Особенности формирования инвестиционных ресурсов в рыночной экономике Украины.

кредитора-банка: активная роль банка здесь состоит в оказании кредитных преимуществ (льгот) или применении кредитных санкций (ограничений). Роль банков в процессе долгосрочного кредитования, по-видимому, состоит в том, чтобы на основе расчета эффективности намечаемого объема вложений определить величину выделяемого кредита и его цену – размер процентной ставки. Предоставление долгосрочного кредита мыслится как договор банка с заемщиком о получении определенного эффекта и долевом участии банка в этом экономическом эффекте (процент за кредит).

Заинтересованность в получении банковских средств сверх рыночных ресурсов предприятий возникает лишь в условиях, когда вложения этих средств обеспечивает дополнительный эффект. Количественно он равен дополнительной прибыли, получаемой от создания новых мощностей с меньшими затратами (экономия капитальных вложений). Во всех случаях решение о получении заемных средств зависит от того, насколько дополнительный эффект от их использования в условиях рыночной стихии, скажется на экономическом положении инвестора, то есть, какая доля дополнительной прибыли остается в его распоряжении.

Важно, чтобы кредитный процент за инвестиции в реальное производство стимулировал интерес кредитополучателя к предпочтительному использованию этой формы пополнения средств. Спрос на долгосрочный кредит на капиталовложения должен регулироваться обязанностью уплаты в срок определенных платежей с процентами, так как бюджетные формы финансирования крайне ограничены в силу несбалансированности бюджета, особенно в период переходного характера экономики.

Поэтому, по нашему мнению, следует проводить совершенствование кредитной политики, при которой, с одной стороны, гарантировались бы интересы банков, а с другой – обеспечивалось повышение заинтересованности рыночных субъектов в получении кредитов под инвестиционные проекты. Ну и при всем этом, прежде всего, ни в коей мере бы ни были каким-то образом принижены интересы государства. К стимулам пользования кредитом можно отнести: во-первых, право выбора кредитополучателем приоритетных объектов вложений исходя из ориентации на рыночную конъюнктуру; во-вторых, возможность отчисления в фонды потребления добавочных средств в результате использования более эффективных проектов.

При исследовании сущности долгосрочного кредита как рыночной категории, а также банковской деятельности как важнейшей стороны регулирования и управления рыночными процессами, следует четко различать конкретные условия их осуществления. Банковское долгосрочное кредитование находится в прямой связи с системой ценообразования, формирования и распределения прибыли, комплекса нормативных актов, регулирующих инвестиционный процесс и, самое главное, уровня инфляционных ожиданий.

Наибольшее развития кредит и его инструменты воздействия на эффективность получают в условиях развитой рыночной инфраструктуры, и лишь в этих условиях высокой рыночной организации управления инвестиционной деятельностью могут проявиться все преимущества долгосрочного кредитования по сравнению с бюджетной и другими дотационными формами финансирования капитальных вложений.

Замена бюджетной или другой формы безвозвратного финансирования на кредитную не может быть результатом административного акта. В системе рыночных отношений применение того или иного инструмента должно отвечать прежде всего экономическим интересам хозяйствующих субъектов, быть стимулятором их активности.

По существу, это означает, что с помощью экономических рычагов достигается превращение кредита в задание по эффективности использования всех производственных ресурсов. Комплексное воздействие экономических инструментов и стимулов, всей системы управления – таковы условия быстрого научно-технического развития, повышения эффективности инвестиций. Таким образом, процесс структурных преобразований в хозяйстве Украины, обновления ее производственных фондов направляется государственными органами с помощью использования инструментов рынка.

При рассмотрении преимуществ долгосрочного кредитования капитальных вложений чаще всего останавливаются на тех дополнительных методах стимулирования инвестиционного процесса, которыми банки получают возможность пользоваться по сравнению с бюджетным финансированием. Конечно, это обстоятельство имеет очень большое значение, так как повышение эффективности инвестиций в значительной степени предопределяет эффективность всей национальной экономики.

На наш взгляд, преодоление на деле различий между централизованными и нецентрализованными источниками инвестиций произойдет по мере усиления процессов формирования рыночной инфраструктуры: создание холдинговых центров (производственных, научно-производственных, промышленных и т.д.) инвестиционных фондов и банков, трастовых компаний, а также широкой приватизации государственной собственности. Крупные хозяйственные объединения, особенно промышленные, охватывающие деятельность предприятий целой отрасли или подотрасли, являются самостоятельными капиталовкадчиками. Будучи самоокупающимися хозяйственными комплексами, они призваны будут обеспечивать и единый для всех видов вложений режим финансирования капитальных вложений.

Наряду с капитальными вложениями, необходимыми для выполнения социальных, военных и других программ, инвестиции для решения крупных народнохозяйственных задач, выходящих за пределы компетенции и интересов предприятия, отрасли, еще определенное время будут осуществляться на основе бюджетной формы финансирования капитальных вложений (хотя и здесь возможно самофинансирование: концерны, холдинги, фирмы на долевых началах принимают участие в финансировании совместных программ). Но основная часть инвестиций используется внутри отдельных отраслей. Само по себе изменение народнохозяйственных пропорций происходит, большей частью, в результате инвестиций в ту или иную отрасль экономики, составляющую “слабое” структурное звено хозяйства.

Долговременные капитальные затраты так же, как и те, которые не связаны с получением непосредственного коммерческого эффекта в рамках текущего или среднесрочного периода, могут и должны финансироваться в форме долгосрочного кредитования. Гибкая политика сроков предоставления кредитов позволит здесь использовать банковский контроль за инвестициями на всех этапах кругооборота средств – от планирования и до ввода в действие основных фондов.

Долгосрочное кредитование выступает главным источником подкрепления ресурсов инвестиций лишь при условии, что механизм рыночной деятельности предприятий сочетается с оптимальным налогообложением прибыли и других финансовых средств, особенно в настоящий период, характеризующийся крайне низкой инвестиционной активностью. И здесь необходимо отметить, что инвестиционный кризис является наиболее глубоким в экономике и для его преодоления необходимы радикальные меры. Сегодня у государства крайне ограничены возможности наращивания централизованных капиталовложений, которые в свое время были основным инвестиционным ресурсом. Необходимо отметить, что хотим мы этого или нет, но при новой экономической ситуации централизованные инвестиции все больше будут терять приоритетное значение в осуществлении инвестиционных программ. Поэтому крайне важно освоить механизм привлечения частного капитала в сферу инвестиционной деятельности. Крайне негативную роль в финансировании вложений играет массовая неуплата налогов украинскими хозяйственными субъектами. По существующим оценкам, в государственную казну ныне не поступает 40 и более процентов финансовых ресурсов от налогов.1

В условиях острого дефицита собственных инвестиционных вложений значительную роль играет привлечение в Украину иностранных кредитов и инвестиций. К концу 1997г. вложения иностранных инвесторов составили чуть более 2 млрд. дол. Эта цифра незначительна (к примеру, в экономику Венгрии в 1994г. было инвестировано из-за рубежа 8 млрд. дол. США). 2

Кроме того, хорошо известно, что в условиях рынка личные сбережения населения – это один из наиболее весомых инвестиционных ресурсов. И, таким образом, проблема сводится к созданию в Украине цивилизованного рынка капитала. Ныне этот процесс только разворачивается.

Министерством финансов Украины разработан комплекс мер, призванных существенно ускорить формирование фондового рынка. Создание финансового рынка и его разветвленной инфраструктуры – важная задача, от решения которой зависит оптимизация инвестиционной деятельности и нельзя допустить, чтобы рынок ценных бумаг приобрел искаженные формы и уже в начальной стадии дискредитировал себя в глазах населения.

Важным источником капитальных вложений должно стать целенаправленное инвестиционное использование средств от приватизации государственного имущества. Недопустима почти полная направленность их на финансирование бюджетного дефицита. Такую практику нужно изменить. Полученные от приватизации средства должны стать эффективным инвестиционным ресурсом.

Необходимо, также, широко использовать возможности для ликвидации дефицита инвестиционных ресурсов, открываемые использованием различных форм лизинга. Лизинг является наиболее гибкой и эффективной формой финансирования научно-технического развития, способствующей высокому уровню использования наиболее эффективной дорогостоящей техники и стимулирующей ее сбыт. Поэтому все промышленно развитые страны стимулируют развитие лизинга за счет предоставления налоговых льгот. Лизинговые компании, получая налоговые льготы, имеют возможность снижать размеры платежей за аренду средств труда таким образом, что лизинг в ряде случаев  в  1,5 – 2  раза  оказывается   дешевле  банковского   кредита.   Доля лизинга    в инвестициях в машины и оборудование в 1990г. составила, например, в США 31,7%, в Англии – 25%. Среднегодовой темп роста лизинговых операций в США превышает 15%, а в Японии – 20%. В настоящее время 85-90% ЭВМ арендуется, а не приобретается. 3 Лизинг быстро развивается в Бразилии, Индии, Китае, Индонезии.

Для стимулирования лизинговых операций в Украине необходимо иметь закон о лизинге и предоставить существенные  налоговые  льготы  лизингодателям.  Например,   в

первые 2 года их можно полностью освободить от налога, а в последующие 3 года установить   налог в   размере  70-80%   действующей   ставки,   разрешить  ускоренную


1 Голос Украины, 1995, 6.IV

2 там же

3 Орлов. П., Государственное регулирование обновления основных фондов, - Экономика Украины, 1994, №9, с.35

амортизацию сдаваемого по лизинговым контрактам оборудования в течение 3-5 лет. Расширение лизинговых операций позволило бы увеличить инвестиционные возможности предприятий, ускорить структурную перестройку экономики, модернизацию производственного аппарата действующих предприятий, создание новых рабочих мест.

Эффект от технического перевооружения предприятий с помощью лизинга выразится в росте их прибыли и, соответственно, платежей налогов в бюджет, что с лихвой компенсирует льготы лизингодателям.

 Учитывая опыт развитых стран, роль лизинга машин и оборудования в ускорении научно-технического развития, необходимо оказать государственную поддержку организациям, осуществляющим лизинговые операции.

 В настоящее время делаются определенные попытки создания условий для развития инвестиционной активности предприятий, тем более, что размеры получаемой предприятиями прибыли во много раз превышают их капитальные затраты. Однако, еще больше в деле создания благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности в экономики страны, предстоит сделать. Особенно в том, что касается стабилизации финансовой системы, сведения к приемлемому уровню инфляции, так как в условиях неплатежей, неконтролируемого роста цен, всякая инвестиционная деятельность носит спекулятивный характер и сориентирована, в первую очередь, на поддержание существующего положения, но никак не на формирование будущих экономических условий для увеличения производства продукции , обновления ассортимента, улучшения качества товаров и услуг.

Список литературы

Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, М. Наука, 1968, с.348

Орлов. П., Государственное регулирование обновления основных фондов, - Экономика Украины, 1994

Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1993,с.6;26.

 Голос Украины, 1995, 21.

Лукинов И., Экономическая наука и государственная экономическая политика. –

Экономика Украины, 1994, №5, с.3

Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический ежегодник. К. Техника, 1994, с.74