Совершенствование товарной стратегии магазина
и 56% соответственно рентабельность продаж и рентабельность деятельности. Однако, в 2007 году произошло увеличение показателей рентабельности на 16 и 6% соответственно по рентабельности деятельности и рентабельности продаж (рис.7).
Рис.7 Показатели рентабельности деятельности и рентабельности продаж в ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг.
Такая ситуация объясняется тем, что показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции уменьшился всего на 6 копеек или на 10%, то есть незначительно, что и оказало положительное влияние на рост показателей рентабельности ООО «Автомобили» (рис. 8).
Рис.8 Динамика затрат на 1 руб. реализации услуг и продукции в ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг.
Прибыль от реализации товаров ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг. выросла на 19220 тыс.руб. или на 95 % (рис.9).
Рис. 9 Динамика прибыли от реализации товаров ООО «Автомобили» за 2006 – 2007 гг.
Таким образом, очевидно, что в деятельности предприятия произошли только положительные изменения, благоприятно сказавшиеся на деятельности компании, а также на средней заработной плате сотрудников. Исходя из этого, необходимо отметить, что данная компания является сильным конкурентом на рынке продаж автомобильных товаров, четко выдерживает негативное влияние внешних факторов и достойно справляется с ними.
2.2. Специфика построения торговой политики ООО «Автомобили»
ООО «Автомобили» - крупный салон-магазин по продаже запчастей и аксессуаров к отечественным автомобилям. Торговые площади – 110 м2. Основана в 2000 году.
Компания ООО «Автомобили» хорошо известна многим автолюбителям и владельцам автомобилей. Сегодня в состав предприятия ООО «Автомобили» входит магазин розничной продажи запасных частей.
Главный фактор успешного развития магазина – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных запасов приведены в таблице 4
Таблица 4
Товарный баланс по магазину «Автомобили» за 2006 -2007 г.г. (тыс. руб.)
Показатели |
2006 |
2007 |
Отклонение в сумме (+-) |
Влияние на изменение товарооборота (+-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Запасы товаров на начало года | 209,2 | 243,0 | +33,8 | +33,8 |
Поступление товаров | 2656,3 | 3169,3 | +513,0 | +513,0 |
Прочее выбытие товаров | 1.8 | 1,0 | -0,8 | +0,8 |
Запасы товаров на конец года | 243,0 | 306,1 | +63,1 | +63,1 |
Розничная реализация товаров | 2620,7 | 3105,2 | +484,5 | +484,5 |
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товарных запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. руб.). Возможности роста товарооборота уменьшились в результате уменьшения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
Оборачиваемость запасов в магазине ООО «Автомобили» отображена в таблице 5.
Таблица 5
Оборачиваемость запасов
2006 г | 2007 г. | |
Среднегодовой запас | 20000 | 20000 |
Объем продаж | 20000 | 40000 |
Валовой доход, 24% от продаж | 4800 | 9600 |
Издержки прямые, 10% от продаж | 2000 | 4000 |
Накладные расходы, 7% от запаса | 1400 | 1400 |
Прибыль до уплаты налогов | 1400 | 4200 |
При увеличении оборачиваемости возрастают объемы реализации и прибыль. Таблица 5 показывает, что увеличение оборачиваемости вдвое увеличивает прибыль втрое. Однако, если в результате снижения уровня запасов магазин потеряет возможность удовлетворять запросы клиентуры на запасные части, то потерянная при этом прибыль может превысить содержание соответствующих запасов.
Зависимость объема запасов от уровня удовлетворения спроса показано в таблице 6.
Таблица 6
Зависимость объема запасов от уровня удовлетворения спроса
Уровень удовлетворения спроса, % | Стоимость необходимых запасов | Рост стоимости запасов на 1% роста удовлетворения спроса |
72 | 98000 | 1361 |
85 | 127000 | 2231 |
91 | 145000 | 3000 |
96 | 190000 | 8600 |
100 | 290000 | 25000 |
Очевидно, что не выгодно стремиться к чрезмерно высокому уровню удовлетворения спроса, так как это приведет к хранению значительных запасов деталей нерегулярного спроса.
Анализ спроса на отдельные запасные части является одним из элементов системы управления запасами. Объем спроса покупателей при розничной продаже подвержен значительным колебаниям и не может рассматриваться в качестве конкретной величины, поэтому в системах управления запасами учитывается стохастический характер спроса в розничной торговле. Анализ спроса проводится по каждому наименованию запасных частей. В таблице 7 приведены данные анализа спроса на группы запчастей для автомобилей «Москвич 4112»
Таблица 7
Анализ спроса на группы запчастей для автомобилей «Москвич 4112»
Группы агрегатов | Доля в общем, спросе, % | Узлы и детали | Спрос внутри группы,% |
1 | 2 | 3 | 4 |
Электрооборудование | 23 | ||
Генератор | 43,3 | ||
Система зажигания | 21,7 | ||
Система освещения | 15,3 | ||
Указатели поворота и детали | 11,4 | ||
Система запуска | |||
Итого | 100 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Кузов | 20,3 | Оперение | 56,0 |
Детали кузова | 29,9 | ||
Стекла | 13,4 | ||
Внутренние детали | 0,7 | ||
Итого | 100 | ||
Механическая часть | 56,7 | Подвеска и колеса | 15,9 |
Сцепление | 13,5 | ||
Основные части двигателя | 11,6 | ||
Тормоза | 11,4 | ||
Система распределения | 10,5 | ||
Система выпуска газов | 6,7 | ||
Полуоси | 6,5 | ||
Система охлаждения | 5,5 | ||
Коробка передач | 5,4 | ||
Система смазки | 4,5 | ||
Система питания | 4,1 | ||
Дифференциал | 1,6 | ||
Электроарматура | 1,3 | ||
Рулевое управление | 1,1 | ||
Карданная передача | 0,4 | ||
Итого | 100 | ||
Всего | 100 |
Данные таблицы показывают, что наибольшим спросом пользуются механические детали. Анализ статистических данных позволяет выявить соотношение между количеством машин данной модели в исследуемом районе и количеством ремонтов, номенклатурой и количеством заказанных в течение года запасных деталей, а также их стоимостью и весом. Полученные в результате анализа данные помогают выяснить средний спрос, частоту замены деталей и среднюю величину расходов владельцев машин на их содержание.
Чтобы сконцентрировать основное внимание на тех деталях, которые чаще продаются и дают основную долю объема сбыта, данные о сбыте разбивают по разным группам деталей, выделенных в результате анализа спроса.
Распределение номенклатуры запасных частей на группы по статистики продаж за ряд лет. Магазин делит номенклатуру на четыре группы.
Таблица 8
Номенклатура товаров магазина
Группа | Количество наименований | Доля в номенклатуре | Доля в объеме продаж |
А | 1000 | 2,2% | 75% |
В | 3000 | 6,7% | 20% |
С | 6000 | 13,3% | 4% |
D | 35000 | 77,8% | 1% |
Всего | 45000 | 100% | 100% |
Кроме разделения на группы по степени спроса, применяют деление по стоимости, установив критерий отбора.
Например, группа Х-стоимость товаров свыше 1000 руб., группа Y-стоимость от 100 руб., до 1000руб. Группы определяются компьютером автоматически на базе статистики спроса и критериев стоимости. Индекс группы спроса указывается на прейскуранте, статистике расходов, ведомости излишних товаров. По индексу можно напечатать необходимые документы для анализа. Очевидно, что вся деятельность в области маркетинга и управления запасами концентрируется на деталях тех групп, которые обеспечивают основную массу товарооборота.
2.3. Формирование ассортимента ООО «Автомобили»
Торговля запчастями осуществляется по следующим видам автомашин: ВАЗ, ГАЗ, МОСКВИЧ. Также в ассортименте магазина присутствуют моторные масла, чехлы для сидений, авторезина, автокамеры, сопутствующие товары, ручной инструмент, аптечка медицинская.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей. В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах.
В основу действующего в магазине ассортиментного перечня положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.
Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах.
Данные таблицы 9 и рисунка 10 отображают ассортиментные группы товаров магазина и его структуру.
Таблица 9
Структура ассортимента магазина за 2007г.
Наименование | Количество наименований | Удельный вес, % |
Автозапчасти к а-м ВАЗ | 51 | 32 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 | 50 | 31 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 | 20 | 12 |
Масла моторные | 4 | 2 |
Чехлы сидений для автомобилей | 5 | 3 |
авторезина | 4 | 2 |
автокамера | 3 | 2 |
Сопутствующие товары | 20 | 12 |
Ручной инструмент | 5 | 3 |
Аптечка медицинская автомобильная | 2 | 1 |
итого | 164 | 100 |
Рис.10 Структура ассортимента магазина за 2007 г.
Данные таблицы 9 и рисунка 10 говорят о том, что наибольшую долю в ассортименте магазина занимают автозапчасти к автомобилям ВАЗ и автозапчасти к автомобилям МОСКВИЧ-412 – 32% и 31% соответственно. На втором месте автозапчасти к автомобилям МОСКВИЧ-2141 и сопутствующие товары – 12%. Доля остальных ассортиментных групп не превышает 3%.
Определим основные показатели ассортимента магазина.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты.
(2.1.)
где Гф – фактическое количество товарных групп товаров, имеющихся в продаже; Гн – общее количество групп товаров.
В магазине Гф = 10, если анализировать потенциально возможное количество групп товаров для автомобилей, то количество существующих товарных групп, предлагаемых к реализации поставщиками магазина, но не реализуемых магазином насчитывает около 50.
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
(2.2.)
Где Рф – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже; Рн – общее количество разновидностей, предусмотренных условием договора с поставщиками.
Устойчивость ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже:
(2.4.)
где , , - фактическое количество разновидностей на момент отдельных проверок; - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n – количество проверок.
В таблице 10 отображены результаты проверок ассортимента за 2007 год.
Таблица 10
Результаты проверок ассортимента
Наименование | Количество наименований | |||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
|
Автозапчасти к а-м ВАЗ | 51 | 47 | 43 | 50 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 | 48 | 50 | 50 | 50 |
Автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 | 15 | 19 | 20 | 20 |
Масла моторные | 4 | 4 | 4 | 4 |
Чехлы сидений для автомобилей | 5 | 4 | 5 | 5 |
авторезина | 4 | 4 | 4 | 4 |
автокамера | 3 | 3 | 3 | 3 |
Сопутствующие товары | 20 | 20 | 20 | 20 |
Ручной инструмент | 5 | 5 | 5 | 5 |
Аптечка медицинская автомобильная | 2 | 2 | 2 | 2 |
итого | 157 | 158 | 156 | 163 |
Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента:
Таким образом, из анализа ассортимента магазина, можно сделать следующие выводы:
Наибольшую долю в ассортименте магазина занимают автозапчасти к а-м ВАЗ и автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-412 – 32% и 31% соответственно. На втором месте автозапчасти к а-м МОСКВИЧ-2141 и сопутствующие товары – 12%. Доля остальных ассортиментных групп не превышает 3%.
Показатель широты ассортимента – 0,2 или 20%, говорит о том, что магазин использует не все возможности своих поставщиков.
Показатель глубины ассортимента показывает, что в настоящее время глубина ассортимента достаточно высока: в ассортиментном перечне товаров, реализуемых магазином присутствует практически весь ассортимент, предусмотренный договорами поставок.
Показатель устойчивости ассортимента по результатам поквартальных проверок за 2007 год показал, что ассортимент реализуемых товаров достаточно устойчив, коэффициент устойчивости равен 0,97, что даже выше оптимального – 0,8. Это может говорить не только о хорошей организации поставок, но и о том, что многие позиции ассортимента пользуются недостаточным спросом.
Анализ показателей ассортимента говорит о том, что необходимо его расширение и обновление, увеличение широты ассортимента, включения в ассортимент новинок, расширение ассортимента за счет предлагаемых поставщиками групп товаров, но не заказываемых магазином для реализации.
2.4. Особенности ценовой стратегии ООО «Автомобили»
С 1 марта 2007 года была унифицирована ценовая политика магазина. Были взяты за базу средние цены магазинов автозапчастей в г. Омске.
Это говорит, что магазин использует конкурентную стратегию ценообразования. Цены могут быть или ниже или выше рыночных - в зависимости от лояльности потребителей, предоставляемого сервиса, образа товара. Магазин продает продукцию по цене примерно на 10% ниже, чем у конкурентов. Это дает большой плюс, т.к. покупатель не слишком разборчив в этих системах.
Проанализируем формирование цены в магазине при помощи расчетов цены на отдельное наименование продукции.
Наценка на долговечность дается в пределах от 10 до 15%, на надежность от 9-17%, стоимость гарантии определяется от 10-25%. На менее долговечные товары, а значит, более дешевые у поставщика идет большая наценка, на более надежные – меньшая наценка. Этим магазин пытается страховать риск возврата товара, вышедшего из строя в течение гарантийного срока.
Таблица 11
Формирование цены на бензонасос ГАЗ 3110, 31105,3302 дв. 406
Бензонасос ГАЗ 3110, 31105,3302 дв. 406 | Показатель |
Оптовая цена | 745 |
Наценка за долговечность | 12% |
Наценка за надежность | 13% |
Стоимость гарантии | 15% |
Скидка | 3% |
Наценка за долговечность | 29,4 |
Наценка за надежность | 31,85 |
Стоимость гарантии | 36,75 |
Цена без скидки | 843 |
Цена с НДС | 904,74 |
Цена со скидкой | 964,27 |
Аналогичным образом определяется цена других товаров. Магазин использует подобное деление торговой надбавки на три вида наценки, исходя из качеств товара. Качества товара оценивается по тем описаниям, характеристикам и условиям гарантии, которые дает поставщик.
Таким образом, в настоящее время магазин ООО «Автомобили-2000» придерживается ценовой стратегии ориентации на цены конкурента, а также страхует риск возврата недолговечных автозапчастей увеличением цены на них при помощи торговой надбавки на долговечность.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ МАГАЗИНА ООО «АВТОМОБИЛИ-2000»
3.1. Совершенствование товарной политики магазина ООО
«Автомобили-2000»
Совершенствование товарной политики торгового предприятия имеет своей целью снижение издержек обращения и увеличение товарооборота предприятия.
В качестве мероприятий по совершенствованию товарной политики могут быть следующие:
1. Увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента. Возможности сбыта предприятия в значительной мере определяются наличием соответствующих товарных запасов. Торговые предприятия и производители, предлагающие широкий ассортимент наряду с собственной продукцией, используют закупку для создания и поддержания необходимого уровня товарных запасов. Одним из предметов оптимизации оргструктуры предприятия является управление товарными запасами, взаимодействие закупки и сбыта в этом вопросе.
Интересы сбыта, закупки и предприятия в целом в области управления товарными запасами не совпадают. Сбыт предпочитает иметь значительные товарные запасы по каждой товарной группе максимально широкого ассортимента, чтобы быть в состоянии немедленно удовлетворить любую заявку покупателей. Закупка предпочитает осуществлять максимально крупные оптовые поставки от ограниченного круга поставщиков. Предприятию необходимо поддерживать товарный запас в целом на определенном уровне, по возможности, с минимальным постоянным отвлечением капитала. Возлагать обязанности по управлению товарными запасами полностью на сбыт или закупку без регламентации взаимодействия нецелесообразно.
В практике российских предприятий часто применяется двухуровневое планирование:
- На основании плана по сбыту и остатков товаров на складах, с учетом возможностей поставщиков и их минимальных партий отгрузки планируется закупка товаров на длительный срок. При этом сбытом и закупкой согласовывается график поставок.
- В процессе деятельности по сбыту отклонения от плана компенсируются закупкой через поддержание минимальных товарных запасов по оговоренному ассортименту. Уменьшение запасов до нижнего предела служит основанием дополнительной закупки минимальной партии товара.
Этот метод работоспособен, но не всегда оптимален. Согласование планов закупки и сбыта реально происходит раз в месяц. «Автоматическая» закупка минимальной партии, возможно, нерентабельна, если через неделю приходится покупать следующую минимальную партию. Иногда происходит «зависание» групп товара на складах, которое сбыт игнорирует, не принимая экстренных мер по продаже, т.к. оптимизация запасов не входит в его обязанности.
С другой стороны, отслеживание товарных запасов на более высоком уровне управления также нецелесообразно. Построение вертикальной иерархии и вынесение оперативных вопросов на высший уровень не оправдывает себя. Оптимизация товарных запасов – именно оперативный вопрос, который должен решаться ежедневно.
В некоторых случаях эффективное решение проблемы может быть получено подчинением закупки сбыту. При этом проводится переориентация материального стимулирования сбыта от валовой прибыли к прибыли чистой.
2. Увеличение оборачиваемости товарных запасов. В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли. Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.
Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту – сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.
3. Создание службы сервиса. Одним из элементов товарной политики является создание службы сервиса для клиентов. При налаживании службы сервиса деятелю рынка предстоит принять три решения:
- какие услуги включать в рамки сервиса;
- какой уровень сервиса предложить;
- в какой форме предложить услуги клиентам.
Услуги сервиса включаются в список после изучения мнения покупателей и состоят из обеспечения: надёжности поставок, оперативности предоставления предложений по ценам, возможности получения технической консультации, предоставления скидок, послепродажное обслуживание, масштабы торговой сети, гарантии замены и др.
Эффективное обслуживание потребителей предполагает высокий уровень гарантийного технического обслуживания и ремонта; предоставление клиентам сервисных услуг, длительных сроков гарантий и бесплатных услуг.
4. Совершенствование организации торгово-технологического процесса. Основными принципами организации технологических процессов в непродовольственных магазинах являются:
- комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
- соответствие технологии современному научно-техническому уровню;
- экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;
- сохранение качества товаров.
Неотъемлемой частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основных его функций, поэтому необходимо постоянно совершенствовать работу с покупателями: быстро и точно проводить расчеты с покупателями, осуществлять квалифицированное консультирование покупателя при принятии им решения о покупке. Было замечено, что покупатели наиболее охотно посещают магазины, в которых работают квалифицированные продавцы-консультанты.
5. Совершенствование ценовой политики предприятия. Снижение уровня жизни населения приводит, с одной стороны, к общему снижению спроса, сопровождающемуся изменением потребительских критериев оценки товара, а с другой, - к росту себестоимости продукции. Положение предприятий осложняется жесткой конкуренцией, особенно со стороны импортных производителей. Одним из главных факторов, существенно снижающих риск производителя, является умение руководителей предприятия оптимально управлять ценами на свою продукцию с учетом факторов рыночного спроса. Цена является наиболее гибким и значимым инструментом политики предприятия. Любой товар должен иметь цену, приемлемую для рынка, и подчеркивающую его отличительные качества, быть доступным к сбытовым сетям, приспособленным к требованиям потребителей. В нынешних условиях, вследствие снижения покупательской способности населения, принятие решения по ценам имеет не только экономические, но и социальные и психологические последствия. Ошибки в принятии управленческих решений ведут к существенным моральным и финансовым последствиям. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при установлении цены.
В данной работе предлагается провести на предприятии ООО «Автомобили- 2000» следующие мероприятия:
1. Внедрение службы сервиса.
2. Регулирование ценовой политики предприятия.
3. Улучшение торгово-технологического процесса за счет замены двух старых ККМ одним высокопроизводительным кассовым терминалом.
Все мероприятия будут оценены с точки зрения целесообразности и эффективности их внедрения на предприятии.
3.2. Расчет мероприятий по совершенствованию деятельности
предприятия ООО «Автомобили - 2000»
Мероприятие 1. Внедрение службы сервиса. Предлагается в качестве сервисной услуги для стимулирования продаж организовать продажу автозапчастей по заказу. Нередко складывается ситуация, когда покупатель, посетив магазин, не обнаруживает нужного ему товара по причине его отсутствия в ассортименте, но не складе. В таком случае можно предложить покупателю оформить заказ на товар, который доставят в течение нескольких дней. При этом предлагается оплатить 70% от стоимости заказа, чтобы снизить риск отказа покупателя от товара. Предоплата гарантирует серьезность намерений покупателя. При поступлении товара в магазин работник магазина свяжется с покупателем и сообщит о доставке товара в магазин. Услуга доставки товара в магазин по заказу должна быть бесплатной. Работник магазина оформляет заявки на доставку товаров и когда их собирается достаточное количество, товар доставляют со склада.
Нецелесообразно принимать заказ на дешевые и распространенные автозапчасти, так как такие заказы доставлять по одному нерентабельно, а при сборе необходимого количества заявок на незначительную сумму будет увеличивать срок ожидания клиента, и может получиться так, что клиент отменит заказ. Предлагается принимать заказы на доставку товара по цене, не меньшей 5000 рублей.
Проведем прогнозный расчет эффективности данного мероприятия. Автозапчасти, цена на которые выше 5000 рублей, а также стоимость таких автозапчастей с учетом установки в автосервисе представлены в таблице 12
Таблица 12
Перечень ассортимента автозапчастей на автомобиль МОСКВИЧ, цена которых выше 5000 руб.
Наименование | Цена, руб | Цена с установкой в автосервисе |
Бампер передний 2141 | 5500 | 7800 |
Головка блока 412-2141 в сборе | 5850 | 9000 |
Главная пара 2141 | 6250 | 8300 |
КПП 2126 (06 дв) | 9 750,00 | 12000 |
КПП 2126 412 дв | 9 750,00 | 12000 |
КПП 2141 | 6 900,00 | 9500 |
КПП 2126 (06 дв) | 9 750,00 | 12000 |
КПП 2126 412 дв | 9 750,00 | 12000 |
Панель передняя «Святогор» | 5 650,00 | 7100 |
Редуктор заднего моста 2126 в сборе с чулком | 6 200,00 | 7450 |
Редуктор заднего моста 2717 в сборе с чулком | 6 200,00 | 7450 |
Как видно из таблицы 12, цены в автосервисе превышают цены на подобные товары в магазине ООО «Автомобили - 2000». Опытные автомобилисты могут заменить данные автозапчасти, не прибегая к услугам автосервиса, но в магазине нередко подобные автозапчасти отсутствуют по причине малого спроса и достаточно больших габаритов. Если организовать доставку данных товаров по заказам, можно увеличить объем товарооборота.
Для того, чтобы рассчитать объем товарооборота, приведем в таблице 13 данные о спросе на рассматриваемые автозапчасти.
Зная предположительный объем спроса и цену на товар можем рассчитать планируемый товарооборот.
(3.1)
Где Т – товарооборот, руб., Ц – цена, руб., С- спрос, шт.
Таблица 13
Объем месячного спроса по товарной группе автозапчастей, цена которых выше 5000 руб.
Наименование | Цена, руб | Среднегодовой спрос | Товароборот |
Бампер передний 2141 | 5500 | 20 | 110000 |
Головка блока 412-2141 в сборе | 5850 | 18 | 105300 |
Главная пара 2141 | 6250 | 7 | 43750 |
КПП 2126 (06 дв) | 9 750,00 | 8 | 78000 |
КПП 2126 412 дв | 9 750,00 | 4 | 39000 |
КПП 2141 | 6 900,00 | 6 | 41400 |
КПП 2126 (06 дв) | 9 750,00 | 6 | 58500 |
КПП 2126 412 дв | 9 750,00 | 5 | 48750 |
Панель передняя «Святогор» | 5 650,00 | 5 | 28250 |
Редуктор заднего моста 2126 в сборе с чулком | 6 200,00 | 15 | 93000 |
Редуктор заднего моста 2717 в сборе с чулком | 6 200,00 | 14 | 86800 |
Итого | 732750 |
Чтобы рассчитать планируемую прибыль от данного мероприятия, необходимо рассчитать затраты на данный вид сервиса.
Предлагается использовать печатную рекламу в виде листовок. Чтобы не создавать негатива и раздражения у потенциальных покупателей, не стоит их разносить по подъездам, как это нередко делается, и останавливать людей на улице. Листовки будут находиться в магазине и вручаться продавцом непосредственно покупателю магазина. Так можно избежать негатива и снизить затраты на рекламу. Образец рекламного листка находится в Приложении 1 . Рекламные листки будут заказываться каждый месяц одним тиражом – 5000 единиц.
Средняя стоимость рекламных листовок в типографиях города Омска колеблется от 2500 до 3000 за 5000 – ный тираж на бумаге 115 гр. Это обычная бумага, на которой написан рекламный текст.
Возьмем среднюю цену на 5000-ный тираж: (2500+3000)/2=2750.
Доставка листовок по городу – 200 руб. - цена типографии на доставку листовок (по желанию заказчика, листовки могут быть собственным транспортом заказчика, тогда расходы составят расходы на топливо по доставке листовок). Так как воспользоваться услугой типографии представляется более удобным способом доставки листовок, решено воспользоваться услугами типографии.
Итого за месяц: ЗРмес. = 2750+200=2950 руб.
Итого за год: ЗРгод = 2950*12= 35400 руб.
Доставка запчастей производится транспортом магазина, каждый вторник по заказу продавца. Доставка запчастей по индивидуальным заказам будет производится тем же транспортом в те же сроки, что и обычные заказы. Поэтому стоимость транспортных расходов мы учитывать не будем, так как они уже заложены в структуре коммерческой наценки 15%..
Бланки для оформления заказа. Средний расход планируется в размере не менее трех экземпляров бланка в день.
В магазине есть компьютер и копировально-множительная техника. Средняя стоимость копии документа 1,5 руб. Годовой фонд времени работы магазина 262 дня. Следовательно, расходы на бланки заказов:
РБ =262*1,5*3=1179 руб.
Общая сумма расходов: Р=РЗ+РБ = 35400 руб.+ 1179 руб.= 36579 руб.
Предполагаемый валовый доход рассчитаем следующим образом:
ВД = Т- Р = 732750 – 36579 = 696171 руб.
Таким образом, в результате внедрения данной услуги в перспективе можно увеличить объем товарооборота на 732750 руб. и получить валовый доход в размере 696171 руб.
Следует иметь в виду, что полученный прогноз может и не оправдаться, но даже если рассчитывать на самый минимальный объем продаж, то величина затрат на внедрение данной услуги и в этом случае окажется гораздо меньше полученного объема товарооборота: