Статистика
VALIGN=TOP>Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2007 году выше, чем в 2006 году на 5,1%. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли и снижение затрат на 1 рубль товарной продукции.
По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (табл.9).
Таблица 9. Рентабельность продаж, в тыс. руб.
№ п/п |
Наименование показателей |
Значение показателей |
Отклонение (+, -) |
|
2005г. |
2006г. |
|||
1. | Выручка от реализации за вычетом НДС (В) | 66415 | 94564 | +28149 |
2. | Производственная себестоимость (С) | 53353 | 74365 | +21012 |
3. | Коммерческие расходы (КР) | 3132 | 3759 | +627 |
4. | Управленческие расходы | 6743 | 8867 | +2124 |
5. | Рентабельность продаж | 4,8% | 8,0% | +3,2% |
Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
Рп = (В – С – КР – УР)/В*100% = Пр/В*100%
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.
В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:
В1 и Во – отчетная и базисная выручка;
С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;
КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
1.Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:
DРпв = [(В – Со – КРо – УРо)/В – (Во – Со – КРо – УРо/Во)/Во]*100%
DРпв = [(140118-84797-4329-12208)/140118-(114761-84797-4329-12208)/114761]*100% = +16%
В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность
выросла на 16%.
2.Влияние изменения себестоимости продукции:
DРпс = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]*100%
DРпс = [(140118-94522-4329-12208)/140118-(140118-84797-4329-12208)/140118]*100% = -6,94%
Повышение себестоимости продукции привело к снижению
рентабельности продаж на 6,94%.
3.Влияние изменения коммерческих расходов:
DРпкр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]*100%
DРпкр = [(140118-94522-5885-12208)/140118-(140118-94522-4329-12208)/140118 ]*100% = -1,11%
За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась
на 1,11%.
4. Влияние изменения управленческих расходов:
DРпур = [(В1 – С1 – КР1 – УР1)/В1 – (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1]*100%
DРпур = [(140118-94522-5885-17993)/140118-(140118-94522-5885-12208)/140118]*100% = -4,15%
В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж
снизилась на 4,15%.
Общее влияние всех факторов составит:
DРпобщ = 16,0-6,94-1,11-4,15=3,8%
Рентабельность изделий, выпускаемых предприятием, оказывает существенное влияние, как на рентабельность производства, так и на рентабельность предприятия в целом.
Так, предприятие выпускает широкий ассортимент продукции, для анализа рентабельности изделий целесообразно рассмотреть основные виды продукции.
Для проведения анализа составим аналитическую таблицу 10.
Наименование видов продукции |
По отчету 2006г. и ценам 2007г. |
По отчету 2007 г. |
||||||
Кол-во, шт. |
Товарная продукция тыс. руб. |
Себестоимость продукции тыс. руб. |
Рентабельность продукции, % |
Кол-во, шт. |
Товарная продукция тыс. руб. |
Себестоимость продукции тыс. руб. |
Рентабель ность продукции, % |
|
Стенка бытовая | 1068 | 22437 | 19682 | 14,0 | 1851 | 43384 | 33681 | 19,9 |
Шкаф – сушка | 3458 | 10663 | 9395 | 13,5 | 3358 | 11443 | 9976 | 14,7 |
Колонка | 4381 | 15884 | 14297 | 11,1 | 3988 | 14575 | 18990 | 12,2 |
Стол кухонн. | 4502 | 13351 | 12260 | 8,9 | 4703 | 15221 | 13875 | 9,7 |
Стол обеден. | 9860 | 23156 | 19638 | 15,2 | 9902 | 27904 | 23429 | 19,1 |
Тумба с ящиками | 2058 | 6134 | 5531 | 10,9 | 2300 | 8281 | 7430 | 11,5 |
Изделия деревообработки | - | 15953 | 13957 | 14,3 | - | 16558 | 13833 | 19,7 |
Прочая продукция | - | 7769 | 7091 | 9,6 | - | 4596 | 4028 | 14,1 |
Всего |
25327 | 115347 | 101851 | 13,25 | 26102 | 138962 | 117423 | 18,3 |
Уровень рентабельности изделия (Ри) был определен по формуле:
Ри = (Пи / С)*100%,где
Пи – прибыль по изделию, руб.;
Си – себестоимость изделия, руб.
Анализируя данные этой таблицы, приходим к выводу, что наименьшую рентабельность имеет производство столов кухонных (9,7%), а наибольшую – производство бытовых стенок (19,9%)
По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.
Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле
РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ), где
ПБАЛ - балансовая прибыль по предприятию, тыс. руб.
ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. руб.
ФОБ - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб.
Проведя преобразование формулы, можно проанализировать зависимость уровня общей рентабельности от:
размера прибыли на1 руб. реализованной продукции (ПБАЛQР)
фондоемкости (1 / QР) / ФОСН
оборачиваемости оборотных средств 1 / QР / ФОБ
РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ) * 100 = (ПБАЛQР) / [(ФОСН / QР) + (ФОБ / QР)] * 100 ;
Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую таблицу.
Таблица 11. Исходные данные для анализа общей рентабельности.
№ |
Наименование показателей |
Един. изм. |
Условное обозначение |
Значение показателей |
|
Отчет 2006 г. |
Отчет 2007 г. |
||||
1 | Балансовая прибыль | Тыс. руб. | ПБАЛ | 13756 | 20677 |
2 | Объем реализованной продукции | Тыс. руб. | QP | 114761 | 140118 |
3 | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | Тыс. руб. | ФОСН | 36793 | 37047 |
4 | Средние остатки основных оборотных средств | Тыс. руб. | ФОБ | 34396 | 39703 |
5 | Фондоотдача основных производственных фондов | Руб. / руб. | QP / ФОСН | 3,12 | 3,78 |
6 | Фондоемкость | Руб. / руб. | ФОСН / QP | 0,32 | 0,26 |
7 | Количество оборотов нормируемых оборотных средств | Число оборотов | QP / ФОБ | 3,34 | 3,53 |
8 | Коэффициент закрепления оборотных средств | Доли единиц | ФОБ / QP | 0,3 | 0,28 |
9 | Прибыль на 1 руб. реализованной продукции | Руб. / руб. | ПБАЛ / QP | 0,12 | 0,15 |
10 | Уровень общей рентабельности | % | ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ) * 100 | 19,3 | 26,9 |
Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения:
Р1 и Р0 – общая рентабельность отчетного и базового периодов
П1 и П0 – прибыль на 1 руб. РП в отчетном и базовом периоде
Е1 и Е0 – фондорентабельность в отчетном и базовом периоде
К1 и К0 – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде
Данные таблицы показывают, что уровень общей рентабельности изменился на: DРОБЩ = Р1 – Р0 = 26,9-19,3=7,6%
Определяем влияние прибыльности:
DР1 = П1 / (Е0 + К0)*100 – Р0 ;
DР1 = 0,15/(0,32+0,30)*100-19,3=4,9%
В связи с увеличением прибыли на 1 руб. реализованной продукции общая рентабельность возросла на 4,9%
2. Определяем влияние фондорентабельности:
DР2 = П1 / (Е1 + К0)*100 – П1 / (Е0 + К0)*100;
DР2 = 0,15-(0,26+0,30)*100-0,15/(0,32+0,30)*100=2,6 %
Уменьшение фондорентабельности привело к росту общей рентабельности на 2,6 %
3. Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств: DР3 = П1 / (Е1 + К1)*100 – П1 / (Е1 + К0)*100;
DР3 =0,15/(0,26+0,28)*100-0,15(0,26+0,30)*100=1,1 %
За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность возросла на 1,1 %
Общее влияние всех факторов составит:
DРОБЩ = 4,9+2,6+1,1=7,6%
Анализ показал, что наибольшее влияние на изменение прибыли оказывает рост цен как на готовую продукцию, так и на сырьевые и материальные ресурсы. Большое влияние на увеличение прибыли имеет рост объемов производства и выручки от реализации продукции.
На изменение балансовой прибыли существенное влияние оказывают различного рода непроизводственные расходы.
Обновление ассортимента и его расширение при соответствующем качестве позволяет увеличить спрос на продукцию предприятия.
Заключение
В первой части контрольной работы подробно рассмотрена средняя величина, активно использующаяся в статистических исследованиях, описана её сущности и условий применения, представлены виды средних величин, формулы по которым они рассчитываются и примеры их использования на практике.
Во второй части контрольной работы проведен всесторонний анализ динамики прибыли и рентабельности на примере ОАО «Башмебель»
Основными факторами роста прибыли являются здесь увеличение объемов производства и реализации, снижение себестоимости, улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции, повышение эффективности производственных фондов, внедрение новых технологий, повышение производительности труда и совершенствование системы управления производством. Все эти факторы влияют на размер прибыли и рентабельности исследуемого предприятия.
Список литературы.
Бизнес-планирование. Учебник / Под ред. В.М. Попова – М.: ИНФРА, 2004- 625 с.
Боярский А.Я., Громыко Г.Л. Общая теория статистики / Боярский А.Я., Громыко Г.Л. - М.: 1995.
Гусаров В.М. Теория статистики. – М., 1998.
Давыдов Г.Е., Попов Н.И., Химич Е.И. Методы определения экономической эффективности хозяйственных: Учебное пособие / Давыдов Г.Е. и др. - изд. 2-е – М.: МГУЛ. 2005 -137 с.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности / Донцова Л.В., Никифорова Н.А. - М.: LВС, 2000 – 384 с.
Едронова В. Н., Малафеева М. В. Общая теория статистики: Учебник / Едронова В. Н., Малафеева М. В. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.:Магистр, 2007 – 606 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Савицкая Г.В. – Минск.: Новое знание, 2004 – 487с.