Расчет и проектирование привода лебедки
alt="Расчет и проектирование привода лебедки" width="61" height="30" align="BOTTOM" border="0" />зуба.Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам [1,c.37]:
;
;
;
; .
Уточняем фактическое передаточное число
;
;
Отклонения передаточного числа от номинального нет.
Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.11):
; мм;
; мм.
Проверяем межосевое расстояние
; мм.
Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам (2.10)
; ;
; ; ;
мм;
; мм;
; мм;
; мм;
; мм; принимаем b2=80мм;
; мм;
; мм
; мм;
; мм;
; мм.
Проверяем соблюдение условия (т.к. Ψba<0,4)
;
; ;
0,315>0,056
Значит, условие выполняется.
Определяем окружные скорости колес
; м/с;
;
; м/с;
Принимаем для расчетов м/с.
Определяем силы в зацеплении
- окружная
; ; Н;
- радиальная
; ; Н;
- осевого усилия нет.
Принимаем 9-ую степень точности изготовления колес [1,табл.4.5].
Принимаем коэффициенты динамической нагрузки: KHV=1,2 (Н≤350HB); КFV=1,02 [1,табл. 4.13]. Принимаем коэффициенты формы зуба некорригированного зацепления: для шестерни z1 = 16, YF1 = 4,4; а для колеса z2 = 72, YF2 = 3,61. Проверяем зубья колеса по контактным напряжениям и по напряжениям изгиба:
Расчетное контактное напряжение:
;
;
Определяем ∆σН
;
; недогрузки, что допускается.
Расчетные напряжения изгиба в основании ножки зубьев колеса и шестерни:
;
;
;
;
Прочность зубьев на изгиб обеспечивается
Все вычисленные параметры заносим в табл.3.
Параметры закрытой шевронной передачи Таблица 3
Параметр | Шестерня | Колесо |
mn,мм | 4 | |
z | 16 | 72 |
βє | 45є | |
ha,мм | 4 | |
hf,мм | 5 | |
h,мм | 10 | |
с, мм | 0,5 | |
d,мм | 90,5 | 409,5 |
dа,мм | 98,5 | 422,5 |
df,мм | 80,5 | 399,6 |
b, мм | 80 | 62 |
ω, рад | 18,2 | 4 |
аW,мм | 250 | |
v, м/с | 0,8 | |
Т, Нм | 388 | 1964 |
Ft, Н | 9593 | |
Fr, Н | 4938 |
4. Расчет валов редуктора
По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора. Для этого мысленно расцепим шестерню и колесо редуктора. По закону равенства действия и противодействия:
Fa1= Fa2= Fa1;
Ft1= Ft2= Ft1;
Fr1= Fr2= Fr1;
Ft3= Ft4= Ft2;
Fr3= Fr4= Fr2.
Схема усилий приведена на рис.3.
Так как на валу промежуточного вала находится 3 зубчатых колеса, этот вал будет определяющим для внутренней ширины корпуса редуктора и расчет валов начнем с него.
4.1 Расчет промежуточного вала
Исходные данные выбираем из табл.1,3 с округлением до целых чисел:
Схема усилий действующих на валы редуктора
Fa1= Fa2= Fa1=251Нм;
Ft1= Ft2 =Ft1= 2906Нм;
Fr1= Fr2= Fr1= 1086Нм;
Ft3= Ft4= Ft2=9592Нм;
Fr3= Fr4= Fr2=4938Нм;
Нм;
Нм.
Рис.4 Схема усилий, действующих на валы редуктора
d1=53мм;
d2=267мм;
d3=90,5мм;
Т1=81Н;
Т2=388Н;
Т2=388Н;
b1=54мм;
b2=50мм;
b3=82мм;
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4]
σв=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала под подшипником из расчёта на чистое кручение
где [τк]=(10…20)Мпа [1,c.161]
Принимаем [τк]=30Мпа.
; мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа40:
мм.
Намечаем приближенную конструкцию промежуточного вала редуктора (рис.4), уменьшая диаметр ступеней вала на 5…6мм
Рис.5 Приближенная конструкция промежуточного вала
dв=52мм;
Lст1=в1=54мм;
Lст3=в3=82мм;
х=8мм;
W=50мм;
r=2,5мм;
f=1,2мм;
dст= dв-3f=48мм;
dп≥ dст-3r=40мм;
l=2Lст1+Lст3+4х+W=326мм.
Так как осевые силы от двух косозубых колес взаимно компенсируются, их можно не учитывать в расчетах, поэтому предварительно назначаем предварительно подшипники шариковые радиальнные однорядные средней серии по мм подшипник №308, у которого Dп=90мм; Вп=23мм [1,c.394, табл.П3].
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)
Изгибающий момент от осевой силы Fа будет:
mа=[FaЧd/2]:
mа=251·267Ч10-3/2;
mа=33,5НЧм2.
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
1еmFу=0
-RКу·0,272-Ft1·0,0,06+Ft3·0,06+ mа –Ft1·0,212=0
RКy=(4938·0,06-1086·0,212-1086·0,0,06)/ 0,272;
RКy==60Н
Учитывая симметричность нагрузок:
RFy =60Н
Назначаем характерные точки 1, 2, 3, 4 и 5 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0;
М2у(слева)=-RFy·0,06;
М2у(слева)=-3,5
М2у(справа)= М2у -mа;
М2у=-37;
М3у=-Fr3·0,076;
М3у=-412,5Нм2;
М4у(слева)= М2у(справа) =-37;
М4у(справа)= М2у(слева)=-3,5;
М4у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.6)
Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
1еmFх=0
RКх·0,272-Fr1·0,0,06- mа+Fr3·0,06+ mа -Fr1·0,212=0
RКх=(-4938·0,06+1086·0,212+1086·0,06)/ 0,272;
RКх==34,5Н
Рис.6 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.
Учитывая симметричность нагрузок: RFх =34,5Н
Назначаем характерные точки 1, 2, 3, 4 и 5 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0;
М2у=-Т2/2;
М3у=-Fr3·0,076;
М3у=-194Нм2;
М4у=-Т2;
М4у=-388;
М4у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.6)
Крутящий момент
Т1-1=0;
Т2-2=-T2/2=-194Нм2;
Т3-3(слева)=-T2/2=-194Нм2;
Т3-3(справа)=T2/2=194Нм2;
Т4-4=T2/2=194Нм2;
Т5-5=0.
В соответствии с рис.6 наиболее опасным является сечение 3-3, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты.
Исходные данные для расчета:
М3х= 388Нм2;
М3у=412,5Нм2;
Т3-3=388Нм2;
d=52мм;
в=16мм – ширина шпонки,
t=6мм – глубина шпоночного паза,
l=45мм – длина шпонки.
При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу.
Определяем результирующий изгибающий момент:
Нм2.
Эквивалентный момент:
Нм2.
Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [σ-1]и=60МПа:
мм.
Условие соблюдается.
Определяем напряжения изгиба:
σи=Ми/W;
где W – момент сопротивлению изгибу. По [1,табл.22.1]:
мм3
σи=627000/7611=53,7Н/мм2.
При симметричном цикле его амплитуда равна:
σа= σи =53,7Н/мм2.
Определяем напряжения кручения:
τк=Т3-3/Wк;
где Wк – момент сопротивлению кручению. По [1,табл.22.1]:
мм3
τк=338000/16557=13,2Н/мм2.
При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:
τа= τк /2=13,2/2=6,6 Н/мм2.
Согласно примечанию к табл. 0.2 [3] в расчет принимаем концентрацию напряжений от посадки зубчатого колеса, для которой по табл.0.5 [3] (интерполируя) Кσ/Кν=3,9; Кτ/Кd=2,8.
По табл. 0.3…0.4 [3]: КF=1,0 – для шлифованной посадочной поверхности; Кν=1,0 – поверхность вала не упрочняется.
Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала:
(Кσ)D=( Кσ/Кν+ КF-1)/ Кν=(3,9+1-1)/1=3,9;
(Кτ)D=( Кτ/Кν+ КF-1)/ Кν=(2,8+1-1)/1=2,8.
Определяем пределы выносливости вала:
(σ-1)D=σ-1/(Кσ)D=370/3,9=94,9 Н/мм2;
(τ-1)D=τ-1/(Кτ)D=200/2,8=71,4 Н/мм2.
Определяем коэффициенты запаса прочности:
sσ=(σ-1)D/ σа=94,9/53,7=1,8;
sτ=(τ-1)D/ τа=71,4/6,6=10,8.
Определяем расчетный коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям:
Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет вала на жесткость не проводим.
4.3 Расчет ведомого вала редуктора
Исходные данные выбираем из табл.1,3 с округлением до целых чисел:
Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.3
Ft4= 9592Н;
Fr4=4938Н;
d4=267мм;
Т4=1964Н;
b4=82мм;
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σв=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение
где [τк]=(20…25)Мпа [1,c.161]
Принимаем [τк]=20Мпа.
; мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа40:
мм.
Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.
Рис.7 Приближенная конструкция ведомого вала
мм;
мм – диаметр под уплотнение;
мм – диаметр под подшипник;
мм – диаметр под колесо;
мм – диаметр буртика.
Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по мм подшипник №318, у которого Dп=190мм; Вп=43мм [1,c.394, табл.П3].
Из расчета промежуточного вала принимаем l=326мм, остальные размеры:
W=65мм;
lм=105мм (длина полумуфты МУВП на момент 2000Нм;
l1=35мм.
Определим размеры для расчетов:
l/2=163мм;
с=W/2+ l1+ lм/2=170мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.
Проводим расчет ведомого вала на изгиб с кручением.
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
-RЕy·0,326+Fr4·0,163=0
RЕy= 4938·0,163/ 0,326;
RЕy= RСy=2469Н
Рис.7 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала
Назначаем характерные точки 1,2 и 3 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0;
М2у= -RСy·0,168;
М2у =-400Нм2;
М3у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.8)
Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)
1еmЕх=0;
-RСх·0,336+ Ft·a=0;
RСх=(5540·0,476+9592·0,168)/0,11;
RСх=38622Н
2еmСх=0;
-RЕх·0,336+Ft·0,168+FМ2·0,140= 0;
RЕх=(9592Ч0,0,168+5540Ч0,14)/0,336;
RЕх=7104Н
Назначаем характерные точки 1,2,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1х=0;
М2х= - FМ2·0,14
М2х=-7104·0,14;
М2х=994Нм;
М3х=-RСх ·0,168;
М3х=38622·0,168;
М3х=6488Нм
М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх.
Крутящий момент
Т1-1= Т2-2= Т3-3= T1=1964Нм;
T4-4=0.
Исходные данные выбираем из табл.1,3 с округлением до целых чисел:
Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.3
Ft1= 2906Н;
Fr1=1086Н;
Fа1=250,7Н;
d1=267мм;
Т1=80,7Н;
b1=54мм;
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σв=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение
где [τк]=(20…25)Мпа [1,c.161]
Принимаем [τк]=20Мпа.
; мм.
Диаметр выходного конца двигателя по произведенному расчету в п.1равен 38мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа40:
мм.
Намечаем приближенную конструкцию ведущего вала редуктора (рис.9), с учетом того, что уже известны межосевые расстояния между подшипниками и между шестернями.
Рис.9 Приближенная конструкция ведущего вала
dв=32мм;
Lст1=в1=54мм;
х=8мм;
W=50мм;
r=2,5мм;
f=1,2мм;
dу=35мм-ближайшее большее стандартное значение диаметра под уплотнение
dп≥ dу принимаем ближайшее большее стандартное значение диаметра под подшипник dп =40мм;
d3= dп+2r=50мм;
Примем dст =d1=50мм, облегчение прохода шестерни через диметр d1 при сборке обеспечим заданием допуска d10(-0,08/-018) на размер d1.
dст= d3+5f=63мм;
l=2Lст1+Lст3+4х+W=326мм.
lм =58мм – принимаем для муфты МУВП с диметрами отверстий 32 и 36 мм;
l1=52мм – принимаем предварительно.
Так как осевые силы от двух косозубых колес взаимно компенсируются, их можно не учитывать в расчетах, поэтому предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по dп =40мм подшипник №308, у которого Dп=90мм; Вп=23мм [1,c.394, табл.П3].
Производим расчет ведущего вала на изгиб с кручением.
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
1еmАу=0
RBy·0,172-Fr·0,06-Fr·0,212 =0
RBy=1086·0,384 /0,172;
RBy=2224Н
RАy = RBy=2224Н
Назначаем характерные точки 1,2,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0;
М2у= RАy·а;
М2у=2224·0,06;
М2у =133,5Нм;
М3у= М2у =133,5Нм;
М4у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.10)
Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)
1еmАх=0;
FМ1·0,327-RВх·0,272-Ft·0,06-Ft·0,212=0;
RВх=(2906(0,272+0,212)-718·0,327)/0,272;
RВх»1019Н
2еmВх=0;
RАх·0,272-Ft·0,212-Ft·0,06+FМ1·0,055= 0;
RАх=(2906(0,212+0,06)-718·0,055)/0,272;
RАх»395Н
Рис.10 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведущего вала
Назначаем характерные точки 1,2, 3, 4, 5 и определяем в них изгибающие моменты:
М1х=0;
М2х= -RАх·0,06;
М2х=-395·0,06;
М2х=-23,7Нм;
М3х= -RБх·0,06;
М3х= -1019·0,06=-61,1Нм;
М4х=FМ1 ·0,055;
М4х=-718·0,055=-39,5Нм;
М5х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх.
Крутящий момент
Т1-1=0;
Т1-1=T1/2=80,7/2=40,35Нм;
Т2-5= T1=80,7Нм.
5. Расчет и конструирование подшипниковых узлов
Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.5.
Таблица 5. Параметры выбранных подшипников
Ведущий вал | Промежуточный вал | Ведомый вал | |
№ | 308 | 308 | 318 |
d, мм | 40 | 40 | 80 |
D, мм | 90 | 90 | 190 |
С, кН | 41 | 41 | 143 |
Со, кН | 22,4 | 22,4 | 99 |
RАх, Н | 395 | 34,5 | 36612 |
RАу, Н | 1019 | 34,5 | 7104 |
RБх, Н | 2224 | 60 | 2469 |
RБу, Н | 2224 | 60 | 2469 |
Fr, Н | 251 | 267 | 4938 |
Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Определяем долговечность подшипников ведомого вала, имеющего наибольшую радиальную нагрузку.
Определяем эквивалентную динамическую нагрузку
Fэ=(ХVЧFrА+YЧFаА) KdЧKτ; [1,c.212];
где Kd - коэффициент безопасности;
Kd =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19];
принимаем Kd =1,3;
FаА=0;
Х=1 для шариковых подшипников;
V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1
Kτ – температурный коэффициент;
Kτ =1 (до 100єС) [1,c.214, табл.9.20];
Fэ=1х1х4938х1,3х1=6,4кН<C=143кН
Определяем номинальную долговечность подшипников в часах
[1,c.211];
; ч.
Долговечность обеспечена.
6. Подбор и проверочный расчет шпонок
Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [3]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.11.
Рис.11 Сечение вала по шпонке
6.1 Шпонки ведущего вала
Для выходного конца быстроходного вала при d=32 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=10x8 мм2 при t=5мм (рис.11).
При длине ступицы шкива lш=58 мм выбираем длину шпонки l=50мм.
Материал шпонки – сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:
(7.1)
где Т – передаваемый момент, НЧмм; Т1=80700 НЧмм.
lр – рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм;
[s]см – допускаемое напряжение смятия.
С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([s]см=110…190 Н/мм2) вычисляем:
Условие выполняется.
Для шестерен быстроходного вала при d=50 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5,5мм, t1=3,8мм (рис.10).
При длине ступицы шестерни lш=54 мм выбираем длину шпонки l=45мм.
Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (10.1):
Проверим толщину тела шестерни между впадиной зуба и пазом для шпонки (см. рис.12). Для изготовления шестерни отдельно от вала должно соблюдаться условие:
s≥2,5m, где m – модуль зубчатой передачи.
Рис.11 Схема для проверки возможности изготовления отдельной шестерни
s=[df – (dк + 2t1)]/2=[48 – (50+2х3,3)]/2=-8,6<0,
т.е. шестерню невозможно изготовить отдельно, необходимо изготовление вала-шестерни.
6.2 Шпонки промежуточного вала
Для зубчатых колес промежуточного вала при d=48 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5мм, t1=3,3мм (рис.10).
При длине ступицы шестерни lш=54 мм выбираем длину шпонки l=45мм. Т2=388Нм=388000Нмм. С учетом того, что на промежуточном валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([s]см=170…190 Н/мм2) вычисляем по формуле (7.1):
Для шевронной шестерни вала при d=52 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5мм, t1=3,3мм (рис.11).
При длине ступицы шестерни lш=82 мм выбираем длину шпонки l=70мм.