Порядок ценообразования и ценовая политика

под воз действием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов.

2. Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен

3. Фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления).

В зависимости от территории действия различают:

1.Единые или поясные цены(газ, топливо и т.д.);

2.Региональные цены.

По времени действия цены подразделяют на:

1.Твердые(постоянные),которые не меняются в течении всего срока действия контракта;

2.Текущие, меняющиеся в рамках одного контракта;

3.Сезонные, действующие в пределах определенного периода;

4.Скользящие, установленные на изделия с длительным сроком изготовления;

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

• цену «франко-склад поставщика»;

• цену «франко-станция отправления»;

• цену «франко-склад потребителя» и др.

Отдельно выделяют цены, используемые в статистике:

1.Текущие;

2.Средние;

3.Сопостовляемые;

4.Неизменные. и д.р.

Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.


Таблица цен

Наименование продукта

Ед. измерения

Цена за ед.продукции(руб.)

1

картофель

кг

12-50

2

морковь

кг

23-00

3

сыр

кг

190-00

4

молоко сгущеное

банка

30-50

5

колбаса «докторская»

кг

158-50

6

конфеты «ласточка»

кг

85-00

7

печенье «курабье»

кг

60-00

8

водка «пшеничная»

0,5

80-00

9

пиво «ячменный колос»

2,5 л

95-00

10

сухарики «три корочки»

пачка

13-00

11

вода минеральная «меркурий»

1,5 л

17-00

12

лимонад «макс»

2,0

22-00

5.Пути совершенствования механизма ценообразования на предприятии


Ценовая стратегия предприятия зависит от того, на какой фазе жизненного цикла находиться товар. Цена на фазе внедрения нового товара, как правило, высокая; на фазе роста - несколько ниже; на фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.

Важным для предприятия является учет фактора государственного регулирования цен. Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования (долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство). Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.

Максимальная цена товара определяется спросом, минимальная - издержками производства. Но значительное влияние на цену товара оказывают цены и качество товаров конкурентов. С этой целью могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа которых делается заключение о качестве и цене продукции конкурентов.

В условиях конкуренции предприниматели при реализации своей продукции стремятся найти так называемую оптимальную цену товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.

Совершенствование ценообразования направлено на создание системы цен и условий, обеспечивающих реализацию, стимулирующих эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

Важнейшими направлениями совершенствования ценообразования является преодоление затратного метода ценообразования, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции, создание условий, стимулирующих снижение затрат на производство и реализацию продукции. Это в сочетании с другими мерами должно обеспечить выполнение целевых показателей, предусмотренных прогнозными и программными документами предприятия.

К числу основных направлений совершенствования ценообразования относится:

-повышение экономической обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей, предопределяющих возможности развития других отраслей.

Одной из самых актуальных и наиболее сложных для решения проблем является преодоление затратного метода ценообразования.

О необходимости отказа от затратного метода ценообразования говорилось и раньше, но реальных результатов не было достигнуто. Решение данной проблемы связано с пониманием природы затратного метода ценообразования и учетом характерных особенностей развития предприятия.

Сложилось устойчивое мнение, что затратный метод ценообразования — это формирование цен на основе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

В подавляющем большинстве случаев предприятия самостоятельно устанавливают цены на производимую ими продукцию (работы, услуги), рассчитывая затраты на ее производство и реализацию. Означает ли это, что цена, устанавливаемая предприятием, определяется только его затратами? Есть, к сожалению, немало предприятий с устаревшей техникой и технологией, недостатками в организации производства и труда, неполной загрузкой производственных мощностей. Будут ли цены на продукцию этих предприятий определяться их затратами?

Если бы это было так, то не существовало бы убыточных изделий и предприятий. На самом деле только затратами (за исключением естественных монополий) ценыникогда не определялись и определяться не могут. Есть множество факторов, которые оказывают значительное влияние на уровень и динамику цен. Прежде всего, это конъюнктура рынка, социальная значимость продукции (работ, услуг), маркетинговая политика предприятий и др. При формировании цен, безусловно, необходимо составлять плановые калькуляции. Но делать это предприятия должны не только для формального соблюдения требований нормативных документов, регламентирующих расчет цен, а прежде всего для выяснения жизненно важного для каждого из них вопроса: «Впишутся ли они при таких затратах в уровень цен, сложившийся на рынке, смогут ли работать в условиях конкуренции?».

Таким образом, использование калькуляций при обосновании цен не является признаком применения затратного метода ценообразования. При любом методе ценообразования определяются затраты на производство и реализацию продукции. Однако, если сложившиеся условия хозяйствования, определяемые нормативными документами, не ориентируют предприятия на снижение себестоимости, а побуждают их к росту затрат на производство и реализацию продукции, к включению в плановую себестоимость при формировании цен максимально возможных затрат — это и есть проявление затратного метода.


Заключение


В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависят величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

В условиях рынка сохраняется необходимость государственного регулирования ценообразования. Это объясняется необходимостью контроля за ценами отраслей и предприятий-монополистов, стремлением государства обеспечить социальную защиту населения.

Цена на продукцию зависит от многих факторов: спроса на продукцию, государственного регулирования цен, издержек, конкуренции и др.

Учет влияния всех факторов в комплексе позволит предприятиям выработать гибкую и эффективную политику ценообразования.

Впервые годы перехода на рыночные отношения наиболее сильнодействующим фактором ценообразования в российской экономике был, и во многом остается сейчас, фактор затрат. Предприниматели стремились любое увеличение затрат переложить на покупателя. Но сейчас, по мере насыщения рынка и в условиях конкуренции, предприятиям все чаще, чтобы реализовать продукцию и обеспечить устойчивое финансовое положение, приходится изыскивать резервы по снижению издержек.

Цена оказалась таким параметром, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов. Этот параметр главным образом задается рыночной ситуацией, а именно поэтому предприятие обязано осуществлять продуманную политику ценообразования с учетом конъюнктуры конкретных товарных рынков сейчас, завтра и в более отдаленной перспективе.

С одной стороны, цена формирует доход предприятия; с другой, цена - это жертва, на которую должен пойти потребитель, чтобы стать обладателем вожделенного блага в товарной форме. Возможно, цена в фазах потребления в наибольшей степени, чем любой другой элемент, определяет привлекательность всего маркетингового комплекса.

Решать различные проблемы в комплексе помогает разработка ценовой политики в системе маркетинга, которая предусматривает не только установление уровня цен, но и формирование стратегической линии ценового поведения на рынке и в комплексе по всей товарной номенклатуре и отдельно по каждому виду товара на всем протяжении жизненного цикла.

Ценовая стратегия на относительно длинный период служит основой принятия решений в отношении цены продажи в каждой конкретной сделке. Стратегические ценовые установки и рассчитанная на длительный срок линия ценового поведения позволяют определить объемы прибыли и рыночную долю в прогнозируемом периоде, обеспечивают известный резерв финансовых ресурсов и времени для эффективного использования маркетингового инструментария для прицельного воздействия на рыночную ситуацию.

Обоснованные и квалифицировано реализуемые политики ценообразования не только значительно улучшают общий менеджмент на предприятии и системное качество принимаемых управленческих решений, но также сокращают сферу сопряженной с такими решениями коммерческой и социальной угрозы. Доброкачественно функционирующая система маркетинга, включающая подсистему цен и ценообразования, противостоит неоправданному рыночному риску хозяйственной бесшабашности любых предпринимательских структур, которые хотели бы жить на этом рынке долго.

цена ценовой политика сметный


Список литературы


1.Баскакова О.В. «Экономика организаций (предприятий)»: Учебное пособие - Москва, 2007г;

2.Васильев Н.Э., Козлов Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. М., 1995 ;

3. Раицкий К.А. «Экономика предприятия»: Учебник – Москва 2002;

4. Сергеев И.В. «Экономика предприятия»: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002;

5.Фридман А.М. «Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества»:Учебник, Москва, 2008;

6. Чечевицина Л.Н. «Микроэкономика»:Издание 3-е, дополненное и переработанное, Ростов-на-Дону 2003.


Размещено на