Иностранные инвестиции в России
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 3
1.Понятие и оценка инвестиционного климата в России стр. 3
2.Необходимость иностранных инвестиций в экономику России стр. 8
3.Правовое регулирование и правовая защита иностранных инвестиций стр. 10
4.Формы участия иностранного капитала в России стр. 15
5.Страхование и обслуживание инвестиций стр. 22
6.Управление инвестиционным процессом стр. 23
Заключение стр. 24
Введение
Одной из закономерностей развития мирового хозяйства является привлечение и использование иностранного капитала для развития национальных экономик, особенно в виде прямых и портфельных инвестиций. В данной работе рассматриваются особенности привлечения и использования в российской экономике прямых инвестиций, т. е. в форме вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием.
1. Понятие и оценка инвестиционного климата в России.
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые предопределяют, в конечном счете, степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций. Политическая нестабильность, экономический кризис, разгул преступности и другие «прелести» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира (см. диаграмму 1).
При оценке предпринимательских рисков по странам мира рассчитывались взвешенные значения 11 наиболее важных факторов риска, включая задолженность, наличие средств на текущих счетах, политическую стабильность.
Оценка дана по 100-балльной шкале, где наивысшее значение риска соответствует 100 баллам. Ирак является той страной, которая уже неоднократно получала подобную оценку. Недалеко от Ирака ушла и Россия. В 1993 г. Россия имела высокий балл — 82, а в конце 1994 г. уже 95. Россия не готова пока к конкуренции на рынке международных инвестиций, поскольку в стране не создана правовая и административная система их приема.
Поддерживая точку зрения о недостаточно благоприятном инвестиционном климате России для иностранных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу. Причем, как в экономическом, так и в политико-экономическом аспекте. В инвестиционной политике промышленно развитых стран по отношению к России все еще остаются отголоски, рецидивы «холодной войны», которые вряд ли исчезнут автоматически. Российское руководство должно проводить более активную политику по привлечению иностранных инвестиций, но не допуская при этом втягивания страны в интеграцию с мировым хозяйством на невыгодных для себя условиях.
Какие факторы играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию? Это прежде всего:
1) богатые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полуметаллы, алмазы, лес и др.);
2) квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
3) относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
4) огромный внутренний рынок;
осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов.
диаграмма 1
Ирак | ||||||||||||||||||
Россия | ||||||||||||||||||
Нигерия | ||||||||||||||||||
Венесуэла | ||||||||||||||||||
Мексика | ||||||||||||||||||
Бразилия | ||||||||||||||||||
Аргентина | ||||||||||||||||||
Филиппины | ||||||||||||||||||
Турция | ||||||||||||||||||
Греция | ||||||||||||||||||
Польша | ||||||||||||||||||
Венгрия | ||||||||||||||||||
Индия | ||||||||||||||||||
Китай | ||||||||||||||||||
ЮАР | ||||||||||||||||||
Израиль | ||||||||||||||||||
Индонезия | ||||||||||||||||||
Таиланд | ||||||||||||||||||
Малайзия | ||||||||||||||||||
Чили | ||||||||||||||||||
Чехия | ||||||||||||||||||
Португалия | ||||||||||||||||||
Ю. Корея | ||||||||||||||||||
Гонконг | ||||||||||||||||||
Тайвань | ||||||||||||||||||
Сингапур | ||||||||||||||||||
0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном валовом внутреннем продукте всех «новых мировых рынков» доля России составляет более 25%. Причем, это единственный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам, у России больше природных ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.), Южной Африки (1,1 трлн. долл.), Китая (0,6 трлн. долл.) и Индии (0,4 трлн. долл.) вместе взятых.
Несмотря на это удельный вес России в международных инвестициях в «новые мировые рынки» составляет всего 0,5%. Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся и «новые индустриальные страны».
Условия, влияющие на приток иностранных инвестиций в страну, зависят от широкого комплекса факторов. объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат». Он включает состояние экономики, социально-политическую стабильность, идеологию, культуру и другие факторы, которые оцениваются иностранным инвестором при принятии им решения о масштабах и направлениях инвестирования и которые позволяют сделать вывод об уровне инвестиционного риска в стране — импортере капитала.
Важное влияние на инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении иностранных капиталовложений, участие страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, степень и методы государственного вмешательства в экономику, эффективность работы государственного аппарата, а также последовательность в проведении экономической политики.
Современное состояние инвестиционного климата в Российской Федерации следуют оценивать как неудовлетворительное. По данным журнала «Euromoney», по уровню риска иностранных инвестиций Россия находится на 54-м месте. Неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России вызвано следующими причинами:
— нестабильность экономической и социальной ситуации в стране, высокий риск забастовок, локальных вооруженных конфликтов и т. п.;
— правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием новых законодательных .актов, изменением действующих; громоздкое текущее государственное регулирование, регламентирующееся множеством нормативных актов и инструкций, постоянный процесс их изменения;
— неотрегулированные отношения собственности, в частности на землю, что тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности иностранных инвестиций;
— экономический кризис, сопровождающийся сокращением производства, ростом безработицы, высоким уровнем инфляции, нестабильностью обменного курса рубля;
—низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры (например, финансового рынка), слабая развитость и изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
--- изменения таможенного режима;
— слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
— сильная бюрократизация страны (выражающаяся, например, в сложной процедуре оформления предприятий с иностранными инвестициями), а также коррупция, рэкет и иная преступность;
— высокие и многочисленные налоги и платежи и практическое отсутствие инвестиционных льгот.
Различные показатели, характеризующие инвестиционный. климат, могут быть сведены к обобщающим показателям и даже к единому показателю. Это дает возможность сопоставлять основные показатели инвестиционного климата разных стран и ранжировать различные страны по их привлекательности для иностранных инвесторов.
Российское информационное агентство «Юниверс» оценивает результирующий показатель инвестиционного риска в России на основе анализа трех типов риска: 1) социально-политический риск; 2) внутриэкономический риск; 3) внешнеэкономический риск. При этом показатели ранжируются от 0 (лучшие) до 10 (худшие).
Совокупный риск для России в 1993 г. оценивался в 6,2 балла. По оценке этого агентства наиболее рискованными для иностранных инвесторов являются Северо-Кавказский регион, Уральский, Волго-Вятский, Восточно-Сибирский регионы и Калининградская область.
С начала 1993 г. появились некоторые признаки улучшения инвестиционного климата (так, показатель совокупного риска в мае 1993 г. составил 6,2 по сравнению с 6,3 в начале года), вызванные следующими объективными процессами:
— стабилизация темпов инфляции, особенно в 1994 г., как результат антиинфляционной политики российского правительства;
— наметившаяся на этой базе тенденция к снижению в 1994 г. процентных ставок и увеличению сроков банковских кредитов;
— сохраняющийся с 1991 г. положительным текущий платежный баланс в расчетах с зарубежными странами, а также увеличение на этой базе официальных золотовалютных запасов России;
— нарастающая тенденция к экономической интеграции бывших союзных республике Россией, что может позволить иностранным инвесторам активизировать хозяйственную деятельность на рынках этих стран;
— переход от чековой приватизации к денежной, имеющей большую привлекательность для иностранных инвесторов в силу расширения возможностей приобретения государственной и муниципальной собственности в России;
— уменьшение политической нестабильности в России, что выражается прежде всего в более активном сотрудничестве парламента с Правительством и Президентом (по сравнению с парламентом прежнего состава), а также в смягчении противоборства между центральной и местной властями.
По мнению Ассоциации совместных предприятий, международных объединений и организаций (АСПМОО),для создания на территории РФ благоприятного инвестиционного климата нужны определенные законодательные нововведения, а именно:
четкое закрепление в Гражданском кодексе гарантий защиты всех видов частной собственности, прав и свобод предпринимателей, гарантий возмещения ущерба при посягательстве на эти права;
отмена нетарифных и тарифных ограничений экспорта собственной продукции ПИИ и импорта сырья, материалов, комплектующих для их производственной деятельности;
установление для ПИИ налоговых, каникул на срок 3-5 лет в приоритетных отраслях деятельности;
на период возврата инвестиций освобождение от налогообложения доходов и прибыли ПИИ,
экспортирующих не менее 50% товаров, изготовленных с использованием российской интеллектуальной собственности;
устранение опережающего налогообложения доходов и прибыли предприятий всех форм собственности;
существенное снижение общего уровня налоговых изъятий предпринимательских доходов, с целью создания инвестиционного потенциала самих предприятий;
устранение налогообложения "сверхнормативного" уровня оплаты труда, расходов на рекламу, подготовку кадров предприятий рыночного сектора;
реальное введение норм банкротства для предприятий всех форм собственности с максимальной защитой интересов владельцев капитала этих предприятий.
Осуществление этих мер могло бы реально повлиять на улучшение инвестиционного климата в РФ при условии, что произойдет политическая и социальная стабилизация, гарантирующая предсказуемость экономической политики для российских и зарубежных предпринимателей. В связи с этим особую актуальность приобретает решение проблемы 1 утечки капиталов из РФ.
В условиях острого инвестиционного кризиса и трудностей по обслуживанию внешнего долга из России ведется широкомасштабный экспорт капитала. Его объем в последние годы составлял около 1 млрд дол. США в месяц. После временного замедления летом 1993 г. он снова возрос и в 1994 г. достиг уже 2 млрд дол. США в месяц. Общий объем утечки капитала из РФ с 1990 г., по данным вашингтонского Института международных финансов, составил 30 млрд дол. США. Считается, что, если бы эти деньги были помещены в национальную экономику, они смогли бы привлечь из-за рубежа еще 30 млрд инвестиций. За всем этим стоит и "недополучение" широкого круга внешнеэкономических факторов развития производства, и падение доверия потенциальных иностранных инвесторов. В частности, тревогу выражают Всемирный банк и МВФ, опасаясь, что часть средств, выделяемых России, может оказаться на счетах иностранных банков. Положение с утечкой капитала из России напоминает ситуацию в странах Латинской Америки в начале 80-х годов, когда они боролись с кризисом платежей по внешним долгам.
2. Необходимость иностранных инвестиций в экономику России
Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х годов пытается активно использовать и иностранные инвестиции (ИИ).
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства.
В 1993 г. финансовый капитал в мире составлял огромную величину — 3 трлн. долл. Эти деньги — основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в экономику России? И нужно ли их привлекать?
Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за этими высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.
Другой, более логичной позицией являются взгляды тех предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. К тому же они не согласны с низкой ценой предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже. От таких мнений не стоит отмахиваться. И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса.
Как свидетельствует практика, мировое хозяйство не может эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его постоянной миграции. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая принципы следования идеям открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов вывоза капитала из России и его импорта в Россию.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1) ускорения экономического и технического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) подготовка кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
К тому же в условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромное количество инвестиций для обеспечения такого перехода.
Специфические условия нашей страны делают этот процесс не имеющим аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным населением и обширной территорией мог бы служить в качестве примера привлечения иностранного капитала.)
Проблемная специфика России выражается прежде всего в: 1) обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;
2) наличии устаревшего производственного аппарата;
гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;
слабом развитии сельского хозяйства.
Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Между тем в условиях глубокого кризиса, характерного для переходного периода, в котором находится Россия, капитальные вложения в 1991-1994 гг., за счет всех источников, сократились на две трети (при падении валового внутреннего продукта на одну треть).^ Конечно, наивно думать, что иностранные капиталы смогут утолить весь наш инвестиционный голод в полной мере. Однако в определенной степени, в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно.
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл. Только одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл. Для замены и модернизации активной части производственных фондов нужно ежегодно привлекать 15-18 млрд. долл. Для этого необходимо перераспределять в пользу нашей страны примерно десятую часть международных прямых инвестиций. Реально Россия будет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом 40 млрд. долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет в лучшем случае 40-50 млрд. долл. Но это в том случае, если ей предложат такой объем инвестиций.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем иностранного капитала, где-то в пределах 10 млрд. долл. (см. схему 1).
схема 1
Конкурентная зона России на мировом
рынке прямых инвестиций ( 90 - е годы )
Мировой поток прямых инвестиций
Промышленно развитые страны ( 75 - 80 %, рост ) |
Развивающиеся страны ( 20 - 25 %, снижение ) |
10 передовых стран Юго - Восточной Азии и Латинской Америки ( 75 %, рост ) |
Остальные развивающиеся страны ( 25 %, снижение ) |
Государства Ближнего и Среднего Востока ( рост ) |
Развивающиеся страны с традиционный “ колониальной “ экономикой ( снижение ) |
Беднейшие развивающиеся страны ( рост ) |
Конкурентная зона России ( 5 - 6 %, снижение ) |
Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия, как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-е место после Венгрии, это не должно вводить в заблуждение. В Венгрии уже 17% предприятий имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР — только 0,2%.
3. Правовое регулирование и правовая защита иностранных инвестиций.
В Законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 мая 1991 года определены следующие общие положения об иностранных инвестициях.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Иностранными инвесторами в РФ могут быть:
иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в странах их гражданства или постоянного местожительства;
иностранные государства; международные организации.
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РФ путем:
долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ;
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которые в соответствии с действующим на территории РФ законодательством могут принадлежать иностранным инвесторам;
приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством. Они могут включать в себя новь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные средства, научно-техническую продукцию, права на интеллектуальные 1енности, имущественные права.
Для иностранного капитала разрешаются все сферы деятельности, кроме тех, которые сохранены исключительно для государственных предприятий. Банковская и страховая деятельность, а также покупка государственных ценных бумаг требуют представления лицензий. В отношении земли и природных ресурсов предусматривается только право пользования.
В России существует ряд изъятий для иностранцев в процессе приватизации. Среди них:
недопущение преобразования государственных и муниципальных. предприятий в акционерные общества закрытого типа, а именно в них и хотят участвовать иностранцы;
иностранные инвесторы допускаются только через аукционы, конкурсы и торги, следовательно, не могут приобретать акции открытых акционерных обществ, покупать ликвидируемые предприятия или выкупать арендованное имущество;
прямая продажа иностранцу госимущества разрешается лишь в том случае, если он является единственным участником аукциона и торгов, а это практически маловероятно.
Льготы предприятиям начинаются лишь с уровня иностранного участия на 30%, что означает, что портфельные вложения менее 30% уставного капитала оказываются в невыгодном положении.
В России воспроизводится стандартный набор гарантий иностранному капиталу — отказ от конфискации, национализация лишь при компенсации, свобода вывоза прибыли и имущества в случае ликвидации предприятия и т.д. Однако вопросы практического обеспечения этих гарантий разработаны слабо. Здесь используются ссылки на гарантии правительства, а в ряде случаев на международное право (приоритет положениям международных договоров над национальным инвестиционным законодательством).
Разрешено предоставление дополнительных льгот иностранным инвесторам, действующим в СЭЗ, определен и особый режим для концессий. Но регламентация этих льгот делегирована специальному законодательству, которое пока 1еще нигде не принято.
Таким образом, инвестиционное законодательство России нуждается в переработке в направлении восприятия позитивного мирового опыта в этой области, создания в .России благоприятной и конкурентоспособной инвестиционной среды, в том числе в процессе приватизации. В широком плане задача заключается в том, чтобы вписать это законодательство в общую канву формирующихся рыночных отношений.
Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность заключения концессионных договоров с иностранными инвесторами. Концессии определяются как предоставление прав на разработку и освоение возобновляемых и не возобновляемых ресурсов, а также проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданной конкретным предприятиям в полное хозяйственное ведение. Закон о концессиях еще не принят, и практически их пока нет.
В то же время существует некоторый опыт концессий в послеоктябрьской России. В период нэпа была разработана концессионная политика Советского государства, которая явилась основой для первого