Подвижной состав Автомобильного транспорта
Курсовой проект по дисциплине
“Подвижной состав автомобильного транспорта.”
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА И КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА аВТОМОБИЛЯ.
2. РАСЧЕТ УДЕЛЬHЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ
3. ВНЕШНИЕ СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ.
4. ТЯГОВО-СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ.
5. РАЗГОН И ТОРМОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ.
6. МОЩНОСТНОЙ БАЛАНС И ПУТЕВОЙ РАСХОД ТОПЛИВА.
7. РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ НА ЗАДАННОМ МАРШРУТЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Микроавтобус РАФ-2203 выпускался Рижским опытным автобусным заводом на базе автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Он относится к автобусам особо малого класса и использовался, в основном, как маршрунное такси, а так же оборудовался для нужд скорой медицинской помощи. В настоящее время данный автомобиль практически не используется, но его можно еще увидеть в качестве скорой медицинской помощи, а так же модернизированные грузо-пассажирские варианты «Рафика» у частных владельцев.
Цель курсовой работы – расчет различных характеристик автомобиля и их оценка. Курсовая работа состоит из следущих последовательно выплненых этапов:
расчет удельных показателей;
расчет внешних скоростных характеристик двигателя;
расчет тягово-скоростных характеристик автомобиля;
расчет характеристик разгона и торможения;
расчет мощностных и топливно-экономических характеристик.
Расчитанные значения характеристик сравнивались со значениями стендовых испытаний и по необходимости указывались причины их расхождения.
1. Исходные данные для расчета и компоновочная схема автомобиля.
Таблица №1
Характеристики основных параметров.
№ |
Параметр, размерность, обозначение |
Значение |
1. |
Тип автомобиля |
Микроавтобус |
2. |
Колесная формула |
4х2.1 |
3. |
Число мест Gn |
11 |
4. |
Собственная масса Go, кг |
1815 |
в том числе: |
||
на переднюю ось GO1 |
980 |
|
на заднюю ось GO2 |
835 |
|
5. |
Полная масса Gа, кг |
2710 |
в том числе: |
||
на переднюю ось G1 |
1275 |
|
на заднюю ось G2 |
1435 |
|
6. |
Доpожные просветы, м: |
|
- под передней осью |
0,190 |
|
- под задней осью |
0,175 |
|
7. |
База, м |
2,620 |
8. |
Колея, м: |
|
- передних колес |
1,496 |
|
- задних колес |
1,428 |
|
9. |
Габаритные размеры, м: |
|
- длина |
5,070 |
|
- ширина |
1,940 |
|
- высота |
1,970 |
|
10. |
Радиус поворота, м: |
|
- внешний |
5,5 |
|
- наружный |
6,2 |
|
11. |
Углы свеса, град.: |
|
- передний |
22 |
|
- задний |
13 |
|
12. |
Просвет в средней части автомобиля (клиренс), м |
0,4 |
13. |
Максимальная скорость Vmax, м/с (км/ч) |
125 |
14. |
Контрольный расход топлива Q, л/100 км |
11,8 |
пpи скоpости VQ,км/ч |
7,8 |
|
15 |
Емкость топливных баков, л |
55 |
16 |
Двигатель |
карбюраторный |
17 |
Число и расположение цилиндров |
4 рядное вертикальное |
18 |
Диаметр цилиндра D, см |
9,2 |
19 |
Ход поршня S, см |
9,2 |
20 |
Рабочий объем цилиндров двигателя Vh, л |
2,445 |
21 |
Степень сжатия |
8,2 |
22 |
Порядок работы цилиндров |
1-2-4-3 |
23 |
Максимальная мощность двигателя Nmax, квт |
72,1 |
24 |
Максимальный крутящий момент Mmax, Н*м |
182,4 |
25 |
Сухая масса двигателя Gдв, кг (со сцеплением) |
185 |
26 |
Тип сцепления |
1-дисковое, привод выкл. – гидравлический |
27 |
Тип коробки передач и передаточные числа |
4-ступ-тая I-3,50 II-2,26; III-1,45 IV-1,0; ЗХ-3,54 |
28 |
Тип раздаточной коробки, передаточные числа |
- |
29 |
Наличие межосевого дифференциала |
конический, двухсателитный |
30 |
Число карданных шарниров и валов |
3 шарнира 2 вала |
31 |
Тип главной передачи, передаточное число Uo |
Одинрн. 3,9 |
32 |
Тип бортовой (колесной) передачи,передат.Число |
- |
33 |
Шины (модель) |
185/12 R15 |
34 |
Давление воздуха в шинах: |
|
- передних колес |
3,2 – 3,3 |
|
- задних колес |
3,7 – 3,8 |
|
35 |
Тип подвески |
|
- передняя |
Невависимая |
|
- задняя |
Зависимая |
|
36 |
Тип рулевого механизма и наличие усилителя |
Глобоидальный червяк и 3-х гредневый ролик гидроуселитель. |
37 |
Тормозная система |
2-х контурная с гидравлическим приводом, с 2-мя вак. усил. |
38 |
Оптовая цена С, руб. |
- |
Характеристика двигателя: ЗМЗ-2203, карбюраторный, 4-х тактный, верхнеклапанный с принудительным воспламенением и водяным охлаждением.
Тип автомобиля: дорожный, микроавтобус, с двигателем переднего расположения, рамной конструкции.
Тип подвески: передняя – независимая, пружинная с поперечными рычагами, 2 амортизатора; задняя – зависимая, на полуэллиптических рессорах, 2 амортизатора.
Тип коробки передач: 4-х ступенчатая, синхронизаторы на всех передачах переднего хода.
Тормозная система: 2-контурная с гидравлическим приводом, с 2 вакуумными усилителями, барабанными механизмами (D=280 мм, ширина колодок – 50 мм), разжим кулачковый; стояночный тормоз – на тормоза задних колес с механическим приводом.
Рисунок 1.
Компоновочная схема автомобиля
Обозначения:
двигатель;
сцепление;
коробка передач;
карданная передача;
главная передача и дифференциал;
рулевое управление;
задняя подвеска автомобиля;
задняя полуось;
ведущие колеса;
веромые колеса;
передняя подвеска автомобиля.
2. РАСЧЕТ УДЕЛЬHЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ
Эффективность конструкции микроавтобуса РАФ-2203-01 можно охарактеризовать рядом частных показателей и сравнить их с показателями другого микроавтобуса. Таким образом сравним конструкцию РАФ-2203-01 с конструкцией УАЗ-2206.
Таблица №2
Сравнительные удельные показатели эффективности автомобиля
N |
П а р а м е т р |
Расчетная формула |
Значение |
УАЗ-2206 |
РАФ-2203-01 |
1 |
Удельная мощность, Вт/кг |
NV = Nmax / Gа |
0,0243 |
0,0266 |
2 |
Литровая мощность, кВт/л |
Nл = Nmax / Vh |
26,9 |
29,5 |
3 |
Удельная масса двигателя, кг/кВт |
GN = Gдв / Nmax |
2,51 |
2,56 |
4 |
Литровая масса, кг/л |
Gh = Gдв / Vh |
67,9 |
75,7 |
5 |
Коэффициент использования массы |
km = Gа / Go |
1,47 |
1,49 |
6 |
Отношение хода поршня к диаметру |
λ = S/D |
1 |
1 |
По рассчитанным удельным показателям можно оценить эффективность конструкции микроавтобуса РАФ-2203:
Микроавтобус РАФ-2203 относится к автобусам особо малого класса и использовался как маршрутное такси, а так же оборудывался для скорой медицинской помощи и других надобностей. Это целевое назначение микроавтобуса РАФ-2203 обусловленно его колесной формулой (4х2.1), его проходимостью и вместимостью пассажиров (до 11 человек). Особенность конструкции состоит в том, что он базируется на шасси легкового автомобиля. Отсюда его динамика, большая, по сравнению с микроавтобусом УАЗ-2206, маневренность и скорость – 125 км/ч.
Микроавтобус УАЗ-2206 относится к автобусам местного сообщения. Эта машина, с двумя ведущими мостами, может перевозить не более 10 человек и до 200 кг груза, развивать скорость до 95 км/ч.
Составим таблицу, по каторой можно будет судить о проходимости и маневренности двух микроавтобусов РАФ-2203-01 и УАЗ-2206.
Таблица №3
Сравнительная характеристика
проходимости и маневренности автомобилей
№ |
Параметр, размерность, обозначение |
Значение |
|
УАЗ-2206 |
РАФ-2203 |
||
1. |
Колесная формула |
4х4 |
4х2 |
2. |
Дорожные просветы, м (под передней осью) |
0,22 |
0,19 |
3. |
Максимальная скорость |
95 |
125 |
4. |
Углы свеса, град. |
||
- передний |
30 |
13 |
|
- задний |
36 |
22 |
|
5. |
Радиус поворота, м |
||
- внешний |
6,3 |
5,5 |
|
- наружный |
6,8 |
6,2 |
Из приведенных в таблице №3 данных видно, что микроавтобус РАФ-2203 является более более маневренным, чем УАЗ-2206, но менее проходимым.
По значениям показателя удельной мощности можно оценить запас мощности двигателей двух микроавтобусов. Так как значение этого показателя для микроавтобуса РАФ-2203 больше, чем для УАЗ-2206, то это означает, что двигатель автомобиля РАФ-2203 обладает большим запасом мощности, чем двигатель автомобиля УАЗ-2206.
Так ка для обоих микроавтобусов значение отношения хода поршня к диаметру цилиндра равно 1, то можно предположить, что двигатели, устанавливаемые на этих автобусах, с небольшой долей вероятности относятся к быстроходным.
3. Внешние скоростные характеристики автомобиля.
Таблица №4
Исходные данные для расчета внешних характеристик двигателя.
Параметр |
Размерность |
Обозначение |
Значение |
Автомобиль (марка) |
РАФ-2203-01 |
||
Максимальная мощность двигателя пpи частоте |
кВт об/мин |
Nmax nmax |
72,1 4500 |
Минимальный удельный расход топлива |
г/кВт*ч |
gmin |
285.6 |
Коэффициенты в уравнении мощности |
а1 а2 а3 |
1 1 1 |
|
Коэффициенты в уравнении расхода топлива |
b0 b1 b2 |
1, 2 1 0,8 |
|
Минимальная частота вращения |
об/мин |
no |
700 |
Максимальная частота вращения |
об/мин |
nk |
5600 |
Внешние скоростные (стендовые) характеристики двигателя, представляющие собой зависимости от частоты вращения коленчатого вала мощности Ne(n), крутящего момента Me(n) и удельного эффективного расхода топлива ge(n), рассчитываются для всего возможного диапазона оборотов n и наносятся на график . Расчет выполняется по формулам:
Ne(n) = Nmax*(a1* X + a2*X2 - a3*X3), ( 1 )
Me(n) = 9554 * Ne(n) / n , ( 2 )
ge(n) = gmin *(bo - b1*X + b2*X2)/c, ( 3 )
где X = n / nmax, c = bo - b12/(4*b2).
Расчет характеристик двигателя при n=1400 об/мин.
X=1400/4500=0,3111
Ne(1400)=72,1*(1*0,3111+1*0,31112-1*0,31113)=27,24 кВт
Me(1000)=9554*27,24/1400=185,88 Н*м
ge(1000)=285,6*(1,2-1*0,3111+0.8*0,31112)/(1,2-1*1/(4*0.8))=310,96 г/кВт*ч
Таблица №5
Расчетные значения внешних скоростных характеристик
Параметр |
Значение при оборотах ne, об./мин |
700 |
1400 |
2100 |
2800 |
3500 |
4200 |
4900 |
5600 |
X=ne/nmax |
0,155 |
0,311 |
0,466 |
0,622 |
0,777 |
0,933 |
1,088 |
1,244 |
X2 |
0,024 |
0,097 |
0,218 |
0,387 |
0,605 |
0,871 |
1,186 |
1,548 |
X3 |
0,004 |
0,030 |
0,102 |
0,241 |
0,471 |
0,813 |
1,291 |
1,927 |
Ne, кВт |
12,688 |
27,238 |
42,021 |
55,407 |
65,770 |
71,480 |
70,910 |
62,430 |
Me, Н*м |
173,184 |
185,883 |
191,175 |
189,058 |
179,534 |
162,601 |
138,260 |
106,510 |
ge |
342,334 |
310,965 |
292,054 |
285,602 |
291,609 |
310,075 |
340,999 |
384,383 |
Рисунок №2
Внешние скоростные характеристики.
Из представленных в таблице №5 и на графике данных видно, что стендовые и расчетные значения характеристик совпали. Это свидетельствует о точности формул, по которым рассчитывались внешние скоростные характеристики.
4. Тягово-скоростные характеристики автомобиля.
Тягово-скоpостные характеристики, к которым относятся скорость движения, тяговые усилия на ведущих колесах и динамический фактор автомобиля, определяются по рассчитанным внешним скоростным характеристикам. Расчет выполняется для всех передач, и на основании полученных результатов делается заключение о тяговых и динамических свойствах автомобиля. В проекте представлены в табличном и графическом виде следующие характеристики:
- скорости движения на разных передачах;
- тяговые усилия на ведущих колесах на разных передачах;
- силы сопротивления движению;
- динамический фактоp на разных передачах при полной и частичной загрузке автомобиля (динамический паспорт).
Расчет состоит в вычислении в заданном диапазоне частот (700 – 5600) вращения коленчатого вала n, скорости движения автомобиля V(n), тяговых усилий на ведущих колесах Pk(n), сил сопротивления движению Pf(n) и Pw(n), динамического фактора по тяге Dk(n) и сцеплению колес Df(n) на разных передачах по формулам:
0.378 * n * Rk
V(n) = ѕѕѕѕѕѕѕ ; ( 4 )
Uкп * Uo
Pk(n) = Me(n) * Uкп * Uo * hтр / Rk ; ( 5 )
Pf(n) = 9.81 * Ga * f(V); ( 6 )
где f(V) = fo * ( 1 + V(n)2/19500 );
Pw(n) = kw * Fв * V(n)2/13; ( 7 )
где Fв = 0.78 * Bа * Hа - для легковых автомобилей;
Pk(n) - Pw(n)
Dk(n) = ѕѕѕѕѕѕ ; ( 8 )
9.81 * Ga
9.81 * Gвк * j - Pw(n)
Dj(n) = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ . ( 9 )
9.81 * Gвк
Радиус качения колеса можно определить исходя из обозначения устанавливаемых на автомобиле шин по формуле
Rk = ( dп/2 + bп*kh ) *dш,
где dш - коэффициент деформации шины (0.93 ... 0.95);
dп - посадочный диаметр колеса, м;
bп - ширина пpофиля шины, м;
kh - коэффициент, определяемый отношением высоты пpофиля шины к его шиpине (kh= 0.9 ... 0.92 - для легковых
На графике тяговой характеристики должна быть показана величина силы суммарного дорожного сопротивления, характерная для данного типа автомобиля, определяемая по формуле
Py = 9.81 * Ga * y. ( 10 )
коэффициент суммарного сопротивления дороги y определяется по формуле
y » fo + a , ( 11 )
где a - профильный уклон дороги, %.
Для дорог различных категорий установлены следующие максимально допустимые продольные уклоны a:
для первой категоpии a = 0.03;
для второй категоpии a = 0.04;
для третьей категоpии a = 0.05;
для четвертой категоpии a = 0.06;
для пятой категоpии a = 0.07.
Таблица №6
Исходные данные для расчета тягово-скоростных характеристик.
Параметр |
Размерность |
Обозначение |
Значение |
Радиус качения колеса |
м |
Rk |
0,341 |
Передаточное число главной передачи |
- |
Uo |
3,9 |
Передаточные числа коробки передач Uкп: |
|||
- первая передача |
- |
U1 |
3,50 |
- вторая передача |
- |
U2 |
2,26 |
- третья передача |
- |
U3 |
1,45 |
- четвертая передача |
- |
U4 |
1,0 |
КПД трансмиссии |
- |
КПДтр |
0,9 |
Коэффициент сопротивления качению |
- |
fo |
0,018 |
Коэффициент обтекаемости |
- |
kw |
0,3 |
Коэффициент сцепления |
- |
коэфсцеп |
0,8 |
Полная масса АТС |
кг |
Ga |
2710 |
Масса,приходящаяся на ведущие колеса |
кг |
Gвк |
1435 |
Ширина АТС (колея) |
м |
Ba |
1,940 |
Высота АТС |
м |
Ha |
1,970 |
Расчет радиуса качения колеса (маркировка – 185/82R15)
Коэфдефш.=0,95
dп=15*25,5=0,378 м
bп=0,185
kh=0,9
Rk=(0,378/2+0,185*0,92)*0,95=0,341
Расчет для первой передачи для n=1400 об/мин.
V(1400)=(0,105*1400*0,36)/(3,5*3,9)=13,23 км/ч
Pk(1400)=185,8*3,5*3,9*0,9/0,341=6692 Н
Pf(1400)=9.81*2710*(0.018*(1+13,22/19500))=482,8 Н
Pw(1400)=0.3*(0.78*1.97*1.94)*13,22/13=11,4 Н
Dk(1400)=(6692-11,4)/(9.81*2710)=0.251
Dкоэфсцеп(1400)=9,81*1435*0,8-11,4)/(9,81*1435)=0,798
На график динамической характеристики наносятся значения f0 и y в том же масштабе, что и Dk. Величена f0 определяет передачу, на которой автомобиль может равномерно двигаться по ровной дороге.
Максимальный подъем, который способен преодолеть автомобиль, определяется по формуле:
α=y-f0
Максимальная величина дорожного сопротивления, преодолеваемого на
- первой передаче: y1=0,256
- второй передаче: y2=0,165
- третьей передаче: y3=0,103
- четвертой передаче: y4=0,07
Максимальный подъем, который способен преодолевать автомобиль на:
- первой передаче: α=0,256-0,018=0,238
- второй передаче: α=0,147
- третьей передаче: α=0,085
- четвертой передаче: α=0,052.
Сила суммарного дорожного сопротивления:
Pсум=9,81*2710*(0,018+0,03)=1276,1 Н
Для определения динамических параметров частично загруженного автомобиля строится номограмма. Необходимо построить номограмму для загрузки автомобиля от) до 100%. Масштаб шкалы m0 находится по формуле:
m0= m100*G0/Ga
где m100 – масштаб основной шкалы Dk(n) для полностью загруженного автомобиля.
m0=2*1815/2710=2,7 см
На основании совместного гравика Df и f0, определяется возможность движения автомобиля по заданной дороше по условию:
f0≤Dk≤Df
0.018≤Dk≤Df
Таблица №7
Результаты расчета тягово-скоростных характеристик.
Передача |
Зрачение при оборотах ne,об/мин |
||||||||
n, об/мин |
700 |
1400 |
2100 |
2800 |
3500 |
4200 |
4900 |
5600 |
|
Me, H*м |
173,2 |
185,9 |
191,2 |
189,1 |
179,5 |
162,6 |
138,2 |
106,5 |
|
Первая |
V, км/ч |
6,61 |
13,23 |
19,84 |
26,46 |
33,1 |
39,7 |
46,3 |
52,9 |
Pk |
6234 |
6692 |
6882 |
6806 |
6463 |
5853 |
4977 |
3834 |
|
Pf |
479,6 |
482,82 |
488,19 |
495,7 |
505,4 |
517,2 |
531,1 |
546,9 |
|
Pw |
2,85 |
11,39 |
25,63 |
45,56 |
71,2 |
102,5 |
139,6 |
182,3 |
|
Dk |
0,234 |
0,251 |
0,257 |
0,254 |
0,240 |
0,216 |
0,181 |
0,137 |
|
Df |
0,799 |
0,798 |
0,797 |
0,796 |
0,794 |
0,792 |
0,789 |
0,785 |
|
Вторая |
V, км/ч |
10,2 |
20,5 |
30,7 |
40,9 |
51,2 |
61,5 |
71,7 |
81,9 |
Pk |
4025 |
4321 |
4444 |
4394 |
4173 |
3779 |
3214 |
2476 |
|
Pf |
481,1 |
488,8 |
501,7 |
519,7 |
542,9 |
571,2 |
604,7 |
643,4 |
|
Pw |
6,8 |
27,3 |
61,5 |
109,3 |
170,8 |
245,9 |
334,7 |
437,2 |
|
Dk |
0,151 |
0,161 |
0,164 |
0,161 |
0,150 |
0,132 |
0,108 |
0,076 |
|
Df |
0,799 |
0,797 |
0,795 |
0,791 |
0,786 |
0,780 |
0,773 |
0,765 |
|
Третья |
V, км/ч |
15,9 |
31,9 |
47,9 |
63,9 |
79,8 |
95,8 |
111,8 |
127,7 |
Pk |
2582 |
2772 |
2851 |
2819 |
2677 |
2425 |
2062 |
1588 |
|
Pf |
484,8 |
503,6 |
534,9 |
578,6 |
634,9 |
703,8 |
785,1 |
878,9 |
|
Pw |
16,6 |
66,4 |
149,3 |
265,5 |
414,8 |
597,4 |
813,1 |
1061,9 |
|
Dk |
0,096 |
0,101 |
0,104 |
0,096 |
0,085 |
0,068 |
0,046 |
0,018 |
|
Df |
0,798 |
0,794 |
0,788 |
0,778 |
0,766 |
0,752 |
0,734 |
0,715 |
|
Четвертая |
V, км/ч |
23,2 |
46,3 |
69,5 |
92,6 |
115,8 |
138,9 |
162 |
185,2 |
Pk |
1781 |
1912 |
1966 |
1944 |
1846 |
1672 |
1422 |
1095 |
|
Pf |
491,7 |
531,2 |
596,9 |
688,9 |
807,37 |
952,1 |
1123 |
1320,4 |
|
Pw |
34,9 |
139,6 |
313,9 |
558,2 |
872,19 |
1256 |
1710 |
2232,8 |
|
Dk |
0,065 |
0,068 |
0,062 |
0,052 |
0,036 |
0,015 |
-0,02 |
-0,042 |
|
Df |
0,797 |
0,788 |
0,774 |
0,755 |
0,730 |
0,699 |
0,663 |
0,621 |
Рисунок №3
На основании выполненых расчетов, делается вывод о тягово-скоростных качествах микроавтобуса РАФ-2203. Максимальныя скорость движения, согласно графику, - 136 км/ч.Максимальная скорость движения, зафиксированныя при испытаниях, - 125 км/ч. Это различие в скоростях объясняется погрешностью округления расчетов, неточностью формул.
По номограмме можно также определить запас силы тяги при различной загрузки микроавтобуса.
Рисунок №4
5. Разгон и торможение автомобиля.
К характеристикам разгона и торможения, подлежащим расчету, относятся следующие:
- ускорения автомобиля на разных передачах;
- скорости, при которых происходит переключение передач;
- время и путь разгона до предельной скорости;
- тормозной и остановочный путь автомобиля.
Для вычисления перечисленных характеристик используются результаты тягового расчета на передачах. Ускорения автомобиля на дороге с уклоном a= 0 % определяются по формуле
Dk(n) - f(V)