Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории
Конспект, он служит подспорьем. Ученик достаточно легко восстанавливает целостную картину исторических событий даже в том случае, если они изложены на многих страницах учебника. Приобретённая уверенность в своих силах, в свою очередь, позволяет после нескольких удачных ответов у доски, вводить элементы импровизации, дополнительные факты, сопоставления и сравнения»3. Для сильного ученика опорный конспект – основа для усиления координации зрительной, слуховой и моторной памяти, а главное – подсказка для неординарного умозаключения, для работы на уровне второй сигнальной системы.В-третьих, «если на обычном уроке всегда есть несколько учеников, которые при объяснении нового материала «присутствуя, отсутствуют», то объяснение на основе опорных конспектов позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание таких учеников, а возврат к элементам опорного конспекта в сжатом и развёрнутом виде усиливает зрительно-словесную связь»1. Окончательно усвоение материала закрепляется в ходе двух-трёх кратного воспроизведения схемы опорного конспекта с одновременным проговариванием текста.
В данной методике урока стимулируется спокойная уверенность в своих силах, у ученика отсутствует страх за провал. Он идёт от малых побед к большим, от успеха к успеху. Такая уверенность в своих силах порождает свободу мысли.
Колебание во внимании, в темпах изучения материала также психологически оправданы. Вначале идёт быстрое прочтение всей темы. Предельно устойчивое внимание (у самых слабых учеников) фиксируется на десять-двенадцать минут. Затем начинается медленное, повторное движение от элемента к элементу. Внимание поддерживается введением в рассказ новых интересных подробностей, фактов, дат, имён, «экскурсия» в параллельные курсы. Одновременно учитель даёт объяснение понятий, краткие образные описания. Здесь ученики более свободно следят за рассказом, делая записи и зарисовывая элементы опорного конспекта. В конце урока вновь интенсивное, сжатое прочтение опорного конспекта. И, наконец, работа в парах или индивидуально по закреплению усвоенного материала.
«Работа учителя по данной методики позволяет решить проблему совместимости в одном классе учащихся с различными темпераментами. Не секрет, что при быстром темпе ведения урока флегматики и меланхолики теряются, не успевают следить за мыслью учителя и выполнять все задания. Замедленный темп урока, наоборот, заставляет скучать холериков. Они начинают отвлекаться, нарушать дисциплину, им просто неинтересно на уроке. Колебания внимания и темпа урока, различная степень обобщения материала, неоднократная его проработка, позволяет усвоить практически весь учебный материал на уроке, при минимуме самостоятельной работы во внеурочное время»2.
Использованная литература
Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1994. № 4.
Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос-пресс, 2000.
Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М., Владос, 1998.
Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.
Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность – модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1990.
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М.: Просвещение, 1999.
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8.
Гуревич А. Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.: Владос-пресс, 1999.
Голов А. А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. М., 1984.
Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. М., 1969.
Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992.
Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1987.
Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе. 1989. № 4.
Иванова А. Ф. нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. № 8.
Ильинская И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1995.
Игровое моделирование: теория и практика / под ред. Ладенко И. С.- Новосибирск, 1987.
Кладин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1989.
Кучерук И. В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории. М., 1991.
Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001.
Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 8.
Литвинов А. Иконические модели // Народное образование. 1991. № 7.
Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос, 1998.
Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех кто учит. Воронеж: НПО Модэк, 2001.
Левин М. И. Элементы романтики и военной игры в обучении истории // Преподавание истории в школе. 1988. № 1.
Мурзаев В. С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. М., 1960.
Мирошниченко Н. П. преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 4.
Мыскин В. А. Пиктограммы и игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1990. № 6.
Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1996. № 3.
Озерков И. А. Ролевые игры как технологии самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1.
Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГПИ, 1985.
Пидкастистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка. М., 1996.
Резников Л. О. О роли знаков в процессе познания // Вопросы философии. 1991. № 8.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.
Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос, 1991.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос-пресс, 1999.
Приложение 1
Цветопись
(оценка эмоционального состояния учащихся после проведения урока)
Тип урока ……………………………………….. Тема урока ………………………………………………………………………………
Дата проведения урока …………………….. Класс …………………
№ п.п. |
Фамилия, имя. |
Настроение. |
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |
||
6. |
||
7. |
||
8. |
||
9. |
||
10. |
||
11. |
||
12. |
||
13. |
||
14. |
||
15. |
||
16. |
||
17. |
||
18. |
||
19. |
||
20. |
||
21. |
||
22. |
||
23. |
||
24. |
||
25. |
||
26. |
||
27. |
||
28. |
||
29. |
||
30. |
Данные о своём эмоциональном состоянии каждый ученик заносит цветным карандашом, в клеточку, напротив своей фамилии.
Каждый цвет обозначает разное настроение:
Красный - восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый - радостное;
Зелёный - спокойное, ровное;
Синий - грустное, печальное; Фиолетовый - тревожное, тоскливое;
Чёрный - состояние крайней неудовлетворённости.
Приложение 2
Как работать с опорными конспектами
(памятка учащегося)
очень внимательно выслушай объяснения учителя по опорному конспекту;
на уроке, выдели цветом основные вопросы темы (блоки опорного конспекта);
выполни домашнее задание в этот же день;
читая текст учебника сопоставляй его с опорным конспектом, обязательно расшифруй все сигналы опорного конспекта;
закрой учебник и расскажи содержание параграфа по опорному конспекту;
если возникли затруднения, прочти текст параграфа ещё раз;
попробуй записать твой ответ по опорному конспекту на магнитофон. Это поможет тебе усовершенствовать твою речь, преодолеть застенчивость;
выучи опорный конспект наизусть;
всегда помни, что на воспроизведение опорного конспекта на уроке отводится строго определённое время.
Приложение 3
Урок-игра с элементами дискуссии
Суд над Сократом (6 класс)
Познавательное задание на весь урок:
Были ли справедливы и обоснованы обвинения выдвинутые против Сократа?
Почему всеми уважаемый человек предстал перед судом?
Считаете ли Вы справедливым смертный приговор Сократу?
Ход игры
Слово ведущего:
Идёт 399 год до н.э. Прошло всего пять лет, как закончилась поражением долгая война со Спартой. Государство с трудом приводило себя в порядок. Греки задавали себе один и тоже вопрос: как случилось, что при отцах и дедах Афины были самым красивым городом Эллады, а теперь этот город оказался на краю гибели? Может быть, в этом виноваты такие как Сократ? Что бы выяснить это, мы и собрались сегодня на суд. Сократ известен не только афинянам, но и за пределами нашего города. Для начала послушаем Платона, его ученика.
Платон: Я — ученик Сократа! Меня зовут Платон. Я немного знаю о жизни своего учителя, но больше — о его суждениях и мыслях. Сократ родился в 470 году до нашей эры в бедной семье каменотёса Софроникса и повитухи Фенариты, в Афинах. Я не знаю кто он по профессии, он никогда ни говорил об этом, но слышал, что люди говорили, что он помогал отцу и был скульптором. Но это было не для него. Он стал ходить по городу и проповедовать свои идеи на площадях. Первые его выступления относятся ко времени великого и мудрого Перикла. Сократ любил вести беседы о смысле жизни, о сущности знания. Он изобрёл особый вид беседы, который мы называем сократовским. Суть её в том, что каждый вопрос разбивается на несколько мелких, так, чтобы на них можно было ответить либо да, либо нет. Сократ строил свою беседу так, что всегда доказывал своему собеседнику, что тот ничего не знает. Но делал он это не для того, чтобы унизить или посмеяться, сам про себя он говорил: Я знаю только то, что ничего не знаю, и добавлял, что первым шагом к познанию мира является познание самого себя. Сократ был и есть сторонник Афинской демократии, но критикует её. Не за это ли теперь его судят? Сам Сократ называет себя не мудрецом, а любящим мудрость, отсюда и произошло понятие философия, которое означает — любовь к мудрости.
Демонстрируются написанные на доске афоризмы принадлежащие Сократу:
Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть.
Говорят что боги ни в чём не нуждаются, так вот: чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога.
Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись.
Если бы мы брали всё, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили.
Учащимся предлагается обдумать и объяснить эти выражения.
Слово ведущего:
Обратите внимание на количество судей — 500. это сделано для того, чтобы затруднить их подкуп, к тому же, этот суд особый. Такого не было уже лет двадцать. Судят философа!
Посмотрите на него (демонстрируется портрет). Сократу семьдесят лет, это невысокий крепкий старик, в грубом бедняцком плаще и босой. Когда-то в Афины приехал учёный знахарь, умевший по чертам лица определять характер человека. Его привели к Сократу, и он сразу сказал: «Жаден, гневлив и необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже собирались побить знахаря, потому, что не было в Афинах человека добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но философ остановил их: «Граждане, он сказал вам чистую правду: я действительно чувствовал в себе жадность и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитал себя и вот — стал таким, каким вы меня знаете».
Так что о воровстве, обиде, обмане или государственной измене и речи идти не может. Так за что же судят Сократа? Послушаем трёх главных обвинителей — Милета, Анита и Ликона.
Анит: Я гражданин Афин, Анит. Я обвиняю Сократа в том, что он не признаёт государственных богов и поклоняется новым богам, что недопустимо для гражданина города великой Афины Паллады. Сократ — уважаемый человек в нашем городе, много говорит, много беседует с людьми. А что если, другие станут поклоняться новым богам или уже делают это? И, может быть, из-за того мы проиграли войну со Спартой, что некоторые наши граждане недостаточно стойко защищали наших богов.
Прокл: Я считаю эти обвинения против Сократа несправедливыми. Ведь во всех обрядах и жертвоприношениях он всегда участвовал вместе со всеми, и каждый видел это. Говорят, что он поклоняется новым богам — это про то, что у него есть внутренний голос который он постоянно слышит и слушается. Но вы ведь знаете, что дельфийская пророчица Пифия слышит голоса богов с Олимпа и что предсказатели умеют разгадывать знамения богов дающиеся в полёте птиц и пламени жертвенного костра. Почему вы не верите, что и Сократу боги могут что-нибудь говорить?
Ликон: Меня зовут Ликон, и я обвиняю Сократа в том, что он — враг народа! Наша демократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти. Всюду мы выбираем себе начальников по жребию, чтобы все были равны. Сократ говорит, что это смешно, причём так смешно, как кормчего выбирать на корабль по жребию, а не по знаниям и опыту.
Голос из толпы: Но это же неправильно! Нельзя заниматься каким-либо делом, не научившись ему. Нельзя хорошо управлять государством потому, что принадлежишь к власти по рождению!
Ликон: Но у кого из граждан есть досуг, чтобы приобрести в политике знания и опыт? Только у богатых и знатных. Вот они и трутся около Сократа, слушают его уроки, а потом губят государство. Когда была война, нас чуть не погубил честолюбец Алкивиад, уведя наш флот в гибельный поход на Сицилию, а когда война закончилась — нас чуть не извёл жестокий Критий, глава «тридцати тиранов». Но ведь оба они — ученики Сократа.
Клеоним: Я, Клеоним, утверждаю, что Сократ — не враг народа, а его друг. И Алкивиад и Критий были хорошими гражданами, пока слушали Сократа, и стали опальными лишь когда отбились от него. Разве тридцать тиранов любили Сократа? Они боялись его, утверждая, что он портит нравы юношества. Тайных уроков он не давал, жил у всех на виду, разговаривал со всеми запросто, даже с рабами, если тем было интересно. Он всегда говорил, что государством должны управлять хорошие люди, но не говорил, что хорошим можно быть только по рождению. Он как раз и учил людей быть хорошими, лишь бы сам человек хотел учиться этому.
Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей, он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам беднее всякого нищего. Я сам слышал как на рынке Сократ приговаривал: «Как приятно, что есть столько вещей без которых можно обойтись».
Другой голос из толпы: И я слышал. Жена Сократа укорила мужа: «Что скажут люди о нашей бедности?». Он ответил улыбнувшись: «Если люди разумные, то им всё равно, а если не разумные, то нам всё равно». Сократ может быть чудак, но никак не враг народа!
Фокион: Я Фокион, тоже считаю что Сократ не портит нравы молодёжи. Разве он учит неповиновению властям? Он говорит: «Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим».
Милет: Я, Милет, считаю, что Сократ — чудак, и все его разговоры о справедливости и добродетели не только пусты, но и опасны. Он задаёт вопросы и не даёт ответов на них. Сколько не отвечай на его вопросы, всё равно чувствуешь себя в тупике. Ему мало выполнять законы государства, он доискивается что такое истинная справедливость.
Голос из толпы: Сократ — насмешник, он считает себя умнее всех и насмехается над остальными. Другие мудрецы говорят: «Думай то-то», а он: «Думай так-то». Додумаешься до чего-нибудь, скажешь ему, а он переспросит раз, и видишь, что нужно дальше думать. Но нельзя же думать до бесконечности, надо когда-то и дела делать.
Зевксис: Я считаю, что Сократ невиновен в том, в чём его обвиняют. Он мудрец, и мудрее его не сыщешь по всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Он не философствует, а говорит: «О столяре судят не потому, как он рассуждает о столах, а потому, как он их делает. Я могу рассуждать о Солнце и звёздах, но разве я могу в доказательство сделать хоть одну маленькую звезду? Когда я рассуждаю о хороших и плохих поступках, то я сам стараюсь делать хорошие и не делать плохих, и это лучшее доказательство моих рассуждений». Рассуждает он только о делах человеческих, зато так тонко, как никто.
Голос из толпы: Я согласен с Зевксисом. Однажды я завёл разговор с Сократом.
Хорошо ли красть? — спросил он у меня.
Нехорошо, — ответил я.
Всегда?
Всегда, — ответил я.
А украсть оружие врага перед сражением?
Да, надо уточнить: «У друзей красть нехорошо».
А украсть меч у больного человека, чтобы тот в отчаянии не бросился на него? — продолжал допытываться Сократ.
Да, надо уточнить, но как?
Этими вопросами он учит нас понимать все предметы глубже, чем раньше.
Слово ведущего: Мы выслушали речи и обвинителей и защитников, а теперь представим слово самому Сократу.
Сократ: Граждане Афиняне! Против меня выдвинуты два обвинения, но оба они такие надуманные, что о них трудно говорить серьёзно. Наверное дело не в них, а в чём-то другом. Нет, афиняне привлекли меня к суду по другой причине, и я даже догадываюсь по какой. Сегодня мои защитники уже вспоминали слова оракула, когда он сказал странную вещь: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Я очень удивился, ведь я то знал, что этого не может быть — ведь я ничего не знаю. Но оракула надо слушаться, и я пошёл по людям учится уму-разуму: к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же оказалось? Каждый в своём ремесле знал гораздо больше меня. Однако, каждый считал себя знающим абсолютно во всём и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут-то я и понял, что хотел сказать оракул: я знаю хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают, вот поэтому я мудрее чем они.
С этих пор я и хожу по людям с разговорами и расспросами: ведь оракулу надо повиноваться. И многие меня за это и невзлюбили. Неприятно убеждаться, что ты ничего не знаешь. Эти люди и выдумали обвинение, будто бы я учу чему-то нехорошему. А я вовсе ничему не учу, потому что сам ничего не знаю. И ничего не утверждаю, а только задаю вопросы и себе и другим. Задумываясь над этими вопросами никак нельзя стать дурным человеком, а хорошим можно. Потому я думаю, что совсем не виноват.
Слово ведущего: Судьи начали совещаться. Обвинений Милета, Анита и Ликона всерьёз никто не принимает. Однако, судьи, как и многие другие, не раз вставали в тупик в беседах с Сократом и становились посмешищем толпы, следившей за этими спорами. Сейчас подвернулась хорошая возможность отомстить. К тому же, кто-то должен стать виновным в том, что Афины проиграли войну со Спартой и оказались на краю гибели.
Судьи: Мы признаём Сократа виновным. Теперь надо проголосовать за меру наказания. Закона на такие случаи нет, поэтому обвинители должны предложить свою меру наказания, а обвиняемый — свою.
Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смертную казнь.
Сократ: Граждане судьи! Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себя невиновным. Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даю умам вашим впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажиревшего коня. Поэтому, я бы назначил себе не наказание, а награду. Ну, например, обед за казённый счёт, потому что я человек бедный. Могу предложить штраф, но какой же штраф я могу заплатить если всего добра у меня и на пять мин не наберётся.
Слово ведущего: Речь Сократа вызвала бурную реакцию. Сторонники остались довольны, противники — восприняли её как издевательство над собой. Судьи проголосовали и назначили Сократу смертную казнь.
Сократ: Граждане, я старый человек и смерти боятся мне не пристало. Что приносит людям смерть, я не знаю. Возможно она избавит меня от тяжкой дряхлости и это хорошо, возможно, я смогу за гробом встречаться с великими мужами древности и обратится к ним со своими расспросами, и это будет ещё лучше. Поэтому давайте разойдёмся: я — чтобы умереть, вы — чтобы жить, а что из этого лучше — нам неизвестно.
Ученик: Казнили Сократа не сразу. Был праздничный месяц и все казни отложили. Друзья предлагали Сократу бежать, но на это он ответил: «Куда? Разве есть такое место где люди не умирают?». Его спросили, как он хочет быть похороненным. На это Сократ ответил: «Похоже, плохо вы меня слушали, если так говорите. Хоронить вы будете не меня, а моё мёртвое тело».
Другой ученик: Казнили Сократа в Афинах. Ему подали чашу с вином, в котором был яд — он выпил её до дна. Друзья заплакали, а он сказал: «Тише, тише, умирать надо по хорошему». Когда холод подступил к его сердцу, он тихо произнёс: «Принесите жертву богу здоровья». Когда последний вздох покидал его тело, многим послышался голос, который горько молвил: «Я ожидал, о мужи-афиняне, что вы будете оправдываться».
Приложение 4
Театрализованная игра-викторина (8 класс)
Месть княгини Ольги. По каретам послы и разбойники!
Вместо
карет используется
нарисованная
верстовая
лента, по которой
двигаются
разноцветные
бумажные "каретки",
показывающие
путь, пройденный
командами. У
представителей
команд - разноцветные
банты соответствующего
кареткам цвета.
За ответы
присуждаются
100, 200, 300, 400 или 500 верст
в зависимости
от их полноты
и правильности.
Эпизоды готовят
заранее участники
школьной театральной
студии. Эпиграфы
к эпизодам -
это подсказки.
Богиня истории
Клио:
О бессмертные
боги! Повелели
вы мне все людские
дела и событья
заносить в один
свиток заветный.
И с тех пор этот
свиток историей
звали, а меня
нарекли богиней
истории - Клио.
С незапамятных
лет и поныне
муза моя вездесуща.
Знаю все, что
творимо везде
и людьми, и богами:
война ль между
странами, несущая
смерть, разрушенья,
иль строительство
храма великого.
Ведаю все! О
великомудрые!
Предлагаю вам
вместе со мной
вспомнить
славнейшего
свитка страницы,
дабы чтить
наших предков
великих!
Эпизод
1. Ликин
Богиня
истории Клио:
Они не строили
себе пирамид
и надгробий,
Не оставили
после себя
наследников,
детей,
Сохранивших
их имена,
Но
они оставили
свое наследство
в писаниях,
В
поучениях,
сделанных
ими...
Небольшое
помещение со
шкафами, похожими
на соты. Мальчик,
старик, 2-3 работника
за маленькими
столиками. Все
- в туниках, мальчик
- в набедренной
повязке. Мальчик
и старик ходят
по сцене, а работники
за