Местные налоги в формировании доходной части бюджета (на примере г. Аркалык)
793Далее представлена таблица отражающая распределение налоговых поступлений Костанайской области по бюджетам в 2008 году.
Как видно из таблицы 6, фактическая доля поступлений местного бюджета по Костанайской области занимала 36,6% в общей сумме налоговых платежей государственного бюджета.
Таблица 6. Распределение налоговых поступлений Костанайской области по бюджетам в 2008 году (тыс. тенге)
Итого налоговых поступлений | Государственный бюджет | Республиканский бюджет | Местный бюджет | ||||||
план | факт | %испол. | план | факт | % испол. | план | факт | % испол. | |
69662159 | 73158340 | 105,0 | 43130792 | 46378588 | 107,5 | 26531367 | 26779752 | 100,9 |
По состоянию на 1 ноября 2009 года поступления в местный бюджет в разрезе видов налогов и платежей по Костанайской области, как видно из таблицы 7, имели следующий вид:
Таблица 7. Поступление государственных доходов в местный бюджет в разрезе видов налогов и платежей по Костанайской области по состоянию на 31 декабря 2008 года
Наименование платежа | Местный бюджет | Удельный вес поступлений, % | ||
план | факт | % исполнения | ||
Итого доходов, в том числе: | 26 531 367 | 26 779752 | 100,9 | 100,00 |
Налоговые поступления | 24 386 028 | 24 824942 | 101,8 | 92,70 |
Индивидуальный подоходный налог | 5 165 158 | 5 092 212 | 98,6 | 20,51 |
Социальный налог | 8 892 289 | 8 943 841 | 100,6 | 36,03 |
Налоги на собственность | 3 394 638 | 3 827 947 | 112,8 | 15,42 |
Акцизы | 4 232 080 | 4 399 630 | 104,0 | 17,72 |
Поступления за использование природных и других ресурсов | 2 429 347 | 2 250 066 | 92,6 | 9,06 |
Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности | 157 106 | 184 347 | 117,3 | 0,74 |
Прочие налоги | 2 | 111 | 5 550,0 | 0,0004 |
Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами | 115 408 | 126 786 | 109,9 | 0,51 |
Таким образом, налоговые поступления в доходах местного бюджета занимают главное место, составляя 92,7% всех поступлений бюджета. При этом в структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес приходится на социальный налог и индивидуальный подоходный налог 36,03% и 20,51% соответственно. На втором месте по обеспечению поступлений в местный бюджет находятся акцизы – 17,72%. Налоги на собственность составляют 15,42%. Наименьшая доля в поступлениях местного бюджета приходится на прочие налоги и сборы – 0,51%, однако по ним отмечается перевыполнение плана более, чем в 5000 раз. По поступлениям за использование природных ресурсов можно отметить недовыполнение плана на 7,4%, в связи с чем потери местного бюджета составили 179281 тенге.
Исполнение бюджета
Анализ исполнения бюджета Костанайской области за 2006–2008 гг. свидетельствует о значительном росте его объема (таблица 8) [4, 5, 6].
Таблица 8. Динамика и структура доходов местного бюджета
Наименование | Кассовое исполнение | Изменения в% 2008 г. к | ||||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||||
млн. тенге | уд. вес, % | млн. тенге | уд. вес, % | млн. тенге | уд. вес, % | 2007 г. | 2006 г. | |
Доходы | 45 611,70 | 100 | 59 804,63 | 100 | 58 881,63 | 100 | 98,46 | 129,09 |
в т.ч.: налоговые поступления |
20 644,19 | 45,26 | 24 995,19 | 41,79 | 1 486,33 | 2,52 | 5,95 | 7,20 |
неналоговые поступления | 268,82 | 0,59 | 334,14 | 0,56 | 25,26 | 0,04 | 7,56 | 9,40 |
поступления от продажи основного капитала | 1 320,29 | 2,89 | 1 041,93 | 1,74 | - | - | - | - |
поступления трансфертов | 23 378,39 | 51,26 | 33 433,39 | 55,9 | 57 370,03 | 97,43 | 171,60 | 245,40 |
Однако исполнение бюджета по налоговым, неналоговым поступлениям и доходам от операций с капиталом объем доходов в 2008 г. снижается по сравнению с 2007 г. и составил 1511,6 млн. тенге. При этом необходимо отметить, что объем доходов по данным категориям равнялся в 2006 г. – 23744,9 млн. тенге и в 2007 г. – 26371,24 млн. тенге.
Удельный вес налоговых, неналоговых поступлений и доходов от операций с капиталом в общем объеме доходов Костанайской области составил: в 2006 г. – 48,74%, 2007 г. – 44,09%, а в 2008 г. лишь 2,53%, т.е. ежегодно снижается. При этом необходимо отметить, что доля официальных трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета ежегодно возрастает: в 2006 г. составила 51,26%, в 2007 г. – 55,9% и в 2008 г. – 97,43% (рисунок 1) [7, 8].
Рисунок 1. Структура доходов бюджета Костанайской области, %
При существующем порядке распределения поступлений между республиканским и местным бюджетами, область на очередной среднесрочный период останется субвенционной, т. к. 70% сбора налоговых и неналоговых платежей зачисляется в республиканский бюджет.
По доходам бюджет области за 2008 г. выполнен на 101,8%, в бюджет области дополнительно поступило 493,7 млн. тенге. Против 2007 года поступление увеличилось на 2198,5 млн. тенге, или на 8,3%. за 2007 г. исполнен на 101,8%, при уточненном прогнозе 58 736 млн. тенге, фактически поступило 59 804 млн. тенге, в т.ч. по полученным официальным трансфертам – на 99,9%, недопоступило из республиканского бюджета 21,9 млн. тенге. Против 2006 г. поступление доходов в местный бюджет увеличилось на 25,8 млн. тенге, или на 1,7%. Выполнение доходной части своих бюджетов обеспечили все районы и города области (таблица 4) [4, 5, 8].
Уточненный прогноз по индивидуальному подоходному налогу (ИПН) выполнен на 110,4%, в бюджет области дополнительно поступило 700 млн. тенге, против 2007 г. поступление ИПН увеличилось на 2 446 млн. тенге или на 49,1%. Основная причина перевыполнения плана увеличение ФОТ. Поступили пени и штрафы в сумме 35 млн. тенге. Дополнительным резервом поступлений стало перечисление АО «ССГПО» налога в сумме 134,1 млн. тенге по выплаченной в декабре 2007 г. 13 й заработной платы.
Доходная часть бюджета на 2008 г. на 42,7% сформирована за счет социального налога. Уточненный прогноз по данному источнику исполнен на 106,9%, в бюджет области дополнительно поступило 727,5 млн. тенге. Перевыполнение прогноза по данному источнику обусловлено увеличением ФОТ, который поданным управления статистики вырос в 2008 г. в сравнении с прошлым годом на 23,1%; среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь составила 28 тыс. тенге, или на 5 тыс. тенге больше уровня 2007 г.
Уточненный прогноз по налогам на собственность исполнен на 108,0%, в бюджет области дополнительно поступило 233,9 млн. тенге. По всем четырем подклассам данного класса прогноз перевыполнен, в т.ч. по налогу на имущество (106,3%), земельному налогу (113,4%), налогу на транспортные средства (111,4%), единому земельному налогу (134,3%).
По налогу на имущество юридических лиц за счет проведения переоценки основных средств в связи с переходом на МСФО, а так же за счет приобретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основных средств. Одной из причин перевыполнения плана налога на имущество физических лиц является увеличение налогооблагаемой базы: за 2008 г. увеличилось количество плательщиков на 2926 (2007 г. – 286495, 2008 г. – 289 421), данное обстоятельство повлияло на общее перевыполнение прогноза.
В связи с поступлением недоимки по земельному налогу, которая с начала года сократилась на 3,1 млн. тенге.
Перевыполнение прогноза по налогу на транспорт юридических и физических лиц обусловлено поступлением задолженности прошлых лет. За 2008. недоимка сократилась на 1,8 млн. тенге (40,7%). Увеличилось количество плательщиков.
Прогноз по подклассу акцизы выполнен на 119,7%, дополнительно в бюджет поступило 117 млн. тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы.
В 2008 г. поступило 1 996,6 млн. тенге поступлений за использование природных и других ресурсов, что составляет 103,1% к прогнозу и 100,4% – к фактическому исполнению за 2007 г. Дополнительно к плану в бюджет области поступило 59,6 млн. тенге. Недоимка с начала года по данному подклассу сократилась на 9,7 млн. тенге.
По всем девяти запланированным источникам государственной пошлины план выполнен. Наибольшее поступление имеет государственная пошлина, взимаемая при судебных действиях 104 млн. тенге.
Таблица 9. Бюджет Костанайской области за 2006–2008 годы
Наименование | Кассовое исполнение | Изменения в% 2008 г. к | ||||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||||
млн. тенге | уд. вес, % | млн. тенге | уд. вес, % | млн. тенге | уд. вес, % | 2007 г. | 2006 г. | |
I. ДОХОДЫ | 45 611,70 | 100 | 59 804,63 | 100 | 58 881,63 | 100 | 98,46 | 129,09 |
Налоговые поступления | 20 644,19 | 45,26 | 24 995,19 | 41,79 | 1 486,33 | 2,52 | 5,95 | 7,20 |
Неналоговые поступления | 268,82 | 0,59 | 334,14 | 0,56 | 25,26 | 0,04 | 7,56 | 9,40 |
Поступления от продажи основного капитала | 1 320,29 | 2,89 | 1 041,93 | 1,74 | - | - | - | - |
Поступление трансфертов | 23 378,39 | 51,26 | 33 433,39 | 55,9 | 57 370,03 | 97,43 | 171,60 | 245,40 |
II. ЗАТРАТЫ | 41 638,04 | 100 | 60 836,55 | 100 | 59 216,32 | 100 | 97,34 | 142,22 |
Государственные услуги общего характера | 2 317,96 | 5,57 | 3 154,26 | 5,18 | 764,84 | 1,29 | 24,25 | 33,00 |
Оборона | 116,73 | 0,28 | 146,38 | 0,24 | 92,86 | 0,16 | 63,44 | 79,55 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 1 673,85 | 4,02 | 2 198,71 | 3,61 | 2 550,77 | 4,31 | 116,01 | 152,39 |
Образование | 14 208,27 | 34,12 | 20 049,34 | 32,96 | 6 158,25 | 10,40 | 30,72 | 43,34 |
Здравоохранение | 10 192,40 | 24,48 | 13 789,59 | 22,67 | 18659,98 | 31,51 | 135,32 | 183,08 |
Социальная помощь и социальное обеспечение | 2 073,08 | 4,98 | 2 694,78 | 4,43 | 3 211,26 | 5,42 | 119,17 | 154,90 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 3 239,94 | 7,78 | 5 207,17 | 8,56 | 3 683,28 | 6,22 | 70,73 | 113,68 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 2 126,79 | 5,11 | 3 155,03 | 5,19 | 2 074,81 | 3,50 | 65,76 | 97,56 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование | 1,61 | 0 | 5,56 | 0,01 | 934,57 | 1,58 | 16 808,81 | 58 047,83 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения | 3 605,78 | 8,66 | 4 823,95 | 7,93 | 5 288,18 | 8,93 | 109,62 | 146,66 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | 200 | 0,48 | 367,35 | 0,6 | 74,65 | 0,13 | 20,32 | 37,33 |
Транспорт и коммуникации | 1 470,67 | 3,53 | 4 504,75 | 7,4 | 4 033,48 | 6,81 | 89,54 | 274,26 |
Прочие | 354,49 | 0,85 | 404,47 | 0,66 | 1 089,34 | 1,84 | 269,33 | 307,30 |
Обслуживание долга | 0,81 | 0 | - | - | - | - | - | - |
Трансферты | 55,67 | 0,13 | 335,23 | 0,55 | 10599,99 | 17,90 | 3 162,01 | 19 040,76 |
III. ОПЕРАЦИОННОЕ САЛЬДО | 3 973,66 | 100 | -1 031,92 | 100 | -33 468,03 | 100 | 3 243,28 | -842,25 |
IV. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ | -32,18 | 100 | -7,03 | 100 | 436,00 | 100 | -6 201,99 | -1 354,88 |
Погашение бюджетных кредитов | 32,18 | 100 | 7,03 | 100 | - | - | - | - |
V. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ | 310,17 | 100 | 169,02 | 100 | 24,00 | 100 | 14,20 | 7,74 |
Приобретение финансовых активов | 315,26 | 101,64 | 219,06 | 129,60 | 24,00 | 100 | 10,96 | 7,61 |
Поступления от продажи финансовых активов государства | 5,09 | 1,64 | 50,04 | 29,60 | - | - | - | - |
VI. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА | 3 695,67 | 100 | -1 193,91 | 100 | -794,68 | 100 | 66,56 | |
VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА | -3 695,67 | 1 193,91 | 794,68 | 66,56 | -21,50 | |||
Поступления займов | 370 | 370 | 436,00 | 117,84 | 117,84 | |||
Погашения займов | 726,03 | 1 035,09 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |||
ДВИЖЕНИЕ ОСТАТКОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ | -3 339,64 | 1 859,00 | 358,68 | 19,29 | -10,74 |
Из 63 запланированных доходных источников по 1, 2, 3 категориям уточненный бюджет не выполнен по четырем: поступления от продажи гражданам квартир, поступления от продажи земельных участков, поступления части чистого дохода коммунальных государственных предприятий, вознаграждения (интересы) по бюджетным кредитам, выданным из местного бюджета банкам-заемщикам (рисунок 2) [9, 10].
Рисунок 2. Поступления по 1,2,3 категориям в бюджет Костанайской области за 2007–2008 гг.
По названным источникам в бюджет области недопоступило 897 млн. тенге. План не выполнен по поступления от продажи гражданам квартир на сумму 683 млн. тенге (41,7%) в связи с несвоевременной сдачей объектов, построенного в рамках реализации Государственной программы развития жилищного строительства в РК.
Поступления от продажи земельных участков исполнен на 69,6%, в связи с уменьшением объема продаж. Произведен перенос с других доходных источников на сумму 9,2 млн. тенге.
В связи с убыточностью отдельных коммунальных государственных предприятий по причине повышения стоимости на энергоносители, план по поступлениям части чистого дохода коммунальных государственных предприятий исполнен на 89,2%, или недопоступило 269 тыс. тенге.
Бюджет на 2008 г. по остальным доходным источникам выполнен. Росту налоговых поступлений в бюджет в большей степени способствует благоприятный налоговый климат. В результате в 2008 г. поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет возросло на 35,2% по сравнению с 2007 г., в т.ч. в республиканский бюджет с 2719836 млн. тенге в 2007 г. до 40446,4 млн. тенге в 2008 г. или на 48,7%, в местный бюджет соответственно с 22064,9 до 26156,7 млн. тенге или 18,5% (рисунок 3) [4, 5, 8].
Рисунок 3. Поступление налогов и других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, млн. тенге
Анализ использования целевых трансфертов из республиканского бюджета представлен в таблице 10 [4, 5, 8].
Трансферты из республиканского бюджета поступили в сумме 33 433 млн. тенге или 99,9%, в т.ч.: субвенция в сумме 13 414,504 млн. тенге, 100% к плану; целевые текущие трансферты – 14 687,8 млн. тенге или 99,0%. Недопоступило трансфертов из республиканского бюджета в сумме 21,9 млн. тенге по образованию по причине экономии по результатам государственных закупок, здравоохранению по причине отсутствия постановления акимата о введении объекта в эксплуатацию; целевые трансферты на развитие – 5,3 млн. тенге или 100% к плану.
В 2008 г. поступило трансфертов из республиканского бюджета 53370,03 млн. тенге, или в 2,5 раза больше, чем в 2007 г. Основные направления образование, здравоохранение, социальное обеспечение, на развитие малых городов с депрессивной экономикой, кредитование на строительство жилья и сельское хозяйство.
Таблица 10. Анализ поступления и использования целевых трансфертов из республиканского бюджета на 2005–2008 гг., млн. тенге
Наименование трансферта | год | |||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Трансферты, выделенные из республиканского бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов | 16100665 | 20854202 | 27551109 | 32010177 |
Образование | 1168777 | 1411473 | 1994443 | 2007355 |
Здравоохранение | 1016606 | 2183327 | 2672214 | 2942171 |
Социальное обеспечение | 109775 | 407049 | 503341 | 541210 |
Индустрия и торговля | 393750 | 393750 | 393750 | 393750 |
Сельское хозяйство | 452500 | 2211067 | 2301545 | 2815664 |
Транспорт и коммуникации | 99679 | 43505 | 58600 | 51430 |
На развитие малых городов с депрессивной экономикой, всего | 60000 | 60000 | 60000 | 45000 |
На увеличение зарплаты госслужащим, работникам госучреждений, не являющихся госслужащими, и работниками казенных предприятий | 1815852 | 2407284 | 3129469 | 4068310 |
Кредитование на строительство жилья | 1055300 | 802000 | 3096011 | 3894919 |
Субвенции областным бюджетам | 9478426 | 10934747 | 17958710 | 12333258 |
Средства резерва правительства | 450000 | - | - | - |
Таким образом, как свидетельствует анализ доходов местного бюджета, основными источниками его пополнения являются налоговые и неналоговые поступления, целевые трансферты из республиканского бюджета.
2.3 Оценка системы местного налогообложения на примере ГКП «Тазарту» акимата города Аркалык
2.3.1 Характеристика и экспресс анализ деятельности ГКП «Тазарту» акимата города Аркалык
Государственное коммунальное предприятие «Тазарту» акимата города Аркалыка создано на основании решения акима города Аркалыка №300 от 29 ноября 2000 года.
ГКП «Тазарту» акимата города Аркалыка создано в форме государственного коммунального предприятия, основанное на праве хозяйственного ведения, и в своей деятельности руководствуется Законами Республики Казахстан, Указами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
Уполномоченным органом Предприятия является акимат города Аркалыка. Органом государственного управления предприятия является ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Аркалыка».
Основной целью деятельности предприятия является осуществление производственно хозяйственной деятельности в области охраны окружающей среды.
Предметом деятельности предприятия является проведение работ, определяемых потребителями города, по содержанию, озеленению, ремонту и строительству объектов коммунального хозяйства и благоустройства, которые непосредственно влияют на качество окружающей среды, а также тех работ, которые недостаточно охвачены частным сектором экономики.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
производство работ по санитарной очистке городских земель общего пользования (улицы, скверы, площади, парки);
производство работ по сбору, утилизации переработке промышленных и бытовых отходов, содержание и эксплуатации городских полигонов твердо бытовых отходов (свалок);
производство работ по содержанию систем городских поливочных водопроводов и других коммунальных инженерных сооружений;
производство работ по содержанию и благоустройству объектов городского хозяйства города Аркалыка, а именно: парков, скверов, пляжей и других зон отдыха;
производство работ по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции зданий, сооружении и инженерных объектов коммунального хозяйства (путепроводов и других);
содержание, ремонт и реконструкция мемориальных комплексов, других памятников и малых архитектурных форм, имеющих историческое и культурное значение, а также недействующих кладбищ;
производство аварийно-восстановленных работ на объектах коммунальной собственности и жилого фонда (оказание услуг собственникам зданий и сооружений по ликвидации аварийных ситуаций на внутридомовых инженерных сетях);
оказание платных услуг юридическим и физическим лицам – производство работ и предоставление услуг в соответствии с предметом и видами деятельности, закрепленными уставом.
Орган государственного управления предприятием имеет следующие полномочия:
определение приоритетных направлении деятельности Предприятия;
рассмотрение и утверждение текущих и перспективных планов хозяйственной деятельности предприятия, в том числе плановых финансовых показателей, периодичности и порядка их предоставления;
контроль и анализ выполнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности Предприятия с предоставлением соответствующего отчета в уполномоченный орган в установленные им сроки.
Органом предприятия как юридического лица является его Директор, подотчетный органу государственного управления. Орган государственного управления оформляет отношения с руководителем предприятия посредством заключения индивидуального трудового договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде.
Директор Предприятия несет персональную ответственность перед собственником и органом государственного управления за состояние дел на предприятии.
Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Предприятия. Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и формируется за счет:
имущества, переданного ему собственником или Уполномоченным органом;
денег и иного имущества, приобретенного в результате собственной деятельности;
иных источников, не запрещенных законодательством
Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью и значится объектом права государственной коммунальной собственности.
Уставный капитал предприятия составляет 2 400 000 тенге. На данный момент среднесписочная численность постоянных работников ГКП «Тазарту» акимата города Аркалыка составляет 134 человек, это выше чем в прошлом году на 28 работников.
Организационная структура предприятия приведена в приложении А. Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел подчиняется заместителю директора по финансам.
В своей работе отдел руководствуется действующим законодательством, постановлениями правительства, инструкциями по вопросам финансовой деятельности, приказами, указаниями заместителя директора по экономике и руководителя предприятия, планом работы и положением об отделе. Совместно с отделами экономики и планирования занимается обеспечением финансовыми ресурсами заданий по производству продукции, капитальному строительству, внедрению новой техники и других плановых затрат, а также изыскание резервов производства, увеличения прибыли и повышения рентабельности при обязательном выполнении финансовых обязательств перед бюджетом, банками и поставщиками, анализ текущей финансовой деятельности предприятия, принимает участие в осуществлении финансово хозяйственной деятельности предприятия. Проводит постоянный анализ и контроль за налоговым законодательством вместе с бухгалтерией предприятия, а также контроль за своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а также за задолженностью перед бюджетом и фондами.
Для анализа финансово-хозяйственной деятельности, контроля за доходами предприятие осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке.
Для более полной оценки деятельности предприятия проведем экспресс – анализ финансового состояния предприятия. Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа рассчитывают различные показатели и дополняют их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.
Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.
Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Для этого проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.
Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Третий этап – основной в экспресс-анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.
В рамках экспресс анализа проведена оценка имущественного положения фирмы, ликвидности его активов, оценка финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности.
Система показателей экспресс – анализа деятельности представлена в таблице Б.1.
По состоянию на 31 декабря 2008 года сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия, составила 3 735 154 878 тенге, которые по сравнению с предыдущим периодом увеличились на 1,46%. Данное изменение на 295,82% обусловлено сокращением объема внеоборотных активов и на 395,8% увеличением объема оборотных средств.
Структура совокупных активов характеризуется значительным превышением в их составе доли внеоборотных активов, которая в отчетном периоде по сравнению с предыдущим сократилась на 5,33% и составила в 2008 году 68,64%.
Приращение оборотных средств преимущественно было обусловлено ростом краткосрочной дебиторской задолженности, увеличившейся в 2008 году на 7,71% и составившей в этом же периоде 25,51% общей величины имущества предприятия.
Удельный вес внеоборотных активов соответственно уменьшился на 5,33% и составил в 2008 году 68,64%.
Увеличение имущества предприятия на 814,07 процентных пункта было обеспечено ростом собственных источников средств и на 4239,44 процентных пункта покрывалось сокращением обязательств предприятия.
Структура источников средств характеризуется преобладающим удельным весом собственных средств (62,52%), причем их доля в общем объеме увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 10,99%, что положительно характеризует деятельность предприятия.
Структура заемных средств в отчетном периоде претерпела ряд изменений: удельный вес доли долгосрочных обязательств сократился на 5,41% и составил в 2008 году 34,42%. В то же время доля кредиторской задолженности сократилась на 57,11% достигнув в отчетном году 3,06%.
Несмотря на увеличение суммы основных средств, следует отметить, что оборудование, здания, сооружения предприятия значительно изношены, о чем свидетельствует коэффициент износа основных средств, составивший на конец 2008 года 38,81%. Причем, по сравнению с прошлым периодом, данный показатель вырос на 5,23%, что является отрицательной тенденцией.
Значение коэффициента общего покрытия говорит о том, что в 2007 году предприятие смогло бы погасить лишь 43,26% своих обязательств, как краткосрочных, так и долгосрочных за счет реализации всех своих оборотных активов. При этом, в 2008 году такая возможность значительно повысилась, в виду превышения текущих активов над текущими обязательствами более, чем в 10 раз.
Коэффициент абсолютной ликвидности свидетельствует о том, что в 2008 году предприятие не имело достаточно наиболее ликвидных активов, то есть денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций, для того, чтобы полностью оплатить свои краткосрочные обязательства. Данных средств было достаточно для оплаты лишь 0,42% краткосрочной задолженности, что гораздо ниже нормативного значения (20%). Причем по сравнению с прошлым периодом данный показатель снизился на 0,27 процентных пункта.
В 2007 и 2008 годы финансирование товарно – материальных запасов и расходов будущих периодов осуществлялось в полном объеме за счет собственных оборотных средств. Причем коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает, что в отчетном году лишь 0,05% собственных оборотных и долгосрочных заемных средств были представлены в виде наличных денег.
Об относительно высоком удельном весе (62,52%) собственных средств в общей сумме источников финансирования, свидетельствует коэффициент независимости, причем в отчетном году значение данного показателя увеличилось, что говорит об усилении автономности собственных средств компании. Коэффициент маневренности капитала показывает, что 44,55% собственных средств в 2008 году использовалось для финансирования текущей деятельности, то есть вложена в оборотные средства. Причем по сравнению с предыдущим периодом данный показатель уменьшился на 17%.
Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств свидетельствует о том, что на один тенге собственных средств компания привлекла 60 и 94 тиын заемных в отчетном и базисном периодах соответственно.
Согласно результатам оценки деловой активности ГКП «Тазарту», следует отметить увеличение дохода от реализации готовой продукции в отчетном году по сравнению с базисным, составившем 83039000 тенге. Несмотря на такую положительную динамику, доход от основной деятельности до налогообложения снизился на 33896000 тенге. Фондоотдача составила 68,9%.
Сокращение в 2008 году значения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении реализации продукции в кредит. При этом срок погашения дебиторской задолженности составил 211 дней, что на 57 дней больше, чем в прошлом периоде.
Положительный эффект на результаты деятельности предприятия в отчетном году оказало увеличение коэффициента оборачиваемости ТМЗ.
Сокращение продолжительности оборота кредиторской задолженности свидетельствует об увеличении покупок в кредит. В целом же операционный цикл составил 286 дней, что на 16 дней больше, чем в предыдущем периоде.
Чистый доход, полученный компанией в 2008 году увеличился на 1784000 и составил 89885000 тенге. При этом наблюдается отрицательная динамика таких показателей, как рентабельность продукции, рентабельность основной деятельности, собственного капитала. Это свидетельствует о снижении эффективности использования предприятием своих средств.
Анализ динамики и структуры налоговых обязательств ГКП «Тазарту»
Транспортный налог рассчитывается исходя из транспортных средств в наличии у предприятия.
Далее представлена таблица 11, в которой указаны все имеющиеся транспортные средства предприятия.
В собственности у ГКП «Тазарту» имеются следующие транспортные средства, представленные в таблице 11.
Таблица 11. Транспортные средства, находящиеся в собственности «Тазарту»
Транспортное средство | Количество единиц | Примечание |
Газ -51 | 10 | Грузоподъемность 5 тонн |
Газ 53 | 5 | Грузоподъемность 5 тонн |
Зил | 5 | Грузоподъемность 5,5 тонн |
Камаз | 3 | Грузоподъемность 10 тонн |
Маз | 2 | Грузоподъемность 10 тонн |
Мтз 80 | 4 | Грузоподъемность 15 тонн |
Дт 75 | 2 | Грузоподъемность 15 тонн |
Т 40 | 1 | Грузоподъемность 10 тонн |
Снегоуборочная машина | 3 | Грузоподъемность 1,5 тонны |
Автобуз ПАЗ | 3 | Количество посадочных мест – 18 |
Кран башенный | 1 | Грузоподъемность 30 тонн |
Кран | 3 | Грузоподъемность 20 тонн |
Легковой автомобиль марки «ГАЗ – 3115» | 1 | Год выпуска – 2002, объем двигателя 2300 куб. см |
Легковой автомобиль марки «ВАЗ 2110» | 1 | Год выпуска – 2004, объем двигателя 2300 куб. см |
Мотоцикл | 1 | Мощность двигателя 60 кВт |
Итого | 45 | - |
Произведем расчет транспортного налога для анализируемого предприятия в таблице 12.
Таблица 12. Расчет транспортного налога в 2008 году
Транспортное средство | Примечание | Ставка | Поправочный коэф-т | Сумма налога, тенге |
Газ -51 | Грузоподъемность 5 тонн, 1989 г.в., количество 10 единиц | 12 МРП | 0,3 | 42050 |
Газ 53 | Грузоподъемность 5 тонн, 1989 г.в., количество – 5 единиц | 12 МРП | 0,3 | 42050 |
Зил | Грузоподъемность 5,5 тонн, 1989 г.в., 5 единицы | 15 МРП | 0,3 | 26280 |
Камаз | Грузоподъемность 10 тонн, 1995 г.в., 3 единицы | 15 МРП | 0,5 | 26280 |
Маз | Грузоподъемность 10 тонн, 1996 г.в., 2 единицы | 15 МРП | 0,5 | 17520 |
Мтз 80 | Грузоподъемность 15 тонн, 1988 г.в., 4 единицы | 3 МРП | 0,3 | 14016 |
Дт 75 | Грузоподъемность 15 тонн, 1989 г.в., 2 единицы | 3 МРП | 0,3 | 7008 |
Т 40 | Грузоподъемность 10 тонн, 1989 г.в. | 3 МРП | 0,3 | 3504 |
Снегоуборочная машина | Грузоподъемность 1,5 тонны, 1989 г.в., 3 единицы | - | - | - |
Автобуз ПАЗ | Количество посадочных мест – 18, количество – 3 единицы | 14 МРП | - | 49056 |
Кран башенный | Грузоподъемность 30 тонн, 1987 г.в | 15 МРП | 0,1 | 1752 |
Кран «Ивановец» | Грузоподъемность 20 тонн, 1989 г.в., 3 единицы | 15 МРП | 0,3 | 15768 |
Легковой автомобиль марки «ГАЗ – 3115» | Год выпуска – 2002, объем двигателя 2300 куб. см | 12 МРП + 7 тенге х 300 | - | 4835 |
Легковой автомобиль марки «ВАЗ 2110» | Год выпуска – 2004, объем двигателя 2300 куб. см | 12 МРП + 7 тенге х 300 | - | 16116 |
Мотоцикл | Мощность двигателя 50 кВт, 1985 г.в. | 1 МРП | - | 1168 |
Итого | - | - | - | 267403 |
ГКП «Тазарту» исчисляет сумму налога за налоговый период самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки и поправочных коэффициентов по каждому транспортному средству. Уплата налога осуществляется в бюджет по г. Аркалыку посредством внесения текущих платежей не позднее 5 июля налогового периода. Налоговым периодом является календарный год. Предприятие представляет в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения расчет текущих платежей по налогу на транспортные средства в срок не позднее 5 июля текущего налогового периода, а также декларацию в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Как видно из таблицы 13, сумма транспортного налога, уплачиваемого ГКП «Тазарту» в местный бюджет в 2008 году составила 267403 тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 28,9%. Рост налога по сравнению с 2006 годом составил 37,9%. На данное увеличение повлияло приобретение дополнительных единиц транспортных средств, кроме того, поскольку ставка налога привязана к месячному расчетному показателю, меняющемуся каждый год, сумма транспортного налога изменилась под влиянием и этого фактора.
Таблица 13. Динамика уплаченных сумм транспортного налога
Наименование | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
план | Факт | план | факт | план | факт | |
Транспортный налог | 193814 | 193814 | 207384 | 207384 | 267403 | 267403 |
Уплата имущественного налога также является налоговым обязательством ГКП «Тазарту» перед местным бюджетом. В отличие от налогообложения физических лиц, исчисление налога предприятием производится самостоятельно путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе. Налоговой базой для исчисления налога является среднегодовая балансовая стоимость имущества, определяемая по данным бухгалтерского учета.
Среднегодовая балансовая стоимость объектов обложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей объектов обложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным.
Необходимо отметить, что в целях налогообложения Налоговым Кодексом