Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления
VALIGN=TOP>Итак, на основе анализа были выявлены основные факторы макросреды организации (таблица 9).
Таблица 11 Основные факторы макросреды для компании «Доктор Борменталь» (филиал г. Королев)
Факторы внешней среды | Позитивное влияние | Степень важности | Негативное влияние | Степень важности |
Социальные факторы | Благоприятная динамика соотношения классов и социальных групп в обществе | 4 | Усиление профсоюзной активности и влияния профсоюзов на формирование общественного мнения | -2 |
Изменение образа жизни в направлении западных традиций | 4 | |||
Повышение уровня образования | 2 | |||
Технологические факторы | Положительные тенденции развития новых подходов к производству услуг | 1 | Сокращение жизненного цикла технологий | -4 |
Благоприятные тенденции развития новых процессов и оборудования, технологий | 1 | Ужесточение требований к квалификации кадров | -4 | |
Экономические факторы | Увеличение размеров и темпов изменения сегментов рынка в соответствии с интересами компании | 9 | Увеличение цен на энергоносители | -6 |
Повышение уровня экономического развития | 6 | Повышения уровня налоговой нагрузки | -9 | |
Повышение качества экономического законодательства | 6 | Повышение стоимости земли | -9 | |
Политические факторы | Улучшение отношения государства к собственности | 2 | Повышение степени неукоснительности действий всех правовых норм | -2 |
Совершенствование законов и нормативно-правовых актов | 2 | Ужесточение законодательных ограничений отдельных видов деятельности | -2 | |
Повышение эффективности правовой системы | 2 | Повышение уровня регулирования и контроля со стороны государства | -4 |
2.2 Анализ микросреды
Анализ микросреды проводится посредством применения методики «Пять сил Портера».
Модель конкурентных сил Портера подразумевает анализ рыночных сил, которые могут влиять как позитивно, так и негативно на предприятие. Анализ ведется по 5 факторам (таблица 10).
Таблица 11 Анализ факторов макросреды для компании «Доктор Борменталь» (филиал г. Королев)
Фактор | Количественная оценка | Критерий оценивания |
Потенциальные новички | 0 | — давления не ощущается, вполне возможно собственное давление (барьер входа на рынок достаточно высок, особенно в условиях ограниченности кредитования, высокой стоимости недвижимости и нестабильной экономической ситуации); |
Поставщики | 0 | — давления не ощущается, вполне возможно собственное давление (налажены устойчивые взаимоотношения с поставщиками); |
Товары-заменители | 1 | — минимальное и нерегулярное давление (возможен переход части клиентов в более низкий ценовой сегмент); |
Покупатели | 2 | — давление есть, следует отслеживать его динамику (потребители очень требовательны как к качеству услуги, так и ко всему процессу ее оказания); |
Конкуренты | 1 | — специфика и уникальность используемой методики обеспечивает компании низкую конкуренцию (узкоспециализированный рынок; но необходимо отслеживать появление новых конкуренто, анализ их действий; выявление ключевых факторов успеха); |
Сумма баллов | 4 |
Выводы: — нужны спецпрограммы развития бизнеса; — постоянный мониторинг потребностей потребителей и анализ действий конкурентов; — маркетинговые программы, переход к программам лояльности потребителей; — использование технических и дизайнерских инноваций; — выявление ключевых факторов успеха; — отслеживание появления новых конкурентов. |
2.3 Анализ внутренней среды организации
Анализ внутренней среды организации включен в методику SWOT-анализа и будет проиллюстрирован в п. 2.4.
2.4 SWOT-анализ организации
SWOT-анализ компании «Доктор Борменталь» (филиал г. Королев) проводится относительно цели расширения бизнеса. В результате анализа внешней и внутренней среды были выявлены и проанализированы наиболее важные факторы, влияющие на развитие организации. Проведем их попарный анализ (таблица 11).
Таблица 11 SWOT-анализа компании «Доктор Борменталь» (филиал г. Королев)
Возможности 1. Изменение образа жизни и потребностей в услугах компании, повышение их популярности; 2. Совершенствование правовой среды в коммерческой сфере. |
Угрозы 1. Возможное сокращение спроса в связи с экономическим кризисом. 2. Повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда; |
|
Сильные стороны 1. Устойчивое финансовое состояние; 2. Квалифицированные кадры; 3. Современное оборудование. |
Агрессивная стратегия «Сила» для реализации «возможностей» |
Консервативная стратегия «Сила» для устранения «угроз» |
Слабые стороны 1. Малый размер фирмы. 2. Узкоспециализированная отрасль; |
Конкурентная стратегия Минимизация «слабостей» за счет выявления «возможностей» |
Парадоксальная стратегия Минимизация «слабостей» и предотвращение «угроз», если это возможно |
В текущей ситуации предприятию необходимо придерживаться консервативной стратегии: использовать сильные стороны организации для нивелирования или смягчения угроз внешней среды.
Основные конкурентные мероприятия стратегии могут быть следующими:
учет затрат и издержек;
постоянный мониторинг потребностей потребителей и анализ действий конкурентов;
маркетинговые программы, переход к программам лояльности потребителей;
использование технических и дизайнерских инноваций;
выявление ключевых факторов успеха;
развитие существующих услуг в направлении преимуществ перед конкурентами.
Конечно, данную стратегию следует дополнить мероприятиями граничных стратегий:
оценка возможностей наращивания доли рынка посредством расширения спектра услуг (агрессивная стратегия);
умеренная реклама и совершенствование качества услуг (конкурентная стратегия).
Заключение
В рамках курсовой работы было проанализировано положение организации в маркетинговой среде, выявлены основные факторы, влияющие на деятельность фирмы, определено направление и степень их влияния.
На уровне макросреды основные факторы лежат в экономико-политической сфере. Бизнес организации сильно зависит от текущей экономической ситуации, уровня жизни населения, а также условий ведения бизнеса. Услуги салона красоты традиционно относят к ценовому сегменту выше среднего. В связи с этим в условиях экономического кризиса возможно сокращение спроса. С другой стороны, в связи с кризисом планируется изменение налоговой системы. Однако планы по увеличению налогообложения фонда оплаты труда могут отрицательно сказаться на прибыльности. Увеличение цен на энергоносители и повышение стоимости аренды помещений вносит существенные коррективы в структуру себестоимости услуг. Кроме того, возможности развития бизнеса ограничены высокой стоимостью кредитования.
В результате анализа микросреды было выявлено, что организация находится в секторе сильного действия рыночных сил. Особое давление оказывают:
потребители: они очень требовательны как к качеству услуги, так и ко всему процессу ее оказания
конкуренты: узкоспециализированный рынок; но необходимо отслеживать появление новых конкурентов, анализ их действий; выявление ключевых факторов успеха;
товары-заменители: возможен переход части клиентов в более низкий ценовой сегмент.
К сильным сторонам организации следует отнести устойчивое финансовое состояние, квалифицированные кадры и современное оборудование. К слабым — недостаточную известность в городе и узкоспециализированность отрасли.
Результаты SWOT-анализа показывают, что в текущей ситуации предприятию необходимо придерживаться консервативной стратегии: использовать сильные стороны организации для нивелирования или смягчения угроз внешней среды.
Основные конкурентные мероприятия стратегии могут быть следующими:
учет затрат и издержек;
постоянный мониторинг потребностей потребителей и анализ действий конкурентов;
маркетинговые программы, переход к программам лояльности потребителей;
использование технических и дизайнерских инноваций;
выявление ключевых факторов успеха;
развитие существующих услуг;
оценка возможностей наращивания доли рынка посредством расширения спектра услуг (агрессивная стратегия);
умеренная реклама и совершенствование качества услуг (конкурентная стратегия).
В заключение следует отметить, что реализация схемы оценки маркетинговой среды компании позволяет определить вектор ее развития, так как она показывает приоритеты и способы достижения рыночных целей. Системный и комплексный анализ способствует выработке оптимальных решений как на уровнях гипотезы и планирования (посредством выявления ключевых потребностей), так и на уровне реализации и учета (так стратегия согласуется с внешними факторами и внутренними возможностями предприятия).
Список использованной литературы
1.Альтшулер, И. Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. / И. Г. Альтшулер. — М.: Вершина, 2006. — 232 с.;
2.Армстронг, Г. Введение в маркетинг. / Г. Армстронг, Ф. Котлер. — М.: Вильямс, 2007. — 824 с.;
3.Бейкер, М. Теория маркетинга. / М. Бейкер. — М.: Питер, 2002. — 464 с.;
4.Гайденко, Т. А. Маркетинговое управление. Принципы управленческих решений и российская практика. / Т. А. Гайдаенко. — М.: Эксмо, 2006. — 496 с.;
5.Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. — М.: Экономистъ, 2007. — 416 с.;
6.Итан, М. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов. / М. Расиел Итан. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 192 с.;
7.Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер. — М.: Питер, 2008. — 813 с.;
8.Маркетинг: Классика Harvard Business Review. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 174 с.;
9.Мескон, М. Основы менеджмента. / М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2008. — 672 с.;
10.Портер, М. Конкуренция. / М. Портер. — М.: Вильямс, 2006. — 608 с.;
11.Соловьев, Б. А. Маркетинг: учебник для программы МВА. / Б. А. Соловьев. — М.: Инфра-М, 2008. — 379 с.;
12.Томпсон-мл., А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. / А. А. Томсон-мл., А. Дж. Стрикленд III. — М.: Вильямс, 2007. — 928 с.;
13.Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Дело, 2008. — 447 с.;
14.Фомин, Я. А. Диагностика кризисного состояния предприятия: учебное пособие для вузов. / Я. А. Фомин. — М.: Юнити-Дана, 2003. — 349 с.;
15.Ющук, Е. Конкурентная разведка. Маркетинг рисков и возможностей. / Е. Ющук. — М.: Вершина, 2006. — 238 с.
маркетинговый среда swot анализ
Размещено на