -72.6
Ярославская обл. 19 37 3615.8
Нижегородская обл. 20 25 37.5

[Источник: 4, с. 90]


Табл. 2

Поступления иностранного капитала в экономику России по видам

Показатель 1995 1999 2000 2001 2003

Млн

дол.

США

Уд.

вес,

%

Млн

дол.

США

Уд.

вес,

%

Млн

дол.

США

Уд.

вес,

%

Млн

дол.

США

Уд.

вес,

%

Млн

дол.

США

Уд.

вес,

%

Всего инвестиций 2983 100 9560 100 10958 100 14258 100 19780 100
прямые 2020 67,7 4260 44,6 4429 40,4 3980 27,9 4002 20,2
портфельные 39 1,3 31 0,3 145 1,3 451 3,2 472 2,4
Прочие 924 31 5269 55,1 6384 58,3 9827 68,9 15306 77,4
Показатель 2004 2005 2008 2009

Млн

дол.

США

Уд.

вес,

%

Млн

дол.

США

Уд.

вес,

%

Млн

дол.

США

Уд.

вес,

%

Млн

дол.

США

Уд.

вес,

%

Всего инвестиций 29699 100 40509 100 60343 100 17300 100
прямые 6781 22,8 9420 23,3 15837 26,3 5630 32,3
портфельные 401 1,4 333 0,8 1103 1,8 123 0,8
прочие 22517 75,8 30756 75,9 43403 71,9 11547 66,9

[Источники: 3, 8, 22]


Табл. 3

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам млн.долларов США


Накоплено на конец
2009г.

В том числе

Справочно
поступило
в 2009г.


всего

в % к
итогу

прямые

порт-
фельные

прочие
Всего инвестиций) 264599 100 122392 5627 136580 103769
из них по основным странам-инвесторам 226203 85,5 101523 5271 119409 83353

в том числе:
Кипр

56902 21,5 40732 1728 14442 19857
Нидерланды 46346 17,5 35931 41 10374 14542
Люксембург 34402 13,0 1217 273 32912 7073
Соединенное Королевство (Великобритания) 30811 11,6 4647 2339 23825 14940
Германия 17425 6,6 7275 26 10124 10715
Ирландия 9662 3,7 480 0,4 9182 2903
Франция 9542 3,6 1927 1 7614 6157
США 8769 3,3 3193 662 4914 2773
Виргинские острова (Брит.) 8267 3,1 5470 200 2597 3529
Япония 4077 1,6 651 1 3425 864
[Источник: 17]

Табл.4

Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности
млн.долларов США


2009г.

Накоплено на конец
2009г.


поступило

погашено
(выбыло)

переоценка
и прочие
изменения активов
и обяза-
тельств






всего

в %
к итогу

Всего 103769 67954 -5771 264599 100

в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

862 467 6 1827 0,7
рыболовство, рыбоводство 27 56 0,2 139 0,1
Добыча полезных ископаемых 12396 5000 144 50235 19,0
обрабатывающие производства 33914 19770 -3817 79254 30,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3394 317 -1375 4448 1,7
строительство 3387 968 11 7391 2,8
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 23905 26298 84 55666 21,0
гостиницы и рестораны 188 160 4 606 0,2
транспорт и связь 4861 3396 -195 18875 7,1
финансовая деятельность 4977 3044 19 12948 4,9
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 15378 8286 -656 31515 11,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 26 65 1 46 0,0
образование 0,0 4 0,2 4 0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 20 5 7 167 0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 434 118 -4 1478 0,5

[Источник: 17]


ЛИТЕРАТУРА


Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. - 368 с.

Зубкова Л. Д. Инвестиции. Учебное пособие – Тюмень: Изательство Тюменского государственного университета, 2008. – 263 с.

Зыбин В. В. Капитал страны. Журнал об инвестиционных возможностях России, 2009. № 11

Маклаков С. А. Роль инвестиционного потенциала в формировании устойчивого развития региона // Актуальные проблемы современной науки, 2007. №3

Лукашин Ю., Рахалина Л. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России // Мировая экономика и международные отношения, 2007. №3

Мухаметдинова. Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней // Российский экономический журнал № 1 / 2000 г.

Подшиваленко Г. П., Лахметкина Н. И. Инвестиции: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2005. – 57 с.

Россия в цифрах. 2006: Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики - М., 2006. – 355 с.

Статистические данные Территориального органа федеральной службы Государственной статистики по Тюменской области: «Инвестиции в Тюменской области за 2006 год» и «Иностранные инвестиции в Тюменской области за 2006 год».

Ушаков Ф. Не все зависит от льгот // Экономика и жизнь № 24 / 1999 г.

Фишер П. Прямые иностранные инвестиции /

Эффективность привлечения иностранных инвестиций в экономику России // БИКИ № 29 / 2000 г.

Иностранные инвестиции [Электроны ресурс]. -www.careerclubgofinancenews3578.html – [19.10.2009] 17:17

Привлечение иностранных инвестиций в Россию [Электронный ресурс]. - www.investments2/t5.html - [11.03.2010] 14:44

Сущность процессов инвестирования мировой практике экономических отношений [Электронный ресурс]. - www.naslediefinansi23_6article.phpart=36.doc - [11.03.2010] 14: 50

Финансовый кризис 2009 [Электронный ресурс].-www.lolrusshowart.phpid=65010 - [01.11.2009] 17:00

Иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. -www.gks/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/29inv24.htm – [11.03.2010] 15:30

Рост иностранных инвестиций в России продолжается [Электронный ресурс] - www.finamanalysisforecasts00891default.asp. [11.03.2010] 17:20

Тюменская область – это не только нефть и газ [Электронный ресурс].- www.promvest3543773 - [01.11.2009] 18:45

Новости [Электронный ресурс].- www.rosinvestnews - [01.11.2009] 18:50

Росстат: в 2009 году иностранных инвестиций в Россию стало на 30% меньше [Электроны ресурс]. - www.newsrufinance21may2009investizii - [19.10.2009] 17:30

Иностранные инвестиции как фактор экономического роста региона [Электронный ресурс]. - revolution.international00060771 - [11.03.2010] 17:30