Международные экономические организации: классификация, основные функции

образом, чтобы максимально увеличить пользу и смягчить влияние внешних факторов для более бедных стран, так как они принимают больше участия в мировой экономике. Основное внимание уделяется предоставлению помощи самым малоимущим слоям населения и самым бедным странам, но для всех своих клиентов Всемирный банк подчеркивает необходимость:

- инвестиций в население, в особенности, через базовое здравоохранение и образование

- охраны окружающей среды

- поддержки и стимулирования развития частного сектора

- усиления возможностей правительств в эффективном и прозрачном предоставлении качественных услуг

- поддержки реформ с целью создания стабильной макроэкономической среды, способствующей инвестированию и долгосрочному планированию.

Всемирный банк является самой крупной организацией, оказывающей помощь в развитии, ежегодно принимая обязательства на сумму 20 млрд. долл. США в виде новых займов. Тем не менее, он не является единственным донором, а также играет жизненно важную роль в проведении координационной работы с другими организациями (частными, правительственными, многосторонними и неправительственными) для наиболее эффективного использования ресурсов в поддержку текущей программы развития страны.

Цель деятельности Всемирного банка заключается в снижении уровня бедности и улучшении уровня жизни населения путем непрерывного роста и инвестирования в население.

Всемирный банк принадлежит более чем 180 странам-членам, мнения и интересы которых представлены Советом управляющих и Советом директоров, находящимся в Вашингтоне.

Страны-члены являются акционерами, наделенными властью принятия окончательных решений Всемирного банка в соответствии с их долями в уставном капитале Всемирного банка.


Таблица 5 – Квоты в уставном капитале стран-участниц в 2008 году, %

Страна-участница Доля
США 16,39
Япония 7,86
Германия 4,49
Франция 4,30
Великобритания 4,30
Китай 2,78
Индия 2,78
Италия 2,78
Канада 2,78
Россия 2,78
Саудовская Аравия 2,78
Нидерланды 2,21
Бразилия 2,07
Бельгия 1,81
Испания 1,75
Швейцария 1,66
Австралия 1,53
Иран 1,48
Венесуэла 1,27
Мексика 1,18
Аргентина 1,12
Остальные 163 страны 29,90
Всего 100,00

Вследствие того, что министры встречаются только раз в год, основная доля власти управляющих делегирована Совету исполнительных директоров. Каждое участвующее правительство Группы Всемирного банка представлено в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне (Округ Колумбия) исполнительным директором. Пять крупнейших акционеров – Франция, Германия, Япония, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, каждый из них назначает своего исполнительного директора, в то время как другие страны-члены представлены 19 исполнительными директорами, которые выбираются группой стран (или избирательных округов).

В группу Всемирного банка входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

На долю группы ВБ приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными организациями развивающимся странам. ВБ призван способствовать интеграции экономики всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность в 1946 г., после ратификации договоров, разработанных на Бреттон-вудской конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (1944г.).

МВФ входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. В настоящее время членами МВФ являются около 186 стран, включая все бывшие союзные республики.

Штаб-квартира находится в Вашингтоне.

Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждую часть квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР – специальные права заимствования определяются на основе стоимости корзины из пяти ведущих мировых валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены).

Целями МВФ является:

поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики;

поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;

участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансфер валюты;

предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

Основные направления деятельности МВФ включают также регулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности. Усиливается взаимодействие с МБРР, ОЭСР, Парижским и Лондонским клубами и т.д.

В области регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получением кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово- экономической стабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости от выполнения этой программы. Наличие подобной программы и соглашения с МВФ обычно рассматривается как международное свидетельство платежеспособности страны.

В сфере долгового регулирования МВФ активно взаимодействует с Всемирным банком.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих, состоящий их представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. п.) он может делегировать исполнение своих задач Исполнительному Совету. Управляющие встречаются раз в год на ежегодных сессиях.

Основными источниками финансирования МВФ являются взносы (квоты) государств-членов и займы МВФ у своих членов.

Как правило, МВФ предоставляет средства своим членам равными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25 процентам квоты государства-члена.

В рамках программы расширенного финансирования членам МВФ может предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранения внутри- и внешнеэкономических перекосов.


Рисунок 3 – Непогашенные обычные кредиты в 2000-2009 гг., млрд. СДР


Институт МВФ, созданный в 1964 г. (Вашингтон, США), организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов МВФ.

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) был создан в 1991. ЕБРР насчитывает 60 членов (58 государств, Европейское Экономическое Сообщество и Европейский Инвестиционный банк), включая 26 стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ).

Уставный капитал Банка составляет 20 миллиардов евро.

Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне.

Руководство деятельность ЕБРР осуществляется Советом Управляющих, в котором представлены все учредители Банка. Совет Управляющих делегирует полномочия к Совету Директоров, насчитывающему 23 члена, избираемому Управляющими на 3 года. Совет Директоров отвечает за руководство основными операциями Банка, включая принятие решений относительно проектов и одобрения бюджета. Президент избирается Советом Управляющих на 4-летний период.

Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он может участвовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдавать гарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т. д. До 60% инвестиций ЕБРР осуществляет непосредственно в негосударственный сектор.

Основной задачей Банка является финансирование проектов, способствующих развитию экономики.

Всего за 1991—2008 банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд. евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд. евро.

При осуществлении своих проектов ЕБРР координирует свою работу с МФК и Всемирным банком.


3. Перспективы развития международных экономических организаций и их связей с Россией


3.1 Взаимоотношения с Россией


Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.


Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России.

Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

Не менее чем вступление в ВТО, для России важны отношения с ОПЕК.

Таблица 6 – Сравнительные данные о добыче нефти в Российской Федерации и ведущих странах-экспортерах нефти, тыс. баррелей в день


Январь 2010 г. 2009 г.


декабрь ноябрь
Россия 9985 9968 9681
Страны ОПЕК - всего 29159 29084 28997

из них:

Ирак

2473 2489 2431
Саудовская Аравия 8159 8111 8129

Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье.

Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговоренных пределах.

С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности.

Решить эти проблемы можно только объединенными усилиями стран-членов ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работа в этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующих проблем.

В конце марта Всемирный банк улучшил ожидания роста российской экономики. Согласно данным последнего доклада международной кредитной организации, ВВП России в 2010 году вырастет на 5−5,5%. В январе Всемирный банк прогнозировал 3,2% роста.

«В России ожидается уверенное восстановление экономики, при этом рост занятости, скорее всего, будет незначительным», — отмечалось в докладе ВБ.

Основным фактором роста эксперты банка назвали рост потребления, в частности домашних хозяйств. Дополнительным источником роста, по их мнению, может стать пополнение запасов материальных оборотных средств на российских предприятиях в течение первой половины 2010 года.

В то же время ВБ считает маловероятным значительное увеличение инвестиций в основной капитал из-за избытка производственных мощностей и жестких условий кредитования. «Темпы экономического роста в 2011 году будут в значительной степени зависеть от способности банковского сектора предоставлять долгосрочные кредиты предприятиям для того, чтобы стимулировать рост инвестиций в основной капитал», — говорилось в документе.


3.2 Общемировые перспективы развития международных экономических организаций


В начале XXI веке геополитические, да и экономические позиции развивающихся стран заметно укрепились. Среди них отчетливо обозначились свои центры – Индия, Бразилия, Китай. Развивающиеся страны активно борются за то, чтобы их внешняя торговля и мировая торговля в целом в большей мере служили инструментами развития собственных экономик.

В полном объеме была поставлена задача борьбы с нищетой и экономической отсталостью. Одним из инструментов решения данной проблемы признана внешняя торговля и ее правовая база (включая нормы ВТО).

Все это привело к формированию нового формата соотношений мировой торговли. В 2003 году США впервые импортировали из развивающихся стран больше товаров, чем из развитых. Постоянно расширяется номенклатура экспорта развивающихся стран, в том числе и за счет наукоемкой продукции. В свою очередь, эти страны являются емкими рынками сбыта для развитых стран. Именно рост спроса со стороны развивающихся стран в значительной мере смягчил последствия экономического спада 2000-х годов и стал важным условием расширения международной торговли.

Возросло влияние на мировой рынок торговли непосредственно между развивающимися странами. Это направление – Юг-Юг занимает около 40% экспорта развивающихся стран.

В связи с укреплением экономических позиций эти страны стали гораздо жестче отстаивать собственные интересы и в ВТО, и в других организациях все чаще выступая, как это было в 70-80 годы XX века, с групповых позиций.

Участие в переговорах ВТО таких групп, как G20, G33, G90, позволило развивающимся странам добиваться все больших успехов, достигать поставленных ими целей или блокировать многосторонние переговоры в случае, если они развивались не в том направлении.

Можно констатировать, что групповая коммерческая дипломатия позволила развивающимся странам стать ключевыми участниками принятия решений в рамках ВТО.

Ученые отмечают, что наиболее крупной по размерам экономической коалицией будет Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество. Членами этого объединения станут три крупнейших экономических державы мира – США, Китай и Япония. На долю этой коалиции будет приходиться не менее 60% мирового ВВП, а без учета США и других стран НАФТА – около 35%. Можно полагать, что в первой половине 21 в. АТЭС останется наиболее динамично развивающимся районом глобальной экономики.

На 20 встрече АТЭС на уровне министров, завершившейся 20 ноября 2009 г., прозвучал призыв к членам организации объединиться для совместного противодействия глобальному финансовому кризису.

На встрече представители членов организации подчеркнули роль информационных технологий в области торговли, инвестиций и экономического развития, выразив готовность продолжать содействовать привлечению информационных технологий и снижать налоговую ставку на информационную продукцию. Участники также согласились создать специальные ведомства для повышения способности АТЭС к анализу и исследованию.

Председатель Делового консультативного совета АТЭС Хуан Раффо отметил необходимость усилить контакты между средним и малым бизнесом и повысить их собственную конкурентоспособность.

С начала года в рамках АТЭС прошли встречи на разных уровнях в целях достижения общего процветания членов организации.

В совместном заявлении по итогам четвертой встречи министров образования АТЭС подчеркивается, что интенсификация образования, профессиональной подготовки и освоения информационных технологий являются первоначальными задачами для всех членов организации на пути достижения совместного процветания.

Обобщая все вышесказанное, нужно отметить, что долгосрочные перспективы развития любой экономической организации достаточно туманны. Экономики многих стран сильно пострадали от мирового финансового кризиса. Одни из них не продвигаются вперед, а других кризис «отбросил» по экономическому развитию на несколько лет назад. Также в связи с этим обостряются конфликты внутри интеграционных группировок. Так, например, развитые страны ЕС отказываются финансировать экономику стран-новичков Евросоюза, поскольку их собственная экономика находится под ударом.


Заключение


Рассмотрев международные организации с момента их создания и поняв принципы, на которых они создаются, необходимо отметить, что международные организации представляют собой определенную систему, которая основана как на договорных, так и на юридических нормах.

Все отношения, которые существуют между государствами регулируются самими государствами через созданные ими международные организации. Эти международные организации возникли на определенной ступени развития человеческого общества.

Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к возникновению международного права и созданию международных организаций. Среди систем международных организаций главное место занимают государства, каждое из которых обладает суверенитетом. Государства путем соглашений между собой создают нормы международного права и образуют различные межправительственные организации. Именно от государств зависит стабильное функционирование международной системы в целом. Поскольку государства во всех созданных международных организациях обладают реальной силой, то они сами и через созданные организации обеспечивают соблюдение и выполнение международных обязательств. Через созданные международные организации регулируются: политические, экономические, научно-технические и культурные отношения. Наличие созданных международных организаций дают определённые гарантии в решении международных конфликтов т.к. их нормы определяют нормы поведения государств в отношениях между собой. Являясь самостоятельной системой, международные организации не заключают в себе нормы внутригосударственного права, но при этом могут испытывать на себе известное влияние норм внутригосударственного права. Создание международных организаций основано, прежде всего, на основе свободного согласования и волей суверенных государств. Выражение своего согласия на создания тех или иных международных организаций является заключение конкретных международных договоров.

Разрешая те или иные вопросы, заговаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения с учетом законных интересов всех участником. На этой же основе создаются и международные организации, т. е. на принципе равноправного представительства всех участников. Характерной особенностью развития человечества является постоянное совершенствование технического прогресса, хозяйственной и культурной жизни всех народов, отсюда происходит повышение удельное веса международных отношений. Отсюда возникает необходимость решения международных проблем, но не с помощью военной силы, а через созданные международные организации. Повышение роли международных организаций создает для государств определенные гарантии, как в решении различных споров, так и в предотвращении военных конфликтов. Существование и создание международных организаций раскрывает более широкие возможности сближение всего человечества и способствует наиболее быстрому развитию цивилизации. Необходимо отметить, что на современном уровне отношений человечество все больше стало сообща решать вопросы не только роста технического прогресса, но и об экологии нашей Земли. Решая вопросы экологии Земли на международном уровне, – это означает, что человечество решает вопросы будущего существования нашей планеты.


Список использованной литературы


1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.

2. Герчикова И.Н. Международные экономические отношения: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: АО «Консалтбанкир», 2008.

3. Глинкин А.Н. Интеграция в Западном полушарии. – М.: ИЛА РАН, 2006.

4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003.

5. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М., 2005 г.

6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.

7. Паньков В.А. Общеевропейское экономическое пространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2007, №3.

8. Раджакова З.К. Мировая Экономика: Учебник. – М.: Инфра-М, 2004.

9. Халевинская Е.Д. Международные экономические организации (учебное пособие). – М., 2005.

10. Чекурова М.В. Международные экономические отношения. – М.: МИНХ, 2005.

11. ec.europa.eu/eurostat

12. wto

13. oecd

14. gks

15. quote.rbc