Механизмы и системы управления автомобиля Москвич-2140

width="25" height="26" align="BOTTOM" border="0" />=20,64мм;

=0,3мм;

=48мм;

=0,15мм;

=22мм;

;

=3;



3.4 График оптимального распределения тормозных сил по осям


При оптимальном соотношении тормозных сил на колесах передней и задней осей автомобиля тормозной путь – минимальный. Соотношение тормозных сил, близкое к оптимальному, обеспечивается регулятором.

Тормозные силы на осях определяются по формулам:


(3.21)

(3. 22)


По формулам (3.21), (3.22) строим графики зависимости тормозных сил на осях при различных значениях коэффициента сцепления. Результаты расчетов заносим в табл. 3.3


Таблица 3.3

0,2 0,4 0,6 0,8 1
Снаряженная масса

1264,45 2734,42 4409,9 6290,9 8377,42

903,93 1602,33 2095,23 2382,6 2464,46
Полная масса

1472,7 3181,4 5126,14 7306,88 9723,65

1489,55 2743,1 3760,61 4542,12 5087,6

Для автомобиля Москвич-2140 значения расчетных параметров приведены в таблице 3.4


Таблица 3.4 - Значения расчетных параметров

Марка

автомобиля

Груженый автомобиль Автомобиль без груза

Вес в Н a, м b, м

, м

Вес в Н a, м b, м

, м

Москвич-2140 14450 1,335 1,125 0,49 10450 1,156 1,334 0,59

Графики распределения тормозных сил приведены на рисунке 4.


Рисунок 4 – Графики оптимального распределения тормозных сил.

4 Подвеска


4.1 Определение показателей плавности хода


Основными измерителями плавности хода (ГОСТ 37091) являются: для легковых автомобилей – среднеквадратичные значения виброускорений низкой и высокой частот;

для грузовых автомобилей – допустимая по уровню вибронагруженности автомобиля предельная скорость на неровной дороге.

Низкая частота колебаний автомобиля должна лежать в пределах:

- легковых автомобилей – 0,8 -1,2 Гц;

- грузовых автомобилей -1,2 -1,5 Гц.

Собственная низкая частота колебаний автомобиля определяется:


, (4.1)


где wz – частота свободных колебаний, Гц;

fст – статический прогиб подвески, м.


fст = G /C, (4.2)


где G – статическая весовая нагрузка на подвеску данного моста, Н;

C – жёсткость подвески, Н/м.

Жесткость передней и задней подвески соответственно, (Н/м),


(Н/м)

fст1 = 5600/46500 = 0,12 (м);

fст2 = 4850/42500 = 0,114 (м).


Подставив данные значения в формулу (4.1)) получим:


(4.3)


Конструктивно низкая частота колебаний определяется по формуле


(4.4)


где: - жесткость передней или задней подвески;

- величина подрессоренной массы.

Принимаем: 2=46,5кН/м;

2=42,5кН/м;

=820кН;


;

;


Высокая частота колебаний определяется по формуле:


, (4.5)


где: - жесткость шин;

- величина неподрессоренной массы автомобиля.

Принимаем: =320кН/м;

=360кН/м;

=112кН;

=120кН;



4.2 Расчет упругих элементов подвески


Схема сил, действующая на подвеску, представлена на рисунке 1

Зависимая подвеска Независимая двухрычажная подвеска

Рисунок 1 - Схема сил, действующих на подвеску


Зависимая подвеска (задняя)

Нагрузка на упругий элемент определяется по формуле:


(4.6)


где: - нормальная реакция;

- нагрузка от массы колеса и моста.

Принимаем: =3797,5


=499,8


Подставив данные значения в формулу (4.6) получим:



Независимая двухрычажная подвеска (передняя).

Нагрузка на упругий элемент определяется по формуле:

(4.7)


где: - нагрузка от массы колеса и массы направляющего устройства.

Принимаем: =161,7Н

=0,364м

=0,18м

Подставив значения в формулу (4.7) получим:



Расчет металлического упругого элемента

В передней подвеске упругий элемент - пружина.

Напряжение кручения пружины определяем по формуле:


; (4.8)


где: - радиус витка;

- диаметр проволоки.

Принимаем: =1,2;

=0,05м;

=0,015м


Подставив данные значения в формулу (4.8) получим:


Прогиб определяется по формуле:


;(4.9)


где - число рабочих витков;

- модуль упругости материала.

Принимаем: =13;

.


Подставив данные значения в формулу (4.9) получим:



Для задней подвески упругим элементом являются симметричные рессоры.

Суммарный момент инерции поперечного сечения определяется по формуле:


(4.10)


где: b - ширина листа рессоры;

h - толщина листа рессоры;

n - количество листов в рессоре.

Принимаем: b=0,042м;h=0,0065м;n=6.

Подставив данные значения в формулу (4.10) получим:


Жесткость рессоры определяется по формуле:


;(4.11)


где: - коэффициент формы;

- модуль продольной упругости;

- длина коренного листа рессоры.

Принимаем: =1,35;=210 ГПа;=0,6м;


=0,3м


Подставив данные значения в формулу (4.11) получим:



Стрела прогиба определяется по формуле:


(4.12)


Подставив значения, получим:


Напряжения по статическому прогибу определяется по формуле:


(4.13)


где: - момент сопротивления к-го листа;

- момент инерции поперечного сечения к-го листа.

Момент сопротивления листа рессоры определяется по формуле:


(4.14)


Момент инерции поперечного сечения листа рессоры определяется по формуле:


(4.15)


Принимаем: b=0,042м;h=0,0065м.

Подставив данные значения в формулы (4.14) и (4.15) получим:


Подставив данные значения в формулу (4.13) получим:



Напряжения по нагрузке определяется по формуле:

(4.16)


Подставив значения, получим:



При передаче через рессору тягового или тормозного усилия в коренном листе возникают следующие напряжения:

При торможении:


(4.17)


При разгоне:

(4.18)


Подставив значения в формулы (4.17) и (4.18) получим:



Так же при передаче через рессору тягового или тормозного усилия и реактивного момента в корневом листе возникают дополнительные напряжения:


(4.19)

(4.20)


Подставив значения, получим:



Суммарное напряжение коренного листа определяем по формуле:


(4.21)


где


Подставив значения, получим:



При передаче тягового усилия напряжение будет определятся по формуле:


(4.22)


Подставив значения, получим:


4.3 Расчёт направляющих элементов


Прямолинейное движение

Нормальные реакции на колесах за вычетом нагрузки на колесо определяются по формуле:


(4.23)


где k – коэффициент перераспределения нагрузки.

Подставив значения, получим:



Тормозные силы определяются по формуле:


(4.24)


Подставив значения, получим:



Тормозной момент определяется по формуле:


(4.25)


Подставив значения, получим:


Силы от пружины определяются по формуле:


(4.26)


Подставив значения, получим:



Боковые силы и равны нулю.

Занос

Нормальные реакции на колесах определяются по формулам:


(4.27)

(4.28)


где: - высота центра тяжести; - ширина колеи.

Принимаем: =0,65м;


=1,27м;


Подставив значения, получим:


Боковые силы определяются по формуле:


(4.29)

(4.30)


Подставив значения, получим:



Силы от рессор определяются по формуле:


(4.31)

(4.32)


Подставив значения, получим:



Продольные силы равны нулю.

4.4 Расчет демпфирующих элементов


Направляющее устройство нагружается только вертикальными силами, значения которых удовлетворяют выражению:


(4.33)


Их величина должна быть увеличена в К раз.

К=1,75 - коэффициент динамичности.


Для гашения вертикальных и продольных угловых колебаний кузова, а также вертикальных колебаний колес, которые возникают под действием дорожных неровностей и неуравновешенности колес, применяют специальные устройства – амортизаторы. Наибольшее распространение получили телескопические амортизаторы двухстороннего действия с несимметричной характеристикой ( ko > kс ) и разгрузочными клапанами.

Уменьшение сопротивления при ходе сжатия связано со стремлением ограничить силу, передающуюся через амортизатор кузову при наезде колеса на препятствие. Соотношение между коэффициентами сжатия и отбоя:



Наиболее полно требованиям, предъявляемых к подвески автомобиля, удовлетворяют гидравлические рычажные и телескопические амортизаторы.

Требования, предъявляемые к амортизаторам:

- увеличение затухания с ростом скорости колебаний, во избежание раскачивания кузова колес;

- малые затухания колебаний при движении автомобиля по неровностям малых размеров;

- минимальная нагрузка от амортизатора на кузов;

- стабильность действия при движении в различных условиях и при разной температуре воздуха.