Статистика

VALIGN=TOP> 4. Рентабельность производства % 13,25 18,34 +5,1

Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2007 году выше, чем в 2006 году на 5,1%. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли и снижение затрат на 1 рубль товарной продукции.

По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (табл.9).


Таблица 9. Рентабельность продаж, в тыс. руб.

п/п

Наименование показателей

Значение показателей

Отклонение (+, -)



2005г.

2006г.


1. Выручка от реализации за вычетом НДС (В) 66415 94564 +28149
2. Производственная себестоимость (С) 53353 74365 +21012
3. Коммерческие расходы (КР) 3132 3759 +627
4. Управленческие расходы 6743 8867 +2124
5. Рентабельность продаж 4,8% 8,0% +3,2%

Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Рп = (В – С – КР – УР)/В*100% = Пр/В*100%

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

В1 и Во – отчетная и базисная выручка;

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;

КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

1.Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

DРпв = [(В – Со – КРо – УРо)/В – (Во – Со – КРо – УРо/Во)/Во]*100%

DРпв = [(140118-84797-4329-12208)/140118-(114761-84797-4329-12208)/114761]*100% = +16%

В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность

выросла на 16%.

2.Влияние изменения себестоимости продукции:

DРпс = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]*100%

DРпс = [(140118-94522-4329-12208)/140118-(140118-84797-4329-12208)/140118]*100% = -6,94%

Повышение себестоимости продукции привело к снижению

рентабельности продаж на 6,94%.

3.Влияние изменения коммерческих расходов:

DРпкр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]*100%

DРпкр = [(140118-94522-5885-12208)/140118-(140118-94522-4329-12208)/140118 ]*100% = -1,11%

За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась

на 1,11%.

4. Влияние изменения управленческих расходов:

DРпур = [(В1 – С1 – КР1 – УР1)/В1 – (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1]*100%

DРпур = [(140118-94522-5885-17993)/140118-(140118-94522-5885-12208)/140118]*100% = -4,15%

В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж

снизилась на 4,15%.

Общее влияние всех факторов составит:

DРпобщ = 16,0-6,94-1,11-4,15=3,8%

Рентабельность изделий, выпускаемых предприятием, оказывает существенное влияние, как на рентабельность производства, так и на рентабельность предприятия в целом.

Так, предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, для анализа рентабельности изделий целесообразно рассмотреть основные виды продукции.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу 10.


Наименование видов продукции

По отчету 2006г. и ценам 2007г.

По отчету 2007 г.


Кол-во,

шт.

Товарная продукция

тыс. руб.

Себестоимость

продукции

тыс. руб.

Рентабельность продукции, %

Кол-во,

шт.

Товарная

продукция

тыс. руб.

Себестоимость

продукции

тыс. руб.

Рентабель

ность

продукции, %

Стенка бытовая 1068 22437 19682 14,0 1851 43384 33681 19,9
Шкаф – сушка 3458 10663 9395 13,5 3358 11443 9976 14,7
Колонка 4381 15884 14297 11,1 3988 14575 18990 12,2
Стол кухонн. 4502 13351 12260 8,9 4703 15221 13875 9,7
Стол обеден. 9860 23156 19638 15,2 9902 27904 23429 19,1
Тумба с ящиками 2058 6134 5531 10,9 2300 8281 7430 11,5
Изделия деревообработки - 15953 13957 14,3 - 16558 13833 19,7
Прочая продукция - 7769 7091 9,6 - 4596 4028 14,1

Всего


25327 115347 101851 13,25 26102 138962 117423 18,3
Таблица 10. Рентабельность отдельных видов продукции


Уровень рентабельности изделия (Ри) был определен по формуле:

Ри = (Пи / С)*100%,где

Пи – прибыль по изделию, руб.;

Си – себестоимость изделия, руб.

Анализируя данные этой таблицы, приходим к выводу, что наименьшую рентабельность имеет производство столов кухонных (9,7%), а наибольшую – производство бытовых стенок (19,9%)

По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.

Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле

РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ), где

ПБАЛ - балансовая прибыль по предприятию, тыс. руб.

ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. руб.

ФОБ - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб.

Проведя преобразование формулы, можно проанализировать зависимость уровня общей рентабельности от:

размера прибыли на1 руб. реализованной продукции (ПБАЛQР)

фондоемкости (1 / QР) / ФОСН

оборачиваемости оборотных средств 1 / QР / ФОБ

РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ) * 100 = (ПБАЛQР) / [(ФОСН / QР) + (ФОБ / QР)] * 100 ;

Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую таблицу.

Таблица 11. Исходные данные для анализа общей рентабельности.

Наименование показателей

Един. изм.

Условное обозначение

Значение показателей





Отчет 2006 г.

Отчет 2007 г.

1 Балансовая прибыль Тыс. руб. ПБАЛ 13756 20677
2 Объем реализованной продукции Тыс. руб. QP 114761 140118
3 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов Тыс. руб. ФОСН 36793 37047
4 Средние остатки основных оборотных средств Тыс. руб. ФОБ 34396 39703
5 Фондоотдача основных производственных фондов Руб. / руб. QP / ФОСН 3,12 3,78
6 Фондоемкость Руб. / руб. ФОСН / QP 0,32 0,26
7 Количество оборотов нормируемых оборотных средств Число оборотов QP / ФОБ 3,34 3,53
8 Коэффициент закрепления оборотных средств Доли единиц ФОБ / QP 0,3 0,28
9 Прибыль на 1 руб. реализованной продукции Руб. / руб. ПБАЛ / QP 0,12 0,15
10 Уровень общей рентабельности % ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ) * 100 19,3 26,9

Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения:

Р1 и Р0 – общая рентабельность отчетного и базового периодов

П1 и П0 – прибыль на 1 руб. РП в отчетном и базовом периоде

Е1 и Е0 – фондорентабельность в отчетном и базовом периоде

К1 и К0 – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде

Данные таблицы показывают, что уровень общей рентабельности изменился на: DРОБЩ = Р1 – Р0 = 26,9-19,3=7,6%

Определяем влияние прибыльности:

DР1 = П1 / (Е0 + К0)*100 – Р0 ;

DР1 = 0,15/(0,32+0,30)*100-19,3=4,9%

В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность возросла на 4,9%

2. Определяем влияние фондорентабельности:

DР2 = П1 / (Е1 + К0)*100 – П1 / (Е0 + К0)*100;

DР2 = 0,15-(0,26+0,30)*100-0,15/(0,32+0,30)*100=2,6 %

Уменьшение фондорентабельности привело к росту общей рентабельности на 2,6 %

3. Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств: DР3 = П1 / (Е1 + К1)*100 – П1 / (Е1 + К0)*100;

DР3 =0,15/(0,26+0,28)*100-0,15(0,26+0,30)*100=1,1 %

За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность возросла на 1,1 %

Общее влияние всех факторов составит:

DРОБЩ = 4,9+2,6+1,1=7,6%

Анализ показал, что наибольшее влияние на изменение прибыли оказывает рост цен как на готовую продукцию, так и на сырьевые и материальные ресурсы. Большое влияние на увеличение прибыли имеет рост объемов производства и выручки от реализации продукции.

На изменение балансовой прибыли существенное влияние оказывают различного рода непроизводственные расходы.

Обновление ассортимента и его расширение при соответствующем качестве позволяет увеличить спрос на продукцию предприятия.

Заключение


В первой части контрольной работы подробно рассмотрена средняя величина, активно использующаяся в статистических исследованиях, описана её сущности и условий применения, представлены виды средних величин, формулы по которым они рассчитываются и примеры их использования на практике.

Во второй части контрольной работы проведен всесторонний анализ динамики прибыли и рентабельности на примере ОАО «Башмебель»

Основными факторами роста прибыли являются здесь увеличение объемов производства и реализации, снижение себестоимости, улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции, повышение эффективности производственных фондов, внедрение новых технологий, повышение производительности труда и совершенствование системы управления производством. Все эти факторы влияют на размер прибыли и рентабельности исследуемого предприятия.

Список литературы.


Бизнес-планирование. Учебник / Под ред. В.М. Попова – М.: ИНФРА, 2004- 625 с.

Боярский А.Я., Громыко Г.Л. Общая теория статистики / Боярский А.Я., Громыко Г.Л. - М.: 1995.

Гусаров В.М. Теория статистики. – М., 1998.

Давыдов Г.Е., Попов Н.И., Химич Е.И. Методы определения экономической эффективности хозяйственных: Учебное пособие / Давыдов Г.Е. и др. - изд. 2-е – М.: МГУЛ. 2005 -137 с.

Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности / Донцова Л.В., Никифорова Н.А. - М.: LВС, 2000 – 384 с.

Едронова В. Н., Малафеева М. В. Общая теория статистики: Учебник / Едронова В. Н., Малафеева М. В. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.:Магистр, 2007 – 606 с.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Савицкая Г.В. – Минск.: Новое знание, 2004 – 487с.