Иностранные инвестиции в России

опыта создания совместных предприятий с использованием иностранного капитала.

Как свидетельствует зарубежный опыт, одним из важнейших факторов по привлечению иностранного капитала является на­личие благоприятной правовой обстановки, стабильной законо­дательной базы, обеспечивающей условия максимально эффек­тивной защиты интересов инвесторов. Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют более 30 законов и равнозначных законам Указов Президента. Действует также ряд конкретных" ведом­ственных инструкций. По своему характеру эти документы под­разделяются на две группы.

Первая группа — это базисные законы России, способствую­щие переходу страны от коммунистического режима с команд­ной экономикой к демократии и рыночному хозяйству. Часть из них была принята в 1990-1991 гг.

Вторая группа — это документы, касающиеся непосредствен­но иностранных инвестиций. Главный среди них — это Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 1.09.91 г. В соот­ветствии с этим законом инвесторами -в Российскую Федерацию могут быть иностранные физические, юридические лица, лица без гражданства, иностранные государства, международные ор­ганизации.

Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т. е. исполь­зовать форму совместного предприятия, или полностью при­надлежать иностранным инвесторам. Для регистрации крупных предприятий (с инвестициями более 100 млн. руб.) требуется специальное разрешение Правительства РФ.

Законодательство не предусматривает каких-либо официаль­но закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов отрасли. Но на практике такие ограничения суще­ствуют. Так, хозяйственная деятельность в ряде отраслей тре­бует получения специальной лицензии.

Весьма важным компонентом инвестиционного климата явля­ется налоговый режим.

В Российской Федерации пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система налогообложения. В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и другими законо­дательными актами предусмотрена возможность льготного на­логообложения для частного иностранного капитала, который действует в приоритетных отраслях хозяйства и отдельных ре­гионах.

Однако на практике налоговый режим к середине 90-х годов заметно ухудшился. Прежде всего, возросли налоги. Как и рос­сийские организации, предприятия с иностранными инвестици­ями уплачивают до 50 различных налогов и сборов, в том числе налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизный налог, разного рода местные налоги. Так, в Москве в 1994 г. налог на прибыль составлял 38% (13% — в федеральный бюджет, 25% — в местный бюджет). Помимо существующих вводятся новые налоги, ликвидируются льготы для свободных экономи­ческих зон (за исключением Калининграда), которые во многом призваны служить «ловушками» для иностранного капитала.

Становление нового режима внешнеэкономических связей привело к появлению множества различных документов с пра­вилами таможенного и лицензионного регулирования импорта и экспорта. Объективные причины, связанные с коррумпированностью чиновников, скрытое сопротивление предприятий-монополистов (как крупных, так и мелких средних), собственные нарушения предприятий с иностранными инвестициями содей­ствуют ухудшению инвестиционного климата.

По свидетельству иностранных предпринимателей, отноше­ние российских властей к зарубежным инвестициям деклара­тивно чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют ин­тересы иностранных инвесторов. Власти не могут предложить ни адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатри­ации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют «пра­вила игры» в зависимости от изменения экономической и поли­тической ситуации.

Вместе с тем Правительство РФ делает попытки улучшения инвестиционного климата, налаживания привлечения иностран­ных инвестиций. Так, подготовлен проект поправок к Закону «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Действуют органи­зации, занимающиеся вопросами содействия инвестициям в эко­номику России: Госинкор, Российская финансовая корпорация, Росзарубежцентр и др. Однако информационное обслуживание инвесторов и всех, кто хотел бы работать на российском рын­ке, все еще находится не на должном уровне. Для улучшения этой ситуации в середине 1995 г. создан Российский центр со­действия иностранным инвестициям при Министерстве эконо­мии РФ. Используя зарубежный опыт, эта организация пред­полагает привлекать инвестиции по всему миру с помощью се­ти специальных инвестиционных агентств, которые работают по аналогии с продажей товаров: изучают потребности инвесторов, предоставляют всю необходимую информацию для принятия ре­шений, помогают заключать контракты, оказывают поддержку после «продажи» инвестиций. В том же направлении будет работать и Международный инвестиционный союз (МИС), одним из инвесторов которого выступил Российский центр содействия иностранным инвестициям.

Планируется также серьезно усовершенствовать российское налоговое законодательство. Открывается доступ иностранным инвесторам на рынок ГКО^, вводятся определенные корректи­вы в ход приватизации. В частности, планируется перейти от массовой и быстрой продажи предприятий к «точечным» прода­жам, ориентированным на повышение эффективности производ­ства.

Важным документом в области регулирования притока и функционирования иностранных инвестиций в экономику Рос­сии стал принятый в конце 1995 г. Закон «О соглашениях о разделе продукции». Законом установлены правовые основы отно­шений, которые возникают в процессе осуществления инвести­ций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на тер­ритории России. Право пользования инвестором участком недр удостоверяется лицензией, которая выдается инвестору органом исполнительной власти Российской Федерации.

«Соглашение» предусматривает максимальное упрощение схемы взаимоотношений инвестора и государства прежде всего по линии уплаты налогов и других обязательных платежей. Их взимание по сути дела полностью заменено разделом продукции по условиям соглашений, рентными платежами.

Однако основным фактором, оказывающим негативное влияние на состояние инвестиционного климата в России, является правовая нестабильность. Порядок привлечения иностранных инвестиций и хозяйственная деятельность иностранных инвесторов регламентируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г., а также Указом Президента «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27 сентября 1993 г. Однако многие положения законодательных актов и прежде всего Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», отменены последующими нормативными актами различных управленческих структур»

Например фактически отменено право предприятий с иностранными инвестициями полностью распоряжаться валютной выручкой от экспорта .продукции собственного производства. Указание ГТК от 8 февраля 199'4 г. со ссылкой на «Закон о таможенном тарифе» отменяет льготы предприятий с иностранными инвестициями по уплате таможенных пошлин. Отменены налоговые льготы, существовавшие в союзном законодательстве для совместных предприятий. Они восстановлены только для предприятий, зарегистрированных до 1 января 1992 г.

По существу, отменены принятые в 1990—-1991 гг. Верховным Советом РФ и Правительством постановление о создании свободных экономических зон и положения о них. Инструктивное письмо Госналогслужбы России и Минфина РФ от 25 июня 1993 г. отменило налоговые льготы для предприятий с иностранными инвестициями, предусмотренные Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и подтвержденные Указом Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» от 4 июня 1992. г.

Отсутствие правовой стабильности — один из важных факторов, ухудшающих инвестиционный климат. Идет непрерывный процесс нормотворчества. По-прежнему основным юридическим .документом является не закон, а подзаконный акт. Нормативные документы не взаимосвязаны, положения одних отменяют положения других. От правового произвола не защищают даже указы Президента РФ. Каждая государственная структура управления пытается толковать содержание законов и указов с точки зрения своего ведомственного интереса.

Так, Указом Президента РФ № 1446 предусмотрено, что вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории России предприятий с иностранными инвестициями, не действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления этих актов в силу. Однако до сих пор это положение не получило законодательного оформления.

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством Российской Федерации. Правовой режим иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества и инвестиционной деятельности российских юридических и физи­ческих лиц, т. е. им предоставляется национальный режим (за изъятиями).

Согласно ст. 7 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или. конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случае национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных в результате неправомерных действий государственных органов и должностных лиц по отношению к ним или предприятию с иностранными инвестициями.

В целях привлечения иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 установлено, что вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории России предприятий с иностранными инвестициями, не действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение Указа не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории РФ предприятий с иностранными инвестициями.

Все нормативные акты, как Совета Министров — Правительства РФ, так и местных органов управления, устанавливающих дополнительные, не предусмотренные законами РФ и указами Президента РФ ограничения в деятельности иностранных ин­весторов, на территории РФ недействительны и не подлежат применению.

На международном уровне иностранные инвестиции в России защищаются также двусторонними соглашениями Российской Федерации с целым рядом зарубежных стран о взаимной защите и поощрении инвестиций. Это предусматривает участие Российской Федерации в межправительственных конвенциях (Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 г.; Вашингтонская конвенция1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств; Парижская конвенция об охране прав промышленной собственности в ее стокгольмской редакции 1967 г.). Благоприятную роль сыграло бы участие России в основных международных организациях, обеспечивающих гарантии иностранным инвесторам.


4. Формы участия иностранного капитала в России.


Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также как капитал международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный капитал.

Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику на начало 1996 г. составил 7,86 млрд. долл. (см. табл. 1).


таблица 1

п/п Показатели Объем инвестиций
1.

Общий объем иностранных

инвестиций на 1 янв. 1996 г.

7,86 млрд. долл. и 1272,2 млрд. руб.
2. в т. ч. Объем прямых инвестиций 5,53 млрд. долл. и 1032 млрд. руб.
3.

Общий объем иностранных

инвестиций в 1995 г.

2,8 млрд. долл. и 850 млрд. руб.
4. в т. ч. Объем прямых инвестиций 1,88 млрд. долл. и 653 млрд. руб.

Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую экономику — это создание предприятий с ино­странными инвестициями (ПИИ).

Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) действуют на территории РФ с 1987 года. Они существуют в форме совместных с российскими учредителями предприятий, но могут полностью принадлежать иностранным собственникам.

Совместные, или смешанные, предприятия (джойнт венчур) широко распространены в мировой экономике. Как формам промышленного сотрудничества и произведенной кооперации совместным предприятиям (СП) присущи следующие экономические отличия: производство товаров на базе объединяемой ими собственности; совместное управление производством; раздел партнерами произведенного и коммерческого риска предприятия и согласованный раздел прибыли предприятия.

Вкладывая свои капиталы, иностранные инвесторы стремятся к получению преимуществ. Ими являются:

  • получение доступа к минеральным и сырьевым ресурсам;

  • проникновение на рынок, потенциально емкий, но с ограниченной покупательной способностью, особенно в отношении импорта;

  • использование ресурсов сравнительно квалифици­рованной рабочей силы при относительно низких затратах на ее воспроизводство;

  • внедрение результатов научных исследований и технических разработок для создания новых видов товаров, обладающих повышенной конкурентоспособностью на мировом рынке.

В свою очередь, привлекая иностранный капитал в совместные предприятия, национальный партнер стремится: получить доступ к зарубежной передовой технологии; пополнить внутренние источники накопления; использовать иностранный опыт управления для повышения эффективности производства; уменьшить неоправданный импорт и сократить расходы в свободно конвертируемой валюте; расширить экспорт, в особенности готовой промышленной продукции. В результате может улучшиться сбалансирование национальной экономики.

В процессе развития совместных предприятий и предприятий с иностранной собственностью в 90-е годы имеют место как положительные, так и отрицательные тенденции.

Объем согласованных зарубежных инвестиций в предприятия с иностранным участием в России на 1993 г. составил около 5 млрд дол. США, или 45% от общей суммы их уставных фондов. Конечно, при потребностях страны в инвестициях и возможностях инвесторов такой объем явно недостаточен. Тем не менее существует заинтересованность иностранных предпринимателей в расширении их деятельности в России. Их привлекают некоторые добывающие отрасли, конверсионные оборонные и приватизируемые предприятия, использование научно-технического потенциала России. В то же время налицо преобладание мелких предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ) и сокращение валютной части их уставных капиталов. Стало явным стремление большинства иностранных инвесторов присутствовать в России в качестве хозяйствующих субъектов, но не рисковать своим капиталом. В целом зарубежные инвестиции в СКВ невелики. По данным Госкомстата, в 1994 го­ду в экономику России иностранными инвесторами вложено 1,2 млрд дол. США, в том числе 86 % составили прямые инвестиции.

Не вполне благоприятны для российской стороны и сферы деятельности иностранных инвесторов. Так, почти 80% зарегистрированных ПИИ намерены вести посредническую деятельность и 45%— торговую, а заниматься производством технологического оборудования собираются лишь 20%.

С другой стороны, увеличивается количество предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Их доля в числе зарегистрированных в 1993 г. ПИИ составила )%. Изменяется география ПИИ. Они начинают действовать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в города Урала, Сибири и Дальнего Востока. Растут показатели объемов производства продукции и предоставления услуг, :ширяется внешнеэкономическая деятельность ПИИ.

По данным Госкомстата, в 1994 г. в России работало 1,8 тыс. совместных и иностранных предприятий с численностью персонала 290 тыс. человек. Из них в торговле и общественном питании работало около 3 тыс. ПИИ, а в промышленности — 2,4 тыс. В 1994 г. доля ПИИ в объеме российского экспорта оценивалась в 7-8%, причем в экспорте ПИИ преобладают нефть, газ и продукты их переработки, кожевенное сырье.

Причины того, что многие ПИИ предпочитают действовать в сфере обращения, распределения, информации и слуг, находятся прежде всего в общей хозяйственной ситу­ации в стране, при которой невыгодно и рискованно заниматься инвестированием в производство. Доказательством этого является то, что около 400 ПИИ, созданных в льгот­ных условиях хозяйствования 1987-1991 гг., успешно дей­ствуют и сегодня. Среди них "Комстар", "Диалог", "Кровтех", "Телур", "Внешконсульт", "Интермед", "Игирма-Гайрику", "Нептун", "Арендмаш", "Ленвест" и многие другие предприятия.

Что же конкретно имеется в виду, когда говорят об ухудшении общих условий хозяйственной деятельности ПИИ? Кроме политического риска, произвола бюрократов и криминальных действий, это: спад производства и инфляция, ухудшение условий деятельности негосударственных предприятий, ужесточение налогового, валютно-финансового и таможенного режимов. В 1992-1993 гг. новые хозяй­ственные законодательные акты РФ ликвидировали или су­щественно ограничили льготы и гарантии, предусмотренные Законом "Об иностранных инвестициях". Были отменены налоговые каникулы, право свободного использования пол­ной валютной выручки; осложнены беспошлинный экспорт товаров собственного производства и импорт товаров для собственных производственных нужд. Высокими налогами облагаются сверхнормативная зарплата, расходы на рекламу, командировки, подготовку персонала. В новых законода­тельных актах не содержится сохранение льгот для ПИИ, установленных прежним законодательством; одновременно с этим нарушаются не отмененные льготы. Гарантированное законодательством РФ условие о недопущении для иност­ранных инвестиций условий хозяйствования, худших по сравнению с национальными инвестициями, практически не выполняется. Сейчас условия их деятельности хуже тех, что были на территории России в составе СССР, и хуже по сравнению с государственными предприятиями РФ, пользу­ющимися поддержкой государства в распределении ресурсов и продукции.

По данным Государственной регистрационной палаты Рос­сии, на 1 марта 1996 г. в стране было зарегистрировано более 19,4 тыс. предприятий с иностранными инвестициями (для примера, в маленькой Эстонии зарегистрировано столько же анало­гичных предприятий). Количество действующих предприятий с иностранными инвестициями составило 11,6 тыс., или 60% от общего числа зарегистрированных предприятий. Увеличивает­ся число предприятий полностью основанных на иностранном капитале.

Уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями превысил 3 трлн. руб. При этом доля иностранных инвесторов в совокупном уставном фонде составила 58,7%, а российских — 41,3%. Доля иностранного капитала достигла 3,88 млрд. долл.

По данным Экономической комиссии ООН для Европы, рос­сийские компании, получившие финансовую поддержку из-за ру­бежа, смогли в пять раз увеличить число служащих, заработная плата которых на 50 процентов выше средней по стране. В се­редине 90-х годов количество работающих на предприятиях с иностранными инвестициями составляет 0,5% от числа всего занятого населения.

Отраслевая структура прямых инвестиций в экономику России представлена в табл. 2.

Отраслевая структура прямых инвестиций в экономику России в 1994 г. *


таблица 2

Отрасли Объем инвестиций, млн. долл. % к итогу
Топливно - энергетический комплекс 521,7 49,5
Торговля и общественное питание 103,0 9,8
Строительство 59,0 5,6

Деревообрабатывающая и

целлюлозно - бумажная промышленность

49,5 4,7
Машиностроение и металлообработка 43,7 4,1
Прочие отрасли 287,7 26,3

* Данные Госкомстата по прямым инвестициям и инвестиционным кредитам


Все более возрастающую долю в притоке иностранного капитала составляют портфельные инвестиции.

По некоторым данным, в 1994 г. Иностранными инвестора­ми вложено в акции российских приватизированных предприя­тий 1,5 млрд. долл. По данным госкомимущества, итоги пер­вого этапа приватизации показали, что около 10% акций при­ватизированных предприятий принадлежит иностранным ком­паниям. В россии обосновалось более 20 крупных инвестици­онных компаний, которые занимаются покупкой российских ак­ций.

Наибольший интерес для западных портфельных инвестиций представляют следующие сферы экономики России.


  1. Предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Из средств, инвестированных иностранцами в 1994 г. В россий­скую экономику, 78% были направлены в ТЭК. Причем, вложенный в топливную промышленность капитал принадлежит всего трем иностранным компаниям.

  2. Алюминиевые заводы.

  3. Предприятия связи и коммуникации.

  4. Порты и пароходства.

  5. Предприятия по производству цемента.

  6. Предприятия по производству минеральных удобрений.

  7. Крупные горнодобывающие предприятия.

  8. Предприятия пищевой промышленности.


С точки зрения потребностей российской экономики, жела­тельно также привлечение иностранных инвестиций в оборон­ные предприятия, осуществляющие конверсию производства, в мощности по переработке и хранению продовольствия, добыче золота и алмазов и др. Основной поток привлекаемых иностран­ных инвестиций должен идти на развитие импортозамещающих отраслей и экспортоориентированных производств.

Крупнейшим инвестором в России являются США (около 1 млрд. долл.). Наибольшие рублевые вложения сделаны Вели­кобританией (17% всего рублевого объема инвестиций). Герман­ские инвестиции занимают более скромное место по сравнению с США (150 млн. марок) (см. табл. 2).


Крупнейшие зарубежные инвесторы по количеству предприятий с иностранными инвестициями в 1994 г.*

таблица 2


Страны

Количество предприятий

с иностранными инвестициями

% от общего количества

предприятий с иностранными

инвестициями

США 1908 14,3
Германия 1517 11,4
Китай 1019 7,7
Финляндия 791 5,9
Великобритания 666 5,0
Италия 563 4,2
Польша 497 3,7
Австрия 466 3,5
Швейцария 368 7,8
Болгария 350 2,6
Япония 301 2,3
Франция 301 2,3

* Экономика и жизнь. 1995. № 50. С. 1.


Среди регионов России у западных инвесторов наибольшей популярностью пользуются Москва, Санкт-Петербург, а также Архангельская и Тюменская области.

Новым явлением для российской экономики стал приток ка­питала из азиатских «новых индустриальных стран». Еще не­давно их привлекали только сырьевые отрасли. В середине 90-х годов они начали уделять внимание проектам в высокотехно­логичных и даже инфраструктурных областях. По некоторым оценкам, общий объем инвестиций азиатских «новых индустри­альных стран» в Россию составил 450-520 млн. долл. США. Из них на прямые инвестиции из Южной Кореи пришлось около 300 млн. долл. Инвестиции Тайваня, Гонконга, Сингапура со­ставили по 50-70 млн. долл. каждой из этих стран. Главные ин­тересы азиатских инвесторов, включая Японию, связаны с раз­витием Дальнего Востока. По мнению ряда специалистов, глав­ный резерв увеличения иностранных инвестиций не в странах Запада, а как раз в странах Востока, накопивших за последние годы огромный капитал, имеющих опыт работы в переходной экономике, меньше боящихся инвестиционных рисков, чем за­падные инвесторы. Странам Востока не нужны российское топ­ливо и сырье; они готовы вкладывать капитал в высокотехно­логичные объекты, поддерживая российскую обрабатывающую промышленность.

Оценивая количественные показатели присутствия иностран­ных инвестиций в экономике России, приходится констати­ровать следующее. Их удельный вес в совокупных вложени­ях по разным оценкам составлял в середине 90-х годов 2,7-5%. Доля же иностранных инвестиций в общем объеме основ­ных производственных фондов не превышает 0,5-1%. Предпри­ятия с участием иностранного капитала составляют весь­ма динамичную часть в российской экономике. Однако роль этих предприятий невелика, они дают лишь 3% ВПП стра­ны. Позиции этих предприятий во внешнеторговом обороте не­сколько выше: в 1994 г. они обеспечивали около 10% россий­ского экспорта и 13% импорта, включая торговлю в пределах СНГ.

Что касается крупных иностранных инвестиций, то в Рос­сии их практически нет. Проблематично их появление и в ближайшие годы. В 1994 г., по официальным данным, приток иностранных инвестиций составил всего 1,3 млрд. долл. (при потенциальной потребности 8-12 млрд. долл. в год). По дан­ным Министерства экономики Российской Федерации, этот про­цесс по годам может выглядеть следующим образом (см. та­бл. 3).


Приток прямых и портфельных иностранных инвестиций в Россию


таблица 3

Годы Млрд. долл.
1995 2,1
1996 5,0 - 6,0 *
1997 7,0 - 8,0 *
1998 - 2000 10,0 - 15,0 *

* Прогноз


По расчетам того же Министерства экономики, для выхода на устойчивую траекторию роста России нужно 140 млрд. долл. Даже при идеальных условиях за счет всех имеющихся внутрен­них источников и привлечения иностранного капитала реально может быть аккумулировано не более 120 млрд. долл.

Оценивая ситуацию с привлечением иностранных инвести­ций в экономику России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Про­изошло это в результате открытости российского рынка и неадекватного инвестиционного климата.

Многие специалисты считают, что главным источником ин­вестиционных вливаний в российскую экономику должен стать отечественный частный капитал, как находящийся внутри страны, так и эмигрировавший в последние годы за рубеж. По данным «Дойче банка» (Германия), прямые российские инвести­ции в ФРГ в 4-6 раз превышают аналогичные немецкие инвести­ции в экономику России. Как только в России начнется ожи­вление экономики, будут созданы благоприятные условия для инвестиций — развернется в крупных масштабах реэкспорт капитала. Это повлечет за собой увеличение потока запад­ных и восточных инвестиций и технологий.

Для ускорения этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незакон­ный, в соответствие с международным правом.

Однако особенно уповать на эти меры вряд ли стоит. Возврат капитала происходит и будет происходить под «крышей» доста­точно солидных западных фирм или российских компаний без прямого указания на его происхождение. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, до половины иностранных порт­фельных инвестиций на российском фондовом рынке скрывают фактически реэкспорт капитала.

Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала — самый прямой и доста­точно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время на­ряду с положительными моментами участие иностранного капи­тала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицатель­ных последствий, которые не следует сбрасывать со счетов:

1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспор­ту энергоносителей способствовало не только ускоренной исчерпаемости невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипер­трофии добывающих отраслей;

2) продемонстрировало слабость государственного регулиро­вания процесса привлечения иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприя­тий с иностранными инвестициями;

3) участие западного капитала в приватизации государствен­ной собственности на крайне заниженном курсе рубля позволи­ло ему за бесценок скупить ряд важных объектов. Так, напри­мер, около 50% заводов по производству минеральных удобрений скуплены бывшими советскими гражданами и работают преиму­щественно на внешний рынок;

4) иностранные капвложения нередко используются как спо­соб отмыва «грязных денег» из стран Запада.

Непродуманная политика в привлечении иностранных инве­стиций не сможет обеспечить экономические интересы прини­мающей стороны. К тому же мировой опыт привлечения странных инвестиций свидетельствует о том, что многие стра­ны весьма осторожно использовали это специфическое «лекар­ство». Так, Япония, например с самого начала строго контро­лировала и ограничивала привлечение иностранного капита­ла. Огромные суммы затрачивались на закупку иностранных лицензий для создания своей технически передовой экспорт­ной базы. До сих пор объем прямых иностранных инвестиций в Японии невелик, а требования иностранных государств от­крыть двери иностранному капиталу остаются нереализованны­ми.

Претворяя в жизнь инвестиционную политику, следует от­давать себе отчет в том, что выбор приоритетных направле­ний отраслей — дело очень тонкое, поскольку рыночные ме­ханизмы действуют далеко не всегда в российских интересах. Здесь требуется строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны экономические пер­спективы. Нужна научно обоснованная, взвешенная, активная государственная политика по привлечению иностранных инвестиций.

5. Страхование и обслуживание инвестиций.


Указом Президента РФ от 26 февраля 1993 г. № 282 образовано Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации от некоммерческих рисков. Тем самым созданы организационные предпосылки и финансовые гарантии страхования от политических рисков. Агентство является страховым учреждением, не подпадающим под юрисдикцию России. Значительную часть уставного капитала составляет государственный взнос. Агентство будет функционировать на основе международных нормативов, применяя механизм перестрахования и взаимного страхования и привлекая залоговые страховые депозиты.

Задачи по защите иностранных инвестиций возложены также на созданную по Указу Президента РФ от 2 февраля 1993 г. Государственную инвестиционную корпорацию, имеющую уставный капитал 1 млрд долл.

Фактором, способствующим защите предприятий с иностранными инвестициями, являются и залоговые операции. Они регламентируются в России Законом «О залоге» от 29 мая 1992 г. Являясь способом обеспечения обязательств должника кредитору-залогодержателю, залог выступает в качестве гарантии возвратности кредитов (ссуд), уменьшает степень финансового риска, связанного с кредитованием инвестиционных проектов в условиях инфляции и политической нестабильности.

Имущество предприятия с иностранными инвестициями может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения обязательств могут служить его имущественные права на здания, сооружения, а также другие имущественные права.

Заложенное имущество и имущественные права могут быть реализованы залогодержателем как за валюту РФ, так и иностранную валюту по договорным ценам, в том числе на аукци­онах, юридическим и физическим лицам России, а в случаях, предусмотренных законодательством, и иностранным юридическим и физическим лицам и объединениям.


  1. Управление инвестиционным процессом.

Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве РФ с участием иностранных компаний и фирм, осуществляющих крупные капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя Правительства РФ. Для постоянной работы между заседаниями совета созданы три рабочие группы:

— по внешним барьерам, сдерживающим приток иностранных инвестиций;

— по внутренним барьерам, сдерживающим приток иностранных инвестиций;

— по подготовке предложений по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 29 сентября 1994 г. № 1108 вся работа по привлечению иностранных инвестиций осуществляется Министерством экономики РФ. На Минэкономики России возложены разработка и реализация государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику; обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и координация рабочих групп при Консультативном Совете; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами, включая создание свободных экономических зон, а также организацию и проведение международных тендеров, подготовку концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, организацию работы по наполнению кредитов», получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами.

Кроме того, при Минэкономики России для улучшения управления инвестиционным процессом созданы и другие организационные структуры:

— Государственная регистрационная палата, которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом, ведением государственного реестра и аккредитацией иностранных фирм и компаний;

— Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия. Центр выпол­няет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства РФ; выполняет прединвестиционные исследования, разрабатывает схемы финансирования и осуществляет экспертно-консультативное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является представителем (агентом) Правительства РФ по координации деятельности, направленной на реализацию оказываемого России консультационно-технического содействия;

— Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза.

С целью обеспечения иностранных инвесторов информацией о состоянии инвестиционного климата и условиях хозяйствования в Российской Федерации создается Российский центр содействия иностранным инвестициям с банком данных по конкретным инвестиционным проектам, законодательной базе, налоговой системе, инвестиционной политике.


Заключение


Наличие предприятий с иностранными инвестициями в экономике Росси, развивающийся процесс их создания, рост объемов производства продукции, работ и услуг, активное участие в ВЭД свидетельствует о том, что данный экономический процесс приобрел характер закономерности.

Однако несмотря на то, что число предприятий с иностранными инвестициями растет, темпы их роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения не соответствуют потенциальным возможностям России с ее емким рынком сбыта, значительным научно - техническим потенциалом, природными ресурсами.

Причины недостаточного притока иностранных инвестиций в российскую экономику заключаются в нестабильной экономической и социально - политической ситуации, низком уровне развития рыночной инфраструктуры, высоких налогах, незначительных льготах, постоянных изменениях в экономико - правовом механизме государственного регулирования иностранных инвестиций.

Отсутствует законодательство, обеспечивающее нормальные условия хозяйственной деятельности, идет процесс девальвации основных положений Закона “ Об иностранных инвестициях в РСФСР “.

С целью привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо улучшить условия хозяйствования предприятий с иностранными инвестициями.


Список использованной литературы:


I Нормативные акты:


  1. Закон “ Об иностранных инвестициях в РСФСР “ от 4.05.1991 г.


2.Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1993 г. № 1102 “ О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности “.


II Книга:


  1. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Под редакцией Б.П. Супруновича. М.: 1995. - 214 с.


  1. Экономика внешних связей России. Учебник. Под редакцией А.С. Булатова. М.: Издательство “ Бек “. 1995. - 696 с.


  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: ИВЦ “ Маркетинг “, 1998. - 196 с.


  1. Семенов К.А. Международные экономические отношения. Курс лекций. М.: “ Гардарика “, 1998. - 336 с.


  1. Цыганков П.А. Международные отношения. Учебное пособие. М.: “ Новая школа “, 1996.