Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140
width="25" height="26" align="BOTTOM" border="0" />=20,64мм;
=0,3мм;
=48мм;
=0,15мм;
=22мм;
;
=3;
3.4 График оптимального распределения тормозных сил по осям
При оптимальном соотношении тормозных сил на колесах передней и задней осей автомобиля тормозной путь – минимальный. Соотношение тормозных сил, близкое к оптимальному, обеспечивается регулятором.
Тормозные силы на осях определяются по формулам:
(3.21)
(3. 22)
По формулам (3.21), (3.22) строим графики зависимости тормозных сил на осях при различных значениях коэффициента сцепления. Результаты расчетов заносим в табл. 3.3
Таблица 3.3
|
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1 |
Снаряженная масса | |||||
|
1264,45 | 2734,42 | 4409,9 | 6290,9 | 8377,42 |
|
903,93 | 1602,33 | 2095,23 | 2382,6 | 2464,46 |
Полная масса | |||||
|
1472,7 | 3181,4 | 5126,14 | 7306,88 | 9723,65 |
|
1489,55 | 2743,1 | 3760,61 | 4542,12 | 5087,6 |
Для автомобиля Москвич-2140 значения расчетных параметров приведены в таблице 3.4
Таблица 3.4 - Значения расчетных параметров
Марка автомобиля |
Груженый автомобиль | Автомобиль без груза | ||||||
Вес в Н | a, м | b, м |
|
Вес в Н | a, м | b, м |
|
|
Москвич-2140 | 14450 | 1,335 | 1,125 | 0,49 | 10450 | 1,156 | 1,334 | 0,59 |
Графики распределения тормозных сил приведены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Графики оптимального распределения тормозных сил.
4 Подвеска
4.1 Определение показателей плавности хода
Основными измерителями плавности хода (ГОСТ 37091) являются: для легковых автомобилей – среднеквадратичные значения виброускорений низкой и высокой частот;
для грузовых автомобилей – допустимая по уровню вибронагруженности автомобиля предельная скорость на неровной дороге.
Низкая частота колебаний автомобиля должна лежать в пределах:
- легковых автомобилей – 0,8 -1,2 Гц;
- грузовых автомобилей -1,2 -1,5 Гц.
Собственная низкая частота колебаний автомобиля определяется:
,
(4.1)
где wz – частота свободных колебаний, Гц;
fст – статический прогиб подвески, м.
fст = G /C, (4.2)
где G – статическая весовая нагрузка на подвеску данного моста, Н;
C – жёсткость подвески, Н/м.
Жесткость
передней и
задней подвески
соответственно,
(Н/м),
(Н/м)
fст1 = 5600/46500 = 0,12 (м);
fст2 = 4850/42500 = 0,114 (м).
Подставив данные значения в формулу (4.1)) получим:
(4.3)
Конструктивно низкая частота колебаний определяется по формуле
(4.4)
где:
- жесткость
передней или
задней подвески;
- величина
подрессоренной
массы.
Принимаем:
2=46,5кН/м;
2=42,5кН/м;
=820кН;
;
;
Высокая частота колебаний определяется по формуле:
, (4.5)
где:
- жесткость
шин;
- величина
неподрессоренной
массы автомобиля.
Принимаем:
=320кН/м;
=360кН/м;
=112кН;
=120кН;
4.2 Расчет упругих элементов подвески
Схема сил, действующая на подвеску, представлена на рисунке 1
Зависимая подвеска Независимая двухрычажная подвеска |
Рисунок 1 - Схема сил, действующих на подвеску
Зависимая подвеска (задняя)
Нагрузка на упругий элемент определяется по формуле:
(4.6)
где:
- нормальная
реакция;
- нагрузка
от массы колеса
и моста.
Принимаем:
=3797,5
=499,8
Подставив данные значения в формулу (4.6) получим:
Независимая двухрычажная подвеска (передняя).
Нагрузка на упругий элемент определяется по формуле:
(4.7)
где:
- нагрузка от
массы колеса
и массы направляющего
устройства.
Принимаем:
=161,7Н
=0,364м
=0,18м
Подставив значения в формулу (4.7) получим:
Расчет металлического упругого элемента
В передней подвеске упругий элемент - пружина.
Напряжение кручения пружины определяем по формуле:
;
(4.8)
где:
- радиус витка;
- диаметр
проволоки.
Принимаем:
=1,2;
=0,05м;
=0,015м
Подставив данные значения в формулу (4.8) получим:
Прогиб определяется по формуле:
;(4.9)
где
-
число рабочих
витков;
- модуль
упругости
материала.
Принимаем:
=13;
.
Подставив данные значения в формулу (4.9) получим:
Для задней подвески упругим элементом являются симметричные рессоры.
Суммарный момент инерции поперечного сечения определяется по формуле:
(4.10)
где: b - ширина листа рессоры;
h - толщина листа рессоры;
n - количество листов в рессоре.
Принимаем: b=0,042м;h=0,0065м;n=6.
Подставив данные значения в формулу (4.10) получим:
Жесткость рессоры определяется по формуле:
;(4.11)
где:
- коэффициент
формы;
-
модуль продольной
упругости;
-
длина коренного
листа рессоры.
Принимаем:
=1,35;
=210
ГПа;
=0,6м;
=0,3м
Подставив данные значения в формулу (4.11) получим:
Стрела прогиба определяется по формуле:
(4.12)
Подставив значения, получим:
Напряжения по статическому прогибу определяется по формуле:
(4.13)
где:
- момент сопротивления
к-го листа;
- момент
инерции поперечного
сечения к-го
листа.
Момент сопротивления листа рессоры определяется по формуле:
(4.14)
Момент инерции поперечного сечения листа рессоры определяется по формуле:
(4.15)
Принимаем: b=0,042м;h=0,0065м.
Подставив данные значения в формулы (4.14) и (4.15) получим:
Подставив данные значения в формулу (4.13) получим:
Напряжения по нагрузке определяется по формуле:
(4.16)
Подставив значения, получим:
При передаче через рессору тягового или тормозного усилия в коренном листе возникают следующие напряжения:
При торможении:
(4.17)
При разгоне:
(4.18)
Подставив значения в формулы (4.17) и (4.18) получим:
Так же при передаче через рессору тягового или тормозного усилия и реактивного момента в корневом листе возникают дополнительные напряжения:
(4.19)
(4.20)
Подставив значения, получим:
Суммарное напряжение коренного листа определяем по формуле:
(4.21)
где
Подставив значения, получим:
При передаче тягового усилия напряжение будет определятся по формуле:
(4.22)
Подставив значения, получим:
4.3 Расчёт направляющих элементов
Прямолинейное движение
Нормальные реакции на колесах за вычетом нагрузки на колесо определяются по формуле:
(4.23)
где k – коэффициент перераспределения нагрузки.
Подставив значения, получим:
Тормозные силы определяются по формуле:
(4.24)
Подставив значения, получим:
Тормозной момент определяется по формуле:
(4.25)
Подставив значения, получим:
Силы от пружины определяются по формуле:
(4.26)
Подставив значения, получим:
Боковые
силы
и
равны нулю.
Занос
Нормальные реакции на колесах определяются по формулам:
(4.27)
(4.28)
где:
- высота центра
тяжести;
- ширина колеи.
Принимаем:
=0,65м;
=1,27м;
Подставив значения, получим:
Боковые силы определяются по формуле:
(4.29)
(4.30)
Подставив значения, получим:
Силы от рессор определяются по формуле:
(4.31)
(4.32)
Подставив значения, получим:
Продольные силы равны нулю.
4.4 Расчет демпфирующих элементов
Направляющее устройство нагружается только вертикальными силами, значения которых удовлетворяют выражению:
(4.33)
Их величина должна быть увеличена в К раз.
К=1,75 - коэффициент динамичности.
Для гашения вертикальных и продольных угловых колебаний кузова, а также вертикальных колебаний колес, которые возникают под действием дорожных неровностей и неуравновешенности колес, применяют специальные устройства – амортизаторы. Наибольшее распространение получили телескопические амортизаторы двухстороннего действия с несимметричной характеристикой ( ko > kс ) и разгрузочными клапанами.
Уменьшение сопротивления при ходе сжатия связано со стремлением ограничить силу, передающуюся через амортизатор кузову при наезде колеса на препятствие. Соотношение между коэффициентами сжатия и отбоя:
Наиболее полно требованиям, предъявляемых к подвески автомобиля, удовлетворяют гидравлические рычажные и телескопические амортизаторы.
Требования, предъявляемые к амортизаторам:
- увеличение затухания с ростом скорости колебаний, во избежание раскачивания кузова колес;
- малые затухания колебаний при движении автомобиля по неровностям малых размеров;
- минимальная нагрузка от амортизатора на кузов;
- стабильность действия при движении в различных условиях и при разной температуре воздуха.