Особенности классифицирования и планирования соревнований по туристическому многоборью

дистанции ТПМ V группы в технике горно-пешеходного туризма. В частности, поставленная нами на соревнованиях студентов Белорусского Государственного университета физической культуры г. Минска (БГУФК, 2005г) дистанция по технике горно-пешеходного туризма включала два (короткий и длинный) участка. Короткий участок дистанции (не более 500м) состоял из четырех наиболее зрелищных этапов, требующих от участников умения работы с веревкой, организации самостраховки и пр. (Рис.1) Они преодолевались в такой последовательности: 1) «переправа над сухим каньоном по параллельным перилам» (личный), 2) «подъем-траверс и спуск по склону с самостраховкой на перилах» (личный), 3) «навесная переправа через реку» (командный) и 4) «вязка узлов» (командный). Весь участок располагался компактно, на одном склоне нужных параметров, с протекающим под его основанием ручьем (через который осуществлялась навесная переправа, при этом участники силами команды натягивали одну транспортную веревку). Длинный (4-х километровый) участок дистанции включал следующие этапы: «линейное ориентирование» (командный), «движение по азимуту» (личный), «транспортировка пострадавшего на вязаных носилках» (командный). Этапы линейного ориентирования (два) были введены исключительно, чтобы направить команды по заданному пути на старте и финише длинного участка.


Порядок определения результатов соревнований по туристско-прикладному многоборью.

Раздел, касающийся методики определения результатов соревнований по ТПМ мы начнем с методики оценки результата преодоления командой (участником) отдельного технического этапа соревнований. Выше мы уже отмечали, что максимальная балльная оценка этапа (СПС) слагается из двух показателей: показателя технической сложности (ПТС) и показателя трудности (ПТ). Пример оценки технического этапа 5-го класса сложности «Навесная переправа через реку» представлен в таблице 2. Показатели технической сложности и трудности в данном примере принимаются равными, т.е. половина баллов установленного СПС этапа «отводится» на техническую сложность его преодоления, а половина – на время (скорость) его преодоления. То есть равным образом оцениваются в баллах правильность организации страховки (самостраховки) на переправе (технические действия) и скорость передвижения по ней участников команды. Параметры рассматриваемой нами условной навесной переправы (таблица 2) несколько выше эталонных, определенных «Правилами» (в части ее протяженности), что позволило присвоить ему значение СПС 6 баллов (ПТС = 3; ПТ = 3).






Как оценить результат преодоления командой (участником) технического этапа ТПМ? Теперь перейдем непосредственно к методике оценки результата команды на техническом этапе ТПМ. Он складывается из баллов, полученных командой за технические действия на этапе (максимум – это все баллы за ПТС) и баллов за скорость преодоления этапа (максимум – это все баллы за ПТ). Количество набранных командой баллов на этапе определяется следующим образом.

Команды (участники) при прохождении этапа набирают баллы «за технику преодоления», установленные соответствующим показателем технической сложности, за вычетом суммы штрафных баллов полученных ими за нарушения и ошибки в технико-тактических действиях.

Команды (участники) набирают баллы за скорость преодоления этапа, установленные соответствующим показателем трудности, в соответствие с коэффициентом времени данных команд (участников).

Сумма полученных участниками (командами) баллов за технику и скорость преодоления этапа определяет их окончательный результат.


Таблица 2.

Пример классификации технического этапа соревнований по ТПМ V группы «Навесная переправа через реку».

Название технического этапа

Технико-тактические действия (содержание технического этапа)

Средние значения основных параметров

СПС (баллы)



Глубина

реки

(м)

Скорость

течения

(м/с)

Протяженность переправы (м)


Переправа навесная Навесная переправа через реку наводится силами судейской коллегии. Участники организуют свою страховку на страховочных перилах (усом самостраховки и скользящим карабином) и подключаются к транспортной веревке. Участники самостоятельно переправляются на другой берег и отключаются от перильных веревок. 1.0 0.9 25 6

Установленные «Правилами ТПМ» для этапа «навесная переправа» штрафы и их значения в баллах (для этапа 5-го класса сложности) представлены в таблице 3.


Таблица 3.

Штрафы за технические ошибки и нарушения на технических этапах ТПМ V класса сложности.

*

Нарушения и ошибки

Штраф

(баллы)

3 Потеря страховки (судейской или командной) при прохождении дистанции 1.0
6 Использование судейской страховки как точки опоры при передвижении 0.7
7 Прекращение страховки 0.5
8 Неправильная страховка 0.3
11

Потеря: контрольного груза, основной веревки, карточки или карты для ориентирования

Прочего снаряжения


0.7

0.1

12 Не завинчена муфта карабина 0.1
17 Намокание участника (движение по воде) при прохождении навесной переправы. 0.7
18 Намокание (движение по воде) контрольного груза. Одиночное касание воды участником при прохождении навесной переправы. 0.5
19 Использование неправильно завязанного узла, в том числе без контрольного узла (кроме самостраховки) 0.5

* - Номер штрафа в таблице «Правил»

Ситуация с начислением баллов за технику, таким образом предельно ясна: определяем сумму штрафных баллов команды (участников) и вычитаем их из значения ПТС этапа.

Теперь разберемся с баллами за скорость преодоления этапа.

Если контрольное время на дистанции (этапе) не устанавливалось или не было превышено участниками, коэффициент времени (КВ) для каждой команды рассчитывается как отношение лучшего времени, показанного командами (участниками) на этапе ко времени данной команды. Тогда лучшая команда (КВ=1) получает все баллы равные показателю трудности дистанции (этапа); остальные – часть из них, определяемую произведением: ПТ х КВ.

В случае, если участник на личном техническом этапе не уложился в контрольное время, он не получает баллы за скорость на этапе (баллы за ПТ) и получает баллы лишь за технику преодоления этапа (см. выше). Несколько сложнее ситуация с определением результата команды на этапе, если она не успела его преодолеть до окончания установленного контрольного времени. В этом случае «Правила ТПМ» (пункт 20.5) определяют следующие действия судьи этапа.

Прекратить дальнейшее движение команды по этапу.

Баллы за техническую сложность начислить пропорционально числу участников, закончивших этап.

В дополнение к набранной до истечения контрольного времени сумме штрафов добавить штрафные баллы за оставшееся на этапе снаряжение (как за потерянное снаряжение).

Вычесть из «скорректированного» показателя технической сложности общую сумму штрафных баллов, набранную командой при преодолении этапа (с учетом «потерянного» снаряжения).

Не начислять вообще баллов за скорость движения по этапу (за ПТ).

Приведем теоретический пример ситуации с превышением технического контрольного времени на этапе. Допустим, команда «x» проходила этап «преодоление заболоченного участка по жердям (гать)». СПС этапа – 6 баллов (3 + 3). Этап закончили три участника из шести. Одному участнику был вынесен штраф «потеря равновесия при переправе по жердям» (0.5). Контрольного груза по условию соревнований не предусматривалось. У одного из «застрявших» на этапе участников оказалась карта. Тогда, следуя логике правил, из трех баллов за технику команда могла бы получить полтора (пропорционально числу участников закончивших этап). Но, с вычетом суммы штрафов (0.5 + 0.7 за «потерю» карты), получила только 0.3 балла. Баллов за скорость на этапе в этом случае команде не начисляется.

Как оценить результат преодоления командой дистанции ТПМ в целом? Итоговый результат команды на дистанции класса «новичков» складывается из трех составляющих:

Из баллов, набранных участниками при преодолении отдельных личных технических этапов (средний балл участников команды).

Из баллов, набранных командой на отдельных командных этапах дистанции.

Из баллов набранных командой за скорость преодоления дистанции в целом.

Максимальное количество баллов, которое команда может набрать на данной дистанции равно значению СПС дистанции. Порядок начисления баллов командам (участникам) за преодоление отдельных технических этапов нами уже рассмотрен выше. Однако, наряду с балльными оценками отдельных технических этапов, в результат команды включаются баллы за показатель трудности дистанции. Баллы за этот показатель оценивают скорость движения команд по дистанции в целом, а не только по ее отдельным техническим этапам. Оценка скорости движения команд по дистанции весьма существенна для определения результатов соревнований, так как она зависит от многих качеств участников: от уровня их физической подготовки; от их умения ориентироваться на местности при переходе с этапа на этап и пр. Правила соревнований по ТПМ в пункте 20.6 определяют, что «… показатель трудности дистанций (длинных и ТПСР) (для всей дистанции) устанавливается равным 0.25 суммарного показателя сложности…». Таким образом, СПС дистанции является суммой значений СПС отдельных технических этапов (примерно 0.75 часть баллов от значения СПС) и показателя трудности дистанции в целом (примерно 0.25 часть баллов от значения СПС).

Чтобы определить набранные командой баллы за скорость преодоления дистанции в целом (баллы за показатель трудности дистанции) необходимо учитывать следующее:

— во-первых, если команда не превысила установленное на дистанции техническое контрольное время, то способ оценки скорости команды на дистанции аналогичен таковому при преодолении отдельного технического этапа. Баллы за скорость в этом случае определяются произведением показателя трудности дистанции на коэффициент времени данной команды. При этом коэффициент времени (КВ) равен отношению лучшего времени преодоления дистанции одной из команд ко времени преодоления дистанции данной командой.

— во-вторых, если команда превысила контрольное время на дистанции, то в таком случае, согласно «Правилам» для расчета баллов полученных командой за скорость преодоления дистанции вначале, как и в предыдущем случае, находится произведение показателя трудности дистанции и КВ данной команды. Далее полученное значение умножается еще на один дополнительный временной коэффициент (Кв), учитывающий степень превышения командой контрольного времени на дистанции. Это своеобразная «штрафная санкция» за превышение технического контрольного времени, которая, в дополнение к коэффициенту КВ, уменьшает итоговые баллы команды за показатель трудности дистанции. Значения коэффициентов Кв, в зависимости от степени превышения контрольного времени, заданы специальной таблицей (таблица 4).

Таблица 4.

Значения коэффициента времени Кв

Т/Тк Кв Т/Тк Кв Т/Тк Кв
1.00 1.00 1.35 0.68 1.70 0.45
1.05 0.95 1.40 0.64 1.75 0.43
1.10 0.90 1.45 0.60 1.80 0.41
1.15 0.85 1.50 0.57 1.85 0.39
1.20 0.80 1.55 0.54 1.90 0.37
1.25 0.76 1.60 0.51 1.95 0.35
1.30 0.72 1.65 0.48 2.00 0.33

Использованные обозначения:

Т – время преодоления данной командой дистанции в целом.

Тк – техническое контрольное время на дистанции.

Кв – коэффициент времени, учитывающий степень превышения командой контрольного времени.

Если команда в два раза превысила контрольное время на дистанции она снимается с соревнований и не получает никаких баллов вообще.

Приведем пример расчета баллов команды за показатель трудности дистанции в целом. Допустим, контрольное время на дистанции – 2 часа (120 мин), показатель трудности дистанции – 7 баллов. Лучшее время преодоления дистанции на соревнованиях – 1.5 часа (90 мин). Данная команда преодолела дистанцию за 2 часа 10 минут (130 мин) и превысила установленное контрольное время на 10 минут (техническое контрольное время на дистанции – 120 минут). Каковы ее баллы за скорость на дистанции?

Во-первых, учтем отставание рассматриваемой нами команды на дистанции от лучшей, самой быстрой команды путем произведения ПТ х КВ.

7 баллов х (90/130) = 7 х 0.69 = 4.83 балла

Во-вторых, определим коэффициент Кв.

Т/Тк = 130/120 = 1.08, соответственно Кв примерно равен 0.92 (см. таблицу 1).

В-третьих, определим итоговые баллы команды за скорость на дистанции как:

ПТ х КВ х Кв = 4.83 х 0.92 = 4.44 балла (из 7 возможных)

Литература по теме занятия.


Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.

Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. - Мн.: НМЦентр, 1998. -216 с. - (Туризм в школе).

Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 175с.

Кодыш Э.Н. Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.-111с.

Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003. – 228с.

Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.

Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физи­ческой культуры. - Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.

Туристско-прикладные многоборья. Правила соревнований. Мн., 1998.

Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.