Пути повышения эффективности использования оборотных средств торгового предприятия

улучшении их использования.

Эффективность использования оборотных средств в государст­венной и кооперативной торговле представлена в табл. 3.1.


ТАБЛИЦА 3.1.

Эффективность функционирования оборотных средств в государственной и частной торговле.


1985 г.


1990 г.


1995 г.


1996 г.


1998 г.


Запас оборотных средств в днях

113


108


133


122


123


Время обращения, в днях

100


98


112


126


112


Коэффициент оборачиваемости

3,62


3,67


3,23


2,85


3.21


Коэффициент фондоотдачи

3,62


3.67


3,23


2.85


3,21


Коэффициент фондоемкости

0,28


0,27


0.31


0,35


0.31


Рентабельность средств, руб.


10,4


12,9


11.0


9.2


5,6


Эффективность использования оборотных средств в торговле снижается, время обращения удлиняется. Торговым предприятиям необходимо разработать меры по ускорению оборачиваемости оборотных средств, что даст возможность изъять из оборота часть средств и направить их на другие цели, выполнить хозяйст­венные планы при наименьшей сумме оборотных средств, сокра­тить издержки обращения и повысить доходность. Однако нельзя допускать ускорения оборачиваемости оборотных средств за счет снижения товарных запасов в торговой сети и обеднения ассор­тимента.

3.2. Факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств.

На эффективность использования оборотных средств торговых предприятий действуют множество факторов, нередко в противо­положных направлениях (рис. 1). По широте влияния и степени управляемости факторы условно можно объединить в три группы: общеэкономические, организационные и связанные с техническим прогрессом.

Факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств

Общеэкономические факторы


Экономико-организационные факторы




По широте влияния и степени управляемости


Факторы, связанные с техни­ческим прогрессом





По влиянию на величину оборотных средств


Факторы, повышающие величину оборотных средств




Факторы, способствующие снижению оборотных средств



По зависимости от дея­тельности предприятия


Объективные факторы



Субъективные факторы



Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств.


К общеэкономическим факторам относятся: изменение вели­чины товарооборота и его структуры; размещение производи­тельных сил; динамика производительности общественного труда, занятого в сфере товарного обращения и в отраслях, ее обслу­живающих; развитие хозяйственного расчета.

В группу экономико-организационных факторов входят: изме­нение размеров торговых предприятий и их специализации: внедрение новых способов торговли и др.

Факторы, связанные с техническим прогрессом, — это: измене­ние технологии и применяемой техники в отраслях, обслужи­вающих торговлю (транспорт, связь, коммунальное хозяйство); автоматизация торговых процессов.

На эффективность использования оборотных средств и ускоре­ние их оборачиваемости влияют факторы, как повышающие их величину, так и снижающие.

К факторам, повышающим величину оборотных средств, отно­сятся: повышение качества торгового обслуживания, расшире­ние сети магазинов в районах новостроек, изменение струк­туры товарооборота в сторону увеличения удельного веса това­ров, имеющих замедленную оборачиваемость, и др.

Снижению оборотных средств способствуют: экономия мате­риальных и финансовых ресурсов; широкое внедрение принципов хозяйственного расчета в деятельность торговых предприятий (объединений).

Факторы, определяющие величину оборотных средств, могут быть объективными, т. е. не зависящими от деятельности дан­ного предприятия, и субъективными. К числу субъективных можно отнести, например, рациональность использования оборотных средств, выполнение плана товарооборота, применяемые формы обслуживания, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины.

4. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

В торговых предприятиях резервы и пути ускорения оборачи­ваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных средств. Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:

совершенствовать товародвижение и нормализовать размеще­ние оборотных средств;

полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной дея­тельности;

совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессив­ные формы и методы продажи;

упорядочить сбор и хранение порожней тары, ускорять воз­врат тары поставщикам и сдачу тарособираюшим организациям;

совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;

улучшать претензионную работу;

ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкас­сации торговой выручки, строгого лимитирования остатков денеж­ных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на рас­четном счете в банке;

свести к минимуму запасы хозяйственных материалов, мало­ценных и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спец одежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы буду­щих периодов;

не допускать дебиторской задолженности.

Эффективность использования оборотных средств торговых предприятий, следовательно, зависит прежде всего от умения управлять ими, улучшать организацию торговли, повышать уро­вень коммерческой и финансовой работы.

Особое внимание уделяется изучению причин выявленных отклоне­ний по отдельным видам оборотных активов и разработке мер по их опти­мизации. Рост товарных запасов может быть результатом недостатков в организации торговли, рекламе, изучении спроса покупателей, другой маркетинговой деятельности, наличия залежалых и неходовых товаров.

Большие остатки денежных средств в кассе и в пути возникают в связи с неритмичным развитием розничного товарооборота, несвоевременной сдачей выручки в банк, неиспользуемых денежных средств и другими на­рушениями кассовой дисциплины. Сверхнормативные остатки прочих то­варно-материальных ценностей являются результатом наличия или приоб­ретения излишних и ненужных материалов, сырья, топлива, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, других материальных ценностей. Снизить запасы товаров, материалов, сырья, топлива до оптимальных размеров можно путем их оптовой реализации или бартерных сделок, рав­номерного и частого завоза. Нормализации остатков товаров и денежных средств в кассе и в пути способствует ритмичное развитие розничного то­варооборота. Остатки порожней тары можно минимизировать за счет своевременного ее возврата поставщикам, ускорения сдачи тарособирающим предприятиям, организации централизованного вывоза тары.

На счетах в банке должны храниться минимально необходимые сум­мы денежных средств, а все свободные их остатки следует перечислять в досрочное погашение полученных кредитов, вкладывать в ценные бумаги, предоставлять кредит юридическим и физическим лицам. При перерасхо­де средств фондов специального назначения и резервов основное внима­ние уделяется разработке мер по его погашению и предупреждению.

Заключение.

В системе мер, направленных на повышение эффектив­ности работы предприятия и укрепление его финансового состояния, важное место занимают вопросы рациональ­ного использования оборотных средств. Проблема улучше­ния использования оборотных средств стала еще более актуальной в условиях формирования рыночных отноше­ний. Интересы предприятий требуют полной ответствен­ности за результаты своей производственно - финансовой деятельности. Поскольку финансовое положение предпри­ятий находится в прямой зависимости от состояния обо­ротных средств и предполагает соизмерение, затрат с ре­зультатами хозяйственной деятельности и возмещение за­трат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных средств — организаций их движения с минимально возможной сум­мой для получения наибольшего экономического эффекта.

Эффективность использования оборотных средств хара­ктеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.

Эффективность использования оборотных средств зави­сит от многих факторов, которые условно можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от ин­тересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.

Ускорение оборота оборотных средств позволяет вы­свободить значительные суммы, и таким образом, увели­чить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в со­ответствии с потребностями предприятия.


Реферат


Роль рекламы в программе ФОССТИС / Садовский А.В. Ма-10 – Брест.: 2001 – 38 страниц, 1 рисунок, 7 источников.


Ключевые слова: реклама, коммуникационная политика, предприятие, сбыт, объем продаж, средства рекламы, паблик рилейшнз, имидж-реклама, целевая аудитория, рекламодатель, рекламное агентство, рекламная политика, рекламное обращение, рекламный бюджет, эффективность.


Содержание.

Введение 3
1. Понятие оборотных средств 5
2. Источники формирования оборотных средств торговых предприятий 15
3. Анализ эффективности использования оборотных средств
3.1. Показатели эффективности использования оборотных средств 20
3.2. Факторы, влияющие на эффективность использования оборотных средств 26
4. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств 29
Заключение 31
Список литературы 32

Список литературы.

1. Коммерческое дело. Учебное пособие/ С.Н.Третьяк, О.В.Кузнецова, Т.В.Артеменко.

2. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов. – Мн.: Выш. шк., 2000.

3. Сребник Б.В. Экономика торговли: Учеб. для вузов. – М. 1985.

4. Экономика предприятия, О.И. Волков, М. 1997г.

5. Экономика торговли: Учебник для торговых вузов/ Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич, В.И. Андросов и др. – М.: Экономика, 1990.


Министерство образования Республики Беларусь

Брестский профессионально-технический колледж торговли


Курсовая работа

по Экономике предприятия

Тема:


Пути повышения эффективности использования оборотных средств торгового предприятия


Работу выполнила учащаяся группы 4 Садурская В.В.

Работу проверила преподаватель Долгополова В.М.


Брест 2002