Роль инвестиций в экономике

все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие виды инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их "правила игры" более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.

Таким образом, существуют различные виды иностранных инвестиций.

Прежде, чем выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами .

Сегодня в России наибольший удельный вес приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 50,2 %. На долю прямых иностранных инвестиций пришлось 46,7%, портфельных —3,1 % .

Современные тенденции экономического развития России имеют историческую основу. Иностранный капитал занимал достаточно прочные позиции и в дореволюционной России. Значительный приток зарубежных инвестиций в экономику России отмечался еще в конце XIX века. Царское правительство всемерно поощряло приток иностранного капитала в страну. Одними из первых иностранных инвесторов в России были французские и бельгийские предприниматели, которые вложили значительные средства в металлургические и металлообрабатывающие предприятия. Немецкие капиталы концентрировались в горнодобывающей и химической промышленности, а английские предприниматели специализировались на добыче и переработке нефти. Иностранный капитал контролировал в России почти 90% добычи платины; около 80% добычи руд черных металлов, нефти и угля; 70% производства чугуна. Весьма заметным было присутствие иностранного капитала в химической, электротехнической, в производстве электроэнергии, строительстве железных дорог. Таким образом, в поиске средств для промышленного развития страны, царское правительство пошло по наиболее легкому пути - привлечения иностранных займов. Иностранные компании, имевшие ограничения на ввоз товаров в Россию, пользовались достаточно большой свободой по размещению инвестиций внутри страны. При этом иностранные компании часто злоупотребляли этой свободой, нещадно эксплуатируя природные ресурсы России, не стимулировали, а нередко тормозили развитие отдельных отраслей, которые могли обеспечить экономическую независимость страны. Под иностранными инвестициями в российском законодательстве подразумеваются все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а так же зарубежными филиалами российских юридических лиц, в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения дохода. Сейчас к числу основных инвесторов относятся Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций .

Судя по имеющимся статистическим данным, на конец 2007 г. накопленный (т.е. общий объем инвестиций с начала вложения, а также с учетом погашения, переоценки и прочих изменений активов и обязательств) иностранный капитал в экономике Российской Федерации составил порядка 220,6 млрд. долл. США. Рост к уровню 2006 г.- 54,3%. По состоянию на конец 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 264,6 млрд. долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. В 2008 г. в экономику России поступило 103,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд. долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд. долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд. долларов США (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд. долларов США (меньше на 15,2 %). Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2008г. 68,0 млрд. долларов, или на 16,3% больше, чем в 2007 году. В I квартале 2008г. объем погашенных инвестиций составил 14,3 млрд. долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд. долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд. долларов США (меньше на 5,7%), в IV квартале - 19,9 млрд. долларов США (больше на 6,9%) .


Таблица 2. Поступление иностранные инвестиций в 2008 г. млн. долларов США


2008г. Накоплено на конец 2008г.

поступило погашено (выбыло) Переоценка и прочие изменения активов и обязательств




всего в % к итогу
Всего 103,769 67,954 -5,771 264,599 100

2.3 Отраслевое и региональное распределение инвестиций


Отраслевое распределение. Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России позволяет сделать вывод, что приток зарубежных капиталовложений ограничивается не только наличием высоких политических и экономических рисков, но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции на внутреннем рынке. Наиболее динамичные отрасли экономики России стремились не пускать к себе иностранные компании, чтобы не делиться с ними контролем над предприятиями и соответственно прибылью. Те же отрасли, в которых складывалось критическое положение, и стоял вопрос о выживании, уступали контроль ради самосохранения. В результате наиболее доступными для иностранных инвесторов оказались отрасли, переживающие серьезные трудности. Это имеет свою положительную сторону, так как иностранные капиталы оказывали поддержку тем, кто нуждался в них в наибольшей степени. За период проведения экономических реформ значительно изменилась отраслевая структура иностранных капиталовложений.

В 2007 г. основные средства были вложены в оптовую розничную торговлю (47 310 млн. долл. США), обрабатывающие производства (31 948 млн. долл. США), добычу полезных ископаемых (17 393 млн. долл. США). В 2008 г. основные средства были вложены в обрабатывающие производства (79 254 млн. долл. США), в оптовую розничную торговлю (55 666 млн. долл. США), добычу полезных ископаемых (50 235 млн. долл. США) (табл. 3).

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности



2005 2006 2007

Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу
Всего инвестиций 53651 100 55109 100 120941 100
в том числе:





сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 156 0,2 325 0,6 468 0,4
рыболовство, рыбоводство 22 0,0 23 0,0 49 0,0
добыча полезных ископаемых 6003 11,2 9152 16,6 17393 14,4
обрабатывающие производства 17987 33,5 15148 27,5 31948 26,4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 328 0,6 307 0,6 822 0,7
строительство 228 0,4 713 1,3 2911 2,4
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 20461 38,2 13089 23,7 47310 39,1
гостиницы и рестораны 52 0,1 32 0,1 59 0,1
транспорт и связь 3840 7,2 5297 9,6 6703 5,5
финансовая деятельность 1813 3,4 4698 8,5 4450 3,7
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2602 4,9 5998 10,9 8414 7,0
образование 0,1 0,0 1 0,0 3 0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 15 0,0 52 0,1 68 0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 144 0,3 273 0,5 295 0,2

В 2008 г. продолжились изменения в отраслевом распределении иностранных вложений . Из-за роста издержек производства наметилась тенденция к снижению инвестиционной привлекательности добывающей промышленности. На первые позиции вышли торговля и обрабатывающее производство, а также транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом и финансовая промышленность.

Региональное распределение. Объем иностранных инвестиций, привлеченных в различные регионы России, зависит от инвестиционного климата, последовательности в проведении рыночных реформ, развития экономического потенциала, динамики преобразования производственной и финансовой инфраструктуры, эффективности использования природных и трудовых ресурсов.

Анализ регионального распределения импорта иностранного капитала в Россию показывает, что с самого начала притока иностранного капитала наиболее привлекательными были Москва и промышленно развитые регионы, а также регионы, богатые природными ресурсами. Так, в 2006 г. из общего объема иностранных инвестиций на Москву приходилось 27,4%, Санкт-Петербурга – 4,2%, Свердловской области – 3,3%, Нижегородской области - 1,5%, Новгородской области – 1,1% .


Таблица 4 Сравнительные данные социально-экономических показателей отдельных субъектов Федерации в 2006 г.


Валовой региональный продукт, млрд. руб. Инвестиции в основной капитал. млн. руб.
Москва 4005,9 555784
С.-Петербург 667,9 177994
Нижегородская область 296,9 84812
Новгородская область 61,0 18790
Свердловская область 481,7 133775

Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России и в 2007 г. свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия.

В целом в зависимости от разноплановых факторов определяющих инвестиционный климат, все регионы России можно разбить на три группы: ● Первая - регионы с относительно благоприятным инвестиционным климатом, с максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур.

К первой группе можно отнести около 20 регионов и городов. Прежде всего, это города Москва и Санкт-Петербург, области - Сахалинская, Московская, Томская, Челябинская, Свердловская, Ростовская, Архангельская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Новгородская и Тюменская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский и Краснодарский края. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику России.

● Вторая - регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, с невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Вторая группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 80 регионов России, в том числе-области - Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Амурская, Магаданская, Приморский край, Республика Коми, Удмуртская Республика, Республика Дагестан.

● Третья - регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, с минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур.

К третьей группе относятся примерно 15 регионов, в том числе ряд регионов Центрально-Черноземного района, все республики Северного Кавказа, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Еврейская автономная область, Ингушская Республика.

В 2007 г. из общего объема иностранных инвестиций на Москву приходилось 56,6%, Сахалинской области – 10,7%, Московской области - 9,2%, Санкт-Петербурга – 8,1%, Томской области – 7,3%, Республики Татарстан – 6,7%, Челябинской области – 5,4%, Свердловской области – 4,1%, Ростовской области – 3,9%, Архангельской области – 2,7% .

Объем инвестиций в 2008 г. понизился на 1,9% по сравнению с предыдущим годом, что следует рассматривать довольно неплохой результат, который позволил удержать тенденцию в динамике данного показателя от спада. Так, в 2008 г. доля Москвы из общего объема иностранных инвестиций составила 54,4%, Сахалинской области – 6,4%, Московской области -5,7%, Санкт-Петербурга -5,2%, Томской области – 5,0%, Республики Татарстан – 4,7%, Тюменской области – 3,8%, Краснодарского края – 3,1%, Республики Коми – 2,0%, Нижегородской области – 1,9%, Иркутской области – 1,4% .


Таблица 5 Региональное распределение иностранных инвестиций в России в 2008 г

Регионы

Иностранные инвестиции

Млн. долл.

Москва

Сахалинская обл.

Санкт-Петербург

Московская обл.

Республика Татарстан

Тюменская обл.

Краснодарский край

Республика Коми

Нижегородская обл.

Иркутская обл.

14314,8

1481,9

1259,2

1250,7

1060,0

1037,1

830,0

481,3

441,6

375,6


Региональное распределение накопленных иностранных инвестиций в России подтверждает особый статус и неоспоримое лидерство Москвы по привлекательности для зарубежных вкладчиков капитала. Сейчас на этот регион приходится почти половина общего объема накопленных инвестиций, в том числе более трети прямых инвестиций. Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране не одинаков и имеет значительные межрегиональные отличия .


2.4 Вопросы повышения инвестиционной активности


Одним из важнейших факторов, способствующих росту экономики, является инвестиционная активность предпринимательства. Для создания условий, делающих регион привлекательным для инвесторов, необходима разработка и реализация индивидуальных программ для стратегических, прямых финансовых и портфельных инвесторов.

Программа для стратегических инвесторов должна стимулировать инвесторов размещать на территории регионов основные производственные мощности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории, головные офисы, службы маркетинга и сбыта. Сегодня в подавляющем большинстве случаев российские предприятия становятся лишь второстепенными звеньями цепочек создания стоимости, центр которых вынесен за пределы нашей страны.

Программа для прямых финансовых инвесторов должна демонстрировать инвестиционный потенциал объектов рискового финансирования. К ним относятся: корпоративные стратегии и бизнес-модели, способные обеспечить высокий потенциал роста, квалификация менеджмента, уровень культуры корпоративных взаимоотношений, механизмы, обеспечивающие ликвидный выход финансового инвестора посредством продажи акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору.

Программа для портфельных инвесторов должна включать меры обеспечения платежеспособности региона и стимулирования процессов развития компаний, способных разместить свои акции на открытом рынке.

Среди направлений инвестиционной политики в современных условиях одним из главных должно стать развитие инфраструктуры рискового финансирования. Необходимо стимулировать создание в регионах России фондов венчурного финансирования, которые должны активно сотрудничать с региональными властями и пользоваться их поддержкой .

Повышение инвестиционной активности возможно за счет реализации следующих мер:

- разработки законодательно-правового механизма зашиты частных инвестиций и введения государственных гарантий их возврата за счет организации государственного страхового инвестиционного фонда;

- формирования стимулирующей организационно-правовой системы привлечения валютных сбережений населения введением порядка использования валюты на внутреннем рынке только по безналичным перечислениям и с помощью электронных карточек;

- обеспечения государственных гарантий привлечения прямых иностранных инвестиций путем введения обязательного государственного страхования и создания финансового механизма возврата валютных доходов, в том числе на основе раздела продукции, но не более 50% долевого участия иностранного инвестора;

- стабилизации финансово-денежного обращения наведением элементарного порядка в финансовом обслуживании предприятий, организаций и населения (ограничение расчетных счетов в банках до одного- двух рублевых и одного валютного);

- введением действенных денежных санкций против нарушений нормальных процессов финансово-денежного обращения банковской и финансовой олигархией и государственными организациями законодательного запрета Центробанку России заниматься банковским бизнесом;

- законодательно-правового обеспечения таможенной, налоговой и социальной защиты внутреннего рынка России на принципах международного права от неравноправной рыночной конкуренции со стороны, как российских олигархов, так и мировых банковско-финансовых магнатов и транснациональных финансово-промышленных корпораций;

- рентного регулирования государством рынков продукции естественных монополистов путем изъятия природной ренты, в первую очередь в целях упорядочения ценообразования на электроэнергию, топливо, черные и цветные металлы, а также стабилизации тарифов на железнодорожные перевозки и перевозки грузов, особенно в районы Крайнего Севера.

В то же время, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. одним из направлений перехода экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития является создание конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику:

—создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;

—поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;

снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет развития финансовых институтов, обеспечения макроэкономической стабильности, защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства;

улучшение доступа компаний к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;

повышение договороспособности компаний и транспарентности ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества;

обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

В связи с этим необходимо активно стимулировать такие предпосылки экономического роста, как:

возрождение и умножение высококачественного человеческого потенциала;

восстановление основного капитала;

обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики при полном прекращении нелегального его оттока из страны, который, даже по самым скромным оценкам, достигает ежегодно 20—25 млрд. долл.;

совершенствование налоговой системы, направленное на приоритетное стимулирование научно-инновационной деятельности;

формирование цивилизованного инвестиционного рынка и его ядра — рынка инноваций и высоких технологий при подчиненном и обслуживающем положении фондового рынка, ориентированного на финансирование инноваций и высоких технологий, а не на финансовые махинации. За счет фондового рынка в нашей стране формируется не более 3% реальных объемов инвестиций, а акции и ценные бумаги не действуют как факторы широкого привлечения частных и иностранных капиталов, поскольку операции на фондовом рынке на 98% проводятся в спекулятивных целях.

Необходимо кардинальное изменение социальной ориентации структуры рыночной экономики. Для этого требуется разработать государственные мероприятия, направленные на:

повышение потребительского спроса за счет резкого роста оплаты труда, в первую очередь в научно-инновационной сфере, а также сокращения разницы в доходах самой богатой и самой бедной части населения;

значительное увеличение инвестиционного спроса путем приоритетного развития социально значимых отраслей экономики и сферы услуг на основе льготного кредитования, субсидий, таможенных и импортных квот, налоговых льгот по снижению НДС, тарифной защиты, введения государственного заказа на поставку сырья для производства продукции на простаивающих производственных мощностях в ряде отраслей, развития малого предпринимательства, ограничения долевого участия прямых зарубежных инвестиций с учетом раздела продукции (не более 50%);

—приоритетное инновационное развитие производства высокотехнологичных машин и оборудования для социально значимых отраслей экономики и сферы услуг путем загрузки простаивающих мощностей в машиностроении (50—70%), технологической конверсии оборонных заводов на основе государственного заказа и связанных кредитов на поставку оборудования по импортозамещению, создания вместе с оборонными предприятиями инновационно-технологических предприятий, поддержки малых венчурных технологических фирм, формирования рынка инновационных технологий, замещения импорта оборудования отечественными изделиями;

—увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции государственного заказа, беспроцентное государственное кредитование сельского хозяйства под закупки посевного зерна, сельскохозяйственных машин, горюче-смазочных материалов для проведения посевных работ и сбора урожая, развитие фермерства, освобождение продукции сельского хозяйства от налога с оборота, а также осуществление частичного дотационного финансирования сельскохозяйственного производства и фермерства.

Важнейшим приоритетом инвестиционной политики является восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек, начиная со второго подразделения по производству товаров народного потребления, во взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологических средств труда и предметов труда путем приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно-технологического цикла. Учитывая значительное разрушение воспроизводственных цепочек из-за распада СССР, закрытия ряда предприятий по производству средств труда в машиностроении, целесообразно налаживать воспроизводственные связи в рамках Союза России и Белоруссии, а также с другими странами СНГ, импортировать отдельные виды оборудования с учетом ограничений ВТО. При расширении функций сбережения и инвестирования финансово-кредитной системой реальной экономики и обеспечении устойчивого экономического роста появится возможность для структурно-инновационной модернизации основного капитала всех отраслей народного хозяйства. На такой основе будет обеспечена реальная сбалансированность расширенного воспроизводства за счет дополнения коротких воспроизводственных циклов более длительными. Это позволит восстановить устойчивое накопление в национальной экономике и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет приоритетного развития наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.

Для России как крупного федеративного государства, характеризующегося существенными природно-климатическими и социально-экономическими различиями между отдельными территориями, задача регулирования инвестиционных процессов усложняется. Для выявления факторов, сдерживающих инвестиционную активность в стране, нужен более подробный анализ инвестиционной деятельности не только в отраслевом, но и в территориальном разрезе (по конкретным субъектам Федерации). Результаты такого анализа одинаково важны сточки зрения: формирования "федеральным центром" инвестиционной политики; выработки стратегии развития самими субъектами; согласования их совместных усилий, направленных на повышение экономической мощи страны .


2.5 Влияние Мирового кризиса на инвестиции


Взвешенная бюджетная политика и существенные финансовые резервы защитили Россию от более глубокого влияния внешних шоков. Ответные меры экономической политики, будучи быстрыми, широкомасштабными и хорошо скоординированными, помогли ограничить негативное влияние кризиса. Краткосрочная макроэкономическая стабилизация должна оставаться приоритетом, а Правительство должно продолжать корректировать ответные меры краткосрочной политики в соответствии с меняющимися экономическими условиями.

Однако кризис также предоставляет возможности Российскому правительству для решения среднесрочных и долгосрочных задач по повышению конкурентоспособности, диверсификации экономики и модернизации финансового сектора, чтобы стимулировать быстрые темпы экономического роста и жизненного уровня. Такая политика обеспечит возможности, при которых Россия сумеет выйти из глобального кризиса, создав новый потенциал для динамичного долгосрочного роста на основе повышения производительности и в большей степени используя преимущств интеграции в глобальной экономике.

Снижение темпов роста производства и инвестиций После 10 лет бурного роста Россия испытала воздействие глобального финансового кризиса, что ставит новую задачу в области макроэкономической политики. После того как российская экономика достигла впечатляющих темпов роста в период с 1999 по 2007 г. (7% в год) и еще более высоких темпов в первой половине 2008 г. (8%), в стране началось постепенное замедление экономического роста.

Замедление темпов экономического роста в России

В первой половине 2008 г. в России по-прежнему наблюдались высокие темпы роста ВВП — около 8%, что отчасти было отражением хороших фундаментальных макроэкономических условий (табл. 1.1). Такие темпы роста превышали долгосрочный потенциал российской экономики (согласно оценкам, он составляет примерно 6—7%), а признаки перегрева были уже очевидны. Рост инфляции, сокращение безработицы, повышение коэффициента использования производственных мощностей, а также тот факт, что рост реальной заработной платы значительно опережает рост производительности, — все эти признаки свидетельствовали о "перегреве" экономики в условиях ограничений (в основном инфраструктурных), сдерживающих предложение.

Хорошие фундаментальные макроэкономические условия в России, взвешенная бюджетная политика и отсутствие влияния кризиса ипотечного кредитования в США частично защитили российскую экономику и ограничили влияние глобального финансового кризиса. Благодаря незначительному объему государственного внешнего долга, большому двойному профициту (профицит бюджета и счета текущих операций), наличию одних из крупнейших в мире золотовалютных резервов и благоприятным оценкам рейтинговых агентств, иностранные инвесторы вплоть до середины 2008 г. считали Россию безопасной гаванью, которая достаточно защищена от ухудшения финансовых условий во всем мире. Создав хороший бюджетный и резервный буфер по сравнению с большинством других стран с формирующейся рыночной экономикой, Россия смогла задержать приход и ограничить воздействие глобального кризиса. На самом деле сейчас уже очевидно, что если бы к началу текущего глобального финансового кризиса у России не было такого большого профицита бюджета и огромного объема ресурсов, накопленных в стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, последствия кризиса сказались бы гораздо раньше и были бы намного серьезнее, чем сейчас. Не менее важно и то, что у правительства было бы гораздо меньше времени, ресурсов, возможных вариантов экономической политики и свободы маневрирования для того, чтобы ограничить воздействие кризиса на реальный сектор.

Глобальный кризис негативно сказался на России в виде четырех взаимосвязанных шоков:

1. Развитие глобального кризиса привело к резкому прекращению притока, а затем к оттоку капитала в результате бегства инвесторов, которые стали уводить свои средства в более надежные активы с развивающихся рынков, включая Россию.

2. Глобальный кризис кредитной системы сказался на банковской системе России, у которой возникли проблемы с ликвидностью в период сроков погашения краткосрочной внешней задолженности.

3. Резкое падение цен на нефть ведет к уменьшению профицитов бюджета и счета текущих операций России, а также к снижению огромных золотовалютных резервов страны.

4. На российском фондовом рынке произошел масштабный обвал (это во многом отражает утрату доверия инвесторов во всем мире и ожидание резкого падения цен на нефть). К середине ноября 2008 г., т. е. менее чем за 5 месяцев, он потерял примерно 2/3 своей стоимости.

Данные шоки сдерживают внутренний спрос, являющийся главным фактором роста в России, что ставит перед Правительством новые задачи экономической политики в совершенно иных внешних и внутренних условиях по сравнению с тем, что было всего несколько месяцев назад. Главная задача экономической политики сейчас заключается в том, чтобы ограничить неизбежное воздействие кризиса на реальный сектор, сохранив при этом доставшуюся большой ценой макроэкономическую стабильность и особенно стабильность бюджетной системы.

Начиная с июля 2008 г. стремительное развитие глобального финансового кризиса и падение цен на нефть привели к резкому ухудшению перспектив развития мировой экономики, вызвав "охлаждение" российской экономики. После 3 июля 2008 г., когда цены на нефть достигли своего исторического максимума — 144,04 долл. за нефть марки Brent и 139,52 долл. за нефть марки Urals, — появились первые признаки "охлаждения" экономики, которое сначала было обусловлено возросшими ограничениями производственных мощностей, увеличением затрат на факторы производства и реальным укреплением рубля. Однако падение мирового спроса и снижение цен на нефть ускорили процесс замедления роста (см. врезку "Ухудшение мировой конъюнктуры").Со стороны предложения снижение темпов роста сначала произошло в торгуемых отраслях, однако сейчас замедление роста наблюдается и в неторгуемых отраслях, где ранее были зарегистрированы очень высокие темпы роста. Резкий рост заработной платы, опережавший рост производительности, и укрепление рубля продолжали снижать конкурентоспособность торгуемых отраслей. В целом в торгуемых отраслях рост во II кв. 2008 г. составил 3,4%, в то время как в I кв. 2008 г. он составил 5,2% (табл. 1.2). Вместе с тем в неторгуемых отраслях в первой половине 2008 г. наблюдался рост в 9,5%, что было обусловлено высоким потребительским спросом, особенно в строительстве и розничной торговле. Однако рост замедлился даже в бурно развивающейся строительной отрасли, где во II кв. 2008 г. темпы роста сократились с 28,3% в предыдущем квартале до 18,7%. Сейчас появились признаки того, что темпы роста строительной отрасли будут и в дальнейшем резко снижаться ввиду продолжающегося ужесточения условий кредитования. Самые последние данные о росте производства в основных отраслях свидетельствуют о том, что в III кв. прошедшего года в строительстве продолжалось резкое сокращение темпов роста, которые составили всего лишь 9,5% (за аналогичный период 2007 г. — 15,7%).Обрабатывающая промышленность, двигатель промышленного роста в России, показывала хорошие результаты вплоть до конца сентября 2008 г., однако в IV кв. в этом секторе, вероятно, произойдет снижение темпов роста. Согласно последним данным об индексах производства в сентябре 2008 г. темпы роста в обрабатывающей промышленности составили 8,2% (к сентябрю 2007 г.), что, главным образом, объясняется ростом производства гидротурбин (97,3%), тракторов (74%), легковых автомобилей (28,4%) и труб (26,1%). В течение первых 3 кварталов 2008 г. объем производства в обрабатывающей промышленности вырос на 7,7% (за аналогичный период 2007 г. — на 7,8%). Высокие темпы роста в обрабатывающей промышленности отчасти обусловлены наличием старых заказов (в основном от государственных предприятий). Однако в связи с ужесточением условий кредитования в IV кв. обрабатывающая промышленность, скорее всего, тоже столкнется с падением спроса, что негативно скажется на темпах роста производства. Заглядывая в будущее, можно предположить, что ухудшение финансовых условий в мире и резкое падение цен на нефть в III и IV кв. 2008 г. приведут к еще большему снижению темпов экономического роста в России. Финансовые потрясения уже вызвали увеличение стоимости заимствований, отрицательно повлияли на ликвидность и кредитование и, как следствие, ограничили совокупный спрос, что оказывает неблагоприятное воздействие на уровень потребления и инвестиций. Ожидается, что в IV кв. все эти процессы ускорятся, особенно в отраслях, более чутких к изменению финансовых условий, таких как строительство и розничная торговля. Сокращение внутреннего спроса, одного из основных факторов краткосрочного роста в России. Снижение темпов роста инвестиций в первой половине 2008 г. стало началом постепенного сокращения роста совокупного спроса, за которым последовало снижение темпов роста потребления (рис. 1.1). После бума, наблюдавшегося в I кв. 2008 г., когда объем инвестиций, являющихся главным (вместе с потреблением) фактором роста в краткосрочной перспективе, увеличился на 19,1%, во II кв. произошло сокращение до 13%, а III кв. — до 9,9% (табл. 1.3). Такое снижение темпов роста инвестиций было во многом связано с государственными корпорациями и добывающими отраслями, где, согласно отчетным данным, в первом полугодии 2008 г. темпы роста инвестиций резко упали до 6,2% (по отношению к первому полугодию 2007 г.), в то время как в 2007 г. они составляли 19,1%. Свой вклад в такое развитие событий внесли ограничения предложения, увеличение глобальных неопределенностей и изменения в настроении иностранных и отечественных инвесторов. С ростом неопределенностей инвесторы повсеместно сократили горизонты инвестирования и пересмотрели (или отложили) долгосрочные дорогостоящие инвестиции. В результате снизились темпы роста прямых иностранных инвестиций. Общая доля инвестиций в ВВП по-прежнему составляет около 22%, что ниже уровня, характерного для быстро развивающихся стран Азии. Кроме того, ухудшение условий кредитования, растущая неопределенность и прогнозируемый рост безработицы уже сказались на темпах роста потребления. В перспективе большую тревогу вызывает то, что инвестиции сильно сконцентрированы в нескольких, главным образом неторгуемых, отраслях. На долю неторгуемого сектора приходится 2/3 инвестиций в основной капитал, что отражает общую структуру роста (табл. 1.4). Более подробный анализ инвестиций по отраслям показывает, что основной объем инвестиций по-прежнему сконцентрирован в добывающих отраслях, а также в секторе транспорта и связи, где трубопроводный транспорт занимает значительную долю. Рост инвестиций в торгуемом секторе сократился в первом полугодии 2008 г. до 8,1% (в 2007 г. он составлял 16,1%). Что касается не торгуемого сектора, то в розничной торговле началось даже резкое сокращение инвестиций в основной капитал, прежде всего из-за ужесточения условий кредитования. В то же время инвестиции в основной капитал в железнодорожной отрасли выросли на 49,3% в первом полугодии 2008 г., что, возможно, объясняется наличием старых крупных заказов на локомотивы, а также пассажирские и грузовые вагоны.

2.6 Инвестиционные проекты в Краснодарском крае


"Краснодарский край развивается ускоренными темпами и имеет устойчивую репутацию одного из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес-сообществе весьма высок. Так, в сентябре 2009 года агентство "Standard&Poor’s" подтвердило международный кредитный рейтинг Краснодарского края "ВВ" (прогноз "Стабильный"). А в ноябре 2009 года не менее авторитетное международное агентство "Fitch Ratings" повысило долгосрочный рейтинг Краснодарского края в национальной валюте со "Стабильного" до "Позитивного", отметив при этом диверсифицированную и развитую экономику края, стабильный поток налоговых доходов, хорошие показатели исполнение бюджета и низкую долговую нагрузку.Для любого инвестора важнейшими условиями бизнеса являются стабильность и динамичность развития региона. Краснодарский край отвечает этим требованиям",- такой точки зрения придерживается губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев.

Выделяют 10 причин инвестирования в Краснодарский край:

В Краснодарском крае - одно из лучших