Анализ себестоимости продукции
и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов. [14]
По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:
Формула 1.1.
Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т. п.):
Формула 1.2.
где Эабс.ср. т.п. – абсолютная экономия от снижения себестоимос
Исходя из тех же данных определяют процент снижения затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (S’тп):
Формула 1.3.
где Зтпб – затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп-то же, в плановом периоде; ТП – стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.
Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте. [15]
2. Анализ затрат и путей их снижения в ООО «Стройремонт»
2.1 Общая характеристика ООО «Стройремонт»
Официальное наименование предприятия общество с ограниченной ответственностью «Стройремонт».
Предприятие является хозяйствующим субъектом, обладающим правами, изготовляет строительные конструкции и материалы, а также оказывает услуги с целью извлечения прибыли, развития производственной базы и удовлетворения общественных потребностей;
изделиям, механизмам и транспорту;
строительство и реконструкцию, в том числе строительство объектов производственного и непроизводственного назначения «под ключ» в установленные сроки;
ремонтные работы;
изготовление раствора, бетона, простейших железобетонных, металлических, арматурных и деревянных изделий.
ведет бухгалтерский, оперативный учет, составляет и представляет отчетность по всем видам деятельности.
Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредитные, расчетные и денежные обязательства. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не принимаются к исполнению. Бухгалтерия данные для составления отчетности, выполнять работу по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, докладывать главному бухгалтеру обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции. [16]
2.1 Состав затрат, включаемых в себестоимость строительных работ
Издержки строительного производства ООО «Стройремонт» учитываются по единой для всех строительных организаций номенклатуре затрат, по которой производится исчисление сметной стоимости строительства. В соответствии с действующей методикой в строительном производстве применяется следующая группировка затрат по статьям: материалы; основная заработная плата рабочих; затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов; накладные расходы.
Таблица 2.1. «Структура затрат на строительно-монтажные работы по статьям затрат ООО «Стройремонт» март-апрель 2008 г.
Статьи затрат | Сумма, в руб. | Уд. вес, в% |
Всего затрат: в том числе 1. Материалы 2. Осн. з/плата рабочих 3. Расходы по эксплуатации машин и механизмов 4. Накладные расходы Из них: административно-хозяйственные расходы |
51690 19360 7980 3380 20970 10023 |
100 37,5 15,4 6,5 40,6 19,4 |
По статье «Материалы» отражаются израсходованные на производство работ материалы, конструкции, детали, топливо, электроэнергия, пар, вода и другие виды материальных ресурсов по фактической себестоимости их заготовления. При калькулировании себестоимости материальных ценностей в нее включаются: стоимость материальных ценностей по действующим договорным ценам наценки снабженческих (сбытовых) организаций; стоимость тары; себестоимость материалов, являющихся продукцией подсобных и вспомогательных производств; затраты по доставке материалов до приобъектного склада и погрузочно-разгрузочные работы, включая расходы на экспедирование грузов; затраты по комплектации материалов; заготовительно-складские расходы.
По этой статье не отражается стоимость материалов, топлива, электроэнергии, пара и воды, сжатого воздуха и газа, которые в зависимости от целевого назначения подлежат отнесению в другие статьи затрат. Например, стоимость топлива, электроэнергии и смазочных масел, израсходованных при эксплуатации строительных машин, относится на статью «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов». Стоимость материалов, израсходованных на строительство временных (титульных и не титульных) сооружений и приспособлений, – на счет 30 «Некапитальные работы»; стоимость материалов, израсходованных на изготовление продукции в подсобных и вспомогательных производствах, отражается на счете 23 «Вспомогательные производства».
По статье «Основная заработная плата рабочих» учитывается основная заработная плата рабочих, занятых непосредственно на строительных и монтажных работах, капитальном ремонте и других работах, выполняемых по договорам подряда собственными силами (включая заработную плату рабочих за доставку вручную строительных материалов от приобъектного склада до места их укладки).
Не включаются в эту статью суммы заработной платы рабочих, занятых в подсобных и вспомогательных производствах, а также рабочих обслуживающих и прочих хозяйств, выполняющих работы за счет накладных расходов.
В статью «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов» включаются:
основная заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов (механики, машинисты, мотористы и другие работники, управляющие и обслуживающие машины и механизмы);
затраты на электроэнергию, топливо, смазочные и вспомогательные материалы; амортизационные отчисления;
арендная плата за пользование машинами;
затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт машин и механизмов;
на перебазирование строительных машин и механизмов;
на содержание и ремонт рельсовых и безрельсовых путей;
затраты по перевозке материалов и строительных конструкций в пределах стройки, включая заработную плату по погрузке и разгрузке, а также затраты по вывозу и ввозу грунта;
прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов. [17]
В эту статью не включаются суммы дополнительной заработной платы рабочих, взносы на государственное социальное страхование и другие, так как учитываются в составе накладных расходов основного производства.
По статье «Накладные расходы» отражаются расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением строительного производства.
Под экономическим элементом затрат понимается совокупность израсходованных ресурсов, однородных по экономическому содержанию и функциональной роли в процессе производства. Учет затрат на производство по экономическим элементам имеет важное значение, так как он позволяет определить, что именно расходуется на производство и на какую сумму. Группировка затрат по экономическим элементам необходима при планировании для увязки плановой себестоимости с другими разделами плана, составления сметы затрат на производство, расчета нормативов оборотных средств и т.д. [18]
– (а) – Накладные расходы (40,6)
– (б) – Материалы (37,5)
– (в) – Административно-хозяйственные расходы (19,4)
– (г) – Расходы на эксплуатацию машин и механизмов (6,5)
– (д) – Основная заработная плата рабочих (15,4)
Диаграмма 2.1. «Структура затрат на строительно-монтажные работы по статьям затрат ООО «Стройремонт» за март-апрель 2008 г.
Таблица 2.2. «Структура затрат на строительно-монтажные работы по элементам затрат ООО «Стройремонт» за март-апрель 2008 г.
Элементы затрат | Сумма, руб. | Удельный вес, в % |
Всего затрат: В том числе: 1. Материальные затраты из них: топливо эл. энергия 2. Расходы на оплату труда 3. Отчисления на соц. нужды 4. Амортизация основных фондов 5. Прочие затраты |
51690 20530 4170 430 15150 6530 2310 7170 |
100 39,7 8,1 0,8 29,3 12,6 4,5 13,9 |
Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты», формируется исходя из цен их приобретения в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
В элементе «Расходы на оплату труда» отражаются расходы труда на оплату труда основного производственного персонала строительного предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также расходы на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, относящихся к основной деятельности.
В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются отчисления по установленным нормам на социальное страхование от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость работ (услуг). В виде отдельного элемента выделяются отчисления, производимые в соответствии с действующим законодательством на обязательное медицинское страхование членов трудового коллектива, заработная плата которых включается в состав себестоимости работ (услуг). [19]
К элементу «Амортизация основных фондов» относятся суммы амортизационных отчислений, производимых по установленным нормам от стоимости основных фондов, находящихся на балансе предприятий.
К элементу «Прочие расходы» в составе себестоимости работ (услуг) относятся платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, плата по процентам за краткосрочные кредиты банков (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам, ссудам, полученным на приобретение основных средств и нематериальным активам), плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, оплата услуг связи и вычислительных центров и другие затраты, входящие в состав себестоимости строительно-монтажных работ, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат. [20]
– (а) – Расходы на оплату труда (29,3)
– (б) – Материальные затраты (39,7)
– (в) – Амортизация основных фондов (4,5)
– (г) – Отчисления на соц. нужды (12,6)
– (д) – Прочие затраты (13,9)
Диаграмма 2.2. «Структура затрат на строительно-монтажные работы по элементам затрат ООО «Стройремонт» за март-апрель 2008 г.
2.2 Классификация производственных затрат
Большое значение для правильной организации учета производственных затрат имеет научно-обоснованная классификация.
Таблица 2.3. «Классификация затрат на строительное производство ООО «Стройремонт»
Вид классификации | Подразделение затрат |
По периодичности возникновения По экономической роли в процессе производства По отношению к объему производства По способу включения в себестоимость продукции |
Текущие и единовременные Основные и накладные Переменные и постоянные Прямые и косвенные |
Затраты на производство строительных работ включаются в себестоимость работ того календарного периода, к которому они относятся независимо от времени их возникновения.
С этой целью затраты на производство работ подразделяются на:
– текущие, т.е. постоянные производственные затраты;
– единовременные, т.е. однократные или периодически производимые.
Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных расходов. [21]
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Все расходы ООО» Стройремонт», зависящие от изменения объемов выполненных работ, можно подразделить на постоянные и переменные.
Расходы, не зависящие непосредственно от объема строительных работ, удельный размер которых в себестоимости при увеличении объема работ будет сокращаться, а при уменьшении увеличиваться, относятся к постоянным расходам.
Все издержки в зависимости от способов их включения в себестоимость работ подразделяются на прямые и косвенные.
Под прямыми затратами подразумевают расходы, связанные с производством строительных работ, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость конкретных строительных объектов. [21]
Пз = М + З + А,
где Пз – прямые затраты на осуществление строительно-монтажных работ;
М – стоимость используемых непосредственно при выполнении строительных работ материалов, строительных конструкций, деталей, топлива, электроэнергии и т.п. Эти затраты определяются исходя из стоимости приобретения ресурсов; расходов на их доставку, заготовительно-складских расходов; с учетом оплаты процентов за кредит, предоставляемый поставщиком в соответствии с договором подряда. Следует отметить, что стоимость приобретения материальных ресурсов определяется по действующим ценам без налога на добавленную стоимость;
З – расходы на оплату труда производственных рабочих и работников из числа линейного персонала в случае включения их в состав бригад, занятых непосредственно на строительных работах. В состав этих издержек также включаются: стоимость продукции, выделяемой в порядке натуральной оплаты работникам; выплаты стимулирующего характера (премии, надбавки и пр.); компенсации, связанные с режимом работы им условиями труда; оплата очередных и дополнительных отпусков и т.д.;
А – расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, которые включают амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин и механизмов и других производственных основных фондов; арендную плату за пользование арендованной техникой в размерах, установленных договором; затраты на техническое обслуживание, издержки на ремонт; оплату труда рабочих, занятых управлением строительными машинами и механизмами; расходы на топливо, энергию и другие эксплуатационные ресурсы и некоторые другие издержки. [22]
Под косвенными затратами понимают расходы, связанные с организацией и управлением производством строительных работ, относящихся к деятельности строительной организации в целом.
Косвенные издержки включают:
– административно-хозяйственные расходы, предусматривающие оплату труда административно-хозяйственного персонал, отчисления на социальные нужды (на государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости населения и т.д.), содержание канцелярии, командировки и т.д.);
– затраты на обслуживание работников строительства, включающие расходы на подготовку и переподготовку кадров, на обеспечение необходимых санитарно-гигиенических и бытовых условий, издержки на охрану труда и технику безопасности и т.д.;
– расходы на организацию работ на строительных площадках, включающие издержки, связанные с износом и ремонтом малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве подрядных работ и не относящихся к основным доходам; содержание пожарной и сторожевой охраны, расходы по проектированию производства и т.д.;
прочие косвенные расходы, включающие платежи по обязательному страхованию имущества ООО «Стройремонт»; платежи по кредитам банка в пределах ставки, установленной законом; расходы, связанные с рекламой, и т.д.;
издержки, не учитываемые в нормах, но относимые на счет косвенных расходов. Сюда могут быть включены пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работниками на основании судебных решений; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления (налог на пользователей автомобильных дорог, плата за землю и т.п.); возмещаемые заказчиком строек расходы за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика, и другие издержки. [23]
Себестоимость строительно-монтажных работ (Сс) определяется по формуле:
Сс = Пз + Кр,
где:
Пз – прямые затраты;
Кр – косвенные расходы. [24]
2.3 Особенности учета затрат на производство строительных работ в ООО «Стройремонт»
Поскольку строительство является довольно длительным процессом, то в первую очередь следует отметить, что конкретно для ремонтно-строительного предприятия «Стройремонт» является объектом реализации в течение отчетного периода.
Порядок и сроки приемки выполненных строительно-монтажных работ, расчетов за них устанавливаются по соглашению между подрядчиком в договоре подряда.
В ООО «Стройремонт» расчеты за выполненные СМР осуществляются по конструктивным элементам (проценту технической готовности этих элементов) и по отдельным, оговоренным договором этапам.
По положению об учетной политике предприятия выручка и прибыль от реализации продукции в течение 2007 года определены в момент оплаты за выполненные работы, оказанные услуги.
Учетной политикой организации принято, что общехозяйственные расходы распределяются между объектами при расчете себестоимости каждого объекта пропорционально прямым затратам.
Таблица 2.4. «Результаты от реализации строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами ООО «Стройремонт» за 2007 год.
Объем СМР | Себестоимость | Результат от реализации |
1 | 2 | 3 |
56 508 | 57 951 | – 1 443 |
В учете финансовый результат отразится проводкой:
Д-т сч. К-т сч. Сумма
80 46 – 1 443 Убыток от реализации СМР.
Убыток объясняется резким перепадом цен у поставщиков импортных строительных материалов.
По структуре себестоимости строительно-монтажных работ материалы строительные составляют 51%, заработная плата – 18%, машины, механизмы и прочие затраты – 8%, накладные расходы – 23%. В 23% накладных расходов около 14% составляют сумма уплаты налогов в бюджет.
Заключение
В ООО «Стройремонт» издержки производства снижаются в зависимости от уровня использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Для цели планирования, учета и калькулирования затраты на производство строительной продукции классифицируются по виду производства, виду продукции, виду расходов, месту возникновения затрат.
Экономический эффект НТП – результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например, от загрязнения окружающей Среды. Отражается экономический эффект как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает рост прибыли за счет снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат – дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости.
Предприятие – живой организм. Знание, которые мы получили, нам надлежит применять творчески. Мы должны быть постоянно в курсе дела, происходящих в сфере производства и обращения, анализировать статистические данные, отдельные факты из жизни предприятия. В результате полученных знаний нам более понятны те законы, по которым живет предприятие, причины упадка и возрождения, сложности, стоящие перед предприятием на пути перехода к цивилизованным рыночным отношениям. Нужно уметь найти причины возникновения проблемы, наметить возможные действия по решению этой проблемы.
Мы должны справиться с этими задачами, вносить позитивный вклад в деятельность предприятия.
Список использованной литературы
[1] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ (в редакции от 23.07.98 №123-ФЗ);
[2] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №33н;
[3] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 499. Приказ Минфина РФ от 06.07.99 №43н;
[4] Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 1996 г. (с изменениями и дополнениями);
[5] План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утвержден Министерством финансов РФ от 31.10.2000 г. №94н (с изменениями от 07.05.2003 г. №38н);
[6] Бабаев З.Д. Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации: Учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2006 г.;
[7] Безруких П.С. Белобжецкий И.А. Бухгалтерский баланс: методика составления. // Бухгалтерский учет, 2007 г.;
[8] Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Пономарева А.В. // Бухгалтерский учет: Учебник; под. ред. проф. П.С. Безруких. - 2-е. издан., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2006 г.;
[9] Белов А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы.: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007 г.;
[10] Бобченко Т.Н., Нитецкий В.В. Учет и аудит на государственных унитарных предприятиях: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2007 г.
[11] Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 г.;
[12] Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. Бухгалтерский учет. Изд-во: Форум-Инфра-М, 2007 г.
[13] Ерофеева В.А., Клушанцева Г.В. Бухгалтерский учет с элементами налогообложения: Учебник. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2006 г.;
[14] Ефимова О.В. Годовой бухгалтерский отчет: раскрытие информации. // Бухгалтерский учет 2005 г.;
[15] Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006 г.;
[16] Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет. Практическое пособие для бухгалтеров кооперативов, предприятий общественных организаций, совместных предприятий
[17] Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Н.С, Смородинова. – М.: Финансы и статистика, 2007 г.;
[18] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006 г.;
[19] Новодворский В.Д., Хорин А.Н., Слабинский В.Т., Бухгалтерская отчетность. 2007 г.
[20] Палий В.Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности. – М: Бератор – Пресс, 2005;
[21] Рахман З., Шеремет А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. – М.: Финансы и статистика, 2006 г.
[22] Сухов М.В. Комментарий к Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) // Главный бухгалтер, 2005 г. №18