Социально-экономическая ситуация в Республике Беларусь

Творческое задание № 1

Охарактеризовать социально-экономическую ситуацию в стране. Предложить рекомендации по её дальнейшему улучшению.

В сложнейших условиях мирового экономического развития определяется нарастание противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).

Для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества):

выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры;

значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых;

относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу;

высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров;

многовекторные внешнеэкономические связи.

В прошедшем пятилетии основное внимание органов государственного и хозяйственного управления, всех коллективов предприятий и организаций республики было направлено на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 –2005 годы.

Создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Ежегодно улучшаются ее качественные параметры – повышается рентабельность, сокращается доля убыточных предприятий, снижается энергоемкость ВВП, растет производительность труда, уменьшаются запасы готовой продукции на складах.

В стране проводится денежно-кредитная, валютная политика по замедлению роста потребительских цен, что позволило в 2005 году снизить уровень инфляции до 0,6 процента в среднемесячном исчислении.

Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии.

Ускорение экономического роста и повышение эффективности работы отраслей экономики, наряду с позитивными сдвигами по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, позволили решить важнейшую задачу – обеспечить к концу 2005 года номинальную начисленную среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства в сумме 261 доллара США в эквиваленте.

Основные макроэкономические показатели Программы на 2001 – 2005 годы выполнены (см. таблицу). Это позволило в 2005 году по многим параметрам значительно превысить уровень 1990 года: по производству ВВП – на 27 процентов, выпуску промышленной продукции – на 53, производству потребительских товаров – на 66, реальным денежным доходам – на 75 и по заработной плате – на 95 процентов.

Производство продукции сельского хозяйства составило 90 процентов, инвестиции в основной капитал – 95 процентов к уровню 1990 года.

Для сравнения следует отметить, что ведущие страны СНГ в этот период по основным параметрам в большей степени отставали от указанного уровня. Например, объем производства ВВП в 2004 году относительно 1991 года составил в целом по государствам, входящим в СНГ, 89 процентов, в том числе в России – 89,5 процента, Украине – 66,7 процента.

Таблица 1. Выполнение заданий Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, в процентах.


Программные показатели Выполнение 2005 год



к 1990 году к 1995 году
Валовой внутренний продукт 135 – 140 143,1 127 1,9 раза
Продукция промышленности 128 – 132 151,8 153 2,5 раза
Продукция сельского хозяйства 122 – 128 125,7 90 1,2 раза
Инвестиции в основной капитал 160 – 170 184 95 2,5 раза
Производство потребительских товаров 142 – 147 150,4 166 2,8 раза
в том числе:



продовольственных 139 – 144 151,1 117 2,3 раза
непродовольственных 146 – 152 150,4 198 3,4 раза
Реальные денежные доходы населения 158 – 163 176,7 175 3,4 раза
Реальная заработная плата 180 – 185 207,0 195 3,5 раза

Анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;

относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

слабая инновационная активность;

дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;

недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;

благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;

внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

наращивание экспортного потенциала страны;

развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

развитие малых и средних городов;

жилищное строительство.


Творческое задание № 2

1-й этап.

Выбранный мной для характеристики товар – картофель. Он является продуктом питания, а также товаром повседневного спроса. Картофель является товаром низшей категории, так как спрос на него изменяется в обратной зависимости от изменения доходов потребителей.

Таблица 2. Спрос индивидуального покупателя на картофель (в килограммах).

Цена за килограмм, в руб. Величина спроса в неделю
500 1
400 2
300 3
200 5
100 8


Рисунок 1. Кривая индивидуального спроса на картофель.

Неценовые факторы, влияющие на спрос картофеля.

1) Потребительские вкусы.

Благоприятные для картофеля изменения потребительских вкусов, рекламой или изменениями моды, будут означать, что спрос возрастёт при любой цене. Неблагоприятные изменения в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Потребители, озабоченные угрозой здоровью или появлением лишнего веса сократят спрос на картофель, так как он содержит трудно перерабатываемую клетчатку и большое количество углеводов, и увеличат спрос на капусту и свежие и кисломолочные продукты.

2) Количество покупателей.

Увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса.

3) Доход.

Повышение дохода приводит к увеличению спроса. Если доход превышает большой уровень, потребители могут покупать меньше картофеля.

4) Потребительские ожидания.

Ожидания относительно повышения цен в будущем могут побудить покупателя приобретать картофель сейчас, чтобы предупредить угрожающее повышение цен. К примеру, в следствие неурожая картофеля (из-за погодных условий или насекомых), потребители будут полагать, что предстоящая нехватка повысит цену на него. Поэтому они «запасают» картофель, скупая его сейчас в больших количествах.

Эластичность спроса по цене на картофель

Степень ценовой эластичности или неэластичности измеряется при помощи коэффициента Ed.

Ed = Процентное изменение величины спроса на картофель /

Процентное изменение цены на картофель

Процентные изменения вычисляются путём деления изменения цены на исходную цену и соответствующего изменения величины спроса на исходную величину спроса. Изменение представляет собой разницу между теперешним положением и прошлым.

Ed = ((2 – 1) / 1) / ((400 - 500) / 500) = - 1/ 0,2 = - 5

Таблица 3. Рыночное предложение картофеля индивидуальным производителем.

Цена за килограмм (в руб.) Величина предложения в неделю
500 8
400 7
300 5
200 3
100 1

Рисунок 2. Кривая предложения на картофель.

Неценовые факторы предложения.

1) Число продавцов.

Чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фермерских хозяйств, кривая предложения картофеля станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше предложение. Рост количества фирм, выращивающих картофель, увеличивает предложение сортов этого картофеля.

2) Ожидания.

Ожидания изменения цены картофеля в будущем могут влиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время. Фермеры могут задержать вывоз картофеля нынешнего урожая на рынок, ожидая повышения цены в будущем.

3) Налоги и субсидии.

Фирмы рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налога увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Если государство субсидирует выращивание картофеля, оно снижает издержки и увеличивает его предложение.

4) Технологии.

Совершенствование технологии означает, что новые знания позволяют выращивать каждый килограмм картофеля с меньшими затратами (использование более эффективных и экологичных удобрений, техники для уборки и обработки урожая). Это приведёт к снижению издержек и увеличению предложения.

Равновесная цена и равновесный объём производства.

Мы можем определить равновесную цену и оптимальное количество картофеля для реализации на рынке методом подбора или графически.

Цена 500 руб. побуждает фермеров вырастить большое количество картофеля, но отбивает у потребителей желание его покупать. При такой цене картофеля покупка других продуктов представляется более выгодной сделкой. В результате на рынке образуется избыточное предложение картофеля в 1 тыс. кг.

При цене 100 руб. величина спроса превышает величину предложения на 7 тыс. ед. Эта цена отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на выращивание картофеля, но порождает у потребителей купить его больше. В результате возникает избыточный спрос на неё в размере 7 тыс. ед.

Методом подбора мы исключили все цены, кроме цены в 300 руб. При этой цене количество картофеля, которое фермеры желают предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. Эта цена называется равновесной ценой, а 5 тыс. килограмм картофеля – равновесным количеством предложения (рис. 3).

Рисунок 3. Равновесная цена и количество продукта, определённые рыночным спросом и предложением.

2-й этап.

Постоянные издержки (TFC) – это такие издержки величина которых не меняется с изменением объёма производства. Это арендные платежи, амортизационные отчисления, ключевые взносы, зарплата ключевых специалистов и менеджеров.

Переменные издержки (TVC) – это такие издержки, величина которых меняется с изменением объёма производства. К ним относятся затраты на сырьё, топливо, энергию, транспортные услуги, оплата трудовых ресурсов.

Общие издержки (TC) – это сумма постоянных и переменных издержек при любом объёме производства.

Средние постоянные издержки (AFC) любого объема производства определяются путём деления совокупных постоянных издержек на количество произведённой продукции.

Средние переменные издержки (AVC) – любого объёма производства определяются путём деления совокупных переменных издержек на количество произведённой продукции.

Средние общие издержки (ATS) – любого объёма производства рассчитываются путём деления общих издержек на количество произведённой продукции или путём сложения средних постоянных и средних переменных издержек того или иного объёма производства.

Таблица 4. Показатели общих издержек.

Совокупный продукт (Q), в ед. Совокупные постоянные издержки (TFC), в тыс. руб. Совокупные переменные издержки (TVC), в тыс. руб. Общие издержки (TC = TFC + TVC), в тыс. руб.
1 2 3 4
0 100 0 100
1 100 90 190
2 100 170 270
3 100 240 340
4 100 300 400
5 100 370 470
6 100 450 550
7 100 540 640
8 100 650 750
9 100 780 880
10 100 930 1030

Рисунок 4. Общие издержки как сумма постоянных и переменных издержек.

Таблица 5. Средние и предельные издержки

Совокупный продукт (Q), в ед.

Средние постоянные издержки

(AFC = TFCQ).

Средние переменные издержки

(AVC = TVCQ).

Средние общие издержки

(ATC = TC/Q).

Предельные издержки

(MC = ∆TC/∆Q)

1 2 3 4 5
0 - - - -
1 100 90 190 90
2 50 85 135 80
3 33,3 80 113,33 70
4 25 75 100 60
5 20 74 94 70
6 16,67 75 91,67 80
7 14,29 77,14 91,43 90
8 12,5 81,25 93,75 110
9 11,11 86,67 97,78 130
10 10 93 103 150

Рисунок 5. Кривые средних издержек и кривая предельных издержек

Предельные издержки – это дополнительные или добавочные издержки, возникшие в результате производства ещё одной дополнительной единицы продукции.

Предельный доход (MR)- изменение общего объёма выручки фермера в результате продажи одной дополнительной единицы картофеля. Предельный доход равен изменению общего размера выручки, делённого на изменение количества проданного картофеля.

MR = ∆TR / ∆Q,

где ∆TR – изменение общих издержек; Q – изменение количества продукта.

Если ∆Q = 1, то MR = TRn+1 - TRn


Таблица 6. Предельный доход.

Совокупный продукт (Q), в ед. Цена за килограмм Общий доход Предельный доход




1 2 3 4
0 0 0
1 500 500 500
2 400 800 300
3 300 900 100
4 240 960 60
5 200 1000 40
6 160 960 -40
7 130 910 -50
8 100 800 -110
9 70 630 -170
10 50 500 -130

В условиях несовершенной конкуренции для определения цены и оптимального объёма производства используется два подхода. Первый называется сравнением предельных издержек и предельного дохода. Предельные издержки равны предельному доходу – то условие максимизации прибыли и установления максимальной цены. В нашем случае, когда MR = MC, объём производства равен 4 тыс. ед. Тогда нам пришлось бы установить цену на картофель, равную 60 руб. Но так как рыночный спрос выше, мы повышаем цену до 240 руб.

Цена, соответствующая равенству предельных издержек и предельного дохода, называется оптимальной ценой. По такой цене можно было продавать продукцию в условиях совершенной конкуренции, но монополизированная фирма устанавливает цену на продукцию выше, чем предельные издержки на товар.

Цена, равная 240 руб. называется монопольной ценой фирмы.

Максимальная прибыль будет составлять: D – AТC.

Второй подход: сопоставление общего дохода фирмы и общих издержек. Прибыль фирмы максимальна, если разница между общим доходом и общими издержками является наибольшей.

Таблица 7. Исходные данные 1.

Совокупный продукт (Q), в ед. Средние общие издержки Цена за килограмм(P) Общий доход(TR) Предельный доход(MR) Предельные издержки

(ATC = TC/Q).


(MC = ∆TC/∆Q)
1 2 3 4 5 6
1 190 500 500 500 90
2 135 400 800 300 80
3 113,33 300 900 100 70
4 100 240 960 60 60
5 94 200 1000 40 70
6 91,67 160 960 -40 80
7 91,43 130 910 -50 90
8 93,75 100 800 -110 110
9 97,78 70 630 -170 130
10 103 50 500 -130 150

Рисунок 6. Первый метод определения максимизации прибыли, объёма производства и цены.

Таблица 8. Исходные данные 2.

Совокупный продукт (Q), в ед. Общий доход(TR) Цена за килограмм(P) Общие издержки (TC = TFC + TVC), в тыс. руб.




1 2 3 4
0 0
100
1 500 500 190
2 800 400 270
3 900 300 340
4 960 240 400
5 1000 200 470
6 960 160 550
7 910 130 640
8 800 100 750
9 630 70 880
10 500 50 1030




Рисунок 7. Второй метод определения максимизации прибыли, объёма производства и цены.

Тестовые задания

1. Предметом экономики является:

а) выяснение законов экономического развития;

б) разработка принципов экономической политики;

в) анализ механизма функционирования экономических систем;

г) анализ эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей.

Г. 1

2. Нормативная экономика изучает:

а) что есть;

б) что будет;

в) что должно быть.

Ответ: В.2

3. Позитивная экономика изучает:

а) национальную экономику в целом;

б) оценочные суждения об экономике;

в) экономическую реальность.

Ответ: В.3

4. Общим свойством экономических ресурсов является их:

а) ограниченное количество;

б) полезность;

в) ценность.

Ответ: А.4

5. Ниже представлены четыре альтернативных варианта производства продуктов А и В:

А 0 1 2 3;

В 5 4 2 0.

а) постройте кривую производственных возможностей;

б) определите вмененные издержки второй единицы продукта А;

4 – 2 = 2.

в) чему равны совокупные вмененные издержки двух единиц продукта А.

Они равны 2 + (5 - 4) = 3.

6. Каждая точка кривой производственных возможностей представляет собой:

а) максимально возможный объем производства двух продуктов при любых вариантах затрат ресурсов;

б) максимально возможный объем производства двух продуктов при данных ресурсах;

в) максимальна возможный объём производства любого количества продуктов при данных ресурсах.

Ответ: Б.5

7. Точка внутри кривой производственных возможностей означает, что:

а) ресурсы общества используются неэффективно;

б) ресурсов не достаточно для производства данного товарного набора;

в) ресурсы используются рационально.

Ответ: А.6

8. Точка вне кривой производственных возможностей означает, что

а) ресурсы общества используются неэффективно;

б) производство данного варианта невозможно при данных ресурсах;

в) ресурсы используются рационально.

Ответ: Б.

9. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется:

а) ограниченностью ресурсов;

б) падением эффективности:

в) существованием вмененных издержек.

Ответ: А.

10. Если количество применяемых ресурсов увеличивается, то:

а) кривая производственных возможностей изменит свою траекторию;

б) сдвинется влево;

в) сдвинется вправо.

Ответ: В

11. Какова альтернативная стоимость учёбы в университете?

Она равна самой полной стоимости учёбы.

12. Почему во время второй мировой воины резко возросла оплата труда домашней прислуги?

В США до начала второй мировой войны существовала значительная безработица. Возможно, что домашней прислуге приходилось работать за гроши. Штаты развернули производство вооружений для нужд войны, стали выпускать невероятно большое количество продукции и одновременно увеличили объём производства потребительских товаров. Появились новые хорошо оплачиваемые рабочие места, а у прислуги появился стимул уйти работать на завод, где больше платят. Поэтому резко возросла оплата при работе в частном доме.

13. Когда профессиональный бейсбольный клуб предлагает детскому дому пятьдесят бесплатных билетов, во что обходится клубу один билет? Имеет ли значение, на какую именно игру предлагаются билеты? Почему клубу стоило бы дороже отдать билеты студентам, чем бедным сиротам?

Если отдать билеты сиротам, то это является одновременно благотворительностью и рекламой, за что бейсбольный клуб получит от государства налоговые льготы. Для государства не имеет значения, на какую именно игру предлагаются билеты, для рекламы эффективности рекламной компании – значение существенное..

14. Выбор положения на кривой производственных возможностей служит важнейшим фактором экономического роста. Почему?

Это связано с тем, что выбор теперешнего положения на кривой производственных возможностей определяет будущее положение этой кривой. Избрав сегодня выпуск большего объёма «товаров для будущего» (средства производства, научные исследования, образование, профилактическая медицина), за счёт уменьшения «товаров для настоящего» (одежда, предметы питания, аксессуары, автомобили), страна сумеет обеспечить больший экономический рост.


Задача.

На основе приведенных ниже данных по статьям расходом и статьям дохода определите величину ВНП и ЧНП:

a) государственные закупки товаров и услуг - 60;

б) конечное потребление населения - 230;

в) доходы от собственности - 80;

г) прирост запасов материальных оборотных средств - 34;

д) амортизационные отчисления - 25;

е) дивиденды -10;

ж) заработная плата наемных работников - 200;

з) косвенные налоги на бизнес- 15;

и) чистые внутренние инвестиции - 28;

к) трансфертные выплаты – 10;

л) налоги на доходы корпораций - 28;

м) поступление процентов от вложенного капитала - 10;

н) прибыль корпорации - 50;

о) личные сбережения -15.

Решение.

ВНП = 200 + 80 + 10 + 28 + 10 + 50 + 15 + 25 + Рента = 418 + Рента

ЧНП = 418 + Рента – 25 = 393

1 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 13.

2 Там же. – С. 10.

3 Там же. – С. 10.

4 Там же. – С. 25.

5 Там же. – С. 29.

6 Там же. – С. 30.

22