Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории
столами лишь на минуту отрываются от своих занятий: один что-то пишет гусиным пером и слизывает время от времени с узкого длинного листа, другой водит по листу колесиком, третий точит ножиком палочки. Мальчик кланяется статуе, стоящей недалеко от шкафов.Старик: Пойдем, Ликин, я объясню тебе твою службу. Тебе не приходилось лазить по деревьям?
Мальчик удивленно смотрит на него.
Старик: Ах да, я забыл, что живу в Египте, откуда бы здесь взяться деревьям? В общем, нетрудно тебе залезть на этот шкаф?
Ликин: Нетрудно.
Окидывает взглядом странные шкафы.
Старик: Вот и прекрасно. Начнешь снизу, со шкафа АЛЬФЫ, затем перейдешь к шкафу БЕТА, затем - к третьему, его зовут ГАММА, далее - ДЕЛЬТА, ИПСИЛОН, ДЗЕТА И ЭТА. Вот тебе вода и тряпка, принимайся за дело.
Старик уходит.
Ликин: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Ипсилон... Слово "дельта" мне знакомо, так мы называем низовья Нила, имеющие форму треугольника. Но почему ДЕЛЬТОЙ называется квадратный шкаф?
Ликин мочит тряпку и начинает протирать шкафы.
Занавес закрывается.
Ведущий: Пройдет совсем немного времени, и Ликин поймет, что это за буквы. А вы догадались?
Ответ: Это библиотека в Египте, в городе Александрия, шкафы с папирусами помечены буквами греческого алфавита.
Эпизод 2. Пираты.
Богиня истории Клио:
Ты помнишь час ужасной битвы,
Когда я, трепетный квирит,
Бежал, нечестно бросив щит,
Творя обеты и молитвы?
Как я боялся, как бежал!
Но сам Гермес внезапной тучей
Меня накрыл и вдаль умчал...
На сцене - декорация корабля, разбойники, пленные, среди них - юноша в белой тоге, напуганный меньше всех. Главарь шайки подходит к юноше, трогает его за плечо.
Юноша: Прочь, собака! Я накажу тебя за твою дерзость. Ты будешь распят на кресте.
Пират отступает, как бы ища защиты, оборачивается к столпившимся вокруг пиратам и незаметно подмигивает им. У разбойников вдруг подкашиваются ноги. Они падают на палубу, изображая раскаяние. Сам главарь простирается на палубе и униженно протягивает юноше руки.
Главарь разбойников: Прости, патриций, с кем не случается, если бы знал заранее, что будешь на этом корабле, разве я бы посмел? Поди, догадайся, кто плебей, а кто патриций! И одежда у тебя, как у всех...
Юноша: Ты посмел забрать мою одежду!
Главарь разбойников: Ах негодяи, ах воры! Немедленно возвратите патрицию его одеяние!
Напуганные до смерти пираты бросаются к мешкам. Выбрасывают одежду. Пленники замирают у мачты.
Главарь разбойников (кричит): Остановитесь! Разве вы не видите, что это одеяние нашего патриция? Как ты смеешь марать его своими грязными лапами? (Выхватывает у одноглазого пирата тогу и бережно поднимает ее двумя пальцами). Эй вы, взгляните на свое рванье, сравните его с этой белизной! Теперь вы поняли, что не достойны подметок его сандалий? (Хлопает себя по лбу). Сандалии... Разве вы не видите, что патриций стоит на палубе босиком? Он может испачкать свои божественные ноги.
Кто-то из пиратов ползком добирается до юноши, неся его сандалии. Тот как ни в чем не бывало, протягивает сначала одну ногу, потом другую ногу.
Главарь разбойников: Истинный патриций. Потомок Ромула.
И тут пираты начинают хохотать.
Пираты: Ай да Минуций, ай да насмешил!
Занавес закрывается.
Ведущий: Этот эпизод действительно произошел с человеком, имя которого известно каждому из вас. Впоследствии он станет знаменитым консулом, военачальником. До сих пор мы произносим крылатые выражения, которые приписываем ему. Назовите его имя.
Ответ: Юлий Цезарь. "Жребий брошен", "Рубикон перейден", "И ты, Брут!", месяц июль назван его именем.
Эпизод 3. Княгиня.
Богиня истории Клио:
Ино зло племя человеческо
Прямое смирение отринули,
Стали жить в суете и неправде,
В распре великой,
И за то на них господь Бог
разгневался,
Попустил на них напасти великие,
Скорби немерные, находы супостатные...
На троне - женщина с ребенком на руках. Входят послы.
Послы: Здравствуй, княгиня!
Княгиня: Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли сюда?
Послы: Послали нас с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!" Пойдешь замуж за князя нашего, Мала?
Княгиня: Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди.
Послы уходят.
Спустя время входят другие послы, более нарядно одетые.
Послы: Пришли мы, княгиня, просить выйти замуж за князя нашего, Мала!
Княгиня зовет слуг: Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям): Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед людьми моими.
Послы уходят.
Княгиня: Заприте баню и подожгите ее!
Из бани доносятся крики послов.
Княгиня подходит к бане: Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от рук ваших погибли!
Занавес закрывается.
Ведущий: Вы, конечно, узнали героиню этого эпизода? Назовите ее и вспомните, какие наказания она придумала для древлян.
Ответ: Ольга. Послов закопали в яму, древлян убили на тризне по Игорю. Птицы, к лапкам которых Ольга приказала привязать горящие нити, сожгли Искоростень - древлянскую столицу.
Эпизод 4. Художник.
Богиня истории Клио:
Когда замыслит дивный ум создать
Невиданные облики - сначала
Он лепит из простого материала,
Чтоб камню жизнь затем
двойную дать,
И на бумаге образ начертать.
Как ловко бы рука ни рисовала,
Потребно проб и опытов немало,
Чтоб мудрый вкус мог лучшее
избрать...
На сцене - Джованни, рыбак; мессере Пьеро; молодой художник.
Входит рыбак, держа под мышкой щит.
Мессере Пьеро: Что скажешь, друг?
Усиленно кланяясь, рыбак просит: Попросите вашего сына, молодого художника, намалевать на этой вывеске что-нибудь устрашающее, удивительное для вывески моему брату на лавочку. Я задумал вместе с братом торговать рыбным товаром. Что-нибудь поудивительнее, Ваша милость, уж сделайте одолжение! Тогда каждому покупателю захочется зайти в лавку поглазеть на чудеса. Глядишь, что-нибудь купят!
Пьеро, смеясь, соглашается отдать щит своему сыну.
В мастерской.
Мессере Пьеро: Сынок, намалюй на доске что-нибудь особенное, чтоб мурашки по телу забегали!
Молодой художник принимается за дело. Следуя своему принципу точно следовать природе, он собирает для щита всяких животных: бабочку, саранчу, кузнечика, змею, летучую мышь. Все это он достает из корзины и располагает так, что получается чудовище, туловище которого выползает из мрачной расщелины скалы. Кажется, что дыхание этого чудовища заражает воздух, дым клубится, выходя из раскрытых ноздрей. Наконец работа закончена.
Мессере Пьеро: Это я, сынок. Ну и жара, открывай скорее, у меня руки полны - я принес яблоки.
Молодой художник: Сейчас, отец, картину надо поставить на возвышение - будет виднее. Вот так... А теперь - пожалуйте...
Он распахивает дверь, придвигает щит к окну. Яркие лучи солнца озаряют изображение. Кажется, что чудовище смотрит с мольберта, вот-вот бросится на человека и задушит его в своих объятиях. Лицо мессере Пьеро покрылось мертвенной бледностью, в глазах - ужас. Забыв, что это картина, он начинает креститься и бросается бежать.
Молодой художник: Успокойтесь, батюшка, ведь это всего-то картина. Я достиг того, что хотел, - картина возбуждает ужас.
Занавес закрывается.
Ведущий: Назовите имя художника. Прикрепите свои банты к картинам, принадлежащим его кисти. На стене - Леонардо да Винчи "Мадонна с цветком", "Джоконда", "Мадонна Литта", любые картины художников эпохи Возрождения.
Ответ: "Мадонна с цветком", "Джоконда", "Мадонна Литта".
Конец игры.
приложение 5
Опорные конспекты
Блок-тема 1
Западная и Центральная Европа в период раннего средневековья
разработка урока для седьмого класса
1-2. Цивилизационное развитие Европы идёт по пути взаимовлияния, борьбы и слияния двух составляющих. Первая из них — разрушение родоплеменной организации варваров и складывание раннефеодального государства; вторая — трансформация античной рабовладельческой цивилизации в средневековую.
В пятом веке нашей эры, германцы переходят к двуполью и от родовой общины к соседской. Растёт производительность труда. Выделяется знать. Вожди. Хлодвиг. Галлия обретает самостоятельность после падения Западной Римской империи в 476 г.
2. В 486 году франки разбили войско римлян и подчинили Галлию.
3. Знатные франки и римские рабовладельцы постепенно превращаются в феодалов (крупные землевладельцы, правители областей, приближённые короля, дружинники). Феод, феодал, поместье. Формируется слой зависимых и крепостных крестьян. Три способа: за долги, отдача под покровительство, захват земель.
4. К 500 году завершается процесс образование раннефеодального государства у франков. Хлодвиг — король. Расцвет франкского государства при Карле Великом. Военные походы, увеличение территории. Система власти и управления в стране. Законы франков. Церковь. Роль насилия в государстве. Цивилизационные задачи государства.
5. Повинности крестьян. Оброк. Барщина. Десятина. Сопротивление крестьян.
6-7. Натуральное хозяйство. Слабость хозяйственных связей. Усиление крупных феодалов. Феодальная раздробленность. Сеньор. Вассал. Король — первый среди равных. Междоусобные войны.
8. Порядок жизни, слои населения раннесредневекового общества.
9. Пятый-одиннадцатый века в Европе — период раннего средневековья.
Объяснение содержание знаков и элементов опорного конспекта по Истории средних веков для седьмого класса
Хозяйство, экономика в целом. | Трёхполье. | ||
Производительность труда, возрастание и совершенствование | Феодалы. | ||
Натуральное хозяйство. | Десятина церкви. | ||
Переход от натурального хозяйства к торговле, обмен между городом и с/х. | Община, общество в целом. | ||
Междоусобные войны. |
Выделение знати, неравенство. | ||
Военные походы. | Город, центр ремесла и торговли. |
Угнетение народа, борьба за свободу и землю. | Распад государства, раздробленность. | ||
Церковь, католичество. | Германия, Священная римская империя. | ||
Православная церковь. | Франция. | ||
Подсечное земледелие. | Италия, Рим. | ||
Двуполье. | Улучшения в сельском хозяйстве, тяжёлый плуг. | ||
Феодальная лестница. | Торговля, торговые пути. | ||
Крестоносцы. | Центр торговли, пересечение торговых путей. | ||
Занятие арабов - разведение верблюдов. Верблюд — «корабль пустыни». | Византия. | ||
Крестьяне. | Христианское учение о божьем суде. | ||
Сословия. | Выступление крестьян. | ||
Столетняя война. | Три пути закрепощения крестьян. | ||
Централизованное государство. | Королевская власть, король. | ||
Совершенствование оружия. | Солнце, луна и пять планет. | ||
Верхнебойное водяное колесо. | Образование, школа. | ||
Мореплавание. | Города на пересечении дорог. | ||
Америка. | Города у мостов. | ||
Англия. | Города у монастырей. | ||
Испания. | Города у гаваней. | ||
Раннефеодальное государство. | Цех, союз мастеров. | ||
Культура. | Насилие, разбой. | ||
Ручное производство. | Мастер, подмастерья, ученики. | ||
Рабы. | Деньги, доходы. | ||
Рабы с хижинами. | Препятствия в торговле. | ||
Колоны. | Остров. | ||
Объединение страны в единое государство. | Полуостров. | ||
Добыча металлов, шахты. | Церковные обряды. | ||
Программы, требования. | Церковные должности. | ||
Торговая компания. | Святыни церкви. | ||
Поражение в войне. | Индульгенции. | ||
Разделение труда между областями страны. | Низовье рек Шельды, Мааса и Рейна. | ||
Генеральные штаты. | Еретик. | ||
Осада города. | Парламент. | ||
Восстание крестьян. | Европа. | ||
Людовик 14. | Африка. | ||
Азия. | Буржуа. | ||
Рабочие. | Античная культура. | ||
Рабовладельцы. | Разделение труда на мануфактуре. | ||
Огораживание. | Кровавые законы. Преследование и казни огороженных крестьян. | ||
Нидерланды. | Новые дворяне. | ||
Ярмарки. | Вторжение варваров на территорию Римской империи. | ||
Торговые связи между областями страны. |
приложение 6
Опорные конспекты на уроках истории
(примерный образец записей учащегося в тетради)
Под диктовку учителя: |
Тема: «Развитие ремесла и торговли. Рост городов в Европе». |
Цель: Я должен уяснить, почему и как рем. Отделяется от с/х и возникают города, как организов. произв-во и обмен товаров, каковы последствия; знать быт, жизнь и взгляды горожан. |
|
Во время краткой развёртки опорного конспекта записи не ведутся. |
|
Подробная проработка материала урока по опорному конспекту: |
1. Успехи в с/х излишки обмен «умельцы» ( жизнь — ремесло). Но: И укрепления город Т+ Р = Рем. Мастерская: — мелкое — ручное б/разд. Труда Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр» Товар торговля От к Цехи — союзы М. Одной спец. Устав. Качество! Цех 11 - 12 вв. — прогресс К 15 веку — тормоз. |
Все записи учитель делает на доске по ходу рассказа и развёртки опорного конспекта. Материал проговаривается в сжатом виде, не менее трёх раз. |
2. Феодал город борьба за свободу. МЭР Слои населения: Элита Город. Совет Средние Низы Суд, казна, войско. Права, свободы. |
Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. — пошлины — что упало, то пропало — разбойники, рыцари Города и купцы за объединение страны. Торг. Пути ярмарки-центры. Шампань. Т — Д — Т. Деньги — Банки, Ростовщики. |
|
Вывод: Необходимость объединения страны. |
|
К следующему уроку. Задание учащимся — сделать два (три) доклада о жизни и быте горожан средневекового города. |
Домашнее задание: Развернуть и проработать опорный конспект, материалы параграфа учебника. |
Приложение 7
Урок-аукцион (6 класс)
«История России в датах»
Цели урока:
Закрепить у учащихся знание исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи;
Раскрыть роль хронологии в изучении истории;
Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и исторической картой.
Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты с инграми по хронологии.
Ход урока:
Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы», нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется «совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом.
Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается определённое количество дат. Задача участников – назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов связанных с ней.
Первый этап.
1547 – провозглашение царём Ивана Грозного.
1613 – провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой династии.
1700 – переход России на новое летоисчисление.
Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ:
«Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».
1711 – создание Сената.
Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого:
«Повелеваю! Думным боярам!
Отныне по бумаге не читать,
Дабы дурость каждого узнать.
Думные чины боярам не давать.
Вместо Думы создать сенат».
1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны.
Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая роль цесаревны Елизаветы:
- Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной!
- Матушка! – кричат солдаты, -- Мы готовы!
- Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру Великому?
На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал», где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по представленному сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его точную дату. Для этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее подготовленных учащимися.
Второй этап
1565 – Учреждение опричнины.
1649 – Принятие Соборного Уложения.
После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку картин русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картинах исторических событий.
Предложенные картины:
Иванов М. В. «Земской собор» (1549)
Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582)
Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698)
Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703)
Третий этап
1564 – Начало книгопечатания в России.
1605 – Воцарение Лжедмитрия первого.
1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.
1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.
После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены памятники культуры.
На экран проецируются следующие иллюстрации:
Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения Ивана четвёртого).
Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани).
Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от поляков).
Здание Московского государственного университета (1755, открытие первого российского университета).
Подведение итогов игры.
Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов.
Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов.
Артистизм исполнителей – 15 баллов.
Использование средств наглядности – 10 баллов.
Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому активному участнику.
Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы за активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля.
Приложение 7
Структура учебного процесса на основе дидактических игр
Создание проблемной ситуации:
введение моделирующей (игровой) ситуации
Ход игры: «проживание» проблемной ситуации
в её игровом воплощении, действие учащихся
по игровым правилам, развёртывание игрового действия
Подведение итогов игры.
Самооценка действий участников
Обсуждение хода и результатов игры – игровых
Действий и переживаний участников. Анализ игровой
(моделирующей) ситуации, её соотношения с реальностью.
Учебно-познавательные итоги игры
Приложение 8
Технология организации дидактических игр
Этап подготовки игры |
Разработка игры |
|
Ввод в игру |
|
|
этап проведения игры |
Групповая работа над заданием |
|
Межгрупповая дискуссия |
|
|
этап анализа и обобщения |
|
Приложение 9
Этапы организации деловой игры
Этап 1: Разработка (конструирование) игры. |
Этап 2: Ввод в игру. |
Этап 3: Групповая работа по заданиям. |
Этап 4: Межгрупповая дискуссия. |
Этап 4: Анализ и обобщение. |
Диагностика учебно - воспитательного процесса и определение задач, которые предстоит решить. | Разъяснение смысла игры и её программы. | Поиск информации. | Выступление группы (защита идеи, проекта). | Вывод из игры. |
План, сценарий, ориентация участников на исполнение игровой роли. | Знакомство с правилами, условиями и регламентом. | Разыгрывание игровой ситуации. | Открытый микрофон. | Оценка игры экспертами. |
Правила (условия), инструкции для команд и игроков. | Распределение ролей (групповых и личных). | Мозговой штурм. | Коллективный анализ (взаимооценка). | Анализ и рефлексия. |
Проблема (название) игры, формулирование общей и частной цели для групп, участников игры. | Постановка конкретных задач, определение регламента выступлений. | Подготовка спикера (избранного лидера). | Выводы, рекомендации, принятие общего, коллективного решения. | |
Назначение (выборы) группы экспертов. | ||||
Игровое последействие! |
2.3
Деловая игра «Мозговой штурм»
Правила "мозговой атаки".
1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.
2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров.
3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров. Это не относится к экспертам.
4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения и комбинирование идей.
5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма.
6. Свобода от некоторых (предварительно обозначить) педагогических стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность участников.
7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные участники дают повод экспертам снимать баллы команде.
8. Оптимизм и уверенность.
Этапы и методы проведения игры «Мозгового штурма».
I. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за нарушение правил снимается от 2 до 4 баллов с группы. Образование рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и отобрать лучшие из идей. Весь класс распределяется по группам (не более 5). Эксперты занимают свои места в группах. (Экспертов либо дети выбирают, либо назначает учитель, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою позицию.)
II. Экпресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем). Это одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и проверяют свой интеллектуальный потенциал.
III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз ведущим быстро уточняется задача. Напоминается о соблюдении объявленных заранее правил. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо его завести на определенное время). В группе участники поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого,