Анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования на примере ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банка"
По этой и ряду других причин в течение 1993 - 1994 гг. происходило сближение процентных ставок по привлекаемым депозитам и межбанковскому кредиту.Переход от командно-административной экономики к рыночной обусловил необходимость создания в России рынка ссудных капиталов для обслуживания потребностей хозяйства. Однако подлинное развитие рынка ссудных капиталов возможно лишь при наличии рынков: средств производства; предметов потребления; рабочей силы; недвижимости; земли. Все эти рынки нуждаются в денежных средствах, которые должен предоставить им рынок ссудных капиталов. Это основной принцип формирования рынка ссудных капиталов.
Наблюдается постепенное развитие специализированных кредитных институтов и функционирование рынка ценных бумаг, но этого недостаточно, чтобы приблизить рынок России к рынкам западных стран. Отставание объясняется прежде всего отсутствием полнокровного рынка средств производства и рынка недвижимости, существование которых возможно только на базе широкой приватизации, акционирования большой части государственной собственности. Кроме того, необходимы рынок рабочей силы и ее мобильная миграция, а также рынок земли. Все это необходимые условия для расширения рынка ценных бумаг, а следовательно, дальнейшего развития новых кредитно-финансовых институтов, укрепления двух звеньев кредитного рынка, обеспечение спроса и предложения на денежный капитал.
Поэтому основными направлениями в формировании кредитного рынка должна стать высокая норма сбережений (как в производственном, так и личном секторе), широкая приватизация, связанная с организацией рынка ценных бумаг, и создание на ее базе разветвленной сети специализированных кредитно-финансовых институтов.
Также в настоящее время в деятельности коммерческих банков России существуют серьезные проблемы. Это связано с причинами финансового неблагополучия в банковской системе, которая зависит от общего состояния экономики государства, а также от недостатка необходимого опыта и подготовленных кадров для работы банков в условиях рыночных преобразований.
Серьезной проблемой является поддержание ликвидности банковской системы. Основные убытки коммерческим банкам приносит кредитная деятельность, привлечение слишком дорогих ресурсов и невозможность рентабельного их размещения. Отсутствие возможности получать прибыли инфляционного характера требует от банка серьезного подхода к качеству кредитного портфеля. В структуре активов коммерческих банков кредитные операции составляют приблизительно 15%. В общей сумме кредитной задолженности просроченные кредиты составляют 17%, пролонгированные 19%, кредиты без обеспечения 8%, безнадежные к возврату 1%. Показатели структуры задолженности свидетельствуют о значительном росте просроченных и пролонгированных кредитов.
Увеличение уставного фонда коммерческих банков до требуемой Сбербанком России величины, также является серьезной проблемой, стоящей перед банковской системой, но такое увеличение уставного фонда банков будет способствовать росту надежности и стабильности банковской системы России в целом.
На современном этапе развития кредитной системы существуют определенные проблемы, которые мешают Российским банкам выделять отдельные виды кредитов, влияют росту части нежелательных кредитов (просроченных, безнадежных и т.д.), что, в свою очередь, ухудшает ликвидность и платежеспособность банков.
Основной проблемой Российского кредитования на современном этапе невозможность и нежелание банков проводить долгосрочное кредитование, что связано с отсутствием кредитных ресурсов, а также с риском невозвращения кредитов.
Правительство России и СБЕРБАНК РОССИИ создают условия для финансовой стабилизации, что влияет на постепенное улучшение деятельности банков в стране. Следует отметить существенное снижение процентных ставок по кредитам, а также постепенный рост спроса на долгосрочное кредитование.
На современном этапе в России особенное внимание следует уделять развитию потребительского кредита. Покупка в рассрочку не развита, хотя это достаточно удобная на практике форма оплаты товаров и услуг, такая форма оплаты позволяет осуществлять расходы в то время, когда доходы ещё не поступили.
Кредитные и расходные карточки только начинают появляться в нашей стране, и то оплатить покупку в магазине при помощи таких карточек возможно далеко не во всех магазинах. Использование таких карточек позволило бы отказаться от наличных денег, что для нашего населения еще неприемлемо.
В отличие от развитых стран, где существует автоматически возобновляемый кредит, как форма потребительского кредита, в России он находится на стадии зарождения.
Что касается влияния на ликвидность и платежеспособность банков, то важной проблемой является несвоевременное возвращение кредита, рост безнадежной кредитной задолженности. В таких условиях растет значение контроля со стороны банка по поводу кредитного договора. Первоочередное значение тут имеет своевременность уплаты процентов и долга. Поэтому очевидным есть регулирование кредитных рисков и реализация мероприятий, которые касаются уменьшению их влияния на деятельность банков.
Некоторые проблемы кредитования связаны с внутренними действиями работников. Например, недостаточный анализ финансового положения клиентов при выдаче кредита; нарушение принципов кредитования; неправильное оформление кредитных договоров; выдача кредитов без четких сроков возвращения; иногда отсутствие проверки использования целевых кредитов и т.д.
В период кризиса конца 2008 года банки повышают процентные ставки по уже выданным карточным кредитам. Кредитные карты — наиболее доходный для банков продукт, однако, повышая стоимость уже выданных кредитов для заемщиков, банкиры рискуют получить судебные претензии от клиентов, утверждают юристы.
Банки повысили процентную ставку по уже выданным кредитным картам, сообщили сразу в нескольких банках. Московский банк реконструкции и развития (МБРР) с 26 октября увеличил ставку на 9 процентных пунктов, до 27% годовых, для держателей карт с положительной кредитной историей, по остальным кредитным картам ставка увеличилась в среднем на 3-4 процентных пункта, до 36% годовых. Юникредит банк принял решение с 1 декабря повысить ставки на открытые до 27 октября рублевые карты на 6-9 процентных пунктов, до 30-35%, на валютные — на 7-9 процентных пунктов, до 28%. Банк "Авангард" вчера сообщил о повышении ставки по кредиткам на 5 процентных пунктов, до 17%. Ранее других на рынке пластикового кредитования повысил тарифы "Абсолют банк", в среднем на 3-4 процентных пункта по всем кредитным картам. Из крупнейших игроков пластикового рынка по кредиту, выдаваемому на карту, намерен повысить ставку на 5-6 процентных пунктов Собинбанк.
Доля кредитных карт в общем кредитном портфеле для физических лиц у Юникредит банка составляет около 1%, у МБРР — 10%, у "Авангарда" — 21%. Согласно рейтингу на 1 июля, на рынке пластиковых карт Юникредит банк занимает 24-е место, объем пластиковых карт — 454 526 штук, МБРР — 33-е место с объемом 284 369 штук, "Авангард" — 37-е место с объемом 242 194 штук. У лидеров рынка — Сбербанка, Альфа-банка и банка "Уралсиб" — процентная ставка по выданным кредитам пока остается прежней.
"В условиях кризиса растет просроченная задолженность по кредитам. В связи с тем что ужесточились условия привлечения денег, мы вынуждены ужесточать требования к заемщикам",— поясняет старший вице-президент по развитию продуктов розничного бизнеса МБРР Альберт Звездочкин. "Мы стремимся к тому, чтобы условия по нашим розничным продуктам были адекватны оценкам рисков. В условиях кризиса риски повышаются, поэтому мы повышаем ставки, чтобы не нести риск получения убытков",— дали официальный ответ в пресс-службе Юникредит банка. Заместитель председателя правления банка "Авангард" Валерий Торхов сказал "Ъ": "За последнее время неоднократно повышалась ставка рефинансирования, существенно увеличилась стоимость рублевого фондирования как на внутреннем рынке, так и на рынке западных заимствований. Да и ставки по депозитам банки за последний год повышали неоднократно".
Увеличить ставки по выданным кредитам банкиров заставила высокая стоимость привлекаемых для выданных кредитов средств. "Фактически остановился долговой рынок, облигации сейчас не являются источником денег для банков,— отметил зампред правления МБРР Дмитрий Ладиков-Роев.— Все банки ведут агрессивную депозитную политику, повышая ставки на вклады. Ликвидность осталась только в надежных инструментах и у компаний, связанных с госфинансированием". Гендиректор "Фосборн Хоум" Василий Белов утверждает, что увеличение ставок по уже выданным кредитам является тенденциозным и уже в ноябре и другие банки пойдут на эту меру.
Кредитные карты являются одним из наиболее доходных продуктов для банков за счет процентов за пользование кредитом, комиссий и штрафов, начисляемых на просроченную задолженность. "За счет повышения тарифов банк может получить больший валовой доход, маржа по более рискованным продуктам всегда выше. Поскольку просрочка по карточным кредитам выше, чем по другим продуктам, банк имеет возможность повысить свою маржу",— комментирует господин Ладиков-Роев. По подсчетам аналитиков, доходность кредитной карты составляет, включая проценты, комиссии и штрафы, 30-50%. Так, банк "Тинькофф. Кредитные системы" зарабатывает на картах 63%, из которых 33% — процентный доход, 30% — комиссионный доход (см. "Ъ" от 11 ноября). Исходя из объема кредитного портфеля Юникредит банк, повышая ставки, получит в качестве дополнительного дохода до 77,5 млн. руб., МБРР — до 102,3 млн. руб., "Авангард" — до 105 млн. руб.
3. Анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования, предложения по ее усовершенствованию
3.1. Виды потребительского кредитования Хоум Банка
Банк регулярно исследует потребительские предпочтения клиентов и совершенствует предлагаемый продуктовой ряд.
Банк предлагает:
- широкий выбор кредитных продуктов и маркетинговых акций;
- гибкие сроки кредитования - от 4 до 36 месяцев (с шагом в 1 месяц);
- сумма кредита – от 3 000 до 200 000 рублей;
- широкий спектр кредитуемых товаров и услуг: от бытовой техники и электроники до предметов интерьера, одежды и туристических путевок.
Определить наиболее подходящий кредит Вам поможет сотрудник Банка в выбранном Вами магазине.
Процедура оформления кредита займет не более 30 минут. Для оформления кредита необходимо 2 документа - паспорт гражданина РФ и любой из следующих документов:
- заграничный паспорт;
- водительское удостоверение;
- пенсионное удостоверение;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
Требования Банка к заемщикам:
- стабильный источник дохода;
- постоянная регистрация в регионе обращения за кредитом.
Потребительские кредиты Банка:
1. «Стандартный +»
Срок кредита – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 и 24 мес.,
Первоначальный взнос – от 0%, от 10% и от 20% от стоимости Товара.
Без комиссии за предоставление кредита
Процентная ставка за пользование кредитом зависит от количества предоставленных документов и размера первого взноса (см. таблицу 15):
Таблица 15
Процентная ставка «Стандартный +»
Размер Первого взноса | Процентная ставка (годовых) | |
Паспорт РФ | Паспорт РФ + второй документ | |
От 0% | - | 75% |
От 10% | 75% | 72% |
От 20% | 72% | 67% |
Минимальный размер кредита – 3 000 руб.,
Максимальный размер кредита – 200 000 руб.,
Досрочное погашение возможно через 3 месяца.
2. «Домашний» для покупки аудио-, видео- и бытовой техники
Размер кредита – от 3 000 до 200 000 рублей
Первый взнос – от 10% от стоимости товара
Срок кредитования – 6, 8, 10, 12, 14,16,18 или 24 месяца
Без комиссии за предоставление кредита
Кредитование услуг «Установка и подключение КБТ», «Установка и подключение HiFi», «Установка и подключение программного обеспечения» и Полисов Росгосстрах осуществляется только по стандартным кредитным продуктам вместе с товаром, на который оформлена услуга.
Процентная ставка за пользование кредитом зависит от количества предоставленных документов и размера первого взноса (см. таблицу 16):
Таблица 16
Процентная ставка «Домашний»
Размер Первого взноса | Процентная ставка (годовых) | |
Паспорт РФ | Паспорт РФ + второй документ | |
От 10% | 43% | 41% |
От 20% | 41% | 38% |
3. «Комфортный» для покупки любых товаров, кроме мобильных телефонов и иных средств мобильной связи
Размер кредита – от 3 000 до 100 000 рублей
Первый взнос – от 0% от стоимости товара
Срок кредитования – 6, 8, 10, 12, 14,16, 18 или 24 месяца
Без комиссии за предоставление кредита
Процентная ставка за пользование кредитом зависит от количества предоставленных документов и размера первого взноса (см. таблицу 17):
Таблица 17
Процентная ставка «Комфортный»
Размер Первого взноса | Процентная ставка (годовых) | |
Паспорт РФ | Паспорт РФ + второй документ | |
От 0% | - | 57% |
От 10% | 52% | 48% |
От 20% | 48% | 41% |
4. «Мой компьютер плюс» для покупки компьютеров (кроме ноутбуков), оргтехники и периферийных устройств
Размер кредита – от 3 000 до 100 000 рублей
Первый взнос – от 10% от стоимости товара
Срок кредитования – 8, 10, 12, 14, 16, 18 или 24 месяца
Без комиссии за предоставление кредита
Процентная ставка за пользование кредитом зависит от количества предоставленных документов и размера первого взноса (см. таблицу 18):
Таблица 18
Процентная ставка «Мой компьютер плюс»
Размер Первого взноса | Процентная ставка (годовых) | |
Паспорт РФ | Паспорт РФ + второй документ | |
От 10% | 45% | 42% |
От 20% | 42% | 39% |
5. «Мобильный +»
Cрок кредита – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 и 24 мес.,
Первоначальный взнос – от 10%, от 20% и от 50% от стоимости Товара.
Без комиссии за предоставление кредита
Процентная ставка за пользование кредитом зависит от количества предоставленных документов и размера первого взноса (см. таблицу 19):
Таблица 19
Процентная ставка «Мобильный +»
Размер Первого взноса | Процентная ставка (годовых) | |
Паспорт РФ | Паспорт РФ + второй документ | |
От 0% | 75% | 72% |
От 20% | 72% | 69% |
От 50% | 67% | 59% |
Минимальный размер кредита – 3 000 руб.,
Максимальный размер кредита – 50 000 руб.,
Досрочное погашение возможно через 3 месяца.
6. «Новый вариант»
Срок кредита – 5, 6, 7, 8, 9, 10 мес.;
Первоначальный взнос - 10, 20, 30, 40, 50% от стоимости Товара;
Без комиссии за предоставление кредита;
Процентная ставка за пользование кредитом:
Таблица 20
Процентная ставка ««Новый вариант»
Количество Ежемесячных платежей | Размер первого взноса, % от стоимости Товара | ||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | |
10 | 23,60% | 26,40% | 30,10% | 34,70% | 41,40% |
9 | 26,00% | 29,00% | 33,00% | 38,20% | 45,40% |
8 | 28,80% | 32,30% | 36,60% | 42,40% | - |
7 | 32,40% | 36,30% | 41,20% | 47,70% | - |
6 | 37,00% | 41,50% | 47,10% | - | - |
5 | 43,10% | 48,40% | - | - | - |
Минимальный размер кредита – 3 000 руб.;
Максимальный размер кредита – 100 000 руб.;
7. 0% Мобильный телефон
Срок кредита – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 и 24 месяца;
Первоначальный взнос – от 0%;
Максимальный размер кредита – 50 000 руб.;
Минимальный размер кредита – 3 000 руб.;
Без комиссии за предоставление кредита;
Процентная ставка за пользование кредитом зависит от количества предоставленных документов и размера первого взноса (см. таблицу 21):
Таблица 21
Процентная ставка ««0% Мобильный телефон»
Размер Первого взноса | Процентная ставка (годовых) | |
Паспорт РФ | Паспорт РФ + второй документ | |
От 0% | _ | 79% |
От 10% | 75% | 72% |
От 20% | 72% | 69% |
От 50% | 67% | 59% |
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» предлагает своим клиентам новые уникальные банковские карты:
1. Карта БОЛЬШЕ!:
БОЛЬШЕ радости, БОЛЬШЕ уверенности, БОЛЬШЕ счастья
Кредитный лимит – от 20 до 100 000 рублей на любые цели
Льготный период – до 51 дня
Годовая процентная ставка - 27,9%
Выпуск и активация Карты – бесплатно
Карта БОЛЬШЕ! для абонентов МТС:
БОЛЬШЕ радости, БОЛЬШЕ уверенности, БОЛЬШЕ счастья
Бонус, равный 400 рублям на лицевой счет в МТС после совершения первой покупки по Карте до 8 марта 2009 года
Кредитный лимит – от 10 000 до 100 000 рублей на любые цели
Льготный период – до 51 дня
Годовая процентная ставка - 24,9% за покупки, оплаченные Картой
Выпуск и активация Карты – бесплатно
2. Карта MAXIMUM:
MAXIMUM свободы и удобства
Льготный период – до 51 дня
Годовая процентная ставка на покупки - 24,9%
Кредитный лимит – от 10 000 до 100 000 рублей на любые цели
Выпуск и активация Карты – бесплатно
MAXIMUM скидок в подарок от ISIC
3. Карта Хоум Кредит:
Свободный доступ к денежным средствам Банка для снятия наличных и оплаты покупок
Годовая процентная ставка - 19%
Кредитный лимит – от 10 000 до 100 000 рублей на любые цели
Льготный период – до 51 дня
Фиксированный размер ежемесячных платежей
Выпуск и активация Карты – бесплатно
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» предлагает своим новым и существующим клиентам уникальную возможность - одновременно получить потребительский кредит в магазине, совершить покупку, оформить банковскую карту.
4. Карта Зеленый свет
«Зеленый свет» Вашим покупкам;
Система вознаграждений при снятии наличных
Постоянный доступ к кредитам от 10 000 рублей до 60 000 рублей
Льготный период – до 51 дня
Годовая процентная ставка - 19%
Выпуск и активация Карты – бесплатно
5. Карта Послушный кредит
Постоянный доступ к кредитам от 6 000 рублей до 40 000 рублей
Беспроцентный период – 31 день с момента активации Карты
Возможность выбирать сумму и срок ежемесячного платежа (но не менее минимального и не реже 1 раза в месяц) и дату полного погашения задолженности
Годовая процентная ставка - 19%
Выпуск и активация Карты – бесплатно
ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк" является активным оператором на рынке межбанковского кредитования в рублях и иностранной валюте.
3.2. Структура кредитного портфеля
Кредитный портфель представляет собой остаток кредитной задолженности по балансу коммерческого банка на определенную дату. т.е. совокупность требований банка по кредитам, которые классифицированы на основе определенных критериев.
В российской экономической литературе кредитный портфель определяется как: совокупность выданных ссуд, которые классифицируются на основе критериев, связанных с различными факторами кредитного риска или способами защиты от него.
Приоритетными направлениями деятельности Банка является предоставление кредитов и финансовых услуг физическим лицам в сегменте банковской розницы: на покупку потребительских товаров непосредственно в местах продаж, а также предоставление кредитов на основе пластиковых карт (доля в портфеле Банка – порядка 30% от общего портфеля, на 30/09/2008) и кредитов наличными (доля – свыше 18% от общего портфеля на 30/09/2008) как для клиентов, ранее пользовавшихся потребительским кредитом Банка, так и для новых клиентов через сеть собственных офисов, а также через партнерскую сеть.
Банк предоставляет потребительские кредиты (в основном на приобретение бытовой, аудио/видео техники, мебели, мобильных телефонов – свыше 50 категорий товаров.) через широкую сеть магазинов-партнеров в Москве и регионах Российской Федерации. Услуги Банка доступны более чем в 1 200 городах в 80 регионах Российской Федерации.
Одной из основных задач Банка является быть клиентоориентированным банком, который может предложить своим клиентам, как из числа существующих, так и из числа потенциальных потребителей, конкурентоспособные условия кредитования, которые смогут удовлетворить потребительские запросы. Банк активно ведет работу с собственной клиентской базой для эффективных перекрестных продаж дополнительных и новых продуктов для построения долгосрочных отношений с клиентами. По состоянию на отчетный период общее количество клиентов, получивших кредит в Банке, составило более 15 млн. человек. Согласно исследованию Банка Usage & Attitude, посвященного изучению отношения потребителей к брендам банков и их продуктам, Банк "Хоум Кредит" входит в топ-5 банков по уровню знания бренда: этот показатель составил 72% от общего числа опрошенных.
Клиентами Банка могут стать жители России в возрасте от 18, имеющие стабильный источник дохода и постоянную прописку в одном из регионов страны, где Банк предоставляет свои услуги. Условия кредитования (размер первоначального взноса, срок кредита, процентная ставка и пр.) зависят от вида кредита, стоимости товаров, приобретаемых в кредит, кредитного продукта, категории риска товара/продавца/клиента.
Банк предлагает своим клиентам с положительной кредитной историей доступ к новым продуктам и предложениям, используя прямую почтовую рассылку (direct mail) и телемаркетинговые кампании, что позволяет повысить эффективность взаимодействия эмитента с клиентами и увеличить прибыльность в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В рамках этих мероприятий предлагаются такие продукты, как кредиты на основе пластиковых карт и кредиты наличными, которые стали предлагаться клиентам с 2006 года.
В ноябре 2004 г. эмитент приступил к выпуску расчетных карт Maestro международной платежной системы MasterCard International.
Клиенты Банка могут вносить платежи в счет погашения задолженности по кредиту более чем в 40 000 пунктах приема платежей, благодаря сотрудничеству Банка с ФГУП «Почта России» и развитию сети кредитно-кассовых офисов Банка. Для упрощения процедуры внесения платежей часть необходимой для погашения кредита информации содержится на бланках в закодированном виде, которые клиент получает сразу после предоставления Банком кредита.
Банк «Хоум Кредит» уведомил о денежных результатах за 6 месяцев 2008года в соответствии с МСФО. По состоянию на 30 июня 2008 года общий объем выданных по картам банка кредитов составил 11,3 млрд. рублей, что на 140% больше показателей аналогичного периода 2007 года. На конец первого полугодия банком было выпущено порядка 6 млн. кредитных карт. Согласно данным банка, «Хоум Кредит» сильно увеличил за полгода объем операций по кредитам наличными: общий объем выданных кредитов по результатам первого полугодия составил 4 млрд. рублей по сравнению с 170 млн. рублей, выданных за такой же период 2007 года. Несмотря на рост показателей в сегментах кредитных карт и кредитов наличными, объемы товарного кредитования в банковском учреждении сократились до 6% на отчетную дату в связи с диверсификацией кредитного портфеля банка за счет увеличения операций по кредитным картам и кредитам наличными. Портфель ипотечных кредитов банка, которые предоставляются в сегменте низко-рискованных кредитов на рынке в Российской Федерации, вырос до 1 185 млн. рублей, при полном отсутствии просроченных кредитов. Доля ипотечных кредитов в общем кредитном портфеле банка увеличилась до 3% по сравнению с результатами на конец года. Уровень просроченной задолженности банка снизился до 13, 7% от общего портфеля.
Таблица 22
Структура кредитного портфеля Хоум Банка
Наименование кредитов | 2007год | 2008 год | ||
млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | |
Товарные кредиты | 20,6 | 23,5 | 25,7 | 24,6 |
Автокредиты | 10,2 | 11,6 | 11,3 | 10,8 |
Ипотечные кредиты | 45,8 | 52,2 | 43,2 | 41,3 |
Кредиты наличными | 3,0 | 3,4 | 6,1 | 5,8 |
Карточные кредиты | 8,2 | 9,3 | 18,3 | 17,5 |
Итого | 87,8 | 100 | 104,6 | 100 |
Как видно из таблицы, увеличились товарные кредиты на 24,7% (25,7/20,6*100-100%) – одно из главных звеньев формирования прибыли банка; автокредиты на 10,7% (11,3/10,2*100-100%) – относительно новое веяние в кредитовании банка, развитое пока только в более крупных городах; кредиты наличными денежными средствами на 103% (6,1/3*100-100%) – самое главное новшество в деятельности Хоум Банка; карточные кредиты на 120% (18,3/8,2*100-100%) – активно развивающийся рынок в России. Уменьшилось только ипотечное кредитование на 5,5% (43,/45,8*100-100%) по решению самого Правления Хоум Банка.
3.3. Рекомендации по совершенствованию деятельности банка на рынке потребительского кредитования.
Мероприятия для улучшения финансовой деятельности можно разделить на следующие группы:
расширять и постоянно совершенствовать спектр предлагаемых клиентам продуктов и услуг, которые бы отвечали рыночным тенденциям, например, увеличить беспроцентный период по карточным кредитам до двух месяцев вместо одного;
расширять и диверсифицировать каналы дистрибуции кредитных продуктов, посредством открытия новых представительств и кредитно-кассовых офисов в регионах страны, поддержания долгосрочных отношений с магазинами-партнерами, поиск новых партнеров и открытие кредитных точек, а также за счет расширения сотрудничества с ФГУП Почта России;
модифицировать и совершенствовать методы работы с просроченной задолженностью для повышения качества кредитного портфеля, например, обмен базами клиентов из «черного списка» с другими банками;
развивать маркетинговую деятельность, повышать узнаваемость и доступность бренда Банка для различных целевых аудиторий на всех сегментах рынка, на которых представлен Банк, например, реклама на радио и телевидение;
постоянно совершенствовать эффективность функционирования и управления, например, получение ежедневных отчетов в виде СМС от кредитных экспертов о размере выданных кредитов;
повышать инвестиционную привлекательность компании, например, эмиссия облигаций с дисконтом более высоким, чем у конкурентов;
привлекать к работе высокопрофессиональных специалистов для успешной реализации стратегии Банка, например, экспертов фондовой биржи для успешной реализации эмиссии облигаций.
Рассмотрим подробнее инвестиционный проект по увеличению количества кредитных точек на 34% за 1 год для достижения доли российского рынка потребительского кредитования 40%.
Цель инвестиционного проекта: Открытие новых кредитных точек в перспективных регионах России в количестве 10946 шт. за 1 год (в среднем каждый год открывается 8000 кредитных точек; каждая из них в среднем приносит ежегодный доход 524 000 руб. ).
Задачи:
1- Увеличение кредитных точек за 1 квартал 2009 на 8,5%=34/4 (2737 шт.=10946/4)
2- Увеличение кредитных точек за 2 квартал 2009 на 8,5% (2736 шт.)
3- Увеличение кредитных точек за 3 квартал 2009 на 8,5% (2736 шт.)
4- Увеличение кредитных точек за 4 квартал 2009 на 8,5% (2736шт.)
Результат: Увеличение доходов банка на 32%, прибыли на 33% и доли рынка товарного потребительского кредитования до 40%
Этапы проекта:
1. Этап сбора информации и прогнозирования объемов реализации.
Аналитические данные, полученные из ежегодных отчетов Хоум Банка, для составления проекта представлены в следующей таблице:
Таблица 23
Показатели кредитных точек, доходов, прибыли и доли рынка за 3 года (по данным отчета о прибылях и убытках за 2007 и 2008 гг.)
Наименование показателя | Значение показателя | ||
за 2007 год | за 2008 год | за 2009 год (план) | |
Количество кредитных точек | 25163 шт. | 32954 шт. | 43900 шт. |
Доходы банка по товарному кредитованию | 12,2 млрд.руб. | 17,3 млрд.руб. | 23 млрд.руб. |
Налоги (включая налог на прибыль) | 2,7 млрд. руб. | 2,1 млрд. руб. | 2,8 млрд. руб. |
Чистая прибыль по товарному кредитованию | 2,3 млрд. руб. | 1,8 млрд. руб. | 2,4 млрд. руб. |
Доля рынка товарного кредитования | 21% | 30% | 40% |
Вывод: Количество кредитных точек увеличилось за 2008 год на 7791 шт. (32954-25163) или 31% (32954/25163*100%-100%), при этом доходы банка возросли на 5,1 млрд. руб. (17,3-12,2) или на 40% (17,3/12,2*100%-100%), налоги уменьшились на 0,6 млрд. руб. (2,1-2,7) или на 22% (2,1/2,7*100-100%) а доля рынка – на 9% (30-21). Но в связи с увеличением процентных выплат по привлеченному финансированию прибыль снизилась на 0,5 млрд. руб. (1,8-2,3) или на 22% (1,8/2,3*100-100%)
Планируется за 2009 год выполнить план инвестиционного проекта, то есть увеличить число кредитных точек на 10946 шт. (43900-32954), доходы банка на 5,7 млрд. руб. (23-17,3), чистой прибыли на 0,6 млрд. руб. (2,4-1,8) и доли рынка на 10% (40-30).
2. Этап прогнозирования объемов работ и прибыли.
Таблица 24
Показатели потребительского кредитования, осуществляемого в магазинах-партнерах на 2009 год.