Финансовое стимулирование привлечения иностранного капитала в национальную экономику Республики Узбекистан

#ФАЙЛ:
#ТЕМА:
Финансовое стимулирование привлечения
иностранного капитала в национальную экономику
Республики Узбекистан.
#НАЗНАЧЕНИЕ:
Курсовая
#ФОРМАТ:
WinWord
#АВТОР:
Чен Владимир Маркович.
#СДАВАЛСЯ:
Ташкентский Финансовый Институт
#ПРИМЕЧАНИЯ:
Работа написана на основе данных, учтенных с Инвестиционной Программой
Республики Узбекистан. Начиная с 2001 года было принято масса новых
законодательных актов, которые и следовало бы учесть при написании тезисов,
докладов и т.д., использую данный материал.
#Отзывы:
chenvova11@yahoo или chenvova11@hotmail
Постараюсь ответить на все ваши вопросы.


Министерство Высшего и Среднего Специального Образования Республики Узбекистан

Ташкентский Финансовый Институт


Кафедра: «Финансы»


Курсовая работа


На тему: «Финансовое стимулирование привлечения

иностранного капитала в национальную экономику

Республики Узбекистан»


Выполнил: студент 3-го

курса группы ММ-20

Чен Владимир.

Проверила: Алиева Л.К


Ташкент-2001

П л а н

Введение

1. Экономическое содержание, понятие и сущность инвестиций.

2. Роль иностранных инвестиций в развитии экономики Республики Узбекистан

3. Индикаторы привлекательности для иностранных инвесторов в Республику Узбекистан:

а) инвестиционный климат;

б) финансовые льготы иностранных инвесторов

4. Проблемы в связи с привлечением иностранного капитала в экономику Республики Узбекистан

Заключение

Список используемой литературы.

Введение.

Мысль о том, что инвестиции являются двигателем экономики, обеспечивающим и движение вперед, - эта аксиома любой экономической теории. Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий инвестиционный климат. Экономические реформы, последовательно осуществляемые в независимом Узбекистане, предполагают достижения рациональных отраслевых, воспроизводственных и территориальных пропорций, развитие интеграционных процессов, обеспечение экономического роста и др. Решение всей совокупности указанных проблем тесно связано с проведением соответствующей инвестиционной политики, формированием действенной системы регулирования и поддержки инвестиционных процессов. Президент И.А. Каримов на I сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва отметил, что « … следует создать еще более благоприятные законодательные условия, гарантии и экономические стимулы для широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, прежде всего прямых инвестиций. Необходимо добиваться, чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях нашей экономики, ускорение технического перевооружения и модернизации производства».

1.Экономическое содержание понятие и сущность инвестиций.

Понятие “инвестиции” используется как в широком, так и в узком смысле этого слова. Однозначно определить его содержание и сущность очень сложно. В разных разделах экономической науки, а также применительно к различным направлениям практической деятельности в него вкладывается разный смысл, исходя из особенностей сферы и объектов приложения. Дословно в переводе с латинского слова “invest” обозначает “вкладывать”.

Содержание понятия “инвестиции” в Законе Республики Узбекистан

“Об инвестиционной деятельности” определяется как “материальные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности”.

Рассматривая сущность этой категории, следует отметить, что в современной литературе очень часто встречается отождествление ее с понятием “капитальные вложения”. В этих случаях инвестиции определяются как вложения средств в производство основных фондов, однако, это не совсем корректно, так как вложения делаются и в оборотные активы, и в отдельные виды нематериальных активов, и в различные финансовые инструменты.

На макроэкономическом уровне под инвестициями понимается часть затрат, направленных на воспроизводство средств производства, прирост жилого фонда, товарных запасов и т.п. то есть не потребленную в текущем периоде часть ВВП, направленную на прирост капитала.

На макроуровне и в теории производства под инвестициями имеют в виду процесс организации воспроизводства нового капитала, в том числе средств производства и интеллектуального потенциала.

В теории финансов инвестиции связываются с приобретением реальных или финансовых активов, то есть по существу это современные затраты с целью получения доходов в будущем. Другими словами, это обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно, неопределенную будущую стоимость. В экономике в целом инвестиции трактуются как процесс накопления капитала. В последнем определении в качестве основного критерия отражаются будущие интересы и связанные с ними риски.

И так, инвестиции - это то, что “ откладывается” на завтра, чтобы как можно больше и эффективнее употребить в будущем. Одну их часть составляют потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас (не увеличение запасов); другие ресурсы, направляемые на расширение производства (вложение в здания, сооружения, машины, оборудования и т.д.)

Промышленные предприятия и все остальные постоянно сталкиваются с необходимостью инвестиций, т.е. с вложением средств (внутренних и внешних) в различные программы и отдельные мероприятия с целью организации новых, поддержание и развитие действующих производств

(производственных мощностей), технической подготовки производства, получения прибыли и других конечных результатов, например природоохранных, социальных и др. Это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины и оборудования, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли (дохода) и достижения социального эффекта.

По финансовому определению инвестиции – это все виды активов (средств), вкладываемые в хозяйственную деятельность в целях получения дохода; по экономическому – расходы на создание, расширение или реконструкцию и техническое перевооружение основного и оборотного капитала.


Одни вложения капитала будут влиять только на составляющие расходов, например на затраты, ведущие к снижению издержек, другие как на доходы, так и на расходы. Прогнозирование влияние инвестиций на статьи доходов и расходов – сравнительно трудоемкая задача, так как сложно оценить объемы их приращения или, наоборот, снижения. Инвестиции в производственные мощности для выпуска новой продукции (товаров, услуг) могут потребовать увеличение оборотного капитала .При продаже продукции в кредит увеличивается дебиторская задолженность и т.д.

Можно предположить, что все средства, вложенные в оборотный капитал, полностью превратятся в денежный поток после осуществления проекта. Это может случиться при условии, что все склады будут освобождены от готовой продукции и незавершенного производства, дебиторская задолженность получена, а кредиторская – выплачена. Если по окончанию деятельности в рамках проекта остаток оборотного капитала и можно вернуть, то инвестиции имеют конечную стоимость, которую необходимо принимать во внимание.

Инвестиции осуществляют юридические и физические лица, которые по отношению к степени коммерческого риска подразделяются на инвесторов, предпринимателей, спекулянтов, игроков. Инвестор – юридическое или физическое лицо, которое при вложении капитала, большей частью чужого, думает, прежде всего, о минимизации риска. Инвестор – посредник в финансировании капиталовложений. Предприниматель – это тот, кто вкладывает свой собственный капитал при определенном риске. Спекулянт готов идти на определенный, заранее рассчитанный риск; игрок – на любой риск.

Инвестиции дифференцируются на базе самых различных признаков: выделяют чистые, связанные с необходимостью увеличения основного капитала, и валовые, обусловленные необходимостью возмещения износа основных фондов. Инвестиции выделяются по объектам приложения. Этими объектами могут быть: имущество, финансовые инструменты, нематериальные ценности. По направлению действия инвестиции можно выделить: замену, расширение, рационализацию, обновление состава фондов и т.п. С точки зрения целей и связанных с ними рисков бывают инвестиции:

венчурные (рисковые);

прямые;

портфельные;

аннуитет.

Рисковые инвестиции, или венчурный капитал, - это термин, применяемый, для обозначения рискованного капиталовложения. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии последних в акции. Рисковые вложения капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких фирм, так называемых венчуров.

Прямые инвестиции представляют собой вложения в уставный капитал хозяйствующего субъекта с целью извлечения дохода и получения, прав на участие в управлении данным субъектом.

Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля и представляет собой приобретение ценных бумаг и других активов. Портфель- совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховой полис и др.)

Аннуитет (нем. annuitat- ежегодный платеж) – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени, обычно после выхода на пенсию. В основном это вложение средств в страховые и пенсионные фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем. Страхование жизни проводится на случай преждевременной смерти для того, чтобы обеспечить финансовую безопасность лиц, зависящих от страхуемого материально. Пенсионные фонды обеспечивают своих клиентов денежными средствами на период после выхода на пенсию. Страховые компании при страховании жизни могут предложить получателю денег по страховому полису единовременную выплату или аннуитет.

С точки зрения субъектов инвестирования различают частные инвестиции, осуществляемые за счет собственного частного капитала, займов (включая облигационные), а также привлеченного капитала; и государственные инвестиции, реализуемые за счет бюджетных ассигнований, долгосрочных ссуд и других привлеченных ресурсов.

В законе “Об инвестиционной деятельности” инвестиции дифференцированы по объекту назначения. Соответственно выделяются:

капитальные (в реальные активы);

инновационные (на разработку и основание нового поколения техники и новых технологий);

социальные (в развитии человеческого потенциала, навыков, производственного опыта, в иные формы нематериальных благ).

Объектами инвестирования (вложения средств) могут быть строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятии, здания и сооружения, другие основные фонды, ориентированные на решение определенной задачи (например, на производство новых товаров или услуг, увеличение их объема или улучшение качества и т.д.)

Они различаются по объемам производства (масштаб проекта, производству продукции, работ, услуг), направленности (производственные, социальные и др.), характеру и содержанию периода (этапов) осуществления проектов (н весь период или только отдельные этапы), формам собственности (государственная или частная), характеру и степени участия государства (кредиты, пакет акций, налоговые льготы, гарантии и др.), окупаемости средств, эффективности конечных результатов и другим признакам.

Кроме того, различают начальные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые на основании проекта при покупке предприятия (фирмы). Вместе с реинвестициями они образуют брутто-инвестиции

Реинвестиции – это вновь освободившиеся инвестиционные ресурсы, используемые на приобретении или изготовлении новых средств производства и другие цели. Такие инвестиции могут быть направлены на замену имеющихся объектов новыми, рационализацию и модернизация технологического оборудования или процессов, изменение объемов выпуска (производства), диверсификацию, связанную с изменениями номенклатуры, созданием новых видов продукции, организацией новых рынков сбыта, на обеспечение выживания предприятия (фирмы) в перспективе (например, на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды и др.).

Вложение средств в производство, в ценные бумаги и т.п. целесообразно, если:

  • чистая прибыль от данного вложения превысит чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;

  • рентабельность инвестиций будет выше уровня инфляции;

  • рентабельность данного проекта с учетом временной стоимости денег будет выше рентабельности альтернативных проектов;

  • рентабельность активов предприятия после осуществления проекта увеличится (или, по крайней мере, не уменьшиться) и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам;

  • рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической линии предприятия с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек, обеспечения стабильных, но скромных, либо, наоборот, концентрированных, но оттянутых во времени поступлений и т.п.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря на наличие подобных общих принципов, определение главных для того или иного хозяйствующего субъекта критериев выбора инвестиционной политики всегда весьма субъективно и зависит от преследуемых на данном конкретном этапе стратегических финансовых целей.

Однако при любой степени субъективности финансовый менеджер, принимая решения, должен учитывать временную стоимость денег, рискованность проекта и его привлекательность по равнению с альтернативными возможностями вложения средств плане максимизации доходов и увеличения имущества при приемлемой степени риска.

Таким образом, принятия решения об инвестициях основывается на анализе соотношения ожидаемой доходности и риска. Поэтому, определяя сущность инвестиций, всегда следует помнить, о том, что они связаны с различного рода риском и ожидаемыми доходами. Способность денег приносить доход зависит от источников их поступления и направлений их применения, то есть от того, откуда деньги приходят и во что они инвестируются. Следовательно, прослеживается неразрывная связь между надежностью источников капитала и правильностью инвестирования средств. По этим признакам инвестиции отличаются от других вложений

Лауреат Нобелевской премии по экономике (1990 г.) У.Ф.Шарк смысл термина “инвестирование” трактует так: “Расстаться с деньгами сегодня ради получения прибыли в будущем”, - и считает, что инвестировать средства можно, либо в финансовые активы. То есть содержание инвестиций состоит в том, что они вовлечены в процесс движения капитала, точнее сам процесс движения капитала отражает сущность инвестиций. Создающийся в этом движение прирост капитала должен быть достаточным для компенсации инвестору его отказа от использования имеющихся средств на потребление в настоящее время и вознаграждения его за риск возмещения потерь от инфляции в будущем. Из вышесказанного вытекает, что инвестиции – понятие более емкое, чем, “капиталовложение”. Инвестиции вовлекаются в процессы движения капитала. Они связываются на определенное время под конкретные активы. Их основная цель – сохранение стоимости капитала или его приумножение, а их главное отличие от капитала заключается в том, что по ним прогнозируется риск и определяется норма отдачи.


2. Роль иностранных инвестиций в развитии Республики Узбекистан.

Иностранные инвестиции – один из основных факторов, способствующих ускоренному экономическому развитию страны. Даже такие высокоразвитые государства как США, Германия, Франция, Япония, Великобритания и т.д. рассматривают постоянное привлечение иностранного капитала как необходимое средство роста их экономического потенциала, улучшения благосостояния граждан. Активизирующее влияние иностранных инвестиций наглядно доказывает и опыт стран, которые находятся в состоянии бурного экономического развития – Китай, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и другие восточно-азиатские страны. Их правительства создали благоприятный климат, и результаты не замедлили сказаться.

Иностранные инвестиции играют важную роль в оказании помощи странам с переходным типом экономики в их эволюции к рыночной экономике. Именно это обстоятельство представляет собой для нас особый интерес. Остановимся на том, какие наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой нашей республики, можно разрешить при помощи иностранных инвестиций.

  1. Привлечение дополнительного инвестиционного капитала. Рынок капитала в республике только начинает развиваться, поэтому он не может обеспечить требуемых объемов капитала для крупных проектов. Кроме того, затруднен доступ к твердой валюте, необходимой для закупки товаров отсутствующих на местном рынке. Иностранные инвестиции позволяют решить сразу обе эти проблемы, т.к. они являются источником внешнего капитала. Иностранный инвестор (т.е. вкладчик, осуществляет инв-цию) неограничен относительной, неразвитостью местных рынков, капитала или способностью страны генерировать иностранный поток наличности путем экспорта товаров.

  2. Доступ к передовой технике. Многие предприятия республики используют устаревшие оборудование и технологии, что значительно снижает производительность труда и приводят к производству товаров более низкого качества. Это влияет на их конкурентоспособность и уменьшает возможности зарабатывать твердую валюту. Иностранные инвестиции позволяют решить эту проблему, т.к. инвестиционные товары воплощают передовую технику, а предприятия могут использовать новые технологии. Альтернатива покупки прав на использование технологии требует затрат дорогостоящей иностранной валюты. Инновационные процессы позволяют резко увеличить производительность труда на предприятиях республики и будет стимулировать инвестиции в них.

  3. Доступ к передовым методам управления. Иностранные инвесторы несут с собой передовые апробированные методы управления и предоставляют возможность их изучения и использованию. Такая передача опыта особенно важна в условиях создания СП, приватизации местных предприятий иностранными инвесторами. Выигрывают обе стороны – иностранная фирма – инвестор исполняет местные знания и контакты, а местные предприятия воспользуются предложенными методами, чтобы повысить производительность труда и улучшить качество продукции.

  4. Улучшение доступа к мировому рынку. Иностранные инвесторы помогут осуществить доступ к распределенным каналам и обрести опыт продажи товаров на мировом рынке, что позволит развить экспортные возможности республики и создает надежный источник получения иностранной валюты.

  5. Ускорение приватизации. Одно из необходимых условий перехода к рынку, успешного проведения приватизации объединения капиталов. Благодаря способности анализировать экономические возможности предприятия иностранные инвесторы окажут помощь, которая ускорит доступ к внешним источникам фондов и будет служить основой для образования капитала если активы первоначально продаются и если требуются инвестиции для реорганизации производства, изменение его структуры. Участие иностранных инвесторов может увеличить эффективность процесса путем реализации возможностей новых приватизированных предприятий.

В первые годы после обретения независимости инвестиционная активность резко снизилась из-за нестабильной номативно-правовой базы, быстрой инфляцией, спада производства и жесткой налоговой политики.


Схема. Накопления в основной капитал в % к ВВП Узбекистана за 1990-1998 годы.




Однако в результате формирования стратегии экономических реформ, создания полноценной правовой и финансовой системы начиная со второй половины 1995 г. наметилось заметное возрастание объемом капитальных вложений. В 1999г. их общий объем достиг 503215 млрд. сумов, т.е. увеличился по сравнению с 1998 г. в 1,3 раза. Более 2/3 совокупных инвестиций освоено в производственной сфере. Из них на приобретение оборудования и современных технологий направленно более 30%. Объем иностранных инвестиций в 1999 г. составил более 23332 млрд. сумов, хотя их доля по сравнению с 1998 годом несколько уменьшилась (на 2,9)

В общем объеме капитальных вложений увеличивается удельный вес средств предприятий и организаций. В 1999 г. этот показатель составил 22,8%. Банковские кредиты возросли с 10% в 1995 г. до 28,6% в 1999 г., а средства населения соответственно с 6,5% до 22,8 %.

Хотя проводимая в годы независимости инвестиционная политика была прежде всего нацелена на преодоление имеющихся структурных диспропорций и решение социальных задач посредством выбора инвестиционных приоритетов, нерешенных проблем в данной сфере еще немало.

Одним из ключевых направлений в инвестиционной политике Узбекистана на современном этапе является увеличение действенности капитальных инвестиций, посредством повышения степени и эффективности в сфере производства. Данный подход отражает переход к следующему этапу инвестиционной деятельности в национальной экономике. Основой выделения нового этапа является тот факт, что инвестиционная деятельность теперь осуществляется в условиях поступательного экономического роста (по результатам социально-экономического развития республики в 1998 г. объем производства ВВП увеличился на 4,4% промышленного производства – 5,8 и С/Х – на 4%). На этом этапе стоит вопрос но просто о восстановлении и увеличении совокупных масштабов капиталовложений, об их интенсивной форме, которая прежде всего выражается в эффективном совершенствовании структуры национального воспроизводства, создании условий для интенсификации вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу позволяющие максимально увеличить доходы предприятий, населения и поступления в бюджет.

О целенаправленности инвестиционной деятельности в Узбекистане говорит ежегодно принимаемая и реализуемая правительством Государственная инвестиционная программа. Этот документ своеобразный «мастер-план», руководство к действию не только для отечественных предпринимателей, но и прежде всего для иностранных инвесторов, в котором определены отраслевые схемы развития и потребности в иностранных инвестициях по всем приоритетным отраслям экономики страны. Отраслевые приоритеты расставлены в Программе в соответствии как с имеющимся ресурсно-сырьевым потенциалом, так и с необходимостью интеграции в мировой рынок на основе структурной перестройки экономики, модернизации транспортной, коммуникационной инфраструктуры и развития перерабатывающих производств, конкурентоспособных на внешних рынках.

Главными приоритетами Инвестиционной программы определены инвестиционные проекты:

  • с участием иностранных инвестиций и кредитов;

  • размещаемые в сельской местности и трудноизбыточных регионах;

  • направленные на развитие экспортоориентированных производств;

Количество проектов, включенных в Инвестиционную программу из года в год возрастает. Так, к примеру, если в 1996 году их насчитывалось всего 27, то в 1997 году инвестиционных проектов было 115, а в Инвестиционной программе 1998 года их насчитывается уже более 200. Динамика освоения иностранных инвестиций в Инвестиционной программе прослеживается в следующей таблице, из которой видно, что в 1996 г. общий объем иностранных инвестиций и кредитов составил 812,7 млн.долл., из них 612,7 млн.долл. – под гарантию правительства и 200 млн.долл. – за счет прямых иностранных инвестиций.


Таблица

Иностранные инвестиции в Инвестиционной программе.

Годы Количество проектов Всего (прогн.) млн.долл. Под гарантию ПИИ Всего (факт.) млн.долл. Под гарантию ПИИ
1996 27 812 612 200 455 380 48
1997 115 1920 1309 601 844 331 542
1998 204 3147 1801 1346



При этом значительную долю иностранного капитала Инвестиционной программы 1996 г. составили такие проекты, как строительство Бухарского нефтеперерабатывающего завода, строительство Асакинского автомобильного завода, реконструкция табачных фабрик «УзБАТ» – производства, которые на нынешнем этапе уже практически освоены и набирают новые темпы развития.

Вместе с тем, оценивая эффективность освоения вложенных средств, необходимо отметить, что фактическое освоение инвестиционных проектов значительно отличается от прогнозируемого. Так, из общего объема иностранных инвестиций фактически освоено в 1996 г. 56%, при этом под гарантию правительства – 62%, а прямых иностранных инвестиций – 24%.

Ситуация с Инвестиционной программой 1997 г. значительно отличается от ситуации с программой предыдущего года. Общее количество освоенных проектов с иностранными инвестициями снизилось и составило 44%, при этом под гарантию правительства фактическое выполнение составило 25%; вместе с тем освоение проектов с прямыми иностранными инвестициями, осуществляемых без гарантии правительства, значительно возросло: с 24% до85%, что говорит о росте доверия иностранных инвесторов к осуществляемым в Узбекистане реформам, об улучшении инвестиционного климата.

Общий объем иностранных инвестиций возрос с 812,7 млн. долл. в 1996 г. до 3147 млн. долл. в 1998 г., т.е. почти в 4 раза.


В таблице приведены свободные показатели длительности освоения инвестиций в Инвестиционной программе.

Годы Общая стоимость проектов млн. долл. Стоимость проектов планируемых к завершению в т.ч. млн. долл. Доля вторых в общей стоимости в %
1996 1869 120 6
1997 4973 635 13
1998 7976 1767 22

За основу расчетов принято выделение проектов, в которых их объявленная общая стоимость и сумма уже освоенных и планируемых к освоению в текущем году инвестиций равны, т.е. выполнения плана их освоения намечается в течении года. Доля таких проектов позволяет в целом судить о времени проходящем от начала вложений до запуска соответствующего производства. Общая стоимость проектов объявленных инвестиций в Инвестиционной программе возросла с 1868 млн. долл. в 1996 г. до 7976 млн. долл. в 1998 г. Как видно из таблицы, доля проектов, планируемых к завершению в текущем году, возросла за исследуемый период с 6% в 1996 г. до 22% в 1998 г.; это объясняется тем фактом, что Инвестиционная программа начиналась рядом крупных инвестиционных проектов нефтегазовой, нефтеперерабатывающей отраслей, только недавно достигших стадии завершения. А поздние проекты ориентированы н более быструю реализацию, что нельзя не отметить их положительный факт.


В государственной инвестиционной программе Республики Узбекистан участвуют инвесторы из более чем 25 стран. Распределение крупнейших стран-инвесторов по доле освоенных на конец 1997 г. капиталовложений приведено в таблице.

Таблица


Великобритания 22,0%
2. Малайзия 16,0%
3. Турция 12,6%
4. США 10,0%
5. Япония 9,7%
6. Корея 8,9%
7. Германия 6,7%
8. Индонезия 3,0%
9. Франция 1,6%
10. Италия 1,2%

По прогнозам специалистов, долевой рейтинг стран-инвесторов склонен к довольно быстрому изменению. Если на сегодня Великобритания занимает ведущую, то на будущее есть основание прогнозировать, что значительно возрастут совокупные объемы инвестиций из Германии, США и Японии.

В группу вновь начинаемых в1999 г. проектов с участием иностранных инвестиций и кредитов вошли 92 проекта. Крупнейшие в этой группе: создание СП «УзДЭУдвигатель» по производству двигателей и трансмиссий для автомобилей АО «УзДЭУавто». Данный проект с объемом привлекаемых инвестиций в 140 млн. долл. будет реализован при активнейшем участии южнокорейской компании Daewoo. Ожидаемый объем капитального освоения в 1999 г. – 21 млн. долл.

В эту группу входит проект реконструкции карьера «Мурунтау», в реализации которого будет участвовать компания Marubeni (Япония). Привлекаемые в проект инвестиции составят 120 млн. долл., ожидаемый объем их освоения в 1999 г. – 4 млн. долл. В заключительном разделе программы содержится перечень приоритетных проектов с участием иностранных инвестиций, которые были вновь начаты в 2000-м г. Крупнейшие из них: проект пуска 2-й очереди Кызылкумского фосфоритного комбината в Навоийской области. В реализации проекта с общим объемом привлекаемых инвестиций в 339,7 млн. долл. будет участвовать(ла) компания KXD Gumbolt Vedag (Германия). Цель заключается в организации производства фосфорных удобрений на алмалыкском заводе ПО «Аммофос» и Самаркандском химзаводе. 235 млн.долл. составляет общий объем привлекаемых кредитов и инвестиций в проект освоения золоторудных месторождений Даугызтау, Амантайту и Сарибатыр с последующей переработкой 3,5 млн.руды в год. В проекте примут(няли) участие компания Oxus mining Ltd., МФК, иностранные банки.

Инвестиционная программа отражает общие тенденции в привлечении иностранных инвестиций в республику, поэтому и анализ имеет важное значение.


Таблица

Эффективность освоения инвестиций


Годы Кол-во проектов

Планируемое

млн. долл.

Фактическое

млн. долл.

Процент выполнения
Всего ПИИ Всего ПИИ Доля ПИИ Всего Под гарантию ПИИ

1996

27

812

200

455

155

34%

56%

64%

78%

1997

115

1752

669

843

512

61%

48%

31%

77%

1998

204

3147

1346

1470

443

30%

47%

57%

33%

1999

181

2132

431

1251

205

16%

59%

61%

48%

2000

91

941

190








Как видно из таблицы, процент выполнения инвестиционной программы из года в год снижается. Эта тенденция сохранилась и в 1999 г. Не оправдываются ожидания в освоении прямых иностранных инвестиций и кредитов – их объем составил только 48% от прогнозируемых, что ниже, чем процент освоения иностранных инвестиций под гарантию правительства.


Вместе с тем в части проектов под правительственную гарантию наблюдается рост как инвестиций, так и процента достижения планируемых результатов. Очевидно, это следствие улучшения критериев отбора и тщательно соответствующих инвестиционных проектов.


Если в 1996-1998 годы наблюдалась тенденция резкого увеличения числа инвестиционных проектов, то начиная с 1999 г. их количество начало сокращаться. Как видно в предыдущей таблице, в инвестиционную программу 2000 г. вошли 91 проект, т.е. в 2 раза меньше чем в 1999 г. Это связано с усилившимися требованиями к качеству проработки проектов, включаемых в программу, обеспечению их проектно-сметной документацией и источниками финансирования.


С другой стороны, как отмечалось в докладе Президента на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны за 1999 г. и приоритетным направлениям либерализации и углубления экономических реформ в 2000 г. существует еще много нерешенных проблем в области привлечения ИИ в республику.


Средний срок реализации с иностранными инвестициями

Годы

Общая стоимость проектов

млн. долл.

Стоимость проектов планируемых завершить в течении года млн. долл. Средняя длительность реализации проектов, лет

1996

1869

120

15,6

1997

4973

635

7,8

1998

7976

1767

4,5

1999

7184

1401

5,1

2000

3400

733

4,6


Отраслевое распределение инвестиций по инвестиционной программе 2000 г.


Отрасли Ожидаемое освоение на 1.01.2000 г. млн. долл. Доля в ожидаемом освоении за 1999 г., % Прогноз освоения на 2000 г. (млн. долл.) Рост прогноза за освоения на 2000 г. к 1999 г., %

Химическая промышленность

691,5

55,3

234,3

0,3

Транспорт

145,0

11,6

88,7

0,6

Связь

103,1

8,2

109,9

1,1

Пищевая промышленность

57,9

4,6

64,3

1,1

Сельское хозяйство

48,6

3,9

32,2

0,7

Машиностроение

38,0

3,0

89,6

2,4

Топливно-энергетическая

6,0

0,5

15,5

2,6

Легкая промышленность

3,3

0,3

50,4

15,4

Электротехническая промышленность

0,3

0,0

0,7

2,4

Строительные материалы

0,1

0,0

0,5

5,7

Прочие

157,4

12,6

252,5

1,6

Общий итог

1251,4

100,0

940,7

0,8


Наряду с бюрократическими препонами главным тормозом в реализации инвестиционного процесса является отсутствие сети профессиональных проектно-инжиниринговых компаний, неукомплектованность структур, работающих с инвестиционными проектами, квалифицированными кадрами.


Анализ источников финансирования инвестиционных программ, принятых с 1997 по 2000 гг., показал, что доля иностранных инвестиций и кредитов под правительственную гарантию увеличивалась до 1999 г., а в 2000 г. резко снизилась: в 1997 г. – 21,2%; в 1998 г. – 29,8%; в 1999 г. – 31%; в 2000 г. – 21,2%.


Улучшение качественного состава инвестиционной программы позволит оптимизировать показатели среднего срока реализации проектов. Если в 1999 г. средний период реализации снизился с 5,1 года в 1998 г. до 4,6 года