Теоретические аспекты финансового менеджмента

на дату составления баланса.


Ка = Ликвидные активы / Текущие обязательства = LA / CL.


Считается , что CR (Current Ratio) должен находиться в пределах от1 до 2-3.Нижняя граница обусловлена тем, что текущих активов должно быть достаточно для погашения текущих обязательств, иначе фирма может оказаться неплатежеспособной. Превышение активов над обязательствами зависит от отрасли, длительности производственного цикла, структуры оборотных активов и проч.

Учитывая , что CA= LA+INV


CR = CA / CL = LA / CL + INV / CL = Ka + Ki ,

где Ка - коэффициент абсолютной ликвидности,

Ki - коэффициент покрытия, показывающий в какой степени фирма зависит от возможности мобилизации материальных запасов для погашения краткосрочных обязательств.

Анализ показателя ликвидности (в динамике за ряд лет или по отношению к предыдущему периоду) : за счет чего обеспечен рост показателя?

-рост CR обеспечивается за счет роста Ка, следовательно, необходимо оценить эффективность использования денежных средств (запас наличности, остаток на расчетном счете и других счетах)

- высокий уровень CR возможно объясняется высоким уровнем дебиторской задолженности.


Косвенно оценить ликвидность и самофинансируемость предприятия можно через показатель рабочего капитала (WC) , считается, что чем больше величина РАБОЧЕГО КАПИТАЛА, тем более устойчиво финансовое положение фирмы.

Действительно, выразим показатель общей ликвидности через WC , для этого в делителе прибавим и отнимем постоянную величину CL:


CR = CA / CL = (CL + CA - CL) / CL = 1 + WC / CL


Скорость оборачиваемости дебиторской задолженности может оцениваться коэффициентом:


ACP (average collection period) =

Средняя дебиторская задолженность *Количество дней в периоде

Объем продаж в периоде

Например,


Месяц Среднее

1 2 3 4
Дебиторская задолженность 20 40 15 30 26,5
Объем продаж 100 120 130 115 116,25

АСР = 26,5*30/116,25 = 6,8 дней (7 дней).


Или

Коэффициент оборота дебиторской задолженности (RTR)=

Годовой объем продаж в кредит

Дебиторская задолженнось

Например, Ожидаемый оборот: 365/60 = 6 оборотов в год (60дней – отсрочка платежа для покупателей), следовательно, коэффициент, превышающий 6 свидетельствует о высокой ликвидности дебиторской задолженности.

С другой стороны, слишком высокий коэффициент RTR может быть нежелателен, так как свидетельствует о небольшом периоде денежного сбора и слишком ограниченной кредитной политике. Такая политика может нанести ущерб получению прибыли, путем отказа в кредите (товарном) потенциально платежеспособным покупателям, которые будут покупать продукцию у других фирм, имеющих более мягкую кредитную политику.

Показатель оборота материальных запасов (ITR)

Себестоимость реализованной продукции

Средняя стоимость запасов

Рост показателя свидетельствует об увеличении ликвидности запасов, т.е. запасы в этом случае расходуются быстро. Однако, это может лишь показывать что фирма работает “с колес”, или о слишком большом количестве мелких заказов, или слишком высоких издержках по управлению запасами. Низкий уровень показателя показывает, что материально-производственные запасы являются неходовым товаром.


Тема 4. Агрегированный баланс предприятия


Оборотный капитал предприятия является мобильным элементом общего капитала предприятия, который постоянно трансформируется из денежной формы в товарную и наоборот. В связи с этим перед предприятием постоянно стоит довольно сложная задача комплексного оперативного управления им с целью наиболее рационального и эффективного использования всех элементов оборотного капитала для достижения наибольшей эффективности деятельности предприятия.

В качестве информационной основы при решении задач комплексного оперативного управления оборотным капиталом предприятия служит агрегированный, т.е. уплотненный баланс предприятия. Агрегированный баланс – рассчитывается путем соединения элементов отдельных статей отчетного или прогнозного баланса предприятия, объединенных по экономическому смыслу.

При агрегировании баланса необходимо учитывать специфику деления активов и пассивов предприятия. Так активы предприятия подразделяются на основные и оборотные, стабильные и нестабильные. Основные активы называют фиксированными, постоянными. Это земля, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения. Оборотные средства (активы) имеют денежную и товарную форму (запасы сырья, материалов, готовой продукции; денежные средства, дебиторская, кредиторская задолженность и т.д.). При этом все активы подразделяются на стабильные и нестабильные. К первым относятся основные активы и часть оборотных активов, которая на протяжении достаточно представительного периода (года) находится на неизменном уровне, не зависит от сезонных колебаний и аналогичных факторов.

Оборотные активы в свою очередь подразделяется на медленнореализуемые (запасы сырья, материалов и готовой продукции), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства краткосрочные ценные бумаги).

Пассивы предприятия подразделяются на собственные и заемные, а также на постоянные и текущие. К постоянным пассивам относят собственные средства (собственный капитал) и долгосрочные кредиты и займы. Текущие, т.е. краткосрочные пассивы включают в себя следующие элементы:

краткосрочные кредиты и займы;

кредиторскую задолженность;

ту часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которых наступает в данном периоде.

Любое предприятие решая задачу комплексного оперативного управления оборотным капиталом предприятия должно стремится к следующим целям:

превращению текущих финансовых потребностей (ФЭП) в отрицательную величину;

к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия;

к выбору наиболее подходящего для предприятия типа политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия, т.е. управления чистым оборотным (работающим) капиталом предприятия.

И это должно учтено в процессе агрегирования баланса. Агрегирование баланса предприятия наиболее часто производят в двух формах: брутто и нетто. Такой процесс осуществляют соответственно на основе данных подетального брутто и нетто-баланса. последний отличается от брутто-баланса предприятия тем, что он «очищен» от кредиторской задолженности, долгов предприятия поставщикам, которые вычтены одновременно как из пассива, так и из актива баланса. Такая операция позволяет отразить в агрегированном балансе как самостоятельный элемент текущие финансовые потребности предприятия и учесть их взаимосвязь с другими элементами оборотного капитала при решении задачи комплексного оперативного управления им на предприятии.


Баланс

Актив Пассив
Текущие активы Собственный капитал

Основные активы

в т.ч. нематериальные активы

Долгосрочные обязательства

Текущие пассивы (краткосрочные обязательства)

Данный баланс с учетом «очищения» от долгов предприятия в виде кредиторской задолженности трансформируется следующий вид.

Экономическую сущность такого расчета демонстрирует рис.


БАЛАНС

Фиксированные (основные активы) Собственные средства
Денежные средства Текущие активы Долгосрочные обязательства
ТФП
Текущие пассивы

В обоих вариантах расчета чистого оборотного капитала он характеризует не что иное, как собственные оборотные средства предприятия.

Оставшуюся часть оборотных активов, если она не покрыта денежными средствами, необходимо финансировать кредиторской задолженностью, а если ее не хватит, то приходится брать краткосрочный кредит.


Тема 5: “Планирование финансов”

Планирование текущей потребности в денежных средствах. Финансовый план. (Ситуация для анализа)

Одной из задач ФМ является ответ на вопрос “Как пойдут у данной фирмы дела в будущем”. Планирование финансов начинается с анализа финансового состояния предприятия. Финансовый анализ способствует пониманию механизма деятельности как такового, более полезен при разработке прогнозов. Для составления прогнозов используют различные методики, но все они основаны на показателях оценки деятельности компании в прошлые годы.

Прогнозирование начинают с анализа действительно достигнутых результатов: финансовых коэффициентов и отношений.

Учитывая изменения в будущем как в области финансовой политики самой фирмы, так и в экономической сфере (конкуренты, изменения законодательства и т.д.), основываясь при этом на определенных предположениях, можно оценить будущие величины показателей, характеризующих деятельность предприятия.

Процесс планирования финансов имеет основную задачу обеспечить платежеспособность предприятия и управлять процессами финансирования на предприятии. Различают:

планирование финансов при создании предприятия (определение потребности в капитале и финансах при основании предприятия)

Планирование финансов при создании предприятия осуществляется в интервале от момента создания (регистрации) до момента, когда за товары и услуги предприятию начинают платить (когда вложенный капитал возвращается в виде поступлений).

планирование потребности в капитале для специальных целей (инвестирование)

планирование текущей потребности в финансах (определение текущей потребности в денежных средствах: предварительный учет денежных средств предприятия).




Укрупненный финансовый план – руководство к действию. На основе прогноза сбыта составляется бюджет затрат. Конечный результат составления бюджетов – определение суммы расходов, необходимых для получения запланированных доходов.

Следующий шаг, более сложный этап – планирование затрат в разных аспектах: по видам продукции, по подразделениям, и по статьям; распределение затрат на постоянные и переменные.

В финансовом плане любого предприятия значительное место будут занимать налоговые платежи, следовательно, следующая проблема – налоговое планирование.

5.2. Планирование текущей потребности в денежных средствах (Пример)

Осуществляется с помощью финансовых планов, которые являются краткосрочными, предварительными расчетами в денежных средствах. Составляются для нормального функционирования производственной единицы на месяц, квартал, год.

В финансовых планах предприятий противопоставляют ожидаемые поступления и выплаты (смета). Для контроля, в последствии, фактические поступления и платежи сопоставляют и их плановыми значениями, выявляя отклонения: «экономию» или «перерасход». Финансовый план состоит из:

Плана прихода

Плана расхода

Плана кредита

Составим финансовый план на будущий квартал используя следующую информацию.

При расчете с поставщиками и покупателями фирма использует товарный кредит (отсрочка платежа).

В январе 19ХХ года для пополнения оборотных средств был взят в банке кредит – 3000 на 1 год по 60% годовых с ежемесячной выплатой процентов за кредит.

ПО результатам работы в 1 квартале предприятие имеет кредиторскую задолженность перед партнерами – 1000; перед бюджетом 200.

Дебиторская задолженность на 30.03.ХХ за оказанные услуги в марте 84000; по векселям полученным 5000. Срок погашения дебиторской задолженности – до 10.04.ХХг.

Планируются следующие поступления денежных средств:

за аренду а/транспортных средств в апреле 42 000; в мае 30 000.

Из других источников (совместная деятельность) в мае и июне по 5000.

Предполагаемая стоимость услуг, оказываемых фирмой 160 000 в мае и 800 000 в июне. Ожидается, что 50% от суммы будет оплачиваться немедленно (в месяце, когда услуги фактически оказаны),оставшаяся часть в следующем месяце.

Ежемесячные расходы:

на оплату труда персоналу фирмы (заработная плата с начислениями): 14 000 в апреле, 20 000 в мае и июне;

на содержание а/транспортного парка 2000 в апреле и мае, в июне -3700;

представительские расходы 500;

прочие затраты, в т.ч. услуги банка – 8300.

Налоговые платежи - 7000 в месяц.

Авансовые платежи поставщикам работ и услуг в апреле – 80 000, в мае – 100 000, в июне 260 000.



Апрель май Июнь

Банковская ссуда

Наличие финансовых ресурсов

3000

+17850


-5100

ПЛАН ПРИХОДА

1.Счета к получению:

за аренду а/т средств

другие источники

2.Поступления:

за аренду

другие источники

за оказанные услуги

ИТОГО


84 000

5 000


42 000

-

-

131 000


3 0000

5 000

80 000

115 000


-

5 000

480 000

485 000

ПЛАН РАСХОДА

Выплата % по кредиту

Погашение кредиторской задолженности

Издержки производства и обращения,

в том числе прямые затраты

4. Авансовые платежи поставщикам

5. Налоговые платежи

ИТОГО


150

1200

24800

16 000

80 000

7 000

113 150


150


30 800

22 000

100 000

7 000

137 950


405*


32 500

23 700

260 000

7 000

299 905

Излишек средств

Недостаток средств

+17 850

-22 950

(-5100)

+185 095

(+179 995)


Наличие фин. средств в конце квартала

+179 995

ПЛАН КРЕДИТА






* (3000+5100)* 0,6/12 =405

Итак, основа финансового планирования – составление бюджетов. Бюджет может быть рассмотрен с нескольких позиций:

1.Бюджет может быть рассмотрен как экономический прогноз.

2.Бюджет как основа контроля (сопоставление расчетных показателей и отношений с фактическими).

3.Бюджет как средство координации т.е. выраженная в денежной форме программа действий.

4.Бюджет как основа постановки задачи. Определяется эта задача заблаговременно, заранее, чтобы хватило времени для выдвижения и анализа альтернатив.

5.Бюджет как средство делегирования полномочий (составляются бюджеты подразделений).

Возможно два варианта составления бюджета:

«Сверху» – руководство составляет план по прибыли фирмы и дает задания подразделениям.

«Снизу» – от сбыта: определенные показатели предоставляются подразделениями по сбыту, обобщаются, корректируются и составляется бюджет фирмы.


Пример: Составление бюджета

Разрабатывается бюджет в несколько этапов на основе ожидаемого баланса и отчета по прибыли.

Анализируется рыночная ситуация (внешние условия). Учитываются предполагаемые изменения внутри предприятия. Составляется отчет по прибыли на будущий год. Это пассивная стадия планирования.

Производится анализ результата, т.е. проводятся альтернативные расчеты на основе которых составляется скорректированный отчет по прибыли. (Что можно сделать для улучшения результата?)

Составляется финансовый план на будущий год.

Рассчитываются финансовые отношения и коэффициенты, составляется плановый баланс.


Бюджет на будущий год составляется заблаговременно – до завершения текущего года. Основа для прогноза – ожидаемый отчет по прибыли и баланс.


Предприятие работает на рынке туристических услуг. Реализует услуги 3-х видов (продает туры А,В и С).

Ожидаемый отчет по прибыли 1999г.

Показатели А В С Итого
Выручка, без НДС 80 000 68 000 170 000 318 000
Прямые издержки (оплата пакета услуг, включаемых в тур) 46 400 38 000 105 400 189 800
Результат от реализации 33 600 30 000 64 600 128 200
Ежегодные FC


40 000
Чистый результат


88 200
Амортизация ОК


12 000
Прибыль до выплаты %% и налогов


76 200
Налоги, %%


10 000
Чистая прибыль


66 200

Ожидаемый баланс 1999 года

АКТИВ
ПАССИВ
1. Фиксированные активы 126 000 1. Собственный капитал 200 000
1.1.Оборудование 126 000

2.Текущие активы 234 000 2.Обязательства 160 000
2.1.Денежные средства 90 000 2.1.Банковский кредит 80 000
2.2.Счета к получению 30 000 2.2.Счета к оплате 40 000
2.3.Краткосрочн.фин.вложения 114 000 2.3.Прочие пассивы 40 000
ИТОГО 360 000 ИТОГО 360 000

В результате анализа рыночной ситуации с учетом изменений внутренних условий прогнозируется:

Увеличение популярности тура А; но ввиду потери части рынка по этой позиции (переход клиента к конкуренту), объем продаж тура А уменьшится на 15 %.

Это значит, уменьшаются на 15 % как выручка от реализации тура (68 000), так и затраты на покупку услуг, входящих в тур А (39 440), т.е. результат от реализации уменьшится также на 15% (28 560).

2. Выручка от продажи тура В не изменится, так как определено количество продаваемых туров и его цена зафиксирована. Вместе с тем, в следующем году ( из-за увеличения входной платы в музей, например) фирма будет покупать услуги, входящие в тур В за более высокую цену. Общее увеличение цены покупки услуг по туру составит 10%.

Таким образом, издержки на тур В составят 41 800, против 38 000, результат от реализации уменьшится до 26 200 (68 000-41 800), в большей степени (на 12,6 %), чем увеличатся затраты.

3. За счет увеличения рынка объем продаж тура С увеличится на 20%, при постоянстве цен продажи тура и покупки формирующих его услуг.

Изменение в показателях: пропорциональное увеличение выручки, издержек и результата от реализации до 204 000, 126 480 и 77 520 соответственно.

4. Предполагается также рост до 51 000 косвенных расходов, в том числе за счет увеличения персонала фирмы.


Корректировка отчета по прибыли с учетом прогнозируемых изменений

Показатели А В С Итого
Выручка, без НДС 68 000 68 000 204 000 340 000
Прямые издержки (оплата пакета услуг, включаемых в тур) 39 440 41 800 126 480 207 720
Результат от реализации 28 560 26 200 77 520 132 280
Ежегодные FC


51 000
Чистый результат


81 280

В цело по фирме выручка возросла на 7%, прямые издержки - на 9%, результат от реализации – на 3%.


После анализа полученного результата проводятся альтернативные расчеты, на основе которых и составляется бюджет по прибыли.

2 этап.

Например,

1. По туру А: без ущерба для себя фирма может снизить цену тура на 2%, за счет этого рассчитывают увеличить объем реализации на 10% (снивелировать появление конкурента).

Т.Е. ВЫРУЧКА возрастет до:

68 000-2%=66 640+10% =73 304, при этом затраты увеличатся также на 10% -43 484, результат от реализации 29 920, что выше, чем в предыдущем варианте.

Следовательно, предложение о снижении цены выгодно, следует его учесть при составлении планового отчета по прибыли, хотя полностью снивелировать последствия появления конкурента не удастся в следующем (плановом)году.

2. Тур В. В ответ на 10% увеличения цены пакета услуг, входящих в тур, фирма может увеличить цену реализации тура на 3%, при этом будет терять 1% в объеме реализации, потратив при этом 400 $ на рекламу тура.


S: (68 000*1,02)= 69 340

C: 41 800-1%= 41 382

GP: 27 958

(-400)

27 558 – выше, чем в предыдущем случае, следовательно, предложение принимаем.

Кроме этого, известно, что:

Во 2-ом квартале 2000г. предполагается закупка оборудования на сумму 36 000. 50% стоимости оплачивается по факту приобретения, 25% от стоимости в конце года, оставшаяся часть – в 1-ом квартале 2001 года. Амортизация ОК в 2000 году – 20 800.

Планируется увеличение собственного капитала за счет взносов владельца на 20 000 в 3-ем квартале.

Издержки по обслуживанию кредита – 1000 в квартал. В конце года истекает срок возврата кредита в сумме 10 000.

При расчете с поставщиками услуг и покупателями туров оговаривается рассрочка платежа – 90 дней.

Распределение результата (выручки) и затрат (прямые платежи) по кварталам предполагается:

Квартал S C
I 60 600 36 900
II 80 300 48 580
III 150 744 91 892
IV 55 000 33 874
ИТОГО 346 644 311 246

6. Покрытие постоянных расходов – равномерно, 25% от суммы ежеквартально.


Таким образом, плановый отчет по прибыли на 2000г.

Показатели А В С Итого
Выручка, без НДС 73 304 69 340 204 000 346 644
Прямые издержки (оплата пакета услуг, включаемых в тур) 43 384 41 382 126 480 211 246
Результат от реализации 29 920 27 958 77 520 135 398
Ежегодные FC


51 400
Чистый результат


83 998
Амортизация ОК


20 800
Прибыль до выплаты %% и налогов


63 198
%%


4 000
Чистая прибыль


59 198

3 ЭТАП

Разрабатывается финансовый план на основе ожидаемых поступлений и платежей.

Финансовый план разрабатывается на год, с разбивкой по кварталам для того чтобы выявить «узкие места» финансирования, т.е. даже если у фирмы показатель ликвидности на должном уровне, разбивка по кварталам позволяет выявить недостаток ликвидных средств в отдельные периоды.


ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН НА 2000 год


I II III IV
ПОСТУПЛЕНИЯ:



-Запас денежных средств на начало периода 90 000


-Увеличение собственного капитала - - 20 000 -
-Реализация услуг 30 000 60 600 80 300 150 744
ВСЕГО 120 000 60 600 100 300 150 744
ПЛАТЕЖИ:



- Покупка товаров и услуг 40 000 36 900 48 580 91 892
-Покрытие Постоянных издержек 12 850 12 850 12 850 12 850
-Приобретение оборудования - 18 000 - 9 000
-%% за пользование кредитом 1000 1000 1000 1000
-Возврат части кредита - - - 10 000
ВСЕГО 53 850 68 750 62 430 124 742
(+)Поступления, (-) Платежи +66 150 -8 150 +37 870 +26 002

Нарастающим итогом

(Запас денежных средств на конец периода)

+66 150 +58 000 +95 870 +212 872






Комментарии к фин.плану

1.Запас денежных средств на начало периода – из ожидаемого баланса.

2.Поступления от реализации услуг (90дней- отсрочка платежей)- в 1кв.2000г. – дебиторская задолженность 4кв.1999г. – из баланса; Поступления во 2-ом кв. – оплата услуг, реализованных в первом и т.д.

Реализация в 4-ом кв. на сумму 55 000 – поступления в 1 кв.2001 года, поэтому сумма учитывается как дебиторская задолженность в плановом балансе.

3.Покупка услуг.(Оплата за покупаемые услуги – с отсрочкой платежа – 90 дней).1 кв. – платежи за 4кв.1999 – из баланса, и т.д. 4кв.2000 – как кредиторская задолженность на конец года, следовательно, - в плановый баланс.

4.Покупка оборудования: постепенная оплата,9000 – в баланс, как задолженность.

5. Амортизация – не учитывается, т.к. это не фактически оказанные услуги (произведенные затраты), то есть финансовые операции не совершаются. Амортизация начисляется по факту получения выручки (списание затрат). Но учитываем в отчете по прибыли как составляющую накладных расходов, при формировании прибыли.


Плановый баланс(2000г)

АКТИВ
ПАССИВ
1. Фиксированные активы 141 200 1. Собственный капитал 279 198
1.1.Оборудование 141 200 2.Обязательства 152 874
2.Текущие активы 290 872 2.1.Банковский кредит 70 000
2.1.Денежные средства 121 872 2.2.Счета к оплате(товар) 33 874
2.2.Счета к получению 55 000 (оборудование) 9 000
2.3.Краткосрочн.фин.вложения 114 000 2.3.Прочие пассивы 40 000
ИТОГО 432 072 ИТОГО 432 072

Тема 6. Финансовые решения по управлению оборотными средствами


6.1. Углубленный анализ собственных оборотных средств

По величине ЧОК (СОС) судят, достаточно ли у предприятия постоянных ресурсов (собственных средств и долгосрочных заимствований) для финансирования постоянных активов (основных средств).

ЧОК (СОС) может быть либо больше, либо меньше нуля и это свидетельствует о том, покрываются ли иммобилизованные активы такими стабильными источниками как собственные средства предприятия и полученные им долгосрочные кредиты.

Если ЧОК > 0 (I случай – нормальное состояние предприятия), то постоянные пассивы > постоянных активов; если ЧОК < 0, то постоянные пассивы < постоянных активов и предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств. При расчете ЧОК необходимо увязывать его значение с коэффициентом текущей ликвидности.


Минимальное значение этого коэффициента – 1, а желательное – примерно 2.

Если значение этого коэффициента не доходит до «1», то предприятие испытывает дефицит СОС и не в состоянии расплатиться из своих текущих активов по своим текущим обязательствам.

Если ЧОК (СОС) меньше нуля (II случай – весьма нежелательный), то это означает, что предприятию не хватает ресурсов для финансирования иммобилизованных активов.

В этом случае нужно учитывать следующие обстоятельства:

1) Если крупные инвестиции в основные средства еще не успели окупиться, то при хорошей перспективе проекта можно говорить о временном недостатке СОС. Этот недостаток СОС исчезнет в силу следующих причин:

Рост продаж (а это цель инвестиций) покроет убытки и дает прибыль, часть которой в виде нераспределенной прибыли прирастит капитал и таким образом постоянные ресурсы поглотят недостатки.

Таким образом в этом случае недостаток СОС обусловлен лишь определенным временным горизонтом;

2) Если недостаток СОС наблюдается из года в год, т.е. имеет более глубокие, структурные причины, то финансирование иммобилизованных активов становится проблематичной и подверженной воле случая.


6.2. Углубленный анализ ТФП основывается на следующих понятиях:

ТФП

ТФП операционного (реализационного) характера – операционные финансовые потребности

ТФП внеоперационного (внереализационного) характера – внереализационные финансовые потребности.

При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать следующие взаимосвязи:


ТФП = ТА без денежных средств – ТП = Опер. ФП + Внереал. ФП = ФП


Операционные ФП – характеризуют величину финансовых потребностей, обусловленную непосредственно хозяйственной деятельностью.

Внереализованные ФП – характеризуют величину финансовых потребностей, обусловленную исключительно финансовыми операциями.

Существуют несколько важных правил управления ТФП и его составными элементами.

Правило 1. Если операционные финансовые потребности больше нуля, то текущие потребности в финансировании денежных оборотных активов превышают краткосрочные ресурсы.


правило 2. Если операционные финансовые потребности меньше нуля, то краткосрочные ресурсы СОС превышают текущие потребности в финансировании неденежных средств.

С использованием этих важных правил целесообразно вести анализ за структурой ТФП.

Так например:


если I ситуация – нормальная, то II – достаточно тревожная

1) Опер. ФП = 90 2) Опер. ФП = 250

Внереал. ФП = 10 Внереал. ФП = -150


Итого ТФП = 100 Итого ТФП = 100


Во втором случае предприятие имеет слишком большие операционные финансовые потребности, поскольку по самой своей природе внереализационные операции являются исключительными и ставка на них для любого предприятия рискованна. Если стремиться к равновесию ресурсов и потребностей только за счет внереализационных ФП, то оно будет носить весьма неустойчивый характер. Для второго случая целесообразно в первую очередь сократить операционные ФП, что одновременно устранит перекос в сторону внереализационных ФП.

Пример:

исходная ситуация I вариант II вариант

Опер. ФП = 250 100 250

Внереал. ФП = -150 -50 -50


Итого ТФП = 100 50 200


т.е. реализуя только внереализационные ФП, добиваемся увеличения ТФП.


правило 3. Управление денежной наличностью сводится в конечном итоге к регулированию величины СОС и ТФП, которые зависят не только от тактики, но и от стратегии управления финансами предприятия. Поэтому для принятия решений необходимо анализировать данные за достаточно длительный период и выявлять направленность главных структурных изменений.

Это правило базируется на следующих взаимосвязях:

ДС (денежные средства) = СОС – ТФП

ТФП = СОС – ДС (денежные средства)

СОС = ДС (денежные средства) + ТФП

При анализе этой взаимосвязи нужно помнить, что если СОС меньше ТФП, то имеет место дефицит денежных средств (ДС<0) и наоборот, если СОС больше ТФП – нет дефицита денежных средств (ДС>0). Из этой взаимосвязи вытекает

правило 4. Денежные средства являются регулятором равновесия между СОС и ТФП.


6.3. Регулирование ресурсов и потребности предприятия


При регулировании ресурсов (СОС) и потребностей (ТФП) возможны следующие ситуации:

ситуация 1

потребности

СОС>ТФП


Тогда через структуру этих элементов (в % к СОС) равновесие можно выразить следующей схемой:

потребности ресурсы



Однако, в этой ситуации предприятию нужно не забывать, что ДС представляют собой «спящие деньги», не приносящие доход. По экономической сути упущенная выгода – тот же убыток, поэтому предприятию нужно производить в этом случае краткосрочные финансовые вложения, если в ближайшее время не предстоят платежи, исключающие какие-либо отвлечения финансовых средств.

ситуация 2


СОС<ТФП




Это наиболее часто встречающийся тип равновесия для вполне удовлетворительно работающих предприятий.

В этой ситуации очень важно для ДС (-) в ТФП. Нужно всегда стремиться к тому, чтобы она снижалась, а доля СОС возрастала. Для этого есть два пути:

Ι путь – увеличивать СОС

ΙΙ путь – снижать ТФП

Увеличить СОС можно за счет

наращивания собственного капитала (увеличением уставного капитала, снижением дивидендов, увеличением нераспределенной прибыли и резервов, подъемом рентабельности с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики);

увеличением долгосрочных заимствований (если их в структуре пассива относительно немного – процесс их возврата растянут во времени)


Тема 7 : “ Операционный анализ”


Основы, техника и практическое использование в принятии финансовых решений.


Операционный анализ, называемый также “Издержки - Объем - Прибыль”(Costs - Volume - Profit - CVP), является одним из самых простых приемов финансового анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования.

Ключевыми моментами операционного анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

( на практике - неоднозначность деления, условно-постоянные, условно-переменные; смешанные издержки, содержащие элементы и переменных и постоянных расходов.

Н-р, затраты на электроэнергию)

При анализе необходимо разделить смешанные издержки на переменные и постоянные по данным бухгалтерского учета и отчетности.

Кроме того, необходимо помнить о характере изменения издержек (суммарных и на единицу продукции) в ответ на изменение объема производства (продаж).

Рассматривая поведение издержек, необходимо очерчивать релевантный период: структура издержек, суммарные постоянные и переменные на единицу товара неизменны лишь в определенном периоде и при определенном количестве продаж.

Существует три основных метода дифференциации издержек:

Метод максимальной и минимальной точек.

Графический метод

Метод наименьших квадратов.


Пример

Анализируя данные по издержкам производства, фирма столкнулась с проблемой их дифференциации. Особенно трудно оказалось выделить сумму постоянных расходов на электроэнергию:

Месяц Объем производства,тыс.шт.

Расходы на эл.энергию,

тыс.руб.

1 10 3750
2 8 3500
3 10 3700
4 11 3750
5 12 3800
6 9 3430
7 7 3350
8 7,5 3350
9 8 3420
10 10 3700
11 12 3800
12 13 3860

Метод максимальной и минимальной точек


Из всей совокупности данных выбираются два периода с наименьшим и наибольшим объемом производства. В нашем примере - это июль и январь. В январе сумма переменных издержек будет максимальной. А постоянных - минимальной. В июле - наоборот.


Максимальный Q Минимальный Q
Уровень производства, тыс. шт. 13 7
В %% 100 53,85

Ставка переменных расходов (средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции) определяется:


Сvc = ((Мах сумма издержек - Мin Сумма издержек ) * 100 / (100- Мin Q в %)) / Мах Q

Сvc =(